Основные этапы аудита

Основные этапы аудита

1 Основные этапы аудита.
2 Подготовка аудиторской проверки.
3 Планирование аудита.
4 Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего
контроля в ходе аудита.
5 Существенность и аудиторский риск.
6 Аудиторская выборка.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Основные этапы аудита
Коммерческий успех аудиторов, рост их общественного авторитета и расширение круга клиентов напрямую зависят от уровня их профессионализма, правильности применения методологии и методики контроля, использования передового опыта. Поскольку каждая аудиторская проверка ограничена во времени, аудитору всегда важно четко определить ее цели, безошибочно выбрать исследуемые объекты проверки, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские процедуры и собрать необходимые доказательства для формулирования объективного заключения. Для успешной реализации целей конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита.
Анализ экономической литературы не позволяет сделать однозначный вывод об основных этапах технологии аудита. Среди ученых-экономистов нет единого мнения по вопросу количества этапов. Зарубежные и российские специалисты в области теории и практики аудита выделяют различные этапы аудита.
В национальном правиле «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности» выделены следующие этапы аудита:
- планирование аудита;
- получение аудиторских доказательств;
- документирование аудита;
- обобщение выводов;
- формирование и выражение мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта.
Кроме этого, Правило аудиторской деятельности «Планирование аудита», утвержденное постановлением Министерства финансов от 04.08.2000г. с учетом изменений и дополнений, определяет также, что планирование является начальным этапом проведения аудита. Однако на этапе предварительного планирования наряду с другими вопросами изучают организацию и состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Поэтому, проанализировав данную информацию Правил, мнения российских и зарубежных ученых-экономистов, а также с учетом сложившейся практики осуществления аудиторской деятельности в Республике Беларусь, по нашему мнению следует выделить такие основные этапы аудита:
подготовка аудиторской проверки: определение объема аудита, составление письма-обязательства о согласии на проведение аудита, договора оказания аудиторских услуг.
планирование аудита, оценка организации и состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица. Планирование аудиторской проверки производится в соответствии с действующим законодательством, условиями договора с клиентом. Аудитор должен получить достаточное представление о всех сторонах финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки и осуществить оценку его системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля с целью установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности и аудиторский риск. На основе такой оценки определяется содержание, масштаб и количество аудиторских процедур. Эта информация отражается в общем плане и программе аудита. На данном этапе решается также вопрос о привлечении экспертов и составе аудиторской бригады.
— непосредственное проведение аудиторской проверки на предприятии: получение аудиторских доказательств с документированием всех необходимых сведений и фактов;
- составление аудиторского заключения (отчета): обобщение
выводов, формирование и выражение мнения аудитора о бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта хозяйствования. В процессе составления аудиторского заключения аудитор обобщает результаты проверки, формулирует мнение относительно достоверности отчетности и соответствия ее действующему законодательству.
Учитывая особую значимость технологических этапов аудиторской проверки, отдельно остановимся на их содержании.

2. Подготовка аудиторской проверки
Подготовка к проведению аудита включает в себя определение объема аудиторской проверки, стоимости ее проведения, которые должны найти отражение в заключаемом между аудиторской организацией, аудитором — индивидуальным предпринимателем договоре на оказание аудиторских услуг. Договору может предшествовать письмо-обязательство исполнителя о согласии на проведение аудита.
Организация-клиент, сделав свой выбор, направляет в аудиторскую организацию (к аудитору-индивидуальному предпринимателю) в письменной форме предложение о проведении аудита (или уведомляет их о готовности к сотрудничеству иным способом). В обращении должна быть представлена исчерпывающая информация о клиенте: полное его наименование, дата и номер государственной регистрации, виды деятельности, состав учредителей, участников и собственников имущества, юридический адрес и др.
Согласно ст. 405 Гражданского Кодекса Республики Беларусь такое предложение называется офертой.
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, достаточно определенное и выражающее намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Получив письменное предложение о проведении аудита (оферту), аудиторская организация (аудитор - индивидуальный предприниматель) должна дать на него ответ. В международной практике проведения аудита такой ответ получил наименование «Письмо-обязательство аудитора перед клиентом». Министерством финансов Республики Беларусь постановлением от 31.10.2001 г. № 106 с учетом изменений и дополнений, вместе с правилом аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров оказания аудиторских услуг» утверждена примерная форма письма-обязательства о согласии на проведение аудита.
Это письмо рассматривается в качестве официального ответного документа, устанавливающего взаимоотношения между аудитором и клиентом до заключения договора. В данном письме должны быть раскрыты: цель аудита и его объекты; сроки проведения проверки; ответственность аудитора перед клиентом и его обязательство о сохранении коммерческой тайны; обязательства клиента по предоставлению необходимой для проверки информации; ответственность руководства предприятия-клиента за достоверность финансовой информации и отчетности; нормативные акты, на основании которых будет проводиться аудит; возможный риск невыявления неточностей и ошибок в учете и отчетности клиента; форма отчетности аудитора по результатам проверки; условия оплаты выполненной работы.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» отношения между аудиторскими организациями (аудиторами - индивидуальными предпринимателями) заказчиками строятся на основе договора.
Договор документально подтверждает, что стороны пришли к соглашению по всем моментам, оговоренным в договоре. Для того чтобы избежать неправильного понимания сторонами взятых на себя обязательств, условий их выполнения и принятой степени ответственности, необходимо максимально ясно оговорить в договоре все существенные аспекты взаимоотношений, возникающих в связи с заключением договора.
После заключения договора следует момент выдачи заданий конкретному аудитору на проведение аудита и комплектование аудиторской группы под руководством этого аудитора.
Статья 9 вышеуказанного Закона определяет, что договор оказания аудиторских услуг заключается в письменной форме и должен включать следующие существенные условия: предмет договора; сроки выполнения аудиторских услуг; стоимость оказываемых услуг; права и обязанности сторон; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных до говором; иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Структура конкретных договоров может несколько различаться, однако его форма в целом должна соответствовать общепринятой в Республике Беларусь форме составления договоров. В преамбуле договора после указания наименования и номера договора, места и даты его подписания, должны быть приведены наименования сторон, заключивших договор (заказчик и исполнитель) и фамилии должностных лиц, подписавших договор от имени каждой из сторон.
Более полное содержание договора оказания аудиторских услуг определено правилом аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров оказания аудиторских услуг», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2001 г. №16 с учетом изменений и дополнений.
Подготовка договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью заказчика и принятия решения о возможности оказания аудиторских услуг. В этот период необходимо определить трудоемкость и с ее учетом стоимость, а также сроки оказания аудиторских услуг. Для решения этих задач аудитором проводится преддоговорное обследование заказчика. С этой целью аудитор выезжает к заказчику для беседы и общего ознакомления с документацией.
Такое обследование ввиду его краткости иногда оказывается слишком поверхностным и не всегда достигает цели. Для более тщательного обследования клиенту может быть предложено заполнить преддоговорный тест-запрос, который включает в себя: краткие сведения о руководстве, организационно-правовой форме и форме собственности, видах деятельности, периоде времени, подлежащего проверке, и другие сведения.
Заполнение такого теста делает бухгалтер организации, а аудитор сможет получить необходимую на данном этапе информацию, что упростит проведение проверки, сократит ее сроки и поможет избежать необоснованного определения стоимости услуг. В соответствии с объемом и сложностью работы устанавливается стоимость аудита, эта сумма согласовывается с клиентом и указывается в договоре на проведение аудиторской проверки.
В связи с тем, что раздел договора о стоимости оказанных услуг в правиле не детализирован порядком ее определения, который регулируется отдельными нормативными правовыми актами Республики Беларусь; ниже излагается данная информация.
Стоимость по каждому договору оказания аудиторских услуг определяется исходя из тарифа на аудиторские услуги и согласованного с аудируемым лицом объема работ по договору (трудоемкость оказания аудиторских услуг). Тарифы на аудиторские услуги (стоимость человеко-часа, человеко-дня) определяются исходя из плановой стоимости услуг на установленный период (планируемой выручки с учетом налога на добавочную стоимость) и планового фонда рабочего времени. Тарифы на оказание услуг рассчитываются в соответствии с Инструкцией о порядке формирования тарифов на аудиторские услуги, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.04.2002 г. № 94 (в редакции постановления от 19.06.2003 г. № 131). При формировании тарифов на услуги при проведении обязательного аудита размер прибыли на планируемый период определяется в размере не более 30 % от фактической себестоимости оказываемых услуг.
Стоимость оказываемых услуг определяется с помощью специального расчета, в основу которого положена калькуляция на оказание аудиторских услуг, разрабатываемая и утверждаемая в аудиторской организации на определенный период времени. Общее количество человеко-часов, необходимое для проведения аудита у данного клиента (определяется исходя из общего плана аудита), умножается на стоимость одного человеко-часа (исходя из плановой калькуляции). Полученная в соответствии с расчетом сумма услуг должна быть зафиксирована в протоколе согласования цен, который является приложением к договору оказания аудиторских услуг.
Договор подписывается представителями сторон, и их подписи скрепляются печатями (при их наличии).
В аудиторской организации должен вестись учет исполнения договоров оказания аудиторских услуг. С этой целью ведется Книга регистрации заключенных договоров оказания аудиторских услуг и Книга контроля за выполнением приказов о проведении аудиторских проверок.

3. Планирование аудита
Аудитор должен тщательно планировать, контролировать свою деятельность, вести ее учет. Планирование является начальным этапом проведения аудита и состоит из разработки общего плана с указанием ожидаемого объема работ и сроков проведения аудита, а также аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудитором объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, и осуществляется в соответствии с правилом «Планирование аудита», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 04.08.2000 г. № 181 с учетом изменений и дополнений.
Планирование должно обеспечить получение необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета, отчетности и эффективности внутреннего контроля; определение содержания, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению.
При планировании состава специалистов, необходимых для проведения аудита, аудиторская организация должна учитывать бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита; предусмотренные договором сроки проведения аудиторской проверки; квалификационный уровень членов аудиторской группы, проводящей данную проверку.
При планировании аудита аудиторской организации (аудитору) следует выделить следующие этапы:
а) предварительное планирование аудита;
б) подготовка и составление общего плана аудита;
в) подготовка и составление программы аудита.
На этапе предварительного планирования аудиторская организация (аудитор) должна ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью клиента и получить информацию о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность, отражающих экономическую ситуацию в республике в целом и ее отраслевые особенности, а также о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность заказчика, связанных с его индивидуальными особенностями.
Далее необходимо разработать и документально оформить общий план аудита с описанием предполагаемого объема и характера проведения аудиторских процедур. Общий план аудита должен быть достаточно детальным, его форма и содержание могут меняться в ходе осуществления аудиторской проверки в зависимости от объема работ, выполняемых аудируемым лицом, сложности аудита, специфической методологии и технических приемов, используемых аудитором.
Общий план обязательного аудита достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности должен включать перечень вопросов, приведенный в приложении 3 к правилу аудиторской деятельности «Планирование аудита».
Необходимым условием успешного выполнения планируемых аудиторских работ является наличие программы аудита.
Программа аудита является разбитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита, и предполагаемый перечень рабочей документации аудитора.
При подготовке аудиторской программы следует принимать во внимание результаты оценки системы внутреннего контроля. Если окажется, что внутрений аудит был достаточно эффективным, то в программу аудита можно включать не все, а только некоторые аудиторские процедуры, которые позволят обосновать правильные выводы о достоверности или недостоверности показателей финансовых отчетов и баланса. Аудитор может принять решение о неиспользовании данных внутреннего контроля, если у него имеются другие, более эффективные, методы получения достаточных аудиторских доказательств.

4. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита
В ходе аудиторской проверки аудитор обязан разобраться в системе бухгалтерского учета, которая применяется у аудируемого им лица, и при этом изучить и оценить те средства контроля, на основе которых он должен определить виды, масштаб и затраты времени предполагаемых аудиторских процедур.
Результаты такой оценки позволяют качественнее спланировать работу аудитора: чем выше оценка, тем меньше количество аудиторских процедур, и наоборот.
Эффективно построенная система бухгалтерского учета должна обеспечить гарантию того, что финансовые операции и хозяйственные процессы правильно отражены по времени их совершения и зарегистрированы в полном объеме.
Оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля необходимо проводить с использованием правила аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и Внутреннего контроля в ходе аудита», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 19.06.2002 г. № 86.
Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о таких сторонах хозяйственной деятельности проверяемой организации, как:
- учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета;
- организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской
отчетности;
— распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовки отчетности;
- организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные и финансовые операции;
- порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, а также формы и методы обобщения данных таких регистров;
- порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности;
- роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;
- критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;
- средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.
Аудиторская организация в ходе аудита обязана:
— проверить соответствие организации системы бухгалтерского учета проверяемого клиента действующим нормативным документам и отразить в рабочей документации аудитора случаи отмеченных нарушений;
- ознакомиться с внутренними документами клиента, касающимися организации, постановки и ведения бухгалтерского учета, и определить, в какой мере реальное состояние дел соответствует положениям перечисленных выше документов.
При проведении предварительной оценки работы внутреннего аудита следует учитывать организационный статус, профессиональную компетентность, профессиональный уровень и функциональные рамки службы внутреннего аудита.
Для оценки системы внутреннего контроля и принятия решения, в какой мере на нее можно полагаться, аудитор должен использовать специальные аудиторские процедуры, называемые тестированием средств контроля, содержание которых раскрыто в правиле аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск».
Тестирование средств контроля может включать в себя проверку:
- наличия четкой структуры управления предприятием и четкого административного контроля;
- наличия службы внутреннего аудита (обратить внимание на квалификацию данной службы);
- соблюдения распределения обязанностей между сотрудниками бухгалтерии и материально ответственными лицами;
- особенностей работы бухгалтерии субъекта, отражающих сезонные периоды работы повышенной интенсивности;
- частоты кратковременных замен учетных работников в связи с отпуском или болезнью;
- регулярности составления промежуточной бухгалтерской отчетности;
- возможности появления ошибок, имеющих единичный и случайный характер;
- обеспечения сохранности активов и документации субъекта;
- возможности использования результатов других аудиторских процедур для получения данных о работоспособности средств контроля.
Общий же анализ результатов работы внутреннего аудита и их оценка может включать следующие критерии:
- программа и объем работы внутреннего аудита соответствуют целям аудиторской проверки;
- внутренний аудит проводится специалистами, имеющими соответствующий уровень профессионального образования, навыков и компетентности, работа правильно спланирована, квалифицированно проведена и документально оформлена;
- по результатам работы внутреннего аудита сделаны соответствующие выявленным обстоятельствам выводы, отчетность подготовлена на основе результатов проведенной работы;
- замечания или проблемные вопросы, поднятые внутренним аудитором, решены.
Оценивая и анализируя организацию и состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля у клиента, аудитор может определить области наименьшего и максимального риска и сконцентрироваться на последних.

5. Существенность и аудиторский риск
В качестве основы методологии и инструмента планирования аудита используются понятия существенности и аудиторского иска.
Существенность (материальность) в аудите оценивают на стадии планирования, для того чтобы обеспечить необходимую эффективность аудиторской проверки.
Существенность — это обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это одно из важнейших понятий в аудите, которое определяет размер допустимой ошибки и, как следствие, форму составления аудиторского заключения. Оценка существенности зависит от опыта и квалификации аудитора и определяется им самим для каждого субъекта предпринимательской деятельности с учетом объема и особенностей его деятельности.
Существенность имеет как качественную, так и количественную стороны. С качественной точки зрения аудитор должен использовать свое профессиональное суждение для того, чтобы определить, носят или не носят существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка совершенных субъектом финансовых и хозяйственных операций от требований нормативных правовых актов, действующих в Республике Беларусь. С количественной точки зрения аудитор должен оценить, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения количественный критерий — уровень существенности.
Уровень существенности — это предельное значение ошибки бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности не сможет на ее основе делать правильные выводы и принимать экономически обоснованные решения.
Расчет существенности и порядок ее уточнения в ходе аудиторской проверки оформляются в виде отдельного документа и являются частью рабочей документации аудитора.
Действующими правилами аудиторской деятельности рекомендовано уровень существенности вычислять как определенную долю от каких-либо базовых показателей: числовых значений счетов бухгалтерского учета, статей баланса или показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом могут использоваться как базовые значения текущего года, так и усредненные показатели текущего периода и предшествующих лет. Допускается как единый показатель уровня существенности для конкретной проверки, так и набор разных значений уровня существенности, каждый из которых должен быть предназначен для оценки определенной группы счетов бухгалтерского учета, статей баланса, показателей других форм отчетности.
Уровень существенности необходимо принимать во внимание на всех этапах аудиторской проверки. Сопоставляя отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности с установленным уровнем существенности, аудитор делает вывод о достоверности или недостоверности этой отчетности или о необходимости включения в аудиторское заключение соответствующих оговорок.
С существенностью в аудите тесно связан аудиторский риск. Определение аудиторского риска и его компонентов приведено в правиле аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск», утвержденном постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 06.03.2001 г. № 24 с учетом изменений и дополнений.
Аудиторский риск — это вероятность того, что бухгалтерская (финансовая) отчетность субъекта может содержать невыявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности или признания того, что она содержит существенные искажения, когда в действительности таких искажений в бухгалтерской (финансовой) отчетности нет.
Различают три компонента аудиторского риска: внутрихозяйственный риск; риск средств контроля; риск необнаружения.
Внутрихозяйственный риск — вероятность того, что данные балансового счета или отдельные хозяйственные операции не соответствуют действительности, так как содержат недостоверную информацию, которая сама по себе или вместе с другой недостоверной информацией по данным других балансовых счетов или хозяйственных операций искажает бухгалтерскую (финансовую) отчетность и статьи бухгалтерского баланса.
Оценку внутрихозяйственного риска аудитор должен дать на этапе предварительного планирования на основе своего профессионального суждения, принимая во внимание следующие факторы:
- опыт и квалификацию работников, ответственных за ведение бухгалтерского учета и подготовку отчетности;
- возможность наличия внешнего давления на руководителей с целью достижения определенных показателей отчетности;
- специфические особенности деятельности данного субъекта;
- особенности функционирования и экономического положения отрасли, в которой действует субъект.
Риск средств контроля — вероятность того, что недостоверная информация не выявлена или своевременно не предупреждена системой внутреннего контроля.
Аудитору необходимо изучить и оценить систему внутреннего контроля и эффективность ее работы. Чем выше уровень надежности внутреннего контроля, тем ниже риск аудитора. В то же время аудитор никогда не должен в полной мере полагаться на систему внутреннего контроля субъекта.
Риск необнаружения — вероятность того, что применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие нарушения, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности.
Риск необнаружения является показателем качества работы аудитора, который зависит от квалификации аудитора и особенностей проведения конкретной аудиторской проверки.
Между указанными видами риска существует определенная взаимосвязь. Например, при высоком уровне внутрихозяйственного риска и риска средств контроля аудитору необходимо увеличить количество аудиторских процедур с целью снижения до минимума величины риска необнаружения и таким образом получить приемлемый размер общего аудиторского риска.

6. Аудиторская выборка
В соответствии с правилом аудиторской деятельности «Аудиторская выборка», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 09.07.2001 г. № 77, аудиторская выборка — это способ проведения аудиторской проверки, при котором аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета субъекта предпринимательской деятельности не сплошным порядком, а выборочно, следуя при этом требованиям правила.
Важнейшим требованием, которое должно быть выполнено при формировании выборки, является обеспечение ее репрезентативности, т. е. представительности. Представительность выборки в аудите — это свойство аудиторской выборки дать возможность аудитору сделать на ее основе правильные выводы о всей проверяемой совокупности. Аудиторская выборка, не отвечающая этому свойству, называется нерепрезентативной (непредставительной). Требование репрезентативности предполагает, что все элементы проверяемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку.
Для обеспечения репрезентативности аудитор должен использовать один из следующих методов:
- случайный отбор. Он предполагает использование таблиц: случайных чисел. Процедура использования таблиц состоит из четырех этапов: установление нумерации для проверяемой совокупности; установление соответствия между таблицей случайных чисел и проверяемой совокупностью; определение порядка чтения и использования таблицы; выбор начальной точки. Каждому случайно выбранному номеру таблицы должен соответствовать конкретный элемент проверяемой совокупности;
— систематический отбор. Он предполагает отбор элементов через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится или на определенном числе элементов (например, отбирается каждый десятый документ из всех документов данной категории), или на стоимостной их оценке;
— комбинированный отбор. Это комбинация различных методов случайного и систематического отбора.
Аудиторская выборка представляет собой метод проверки счетов или классов операций, при котором аудиторские процедуры применяются менее чем к 100 % имеющихся в распоряжении аудитора элементов проверяемой совокупности. Для построения выборки аудитору необходимо определить порядок проверки конкретного раздела бухгалтерской отчетности, проверяемую совокупность, из которой будет сделана выборка, и объем выборки.
При проведении выборки аудитор может разбить всю изучаемую совокупность на отдельные группы (подсовокупности), элементы каждой из которых имеют сходные характеристики. Критерии разбиения проверяемой совокупности должны быть такими, чтобы для любого элемента можно было четко указать, к какой подсовокупности он принадлежит.
Данная процедура называется стратификацией. Она позволяет снизить разброс (вариацию) данных, что может облегчить работу аудитора.
При определении размера (объема) выборки аудитор должен установить риск выборки, допустимую и ожидаемую ошибки.
По окончании выборки аудитор должен:
- проанализировать каждую ошибку, попавшую в выборку;
-экстраполировать, то есть распространить полученные при выборке результаты на всю проверяемую совокупность;
-оценить риски выборки.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии