Шпоры по ПРПД

Автор: Maxvel 7-12-2012, 09:51

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1. Понятие предпринимательской деятельности.
Предпринимательской является деятельность самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
2. Признаки предпринимательской деятельности.
1)самостоятельность: имущественная самостоятельность и организационно-правовая самостоятельность.
2)самостоятельная имущественная ответственность
3)цель – систематическое получение прибыли
4)государственная регистрация (некоторые выделяют)
3. Права и обязанности предпринимателя.
Предприниматель имеет право:
заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;
создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, предприятий и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;
участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;
самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами;
самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством и трудовым договором (контрактом);
устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;
открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;
свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей. При осуществлении предпринимательской деятельности на основе контракта порядок распределения прибыли, остающейся после уплаты налогов и внесения обязательных платежей, регламентируется контрактом. Прибыль может быть получена за счет производственной деятельности, а также за счет операций на товарной или фондовой бирже, скупки и продажи акций и других ценных бумаг, коммерческого посредничества, торгово-закупочной, инновационной, консультационной или иной инициативной деятельности, кроме той, которая запрещена законодательством Республики Беларусь;
получать любой, не ограниченный по размерам личный доход;
пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;
выступать истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде;
приобретать иностранную валюту и самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом.
Предприниматель обязан:
выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров (контрактов);
заключать договоры или контракты с гражданами, принимаемыми на работу по найму, а также в необходимых случаях - коллективные договоры в соответствии с законодательством. Предприниматель не вправе препятствовать объединению наемных работников в профессиональные союзы для защиты своих интересов;
предусматривать в трудовых договорах (соглашениях, контрактах) оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня, а также другие социально-экономические гарантии;
уплачивать обязательные страховые взносы на государственное социальное страхование, в том числе за лиц, работающих по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь;
осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, руководствуясь действующими положениями и нормами;
производить расчеты со всеми работниками, привлеченными для работы согласно заключенным договорам, независимо от своего финансового состояния;
соблюдать права и законные интересы потребителей;
получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
выполнять решения государственных органов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством;
соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, не допускать нарушения установленных соответствующими государственными органами и иными субъектами права, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования;
представлять соответствующим государственным органам и иным субъектам права, уполномоченным Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.
4. Формы осуществления предпринимательской деятельность.
В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:
частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;
коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.
Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда.
Особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом) наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.
5. Юридические лица. Виды. Порядок осуществления деятельности.
Признаки юридического лица:
1) организационное единство – это наличие определенной структуры, соподчинения всех структурных подразделений юридического лица. Организационное единство отражается в учредительных документах юридического лица.
2) выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени. Юридическое лицо должно иметь свое наименование. Наименование юридического лица состоит:
• Из указания на организационно-правовую форму (ООО, ОДО)
• Коммерческие организации должны иметь фирменное наименование (ООО «Малина»)
• Некоммерческие организации, также унитарные предприятия должны содержать указание на характер своей деятельности (жилищно-строительный кооператив)
Юридические лица вправе выбрать любое фирменное наименование, в том числе и использовать собственное имя учредителя, но название не должно противоречить нормам морали и нравственности. Использование официального названия РБ, символики РБ в рекламный материалах, в реквизитах документов, а также в названии юридического лица запрещено. Исключением являются юридические лица, которым президент РБ разрешил использование слов «РБ» и символики РБ (крупные промышленные предприятия)
3) обособленное имущество – имущество юридического лица всегда обособлено от имущества его учредителя и других субъектов права. Имущество может принадлежать юридическому лицу на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления
4) самостоятельная ответственность юридического лица по своим обязательствам – означает, что учредитель юридического лица или его собственник не отвечают по долгам юридического лица, за исключением случаев указанный в законодательстве.
5) наличие самостоятельного баланса – документ, отражающий результаты финансовой и хозяйственной деятельности юридического лица.Виды юридических лиц:
1)коммерческие юридические лица – получение прибыли
А)хозяйственные общества - это коммерческие организации, уставной фонд которых разделен на доли их учредителей.
Б)Унитарные предприятия - это коммерческая организация, которое не наделено правом собственности на закрепленное за ним имущество.
В)производственные кооперативы - коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественной паевой взнос, принимать личное участие в его деятельности и нести дополнительную ответственность по обязательствам юридического лица.
2)некоммерческие юридические лица - это те, которые не имеют своей основной целью извлечение прибыли.
Для государственной регистрации предоставляются:
1)заявление установленного образца
2)устав в 2 экземплярах
3)документ об уплате государственной пошлины
4)электронный вариант заявления и устава
Для нерезидентов:
1)копии паспорта с нотариально заверенным переводом
2)выписка с торгового реестра
3)устав
6. Индивидуальные предприниматели. Порядок осуществления деятельности.
Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Для регистрации ИП необходимо представить следующие документы:
- заявление о регистрации ИП;
- фотография гражданина 3х4 см;
- платежка об уплате госпошлины в размере 0,5 базовой величины.
7. Гос. регистрация субъектов предпринимательской деятельности.
Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом и другим законодательством Республики Беларусь.
Государственная регистрация предпринимателей, осуществляющих свою деятельность с образованием юридического лица, производится на основании Закона Республики Беларусь "О предприятиях в Республики Беларусь" и другого законодательства Республики Беларусь.
Государственная регистрация предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, производится исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов по месту жительства предпринимателей.
Для государственной регистрации предпринимателей в исполнительный комитет соответствующего Совета народных депутатов представляются заявление предпринимателя, лицензия, если данный вид деятельности подлежит лицензированию, и документы, подтверждающие квалификацию предпринимателя, если его деятельность может представлять угрозу жизни и здоровью людей или окружающей среде, платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию предпринимателя, паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, и собственные фотографии.
Государственная регистрация предпринимателя должна быть произведена не позднее 30 дней с момента подачи необходимых документов в исполнительный комитет соответствующего Совета народных депутатов.
Государственная регистрация предпринимателей, относящихся к субъектам малого предпринимательства, осуществляется по упрощенной процедуре в порядке, утверждаемом Советом Министров Республики Беларусь.
Отказ в государственной регистрации предпринимателя по мотивам нецелесообразности его деятельности не допускается.
Если государственная регистрация предпринимателя в установленный срок не осуществлена либо в ней отказано по мотивам, которые предприниматель считает необоснованными, он может обратиться в суд.
За государственную регистрацию предпринимателя с него взимается плата в размерах, устанавливаемых законодательством Республики Беларусь. Полученные средства зачисляются в бюджет района, города, района в городе, по месту регистрации предпринимателя.
Занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации запрещается. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в судебном порядке и направляются в доход местного бюджета.
8. Прекращение деятельности субъектов предпринимательской деятельности. Формы прекращения деятельности.
Прекращение деятельности юридического лица возможно в 2 формах: реорганизация и ликвидация.
Реорганизация юридического лица – преобразование юридического лица без прекращения его деятельности, основанное на правопреемстве.
Формы реорганизации:
1) слияние – возникновение нового юридического лица, которому переходят все права и обязанности предыдущего юридического лица. Происходит на основе передаточного акта.
2) Присоединение – когда к одному юридическому лицу переходят все права и обязанности другого юридического лица. Последнее перестает существовать. Происходит на основе передаточного акта.
3) Разделение – возникновение новых юридических лиц, между которыми делятся права и обязанности реорганизованного юридического лица, которое исчезает. Происходи на основе разделительного баланса.
4) Выделение – из состава юридического лица выделяют одно или несколько самостоятельных юридических лиц. Первое юридическое лицо продолжает существовать. Происходит на основе разделительного баланса
5) Преобразование – переходит на новую организационно-правовую форму (АО – УП). Происходит на основе передаточного акта.
В отличии от реорганизации ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без правопреемства. Она может быть добровольной (по решению учредителей ил органа юридического лица) и принудительной (по решению суда или иных органов)
Процесс добровольной ликвидации состоит из:
1) принятия решения о ликвидации
2) создание ликвидационной комиссии, к которой переходят все права и управление юридическим лицом
3) опубликование сведений о том, что юридическое лицо ликвидируется
4) информирование регистрационного органа о том, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации
5) составление промежуточного ликвидационного баланса (сведения о состоянии юридического лица и его задолженности)
6) реализация имущества юридического лица
7) выплата долгов в порядке очередности
8) составление ликвидационного баланса
9) внесение госорганом сведений о том, что юридическое лицо ликвидировано) в единый государственный регистр юридических лиц и ИП)
Очередность удовлетворения требований кредиторов:
1) требования по возмещению вреда причиненного жизни и здоровью граждан (капитализация платежей)
2) выплата выходных пособий, зарплаты, авторских вознаграждений
3) платежи в бюджет и внебюджетные фонды
4) выплата по обязательствам, которые обеспечены залогом имущества ликвидируемого предприятия.
5) Все другие кредиторы в порядке очередности
9. Порядок выдачи аннулирования, прекращения лицензий.
Для получения лицензии в лицензионный орган предоставляется:
1)заявление установленного образца
2)копия свидетельства, устава
3)документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (за получение лицензии – 8 Б/В, за изменение лицензии – 4 Б/В)
4)документ, подтверждающий полномочия руководителя
Основания для отказа в выдаче лицензии:
1)предоставление на полных сведений
2)предоставление не достоверных сведений
3)отрицательное заключение экспертизы либо отказ в проведении экспертизы
4)обращение за получением лицензии в течении года с момента ее аннулирования
Основания для внесения изменения и дополнения в лицензию:
1)изменение наименования лицензиата
2)реорганизация
3)изменение месторасположения лицензиата (в течении 30 дней лицензиат обязан внести изменение в лицензию)
действие лицензии аннулируется:
- прекращение действия лицензии осуществляется по окончании срока действия лицензии, если не продлевается, заявление о продлении срока лицензии не ранее чем за 2 и не позже чем за 1 месяц до окончания срока действия лицензии.
- лицензиат не обращается за получением лицензии в течении 6 месяцев с момента принятия решения о ее выдаче
- не были внесены изменения в лицензию
10. Порядок лицензирования розничной торговли.
Лицензирование розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями.
Подвиды данного вида:
1)розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями
2)общественное питание
Лицензионные требования:
1)розничная торговля осуществляется в местах, указанных в лицензии
2)реализуемые товары должны соответствовать ассортиментному перечню, утвержденному городским или районным исполкомом по месту нахождения торгового объекта
Для получения лицензии в лицензионный орган предоставляется:
1)документ, подтверждающий прибора, устанавливающего подлинность акцизных и контрольных марок
2)справка об отсутствии задолженности перед бюджетом
3)документ, подтверждающий право лицензиата находится в помещении торгового объекта, для организации, осуществляющий реализацию розничной торговли площадь помещения не должна быть менее 50 кв.м.
4)для организации общественного питания должен быть предоставлен документ о наценочной категории и договор с организацией, осуществляющей контроль за качеством выпускаемой продукции
Оказание юридических услуг.
11. Основные требования ведения бухгалтерского учета.
Основные требования к ведению БУ:
1)Обязательность
2)Непрерывность
3)Ведение учета сплошным методом – отражение всех хозяйственных операций в календарной последовательности
4)Проведение инвентаризации – сверка того, что есть фактически с тем, что должно быть согласно данных БУ
Является обязательным:
1)при предоставлении годовой БО
2)при смене руководителя
3)при выявлении факта хищения или порчи имущества
12. Документы первичного учета.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники). Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а по документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах и утверждаемым организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с требованиями абзаца первого настоящего пункта. В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции. При реализации товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно - кассовых машин допускается составление первичного учетного документа не реже одного раза в день по его окончании на основании кассовых чеков. Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
13. Бухгалтерская отчетность, форма порядок.
БО – документы, подтверждающие информацию об имуществе, хозяйственных операциях:
1)бухгалтерский баланс (активы и пассивы)
2)отчет о прибыли и убытках и другие приложения
3)аудиторское заключение о достоверности БО – является необходимым для:
1)АО
2)коммерческих предприятий с иностранными инвестициями
3)иных предприятий, объем выручки которых превышает 100 Б/В
По сроку предъявления БО бывает:
1)годовая – предоставляется не позднее 90 дней по окончанию года
2)квартальная – предоставляется не позднее 30 дней по окончании квартала
14. Понятие ценообразования.
Ценообразование – правоотношения, возникающие по поводу установления и регулирования цен и тарифов.Основы правового регулирования в РБ составляют:
1)закон «О ценообразовании»
2)указ президента №72 «О некоторых вопросах государственного регулирования цен, тарифов в РБ»
В соответствии с законом О ценообразовании ст.3 ценообразование – процесс по установлению, регулированию и контролю за применением установленного порядка ценообразования юр.лицами, и.п. и иными субъектами ценообразования.
Цена может выступать как с экономической, так и с юридической точки зрения. Цена с экономической точки зрения – денежное выражение стоимости товара. Цена как юридическая категория – совокупность денежных средств, которыми оплачивается исполнение договора.Тариф – цена за услугу.
Классификация цен:
1)в зависимости от сферы обслуживания экономики:
А)оптовые цены – цены, по которым субъекты хозяйствования друг у друга приобретают товар большими партиями не прибегая к услугам посреднических организаций
Б)розничные цены – цены, по которым товар поступает к конечному потребителю
В)закупочные цены – цены, по которым с/х перерабатывающие организации реализуют с/х продукцию предприятиям для переработки
Г)сметная стоимость – цены, которые используются в строительстве
Д)внешнеэкономические цены – цены внешнеторговых контрактов
2)в зависимости от степени участия государства в регулировании цен:
А)свободные – цены, которые складываются под воздействием спроса и предложения на товар на рынке
Б)регулируемые цены – цены, которые устанавливаются государственными органами
3)в зависимости от способа организации торговли:
А)биржевые – та цена, по которой товар реализуется на бирже
Б)цены аукционов – цена, по которой товар реализуется на аукционе
В)цены прямых контрактов – состоят из 3 составляющих:
- цена продавца
- цена покупателя
- цена фактической сделки
Субъекты ценообразования:
1)юр.лица
2)и.п.
3)республиканские органы власти
4)областные и местные органы власти
Принципы ценообразования:
1)определение основ государственной политики в сфере ценообразования
2)сочетание свободных и регулируемых цен
3)разграничение полномочий между государственными органами в сфере ценообразования
4)государственный контроль за соблюдение законодательства в сфере ценообразования
15. Порядок формирование цены производителем.
Формирование цены производителем на основании 3 показателей:
1)себестоимость
2)налоговые и неналоговые платежи
3)рентабельность (не должна быть более 30%)
К правовому положению производителя относят и первого импортера.
16. Порядок формирования цены при оптовой торговле.
При оптовой торговле торговая надбавка независимо от количества посредников не должна превышать 20% от цены производителя. При биржевой торговле цена формируется на основании спроса и предложения.
17. Порядок формирования цены при розничной торговле
Торговая надбавка не должна превышать 30% от цены производителя с учетом оптовой надбавки. Розничные цены на товары (продукцию, реализуемую населению)
формируются субъектами хозяйствования, осуществляющими розничную торговлю исходя из:
- отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером без налога на добавленную стоимость;
- оплаченной оптовой надбавки (при закупке на территории республики у оптовых предприятий);
- торговой надбавки, определяемой субъектами хозяйствования исходя из конъюнктуры рынка и взимаемой к отпускной цене, сформированной в соответствии с п.2.2 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.04.1999 № 43 (далее - Положение № 43), или цене импортера (если не установлено ограничение по уровню взимаемой оптовой надбавки на всех участвующих посредников), но не более 30%, за исключением товаров, на которые цена формируется с учетом конъюнктуры рынка;
- налога на добавленную стоимость, исходя из установленных законодательством ставок: с 1 января 2004 г. - 18% (вместо 20% ранее) и 10% - по льготному перечню товаров;
- налога с продаж товаров в розничной торговле, установленного решением местного органа власти.
Следует обратить внимание, что с 1 января 2004 г. изменилась налоговая база для исчисления налога с продаж товаров в розничной торговле, которая определяется как выручка от реализации плательщиками товаров исходя из розничных цен без включения в них налога с продаж товаров в розничной торговле.
18. Правовое регулирование обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхование – правоотношения, обеспечивающие выплату пенсий, пособий за счет страховых фондов при наступлении страховых случаев:
1)достижение пенсионного возраста
2)беременность, роды, воспитания ребенка до достижения 3 лет
3)временная нетрудоспособность
4)потеря кормильца
5)смерть застрахованного лица
6)несчастные случаи на производстве
7)профессиональное заболевание
8)потеря работы
Застрахованные лица – все наемные работники, независимо от исполнения нанимателем обязанностей по выплате страховых платежей.
Страховые платежи уплачиваются из фонда заработной платы нанимателя, их размер зависит от деятельности нанимателя.
19. Правовое регулирование обязательного страхования от несчастных случаев.
Страхователи – юридические лица (включая иностранные), их обособленные подразделения, а так же физические лица, которые в соответствии с трудовым и гражданским законодательством предоставляют работу гражданам.\
20. Понятие и формы стандартизации.
Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения:
безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
единства измерений;
экономии всех видов ресурсов;
безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
Различают такие формы стандартизации:
стандарт;
нормаль;
унификация.
Стандарт - нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждённого компетентными органами .
Нормаль - форма стандартизации, дополняющая стандарты, имеет направленную сферу деятельности, устанавливает определенные требования, правила и нормы на детали, узлы конструкций изделия, материалы, технологические процессы и т. п.
Унификация – уменьшение многообразия типоразмеров изделий, их деталей и узлов, материалов и т. п., имеющих одинаковое назначение.
21. Понятие и формы сертификации.
Сертификация - это процесс, который подтверждает какие-либо соответствия и проводится, совершенно независимой организацией. В следствие, такой процедуры продавец или изготовитель получит документ (сертификат), удостоверяющий соответствие продукции всем требованиям и стандартам законодательства
Виды сертификации: добровольная сертификация и обязательная сертификация.
Добровольная сертификация - подтверждает полное соответствие товаров и услуг абсолютно всем требованиям, установленным заказчиком.
Обязательная сертификация - подтверждает полное соответствие товаров и услуг абсолютно всем требованиям технических регламентов (нормам безопасности).
22. Правовое регулирование обеспечения единства измерений.
единство измерений – состояние измерений, при котором их результаты выражены в единицах измерений, допущенных к применению в Республике Беларусь, и точность измерений находится в установленных границах с заданной вероятностью;
единица измерения – величина, условно принятая за единицу, с которой сравниваются другие однородные величины для выражения их количественного значения по отношению к этой величине;
измерение – совокупность операций, выполняемых для определения значения величины;
Основной целью Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) является создание общегосударственных правовых, нормативных, организационных, технических и экономических условий для решения задач по обеспечению единства измерений.
23. Понятие и правовой режим имущества субъекта предпринимательской деятельности.
В самом общем виде правовой режим имущества включает особенности приобретения, использования и выбытия имущества.
Режимы собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления составляют общий правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности.
Специальный правовой режим устанавливается в отношении отдельных видов имущества, имеющих специфические экономические и (или) юридические признаки, фондов, капиталов и резервов.
Основные средства можно разделить на недвижимое имущество (здания, сооружения, земельные участки и т.д.) и движимое (оборудование, транспортные средства и т.д.).
По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:
 в эксплуатации;
 в запасе;
 на консервации;
 в стадии модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, в том числе по результатам проведенного технического диагностирования и соответствующего освидетельствования.
Важным элементом правового режима основных средств является учет. Осуществляемые организацией хозяйственные операции, связанные с поступлением, внутренним перемещением, выбытием основных средств, подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета. В течение года производится переоценка основных средств.
Нематериальные активы представляют собой часть внеоборотных активов, не имеющих вещественной основы.
Оборотные средства переносят свою стоимость на продукцию по общему правилу в одном производственном цикле. К ним относятся незавершенное строительство, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, запасы, малоценные и быстроизнашиваемые предметы, товары, готовая продукция, расходы будущих периодов, денежные средства, дебиторская задолженность и др.
Наиболее важным элементом имущества коммерческой организации является уставный фонд, который от¬ражает совокупную стоимость вкладов учредителей (участ¬ников, акционеров) юридического лица. Уставный фонд имеет постоянную величину, отраженную в учредительных документах, а его увеличение или уменьшения может быть осуществлено лишь путем изменений в устав.
Резервный фонд – это часть собственных средств предприятия, образуемых за счет отчислений от прибыли и используемая для покрытия потерь от операционной деятельности, а также для пополнения основного капитала.
Фонды потребления и накопления - это фонды специального назначения, формируемые за счет прибыли и служащие средством удовлетворения потребительских нужд.
Амортизационный фонд создается путем накопления в себестоимость продукции, работ, услуг сумм начисленной амортизации и используется для воспроизводства (обновления, приобретения основных средств), финансирования капитальных вложений.
Инновационный фонд предназначен для финансирования капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства.
24. Источники формирования имущества.
Кроме хозяйственных средств объектами изучения бухгалтерского учета являются источники их формирования. Они, являясь пассивом предприятия, подразделяются на собственные и заемные. Хозяйственные средства организации по источникам формирования и целевому назначению можно разделить на:
источники собственных средств (иначе - собственный капитал);
заемные источники средств (иначе - обязательства).
Источники собственных средств составляют в денежном выражении материальную базу организации. Собственные источники включают в себя: уставный (складочный), а также резервный и добавочный капиталы; сюда также относятся фонды и другие резервы, нераспределенная прибыль. К источникам собственных средств относится, кроме того, целевое финансирование.
25. 26Понятие и правовая характеристика банковской системы.
Правовая характеристика статуса Национального банка Республики Беларусь.
ФКС состоит из банковской системы и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Банковская система состоит из:
1)НБ РБ
2)коммерческих банков
Банковская система является двухуровневой.
НБ РБ является органом государственного управления, не относится ни к одной из ветвей власти. В своей деятельности является независимой организаций. Независимость делят:
1)финансовая независимость (НБ не платит налоги)
2)кадровая независимость (НБ самостоятельно определяет свою кадровую политику)
3)НБ подотчетен главе государства (глава государства утверждает устав, баланс, отчет о прибылях и убытках, с уведомления Совета Республики назначает председателя и членов правления)
Цели деятельности НБ:
1)обеспечение стабильности белорусского рубля (эмиссия денежных средств)
Эмиссия производится путем кредитования на срок не более 1 года (рефинансирование). Ставка рефинансирования – процент, под который НБ предоставляет кредиты коммерческим банкам.
2)обеспечение стабильности банковской системы (НБ регистрирует коммерческие банки, выдает им лицензии, устанавливает экономические нормативы банков: определенные показатели, отражающие эффективность работы коммерческого банка)
3)обеспечение системы безналичных расчетов. Данная система функционирует на основании корреспондентских счетов и клиринговой системы.
Структура НБ РБ:
1)центральный аппарат
2)областные управления
Органы управления:
1)правление НБ:
А)председатель
Б)10 членов, вопросы определяются коллегиально
Служащий НБ является служащим государственного аппарата, не вправе кредитоваться в иных банках.
Коммерческие банки – организации, имеющие исключительное право осуществлять в совокупности привлечение денежных средств, их размещение на основе возвратности, платности, срочности, осуществление расчетно-кассового обслуживания. Подобная деятельность является исключительной. Могут создаваться в виде АО либо УП. Виды банков:
1)универсальные – осуществляют полный спектр банковских операций
2)специализированные:
А)сберегательные – специализируются на привлечении средство во вклады
Б)ипотечные – специализируются на предоставлении кредитов под залог недвижимости
В)инновационные – специализируются на кредитовании наукоемких предприятий
Структурные подразделения коммерческих банков:
1)филиал – имеет право осуществлять банковские операции от имени банка, работает на основании положения о филиале, управляющий – на основании доверенности
2)центр банковских услуг – не вправе осуществлять банковскую деятельность, производит отдельные технические операции
3)расчетно-кассовые центры, валютно-обменные кассы
Регистрация коммерческих банков производится НБ РБ. Документы:
1)заявление
2)2 экземпляра устава
3)документы, подтверждающие формирование уставного фонда
4)бизнес-план на 3 ближайших года
5)сведения о директоре и главном бухгалтере (должны иметь высшее юридическое или экономическое образование, не судимы, стаж работы в должности начальника отдела, бухгалтера не менее 3 лет)
Прекращение деятельности:
1)реорганизация – только с согласия НБ
2)ликвидация
Очередность погашения требований при ликвидации:
1)погашаются задолженности по вкладам физ.лиц
2)погашается задолженность по заработной плате, выходным пособиям работников банка
3)погашаются обязательства по налогам
4)погашаются обязательства, обеспеченные залогом
5)погашаются требования НБ
6)погашается задолженность по вкладам юр.лиц
)иные обязательства
Небанковские финансово-кредитные учреждения – юр.лица (в любой организационно-правовой форме), имеющие право осуществлять отдельное виды банковских операций. Виды:
1)сберегательно-комиссионные учреждения – аккумулирование вкладов и размещение их в ценные бумаги
2)общества взаимного кредитования
3)ломбарды – предоставление краткосрочных кредитов под заклад имущества
4)пенсионные фонды и страховые организации
27. Правовая характеристика статуса коммерческих банков.
Коммерческие банки — крупные негосударственные кредитные учреждения, осуществляющие универсальные банковские операции для предприятий, организаций, граждан (расчетные, платежные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции).
Коммерческие банки аккумулируют и мобилизуют денежный капитал, временно высвобождающийся в процессе кругооборота фондов, и предоставляют во временное пользование тем, кто нуждается в дополнительном капитале.
Коммерческие банки в процессе деятельности выполняют следующие функции:
• функция аккумуляции денежных средств;
• функция регулирования денежного оборота;
• посредническая функция.
Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, и имеющей на основании лицензии на осуществление банковской деятельности исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.
Банк вправе осуществлять иные банковские операции, указанные в лицензии на осуществление банковской деятельности.
Банк имеет устав.
В уставе банка должны содержаться:
наименование банка с учетом требований, установленных настоящим Кодексом;
указание на его организационно-правовую форму;
сведения о месте нахождения банка (месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа банка);
перечень банковских операций в соответствии с настоящим Кодексом, а также видов деятельности, которые будут осуществляться (осуществляются) банком, если их указание предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь;
сведения о размере уставного фонда;
сведения об органах управления
28. Правовая характеристика небанковских кредитно-финансовых организаций.
Небанковские кредитно-фин. организации (далее НКФО) являются субъектами финансово-кредитной системы государства, работают на денежном рынке и специализируются на выполнении одной или нескольких банковских операций.
Задача небанковских финансовых посредников состоит в аккумулировании свободных денежных средств физических и юридических лиц и кредитовании отдельных сфер и отраслей народного хозяйства.
НКФО обслуживают главным образом ту часть рынка, которая не обслуживается (недостаточно обслуживается) банковской системой. К ним можно отнести:лизинговые компании; ссудо-сберегательные общества; кредитные союзы и кооперацию; инвестиционные компании (фонды); страховые общества; взаимные (паевые) фонды; пенсионные фонды; благотворительные фонды; инкассаторские фирмы; ломбарды; организации финансовых рынков; трастовые компании; расчетные, клиринговые центры; пункты проката; дилинговые предприятия; иные кредитно-финансовые организации.
НКФО создается в форме хозяйственного общества.
Наименование НКФО должно содержать указание на характер деятельности этой организации посредством использования слов «небанковская кредитно-финансовая организация», а также на ее организационно-правовую форму.
Небанковские кредитно-финансовые организации подлежат государственной регистрации в Национальном банке.Перечень документов, представляемых для государственной регистрации НКФО и получения лицензии на осуществление банковской деятельности, определяется Национальным банком в зависимости от организационно-правовой формы небанковской кредитно-финансовой организации и деятельности, которую она будет осуществлять.
Одновременно с принятием решения о государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации Национальный банк принимает решение о перечне банковских операций, которые может осуществлять эта организация, и о выдаче ей лицензии на осуществление банковской деятельности.
Национальный банк на основании решения о государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации в десятидневный срок представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь необходимые сведения об этой организации для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Зарегистрированной небанковской кредитно-финансовой организации выдаются свидетельство о ее государственной регистрации и лицензия на осуществление банковской деятельности.
29.Понятие договора купли-продажи.
Договор купли-продажи – договор, по которому продавец обязуется продать имущество (вещь, товар) в собственность, хозяйственное веденье или оперативное управление покупателю, а покупатель обязуется принять имущество и уплатить за него определенную денежную сумму.
30.Розничная купля-продажа. Права потребителя.
по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю шкафы абонентские, предназначенные для личного, семейного, домашнего и иного использования не связанного с предпринимательской деятельностью.
Признаки:
1 – сторонами договора являются продавец и покупатель.
2 – двухсторонний, возмездный, консенсуальный.
3 – товар продается по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора.
4 – договор может быть заключен в устной, простой письменной форме и путем действий.
1. Потребитель имеет право на:
1.1. просвещение в области защиты прав потребителей;
1.2. информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях);
1.3. свободный выбор товаров (работ, услуг);
1.4. надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (результата работы);
1.5. возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе на компенсацию морального вреда;
1.6. государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством;
1.7. общественную защиту своих прав;
1.8. создание общественных объединений потребителей.
2. Потребитель имеет и иные права, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством.
3. Государство гарантирует защиту прав и законных интересов потребителей.
31.Договор поставки. Порядок приемки по количеству и качеству.
Договор поставки – это соглашение, по которому поставщик или продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием.
Двусторонний, возмездный, консенсуальный.
Стороны – поставщик (продавец) и покупатель.
В качестве поставщика выступает сторона, осуществляющая предпринимательскую деятельность и производящая соответствующие товары или занимается их закупками для покупателя.
В качестве покупателя выступает сторона, осуществляющая предпринимательскую деятельность.
Предмет договора – товары, производимые или закупаемые поставщиком.
Условия договора поставки:
1) наименование товара
2) количество подлежащих поставке вещей
3) качество товара
4) комплектность – это совокупность предметов, которые не могут использоваться друг без друга, совокупность изделий и запасных частей или инструментов к ним, набор предметов, которые могут быть использованы раздельно, но продаются вместе.
5) Ассортимент, т.е. перечень групп или видов продукции и соотношение по отдельным признакам внутри группы
6) Сроки поставки
7) Порядок поставки
8) Цена и порядок расчетов
9) Тара и упаковка
10) Реквизиты сторон
32.Купля-продажа недвижимости.
по договору продажи недвижимости продавец обязуется передать в собственность покупатель земельный участок, здание, сооружение, квартиру или иное недвижимое имущество.
Двусторонний, возмездный, консенсуальный. Сторонами являются продавец и покупатель. Сторонами могут быть как физические, так и юридические лица.
Форма договора – письменная, договор подлежит обязательной государственной регистрации. Цена – существенное условие договора.
33.Правовое регулирование внешнеэкономических сделок.
Под внешнеэкономическими сделками понимаются действия, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей между субъектами предпринимательской деятельности (международная купля-продажа, пассажирские и грузоперевозки, финансовый лизинг, доверенности с участием иностранных граждан и юридических лиц и т.п.), находящимися на территориях различных государств.
Соответственно правовое регулирование внешнеэкономических сделок составляют как нормы международного права, так и внутренние законы страны, на территории которой совершается такая сделка. К международным нормам права в сфере внешнеэкономической деятельности относятся международные договоры и конвенции стран – участник (к примеру, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.)
34.Понятие аренды.
Договор аренды – соглашение, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущ-во за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Признаки договора – двусторонний, возмездный, консенсуальный.
Объектами могут быть земельные участки и иные обособленные природные объекты, здания, сооружения, транспортные средства, предприятия и иные не потребляемые вещи.
Арендная плата устанавливается соглашением сторон, исходя из оценки имущ-ва на момент сдачи его в аренду. Арендная плата может вноситься в виде:
1)определенных в тве
рдой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно
2)установленной долей, полученных продукции, плодов или доходов
3)предоставление арендатором определенных услуг
4)передача арендатором обусловленной договором вещи в собственность или аренду
5)возложение на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущ-ва
Срок договора определяется соглашением сторон. Если нет в договоре срока, то он заключен на неопределенный срок.
Форма договора – зависит от срока действия договора и от субъектного состава. Письменная – если более 1 года, если одна сторона – юридическое лицо.
35.Правовое регулирование проката.
Договор проката – соглашение, по которому арендодатель, осуществляющий сдачу имущ-ва в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущ-во за плату во временное владение и пользование.
Договор двусторонний, возмездный, консенсуальный.
Арендодатель – лицо, постоянно занимающееся предпринимательской деятельностью арендой.
Арендатель – ф.л.
Предмет – движимоеимущ-во, предоставляемое для целей.
Срок – не более 1 года.
Арендная плата устанавливается в виде определенных в денежной сумме платежей, могут вносится периодически или единовременно.
Форма договора проката всегда письменная.
Арендодатель не вправе отказать в заключении договора.
Обязанности арендодателя:
1)прередатьимущ-во в состоянии, соотв условиям договора и назначением имущ-ва
2)проверить исправность сдаваемого в аренду имущ-ва в присутствии арендатора
3)ознакомить арендатора с правилами эксплуатации имущ-ва
4)производить капитальный и текущий ремонт арендованногоимущ-ва
Обязанности арендатора:
1)своевременно вносить арендную плату
2)возвратить имущ-во в должном состоянии с учетом амартизационного износа
36.Аренда транспортных средств.
Аренда транспортных средств с экипажем – соглашение, по которому арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает услуги по управлению и технической эксплуатацией.
Договор двусторонний, возмездный, реальный.
Стороны – ф.л. и юр.л.
Предметом является транспортное средство любого вида.
Срок договора устанавливается соглашением сторон.
Цена также устанавливается соглашением.
Форма договора всегда письменная.
Обязанности арендодателя:
1)предоставить транспортное средство
2)поддерживать надлежащее состояние транспортного средства
3)производить капитальный и текущий ремонт
4)управлять и осуществлять техническую эксплуатацию транспортного средства
5)нести расходы по оплате услуг членов экипажа
6)страхование транспортного средства и ответственности за ущерб, причиненный транспортным средством
Арендатор обязан:
1)нести расходы в связи с коммерческой эксплуатацией ТС
2)своевременно производить оплату за ТС. Арендатор имеет право сдавать ТС в субаренду без согласия арендодателя, если иное не предусмотрено договором.
Договор прекращается по истечении срока действия, по соглашению сторон и в одностороннем порядке.
Аренда ТС без экипажа – см. вышеуказанное, только без экипажа.
Договор является двусторонним, возмездным, реальным.
Предметом является любое ТС.
ТС передается во владение и пользование арендатору.
В отличии от предыдущего договора техническую и коммерческую эксплуатацию арендатор осуществляет самостоятельно либо с помощью 3-х лиц.
Срок аренды определяется соглашением сторон, форма договора – всегда письменная.
Арендатор обязан:
1)поддерживать ТС в надлежащем состоянии, осуществляя текущий и капитальный ремонт
2)самостоятельно осуществлять управление ТС и осуществлять коммерческую и техническую эксплуатацию
3)нести расходы по содержанию ТС, его страхованию, страхованию своей ответственности и нести расходы, возникающие в связи с эксплуатацией ТС
Прекращение договора – по соглашению сторон, в одностороннем порядке, по истечению срока.
Ответственность несет владелец источника повышенной опасности.
37.Аренда недвижимости.
соглашение, по которому арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.
Договор двусторонний, возмездный, консенсуальный.
Стороны: физ. и юр. лица.
Предметом является здания, сооружения или их части.
Срок договора определяется соглашением сторон, является существенным условием договора.
Цена договора также существенное условие.
Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации.
Арендодатель обязан:
1)передать арендатору здание или сооружение в состоянии, указанном в договоре
2)остальные обязанности вытекают из общих положений договора аренды
Арендатор обязан:
1)своевременно уплачивать арендную плату
2)своевременно возвратить арендованное здание или сооружение
38.Правовое регулирование лизинга.
соглашение, по которому арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущ-во у определенного арендатором продавца и предоставить арендатору это имущ-во за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
Стороны в договоре: лизингодатель и лизингополучатель.
Лизингодателем может быть: банк, лизинговая компания, иные лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Продавец – собственник имущества.
Договор возмездный, консенсуальный.
Предметом могут быть любые вещи, используемые для предпринимательской деятельности кроме земельных участков и других природных объектов, имущество, используемое для личных, домашних, семейных нужд.
Срок договора определяется соглашением сторон, как правило, не менее 5 лет.
Цена договора определяется суммой расходов лизингодателя и суммой его вознаграждения.
Обязанности лизингодателя:
1)приобрести в собственность указанное арендатором имущество и передать его арендатору во временное владение и пользование
2)проводить капитальный ремонт этого имущества
3)известить продавца о том, кому будет передано имущество по договору лизинга
Арендатор обязан:
1)принять переданное ему имущество
2)внести за него плату
3)обеспечить сохранность предмета договора
4)поддерживать его рабочее состояние
5)нести расходы по содержанию предмета договора, по страхованию рисков, заключенной сделки и нести иные расходы
Существенные условия договора лизинга:
1)предмет договора
2)стоимость объекта лизинга
3)сумма платежей по объекту лизинга
4)обязательство по уплате платежей
5)условия поставки объекта лизинга
6)срок действия договора
7)права и обязанности сторон
Виды договора лизинга:
1)в зависимости от срока условий возмещения лизингодателю затрат, т.е. от степени окупаемости лизингового имущества:
А)финансовый
Б)оперативный
Разновидностью финансового лизинга является возвратный лизинг, когда первоначальный собственник получает полную стоимость оборудования + прибыль.
Раздельный лизинг, когда лизингодатель обеспечивает финансирования части оборудования.
Оперативный лизинг предполагает сдачу в аренду имущества на срок меньший его экономического срока службы.
2)в зависимости от состава сторон:
А)международный
Б)внутренний
Международный делится на: импортный, экспортный, международный транзитный
3)выделяют прямой и косвенный лизинг
4)выделяют сублизинг (с согласия лизингодателя)
39.Понятие транспортной деятельности.
транспортная деятельность — деятельность, непосредственно связанная с осуществлением операций организационного и технологического характера с целью перемещения автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционная деятельность и другие, связанные с перевозкой транспортные работы и/или услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях, грузов, пассажиров и багажа.
40.Договор перевозки.
Договор перевозки груза - это соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить ввереный ему отправителем груз в пункт назначения я выдать его уполномоченному на получение груза липу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Договор перевозке пассажира — это соглашение, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, я при сдаче багажа — и за провоз багажа (ст. 740 ГК).
Договор фрахтования — это соглашение, по которому фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов дли перевозки грузов, пассажиров или багажа (ст. 741 ГК).
41.Международные грузоперевозки автомобильным транспортом.
Под международными перевозками следует понимать перемещение грузов или пассажиров, осуществляемое посредством любого вида транспорта в случае, если такое перемещение имеет международный характер: место отправления и место назначения находятся на территориях разных государств или же само перемещение осуществляется по территории иностранного государства, а также другие аналогичные ситуации.
42.Договор подряда.
Договор подряда – соглашение, в силу которого подрядчик обязуется выполнение по заданию заказчика определенных работ и сдать ее результат в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Договор консенсуальный, двусторонний, возмездный.
Виды договора:
1)договор бытового подряда
Подрядчик, осуществляющий предпринимательскую деятельность обязуется выполнить по заданию заказчика определенную работу, которая предназначена для удовлетворения личных домашних и иных подобных потребностей работника
2)договор строительного подряда
Подрядчик обязуется по заданию заказчика построить определенный объект либо выполнить строительные и иные специальные монтажные работы в установленный срок и сдать их заказчику, а заказчик обязуется создать необходимые условия для выполнения работы, принять результат и оплатить его.
3)договор подряди на выполнение проектных и изыскательских работ
Подрядчик обязуется по заданию заказчика разработать проектно-сметную документацию и (или) выполнить изыскательские работы
4)договор подряда на выполнение работ для государственных нужд
Как правило, работа по договору подряда выполняется иждивением подрядчика, т.е. из его материалов, его силами и средствами.
43.Договор строительного подряда.
Подрядчик обязуется по заданию заказчика построить определенный объект либо выполнить строительные и иные специальные монтажные работы в установленный срок и сдать их заказчику, а заказчик обязуется создать необходимые условия для выполнения работы, принять результат и оплатить его.
44.Налогообложение субъектов предпринимательской деятельности.
Налогообложению предпринимательской деятельности подлежат:
1) добыча полезных ископаемых;
2) сельскохозяйственнаятоваропроизводительность (единый сельскохозяйственный налог);
3) временный доход для отдельных видов деятельности;
4) транспортный налог;
5) налог на игорный бизнес;
6) налог на имущество организаций.
Налогоплательщики налога на добычу полезных ископаемых - физические лица и организации, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Налогоплательщиками с упрощенной системой налогообложения признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Не вправе применять упрощенную систему:
1) банки;
2) страховщики;
3) негосударственные пенсионные фонды;
4) инвестиционные фонды;
5) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
6) ломбарды.
Для субъектов малого предпринимательства установлены следующие системы налогообложения:
1) общий режим налогообложения, общеустановленный для всех субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
2) специальные налоговые режимы (упрощенная система и система налогообложения для отдельных видов деятельности).
45.Особые режимы налогообложения.
Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции - 2% валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций.
Налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения - 10% валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций.
Налог на игорный бизнес. Ставки налога на игорный бизнес устанавливаются Президентом Республики Беларусь в фиксированном размере. Объекты: игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализатора, кассы букмекерских контор.
Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности - 8% выручки от организации лотерейного процесса.
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Ставки налога устанавливаются областными и Минским городским советами депутатов в пределах утвержденных базовых ставок налога.
46.Общий порядок уплаты налогов.
Под общим режимом налогообложения понимают совокупность налогов и сборов, установленных НК рб и иными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами.
47.Порядок осуществления проверок и ревизий контролирующими органами.
Контролирующие органы - государственные органы и иные организации, которые в пределах своей компетенции имеют право осуществлять проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности;
Основными задачами, разрешаемыми в ходе проведения проверки (ревизии), являются:
проверка соблюдения субъектом предпринимательской деятельности законодательства в сфере экономических отношений;
проверка законности совершаемых субъектом предпринимательской деятельности хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранности государственного имущества;
своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих вред экономическим интересам Республики Беларусь, установление причин и условий, способствующих их совершению
принятие мер по возмещению причиненного вреда;
выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности субъекта предпринимательской деятельности.
48.Обжалование действий контролирующих органов.
Решение о применении экономических санкций может быть обжаловано субъектом предпринимательской деятельности в вышестоящий контролирующий орган (вышестоящему должностному лицу) в течение 5 рабочих дней со дня его получения (досудебный порядок урегулирования спора).
Подача жалобы приостанавливает исполнение решения о применении экономических санкций. В случае если субъект предпринимательской деятельности не обжалует в установленный срок решение о применении экономических санкций, санкции, в том числе обязательные платежи, взыскиваются в установленном порядке.
Повторные жалобы по одному и тому же основанию, по которым получен ответ и не имеются вновь открывшиеся обстоятельства, не рассматриваются.
Должностное лицо вышестоящего контролирующего органа (вышестоящее должностное лицо) обязано рассмотреть жалобу в 30-дневный срок со дня ее поступления и принять одно из следующих решений:
оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения;
отменить решение полностью или частично;
отменить решение и назначить проведение дополнительной проверки (ревизии).
Дополнительную проверку (ревизию), как правило, проводит вышестоящий контролирующий орган либо по его решению орган, ранее проводивший проверку (ревизию).
Копия решения по жалобе в 5-дневный срок с даты вынесения решения направляется субъекту предпринимательской деятельности (вручается его уполномоченному представителю).
Субъект предпринимательской деятельности вправе обратиться в хозяйственный суд с исковым заявлением о признании решения контролирующего органа о применении к субъекту предпринимательской деятельности экономических санкций недействительным при несогласии с полученным решением должностного лица вышестоящего контролирующего органа (вышестоящего должностного лица) об отказе (полностью или частично) в удовлетворении жалобы либо по истечении месячного срока со дня подачи жалобы, если ответ на нее не получен.
Иск о признании недействительным решения контролирующего органа о применении экономических санкций может быть предъявлен в течение одного года со дня вынесения решения.
49. Порядок осуществления расчетов.
Статья 231 Банковского Кодекса РБ Расчеты
Расчеты могут проводиться в безналичной или наличной форме.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии