БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Ревизия и аудит » Аналитические процедуры

Аналитические процедуры

Аналитические процедуры

1. Аналитические процедуры.
2. Аудиторские доказательства, их виды и источники получения.
3. Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности.
4. Использование результатов работы эксперта.
5. Использование работы других аудиторов и их взаимодействие.
6. Рабочая документация аудитора.
7. Внутренний контроль качества аудиторской проверки.
8. Особенности проведения аудита в условиях применения ПЭВМ.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Аналитические процедуры
В соответствии с правилом аудиторской деятельности «Аналитические процедуры», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 07.02.2001 г. № 9, аналитическая процедура представляет собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого субъекта предпринимательской деятельности с целью выявления необычных или неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение их причин.
В процессе проведения аудита могут применяться следующие аналитические процедуры:
- сопоставление показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности с плановыми (сметными) показателями субъекта;
- сопоставление фактических показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за различные периоды;
 - сопоставление показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности со среднеотраслевыми данными;
 - сопоставление финансовой и нефинансовой информации;
 - сопоставление показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними относительных коэффициентов отчетного периода с нормативными значениями, устанавливаемыми действующим законодательством и самим субъектом;
 - другие виды аналитических процедур, в том числе учитывающие особенности организационной структуры проверяемого субъекта.
Аналитические процедуры должны выполняться на протяжении всего процесса аудита. В процессе непосредственного проведения аудита при исследовании необычных или неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов аналитические процедуры могут выполняться в сочетании с другими аудиторскими процедурами. Выполнение аналитических процедур условно можно разделить на четыре основных этапа: определение целей, выбор вида, выполнение и анализ результатов выполнения.
Вид аналитических процедур зависит от целей их проведения, доступности и достоверности информации, необходимой для их проведения, вида деятельности субъекта, профессионального суждения аудитора.
Когда аналитические процедуры выявляют несоответствие данных или существующих между ними связей, аудитор должен получить соответствующие объяснения и подтверждающие свидетельства и доказательства.
Результаты планирования, выполнения аналитических процедур, а также анализа необычных или неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов фиксируются в рабочей документации аудитора и служат основой для составления заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2. Аудиторские доказательства, их виды и источники получения
Аудиторские доказательства — это информация, имеющаяся в распоряжении аудитора, позволяющая ему выразить мнение о достоверности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, законности всех совершенных хозяйственных и финансовых операций и их соответствии действующему законодательству и т. п.
Степень достоверности аудиторских доказательств зависит от источника их получения. Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными.
Внутренние доказательства - информация, полученная от проверяемой организации (фирмы) в письменном или устном виде.
Внешние доказательства - информация, полученная от третьей стороны в письменном виде.
Смешанные доказательства — информация, полученная от проверяемой организации (фирмы) в письменном или устном виде и подтвержденная третьей стороной в письменном виде.
Для получения доказательства используются следующие источники: первичные документы субъекта проверки; регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская (финансовая) отчетность; результаты инвентаризации активов и обязательств; результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности; сопоставление различных документов проверяемой организации, а также документов проверяемой организации с документами третьих лиц.
Для получения аудиторских доказательств используются те же приемы и способы, что и при проведении контрольно-ревизионной работы, рассмотренные нами ранее. В то же время в действующем правиле аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства», утвержденном постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.10.2000 г. № 114 с изменениями и дополнениями, приводится ряд наиболее распространенных методов их получения: пересчет, инвентаризация, прослеживание, проверка документов, опрос, подтверждение, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, аналитические процедуры.
Пересчет заключается в проверке арифметических расчетов первичных документов и бухгалтерских записей. В зависимости от плана проверки, оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска, он может быть выборочным или сплошным. При ведении бухгалтерского учета с помощью компьютерных систем аудиторская организация (аудитор) может осуществить проверку, применяя аналогичные системы.
Инвентаризация — прием, позволяющий получить точную информацию о наличии имущества проверяемой организации. Инвентаризации подлежат активы и финансовые обязательства субъекта. При проведении аудита аудиторы могут наблюдать за проведением инвентаризации. Такое наблюдение помогает аудиторской организации (аудитору) правильно оценить надежность системы бухгалтерского учета и действенность системы внутреннего контроля.
Прослеживание — метод, заключающийся в проверке некоторых первичных документов, от момента их создания до отражения их в регистрах аналитического и синтетического учета, заключительной корреспонденции счетов и правильности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
Проверка документов — метод, заключающийся в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение хозяйственной операции в бухгалтерском учете вплоть до первичного документа, подтверждающего реальность и целесообразность выполнения этой операции.
Опрос состоит в изучении соответствующей информации компетентных лиц внутри или за пределами экономического субъекта. Опросы могут быть различными: от официальных писем, адресованных третьей стороне, до неофициальных устных опросов, адресованных лицам внутри экономического субъекта.
Подтверждение - метод, используемый для удостоверения информации, содержащейся в учетных записях. Для этого необходимо получить подтверждение в письменной форме от независимой третьей стороны, запросы в адрес которой желательно готовить от имени руководства субъекта. Например, аудитор обычно просит подтверждения расчетов с дебиторами через прямое общение с самими дебиторами.
Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций - осуществление контроля аудиторской организацией (аудитором) за учетными работами, выполняемыми в бухгалтерии субъекта.
Аналитические процедуры предусматривают анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование основных показателей с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин таких ошибок и искажений.

3. Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности
При планировании проверки аудитор должен быть готов к возможному наличию в первичных документах, учетных регистрах и отчетности проверяемой организации ошибок и искажений, которые условно можно разделить на следующие виды:
Нарушения при создании первичных документов выражаются, как правило, в отсутствии обязательных реквизитов, отсутствии разрешительных и оправдательных подписей на документах, наличии неоговоренных исправлений, подчисток, нечетких оттисков печатей и штампов, а также в отсутствии первичных документов.
Ошибка в бухгалтерском учете — это нарушение достоверности данных учета, совершенное в результате арифметических или логических погрешностей в учетных записях, недосмотра в полноте учета или неправильного представления фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния активов и обязательств. Примерами таких ошибок являются: пропуски операций в учете (в т. ч. не оформленных первичными документами); регистрация несовершенных операций; указание неправильной корреспонденции счетов; арифметические ошибки; несоответствие между данными синтетического и аналитического учета; неправильная разноска операций по отчетным периодам; запись незаконных или не предусмотренных инструкциями и учетной политикой операций и др.
Искажение бухгалтерской отчетности — это неверное отражение и представление данных в бухгалтерской отчетности в связи 1С нарушением со стороны персонала организации установленных нормативными документами правил ведения учета и составления отчетности. Искажения отчетности проявляются в виде несоответствия между данными статей отчетности и остатками по счетам в учетных регистрах; неполного заполнения отчетности; отсутствия взаимоувязки статей отчетности; неправильной оценки статей отчетности и др.
Нарушения, ошибки и искажения в учете и отчетности могут быть как непреднамеренными, т. е. являться результатом непреднамеренных действий или бездействия персонала организации, так и преднамеренными, т. е. умышленными, совершенными с заведомо корыстными целями, включая введение в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности. Последние квалифицируются еще как мошенничество, которое влечет за собой ущерб для инвесторов, кредиторов или других юридических и физических лиц, которые имеют деловые взаимоотношения с проверяемой организацией.
Преднамеренные искажения в бухгалтерской отчетности могут осуществляться следующими способами:
Манипуляция учетными записями — это умышленное использование неправильной корреспонденции счетов или сторнированных записей с целью искажения учетных и отчетных показателей.
Фальсификация бухгалтерских документов и записей — это оформление заведомо неправильных (подложных) документов и записей на счетах бухгалтерского учета, искажающих истинное положение дел, реальное наличие имущества.
Неадекватные записи в учете — это отражение финансовой информации в системе счетов в неполном объеме.
Незаконные действия — это действия должностных лиц, противоречащие законодательству, совершенные умышленно или без умысла и в связи с этим расценивающиеся как нарушение норм или как обман или ошибка.
Факторами внутрихозяйственной деятельности субъекта, способствующими появлению искажений, являются:
- несоответствие величины оборотных средств росту объемов продаж (производства) субъекта или снижению прибыли;
- изменение учетной политики, договорных отношений, которые ведут к значительному изменению величины прибыли;
- нетипичные хозяйственные операции, особенно в период окончания года, существенно влияющие на величину финансовых показателей;
- наличие платежей за услуги, которые не соответствуют предоставленным услугам;
- особенности организационно-управленческой структуры субъекта, наличие недостатков в данной структуре; компетентность управленческого персонала, частая смена главных бухгалтеров;
- наличие отклонений от установленных правил ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- наличие отклонений от установленного порядка распределения прибыли;
- отсутствие первичных или подтверждающих документов, исправления, наличие нетипичных записей, не отраженных в учете хозяйственных операций.
Правилом аудиторской деятельности «Действие аудитора при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 09.07.2001 г. № 77, определено, что при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности в процессе проведения аудита аудитор должен корректировать разработанные им аудиторские процедуры в зависимости:
- от видов нарушений, установленных у субъекта и ведущих к появлению искажений;
- степени существенности выявленных искажений;
- риска появления искажений при дальнейшей проверке и риска необнаружения искажений.
При выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторская организация должна оценить, насколько эффективно действующая у субъекта система внутреннего контроля препятствует возникновению различных нарушений, ведущих к появлению искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если аудиторская организация в процессе проведения аудита делает вывод о более низкой (чем предполагалось ранее) способности системы внутреннего контроля препятствовать появлению искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности, то аудиторская организация должна пересмотреть свою предыдущую оценку надежности системы внутреннего контроля и уточнить объем и характер применяемых аудиторских процедур.
Выявленные в процессе аудита факты искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторской организации следует отразить в своей рабочей документации и отчете аудитора субъекту.
В соответствии с правилом «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности» ответственность сторон в связи с выявлением искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности распределяется следующим образом:
Аудиторская организация несет ответственность:
- за выражение объективного и обоснованного мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, представленного в письменном виде в аудиторском заключении и (или) отчете руководству проверяемого субъекта;
- правильность и полноту данных, отраженных в заключении и (или) отчете аудитора о выявленных или существенных
искажениях бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- несоблюдение конфиденциальности коммерческой информации субъекта.
Руководство проверяемого субъекта, включая его персонал, несет ответственность:
- за возникновение непреднамеренных и преднамеренных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- непринятие мер по предупреждению возникновения искажений;
- неустранение или несвоевременное устранение искажений.
Ответственность за выявление и обоснование непреднамеренных и преднамеренных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности несет аудитор. Ответственность за факт наличия этих искажений возлагается на виновных и должностных лиц проверяемой организации.

4. Использование результатов работы эксперта
При проведении аудита зачастую возникают вопросы, для проверки которых, по существу, необходимы специальные знания, выходящие за пределы познаний аудитора. К таким вопросам следует отнести некоторые аспекты нормирования труда, I оценки объектов основных средств и нематериальных активов, планирования, технологии производства, обращения ценных бумаг и т.п.
С учетом этого при возникновении специальных вопросов в процессе проведения аудита аудиторская организация (аудитор) в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» имеет право привлекать на договорной основе для проверки отдельных вопросов, требующих специальных знаний, лиц, имеющих соответствующую специальность, в случае, если в штатном расписании аудиторской организации отсутствуют специалисты такого профиля.
Специалист, обладающий знаниями, навыками и опытом работы в области, отличной от бухгалтерского учета и аудита, называется экспертом.
В качестве экспертов при аудиторской проверке могут привлекаться физические и юридические лица. Эксперт должен иметь квалификационный аттестат, сертификат, диплом или другой документ, подтверждающий наличие у него должной квалификации (для физического лица), и специальное разрешение со стороны органов государственного управления, подтверждающего право физического или юридического лица заниматься данным видом деятельности, если этот вид подпадает под лицензирование (лицензию или иной документ). Эксперт не должен иметь родственных и (или) финансовых отношений с проверяемой организацией.
Договор с экспертом может быть заключен либо руководством проверяемой организации, либо самой аудиторской организацией (аудитором) после получения согласия клиента. В случае отказа клиента использовать независимого эксперта аудиторская организация (аудитор) не имеет права привлекать его к проверке, но может снять с себя ответственность, оговорив отказ клиента в аудиторском заключении. Отказ клиента должен быть мотивированным и выраженным в письменной форме. В такой ситуации аудиторская организация рассматривает вопрос о подготовке по результатам проведенной проверки аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.
Порядок использования результатов работы эксперта определен правилом аудиторской деятельности «Использование результатов работы эксперта», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2001 г. № 123.
Аудиторская организация использует результаты работы эксперта:
- при подтверждении внесения неденежного вклада в уставный фонд юридического лица с иностранными инвестициями,
резидента свободной экономической зоны;
- составлении заключения о рыночной стоимости предприятия (организации, учреждения) при его продаже другому собственнику, выделении доли учредителя (учредителей), передаче доли другому учредителю;
— составлении заключения о финансовом состоянии организации в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);
— в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (например, определение объемов выполненных работ, юридические консультации и др.).
Привлечение эксперта к проверке не снимает ответственности с аудитора за содержание аудиторского заключения. Информация об использовании результатов работы эксперта при проведении аудиторской проверки должна быть включена в рабочую документацию аудитора.

5. Использование работы других аудиторов и их взаимодействие
При проведении аудиторской проверки организации, отчетность которой включает показатели нескольких структурных подразделений этой организации, аудит которых проводит другая аудиторская организация или аудитор - индивидуальный предприниматель, возникает необходимость взаимодействия аудиторов в период проведения аудита.
Порядок взаимодействия аудиторов в такой ситуации определен правилом аудиторской деятельности «Использование результатов работы другой аудиторской организации», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2001 г. № 106.
В процессе проведения аудиторской проверки аудиторы должны обмениваться информацией. Если в ходе проверки аудитор, проверяющий деятельность структурного подразделения, выявил факты, которые, по его мнению, могли бы иметь значение для работы аудиторской организации, проверяющей деятельность головной организации, то он должен уведомить ее об этом путем непосредственной передачи соответствующей информации или раскрытия соответствующих обстоятельств в аудиторском заключении. Факт передачи информации в отношении подразделения, полученной в процессе аудита, необходимо согласовать с руководством этого подразделения. Если руководство подразделения не дает согласия на то, чтобы информация была передана, аудитору необходимо представить информацию о данном обстоятельстве аудиторской организации, работающей с головной организацией.
О любом ограничении объема аудита, имеющем место в структурном подразделении, аудитор должен непосредственно ставить в известность аудиторскую организацию, проверяющую головную организацию.
В то же время аудиторская организация, осуществляющая проверку головной организации, не обязана предоставлять другим аудиторам, проверяющим структурные подразделения этой организации, какую-либо информацию, полученную в ходе аудита своего клиента. Если в процессе проверки она выявила факты в отношении подразделений организации, которые могут иметь значение для работы других аудиторов, аудиторская организация должна обсудить возможные действия с руководством организации. Такие действия могут заключаться в непосредственной передаче этой информации другим аудиторам, проверяющим структурные подразделения этой организации, или в передаче руководством предприятия этой информации руководству подразделения или тем аудиторам, которые проверяют это подразделение.
Использование результатов работы других аудиторов должно быть задокументировано в аудиторской организации с учетом соблюдения правила аудиторской деятельности «Рабочая документация аудитора», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 04.08.2000 г. № 81. В рабочей документации аудитора (аудиторской организации), проводившего аудит на головном предприятии, должна быть отражена следующая информация:
- перечень подразделений, аудит показателей которых проводит другая аудиторская организация (аудитор), степень существенности их показателей для бухгалтерской (финансовой) отчетности головной организации;
- наименование другой аудиторской организации (фамилия, имя, отчество другого аудитора);
- выводы относительно существенности показателей подразделения для бухгалтерской отчетности головной организации;
- процедуры, выполненные аудиторской организацией, проверяющей головную организацию, в отношении работы, проведенной другой аудиторской организацией (аудитором), и результатов полученных другой аудиторской организацией.
Правилом аудиторской деятельности «Использование результатов работы другой аудиторской организации» предусмотрен порядок выдачи аудиторского заключения по результатам проведенного аудита при условии использования работы других аудиторов.
Так, если аудиторская организация, проводившая аудит в головной организации, приходит к выводу о том, что результаты работы другой аудиторской организации (аудитора) использовать невозможно, а сама аудиторская организация не может выполнить необходимые дополнительные процедуры в отношении показателей структурного подразделения, проверенных другой аудиторской организацией (аудитором), она должна рассмотреть вопрос о подготовке условно положительного аудиторского заключения или об отказе от выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта в связи с ограничением объема аудиторской проверки.
В то же время, если аудиторская организация (аудитор), проверявшая структурное подразделение организации, составила или намеревается составить аудиторское заключение о показателях подразделения, отличное от безусловно положительного, то организация, осуществляющая аудит головной организации, должна рассмотреть вопрос о необходимости и целесообразности составления аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, отличного от безусловно положительного. При этом она должна исходить из того, насколько обстоятельства, повлекшие составление другими аудиторами аудиторского заключения о показателях структурного подразделения, отличного от безусловно положительного, существенны для бухгалтерской (финансовой) отчетности головной организации.

6. Рабочая документация аудитора
В соответствии с правилом аудиторской деятельности «Рабочая документация аудитора», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 04.08.2000 г. № 81, рабочая документация — это документы, получаемые или составляемые аудитором самостоятельно в связи с аудитом.
К рабочей документации аудитора относятся:
- информация, касающаяся организационной структуры аудируемого лица;
- выписки или копии документов, соглашений и протоколов, касающиеся вопросов аудита;
— информация об особенностях финансово-хозяйственной деятельности и учета аудируемого субъекта предпринимательской деятельности;
- программа и планы проведения аудита;
- копии писем или записок, характеризующие методы работы аудитора;
- копии писем или записок, характеризующие существенные ошибки в работе внутреннего контроля, оценка риска внутреннего контроля;
— анализ произведенных хозяйственных операций и сальдо по счетам;
— анализ основных показателей и тенденций развития организации;
- записи о характере, сроках и масштабе выполненных аудиторских процедур и их результатах;
— список специалистов иного профиля, привлекаемых для проверки отдельных вопросов по программе аудита, и время ее
проведения;
- перечень процедур, выполненных другими аудиторами при аудите филиалов аудируемого лица;
- копии переписки с другими аудиторами, экспертами по вопросам аудита;
- объяснения, пояснения, заявления, полученные от руководства проверяемого аудируемого лица;
- письменно оформленные выводы, сделанные аудитором по основным вопросам проверки;
— копии письменных сообщений собственникам имущества
о нарушениях законодательства Республики Беларусь, в результате которых физическому или юридическому лицу или государству причинен либо мог быть причинен вред и другие документы.
Форма рабочей документации разрабатывается аудитором самостоятельно, если иное не предусмотрено внутренними документами аудиторской организации.
Рабочая документация аудитора должна быть легко читаемой, полной, понятной, отражать условия конкретной аудиторской проверки или вопроса, исследуемого в рамках аудита. В рабочей документации должен содержаться ответ аудитора на все существенные вопросы, по которым необходимо выразить свое суждение и сформировать аудиторские выводы.
Аудитору необходимо обеспечить сохранность рабочей документации в течение периода проверки.
После завершения аудита рабочая документация хранится в архиве аудиторской организации (аудитора — индивидуального предпринимателя) в течение пяти лет.
Рабочая документация должна храниться скомплектованной в папки («файлы»), заведенные для каждого аудита отдельно, в сброшюрованном виде.

7. Внутренний контроль качества аудиторской проверки
Судить о качестве проведенного аудита можно на основании составляемой аудитором рабочей документации, которая является основанием для составления аудиторского заключения. С учетом этого организация контроля качества работы аудиторов является неотъемлемой составляющей аудиторского процесса.
В системе контроля качества аудита необходимо выделить три подсистемы:
— контроль со стороны органов государственного управления (Министерство финансов Республики Беларусь, Национальный
банк Республики Беларусь и др.);
- контроль со стороны аудиторской организации за работой отдельных аудиторских групп (аудиторов);
— контроль со стороны руководителя аудиторской группы за работой аудиторов, входящих в состав группы.
Контроль со стороны органов государственного управления представляет собой внешний контроль качества аудита. Этот вид контроля рассмотрен нами при освещении порядка государственного регулирования аудита в Республике Беларусь. Более подробно остановимся на рассмотрении следующих двух подсистем, которые представляют собой внутренний контроль качества аудита.
Под внутренней системой контроля качества аудита следует понимать разработанную в каждой аудиторской организации совокупность организационных мер и процедур, направленных на то, чтобы проводимые аудиторами проверки соответствовали нормативно-правовым актам, регламентирующим аудиторскую деятельность в Республике Беларусь. Внутренний контроль качества требует, чтобы полученные в ходе аудита данные контролировались соответствующими специалистами. Система внутреннего контроля предусматривает наличие внутренних аудиторских стандартов и разработанных методик аудита, утвержденных руководством аудиторской организации. Контроль качества обеспечивается организацией эффективной работы аудиторов, четким распределением обязанностей между ними в период проведения проверки.
Правилом аудиторской деятельности «Внутренний контроль качества аудита», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23.01.2002 г. № 8, установлено, что внутренняя система качества аудита должна содержать требования:
- по соблюдению работниками аудиторской организации принципов профессиональной этики;
— укомплектованию аудиторской организации работниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;
— выполнению аудиторских заданий работниками, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;
- выполнению всех видов работ, предусмотренных планом и программой аудита, а также указаниями руководителя аудиторской организации или руководителя аудиторской группы;
- обеспечению текущего контроля и проверки выполненной работы;
- получению работниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;
- разработке и применению в аудиторских организациях процедуры подбора клиентов;
- осуществлению мероприятий по систематическим проверкам надежности и эффективности функционирования внутренней системы контроля качества аудита;
- принятию необходимых мер в отношении работников аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.
Организация внутренней системы контроля качества аудита действующим законодательством возложена на руководителя аудиторской организации. В каждой организации должны быть разработаны основные принципы и процедуры контроля качества проводимых проверок, которые в обязательном порядке документируются и доводятся до сведения каждого работника организации.
Контроль со стороны руководителя аудиторской группы за организацией и содержанием аудита осуществляется в ходе конкретной проверки. Руководителем аудиторской группы является работник аудиторской организации, имеющий лицензию на осуществление аудиторской деятельности, которому руководителем этой организации поручено проводить проверку конкретного субъекта предпринимательской деятельности и руководить работой других аудиторов, входящих в состав группы. Руководитель группы разрабатывает и соответствующим образом утверждает общий план и программу аудита, распределяет участки проверки между членами группы, осуществляет контроль за соответствием проводимого аудита и подготовленной по его результатам рабочей документации правилам аудиторской деятельности и внутренним требованиям аудиторской организации, доводит до сведения руководителя аудиторской организации основные результаты аудита, которые могут повлиять на содержание и выводы аудиторского заключения.
При осуществлении контроля руководитель аудиторской группы определяет существенные вопросы бухгалтерского учета проверяемого субъекта, возникающие в ходе аудита, уточняет оценку внутрихозяйственного риска, риска средств контроля и необнаружения в соответствии с действующими правилами аудиторской деятельности и при необходимости вносит в пределах своей компетенции предложения по корректировке общего плана и программы аудита. Руководитель группы принимает решение в пределах своих полномочий в случае расхождения профессиональных суждений аудиторов и определяет необходимость консультаций, осуществляет контроль за документированием аудиторских доказательств и проверяет обоснованность выводов, сделанных в процессе аудита. Наряду с этим на руководителя аудиторской группы возложена задача по установлению причин и оценки степени влияния отмечаемых в ходе проверки искажение бухгалтерской (финансовой) отчетности и рекомендуемых связи с этим исправлений на ее достоверность.

8. Особенности проведения аудита в условиях применения ПЭВМ
Внедрение компьютерной обработки данных субъектами предпринимательской деятельности на базе современных ПЭВМ вносит существенные изменения в организацию и методику проведения аудита.
Применение компьютерной обработки данных расширяет круг задач аудиторской проверки. Прежде всего в тщательном изучении нуждаются используемая в организации программа автоматизации бухгалтерского учета и ее применение, достоверность носителей входящей информации и выходных документов на машиночитаемых носителях. Неотъемлемым элементом аудиторской проверки становится изучение качества самой программы и предусмотренной ею системы контроля, регистров аналитического и синтетического учета, отчетных показателей, выявление и исправление ошибок, возникающих при выверке исходной информации. В процессе проверки необходимо установить, насколько эффективна применяемая система текущего контроля на следующих стадиях технологического процесса обработки учетно-аналитической информации:
- приемка и регистрация первичной документации;
- арифметическая обработка документов (таксировка);
- создание машинных носителей информации;
- формирование машинограмм учетных регистров и отчетных разработок.
При проведении аудита в системе компьютерной обработки данных сохраняются основные элементы его методологии. Использование ПЭВМ существенно влияет на процесс изучения аудитором системы учета аудируемого лица и сопутствующих ему средств внутреннего контроля.
Применение ПЭВМ в учетно-аналитической работе клиента приводит к изменению отдельных элементов организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля:
- для проверки хозяйственных процессов и финансовых операций наряду с традиционными первичными документами используются и первичные документы на машиночитаемом носителе;
- постоянные нормативно-справочные показатели могут быть проверены по данным, хранящимся в памяти компьютера или на машиночитаемых носителях информации;
- вместо традиционных ручных форм счетоводства может применяться форма учета, ориентированная на прогрессивные методы формирования выходной информации и обеспечения ее достоверности, совмещение синтетического учета с аналитическим и систематического - с хронологическим, а также на повышение оперативности и удобства использования учетной и отчетной информации.
Аудитор должен получить и оформить в виде соответствующего документа следующую информацию о среде компьютерной обработки данных клиента:
- организация обработки учетно-аналитической информации у клиента;
- количество и возможности применяемых ПЭВМ;
- передача данных с использованием каналов связи (сеть), через магнитные носители (дискеты и т. п.) или ввод с клавиатуры обобщенных данных;
- используемое клиентом техническое обеспечение компьютерной обработки учетной информации;
- используемое клиентом программное обеспечение (характеристика: кем разработано, когда внедрено, частота и метод обновления в соответствии с изменениями действующего законодательства);
- ПЭВМ используется аудируемым лицом для обработки учетно-аналитической информации во всех аспектах финансово-хозяйственной деятельности и ее учета или только для автоматизации обработки информации по отдельным видам фактов хозяйственной жизни, участкам учета;
- применяемая форма учета;
- компьютер используется проверяемой организацией самостоятельно или по договору с третьей стороной;
- решение вопроса по архивированию и хранению данных;
- возможность компьютерной системы гибко реагировать на изменения хозяйственного, налогового и иного законодательства с точки зрения настройки программного обеспечения;
- возможность формирования отчетности (внешней, внутренней);
- планируемое внедрение новых компьютерных систем;
- квалификация бухгалтерского персонала в области использования ПЭВМ, в частности имеют специалисты соответствующее высшее или среднее специальное образование или прошли
курс обучения в области информационных технологий, или изучение системы компьютерной обработки данных происходило
самостоятельно.
При составлении общего плана аудита в соответствии с правилом аудиторской деятельности «Планирование аудита» каждый этап планирования должен быть уточнен с учетом влияния на процесс аудита применяемых проверяемой организацией информационных технологий и системы компьютерной обработки данных. Уровень автоматизации обработки учетно-аналитической информации должен быть учтен при определении объема и характера аудиторских процедур.
При оценке среды компьютерной обработки данных аудитор должен охарактеризовать:
- соответствие применяемой формы учета используемой системе обработки данных;
- соответствие алгоритмов обработки бухгалтерских данных действующему законодательству, возможность их изменения в случае изменения порядка ведения бухгалтерского учета, хозяйственного, налогового и иного законодательства;
- способ организации, хранения и обновления данных;
- возможность настройки внешней отчетности на изменение ее форм;
- обеспечение контроля ввода данных;
- возможность вывода на печать данных о ходе финансовых операций хозяйственных процессов.
В процессе аудиторской проверки в качестве одного из основных источников информации используются машинограммы, созданные в результате обработки учетно-аналитической информации и использования ПЭВМ. Необходимыми условиями, придающими машинограмме юридическую силу, являются:
— соблюдение требований стандартов, предусмотренных программами автоматизации учета;
- наличие таких реквизитов, как дата создания машинограммы, наименование и местонахождение создавшей ее организации, подписи ответственных лиц.
При выполнении аудиторской проверки в условиях применения ПЭВМ следует обращать внимание на следующие вопросы:
— необходимость сверки регистров учета, получаемых с помощью ПЭВМ, с данными первичного учета. Автоматизация учета не освобождает проверяемую организацию от обязанности документировать факты хозяйственной жизни;
- наличие несанкционированных изменений программного обеспечения. Изменения, вносимые в программное обеспечение клиентом в связи с изменением хозяйственного либо налогового законодательства, должны быть документированы, согласованы, одобрены и проверены разработчиком программного обеспечения.
Источниками получения аудиторских доказательств при проведении аудиторских процедур являются данные, подготовленные в системе компьютерной обработки данных проверяемой организации в виде таблиц, ведомостей, регистров бухгалтерского учета клиента.
Аудиторская организация в соответствии с правилом аудиторской деятельности «Рабочая документация аудитора» должна обеспечить сохранность аудиторских файлов на машинных носителях, их оформление и сдачу в архив.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии