БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Социология права » АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА

Автор: Maxvel 2-11-2012, 21:45

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА

1. Европейская школа социологии права.
2. Американская школа социологии права.
3.Скандинавская школа социологии права.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1. Представителями Европейская школа социологии права являются:
Евгений Эрлих (1862–1922) – австрийский правовед, разработавший концепцию «свободного права». Призывал искать истоки права в социальных ассоциациях и существующем в них порядке. Эрлих считал, что общество находится в ассоциациях (союзах): самобытных (семья, род), и новых (образовались в ходе целенаправленной деятельности людей: государства, политические партии, профсоюзы и та далее).
Право рассматривается как система самопроизвольно сложившихся норм социального порядка, регулирующих жизнедеятельность этих союзов. Существует два уровня такого порядка:
1) нормы, формирующиеся в ходе судебной практики (нормы решений;
2) нормы, сложившиеся в повседневной деятельности людей (организационные).
Такое удвоение отражает реально существующий дуализм «книжного» и «живого» права.
Нужно обратиться к изучению конкретной правовой практики, отношений власти и права, договоров и завещаний. Источником информации являются правовые документы, под которыми всегда обнаруживается типичное, повторяющееся содержание, из которого вычленяется живое право. Взаимодействие правовых норм различных уровней – стихийно – бытового, права юристов, и государственного - образует ткань живого права, которое в действительности и регулирует социальные отношения. Свободно – правовое движение Эрлиха также связано с его концепцией живого права. Суть его идеи в недостаточности уже разработанного законодательства для решения всевозможных в обществе конфликтов. Поэтому судебная практика должна включать в себя процесс «свободного накопления права», то есть реального правотворчества судьи в ходе принятия решения. Развитие судебной практики опережает развитие законов, будучи подлинным живым правом. Свободное нахождение права тем более необходимо, что юридическое образование обучает только праву книжному, оторванному от жизни. Центр тяжести развития права – не в законодательстве, а в самом обществе. Юридическая практика сама по себе не выражает жизни. Жизнь и поведение людей гораздо больше управляются логикой развития сообщества, нежели нормами права. Поэтому любое правоведение по Эрлиху, может быть только социологией права.
Жорж Гурвич (1894–1965) – французский мыслитель российского происхождения.
Социология права возникает на почве разрыва между правовыми нормами и непосредственной правовой жизнью общества. Для его преодоления изучение права должно выйти за пределы официальных правовых норм и обратиться на все общество в целом, то есть правоведение должно стать социологией права. Гурвич подразделяет социологию права на несколько специализированных отраслей. Так, систематическая социология изучает функциональные отношения, сложившиеся между живой социальной реальностью и правом. Она выявляет связи между социальными союзами и конкретными областями права. Правовая типология групп исследует правовые предписания, адресованные отдельным социальным группам. Генетическая социология исследует происхождение и развитие социальных тенденций, определяющих содержание и функционирование в обществе правовых норм. В понимании Гурвича право может обойтись без государства. Существует социальное право, являющееся агентом общественной интеграции, и индивидуальное право, основанное на взаимном недоверии, и в силу чего выступает как фактор разъединения людей.

2. Американская школа социологии права представлена:
Роско Паунд (1870–1954) сформулировал понятие инструментального характера права: право в действии (сформировавшейся фактический правопорядок) гораздо значимее книжного права. Судебное нормотворчество должно преодолевать формализм законодательства, приспосабливаясь к изменяющимся обстоятельствам.
Гармонизация интересов, максимальное удовлетворение запросов и желаний каждого человека является справедливостью. Как подчеркивает Ж.Карбонье, заслуга Р.Паунда состоит в переосмыслении значения права как элемента социального контроля. Паунду удалось показать историческую динамику превращения права в современном обществе в господствующую форму контроля.
Реалистическое направление социологии права представлено работами Д.Френка, Т.Арнольда, Х.Олифента, которые выделили, исходя из специфики употребления и функционирования права 5 постулатов его действия:
1) право находится в постоянном движении, оно связано с происходящими в человеческой среде изменениями;
2) право, будучи регулятором общественных отношений, наделяет своих субъектов совокупностью прав и обязанностей и, следовательно, является средством достижения социальных целей;
3) право неразрывно связано с социальными группами и обществом в целом, которое развивается быстрее права.
4) для поспевания за революцией общественных взглядов допускается вольное, то есть более свободное обращение с правом при разрешении конкретных споров, но с условием базирования на существующих нормах;
5) право в своей совокупности отражает в определенной мере ту действительность, которая его закрепила. Поэтому имеет смысл ликвидировать те элементы права, которые не соответствуют реальности.

3. Скандинавская школа социологии права. Основателем реалистического направления является Аксель Хагерстрем (1869–1939). Определенный вклад в развитие идей школы внесли его ученики и последователи Карл Оливекрона (1897), Вильгельм Лунстетд (1882–1955) и Альф Росс (1898–1979). Общую специфику этого направления определяет отказ как от принципов метафизического обоснования права, так и от правового позитивизма.
Хагерстрем говорил, что императивная, то есть приказная, форма выражения нормы выполняет функцию подавления противоположных приказу волевых импульсов и побуждает поступать согласно содержанию данной нормы.
Оливекрона видел специфику правовых императивов в связи с применение силы. Государство не является источником права, так как не существует отдельно и независимо от него.
Лунстетд известен методом рассмотрения права сквозь призму социального благосостояния. То, что полезно с точки зрения укрепления социальной организации и достижения поставленных обществом целей, и составляет социальное благосостояние для данного общества и определяет содержание права. Оно включает в себя ощущение гражданами безопасности, психологического и материального комфорта.
Росс считал, что правовые нормы являются ключом к интерпретации социальных действий. Эффективность права заключается в том. Что оно обеспечивает постоянное следование большинства людей требуемому нормами образу действий.
Николас Луман (1927–1999) – представитель системно-функционального направления в социологии, был профессиональным юристом. Его концепция связана с рассмотрением социальной реальности как коммуникативной системы. Право имеет социальную, коммуникативную природу и порождается складывающимися нормативными ожиданиями. Роль права связана с феноменом конфликта. Структура правовых норм предусматривает возможность конфликта и одновременно намечает возможные пути его разрешения, так как организует связанные с конфликтом ожидания.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии