БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Ревизия и аудит » Понятие, классификация, сущность и история аудита

Понятие, классификация, сущность и история аудита

Понятие, классификация, сущность и история аудита

1. Понятие и сущность аудита.
2. История и этапы развития аудита в зарубежных странах.
3. Предпосылки возникновения и этапы развития аудита в Российской Федерации.
4. Предпосылки возникновения и этапы развития аудита в Республике Беларусь.
5. Классификация аудита, его цели и задачи.
6. Место аудита в системе контроля. Общие черты и отличия между аудитом и ревизией.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Понятие и сущность аудита
В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности организаций. Такую информацию может предоставить независимый контроль, называемый аудитом. Развитие предпринимательства в Республике Беларусь привело к росту числа организаций различных форм собственности, и потребность в достоверной информации о деятельности этих организаций постоянно возрастает.
Она нужна как владельцу организации для определения стратегии развития организации и способов повышения эффективности ее деятельности, так и государственным органам - для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам и страховым компаниям — для оценки платежеспособности организации и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. Кроме этого, в достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие организации и лица, имеющие деловые взаимоотношения с контролируемой организацией.
В связи с этим во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчетностью. Такой контроль принято называть аудитом. В экономической литературе нет однозначного понятия аудита. Одни авторы считают, что аудит происходит от латинского слова «audio», что означает «он слышит», другие считают, что аудитор в переводе с английского языка означает «подсказчик».
Известные американские специалисты в области теории и практики аудита Э. А. Арене и Дж. К. Лоббек считают, что аудит — это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям [11, 7].
Дж. Робертсон подчеркивает, что аудит — это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска [17, 16]. И далее заключает, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Можно примерно подсчитать (спрогнозировать) этот риск и определить вероятность благоприятных событий. В то же время предпринимательский риск компании (фирмы, организации) прямого влияния на аудиторов не оказывает.
Р. Адаме характеризует аудит «как деятельность по оказанию необходимой обществу услуги с целью подтверждения видимого правдоподобия опубликованной финансовой отчетности». [10, 12].
В Большом бухгалтерском словаре под аудиторским контролем понимается «система независимого контроля порядка осуществления финансово-хозяйственных операций учета и отчетности предприятия. Основной предпосылкой такого контроля является заинтересованность предприятия в лице их владельцев (акционеров), государства в лице налоговой службы и аудитора в обеспечении достоверности учета и отчетности».
Законом Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-ХП «Об аудиторской деятельности» в редакции Закона Республики Беларусь от 18 декабря 2002 г. № 164-3 с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 25 июня 2007 г. № 240-3, определено, что «аудиторская деятельность (аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица), а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству».
Наличие различных определений аудита говорит о том, что процесс его становления еще не закончен. В то же время, исходя из приведенных определений, можно сделать вывод о том, что в каждом из них прослеживается сущность, назначение и цели аудирования, заключающегося в основном в подтверждении реальности и достоверности информации финансовой отчетности проверяемого субъекта хозяйствования в интересах третьих лиц. Третьими лицами могут выступать собственники организаций, акционеры, кредиторы и другие пользователи финансовой отчетности. Наряду с этим проведенный анализ определений позволяет сделать следующие выводы: как у отдельных ученых-экономистов, так и в нормативных документах понятия «аудиторская деятельность» и «аудит» совмещены, что не в полной мере отражает реальную действительность.
Исходя из определений видов контроля, аудит является одной из форм осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности организаций, осуществляемой как независимыми аудиторами (внешний аудит), так и специалистами, работающими в этих организациях (внутренний аудит). Поэтому с данным определением в полной мере нельзя соотнести понятие «независимой проверки», «независимого работника», так как этот термин нельзя распространить на специалистов отделов внутреннего аудита организации.
Под аудиторской же деятельностью следует понимать предпринимательскую деятельность физических и юридических лиц (аудиторов — индивидуальных предпринимателей и аудиторских фирм), осуществляющих в соответствии с действующим законодательством и на основании лицензии, выдаваемой соответствующим органом государственного управления, независимые проверки, в процессе которых исследуются хозяйственные процессы и финансовые операции, отраженные в первичных документах, записи в бухгалтерской и статистической отчетности, финансовой, технологической и иной документации, на предмет их соответствия установленным нормам и правилам с последующей выдачей аудиторского заключения, а также оказывающих сопутствующие аудиту услуги в соответствии с заключенными договорами.

2. История и этапы развития аудита в зарубежных странах
История развития аудита - одна из интереснейших страниц истории общества и государства. Она неразрывно связана с историей хозяйственного учета в целом и его неотъемлемой части — бухгалтерского учета.
Историки полагают, что составление отчетов восходит примерно к 4000 г. до н.э., когда древние цивилизации Ближнего Востока начали создавать высокоорганизованные государства и налаживать хозяйственную деятельность. Распространение хозяйственного учета приводит к появлению новой профессии — счетных работников, которых готовили в специальных школах в Египте и Месопотамии, более того, многие положения, связанные с хозяйственным учетом, нашли отражение в нормативных документах Древнего мира. И сейчас можно найти положения, если не прямо, то косвенно затрагивающие учет, в кодексе Юстиниана.
С самого начала государственности правительствам приходилось заниматься учетом доходов и расходов, сбором налогов. При этом необходим был контроль, включающий аудит, целью которого являлось уменьшение ошибок и обмана со стороны некомпетентных или нечестных чиновников. Государственная система учета династии Чжоу (1122 - 256 гг. до н.э.) в Китае включала тщательно разработанный бюджет и аудит всех правительственных департаментов. В Афинах в V в. до н.э. народное собрание контролировало доходы и расходы государства, а его финансовая система включала правительственных аудиторов, которые проверяли документы всех должностных лиц по истечении их полномочий. В частном секторе хозяева имущества сами проводили аудит своих счетов. В Римской империи государственные финансы находились под контролем Сената, государственный бюджет проверялся штатом аудиторов под наблюдением казначея.
В англоязычных странах самые древние из дошедших до нас учетных документов и упоминаний об аудите — это архив Казначейства Англии и Шотландии, датируемый 1130 г.
В XIII в. встречаются упоминания об аудиторах и аудите как в Англии, так и в Италии, а французское сочинение об управлении имуществом, написанное в том же столетии, рекомендовало ежегодно проводить аудит счетов. Первое упоминание собственно об аудиторах относится к 1299 г. Считается, что слово «аудит» происходит от латинского слова «audio», буквально означающего «он слышит». В 1255 г. в Англии был создан первый Парламент, на котором был поднят вопрос об эффективности расходования средств казны. Это послужило предпосылкой появления института контролеров (аудиторов), которые должны были гарантировать правильность отчетности. Лондонский Сити подвергался аудиту по крайней мере уже в конце XIII в., а в начале XIV столетия в числе выборных должностных лиц значились и аудиторы. 24 марта 1324 г. Эдуард II назначил трех государственных аудиторов. Аудиторы должны были следить за тем, как расходуются денежные средства. Суть работы заключалась в том, что они слушали и расспрашивали проверяемых.
Таким образом, ранний аудит, или первый его этап становления, в основном, был направлен на осуществление контроля за эффективным расходованием средств казны.
Второй этап развития аудита характеризуется ростом численности аудиторов, разработкой законодательной базы. Бурное развитие промышленности в Западной Европе в XIX в. послужило предпосылкой создания акционерных обществ с целью концентрации капитала. Их создание и, как следствие, разделение интересов тех, кто занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто непосредственно вкладывает капитал в его деятельность (акционеры, кредиторы, инвесторы и т. п.), вызвали необходимость поиска независимого внешнего специалиста, который мог бы дать объективное заключение о финансовом состоянии предприятия. Именно в этот период аудитор занял центральное место «общественного контролера» внешней отчетности правления компании, представляя интересы сторон, заинтересованных в объективности бухгалтерских показателей. Таким образом, уже в XIX в. в основном формируются те отличительные черты, которые характеризуют аудиторов в настоящее время.
Профессиональный аудитор становится важной составной частью делового мира. Этому способствует и серия нормативных документов, принятых в рассматриваемый период в различных странах мира.
С 1844 г. в Англии принимаются законы, обязывающие правления акционерных обществ приглашать (обычно один раз в год) независимого бухгалтера (аудитора) для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. В 1862 г. был принят закон об обязательном аудите.
В 1867 г. аналогичный законодательный документ был принят во Франции.
В Германии первая попытка введения аудита была предпринята в 1870 г., когда дополнение к закону об акционерных обществах обязало наблюдательные советы этих обществ осуществлять проверку основных отчетных форм — баланса и отчета о распределении прибыли — и докладывать о результатах проверки на общих собраниях акционеров.
Более четко методика организации внешней аудиторской проверки сформулирована в предписаниях относительно акционерных обществ в 1931 г. В 1932 г. в Германии был создан Институт аудиторов, просуществовавший до 1941 г. После окончания Второй мировой войны в Дюссельдорфе образован Институт аудиторов, который в 1954 г. переименован в Институт аудиторов Германии. Он завоевал высокий авторитет и по существу является общегерманской организацией.
В настоящее время в Институт аудиторов Германии входят более 6000 аудиторов и 700 аудиторских организаций. Основным условием членства является добровольное, но строгое соблюдение профессиональных правил, включающее соблюдение этических норм.
Государственное влияние на аудиторскую деятельность в Германии определяется тем, что все аудиторы и аудиторские фирмы должны в обязательном порядке состоять членами Аудиторской палаты Германии.
Важной характерной чертой второго этапа развития аудита является возникновение профессионального самосознания аудиторов, которое нашло выражение в объединении их в профессиональные общественные организации.
В 1880 г. был основан Институт присяжных бухгалтеров в Англии и Уэльсе. Сто лет спустя он имел 76 тыс. членов. Этот Институт проводит большую методическую работу, разрабатывает учетные и аудиторские стандарты, издает журнал «Ассоип-1ап1з», в котором печатаются разнообразные материалы по аудиту и в наше время.
Когда -английские железнодорожники, страховые и другие инвесторы направились в Северную Америку, вместе с ними поехали и независимые аудиторы для защиты интересов крупных английских кредиторов. С этого периода именно в США начала стремительно развиваться аудиторская деятельность. В 1896 г. в Нью-Йорке был принят законопроект, регулирующий аудиторскую деятельность.
До начала XX в. независимый аудит в США строился по английской модели, предусматривающей детальные исследования данных баланса. Первое официальное постановление об аудите в США было опубликовано в 1917 г. и посвящено «аудиту балансов». Это постановление было подготовлено Американским институтом бухгалтеров-экспертов (в настоящее время Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров - А1СРА). В 1937 г. в США был введен институт обязательного аудита.
В то же время до начала 40-х гг. XX в. аудиторы занимались в основном проверкой документации, подтверждающей записанные финансовые операции и правильность группировки этих операций в сводных отчетах, т. е. подтверждали либо опровергали данные публикуемой финансовой отчетности. Именно поэтому данный этап развития аудита получил наименование подтверждающего.
С конца 50-х гг. XX в. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в организациях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность возникновения ошибок незначительна и маловероятна, а данные финансовой отчетности достаточно полные, реальные и достоверные. Основной тенденцией рынка аудиторских услуг на этом этапе становится повышение спроса на консалтинг. У большинства аудиторских фирм темп прироста выручки непосредственно от проведения проверок незначителен. Получение доходов в основном связано с оказанием консультационных услуг. Широко востребованы консультации по вопросам финансового оздоровления компаний, осуществления их слияния или разделения, оптимизации налогообложения и т. п.
Для этого же периода характерно создание крупнейших транснациональных компаний, видом деятельности которых является аудит. Так, например, пять аудиторских фирм - Эрнст энд Янг Интернешнл ЛТД, КПМГ (Клинвельд Пит Марвик Герделер), Делойт энд Туш, Артур Андерсен энд Ко, Прайс Уотерхауз Куперз — разделили весь мир на зоны влияния и имеют свои представительства более чем в ста государствах каждая. Эти фирмы с полным основанием можно отнести к предприятиям-монополистам. В связи с этим возникает необходимость унификации аудита в международном масштабе. Проблема унификации аудита решалась на этом этапе развития аудита путем разработки международных стандартов аудита.
Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимаются несколько организаций. Непосредственно аудиторскими стандартами — Международный комитет аудиторской практики (IАРС), действующий на правах постоянного автономного комитета в рамках Международной федерации бухгалтеров (IFАК), которая создана в 1977 г.
Международные стандарты (правила) проведения аудита, издаваемые комитетом, способствуют развитию профессии в тех государствах, где уровень профессионализма ниже общемирового, и унификации по мере возможности подхода к аудиту в международном масштабе.

Предпосылки возникновения и этапы развития аудита в Российской Федерации
Историческое развитие финансового контроля в России отличается от его развития в европейских странах и США.
Если в странах англо-саксонской системы права (Великобритании, США и др.) и европейских странах финансовый контроль развивался преимущественно «по горизонтали» (как аудит), то для России было характерно развитие финансового контроля «по вертикали» (как ревизионной деятельности). Поэтому в силу исторических обстоятельств предпринимавшиеся попытки учреждения института аудиторов в России до конца 80-х годов XX в. не приносили успеха.
В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появилась сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране. Между тем, как отмечает известный специалист в области аудита, контроля и ревизии профессор Ю. А. Данилевский, попытки создать в России институт аудита предпринималась в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом. Четвертая попытка, предпринятая в конце 80-х годов прошлого столетия, оказалась, как показала практика, наиболее успешной.
Становление и развитие аудита в России прошло несколько этапов.
Первый этап (1987-1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций (1987 г. - создание первой аудиторской организации «Инаудит»), с другой - стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990-1993 гг.).
Второй этап (декабрь 1993 г. до принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» - август 2001 г.) - период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263, Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1996 г. № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» и ряд других.
Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.
За период 1994-2001 гг. Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией (ЦАЛАК) Министерства финансов Российской Федерации было выдано 23600 лицензий лицензиатам. За тот же период ЦАЛАК Министерства финансов Российской Федерации утверждено к выдаче почти 36500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих квалификационных аттестатов составило 24900.
За период 1996-2000 гг. было разработано и одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика аудиторской деятельности, составлявшие методологическую основу российского аудита.
Третий этап аудиторской деятельности в России начался после принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ в редакции Федерального закона от 14 декабря 2001 г. № 164-ФЗ). Принятие Федерального закона подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативно-правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.
Важная тенденция в развитии российского аудита — параллельное предоставление консалтинговых услуг. Хотя на Западе обозначилась тенденция разделения аудиторского и консалтингового бизнеса, в России сегодня клиенты, как правило, нуждаются в комплексном обслуживании - услугах аудитора, финансового и управленческого консультанта, налогового юриста, оценщика и т. п. Поэтому пока разделение услуг может быть не слишком эффективно. Благодаря бурному развитию количества и качества консалтинговых услуг российские организации развиваются более динамично, улучшается качество менеджмента.
В целом сочетание активной позиции аудиторского сообщества и адекватного государственного регулирования позволило аудиту превратиться в один из самых динамично развивающихся секторов рынка и видов услуг. Аудит востребован экономикой, служит инструментом привлечения инвестиций, увеличения ВВП, способствует интеграции России в мировое сообщество как равноправного партнера.

4. Предпосылки возникновения и этапы развития аудита в Республике Беларусь
Происходящие изменения в экономике Республики Беларусь в начале 90-х гг. XX века послужили толчком к организации аудиторской деятельности в республике.
В данный период в стране начались коренные изменения в государственном секторе экономики. Переход к рыночным рычагам управления начался с изменения формы собственности. Стали создаваться акционерные, арендные, кооперативные, совместные предприятия, коммерческие банки. Большинство из этих структур не являлись собственностью государства и не имели вышестоящих органов управления.
С возникновением новых экономических структур стало ясно, что система контроля в том виде, в котором она существовала, не может защитить ни интересы государства, ни интересы собственника. В связи с этим в республике начала развиться новая форма независимого финансового контроля на коммерческой основе, называемого аудитом.
В Республике Беларусь аудиторское движение началось с 90-х годов XX в.
Первый этап связан с появлением первых хозрасчетных аудиторских организаций, которые появились в Республике Беларусь в 1990 г.: «Мискаудит», «Белэкоаудит», «Внешаудит» и др. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О контрольно-ревизионной службе» от 30.09.1991 г. № 367 было признано целесообразным создание в республике аудиторской службы. Этим же постановлением было утверждено «Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь». Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об образовании Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь» от 17.08.1992 г. № 506 создается Аудиторская палата, на которую возложены кадровые функции, функции, связанные с деятельностью аудиторских организаций, методологические функции, функции управления и контроля.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 1994 г. № 145 «О совершенствовании структуры органов государственного управления Республики Беларусь и сокращении расходов на их содержание» Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь была преобразована в Аудиторскую палату Республики Беларусь на принципах самоуправления и самофинансирования.
Постановлением Совета Министров от 16 июня 1994 г. «О совершенствовании в Республике Беларусь государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней» на Аудиторскую палату были возложены функции государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней. Этим же постановлением утверждено «Положение о порядке государственного регулирования и контроля за аудиторской деятельностью в Республике Беларусь».
На этом же этапе 8 ноября 1994 г. принимается Закон «Об аудиторской деятельности», который определил правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь.
На втором этапе Декретом Президента Республики Беларусь от 18 октября 1999 г. № 30 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельности и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь» были внесены характерные изменения в организацию аудиторской деятельности в республике. Функции государственного регулирования аудиторской деятельности с 1 января 2000 г. возложены на Министерство финансов Республики Беларусь, при котором Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08 октября 1999 г. № 1558 было образовано Главное управление аудита (ныне — Управление аудита).
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 1999 г. № 1862 «О государственном регулировании аудиторской деятельности» утверждено Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ее осуществлением в Республике Беларусь.
В период 2000—2001 гг. осуществлялась разработка и утверждение Министерством финансов Республики Беларусь на основе международных стандартов аудита национальных правил аудиторской деятельности.
В 2002 г. Законом Республики Беларусь от 18 декабря 2002 г. № 164-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон от 8 ноября 1994 г. "Об аудиторской деятельности"» внесены изменения и дополнения, изложив его в новой редакции. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 мая 2002 г. 1№ 650 утверждено Положение об аттестации на право осуществления аудиторской деятельности.
В настоящее время продолжается работа по разработке и принятию национальных правил аудиторской деятельности, по совершенствованию ранее принятых. Утверждена новая программа квалификационных экзаменов на получение аттестата аудитора. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2003 г. № 1346 утверждено Положение о лицензировании аудиторской деятельности. Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г. № 67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» детализирован перечень субъектов хозяйствования, подлежащих обязательному аудиту. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28 сентября 2004 г. № 142 детализирован перечень вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудита. Законом Республики Беларусь от 25 июня 2007 г. № 240-3 внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь, от 8 ноября 1994 г. «Об аудиторской деятельности» в редакции Закона Республики Беларусь от 18 декабря 2002 г. № 164-3.
Для более глубокого понимания развития и становления аудиторской деятельности в Беларуси исследуем ее развитие по основным этапам.
Первый этап развития аудита характеризуется появлением первых элементов рыночных отношений.
Формирование независимого контроля в республике шло по следующим направлениям:
- организация хозрасчетных ревизионных групп при республиканских и областных контрольно-ревизионных аппаратах Министерства финансов Республики Беларусь;
 - учреждение кооперативов по оказанию консультационных услуг;
 - создание акционерных обществ по оказанию аудиторских и консалтинговых услуг.
Начиная с 1991 г. формируется национальная законодательная база, регулирующая аудиторскую деятельность в Республике Беларусь.
Наряду с созданием нормативной базы по осуществлению аудиторской деятельности в республике наблюдается рост численности аудиторов и аудиторских организаций. Так, если через год после создания Аудиторской палаты в Беларуси были зарегистрированы 266 аудиторов и 38 аудиторских организаций, то к моменту издания Декрета Президента Республики Беларусь от 18 октября 1999 г. № 30 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельности и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь» их количество составило 1657 и 157 соответственно. Росту численности аудиторов и аудиторских организаций способствовало введение в Республике Беларусь обязательных аудиторских проверок для отдельных субъектов предпринимательской деятельности.
Таким образом, для первого этапа развития аудита в Республике Беларусь в период с 1991 по 1999 гг. характерны разработка законодательной и нормативной базы, рост численности аудиторов и аудиторских организаций, образование общественной организации аудиторов.
Второй этап развития аудита в стране начинается с момента издания вышеуказанного Декрета Президента Республики Беларусь от 18 октября 1999 г. № 30. Этим декретом внесены коренные изменения в организацию и регулирование аудиторской деятельности. В соответствии с декретом осуществление методологического руководства аудитом, контроль за осуществлением аудиторской деятельности в Республике Беларусь, выполнение функций по ее лицензированию, а также ведение Государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций были возложены на Министерство финансов Республики Беларусь. Внесенные в организацию аудиторской деятельности изменения усилили влияние государства на деятельность аудиторов и контроль за ее осуществлением.
Государством предпринимается ряд мер по повышению требований к аудиторам. В 2000 году была проведена перерегистрация всех аудиторов, В результате лицензии получили 940 аудиторов, 407 аудиторов - индивидуальных предпринимателей, 104 аудиторские фирмы.
В этот же период в Беларуси начата разработка национальных аудиторских стандартов — правил аудиторской деятельности.
В настоящее время в республике проводится работа по созданию общественной организации аудиторов. Существовавшая ранее Аудиторская палата прекратила свою деятельность в 1999 г. после издания Декрета Президента Республики Беларусь от 18 октября 1999 г. № 30. В декабре 2001 г. в Минске состоялся 1-й Всебелорусский конгресс бухгалтеров и аудиторов, на котором был сформирован оргкомитет, задачей которого стало создание общественной организации аудиторов. В настоящее время такая организация создана - Ассоциация бухгалтеров и аудиторов Республики Беларусь.
Для второго, или современного, этапа развития аудита в Республике Беларусь характерны: усиление государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ее осуществлением; дальнейшее совершенствование законодательной и нормативной базы, регулирующей эту деятельность; ее унификация путем разработки и внедрения национальных аудиторских стандартов в практику работы аудиторских организаций и аудиторов.

5. Классификация аудита, его цели и задачи
В настоящее время существуют различные подходы к классификации аудита, в зависимости от того, какой признак положен в основу классификации.
По отношению к пользователям информации аудит бывает внешний и внутренний.
Внешний аудит - проверка бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов аудируемых лиц, осуществляемая на договорной основе сотрудниками специальных аудиторских организаций или аудиторами, занимающимися индивидуальной предпринимательской деятельностью, имеющими лицензию на право занятия аудиторской деятельностью, зарегистрированными в государственном реестре аудиторов и аудиторских организаций.
Объектом внешнего аудита является финансово-хозяйственная деятельность аудируемого лица.
Главная цель внешнего аудита - дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.
В соответствии с Правилом аудиторской деятельности «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 26 октября 2000 г. № 114 (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 28 марта 2003 г. № 245), установлено, что основной целью внешнего аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
Основные цели внешнего аудита могут дополняться обусловленными договором с клиентом вопросами выявления резервов эффективного использования финансовых ресурсов, по планированию и оптимизации налогообложения, по анализу производственной и финансово-хозяйственной деятельности, постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и налогового учета и другими, предусмотренными ст. 2 Закона, сопутствующими аудиту услугами.
Для выполнения поставленных целей в процессе осуществления внешнего аудита решаются следующие задачи:
оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность организации и ее конечные результаты;
установление правильности составления баланса и других форм отчетности, достоверности пояснительной записки и пр. В зависимости от отраслевой направленности внешний аудит подразделяется на общий, страховой и аудит банков.
Общий аудит проводится у субъектов предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности. Банковский аудит проводится соответственно в учреждениях банка, а страховой — в страховых и перестраховочных организациях. Данные виды аудита проводятся аудиторами и аудиторскими организациями на основании лицензий, выданных в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
Внутренний аудит выступает по отношению к внешнему аудиту важным элементом оценки качества информационной базы организации. Внешние аудиторские службы в своей деятельности опираются на результаты внутреннего контроля. Такой аудит могут проводить как аттестованные, так и неаттестованные аудиторы.
Объектом внутреннего аудита являются финансово-хозяйственная и производственная деятельность организации. Его цель — совершенствование организации и управления производством, поиск резервов повышения эффективности деятельности организации.
Внутренний аудит осуществляется контрольно-ревизионными службами организации или специалистами соответствующих функциональных отделов, непосредственно подчиненных руководству субъекта хозяйствования. В основном содержание внутреннего аудита соответствует внутрихозяйственному контролю. По отношению к требованиям законодательства внешний аудит может быть добровольным (инициативным) и обязательным. Добровольный аудит проводится по заказу заинтересованной стороны (клиента), если проверка не предусмотрена законодательством. Характер и масштабы такой проверки зависят от желания клиента. Отличительной чертой этого вида аудита является то, что затраты, связанные с его проведением, относятся за счет чистой прибыли аудируемого лица.
Обязательный аудит в отличие от добровольного предусматривается законом, и организация обязана для проверки финансово-хозяйственной деятельности приглашать аудиторов.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г. № 67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2007 г. № 116) обязательной аудиторской проверке достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат следующие организации: открытые акционерные общества; банки, небанковские кредитно-финансовые организации, биржи, коммерческие организации с иностранными инвестициями, страховые организации, а также страховые брокеры; резиденты Парка высоких технологий; иные организации и индивидуальные предприниматели, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий год составляет более 600 тыс. евро. Обязательный аудит колхозов и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.
Все рассмотренные ранее виды аудита могут быть как первоначальными, так и согласованными аудиторскими проверками.
Первоначальный аудит означает проведение проверки данной организации впервые.
Согласованный аудит выполняется в данной организации при повторном заключении договора с аудитором.
В зависимости от цели и решаемых задач различают: аудит финансовой отчетности; специальный аудит и аудит на соответствие требованиям. Аудит финансовой отчетности относится к обязательному аудиту, а специальный и аудит на соответствие требованиям — только к инициативному.
Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку, отчетности организации на предмет ее достоверности и соответствия действующему законодательству и нормативным актам по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности с последующей выдачей аудиторского заключения установленной формы.
Специальный аудит - это аудит, в процессе которого исследуются конкретные вопросы деятельности организации, имеющий целью подтвердить законность, достоверность и эффективность отдельных хозяйственных процессов и финансовых операций, правильность расчетов с бюджетом по налогам и другие вопросы, которые заранее определяются заказчиком и оговариваются в договоре на проведение аудиторской проверки.
Аудит на соответствие требованиям определяет, соблюдаются ли в организации те конкретные правила, нормы, законы, инструкции, пункты договоров, которые оказывают воздействие на результаты деятельности или отчеты, а также те специфические требования, которые предписаны персоналу администрацией. К этому виду аудита можно отнести проверки по заказу акционеров и иных собственников организации, а также проверки по требованию правоохранительных и судебных органов.

6. Место аудита в системе контроля. Общие черты и отличия между аудитом и ревизией
Аудит, являясь формой осуществления вневедомственного финансового контроля, не заменяет и не подменяет государственный финансовый контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, который осуществляют органы государственного и ведомственного контроля.
Аудит и государственный финансовый контроль в организационном аспекте объединяет их независимость, при этом независимость аудиторов гораздо большая, чем независимость государственных проверяющих. При проведении аудиторских проверок и осуществлении контрольно-ревизионной работы используются одни и те же приемы и способы документального и фактического контроля, одна и та же нормативно-правовая база и источники информации для проверки совершенных хозяйственных и финансовых операций, требуется одна и та же квалификация проверяющих, в основе которой находятся знания в области бухгалтерского учета и других экономических дисциплин.
Общие черты ревизии и аудита являются следствием того, что и ревизия, и аудит — это формы последующего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций.
Однако между аудитом и ревизией имеются значительные отличия, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1
Отличительные особенности аудита от ревизии

Цель и задачи контроля
Ревизор приходит на предприятие с четкой установкой:
-определить законность всех хозяйственных операций
- своевременно выявить и предотвратить те, которые выходят за рамки требований законодательства и наносят ущерб собственнику
-установить причины и условия, способствующие их совершению, а также принять меры по возмещению материального ущерба Задача аудитора состоит в том, чтобы определить:
- насколько верны данные бухгалтерской отчетности с точки зрения их соответствия фактическим действиям и событиям, имевшим место в прошлом

- довести до сведения об ошибках или злоупотреблениях заинтересованных пользователей
- предложить пути возможного ухода от них в будущем

Продолжение таблицы 1

Последовательность процедуры проверки Существует определенная последовательность выполнения процедур проверки, например, ревизия финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования начинается в обязательном порядке с внезапной инвентаризации наличных денежных средств в кассе, потом контролируются кассовые
операции и т. д. Существует лишь рекомендуемая схема. Аудитор по своему усмотрению определяет, какие шаги ему следует сделать, если он обнаружит незначительные отклонения в документах по тем или иным операциям, и на них можно не обращать внимания; если
же аудитор подозревает, что за этим фактом кроются крупные злоупотребления, то он, конечно, должен их детально изучить
Точность проверки . Все операции проверяются «до копейки» Проверка приблизительна, поскольку зависит от установленной степени значимости и степени риска
Обязанности проверяющих органов Ревизор, обнаружив действия, нарушающие закон и причинившие материальный ущерб, определяет его размер и принимает меры ко взысканию Аудитор, определив факты, оказывающие негативное влияние на финансовое состояние организации, или факты нарушения налогового законодательства, дает советы и рекомендации по их устранению
Пользователи информации
по результатам проверки Внутренние Внешние

Приведенные отличительные особенности аудита и ревизии не являются исчерпывающими.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии