БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Ревизия и аудит » ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ

ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ

ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ

1. Этапы ревизии (проверки) и подготовка к ее проведению.
2. Инвентаризация и обследование как важнейшие этапы ревизии (проверки)
3. Оформление результатов ревизии (проверки). Требования, предъявляемые к содержанию акта комплексной ревизии (проверки)
4. Реализация результатов ревизии (проверки) и организация, контроля за выполнением принятых по ним решении.
5. Учет и отчетность о контрольно-ревизионной работе.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Этапы ревизии (проверки) и подготовка к ее проведению
Проведение ревизии (проверки) — это последовательный процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается проверкой устранения нарушений и недостатков, выявленных во время предыдущей ревизии (проверки).
Процесс комплексной ревизии (проверки) состоит из следующих этапов:
- подготовка к проведению ревизии (проверки);
- обследование и инвентаризация;
- организация и непосредственное проведение ревизии (проверки) в соответствии с программой;
- систематизация и оформление результатов ревизии (проверки);
- реализация материалов ревизии (проверки);
- контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии (проверки).
Ревизия (проверка) проводится на основании письменного предписания (распоряжения, приказа) руководителя контролирующего органа. В предписании указываются:
- наименование контролирующего органа, проводящего ревизию(проверку) и наименование организации, в отношении которой проводится ревизия (проверка);
- фамилия и инициалы проверяющего, его должность (состав ревизионной группы с указанием ее руководителя);
- тема ревизии (проверки);
- ревизуемый период, срок проведения ревизии, срок представления материалов ревизии.
В состав контролирующей группы в целях обеспечения комплексности проведения ревизий (проверок) включаются специалисты производственно-технических, экономических, финансовых, юридических, маркетинговых отделов, бухгалтерии, отделов труда и заработной платы и других функциональных служб организаций в соответствии с перечнем вопросов, поставленных программой проверки.
В контролирующей организации проведению ревизии (проверки) должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой необходимо изучить нормативные акты, инструктивные материалы и отраслевые указания, касающиеся особенностей деятельности проверяемого субъекта, его бухгалтерской и статистической отчетности, материалов предыдущей ревизии (проверки).
На основании задач, поставленных перед ревизией (проверкой), и по материалам, полученным в ходе изучения контролируемой организации, контрольно-ревизионная служба составляет программу ревизии (проверки), которая содержит перечень основных вопросов, подлежащих проверке, и срок проведения. Программа подписывается руководителем контрольно-ревизионной службы и утверждается руководителем контролирующей организации.
Руководитель контролирующей группы на основании полученной программы ревизии (проверки) составляет рабочий план проведения ревизии (проверки), который утверждается руководителем ревизионной группы.
В рабочем плане указываются перечень работ, подлежащих выполнению, сроки их выполнения, способ проверки и исполнители.
По прибытии на ревизуемое предприятие руководитель контролирующей группы обязан предъявить руководителю проверяемой организации, а при его отсутствии — уполномоченному заместителю, служебное удостоверение, предписание на проведение ревизии (проверки), а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (ревизий). После этого осуществляется инвентаризация денежных средств и других ценностей, хранящихся в кассе организации.
Руководитель контролирующей группы должен решить вопрос о способах и форме информирования работников контролируемой организации о начавшейся ревизии (проверки), ее сроках, месте нахождения и времени работы проверяющих.

2. Инвентаризация и обследование как важнейшие этапы ревизии (проверки)
Проведению документальной ревизии (проверки) предшествует проведение инвентаризации материальных ценностей и обследование контролируемой организации. Для этого руководителем контролирующей группы разрабатывается план проведения инвентаризации материальных ценностей.
При этом им устанавливается: по всем ли материально-ответственным лицам и в какое время проводилась в организации инвентаризация; передавались ли материальные ценности другим работникам при уходе материально-ответственных лиц в отпуск и другие обстоятельства.
Результаты инвентаризаций оформляются справкой о проведенных инвентаризациях материальных ценностей в период комплексной ревизии (проверки) на определенную дату, которая прилагается к акту комплексной ревизии (проверки). Справка подписывается руководителем контролирующей группы, руководителем и главным бухгалтером контролируемой организации.
Кроме этого, члены контролирующей группы должны проводить контрольные проверки качества инвентаризаций, проводимых в период комплексной ревизии (проверки). Рекомендуется охватывать не менее 10 % остатков материальных ценностей, включаемых в инвентаризационную опись. Результаты проверок оформляются актом установленной формы, который подписывается проверяющим, проводившим контрольную проверку, председателем и членами инвентаризационной комиссии. В случае установления расхождений между данными инвентаризационной описи и фактическим наличием ценностей согласно контрольной проверке назначается новый состав инвентаризационной комиссии, а виновные лица привлекаются к ответственности.
Одновременно с инвентаризацией материальных ценностей проводится обследование контролируемой организации. Для этого контролирующая группа (проверяющий) изучает размещение функциональных отделов и служб, цехов и других структурных подразделений, места хранения оборудования и товарно-материальных ценностей, подъездные пути и т. д.
С помощью обследования устанавливаются условия хранения материальных ценностей и денежных средств, наличие пропускной системы и соответствие ее предъявляемым требованиям; обеспеченность помещений для хранения ценностей охранно-пожарной сигнализацией и др. В процессе проведения обследования проверяющий может выявить причины и условия, способствующие хищениям.
До начала проведения документальной ревизии (проверки) следует ознакомиться с состоянием бухгалтерского учета.
После проведения подготовительной организационной работы проверяющий приступает к непосредственной ревизии (проверке), в ходе которой используются приемы и методы документального и фактического контроля.
Для систематизации материалов ревизии (проверки) ревизор должен иметь рабочую тетрадь, в которой регистрируются вскрытые факты нарушений, злоупотреблений и другие недостатки в работе организации. Такой порядок накапливания материалов ревизии (проверки) позволяет быстрее и логичнее оформить основной акт ревизии.
На последующих этапах ревизионного процесса оформляются материалы ревизии (проверки); реализуются материалы ревизии (проверки) и организуется контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии (проверки).

3. Оформление результатов ревизии (проверки). Требования, предъявляемые к содержанию акта комплексной ревизии (проверки)
Качество ревизии (проверки) зависит не только от организации и правильности проведения, но и от качественного оформления обобщающих материалов: основного акта комплексной ревизии (проверки), промежуточного акта ревизии (проверки) (при необходимости), накопительных ведомостей, справок и др. На основании этих документов разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, способствовавших выявленным нарушениям; привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности виновные должностные и материально ответственные лица. Содержание и качество оформления этих документов позволяет также судить об уровне проведенной проверяющими работы и их квалификации и компетентности.
По результатам ревизии (проверки), в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства в сфере экономических отношений, руководителем контролирующей группы составляется акт, в котором излагаются результаты проверки всех вопросов, которые были поставлены в программе ревизии (проверки). Результаты ревизии (проверки), в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой. Акт ревизии составляется в сроки, установленные в предписании на проверку.
В случае, если выявленное нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение организацией законодательства, регулирующего экономические отношения, руководителем контролирующей группы до окончания ревизии (проверки) составляется отдельный промежуточный акт. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в общий акт ревизии (проверки). Один экземпляр промежуточного акта направляется проверяемой организации (вручается ее представителю). Второй экземпляр промежуточного акта, подписанного руководителем контролирующей группы, соответствующими должностными лицами контролируемой организации, а также лицами, причастными к выявленным нарушениям и злоупотреблениям, является приложением к сопроводительному письму, с которым материалы ревизии (проверки) передаются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела и предъявления гражданского иска. Материалы таких ревизий (проверки) передаются в 10-дневный срок правоохранительным органам.
Разновидностью промежуточного акта являются разовые акты, которые составляются в тех случаях, когда факты, установленные в момент проверки, не могут быть подтверждены документами. Их составляют по результатам инвентаризации кассы, материальных и иных ценностей, при контрольных обмерах и проверках качества выполненных строительно-монтажных работ и по другим операциям. Промежуточные акты подписываются членами контролирующей группы и должностными лицами.
Акт комплексной ревизии (проверки) состоит из вступительной (общей) и результативной (исследовательской) частей. Во вступительной (общей) части указываются:
- полное наименование документа (акта);
- дата и место его составления;
- основание назначения ревизии (проверки), дата и номер предписания
- на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших ревизию (проверку) ;
- даты начала и завершения проверки или ревизии (в случае перерывов указывается их период);
- должности, фамилии и инициалы работников проверяемой организации, обязанных подписать акт ревизии (проверки), с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, а также иных лиц, привлекаемых к ревизии (проверки) ;
- наименование, местонахождение и подчиненность проверяемой организации, ее учетный номер налогоплательщика, реквизиты расчетного и иных счетов;
- наличие книги учета проверок (ревизий), а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке (ревизии);
- кем и когда были проведены предыдущие проверки (ревизии) за проверяемый период по аналогичной тематике, какие приняты меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства;
- какие финансово-хозяйственные операции (документы),
- каким методом и за какой период проверены.
В результативной части акта ревизии должны быть указаны:
- место, время (если оно установлено) и характер совершенного экономического правонарушения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) установленная законодательством ответственность за данный вид нарушения;
- факты несоблюдения установленного порядка составления и исполнения смет и финансовых планов;
- факты сокрытия или несвоевременного перечисления в бюджет платежей и других сумм, прочих нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, невыполнения требований по осуществлению внутрихозяйственного учета и контроля;
- установленные в ходе проверки (ревизии) недостачи и излишки денежных средств и материальных ценностей, потери от переплаты работникам, поставщикам и подрядчикам по счетам и расчетам, прочим дебиторам;
- размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений;
- должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемой организацией законодательства, регулирующего экономические отношения;
- иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.
В акт ревизии (проверки) должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты нарушений, злоупотреблений, бесхозяйственности, порчи и недостач, излишнего списания материальных ценностей и т. д. Вскрытые ревизией (проверкой) факты злоупотреблений, незаконного расходования средств и нарушения, включенные в акт ревизии (проверки), должны подтверждаться подлинными документами, копиями документов и бухгалтерских записей, промежуточными актами, справками, расчетами, ведомостями, аналитическими таблицами и т. д.
В случаях, когда причинен материальный вред, но виновные лица к уголовной ответственности не привлекаются или же дело прекращено, ставится вопрос перед руководством контролируемой организации о предъявлении к виновным лицам гражданских исков в установленном законодательством порядке.
В случаях выявления хищений, недостачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, реализации оборудования, материалов, готовой продукции, оказания услуг по заниженным ценам, а также в иных случаях нарушения финансовой дисциплины размер вреда (при его наличии), причиненного государству, устанавливается в соответствии с действующей Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 24.03.2003 г. № 39/69 с учетом изменений и дополнений.
Копии документов и учетных регистров, прилагаемых к акту ревизии (проверки), заверяет руководитель и главный бухгалтер контролируемой организации.
Составив акт ревизии (проверки), руководитель контролирующей группы передает его на подпись руководителю и главному бухгалтеру контролируемой организации. В случае отказа руководителя и (или) главного бухгалтера от подписания акта (справки) ревизии (проверки) в нем делается соответствующая запись, и один экземпляр акта (справки) вручается представителю проверяемой организации.
При наличии возражений по акту проверки (ревизии) подписывающие его лица делают об этом запись перед своей подписью и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший ревизию.
Акт ревизии (проверки), как правило, составляется в трех экземплярах, а при необходимости передачи материалов ревизии (проверки) соответствующим органам (следственным и др.) - плюс по одному экземпляру в каждый адрес. Первый экземпляр акта направляется руководителю организации, назначившей проверку (ревизию), второй — остается в делах контрольно-ревизионного отдела, третий - контролируемой организации.

4. Реализация результатов ревизии (проверки) и организация контроля за выполнением принятых по ним решений
Завершающим этапом ревизии (проверки) является реализация ее результатов. Основными формами такой реализации являются:
- устранение недостатков по мере их выявления в ходе проведения ревизии (проверки);
- обсуждение результатов ревизии (проверки) в контролируемой организации;
- передача материалов ревизии (проверки) правоохранительным органам (при необходимости);
- принятие органом, назначившим ревизию (проверку), по ее результатам решения в виде письма, распоряжения или приказа;
- рассмотрение результатов ревизии (проверки) в контролирующей (вышестоящей) организации.
На основании материалов, содержащихся в акте ревизии (проверки), виновные должностные и материально ответственные лица привлекаются к материальной, административной и уголовной ответственности, разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, способствовавших выявленным нарушениям и злоупотреблениям. Материалы ревизии (проверки) должны быть обязательно рассмотрены как в контролируемой, так и в контролирующей организации. В соответствии с действующими инструктивными материалами руководитель контролируемой организации обязан рассмотреть результаты ревизии (проверки) не позднее двухнедельного срока, а руководитель контрольно-ревизионной службы контролирующей организации совместно с отраслевыми управлениями, специалисты которых принимали участие в проведении комплексной ревизии (проверки), обязан рассмотреть материалы ревизии (проверки) не позднее 30-дневного срока со дня подписания акта и принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.
Материалы рассмотренных результатов ревизии (проверки) как в контролируемой, так и в контролирующей организации оформляются протоколами. Кроме того, контролируемая организация разрабатывает мероприятия по устранению недостатков, отмеченных в акте комплексной ревизии (проверки).
Результаты рассмотрения представляются в форме проектов приказов или постановлений как проверенной, так и вышестоящей организации. Содержание приказов должно быть четким, логичным, понятным и состоять из двух частей: констатирующей и приказной. Первая основывается на выводах проверяющих (содержании исследовательской части акта ревизии (проверки)), вторая — исходит из констатирующей части.
Констатирующая часть не должна повторять содержание акта, а включать наиболее важные факты с их объективной оценкой, отражать причины и результаты основных нарушений. В ней сначала отмечают положительные показатели производственной и финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации и мероприятия, проведенные по улучшению ее работы. Затем освещают нарушения и упущения в работе, причины невыполнения плановых (прогнозных) заданий, убытков по результатам деятельности (если они имеются).
Приказная часть должна быть четкой, краткой и конкретной. В ней необходимо дать объективную оценку деятельности руководителей поверяемой организации; принять к сведению сообщение проверяющих и руководителей этой организации, что сделано в процессе ревизии (проверки) по устранению недостатков; решить вопрос о возмещении причиненного материального ущерба (если он выявлен и период ревизии (проверки)); указать меру ответственности должностных лиц, допустивших недостатки, нарушения, злоупотребления и другие упущения в работе, а также лиц, способствовавших их возникновению или сокрытию; предложить конкретные мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений, их предотвращение, улучшение конечных результатом хозяйствования проверяемой организации.
Для устранения недостатков, выявленных ревизией (проверкой), недостаточно только издать приказ или распоряжение. Необходимо обеспечить проведение в жизнь намеченных контролируемой организацией мероприятий. Для этого в практической работе применяются различные способы контроля за выполнением решения по результатам ревизии (проверки). К ним относятся:
- получение письменных отчетов о выполнении предложений и намеченных мероприятий по итогам ревизии (проверки) или оперативной информации посредством технических средств связи (телефона, телефакса и др.);
- проверка выполнения решения, принятого по результатам
- ревизии (проверки) по данным отчетности и другим материалам, представляемым в орган, назначивший ревизию (проверку);
- вызов руководителя и специалистов проверяемой организации с отчетом о выполнении решения, принятого по материалам ревизии (проверки);
- проверка на месте, осуществляемая работниками контролирующей организации;
- проверки в ходе следующей ревизии (проверки) и отражение ее результатов в основном акте ревизии (проверки).

5. Учет и отчетность о контрольно-ревизионной работе
Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 9.10. 2007 г . №1284 утвердил Правила ведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий).
Данные Правила обязывают юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оформлять книгу учета проверок (ревизий) в соответствии с утвержденной настоящим постановлением формой в течение одного месяца с даты их государственной регистрации, а юридических лиц, индивидуальных предпринимателей осуществляющих свою деятельность, - в течение одного месяца со дня вступления в силу данного постановления.
Работник, проводивший проверку (ревизию), руководитель группы работников, проводящих проверку (ревизию) обязаны вносить в книгу учета проверок (ревизий) записи в порядке, установленном настоящими Правилами.
Книга учета проверок (ревизий) оформляется юридическим лицом дополнительно на каждое обособленное подразделение, торговое место, торговый объект и иной объект осуществления деятельности, расположенный вне места нахождения юридического лица, а индивидуальным предпринимателем — на каждое торговое место, торговый объект и иной объект, в котором индивидуальный предприниматель выполняет работы, оказывает услуги, реализует товары (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов на основании специального разрешения (лицензии).
Книга должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписью руководителя и печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя. В случае отсутствия печати у индивидуального предпринимателя Книга учета скрепляется штампом налогового органа по месту постановки индивидуального предпринимателя на налоговый учет.
В книгу в обязательном порядке должна быть внесена работниками контролирующих органов информация обо всех проверках (ревизиях), проводимых у данного юридического лица (индивидуального предпринимателя). В ней указываются следующие сведения: наименование контролирующего органа; дата выдачи предписания; вопросы, подлежащие проверке (ревизии); Ф. И. О., должность работника (работников) контролирующего органа; дата начала проверки (ревизии); подпись работника контролирующего органа; дата окончания проверки (ревизии), наименование документа по результатам проверки (ревизии); подпись работника контролирующего органа.
Вышестоящие контролирующие организации ревизии (проверки) и проверки, проводимые в соответствии с утвержденными планами, учитывают в Журнале учета контрольно-ревизионной работы.
В журнале указывают: наименование проверяемой организации, вид ревизии (проверки); кто проводил ревизию (проверку); за какой период проведена ревизия (проверка); результаты ревизии (проверки) и принятые по ней меры. По данным этого учета заполняют предусмотренную отчетность о контрольно-ревизионной работе.
Отчетность о контрольно-ревизионной работе подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную. Показатели бухгалтерской отчетности базируются на данных первичных документов и записей в регистрах бухгалтерского учета. Оперативная отчетность составляется с использованием данных журналов учета итогов проведенных ревизий (проверки) и проверок, другой информации о проводимой контрольно-ревизионной работе справочного характера, представляемой подведомственными предприятиями и организациями.
К статистической отчетности относится государственная статистическая отчетность формы 2-ревизия (проверка) «Отчет о контрольно-ревизионной работе», утвержденная постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 28.11.2002 г. № 199. Данная форма отчетности является полугодичной и составляется по состоянию на 1 июля и на 1 января. Отчет заполняется нарастающим итогом за полугодие, год. В него включаются данные о проведенных ревизиях (проверках) и проверках финансово-хозяйственной деятельности организаций государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности, которые были завершены в отчетном периоде и по которым имеются оформленные в установленном порядке акты или справки.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии