Шпоры по ОРХД

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

№1Понятие и система хозяйственных судов в Республике Беларусь.
Система, состав и структура хозяйственных судов в Республике Беларусь.
В РБ действует двухзвенная система ХС, состоящая из судов областей и г. Минска и ВХС. По представлению Председателя ВХС Президентом РБ в системе ХС могут создаваться специализированые ХС: по банкротству, земельные, налоговые и др. Они состоят из председателя суда, его замов и судей.
В ХС областей и г. Минска могут образовываться судебные коллегии по: рассмотрению дел в качестве суда 1 инстанции, апелляционная, банкротству, налоговым спорам, административным делам.
№2Состав и структура хозяйственных судов в Республике Беларусь
Состав и структура хозяйственных судов в Республике Беларусь.
В РБ действует двухзвенная система ХС, состоящая из судов областей и г. Минска и ВХС. По представлению Председателя ВХС Президентом РБ в системе ХС могут создаваться специализированые ХС: по банкротству, земельные, налоговые и др. Они состоят из председателя суда, его замов и судей.
№3Задачи и функции хозяйственных судов.
Основными задачами, общими для всех хозяйственных судов Республики Беларусь, являются:
1) обеспечение правильного и своевременного рассмотрения и разрешения судами дел;
2) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а в предусмотренных законодательными актами случаях также организации, не являющихся юридическими лицами, и иных граждан;
3) содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
Для решения поставленных задач хозяйственные суды выполняют такие функции, как:
а) разрешение хозяйственных (экономических) споров и иных дел;
б) предупреждение нарушений законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
в) внесение предложений по совершенствова-нию законодательства и дача заключений по аналогичным предложениям других органов;
г) ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;
д) расширение международных связей и т.д.
№4. Статус судьи хозяйственного суда. Права и обязанности
Судьей хозяйственного суда является лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями по осуществлению правосудия в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе.
Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом. Особенности статуса отдельных категорий судей могут определяться законодательством Республики Беларусь.
Основные критерии статуса:
1) требования, предъявляемые к судьям;
2) требования к кандидатам на должность судьи;
3) полномочия судей (права и обязанности);
4) лишение судебных полномочий и освобождение судей от исполнения своих обязанностей.
Другие вопросы статуса судей:
1) квалификационная аттестация судей;
2) отставка судьи;
3) материальное и социальное обеспечение судей;
4) меры правовой и социальной защиты судей, ее гарантии.
Все судьи хозяйственных судов обладают единым статусом. Для того, чтобы стать судьей хозяйственного суда необходимо:
1)гражданство РБ
2)25 лет
3)высшее юридическое образование
4)стаж работы по специальности не менее 2 лет
5)не иметь судимости
6)сдать квалификационный экзамен
Судья назначается на должность указом президента РБ по совместному представлению председателя ВХС и министра Юстиции РБ. Впервые судья назначается сроком на 5 лет, после этого судья назначается бессрочно.
Предельный возраст пребывания на государственной службе – 65 лет.
Права и обязанности судьи хозяйственного суда.
Полномочия судей (их права и обязанности) определены в Законе «О судоустройстве и статусе судей»
Судьи имеют следующие властные полномочия:
1) требовать от должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на судью законом обязанностей;
2) вносить представления в государственные органы, предприятия, учреждения, организации об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;
3) ставить в установленном законом порядке вопрос перед Конституционным Судом о проверке конституционности нормативного акта;
4) запрашивать информацию от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан.
Судьи при осуществлении правосудия обязаны точно исполнять требования законов, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов юридических лиц, быть справедливыми и беспристрастными.
№5 Понятие, предмет и принципы хозяйственного процесса.
Основные принципы ХП (гл.2 ХПК):
1)осуществление правосудия только хозяйственным судом – подчеркивает исключительное право ХС на осуществление правосудия по делам, отнесенным к его компетенции;
2)коллегиальное и единоличное рассмотрение дела–в ХС 1 инстанции дела рассматриваются единолично, но учитывая сложность и характер дела, председатель ХС либо его заместитель могут принять решение о коллегиальном рассмотрении (апелляционной, кассационной и надзорной инстанции, если дела пересматриваются ранее вынесенные решения);
3)независимость судей хозяйственного суда–предполагает как организационную (органы исполнительной и законодательной власти не имеют права вмешиваться в деятельность ХС, влиять на него при вынесении решения по делу), так и функциональную независимость (судьи должны быть независимы в своих убеждениях, никто не имеет права оказывать влияние на судей при принятии решения);
4)процессуальная экономия - Хозяйственный суд выполняет задачи судопроизводства в хозяйственном суде в возможно короткие сроки в пределах, установленных законодательными актами;
5)законность судопроизводства в хозяйственном суде – нарушение правовых установлений влечет применение различных видов ответственности к участникам хозяйственных правоотношений;
6)равенство перед законом и хозяйственным судом – распространяется не только на физических, но и на юридических лиц, независимо от форм собственности и организационно-правовой структуры субъектов хозяйствованияобладают равными правами в ходе осуществления правосудия, они могут рассчитывать на равную защиту своих нарушенных либо оспариваемых прав;
7)принцип разъяснения процессуальных прав и обязанностей - Хозяйственный суд разъясняет участникам судопроизводства в хозяйственном суде их процессуальные права и процессуальные обязанности, а также процессуальные последствия отказа от реализации таких прав и ненадлежащего исполнения таких обязанностей;
8)уважения достоинства личности - Хозяйственный суд, а также все участники судопроизводства в хозяйственном суде обязаны уважать достоинство друг друга;
9)равноправие и добросовестность сторон;
10)состязательность – лица, участвующие в деле, занимают противоположные позиции и для того чтобы отстоять свою позицию, они должны представлять соответствующие доказательства;
11)язык судопроизводства в хозяйственном суде
№6 Состав лиц, участвующих в деле. Их права и обязанности
Участие лиц в хозяйственном процессе регулирует Гл.6 ХПК, лицами, участвующие в процессе является (54 ХПК):
1)стороны
2)заявители и заинтересованные лица
3)третьи лица
4)прокурор, государственные органы, органы местного управление и самоуправления
Заявители – в делах об установлении фактов, имеющих значение, о делах об банкротстве, по жалобам на нотариальные действия или жалобам на отказы в их совершении.
Третьи лица – заявляющие самостоятельные требования на предмет спора и не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора.
Права:
1) Знакомится с материалами дела, делать выписки из них;
2) Заявлять отводы;
3) Предоставлять доказательства;
4) С разрешения ХС задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам;
5) Заявлять ходатайства;
6) Давать письменные и устные пояснения ХС, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам;
7) Возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;
8) Обжаловать судебные акты;
9) И иные права предусмотренные ХПК.
Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, не допуская злоупотребления ими.
Злоупотребление процессуальными правами лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах.
Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах или возложенные на них хозяйственным судом, в соответствии с указанными законодательными актами.
Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах.
№7.Стороны в хозяйственном процессе. Соучастие. Замена ненадлежащей стороны. Процессуальное правопреемство.
Сторонами в хозяйственном процессе является истец и ответчик.
Истцами является юр.лица, и.п., организации, не являющиеся юр.лицами и граждане в предусмотренных законом случаях. Ст.39 ХПК: хозяйственный суд рассматривает дела с участием иностранных организаций, международных организаций, организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Истцами является юр.лица, которые предъявили иск в целях защиты своих законных интересов или в целях защиты интересов которых иск предъявлен.
Ответчиками является юр.лица, и.п. и граждане, к которым иск предъявлен. Стороны в хозяйственном процессе пользуются абсолютно равными правами.
Стороны могут (55 ХПК):
1)заявлять отводы
2)знакомиться с материалами дела
3)представлять доказательства
4)заявлять ходатайства
5)обжаловать судебное постановление
Кроме процессуальных прав у сторон есть процессуальные обязанности.
Соучастие. Замена ненадлежащей стороны. Процессуальное правопреемство.
В судопроизводстве в хозяйственном суде возможно процессуальное соучастие, когда иск может быть предъявлен совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам.
Процессуальное соучастие возможно, если:
1) предметом спора являются общие для лиц, участвующих в деле, права или обязанности;
2) права и обязанности лиц, участвующих в деле, имеют общие фактические и правовые основания;
3) предметом спора являются однородные права и обязанности лиц, участвующих в деле, имеющие одинаковые фактические и правовые основания.
При участии в деле нескольких истцов или ответчиков каждый истец или ответчик выступают в процессе самостоятельно. Соучастники вправе поручить ведение дела в хозяйственном суде одному или нескольким соучастникам.
При невозможности рассмотрения дела без участия другого ответчика хозяйственный суд первой инстанции по ходатайству сторон или с согласия истца привлекает к участию в деле другого ответчика.
Хозяйственный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает к участию в деле другого ответчика, если законодательными актами предусмотрено его обязательное участие либо рассматривается дело, вытекающее из административных и иных публичных правоотношений.
При привлечении другого ответчика к участию в деле рассмотрение дела производится сначала.
Об отказе в привлечении процессуального соучастника выносится определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Замена ненадлежащего ответчика
Если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, хозяйственный суд вправе по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим. Если истец не согласен на замену ответчика, суд вправе с согласия истца привлечь надлежащего ответчика в качестве второго ответчика.
После замены ненадлежащего ответчика или вступления в дело второго ответчика рассмотрение дела производится сначала.
Хозяйственный суд выносит определения о замене ненадлежащего ответчика надлежащим или о привлечении надлежащего ответчика в качестве второго ответчика.
Если истец не согласен на замену ответчика или на привлечение надлежащего ответчика в качестве второго ответчика, хозяйственный суд рассматривает дело по предъявленному иску.
Процессуальное правопреемство
В случае выбытия стороны из дела (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть индивидуального предпринимателя или гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) хозяйственный суд осуществляет замену этой стороны ее правопреемником по письменному заявлению правопреемника или одной из сторон и приостанавливает производство по делу. Правопреемство возможно на любой стадии хозяйственного процесса. С наступлением правопреемства процесс возобновляется с того процессуального действия, на котором он был приостановлен.
Для правопреемника все действия, совершенные в процессе до его вступления в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны, которую правопреемник заменил.
Определения хозяйственного суда о замене стороны ее правопреемником или об отказе в такой замене могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим Кодексом.
№8 Правовое положение третьих лиц.
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, до принятия судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, вправе вступить в дело путем предъявления иска к одной или обеим сторонам.
Третьи лица, заявившие самостоятельные требования на предмет спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца, за исключением обязанности соблюдения досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором.
Если третье лицо, заявившее самостоятельные требования на предмет спора, вступило в дело после начала судебного разбирательства, рассмотрение дела по первой инстанции хозяйственного суда производится сначала.
О вступлении в дело третьего лица, заявившего самостоятельные требования на предмет спора, хозяйственный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, могут быть привлечены хозяйственным судом либо вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, если это постановление может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Ходатайство о допуске в дело юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, может исходить одновременно от этих лиц, а также от истца или ответчика, на стороне которых эти лица будут выступать.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца или ответчика, на чьей стороне они выступают, за исключением прав на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, а также права требования принудительного исполнения судебного постановления.
Если третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, вступило в дело после начала судебного разбирательства, рассмотрение дела по первой инстанции хозяйственного суда производится сначала.
О привлечении в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, хозяйственный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.
№9 Участие прокурора и гос органов в хоз процессе
Прокурор при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции предъявляет в хозяйственный суд иск (заявление) в целях защиты государственных и общественных интересов, в том числе:
1) подает заявление об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов или должностных лиц, которыми затрагиваются права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
2) предъявляет иск о признании недействительными сделок, совершенных государственными органами, органами местного управления и самоуправления, государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном фонде которых есть доля государственной собственности.
Прокурор при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции вправе предъявить в хозяйственный суд иск (заявление) в целях защиты интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия.
Иск (заявление) направляют:
1) в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь - Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры и их заместители;
2) в другие хозяйственные суды - Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры, прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры и их заместители.
Прокурор, предъявивший иск (заявление), пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения. Истцом (заявителем) в таком случае является лицо, в целях защиты интересов которого прокурором предъявлен иск (заявление). Если иск (заявление) предъявлен прокурором в целях защиты государственных интересов, то истцом являются Республика Беларусь или административно-территориальные единицы Республики Беларусь в лице соответствующих государственных органов.
Отказ прокурора от предъявленного им иска (заявления) не лишает истца (заявителя) права требовать рассмотрения дела по существу.
Принятый хозяйственным судом отказ истца от иска (заявления), который был предъявлен в целях защиты его интересов прокурором, влечет за собой прекращение производства по делу.
Отказ истца (заявителя) от иска (заявления), заключение мирового соглашения по иску, предъявленному прокурором в целях защиты государственных и общественных интересов, не влекут за собой прекращения производства по делу.
Участие прокурора в рассмотрении дела, возбужденного по его иску (заявлению), обязательно.
Участие государственных органов в хозяйственном процессе.
В случаях, предусмотренных законодательными актами, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы вправе предъявить иск (заявление, жалобу) в хозяйственный суд в целях защиты государственных и общественных интересов, а также в целях защиты интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия. Орган, подавший исковое заявление (заявление, жалобу), пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения.
Отказ органа от предъявленного им иска (заявления, жалобы) не лишает истца (заявителя) права требовать рассмотрения дела по существу.
Отказ истца (заявителя) от иска (заявления, жалобы), который был предъявлен в целях защиты его интересов, влечет за собой прекращение производства по делу.
Хозяйственный суд вправе привлечь к участию в хозяйственном процессе компетентный государственный орган, орган местного управления и самоуправления и (или) иной орган для дачи заключения по вопросам, относящимся к сфере деятельности этого государственного или иного органа.
Привлеченные к участию в хозяйственном процессе государственный орган, орган местного управления и самоуправления и (или) иной орган направляют в хозяйственный суд своих представителей, которые действуют по их поручению и от их имени и обязаны обладать должной компетентностью в сфере деятельности направивших их органов.
Представитель государственного органа, органа местного управления и самоуправления или иного органа обязан явиться в хозяйственный суд и сообщить суду и лицам, участвующим в деле, достоверные сведения, относящиеся к сфере деятельности направившего его органа, и отвечать на их вопросы.
№10Иные участники процесса. Представительство в хозяйственном процессе
Помимо лиц, участвующих в деле, в хозяйственном процессе могут участвовать лица, содействующие осуществлению правосудия, - эксперты, специалисты, свидетели, государственные органы, органы местного управления и самоуправления, переводчики, понятые.
Экспертом в хозяйственном суде может выступать лицо, обладающее специальными познаниями в области науки, искусства, техники или ремесла, необходимыми для дачи заключения, наделенное в порядке, установленном законодательством, полномочиями на проведение экспертизы и назначенное хозяйственным судом в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Лицо, назначенное экспертом, обязано явиться по вызову хозяйственного суда и дать объективное заключение по поставленным вопросам.
Если представленных материалов недостаточно для подготовки заключения или поставленные вопросы выходят за пределы специальных познаний эксперта, он обязан сообщить хозяйственному суду о невозможности дать заключение.
Эксперт вправе отказаться от дачи заключения, если представленные ему материалы недостаточны или он не обладает знаниями, необходимыми для исполнения возложенных на него обязанностей.
Эксперт, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.
За отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей, а также за дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность, установленную Уголовным кодексом Республики Беларусь.
В качестве специалиста в хозяйственном суде может выступить лицо, обладающее познаниями эксперта, но не наделенное в установленном законодательством порядке полномочиями на проведение экспертизы.
Вызов хозяйственным судом специалиста налагает на руководителя организации, где работает специалист, обязанность обеспечить ему возможность явиться в хозяйственный суд для выполнения своего долга.
Хозяйственный суд вправе вызвать специалиста, если разъяснение вопросов, связанных с рассмотрением дела, требует специальных познаний, в том числе для дачи заключения.
Специалист, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.
Свидетелем может быть лицо, которому известны сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела хозяйственным судом.
Сведения, сообщенные свидетелем, не являются доказательствами, если свидетель не может указать источник своей осведомленности.
Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано сообщить его фамилию, собственное имя, отчество и место жительства.
Лицо, вызванное в качестве свидетеля, обязано явиться в хозяйственный суд в назначенное время и сообщить известные ему сведения об обстоятельствах дела.
Свидетель обязан давать правдивые показания, отвечать на вопросы хозяйственного суда (судьи хозяйственного суда) и лиц, участвующих в процессе.
За отказ либо уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний свидетель несет ответственность, установленную Уголовным кодексом Республики Беларусь.
Свидетелями не могут быть:
1) представители по гражданскому и хозяйственному делу и лица, исполняющие обязанности защитников по уголовному делу, - в отношении фактов, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя или защитника;
2) представители сторон, участвовавшие в примирительной процедуре, и примирители - в отношении фактов, которые стали им известны в связи с участием в примирительной процедуре, за исключением случаев, когда стороны дали на это свое письменное согласие;
3) священнослужители - в отношении фактов, сведения о которых они получили во время исповеди;
4) лица, которые в силу физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать факты или воспроизводить сведения о фактах и давать о них показания;
5) другие лица - в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Никто не должен понуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников.
Переводчиком является лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для письменного или устного перевода, и привлеченное судом в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.
Участники хозяйственного процесса не вправе принимать на себя обязанности переводчика, хотя бы они и владеют необходимыми для перевода языками.
Участники хозяйственного процесса вправе предложить хозяйственному суду кандидатуру переводчика.
Переводчик обязан явиться по вызову хозяйственного суда, точно и полно выполнить порученный перевод, подтвердить достоверность перевода своей подписью в протоколе судебного заседания или на переведенном документе, отказаться от участия в производстве по делу, если он не обладает знаниями, необходимыми для перевода.
Переводчик вправе задавать вопросы присутствующим при переводе участникам хозяйственного процесса в целях уточнения смысла переводимых слов и выражений, знакомиться с протоколом судебного заседания, в котором он участвовал, и делать замечания, подлежащие занесению в протокол.
Переводчик, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.
За отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей, а также за сделанный заведомо неправильный перевод в суде переводчик несет ответственность, установленную Уголовным кодексом Республики Беларусь.
В качестве понятых приглашаются не менее двух лиц, не заинтересованных в исходе дела, для удостоверения хода и результатов процессуального действия в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Понятой имеет право:
1) делать по поводу процессуального действия, в котором он участвовал, заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол;
2) знакомиться с протоколом процессуального действия, в котором он участвовал, и требовать внесения в него исправлений и дополнений.
Понятой обязан:
1) принимать участие в процессуальном действии;
2) удостоверять своей подписью в протоколе процессуального действия факт совершения этого действия, его ход и результаты.
Понятой может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, связанных с совершением процессуального действия, участником которого он был.
Понятыми не могут быть:
1) лица, не достигшие совершеннолетия;
2) лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
3) лица, которые в силу физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать факт совершения процессуального действия, его ход и результаты;
4) работники суда, правоохранительных или контролирующих органов.
№11Понятие судебного доказывания и доказательств. Классификация доказательств в хозяйственном процессе.
Доказательствами по делу являются полученные в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами сведения, на основании которых хозяйственный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
К видам доказывания относятся:
1) письменные и вещественные доказательства;
2) звуко- и видеозапись, информация на иных носителях;
3) объяснения лиц, участвующих в деле;
4) заключения специалистов;
5) заключения экспертов;
6) показания свидетелей;
7) заключения государственных органов, органов местного управления и самоуправления.
Сведения, полученные с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом, не являются доказательствами и не имеют юридической силы.
Если стороны, участвовавшие в примирительной процедуре, письменно не договорились об ином, стороны и иные лица, присутствовавшие при проведении примирительной процедуры, не вправе ссылаться в судебном разбирательстве на:
1) предложение одной из сторон обратиться к примирителю или тот факт, что одна из сторон выразила готовность к участию в примирительной процедуре;
2) мнения или предложения, высказанные одним из участников примирительной процедуры в отношении возможного примирения;
3) признания, сделанные одной из сторон в ходе примирительной процедуры;
4) проявление готовности одной из сторон принять предложение о примирении, сделанное другой стороной;
5) сведения, содержащиеся в документе, подготовленном исключительно для целей примирительной процедуры.
№12Предмет доказывания. Распределение обязанностей по доказыванию. Основания освобождения от доказывания
Предмет доказывания – обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора или рассмотрения дела. Лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований.
Не требуют доказывания факты, признанные хозяйственным судом общеизвестными и преюдициальные факты.
Обстоятельства, указывающие на общеизвестность:
1)факт должен быть известен широкому кругу лиц
2)факт должен быть известен всему составу суда
Преюдициальные факты – факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором по какому-либо другому делу.
Хозяйственный суд исходя из оснований требований и возражений лиц, участвующих в деле, и с учетом содержания подлежащих применению норм права определяет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора или рассмотрения дела (предмета доказывания).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законодательством.
При рассмотрении спора о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица обязанность доказывания законности оспариваемого акта возлагается на орган или лицо, его принявшие.
Процессуальные действия по доказыванию совершаются при подаче искового заявления, в процессе урегулирования спора, при подготовке дела к судебному разбирательству и в судебных заседаниях хозяйственных судов первой и апелляционной инстанций до вынесения судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела.
Лица, участвующие в деле, в процессе доказывания определяют объем фактов, подлежащих доказыванию, собирают доказательства, подтверждающие факты, подлежащие доказыванию, представляют доказательства, участвуют в их исследовании в судебном заседании, высказывают суду свое мнение по оценке доказательств.
Объем фактов, подлежащих доказыванию, может быть изменен в хозяйственном суде первой инстанции в связи с изменением истцом основания или предмета иска и (или) предъявлением ответчиком встречного иска.
Если хозяйственный суд сочтет невозможным рассмотрение дела на основании имеющихся доказательств, он вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства либо непосредственно их истребовать.
Основания освобождения от доказывания
Не подлежат доказыванию обстоятельства, признанные хозяйственным судом общеизвестными.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении хозяйственным судом другого дела, в котором участвуют те же лица или их правопреемники.
Не подлежат доказыванию установленные вступившим в законную силу постановлением общего суда обстоятельства, имеющие значение для дела, рассматриваемого хозяйственным судом, в котором участвуют те же лица или их правопреемники.
Не подлежат доказыванию установленные вступившим в законную силу приговором суда по уголовному делу обстоятельства, имеющие значение для дела, рассматриваемого хозяйственным судом, в отношении совершения определенных деяний и лиц, их совершивших.
№13 Относимость и допустимость доказательств. Оценка доказательств хозяйственным судом.
Относимость доказательств
Хозяйственный суд принимает и исследует только те доказательства, которые могут подтвердить или опровергнуть факты, подлежащие доказыванию по рассматриваемому делу.
Допустимость доказательств
Обстоятельства дела, которые, согласно законодательству, должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами.
Оценка доказательств
Хозяйственный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, имеющихся в деле.Никакие доказательства не имеют для хозяйственного суда заранее установленной силы. Хозяйственный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.Доказательство признается хозяйственным судом достоверным, если в результате его исследования, сопоставления с другими доказательствами суд установит, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.Хозяйственный суд первой и апелляционной инстанций обязан привести в судебном постановлении мотивы, по которым одни доказательства положены судом в обоснование своих выводов, а другие отвергнуты.
№ 14 Средства доказывания. Общая характеристика.
Средства доказывания (83 ХПК) – к ним относятся письменные и вещественные доказательства, звуко- и видеозаписи и информация на других носителях.
Не допускается к использованию доказательства информация, полученная скрытым путем
К средствам доказывания относятся:
1) письменные и вещественные доказательства;
2) звуко- и видеозапись, информация на иных носителях;
3) объяснения лиц, участвующих в деле;
4) заключения специалистов;
5) заключения экспертов;
6) показания свидетелей;
7) заключения государственных органов, органов местного управления и самоуправления.
№15Понятие процессуальных сроков
Процессуальный срок – период времени, в течении которого должно быть совершено процессуальные действие. Сроки исчисляются месяцами, годами и днями. Сроки, которые исчисляются в днях исчисляются в рабочие дни, ранее в календарных.
Сроки условно можно разделить на сроки, установленные хозяйственным судом и сроки, устанавливаемые ХПК. Сроки, установленные судом не должны превышать сроков, установленных ХПК.
Процессуальные сроки, установленные ХПК и другими законодательными актами, в свою очередь, условно можно подразделить:
1) На сроки для совершения отдельных процессуальных действий;
2) Сроки для рассмотрения дел;
3) Сроки для пересмотра судебных актов;
4) Сроки вступления судебных актов в законную силу;
5) Сроки в исполнительном производстве.
16. Установление и исчисление процессуальных сроков. Окончание процессуальных сроков.
Установление и исчисление процессуальных сроков
Процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом и иными законодательными актами. В случаях, когда процессуальные сроки не установлены, они назначаются хозяйственным судом.Сроки для совершения процессуальных действий определяются периодом времени, в течение которого процессуальное действие должно быть совершено, либо точной календарной датой или указанием на событие, которое обязательно должно наступить.Процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
17. Начало и окончание процессуальных сроков
Процессуальный срок, определяемый периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.Процессуальный срок, определяемый точной календарной датой или указанием на событие, которое обязательно должно наступить, истекает в день наступления соответственно даты или события.Датой истечения процессуального срока, определяемого периодом времени, считается дата, которой заканчивается период, в течение которого процессуальное действие должно быть совершено.Процессуальный срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года установленного срока.Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.
Если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, не имеющий соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца.Если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.Процессуальное действие может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока. Если исковое заявление (заявление, жалоба), иные документы либо денежные суммы были сданы органу связи до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным.Если процессуальное действие должно быть совершено в хозяйственном суде или другой организации, срок истекает в последний день срока в тот час, когда в хозяйственном суде или организации по установленным правилам заканчивается работа или прекращаются соответствующие операции.
18.Последствия пропуска процессуальных сроков. Восстановление процессуальных сроков.
Последствия пропуска процессуальных сроков
Право на совершение процессуальных действий погашается по истечении процессуального срока, установленного настоящим Кодексом и иными законодательными актами либо назначенного хозяйственным судом.
Истечение процессуального срока не освобождает от исполнения процессуальной обязанности. Заявления, жалобы и иные документы, поданные по истечении процессуального срока, если не заявлено ходатайство о восстановлении или продлении пропущенного процессуального срока, хозяйственным судом не рассматриваются и возвращаются лицу, их подавшему. Настоящим Кодексом и иными законодательными актами могут быть установлены другие последствия пропуска процессуальных сроков.
Восстановление пропущенных процессуальных сроков
По ходатайству лица, участвующего в деле, хозяйственный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, установленный настоящим Кодексом и иными законодательными актами, если признает причины его пропуска уважительными. Вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока решается хозяйственным судом, рассматривающим дело, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
О восстановлении пропущенного процессуального срока указывается в судебном постановлении, которое может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом. Об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока хозяйственный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.
19.Приостановление процессуальных сроков. Продление процессуальных сроков.
Приостановление процессуальных сроков
При приостановлении производства по делу течение всех неистекших процессуальных сроков приостанавливается. Со дня возобновления производства по делу течение процессуальных сроков продолжается.
Продление процессуальных сроков
Назначенные хозяйственным судом процессуальные сроки могут быть продлены по заявлению лица, участвующего в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 138 настоящего Кодекса.
Об отказе в продлении назначенного хозяйственным судом процессуального срока хозяйственный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.
20.Понятие и виды судебных расходов.
Под судебными расходами в хозяйственном процессе понимаются затраты, которые несут стороны, а также третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, в связи с рассмотрением и разрешением дела хозяйственным судом, а также исполнением решения.
Целью судебных расходов в хозяйственном процессе является следующее:
1) частичное возмещение расходов государства на судопроизводство (компенсационная);
2) предотвращение случаев необоснованного обращения в хозяйственный суд и доведение до рассмотрения судом бесспорных дел (превентивная);
3) наказание стороны, виновной в возникновении спора (цель наказания);
4) стимулирование участников процесса к надлежащему исполнению своих гражданско-правовых и иных обязанностей (побуждает должников добровольно выполнять свои обязанности).
Существует два вида судебных расходов. Согласно ст. 98 ХПК судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (судебных издержек).
21.Государственная пошлина, ее размер и порядок исчисления.
Государственная пошлина – обязательный платеж, уплачиваемый в республиканский бюджет за совершение определенных процессуальных действий.
В соответствии со ст.8 общей части НК, государственная пошлина относится к республиканским налогам, сборам, пошлинам. Ставки государственных пошлин исчисляются в размерах согласно приложениям 14-22 НК.
Если цена иска до 100 Б/В – сумма государственной пошлины составляет 15 Б/В, если цена иска составляет от 100 до 1.000 Б/В, то сумма государственной пошлины составляет 5% от цены иска, но не менее 15 Б/В, если цена иска от 1.000 до 10.000 Б/В, сумма государственной пошлины составляет 3%, но не менее 5% от 1.000 Б/В, если цена иска составляет 10.000 Б/В, то сумма государственной пошлины составляет 1% от цены иска, но не менее 5% от 1.000 Б/В + 3% от 9.000 Б/В.
Цена иска – сумма всех исковых требований.
Приложение 16 к НК: ставки государственных пошлин с исковых и иных заявлений, жалоб, ходатайств, подаваемых в хозяйственные суды, а также за выдачу хозяйственными судами копий документов.
22.Льготы по уплате государственной пошлине.
Случаи освобождения от уплаты государственной пошлины установлены законом «О государственной пошлине» (ст. 4). От ее уплаты освобождаются, например:
1) органы прокуратуры, государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации и граждане, обратившиеся в случаях, предусмотренных действующим законодательством, с заявлением в суд в защиту прав и интересов других юридических и физических лиц;
2) департамент по управлению государственным имуществом Министерства экономики Республики Беларусь, его территориальные органы – по судебным делам, связанным с приватизацией и управлением государственным имуществом;
3) департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь, его территориальные органы – по судебным делам, связанным с экономической несостоятельностью (банкротством) субъектов хозяйствования;
4) Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его территориальные органы – по искам, предъявленным в случаях, установленных законодательством;
5) Национальный Банк Республики Беларусь и его учреждения;
6) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, его инспекции – по искам (заявлениям), предъявляемым ими в установленных законодательством случаях, а также за подачу кассационных и надзорных жалоб;
7) Министерство труда и социальной защиты населения Республики Беларусь – за подачу в суд заявлений по искам о взыскании обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и др.
23. Издержки, связанные с рассмотрением дела.
Издержки, связанные с рассмотрением дела. К издержкам относятся:
1)денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам
2)расходы по производству осмотра доказательств в их месте нахождения
3)иные расходы, признанные хозяйственным судом необходимыми:
А)оплата услуг адвокатов
Б)организация выездного судебного заседания
В)допрос свидетеля в месте его нахождения
24. Распределение судебных расходов между сторонами.
Судебные расходы распределяются между истцом и ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход республиканского бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от ее уплаты. При отказе истца от иска судебные расходы, понесенные им, ответчик не возмещает. Отказ от иска в связи с добровольным удовлетворением исковых требований ответчиком после предъявления иска не препятствует взысканию с ответчика по требованию истца понесенных им судебных расходов. В случае заключения мирового соглашения или соглашения о примирении судебные расходы по делу погашаются по соглашению сторон либо в соответствии с частью первой настоящей статьи. При отказе в удовлетворении иска издержки, понесенные хозяйственным судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскиваются с истца. Если дело возникло вследствие нарушения какой-либо стороной досудебного порядка урегулирования спора, установленного законодательными актами для данной категории споров или договором (оставление претензии без ответа в срок, предусмотренный приложением к настоящему Кодексу, невысылка истребованных документов, отказ либо уклонение от проведения переговоров), хозяйственный суд вправе взыскать с этой стороны судебные расходы независимо от исхода дела. Хозяйственный суд вправе взыскать с виновной в отложении дела стороны судебные расходы, понесенные в связи с этим, в том числе расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, по их письменному заявлению. Процессуальные соучастники несут судебные расходы по делу в равных долях, если иное не обусловлено различием в цене их требований. Если солидарная ответственность вытекает из природы спорного материального правоотношения, хозяйственный суд взыскивает с соответчиков судебные расходы солидарно. Судебные расходы, понесенные в связи с процессуальными действиями, которые были совершены по требованию процессуального соучастника только в его интересах, другими процессуальными соучастниками не возмещаются. При соглашении сторон о распределении судебных расходов хозяйственный суд вправе принять решение в соответствии с этим соглашением. Если хозяйственный суд, рассматривающий жалобу, изменит состоявшееся судебное постановление или вынесет новое, не передавая дела на новое рассмотрение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов либо передает этот вопрос на рассмотрение хозяйственного суда первой инстанции. Судебные расходы, понесенные сторонами в связи с рассмотрением жалоб (апелляционной, кассационной, в порядке надзора), распределяются между истцом и ответчиком в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
25., 26 Понятие иска. Право на иск.
Право на иск – возможность на получение правовой (судебной) защиты в определенном процессуальном порядке, в установленной процессуальной исковой форме и принудительной реализацией (ст.6 ХПК).
В хозяйственный суд вправе обращаться:
1)юр.лица
2)и.п.
3)организации, не являющиеся юр.лицами
4)граждане в случаях, предусмотренных законодательством.
Исковое заявление подается в письменной форме и подписывается истцом или его представителем.
В исковом заявлении должно указываться:
1)хозяйственный суд, в который подается заявление
2)ФИО, наименования лиц, участвующих в деле, банковские реквизиты, контактные телефоны, электронные адреса (при их наличии)
3)цена иска, если иск подлежит оценке (сумма всех исковых требований)
4)обстоятельства, на которых основаны исковые требования
5)доказательства, подтверждающие исковые требования
6)требования истца со ссылкой на акты законодательства
7)сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования споров
8)перечень прилагаемых к исковому заявлению документов
В исковом заявлении прокурора, государственных органов должны содержаться обоснования, в чем заключается государственный или общественный интерес, какое право нарушено. К данному исковому заявлению прилагается письменное заявление, подтверждающее их согласие на предъявление такого иска.
Документы, которые должны быть приложены к исковому заявлению:
1)квитанция об уплате государственной поплины
2)документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования споров
3)обстоятельства, на которых основаны исковые требования
4)документы, подтверждающие регистрацию в качестве юр.лица или и.п., для иностранцев – документы, подтверждающие их правовой статус
5)документы, подтверждающие полномочия на подписания документов
К исковому заявлению прилагается перечень ответчиков и их реквизиты.
Иск – спорное правовое требование одного лица к другому, вытекающее из материально-правового отношения, основанное на юридических фактах и предъявленное в хозяйственный суд для рассмотрения в строго определенном процессуальном порядке.
Иск имеет 2 стороны: процессуально-правовую и материально-правовую.
Процессуально-правовая сторона – само обращение в хозяйственный суд о рассмотрении спора по существу. Материально-правовая сторона – спорное материально-правовое требование истца, которое указано в исковом заявлении.
Элементы иска:
1)предмет иска – материально-правовое требование, заявленное истцом в хозяйственный суд к ответчику относительно устранения допущенного ответчиком нарушения субъективного права истца
2)основание иска – обстоятельства, указанные истцом, с которыми связываются материально-правовые требования:
А)фактические основания
Б)правовые основания
3)содержание иска – действия суда, о совершении которого просит истец при обращении за защитой нарушенных прав
27.Защита ответчика против иска. Возражение против иска.
Исковое заявление может содержать ходатайства об обеспечении иска. В этом ходатайстве должно быть указано:
1)обстоятельства, на которых основаны требования об обеспечении иска
2)меры обеспечения, о применении которой ходатайствует лицо
3)при имущественных требования и их размер
4)при просьбе об аресте имущества – объект обеспечения иска с указанием места его нахождения
5)обоснование причин, вызвавших необходимость обеспечения иска
28 Предъявление иска. Форма и содержание искового заявления.
Исковое заявление подается в хозяйственный суд в письменной форме и должно быть подписано истцом или его представителем.
В исковом заявлении должны быть указаны:
1)наименование хозяйственного суда, в который подается исковое заявление;
2) фамилии, собственные имена, отчества (наименования) лиц, участвующих в деле, их место жительства (место пребывания) или место нахождения, банковские реквизиты, контактные телефоны, электронные адреса (при их наличии);
3)цена иска, если иск подлежит оценке;
4)обстоятельства, на которых основаны исковые требования;
5)доказательства, подтверждающие основания исковых требований;
6)расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
7)требования истца со ссылкой на акты законодательства, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;
8)сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором;
9)перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.
В случае подачи одновременно с исковым заявлением согласованного сторонами ходатайства о назначении примирителя для проведения примирительной процедуры в исковом заявлении могут не указываться доказательства, подтверждающие основания исковых требований. Исковое заявление может содержать заявления об обеспечении иска; о совершении хозяйственным судом действий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству; ходатайство о назначении примирителя; иные сведения, необходимые для правильного разрешения спора. В исковом заявлении прокурора, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов, обратившихся в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательными актами, в целях защиты государственных или общественных интересов, интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц, должны содержаться обоснование, в чем заключается государственный или общественный интерес; указание, какое право нарушено; ссылка на акты законодательства. В случае обращения в хозяйственный суд в целях защиты интересов других лиц, не имеющих доли государственной собственности, к исковому заявлению прилагается письменное заявление, подтверждающее их согласие на предъявление такого иска.
29Обеспечение иска.
Основания и порядок рассмотрения ходатайства об обеспечения иска.
Ходатайство об обеспечении иска рассматривается хозяйственным судом, разрешающим спор, без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее трех дней со дня его поступления в суд.
По результатам рассмотрения ходатайства об обеспечении иска хозяйственный суд выносит определение.
При заявлении ходатайства об обеспечении иска с нарушением требований, предусмотренных статьей 114 настоящего Кодекса, хозяйственный суд возвращает его. Лицо, заявлявшее ходатайство, после устранения выявленных нарушений вправе вновь заявить ходатайство в хозяйственный суд.
При удовлетворении ходатайства об обеспечении иска хозяйственный суд принимает меры, предусмотренные статьей 116 настоящего Кодекса.
В обеспечении иска может быть отказано, если:
1) хозяйственный суд сочтет недостаточным обоснование причин, вызвавших необходимость заявления ходатайства об обеспечении иска;
2) применение мер по обеспечению иска может существенно нарушить права других лиц, связанные с объектом обеспечения.
Определения хозяйственного суда об обеспечении иска или об отказе в его обеспечении могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим Кодексом. Определения хозяйственного суда об обеспечении иска или об отказе в его обеспечении высылаются сторонам, а также другим лицам, на которых хозяйственным судом возложена обязанность принятия мер по обеспечению иска, не позднее следующего дня после их вынесения. В случае обжалования определения хозяйственного суда об обеспечении иска такая жалоба должна рассматриваться соответствующими судебными инстанциями (должностным лицом, имеющим право принесения протеста) по существу независимо от принятия решения об отмене обеспечения иска в порядке, установленном статьей 119 настоящего Кодекса. Подача жалобы на определение хозяйственного суда об обеспечении иска не приостанавливает исполнения этого определения.
Меры по обеспечению иска в хозяйственном процессе.
Мерами по обеспечению иска могут быть:
1) наложение ареста на недвижимость или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или у других лиц;
2) наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;
3) запрещение ответчику совершать определенные действия;
4) возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия;
5) запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;
6) приостановление взыскания по исполнительному документу или иному документу, допускающим взыскание в бесспорном (безакцептном) порядке, в случае предъявления исков о признании таких документов не подлежащими исполнению;
7) приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста;
8) иные меры, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами.
В случае необходимости допускается одновременное принятие нескольких мер по обеспечению иска. За несоблюдение мер по обеспечению иска юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством. Истец вправе взыскать убытки, причиненные ему неисполнением определения хозяйственного суда об обеспечении иска, путем предъявления иска в тот же хозяйственный суд. Опись и арест имущества производятся в пределах цены иска.
30.Возбуждение производства по делу.
Возбуждение производства по делу – первая стадия хозяйственного процесса, на которой хозяйственный суд решает вопрос о возможности начала процесса по заявлению заинтересованного лица, наличие у последнего права на обращение в суд и соблюдение установленного порядка его реализации. На данной стадии суд не предрешает вопрос об обоснованности заявленных требований, о подлежащих применению по делу нормах материального права и иных обстоятельствах, подлежащих выяснению на поздних стадиях процесса.
От четкости и последовательности суда на этой стадии во многом зависит надлежащая и беспрепятственная реализация права на обращение в суд, являющегося гарантией осуществления конституционного права на судебную защиту (ст. 60 Конституции). В соответствии с ХПК хозяйственный процесс может быть начат лишь на основании поданного в суд заинтересованным лицом или от имени заинтересованного лица заявления, жалобы, заявления о возбуждении приказного производства. В соответствии с принципом диспозитивности в хозяйственном процессе не допускается возбуждение хозяйственных дел по собственной инициативе суда.
Заинтересованное лицо обращается в суд с письменным процессуальным документом (исковым заявлением, заявлением, жалобой). Однако для возникновения судебного процесса по делу одного такого обращения недостаточно. Требуется, чтобы суд на основании обращения вынес соответствующий судебный документ – определение о возбуждении производства по делу.
Праву заинтересованного лица обратиться в суд за судебной защитой своих прав и охраняемых законом интересов, возбудить и поддерживать рассмотрение в хозяйственном суде конкретного дела соответствует закрепленная в ч. 1 ст. 129 ХПК обязанность хозяйственного суда принять к производству исковое заявление, поданное с соблюдением требований ХПК, независимо от обоснованности требований и иных обстоятельств, подлежащих выяснению на более поздних стадиях процесса.
Хозяйственный суд вправе отказать в принятии искового заявления либо возвратить исковое заявление лишь при наличии обстоятельств процессуального характера, перечень которых предусмотрен соответственно ст. 125 и 126 ХПК. Отказ в принятии искового заявления, возвращение искового заявления по непредусмотренному законодательными актами основанию, по основаниям материально-правового характера либо по мотиву необоснованности не допускаются и влекует отмену соответствующего определения хозяйственного суда, так как являются нарушением права заинтересованного лица на судебную защиту. Суд не вправе совершать до возбуждения производства по делу процессуальные действия, связанные с рассмотрением дела по существу (например, действия, связанные с собиранием доказательств, обеспечением иска, определением состава участников процесса и т. д.). Лишь в некоторых прямо указанных ХПК случаях суд вправе совершить то или иное процессуальное действие до возбуждения производства по делу. Так, в соответствии со ст. 79 ХПК обеспечение доказательств при наличии оснований допускается как до, так и после возбуждения дела.
Вынесением хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу стадия возбуждения производства по делу завершается. В случае отмены состоявшегося решения кассационной или надзорной инстанцией с направлением дела на новое рассмотрение суд первой инстанции повторно дело не возбуждает, а выносит определение о принятии дела к производству.
Исковые заявления с прилагаемыми к ним материалами подаются в канцелярию хозяйственного суда или направляются в хозяйственный суд по почте. После их регистрации в установленном порядке исковые заявления и приложенные к ним материалы направляются на рассмотрение соответствующим судьям. Возбуж-дение производства по делу, отказ в принятии искового заявления, возвращение искового заявления осуществляются судьей единолично либо составом судей хозяйственного суда, назначенным председателем суда или его заместителем.
Вопрос о принятии заявления к рассмотрению должен быть решен в течение пяти дней со дня его поступления в суд. О принятии искового заявления к рассмотрению выносится соответствующее определение, которое направляется лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении. В том случае, если одновременно с предъявлением искового заявления истцом заявлено ходатайство о применении мер обеспечения иска, хозяйственному суду целесообразно решить вопрос о возбуждении производства по делу в более краткие сроки.
Возбуждение судом производства по хозяйственному делу влечет определенные юридические последствия, в частности, это влечет начало судебного процесса по конкретному хозяйственному делу, возникновение хозяйственных процессуальных правоотношений между судом и иными участниками процесса, которые приобретают в деле соответствующий процессуальный статус, определенные, предусмотренные законом, процессуальные права и обязанности. В частности, с момента возбуждения производства по делу ответчик получает право на защиту против иска посредством представления возражений или предъявлений встречного иска. Только после возбуждения производства по делу суд вправе, по общему правилу, совершать процессуальные действия, направленные на рассмотрение и разрешение дела.
31. Подготовка дела к судебному разбирательству.
Подготовительное судебное заседание должно быть назначено не позднее 15 дней со дня поступления заявления в хозяйственный суд.
Задачи подготовки дела к судебному разбирательству:
1) установление содержания правоотношений сторон
2) определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела
3) решается вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и иных участников хозяйственного процесса
4) обеспечение представления необходимых доказательств лицами, участвующими в деле
Подготовка дела к судебному разбирательству должна быть завершена проведением подготовительного заседания не позднее 15 дней со дня поступления заявления в хозяйственный суд.
Подготовка дела к судебному разбирательству.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству с учетом обстоятельств дела хозяйственный суд производит следующие действия:
1) рассматривает вопрос о привлечении к участию в деле другого ответчика или третьего лица;
2) извещает заинтересованных лиц о производстве по делу;
3) направляет ответчику копию искового заявления;
4) предлагает лицам, участвующим в деле, и иным лицам выполнить определенные действия, в том числе представить документы и сведения, имеющие значение для разрешения спора;
5) проверяет относимость и допустимость доказательств;
6) вызывает свидетелей;
7) рассматривает вопрос о назначении экспертизы;
8) направляет другим хозяйственным судам судебные поручения;
9) принимает меры к примирению сторон;
10) принимает меры по обеспечению иска;
11) совершает иные необходимые процессуальные действия.
32.
33.Рассмотрение дела в заседании хозяйственно



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии