БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Социально-экономическая статистика » Показатели доходов: использование, образование и распределение

Показатели доходов: использование, образование и распределение

ПОКАЗАТЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОХОДОВ

1. Показатели образования доходов.
2. Показатели первичного распределения доходов.
3. Показатели вторичного распределения и перераспределения доходов.
4. Показатели использования располагаемого дохода.
5. Определение валового внутреннего продукта по методу конечного использования.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Показатели образования доходов
Анализ распределительных процессов начинается с составления счёта образования доходов по отраслям, секторам и экономике в целом. Его назначение заключается в том, чтобы показать, из каких компонентов состоит ВДС и ВВП, какие расходы, связанные непосредственно с процессом производства, должны быть возмещены.
Для этого составляется счёт образования дохода. Он составляется как для экономики в целом, так и для отрасли (сектора) (табл.6).

Таблица 6 — Счет образования дохода
Использование ресурсов
Ресурсы
2. оплата труда наемных работников ОТ
3. налоги на производство и импорт Н
4. субсидии на производство и импорт С (вычитаются)
5.валовая прибыль и приравненные к ней доходы (валовой смешанный доход) ВП (ВСД)
(п.5=п.1-п.2-п.3+п.4) 1. валовой внутренний продукт, ВВП
Итого Итого
6. потребление основного капитала ОК
7. чистая прибыль и приравненные к ней доходы (чистый смешанный доход) ЧП (ЧСД)
(п.6=п.4-п.5)

В графе «ресурсы» данного счёта находится ВДС, которая переносится из раздела «Виды использования» счёта «Производство»
В видах использования этого счёта показывается расходы производителей. Но эти суммы представляют собой не только расходы производителей, но и одновременно доходы соответствующих институциональных единиц.
Валовую прибыль по экономике в целом можно определить путём суммирования валовой прибыли по секторам (отраслям) экономики.
Оплата труда наемных работников представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, которое должно быть выплачено работодателем наемному работнику в обмен за работу, выделенную в течение отчетного периода. Она складывается из двух основных компонентов:
• валовой заработной платы;
• отчислений на социальную защиту работников.
Заработная плата в денежной форме включает:
• сумму вознаграждения, начисленную работникам по сдельным расценкам, тарифным ставкам; должностным окладам;
• выплаты стимулирующего характера (премии, доплаты за стаж);
• выплаты компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда (выплаты за сверхурочную работу, ночные часы);
• оплата за непроработанное время в соответствии с законодательством (оплата ежегодных и дополнительных отпусков);
• зарплата работников во время обучения их с отрывом от производства в системе повышения квалификации и подготовки кадров.
Заработная плата в натуральной форме — товары и услуги, не являющиеся необходимыми для работы и используемые работниками для удовлетворения собственных потребностей или потребностей других членов домохозяйств.
В состав заработной платы не включаются:
• расходы промежуточного потребления, осуществляемые в интересах производства (командировочные, стоимость выданной спецодежды и т. д.);
• выплаты рабочим, не являющиеся вознаграждением за труд (пособия по временной нетрудоспособности, на детей, пенсии и т. д.);
• стоимость передаваемого в собственность работников жилья и расходов на погашение ссуд, выданных работникам для улучшения жилищных условий.
Отчисления на социальную защиту работников образуются из фактических отчислений предприятий и условно исчисленных отчислений.
Фактические отчисления на социальное страхование состоят из взносов, производимых в государственные и негосударственные фонды социального страхования в соответствии с программами социального обеспечения и социального страхования населения. Данные платежи являются основным источником средств для выплат социальных пособий при определённых условиях, снижающий уровень благосостояния работника.
Условно начисленные отчисления на социальное страхование — это социальные пособия, выплачиваемые непосредственно предпринимателями своим работникам, бывшим работникам, их иждивенцам за счёт собственных средств.
Они включают:
1. выходное пособие;
2. выплаты на период трудоустройства уволенным работникам в случае реорганизации, ликвидации предприятия или сокращения;
3. доплаты работникам в случае временной утраты трудоспособности;
4. пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственной травмы.
Субсидии — трансферты, обратные налогам. Они предназначаются для стимулирования государством производства, цены, на продукцию которых ниже рыночных, на возмещение убытков торгующим организациям, занимающимся сбытом данной продукции
Субсидии делятся на:
1. субсидии на продукты;
2. прочие субсидии.
Они могут предоставляться на продукцию внутреннего производства и на импортную продукцию.
Валовая прибыль (валовые смешанные доходы) — часть ВДС, которая остаётся у производителей после вычитания расходов, связанных с оплатой труда наёмных работников и уплаты налогов.
Эта статья измеряет прибыль (или убыток), полученную от производства до учета доходов от собственности. Понятие «смешанный доход» используется применительно к сектору домашних хозяйств и включает совокупный доход от труда самостоятельных хозяев и от капитала. Разделить эти виды дохода домашних хозяйств практически невозможно, поэтому они показываются вместе для данного счёта производства:
,
где ОТ — оплата труда
Чистая прибыль экономики ЧП (ЧСД) — это показатель макроэкономической прибыли в СНС. Он исчисляется путем вычитания из валовой прибыли экономики потребления основного капитала (ПОК):
,
где ПОК — потребление основного капитала.
В счёте «Образование доходов» для секторов «Государственные учреждения», «Некоммерческие организации» нет элемента чистая прибыль, так как эти сектора создают нерыночную продукцию, которая оценивается по сумме текущих затрат, включая ПОК.
При определении валового внутреннего продукта распределительным методом он включает следующие виды первичных доходов, выплаченных производственными единицами-резидентами:
1. оплата труда наемных работников;
2. чистые налоги на производство и импорт (налоги на производства и импорт минус субсидии на производство и импорт);
3. валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы.
Определение валового внутреннего продукта распределительным методом осуществляется по следующей формуле:

Для статистического анализ необходимо определить структуру ВВП и выявить закономерности в его изменении.
Анализ фактов, влияющих на прирост отдельных видов первичных доходов, проводят с помощью индексного метода. В этом случае могут быть использованы индексы:
• средней оплаты труда;
• средней валовой заработной платы;
• уровня оплаты труда.
Для анализа средней величины оплаты труда и средней валовой заработной платы можно рассчитать индексы переменного и постоянного состава, а также индексы структурных сдвигов.
Анализ изменения суммы оплаты труда можно также проводить с помощью следующей индексной модели:
,
где dот — доля оплаты труда в ВВП.
Аналогично работают индексные модели для ЧН и ВПЭ:
,
где ВНД — валовой национальный доход;
— доля ВП (ВСД) в ВВП;
ЧН — чистые налоги на производство и импорт;
— доля чистых налогов в ВВП.

2. Показатели первичного распределения доходов
После образования первичных доходов производится их распределение, которое происходит в несколько этапов. В системе национальных счетов рассматривается распределение первичных доходов и вторичное распределение доходов.
На этапе распределения первичных доходов ставится задача определить доходы, которые должны получить институциональные секторы от своей деятельности. Предприятия нефинансового и финансового секторов получают доходы в форме прибыли и приравненных к ней доходов, а также доходов от собственности. Основным доходом учреждений общего государственного управления на стадии распределения первичных доходов выступают доходы в виде налогов на производство и импорт, домашних хозяйств — оплата труда и смешанный доход. Кроме названных видов доходов, учреждения общего государственного управления могут получать прибыль и доходы от собственности. Последний вид доходов получают и домашние хозяйства.
Доходы, получаемые за владение активами, называются доходами от собственности. Они образуются на стадии первичного распределения. Вместе с доходами от производства доходы от собственности учитываются на счете распределения первичного дохода. В нем институциональные единицы — резиденты или сектора выступают в качестве получателей первичных доходов, а не производителей, создающих первичные доходы. В отличие от счета образования дохода счет распределения первичного дохода можно вести только для институциональных единиц и секторов.

Таблица 7 — Счет распределения первичного дохода
Использование ресурсов
Ресурсы
6. Доходы от собственности, переданные от «остального мира» Дпер
7. Сальдо первичных доходов (ВНД) (п.1+п.2+п.3-п.4+п.5-п.6) 1.Валовая прибыль валовой смешанный доход ВП(ВСД)
2. Оплата труда наемных работников
3. Налоги на производство и импорт
4. Субсидии (вычитаются)
5. Доход от собственности полученные от «остального мира» Дпол
Итого Итого
8. ПОК
9. Чистый национальный доход (ЧНД) (п.7-п.8)

В правой части этого счета показаны ресурсы, которые можно разделить на две группы:
– первичные доходы, которые получают единицы — резиденты, участвующие в производстве продуктов и услуг;
– доходы от собственности.
В сумме первичных доходов, включающих оплату труда наемных работников, налоги (за вычетом субсидий), проценты, дивиденды и пр. учитываются также доходы, получаемые от институциональных единиц-нерезидентов.
Компенсация наемным работникам-резидентам институциональными единицами-нерезидентами представляет собой заработную плату и отчисления на социальную защиту граждан республики, работающих по найму в иностранных посольствах и консульствах, артистов, выезжающих на гастроли за границу и т.п.
Доход от собственности получают собственники финансовых и материальных непроизведенных активов. Владельцы финансовых активов получают доход в форме процентов, дивидендов, реинвестируемые поступления от прямых иностранных инвестиций; владельцы материальных непроизводственных активов — в форме ренты.
Рента представляет собой плату владельцам невоспроизводимых материальных активов (земли и недр) за разрешение другой институциональной единицы на эксплуатацию этих активов.
Проценты — доход, который получают владельцы ценных бумаг (кроме акций), вкладов (депозитов) и лица, предоставившие в пользование кредиты и денежные средства.
Дивиденды — доход от собственности, который получают владельцы акций.
Сумма факторных доходов и сальдо доходов от собственности образует величину сальдо первичных доходов. Состав первичных доходов по секторам различается. Первичные доходы секторов нефинансовых предприятий и финансовых учреждений образуются из прибыли и приравненных к ней доходов и сальдо доходов от собственности; сектора общего государственного управления — из чистых налогов на производство и импорт и из сальдо доходов от собственности; сектора домашних хозяйств — из оплаты труда наемных работников, сальдо доходов от собственности и прибыли и приравненных к ней доходов от жилищных услуг; сектора некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства — из сальдо первичных доходов.
Сальдо первичных доходов является балансирующей статьей в счете распределения первичного дохода, которое получается путем суммирования всех первичных доходов институциональных единиц или секторов, уменьшенных на сумму первичных доходов, уплаченных другим институциональным единицам или секторам.
На основе счета распределения первичного дохода можно получить показатели чистого и валового национального дохода. Валовой национальный доход ВНД равен сумме валовых сальдо первичных доходов всех секторов экономики. ВНД идентичен валовому национальному продукту, однако ВНД является характеристикой дохода, а ВНП — характеристикой продукта. Валовой национальный продукт получается путем суммирования ВДС всех институциональных единиц и добавления к полученной величине суммы налогов, не включенных в стоимость выпущенной продукции.
Чистый национальный доход равен ВНД за вычетом потребления основных фондов:

3. Показатели вторичного распределения и перераспределения доходов
На втором этапе распределения доходов происходит перераспределение дохода главным образом через текущие трансферты. Эти процессы осуществляются с помощью счета вторичного распределения дохода, в котором происходит переход от сальдо первичных доходов институциональной единицы или сектора к располагаемому доходу.

Таблица 8 — Счет вторичного распределения дохода
Использование ресурсов Ресурсы
3. Текущие трансферты, переданные от «остального мира» ТТпер.
4.Валовой национальный располагаемый доход ВНРД (п.4=п.1+п.2-п.3) 1. Валовой национальный доход
2. Текущие трансферты, полученные от «остального мира» ТТпол.
Итого Итого
5. ПОК
6. Чистый национальный располагаемый доход ЧНРД (п.6=п.4-п.5)

В ресурсной части этого счета учитывается сальдо первичных доходов и текущие трансферты. В составе текущих трансфертов показываются текущие подоходные налоги, взносы на социальное страхование, социальные пособия и другие текущие трансферты. В расходной части показывается использование текущих трансфертов и располагаемый доход. В правой стороне счета учитываются текущие трансферты, полученные институциональными единицами или секторами, а в левой — подлежащие передаче другим институциональным единицам или секторам. Переданные и полученные трансферты по величине могут не совпадать.
Текущие налоги и налоги на материальные ценности состоят из подоходных налогов домашних хозяйств, прибыли корпораций и налогов на материальные ценности. Для секторов домашних хозяйств, финансовых, нефинансовых и некоммерческих учреждений они показываются в разделе «виды использования», а для сектора государственных учреждений — в разделе «ресурсы».
Взносы на социальное страхование могут быть фактическими или условно исчисленными. Они производятся работодателями, самостоятельными работниками или незанятыми лицами. На этом счете они учитываются как ресурсы для органов государственного управления и страховых корпораций. Для сектора домашних хозяйств они показываются на стороне счета «виды использования». Социальные пособия могут выступать в форме пособий по социальной помощи (медицинская помощь, лекарства). Этот вид текущих трансфертов учитывается на счете вторичного распределения дохода как ресурсы для сектора домашних хозяйств, а для всех других секторов экономики — в разделе «виды использования».
Группа прочих текущих трансфертов состоит из страховых премий и страховых претензий (кроме страховых премий и страховых претензий, связанных со страхованием жизни), текущих трансфертов между государственными органами различных уровней управления, между различными домашними хозяйствами (денежные переводы и подарки в натуральной форме), между центральным правительством и правительствами других государств.
Балансирующая статья этого счета — располагаемый доход, определяется путем суммирования сальдо первичных доходов и сальдо всех текущих трансфертов.
Сальдо текущих трансфертов определяется как разность между полученными и переданными текущими трансфертами по сектору. Различают валовой и чистый располагаемый доход. Различие между ними определяется величиной потребления основного капитала. Для получения величины национального располагаемого дохода нужно к располагаемому доходу по экономике добавить сальдо текущих трансфертов между институциональными единицами.
Распределение доходов завершается на счете перераспределения дохода в натуральной форме. Он показывает процессы преобразования располагаемого дохода секторов государственных учреждений, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, и домашних хозяйств в скорректированный располагаемый доход этих секторов.

Таблица 9 — Счет перераспределения дохода в натуральной форме
Использование ресурсов
Ресурсы
3. Социальные трансферты в натуральной форме, переданные от «ОМ»
4. Валовой скорректированный располагаемый доход ВСРД (п.4=п.1+п.2-п.3) 1. Валовой национальный располагаемый доход
2. Социальные трансферты в натуральной форме, полученные от «ОМ»
Итого Итого

Процессы перераспределения заключаются в том, что государственные учреждения и некоммерческие организации передают домашним хозяйствам социальные трансферты в натуральной форме. К ним относятся социальные пособия в натуральной форме и трансферты нерыночных товаров и услуг индивидуального пользования. Социальные трансферты в натуральной форме включают нетоварную продукцию органов государственного управления и некоммерческих организаций, которая была предоставлена домашним хозяйствам бесплатно или по незначительным ценам, а также товары и услуги, купленные у производителей и предоставленные домашним хозяйствам бесплатно или по незначительным ценам. В целом по экономике величина располагаемого дохода должна совпадать с суммой скорректированного располагаемого дохода.
Также составляется сводный счет распределения доходов, объединяющий счет первичного и вторичного распределения доходов

Таблица 10 — Сводный счет распределения дохода
Использование ресурсов Ресурсы
7. Доходы от собственности, переданные от «остального мира» Дпер
8. Текущие трансферты, переданные от «остального мира» ТТпер.
9. Валовой национальный располагаемый доход ВНРД (п.9=п.1+п.2-п.3-п.4+п.5+п.6-п.7-п.8) 1.Валовая прибыль валовой смешанный доход ВП(ВСД)
2. Оплата труда наемных работников
3. Налоги на производство и импорт
4. Субсидии (вычитаются)
5. Доход от собственности полученные от «остального мира» Дпол
6. Текущие трансферты, полученные от «остального мира» ТТпол.
Итого Итого
10. ПОК
11. Чистый национальный доход (ЧНД) (п.9-п.10)

4. Показатели использования доходов
Показатели использования доходов отражаются в двух счетах системы национальных счетов, а именно: в счете использования располагаемого дохода и счете использования скорректированного располагаемого дохода. Два варианта счетов использования доходов были введены в эту систему в 1993 г. и соответствуют двум концепциям располагаемого дохода и конечного потребления.
В счете использования располагаемого дохода показываются потоки расходов институциональных единиц и секторов экономики на потребительские товары и услуги и соответствующий им располагаемый доход. В счете использования скорректированного располагаемого дохода отражается фактическое конечное потребление товаров и услуг на уровне институциональных единиц и секторов независимо от источников его финансирования, т.е. как за счет произведенных расходов, так и за счет полученных социальных трансфертов в натуральной форме. Фактическому конечному потреблению товаров и услуг в этом счете соответствует скорректированный располагаемый доход.
Балансирующей статьей обоих счетов является сбережение. Оно представляет собой ту часть располагаемого дохода или скорректированного располагаемого дохода, которая не израсходована на конечное потребление товаров и услуг. Сбережение обеспечивает связь между текущими счетами системы национальных счетов и последующими счетами накопления экономических активов (национального богатства страны).
Процесс использования располагаемого дохода институциональных единиц, секторов и по экономике в целом между расходами на конечное потребление товаров и услуг и сбережением отражается в счете использования располагаемого дохода (табл. 11).
В ресурсной части счета приводится валовой располагаемый доход институциональных единиц и секторов или валовой национальный располагаемый доход по экономике страны в целом, который переносится из счета вторичного распределения доходов. Этот показатель, как отмечалось ранее, характеризует максимальную сумму, которую институциональная единица или иной субъект хозяйствования может направить на конечное потребление товаров и услуг и на сбережение, не прибегая к финансированию своих расходов за счет сокращения финансовых и нефинансовых активов или увеличения своих обязательств.

Таблица 11 — Схема счета использования располагаемого дохода
Использование ресурсов Ресурсы
2. Социальные трансферты в натуральной форме, переданные от «ОМ»
3. Расходы на конечное потребление:
а) домашних хозяйств;
б) государственных учреждений:
• на индивидуальные товары и услуги;
• на коллективные услуги;
в) некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства
4. Валовое сбережение ВС (п.4=п.1-п.2-п.3) 1. Валовой национальный располагаемый доход
Итого Итого

В левой части счета (вид использования) показываются расходы на конечное потребление товаров и услуг и сбережение, которое является балансирующей статьей счета.
Из характеристики сущности категории конечного потребления товаров и услуг следует, что в нем участвуют институциональные единицы трех секторов экономики: домашние хозяйства, учреждения общего государственного управления и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.
Расходы на конечное потребление товаров и услуг домашних хозяйств, учреждений общего государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, отражаются в счете использования располагаемого дохода по принципу «Кто финансирует потребление». Это означает, что расходы учреждений общего государственного управления и некоммерческих организаций на индивидуальные товары и услуги, предоставляемые домашним хозяйствам в качестве социальных трансфертов в натуральной форме, включаются в расходы на конечное потребление этих учреждений и организаций.
Рассмотрим более подробно состав расходов на конечное потребление товаров и услуг по каждому из указанных трех секторов экономики.
Расходы домашних хозяйств на конечное потребление охватывают расходы, произведенные домашними хозяйствами — резидентами страны на потребительские товары и услуги. Они осуществляются за счет доходов населения и включают:
• расходы на покупку потребительских товаров (кроме домов, квартир);
• расходы на покупку потребительских услуг (квартирная плата и коммунальные платежи, оплата бытовых услуг, услуг транспорта, связи и др.);
• потребление товаров и услуг за счет доходов, полученных работниками в натуральной форме в качестве оплаты труда (заработной платы в натуральной форме);
• потребление товаров и услуг, произведенных для собственного конечного потребления в некорпоративных предприятиях, принадлежащих домашним хозяйствам (сельскохозяйственные продукты, жилищные услуги и др.);
• расходы на покупку потребительских товаров и услуг резидентами за границей за вычетом расходов на покупку потребительских товаров и услуг нерезидентами на экономической территории страны.
Товары и услуги, включаемые в расходы на конечное потребление домашних хозяйств, оцениваются по рыночным ценам.
Расходы на конечное потребление органов государственного управления (государственных учреждений) состоят из расходов институциональных единиц сектора общего государственного управления на потребительские товары и услуги. Они финансируются в основном за счет государственного бюджета и подразделяются на:
• расходы органов государственного управления на товары и услуги индивидуального потребления;
• расходы органов государственного управления на товары и услуги коллективного потребления.
Расходы государственных учреждений на индивидуальные товары и услуги охватывают:
• стоимость нерыночных услуг, оказываемых органами общего государственного управления в области образования, здравоохранения, культуры, спорта, отдыха, социального обеспечения и пенсионных фондов, часть услуг жилищного хозяйства и некоторые другие экономические услуги;
• стоимость товаров и услуг, купленных органами общего государственного управления у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам в соответствии с программой социального страхования и социальной помощи (социальные пособия в натуральной форме). Например, стоимость бесплатных (или по сниженным ценам) медикаментов и др.
Коллективные потребительские услуги — это услуги, предоставляемые учреждениями общего государственного управления всем членам общества. Расходы государственных учреждений на коллективные товары и услуги включают стоимость нерыночных услуг, оказываемых населению государственными органами общего назначения, обеспечения правопорядка и безопасности, органами обороны и вооруженными силами, организациями науки и научного обслуживания, предприятиями дорожного и лесного хозяйства и др.
Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, состоят из расходов институциональных единиц этого сектора экономики на потребительские товары и услуги. Они финансируются за счет членских взносов, добровольных взносов и пожертвований домашних хозяйств некоммерческим организациям, доходов от собственности и охватывают:
• стоимость нерыночных услуг, оказываемых политическими партиями, религиозными и благотворительными организациями, добровольными обществами, различными фондами и иными общественными организациями, а также ведомственными больницами, поликлиниками, клубами, стадионами и другими некоммерческими самостоятельными подразделениями предприятий и организаций;
• стоимость товаров и услуг, купленных некоммерческими организациями у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам в форме социальных пособий в натуральной форме.
Все расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, условно относятся в системе национальных счетов к расходам на товары и услуги индивидуального потребления.
Расходы на конечное потребление товаров и услуг органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, охватывают их текущие расходы на нерыночные товары и услуги и включают:
• промежуточное потребление товаров и услуг;
• оплату труда работников;
• налоги на производство;
• потребление основного капитала;
• покупки товаров и услуг для передачи домашним хозяйствам (социальные пособия в натуральной форме).
Сбережение является балансирующей статьей счета использования располагаемого дохода. Оно представляет собой ту часть располагаемого дохода, которая не израсходована на конечное потребление товаров и услуг и может быть исчислено на валовой и на чистой основах.
Валовое сбережение ВС определяется путем вычитания из валового располагаемого дохода ВРД институциональных единиц и секторов экономики или валового национального располагаемого дохода страны ВНРД расходов на конечное потребление РКП:

Чистое сбережение ЧС рассчитывается как разность между валовым сбережением и потреблением основного капитала ПОК:

Если сбережение является величиной положительной, то неизрасходованный доход может быть использован для приобретения экономических активов или уменьшения пассивов. Если сбережение величина отрицательная, то это означает уменьшение активов или увеличение пассивов, сбережение обеспечивает связь между текущими счетами системы национальных счетов и последующими счетами накопления.
Показатели счета использования располагаемого дохода позволяют определить валовой национальный располагаемый доход страны по методу конечного использования как сумму расходов на конечное потребление товаров и услуг и валового национального сбережения:

Показатели использования скорректированного располагаемого дохода.
Порядок распределения скорректированного располагаемого дохода между фактическим конечным потребление и сбережением отражается в счете использования скорректированного располагаемого дохода. Его схема приведена (табл. 12).

Таблица 12 — Схема счета использования скорректированного располагаемого дохода
Использование ресурсов Ресурсы
2. Фактическое конечное потребление:
• индивидуальное
• коллективное
3. Валовое сбережение ВС (п.4=п.1-п.2-п.3) 1. Валовой скорректированный располагаемый доход, ВСРД
Итого Итого

Скорректированный валовой располагаемый доход институциональных единиц и секторов или скорректированный валовой национальный располагаемый доход по экономике страны в целом переносятся в данный счет из счета перераспределения доходов в натуральной форме.
В использовании ресурсов показываются фактическое конечное потребление товаров и услуг и балансирующая статья счета, которой является сбережение.
В фактическом конечном потреблении товаров и услуг, т.е. их непосредственном использовании для удовлетворения текущих индивидуальных потребностей людей и коллективных потребностей общества, участвуют институциональные единицы двух секторов экономики, а именно секторы домашних хозяйств и общего государственного управления.
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств-резидентов включает стоимость потребительских товаров и услуг, реально полученных ими для индивидуального потребления, независимо от того, кто их финансирует (оплачивает). Поэтому фактическое конечное потребление домашних хозяйств определяется путем суммирования:
– расходов домашних хозяйств на конечное потребление, т.е. покупку ими потребительских товаров и услуг;
– стоимости потребительских товаров и услуг, полученных домашними хозяйствами в виде социальных трансфертов в натуральной форме от органов государственного управления и от некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Эти трансферты количественно равны сумме расходов на индивидуальное конечное потребление органов государственного управления и расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Фактическое конечное потребление органов общего государственного управления принимается равным стоимости их расходов на товары и услуги коллективного потребления.
Очевидно, что общая стоимость социальных трансфертов, полученных домашними хозяйствами-резидентами, органами общего государственного управления и некоммерческими организациями. Следовательно, фактическое конечное потребление для всей экономики будет равно сумме расходов на конечное потребление товаров и услуг.
При этом балансирующая статья «Сбережение» должна быть идентичной по охвату и стоимости в счетах использования располагаемого дохода и использования скорректированного располагаемого дохода, так как социальные трансферты в натуральной форме одинаково влияют на показатели располагаемого дохода и конечного потребления в этих счетах.

6. Определение валового внутреннего продукта по методу конечного использования
На основании показателей конечного потребления доходов определяется величина используемого ВВП путем суммирования расходов на конечное потребления домашних хозяйств, государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, а также величин валового накопления основных фондов и изменения запасов материальных оборотных средств и чистого экспорта:
,
где — расходы на конечное потребление равно сумме конечного потребления домашних хозяйств, государственных учреждений, некоммерческих учреждений;
— валовое накопление (ВНОК, ИЗМОС, ЧПА, ЧПЦ и НА);
— чистый экспорт, равный разности между суммой выручки от продажи экспортных товаров и от реализации услуг резидентами нерезидентам и суммой затрат на импорт товаров и на покупку услуг резидентами у нерезидентов.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии