Шпоры по МЧП

Автор: Maxvel 3-01-2013, 16:37

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1. Понятие и предмет международного частного права.
МЧП регулирует гражданско-правовые отношения между физ. и юр.лицами, возникающие в условиях международного общения.
Важнейшим признаком МЧП является наличие иностранного элемента в правоотношениях. Иностранный элемент в правоотношениях может выступать в виде:
1)субъекта, обладающего иностранным гражданством
2)объекта, находящегося за границей
3)юридического факта, имевшего место за границей
Для возникновения международных частно-правных отношений достаточно одного из указанных иностранных элементов. Но часто в правоотношениях они сочетаются, например, после смерти иностранного гражданина за границей осталось имущество, наследником которого является гражданин РБ. Юридический факт – смерть гражданина, объект – наследство.
Предметом МЧП являются общественные отношения гражданско-правового характера, осложненные иностранным элементом. Международные частно-правовые отношения очень разнообразны, они могут быть гражданскими, брачно-семейными, трудовыми, финансовыми. В общем виде МЧП можно определить как совокупность юридических норм, регулирующих гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые и другие отношения с иностранным элементом.
2. Методы правового регулирования в международном частном праве. Роль и место международного частного права в системе права.
Метод – комплекс взаимосвязанных приемов, средств, через которые право воздействует на ту или иную область общественных отношений, на поведение иных участников, устанавливая их права и обязанности. В методе проявляется своеобразие отрасли права. В МЧП используют 2 метода правового регулирования:
1)материально-правовой (непосредственный) – издание общеобязательных правил поведения для сторон
2)коллизионный (косвенный) – определение пределов применения собственного права и отсылка к иностранному законодательству
Эти 2 метода применяются параллельно
По вопросу о месте МЧП в системе права высказывались в литературе различные точки зрения:
1)нормы МЧП входят в состав МП в широком смысле слова, т.к. в МЧП речь идет о межгосударственных отношениях, затрагивающих вопросы гражданского права
2)МЧП входит в систему внутреннего права государства, т.к. предметом регулирования в МЧП являются отношения гражданско-правового характера, то МЧП входит в состав гражданского, т.е. внутреннего права. Однако среди представителей этой концепции нет единства по вопросу о том, является ли МЧП самостоятельной отраслью права или частью отрасли гражданского права.
3)МЧП – полисистемный комплекс, который частично относится к МПП и частично к внутригосударственному праву
3.Соотношение международного частного права с международным публичным правом.
Сходство и внутренняя связь МЧП и МПП проявляется в том, что:
1)регулируют правовые отношения, возникающие в международной жизни общества
2)в число источников входят международно-правовые договоры
3)в МЧП используется ряд общих начал МПП (принцип суверенитета государства, невмешательство во внутренние дела, недопущение дискриминации)
Отличие между МЧП и МПП можно провести:
1)по содержанию регулируемых отношений
В МПП главное место занимают политические взаимоотношения государств, вопросы обеспечения мира и международной безопасности, суверенитет государств. Удельный вес в правовых вопросах международной торговли, вопросов урегулирования экономического сотрудничества в МПП возрастает, но регламентируемые им отношения носят не гражданско-правовой, а межгосударственный характер. МЧП регулирует особую группу гражданско-правовых отношений, которые имеют международный характер.
2)по субъектам отношений
Основными субъектами МПП являются государства. Признается правосубъектность международных организаций и наций, борющихся за свое освобождение. В МЧП основными субъектами являются отдельные лица, государство как таковое может быть субъектом гражданско-правовых отношений, но они не являются типичными.
3)по источникам регулирования
В МПП основным источником является международный договор. В МЧП международные договоры применяются к участникам отношений после санкционирования их государством, большое значение принадлежит источникам внутреннего законодательства.
4. Система науки международного частного права.
Под системой в праве понимают объективные объединения по определенным признакам правовых норм в структурно упорядоченное единство. Система курса МЧП состоит из 2 частей:
1)общая часть рассматривает вопросы, имеющие значение для всех норм и институтов особенной части МЧП – понятие предмета, методы МЧП, анализ источников МЧП, общих понятий, субъектов МЧП
2)особенная часть включает в себя право собственности, право интеллектуальной собственности, внешнеэкономические сделки, международные перевозки грузов и пассажиров, денежные обязательства, внедоговорные обязательства, семейное право, наследственное право и трудовые отношения
Международный гражданский процесс рассматривает вопросы, которые возникают при разрешении частных дел с иностранным элементом.
5. Международное частное право в системе права.
.По вопросу о месте МЧП в системе права высказывались в литературе различные точки зрения:
1)нормы МЧП входят в состав МП в широком смысле слова, т.к. в МЧП речь идет о межгосударственных отношениях, затрагивающих вопросы гражданского права
2)МЧП входит в систему внутреннего права государства, т.к. предметом регулирования в МЧП являются отношения гражданско-правового характера, то МЧП входит в состав гражданского, т.е. внутреннего права. Однако среди представителей этой концепции нет единства по вопросу о том, является ли МЧП самостоятельной отраслью права или частью отрасли гражданского права.
3)МЧП – полисистемный комплекс, который частично относится к МПП и частично к внутригосударственному праву
6. Понятие и виды источников международного частного права.
Источником МЧП являются акты государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы международного права.
Основными источниками являются:
1)международно-правовой договор
2)внутренне законодательство
3)обычай
4)судебная, арбитражная практика
Особенностями источников МЧП являются:
1)множественность источников
2)не систематизированность
3)возможность применения иностранного законодательства
По методу правового регулирования все источники можно разделить на 2 группы:
1)материальное право
2)коллизионное право
В качестве отличительной особенности некоторые ученые называют двойственный характер источников МЧП. С одной стороны источниками являются международные договоры и международные обычаи, а с другой – нормы законодательства и судебная практика отдельных государств, применяемые в них обычаи. В первом случаи говорят о международном регулировании, имея ввиду, что одни и те же нормы действуют в 2 и более государствах, а во втором – о внутригосударственном регулировании. Другие же ученые говорят, что международно-правовая норма применяется к соответствующим отношениям только в результате ее трансформации, т.е. преобразования в норму внутригосударственного права. В результате трансформации международный договор действует как национальный правовой акт.
7. Международные договоры в международном частном праве.
Международный договор РБ – межгосударственный или межправительственный договор, заключенный в письменной форме с иностранным государством или государствами, с правительством иностранного государства или правительствами иностранных государств либо с международной организацией или международными организациями, который регулируется международным правом, независимо от того, содержится договор в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования и способа заключения.
Классификация международных договоров:
1)в зависимости от органов, заключающих договоры:
А)межгосударственные
Б)межправительственные
В)межведомственные
2)по содержанию:
А)политические
Б)экономические
В)по специальным вопросам
3)в зависимости от срока:
А)договоры, заключенные на определенный срок
Б)бессрочные договоры
4)в зависимости от количества сторон, участвующих в договоре:
А)двусторонние: договоры о правовой помощи и правовых отношениях. РБ имеет такие отношения с Литвой, Латвией, Польшей, Финляндией, Вьетнамом, Венгрией, Кубой, Китаем, Чехией.
Б)многосторонние: региональные договоры: Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
В курсе МЧП следует указать на договоры, не имеющие правовой силы для РБ: договоры, подписанные, но не вступившие в силу, договоры, в которых РБ вообще не участвует. Они служат правовым ориентиром, но формально юридической силы не имеют.
8. Внутреннее законодательство как источник международного частного права.
Внутренне законодательство по МЧП в РБ не систематизировано. Нормы, регулирующие отношения с иностранным элементом содержаться в Конституции, отраслевых кодифицированных актах, в законах РБ, актах Президента РБ, постановлениях правительства РБ, актах министерств, государственных комитетов, актах судов
9. Международные обычаи как источник международного частного права.
Обычай – сложившееся в международной практике правило, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер.
Обыкновение – единообразное устойчивое правило, сложившееся в практике, но не имеющее юридической силы.
Правовой обычай может быть источником национального и МПП. В международной практике широко применяются обычаи международного торгового (делового) оборота. Эти правила сложились в отношениях между физ. и юр.лицами разных государств в предпринимательской сфере. Наибольшее распространение они получили в области международной торговли, международного торгового мореплавания, в области международных денежных расчетов. Ст.5 ГК РФ под обычаем делового оборота понимает сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. ГК РБ не содержит подобной статьи. Отдаленные предположения об обычае делового оборота содержится в ст.290 ГК, которая гласит: обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требования законодательства, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии в обычными предъявляемыми требованиями. Учитывая значительную роль обычаев международного делового оборота в регламентации международных экономических связей и трудности установления их содержания и применения международные организации изучают, обобщают и публикуют своего рода своды обычаев по определенным вопросам, наиболее значительным и популярным публикации международной торговой палаты.
10. Роль судебной практики в международном частном праве.
Судебная практика – проводимые в решениях взгляды судей на какой-либо правовой вопрос, имеющее руководящее значение при решении судами аналогичных вопросов в дальнейшем. Этот источник характерен для государств англо-саксонской правовой системы. В них действует система судебных прецедентов, согласно которой вынесенные ранее судебные решения по гражданским и уголовным делам имеют обязательную силу для судов той же или низшей инстанции при рассмотрении аналогичных дел. В РБ по этому вопросу существует 2 точки зрения:
1)судебная практика не является источником права, т.к. суд не создает правовых норм, а только их толкует
2)ст.3 ГК устанавливает, что гражданское законодательство – система НПА, которая включает в себя содержащиеся нормы гражданского права – это акты конституционного суда РБ, ВС, ВХС, НБРБ изданные в пределах их компетенции по регулированию гражданских правоотношений.
Арбитражная практика в отличии от судебной не имеет обязательного характера, т.к. третейские суды не являются судами в традиционном смысле слова.
11. Коллизионная норма и ее строение.
Коллизия – от лат. Столкновение. Коллизия устраняется путем использования коллизионных норм. Коллизионная норма – норма, определяющая право, какого государства должно быть применено к данному частноправовому отношению, осложненному иностранным элементом.
Особенности коллизионных норм:
1)коллизионная норма сама по себе не дает ответа на вопрос, каковы права и обязанности сторон данного правоотношения, а лишь указывает на компетентный для данного правоотношения правопорядок, определяющий права и обязанности сторон
2)коллизионная норма является нормой отсылочной, поэтому применяется только вместе с теми материальными частноправовыми отношениями, к которым отсылает
Коллизионная норма состоит из 2 элементов:
1)объем – указание на вид частного правоотношения с иностранным элементом
2)привязка – указание на право, подлежащее применению к данному отношению
12. Виды коллизионных норм.
Существуют различные виды коллизионных норм:
1)по форме коллизионной привязки:
А)односторонние – такая норма, привязка к которой прямо называет право страны, подлежащей применению
Б)двусторонние – такие нормы, привязка которых не называет права конкретного государства, а формулирует общий признак, используя который можно выбрать право
2)по форме выражения воли законодателя:
А)императивные – нормы, которые содержат категорические предписания, которые касаются выбора права, которые не могут быть изменены по усмотрению сторон частного правоотношения
Б)диспозитивные – нормы, устанавливая общие правила о выборе права, оставляют сторонам возможность сторонам отказаться от него, заменить другим правом
В)альтернативные – нормы, которые предусматривают несколько правил по выбору права для указанного в объеме нормы частного правоотношения. Также различаются между собой в зависимости от характера связи между альтернативами:
- простая альтернативная коллизионная норма – все альтернативные привязки равнозначны, любая из них может быть применена, обычно они соединяются союзом или
- сложная альтернативная коллизионная – альтернативные привязки соподчиняются между собой, при этом выделяется генеральная (основная) привязка, которая формирует общие главные правила выбора права, предназначенные для преимущественного применения и субсидиарная (дополнительная) привязка, которая формирует еще одно или несколько правильных выборов права, тесно связанных с главным. Они применяется тогда, когда главное правило по каким-либо причинам не было применено или оказалось недостаточным для выбора конкретного правопорядка .
13. Основные типы коллизионных привязок.
К наиболее известным коллизионным привязкам относятся:
1. Личный закон физического лица (lexpersonalis), который существует двух видов:
законгражданства (lex patriae, lex nationalis);
закон места жительства (lexdomicilii).
В соответствии с личным законом решаются вопросы гражданско-правового статуса физического лица, его правоспособности и дееспособности, личных прав, прав в области семейных отношений, отношений по наследованию.
Если в качестве личного закона выступает закон гражданства, то названные ранее вопросы рассматриваются по праву страны, гражданином которой является данное лицо.
Если применяется закон места жительства, то решение вопросов подчиняется праву страны, где соответствующее лицо постоянно или преимущественно проживает.
2. Личный закон юридического лица (lexsocietatis), который указывает на принадлежность юридического лица к правовой системе определенного государства, поэтому эту привязку еще называют закон <национальности> юридического лица.
Этот закон решает вопросы гражданской правосубъектности юридического лица: является ли образование юридическим лицом, как оно возникает и в каком порядке прекращает свою деятельность, каковы его организационно-правовая форма, объем правоспособности, каким образом строятся отношения внутри юридического лица, как осуществляются его реорганизация и ликвидация, судьба ликвидационного остатка, правовое положение представительств и филиалов юридического лица.
Эта коллизионная привязка определяет <национальность> юридического лица тремя способами:
по закону места учреждения (инкорпорации) лица - Англия, Венгрия, США, Россия;
по закону места нахождения его административного (управляющего) центра - Италия, Франция, ФРГ, Швейцария;
по закону места осуществления его деятельности - в развивающихся странах.
3. Закон места нахождения вещи (lexreisitae) определяет, может ли вещь быть объектом права собственности, устанавливает объем вещных прав. В Республике Беларусь право собственности на вещь определяется по закону страны, где эта вещь находится (ст.1119 ГК).
4. Закон места совершения акта (lexlociactus), который применяется во внешней торговле. Он имеет несколько разновидностей:
закон места совершения договора (lexlocicontractus);
закон места регистрации сделки (locusregitactum);
закон места исполнения обязательства (lexlocisolutionis).
5. Закон страны продавца (lexvenditoris), который обычно применяется при отсутствии ясно выраженного волеизъявления сторон внешнеторговой сделки. Например, ст.3 Гаагской конвенции о законе, применяемом в международной купле-продаже товаров 1955 г. устанавливает: <:продажа регулируется внутренним правом страны, являющейся местом постоянного проживания продавца в момент получения им заказа: если заказ получен предприятием продавца, то продажа регулируется внутренним правом страны, в которой находится это предприятие>.
6. Закон места причинения вреда (lexlocidelicticommissi). Обычно применяется по деликтным обязательствам. Так, в соответствии со ст.1129 ГК Республики Беларусь права и обязанности сторон по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда определяются по закону страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда.
7. Закон места заключения брака (lexlocicelebrationis).
8. Закон места осуществления трудовой деятельности (lexlocilaboris).
9. Закон флага (lexflagi), посредством которого решаются вопросы в морском и воздушном праве.
10. Закон суда (lexfori), который регулирует процессуальные и некоторые другие отношения. Этот закон сводится к правилу о том, что суд (арбитраж), рассматривая дело с иностранным элементом, должен руководствоваться законом своей страны, обязан применять свои (национальные) процессуальные правила.
11. Закон <автономии воли> (lexvoluntatis). Используется только в договорных обязательствах и означает, что стороны при совершении внешнеэкономической сделки сами выбирают компетентный для их отношений правопорядок.
12. Закон наиболее тесной связи (ProperLaw), который означает применение права того государства, с которым данное правоотношение наиболее тесно связано.
14. Квалификация юридических понятий коллизионной нормы.
Процесс регулирования отношений в международном частном праве состоит из двух стадий:
1. Разрешение коллизии права и выбор с помощью коллизионных норм компетентного правопорядка.
2. Применение норм избранного правопорядка.
На первой стадии могут возникнуть следующие проблемы:
проблема квалификации;
обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства;
выбор права и обход закона;
множественность коллизионных привязок.
Толкование коллизионной нормы предшествует ее применению.
Уяснение содержания коллизионной нормы предполагает обращение к квалификации понятий этой нормы. Эти понятия - <форма сделки>, <движимое и недвижимое имущество>, <исковая давность> - не всегда совпадают по своему содержанию в праве различных государств.
Например, во Франции, как и в подавляющем большинстве других государств, <исковая давность> рассматривается как понятие гражданского права, а в Англии, США, Финляндии - как понятие процессуального права.
Квалификация юридических понятий в процессе применения осуществляется как бы дважды:
квалификация понятий коллизионной нормы (распадается в науке на квалификацию понятий объема коллизионной нормы и квалификацию понятий привязки) на стадии выбора применимого права (первичная квалификация);
квалификация понятий на стадии применения избранного права, при разрешении спора по существу (вторичная квалификация).
В Республике Беларусь первичная квалификация по общему правилу осуществляется по закону суда, а вторичная - по закону привязки (ст.1094 ГК Республики Беларусь).
15. Толкование и применение коллизионных норм.
16. Взаимность и реторсия в международном частном праве.
Тема взаимности в международном частном праве относится:
к сфере действия коллизионных норм;
к сфере правового положения иностранных физических и юридических лиц;
к сфере правового регулирования иностранных инвестиций;
к сфере отношений, связанных с интеллектуальной собственностью;
к сфере международного гражданского и арбитражного процесса.
Что касается сферы действия коллизионных норм, то в международном частном праве закрепилось правило о том, что применение иностранного права, к которому отсылает коллизионная норма, носит безусловный характер.
В соответствии со ст.1098 ГК Республики Беларусь суд применяет иностранное право независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям право Республики Беларусь, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Если применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, поскольку не доказано иное.
Что касается гражданско-правового положения и физических и юридических лиц, то здесь взаимность определяется как одновременное или ответственное предоставление иностранным субъектам прав и привилегий в данном государстве, адекватных правам и правомочиям, предоставляемым соответствующим иностранным государством.
Различают материальную и формальную взаимность.
При материальной взаимности иностранцы на территории другого государства пользуются таким объемом прав, которым они пользуются в своем государстве.
При формальной взаимности иностранцам на территории другого государства предоставляется такой объем прав, которым пользуются собственные граждане.
Если нет в законе указания на материальную взаимность, применяется формальная (презюмируется формальная взаимность).
Реторсии - ответные ограничения на дискриминационные акты других государств.
Ст.1102 ГК Республики Беларусь устанавливает: <Правительством Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав граждан и юридических лиц Республики Беларусь>.

17 Отсылки в международном частном праве.
Обратная отсылка (renvoi первой степени) и отсылка к закону третьей страны (renvoi второй степени) - одно из наиболее сложных явлений в международном частном праве.Впервые с этой проблемой практика встретилась в 1841 г., но особую известность проблема отсылки приобрела в связи с делом Форго 1878 г.
Проблема обратной отсылки связана с тем, что коллизионная норма не уточняет, к какому именно праву нужно обращаться (коллизионному или материальному).
Законодательство государств по-разному решает эту проблему: от применения обратной отсылки в полном объеме до ее полного отрицания.
Республика Беларусь относится к странам, законы которых предусматривают применение обратной отсылки в предусмотренных законом случаях (к этой группе стран относятся Италия, Португалия, Швейцария, Швеция).
Любая отсылка к иностранному праву рассматривается по общему правилу как отсылка к материальному, а не коллизионному праву соответствующей страны.
Принятие обратной отсылки и отсылки к праву третьей страны в Республике Беларусь, допускается:
при определении личного закона физического лица;
его правоспособности и дееспособности;
прав физического лица на имя, использование имени и его защиту;
в области опеки и попечительства.
В договорных отношениях обратная отсылка не применяется.
18 Обход закона в международном частном праве
Правило об обходе закона сформулировано в ст.1097 ГК Республики Беларусь: <Недействительны соглашения и иные действия участников отношений, регулируемых гражданским законодательством, направленные на то, чтобы в обход правил настоящего раздела о подлежащем применению праве подчинить соответствующие отношения иному праву. В этом случае применяется право соответствующего государства, подлежащее применению в соответствии с настоящим разделом>.
Речь идет о соглашениях и иных действиях лиц, которые стремятся обойти коллизионное право и подчинить свои отношения иному праву (фиктивная регистрация предприятия, получение вида на жительство).
19. Установление содержания и толкование иностранного права.
На второй стадии применение норм избранного правопорядка - процесса регулирования отношений в международном частном праве возникают проблемы, связанные с применением иностранного права. Среди них:
общий подход к пониманию иностранного права;
установление содержания и толкование иностранного права;
ограничения применения иностранного права.
Весьма условно ст.1093 ГК Республики Беларусь устанавливает общие основы применения иностранного права в Республике Беларусь. Из ее содержания следует, что иностранное право на территории Республики Беларусь может применяться к гражданским отношениям.
Установление содержания норм иностранного права подчиняется правилам, установленным ст.1095 ГК Республики Беларусь, которые сводятся к следующему:
1. Суд или иной государственный орган устанавливает содержание применяемого права по должности (exofficio). У нас иностранное право рассматривается как правовая категория, т.е. юридически обязательные предписания. Согласно англо-американской доктрине суд применяет только свое собственное право, но может признать субъективные права, возникшие под действием иностранного права. При этом иностранное право рассматривается как фактическое обстоятельство, которое наряду с другими фактическими обстоятельствами выступает в числе доказательств по делу. Бремя доказывания содержания иностранного права лежит на той стороне, которая ссылается на иностранное право. Следовательно, иностранное право считается вопросом факта (asafact), но это - вопрос факт особого рода.
Согласно п.3 ст.1095 ГК Республики Беларусь, лица, участвующие в деле, вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права.
Но
стороны не обязаны это делать;
конечная оценка и осознание содержания норм иностранного права является обязанностью суда.
2. В целях установления содержания норм иностранного права суд может обратиться за содействием к Министерству юстиции, иным компетентным государственным органам Республики Беларусь, в том числе находящимся за границей, привлечь экспертов. Большую роль в решении этой проблемы играют договоры об оказании правовой помощи, в которые включают правила о предоставлении информации о действующем праве.
В 1968 году была заключена Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства. Согласно этой Конвенции каждое договаривающееся государство создает на своей территории Специальный орган (его обязанности могут быть возложены на любую существующую организацию), в который в случае необходимости обращаются суды за информацией о праве этого государства. Специальный орган либо сам готовит ответ, либо передает запрос в другой официальный компетентный орган. Информация передается безвозмездно. Республика Беларусь участвует в Конвенции с 1997 года.
3. Если содержание норм иностранного права не будет установлено, несмотря на предпринятые меры, применяется право Республики Беларусь (п.4 ст.1095 ГК Республики Беларусь). Вывод из всего сказанного можно сформулировать следующим образом. Нормы иностранного права должны применяться так же, как они применяются в стране своего происхождения, <у себя на родине>. Поэтому и толковаться эти нормы должны так, как они толкуются у себя на родине.
20. Пределы применения иностранного права. Оговорка о публичном порядке.
Применяемые нормы иностранного права не должны нарушать основополагающие принципы местного правопорядка - это принцип международного частного права.
Национальное право допускает применение иностранного права, устанавливает порядок его применения и очерчивает допустимые границы его применения на своей территории путем введения институтов <оговорки о публичном порядке> и <императивных норм>.
Оговорка о публичном порядке является общепризнанным институтом международного частного права и представляет собой законодательное дозволение суду не применять иностранное право в тех случаях, когда его применение противоречило бы публичному порядку данной страны.
В Республике Беларусь это правило сформулировано в ст.1099 ГК Республики Беларусь, ст.560 ГПК Республики Беларусь.
Наличие принципиального различия между нашим законом и законом другого государства не может само по себе быть основанием для применения оговорки о публичном порядке, поскольку такое применение этой оговорки могло бы привести к отрицанию применения в Республике Беларусь права иностранного государства вообще.
На практике для введения оговорки о публичном порядке пользуются правилом, сформулированным известным советским ученым Л.А.Лунцем, который писал, что для применения оговорки о публичном порядке недостаточно противоречия нормы иностранного права советскому законодательству, пусть даже конституционному, нужно чтобы результат ее применения противоречил бы нашему правосознанию, а не норма противоречила бы норме.
В современном международном частном праве широкое признание наряду со ссылкой на оговорку о публичном порядке получила возможность неприменения иностранного права со ссылкой на строго императивные нормы национального права, которые должны пользоваться приоритетом перед нормами иностранного права, подлежащего применению в силу коллизионных норм.
Правило о применении императивных норм сформулировано в ст.1100 ГК Республики Беларусь: <1. Правила настоящего раздела не затрагивают действия императивных норм права Республики Беларусь, регулирующих соответствующие отношения, независимо от подлежащего применению права. 2. При применении права какой-либо страны (кроме Республики Беларусь) согласно правилам настоящего раздела суд может применить императивные нормы права другой страны, имеющие тесную связь с рассматриваемым отношением, если согласно праву этой страны такие нормы должны регулировать соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. При этом суд может принимать во внимание назначение и характер таких норм, а также последствия их применения>.
Вопрос о круге сверхимперативных норм Республики Беларусь является дискуссионным ввиду неразработанности проблемы в теории и на практике.
В Российской Федерации к таким нормам относят нормы:
о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств на всей территории;
о последствиях несоблюдения простой письменной формы внешнеэкономической сделки;
о требованиях, на которые исковая давность не распространяется;
об основных началах гражданского законодательства;
о пределах осуществления гражданских прав;
о недействительности сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности;
о свободе договора.
В зарубежной литературе к таким нормам относят так же:
некоторые правила о давности;
защите прав потребителей;
форме сделок;
антитрестовского законодательства.
21. Правовой режим и его виды.
Правовой режим - это совокупность прав и обязанностей иностранных физических и юридических лиц.
В международном частном праве различают три вида правового режима:
национальный режим;
режим наибольшего благоприятствования;
специальный режим.
Национальный режим - это предоставление иностранным физическим и юридическим лицам таких же прав и обязанностей, какие имеют собственные граждане и юридические лица. Национальный режим устанавливается национальным законодательством и международными договорами.
Например, ст.11 Конституции Республики Беларусь гласит: <Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международным договорами>.
Примером предоставления иностранцам национального режима по международному договору может служить Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года, в п.1 ст.II которой записано: <Выпущенные в свет произведения граждан любого Договаривающегося государства, равно как произведения, впервые выпущенные в свет на территории такого Государства, пользуются в каждом другом Договаривающемся государстве охраной, которую такое Государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его территории, а также охраной, специально предоставляемой настоящей Конвенцией>.
Режим наибольшего благоприятствования - это предоставление иностранным физическим и юридическим лицам такого режима, какой предоставляется или будет предоставляться физическим и юридическим лицам третьей страны.
Режим наибольшего благоприятствования предоставляется на основе международных договоров. Сфера его применения - торговля, мореплавание, правовое положение иностранных организаций.
Например, ст.1 Соглашения о торговых отношениях между США и СССР, ратифицированного Верховным Советом Республики Беларусь, предусматривает: <каждая Сторона без каких-либо условий предоставит товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию другой Стороны, режим не менее благоприятный чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию любой третьей страны, во всех вопросах, относящихся к:
а) таможенным пошлинам и сборам любого вида, налагаемым на или в связи с импортом или экспортом, включая способ взимания таких пошлин и сборов;
б) способам оплаты импорта и экспорта и международного перевода таких платежей;
в) правилам и формальностям в связи с импортом и экспортом, включая те, которые относятся к таможенной очистке, транзиту, складированию и перегрузке;
г) налогам и другим внутренним сборам любого рода, применяемым прямо или косвенно к импортируемым товарам;
д) правилам, касающимся продажи, покупки, перевозки, распределения, хранения и использования товаров на внутреннем рынке.
Отличие режима наибольшего благоприятствования от национального режима состоит в том, что при национальном режиме в равное положение ставятся иностранные и собственные физические и юридические лица, а при режиме наибольшего благоприятствования в равное положение ставятся иностранные физические и юридические лица между собой.
Специальный режим (преференциальный режим) — предоставление одними государствами другим государствам или в рамках определенной группы государств льгот в сфере торгово-экономического сотрудничества.
Преференциальный режим выражается в предоставлении льгот:
в сфере международной торговли с развивающимися странами;
для стран, участвующих в таможенных союзах;
для стран, участвующих в зонах свободной торговли;
в приграничной (прибрежной) торговле.
Предоставление тарифных преференций закреплено в Законе Республики Беларусь <О таможенном тарифе> (ст.34), который допускает установление преференций в виде льгот в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Беларусь, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, освобождения от обложения таможенной пошлиной, снижения ставки таможенной пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
22. Классификация физических лиц в международном частном праве.
Все физ.лица, находящиеся в пределах юрисдикции какого-либо государства подразделяются на 3 категории:
1)граждане этого государства
2)иностранные граждане
3)лица без гражданства
В отношении каждой из названных групп государство устанавливает определенный правовой режим. Иностранный гражданин – лицо, которое не является гражданином РБ и имеет доказательство свой принадлежности к гражданству другого государства. Лицо без гражданства – лицо, которое не состоит в гражданстве РБ и не имеет доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. Безгражданство может возникнуть в случаях, когда:
1)лицо утратило гражданство, но не приобрело нового гражданства
2)женщина при вступлении в брак с иностранцем утратила свое гражданство, но не приобрела по законам государства мужа его гражданства
3)ребенок родился от лица без гражданства в государстве, где не предоставляется ему гражданство
Каждое государство само устанавливает правовой статус для иностранных граждан, находящихся на его территории. Условно его можно разделить на 2 части:
1)правовой статус гражданина своего государства
2)правовой статус гражданина страны пребывания
Лица без гражданства подчиняются лишь правопорядку страны пребывания, которое полностью определяет правовое положение. Основными принципами правового положения иностранных граждан в РБ являются:
1)национальный режим – иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РБ гражданской правоспособностью наравне с гражданами РБ
2)равенство перед законом – каждый, кто находится на территории РБ обязан соблюдать ее конституцию, законы, уважать национальные традиции
3)возможность реторсии – правительством РБ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении прав граждан тех государств, в которых имеются ограничения прав граждан РБ
4)возможность предоставления специального правового статуса при наличии международного договора
Гражданство – юридическая принадлежность граждан к государству. Данное лицо имеет права и несет по отношению к своему государству определенные обязанности. В свою очередь государство обеспечивает защиту прав и законных интересов этого лица как на своей территории, так и за ее пределами. В основе приобретения гражданства лежат 2 принципа:
1)территориальный – право почвы, согласно которому гражданства ребенка определяется местом его рождения и не зависит от гражданства родителей
2)национальный – право крови, согласно которому гражданство ребенка устанавливается по гражданству его родителей
Согласно закону О гражданстве РБ, гражданство РБ приобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в порядке регистрации и по другим основаниям, предусмотренным законодательством.
РБ является участницей международной конвенции 1957г. О гражданстве замужней женщины, предусматривающей, что вступление женщины в брак с гражданином иностранного государства, а также расторжение с ним брака автоматически не влекут за собой изменение гражданства этой женщины. В предусмотренных законом случаях одно и то же лицо может иметь гражданство в 2 или нескольких государств. В международных соглашениях по вопросам устранения двойного гражданства предусматриваются следующие правила:
1)родители, которые являются гражданами различных государств могут по обоюдному соглашению избрать для ребенка гражданство любой из сторон
2)если родители не подали заявление о выборе гражданства, ребенок считается гражданином того государства, на территории которого он родился
3)если ребенок родился на территории третьего государства и его родители не подали заявление о выборе гражданства, ребенок считается гражданином того государства, на территории которого родители имели постоянное место жительства до выезда в третье государство



23. Общая характеристика правового положения иностранцев в Республике Беларусь
Иностранные граждане не территории других стран обладают правоспособностью, определяемой местным правопорядком. Поэтому во время своего пребывания на территории другого государства они не могут ссылаться на объем правомочий, которыми они пользуются в своем государстве. В то же время объем прав, которыми наделены иностранные граждане в стране пребывания могут быть большими по сравнению с теми, которые они имеют в своем государстве. Общий принцип МЧП о том, что правоспособность иностранных граждан определяется законом места пребывания дополняется указанием о национальном режиме пользования гражданской правоспособностью. Все иностранцы на территории РБ подразделяются на:
1)постоянно проживающих
2)временно проживающих
Иностранные граждане и лица без гражданства считаются постоянно проживающими в РБ, если они имеют выданное ОВД разрешение на постоянное жительство в РБ. Разрешение на постоянное жительство в РБ иностранным гражданам и лицам без гражданства выдается, если они:
1)находятся в близком родстве с гражданами РБ
2)заключили брак с гражданином РБ
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в РБ по другим основаниям считаются временно проживающими в РБ. К другим основаниям относятся: приезд иностранцев в РБ на учебу, в качестве туристов, по личным делам. Они должны выбыть из РБ по истечении определенного им срока пребывания.
24. Правоспособность иностранных граждан.
Гражданская правоспособность физического лица - это его способность иметь гражданские права и нести обязанности.
Иностранные граждане на территории других стран обладают правоспособностью, определяемой местным правопорядком. Поэтому во время своего пребывания на территории другого государства они не могут ссылаться на объем правомочий, которыми они пользуются в своем государстве. В то же время объем прав, которыми наделены иностранные граждане в государстве пребывания, может быть большим по сравнению с тем, который они имеют в своем государстве.
Общий принцип международного частного права о том, что правоспособность иностранных граждан определяется законом местопребывания, дополняется указанием о национальном режиме пользования гражданской правоспособностью (п.2 ст.1104 ГК Республики Беларусь).
В связи с этим совершенно непонятен ход рассуждений законодателя, установившего в п.1 ст.1104 ГК Республики Беларусь: правоспособность: физического лица определяются его личным законом.
Все иностранцы на территории Республики Беларусь подразделяются на:
1) постоянно проживающих;
2) временно проживающих.
Иностранные граждане и лица без гражданства считаются постоянно проживающими в Республике Беларусь, если они имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь.
Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства выдается, если они:
•находятся в близком родстве с гражданами Республики Беларусь;
•заключили брак с гражданином Республики Беларусь (ст.7 Закона Республики Беларусь <О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства>).
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь по иным основаниям, считаются временно проживающими в Республике Беларусь. К иным основаниям относится приезд иностранцев в наше государство на учебу, в качестве туристов, по личным делам. Они должны выбыть из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания.
Объем прав и обязанностей иностранцев:
•зависит от категории, к которой они относятся;
•несколько уже объема прав и обязанностей отечественных граждан, так как практически во всех странах существуют изъятия из принципа национального режима. Иностранные граждане не могут занимать высшие государственные должности, избирать и быть избранными в представительные органы власти, нести воинскую повинность, быть судьями, прокурорами, нотариусами, командирами экипажей речных, морских и воздушных судов, патентными поверенными
25. Дееспособность иностранных граждан.
Дееспособность иностранных граждан в МЧП определяется по личным законам, однако гражданская дееспособность физ.лица в отношении сделок, совершаемых на территории РБ и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в РБ определяется по законодательству РБ. Нормы об ограничении или о лишении дееспособности иностранцев характеризуются большим разнообразием в материальном праве различных государств, различны основания для ограничения дееспособности, различен порядок объявления ограниченно дееспособным или недееспособным. В РБ признание физ.лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется праву страны суда. Большим разнообразием норм характеризуется и институт объявления лица безвестно отсутствующим и признания его умершим. Материальные нормы значительно расходятся в том, что касается условий и сроков объявления без вести пропавшими, юридических последствий безвестно отсутствия и объявления умершим. Право ряда государств не признает принцип объявления лица отсутствующим или умершим. В этих государствах возможно лишь в рамках судебного производства по конкретному делу вынести судебное определение о безвестном отсутствии лица, которое будет иметь значение для данного дела, но не для других отношений. В РБ признание физ.лица безвестно отсутствующим и объявление его умершим подчиняется праву страны суда. Признать безвестно отсутствующим или объявить умершим можно только постоянно проживающего в РБ иностранного гражданина.
26. Правовой статус граждан Республики Беларусь за рубежом.
Правовое положение граждан Республики Беларусь за рубежом определяется законодательством страны пребывания, законодательством Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь.
Предоставление в договорном порядке на основе взаимности определенного режима направлено на предотвращение дискриминации и изменения их правового положения в одностороннем порядке.
Граждане Республики Беларусь за рубежом могут проживать постоянно или находиться там временно.
В ст.12 Пакта о гражданских и политических правах предусмотрено, что <каждый человек имеет право покидать любую страну, включая собственную>.
Гражданская правоспособность гражданина Республики Беларусь за рубежом определяется, как правило, законом Республики Беларусь.
Граждане Республики Беларусь за рубежом могут пользоваться всеми имущественными и личными неимущественными правами, предусмотренными иностранными законами, хотя эти права и неизвестны нашему законодательству. Следовательно, они могут в случае необходимости пользоваться защитой этих прав со стороны органов страны пребывания.
Вместе с тем в отношении белорусских граждан в других странах действуют ограничения, аналогичные тем, которые действуют у нас в отношении иностранцев. Граждане Республики Беларусь за рубежом не участвуют в выборах, не могут быть избранными в выборные государственные органы, не могут занимать определенные должности в стране пребывания:
27. мой))))Национальность юридических лиц в международном частном праве.
Основными характеристиками, определяющими правовое положение юридических лиц в международном частном праве, являются: <национальность> юридического лица, личный статут юридического лица.
Национальность юридического лица - это принадлежность юридического лица к определенному государству.
В настоящее время существует несколько способов определения <национальности> юридического лица:
•по месту учреждения (регистрации, инкорпорации) юридического лица. Юридическое лицо принадлежит правопорядку страны, в которой оно учреждено в соответствии с ее законодательством (США, Великобритания, Индия, Австралия, Китай, Российская Федерация, Республика Беларусь);
•по месту нахождения центрального органа управления. Юридическое лицо принадлежит правопорядку страны, в которой находится его центр управления (Франция, Испания, Бельгия, Германия, Украина, Польша) (теория <оседлости>, теория <эффективного местопребывания>);
•по месту осуществления основной хозяйственной деятельности. Юридическое лицо принадлежит правопорядку страны, в которой оно осуществляет хозяйственную деятельность (развивающиеся страны, Италия) (теория центра эксплуатации);
•по принадлежности капитала. Юридическое лицо принадлежит к правопорядку страны, представители которой внесли больший вклад в уставный фонд этого юридического лица.
Начало использования этой теории в науке международного частного права связано с первой и второй мировыми войнами. Во время вооруженных конфликтов проблема иностранных юридических лиц приобретает характер <враждебных иностранцев>. Воюющие государства заинтересованы в том, чтобы экономические контакты с <враждебными иностранцами> прекратились. Но формальные признаки определения фактической связи юридического лица с тем или иным правопорядком оказываются недостаточными.
Так, в Англии в 1916 году рассматривалось дело Даймлера. В этой стране была учреждена акционерная компания по продаже шин. Ее капитал состоял из 25 тыс. акций, из которых одна принадлежала англичанину, а остальные - немцам. Компания была зарегистрирована по английским законами и по ним считалась английским юридическим лицом. Однако суд признал, что в данном случае нужно установить, кто контролирует юридическое лицо, и в соответствии с этим решить вопрос о его фактической принадлежности. Суд признал на основании выясненных обстоятельств данное юридическое лицо <вражеским>, т.е. принадлежащим Германии.
Национальность юридического лица устанавливает личный закон (статут) юридического лица.
Личный статут юридического лица определяет:
•является ли какое-то образование юридическим лицом;
•порядок возникновения, осуществления деятельности и ликвидации юридического лица;
•возможные способы и формы преобразования;
•объем правоспособности юридического лица и ее пределы;
•формы и порядок выступления юридического лица во внутреннем и внешнем хозяйственном обороте.
28Правовое положение иностранных юридических лиц в Республике Беларусь.
Правовое положение иностранных юридических лиц в Республике Беларусь основывается на принципе национального режима деятельности.
Ст.1113 ГК Республики Беларусь устанавливает, что иностранные юридические лица осуществляют в Республике Беларусь предпринимательскую и иную деятельность, регулируемую гражданским законодательством в соответствии с правилами, установленными этим законодательством для такой деятельности юридических лиц в Республике Беларусь, если законодательством Республики Беларусь для иностранных юридических лиц не предусмотрено иное.
Анализ норм законодательства Республики Беларусь позволяет сделать вывод, что иностранными юридическими лицами в Республике Беларусь признаются юридические лица организованные в соответствии с иностранным законодательством и имеющие свое местонахождение на территории иностранного государства.
Гражданская правоспособность иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо (п.1 ст. 1112 ГК).
Иностранные юридические лица на территории Республики Беларусь могут:
• заключать сделки;
•создавать юридические лица в формах, допускаемых белорусским законодательством;
•открывать представительства и учреждать филиалы;
•совершать расчетные, страховые, транспортные, кредитно-финансовые операции.
При совершении сделки на территории Республики Беларусь иностранное юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя, не известное праву Республики Беларусь (п.2 ст.1112 ГК).
С формальной точки зрения, хозяйственная деятельность иностранного юридического лица на территории Республики Беларусь осуществляется без каких-либо специальных разрешений.
Иностранные юридические лица могут открывать в Республике Беларусь свои представительства. Порядок открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций предусмотрен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.1997 г.
Представительством организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов организации и иные не противоречащие законодательству функции.
Представительство организации не является юридическим лицом.
Деятельность иностранных организаций на территории Республики Беларусь без открытия представительства запрещена.
Иностранные организации открывают свои представительства на территории Республики Беларусь с разрешения Министерства иностранных дел Республики Беларусь.
Аккредитация представительств областей, земель, иных административных единиц учреждений и ведомств иностранных государств, заинтересованных в представлении своих интересов на территории Республики Беларусь, производится Министерством иностранных дел Республики Беларусь.
Представительства организаций открываются на срок до трех лет с возможностью последующего продления деятельности на такой же срок при условии обращения в Министерство иностранных дел не позднее одного месяца до истечения срока действия разрешения на открытие представительства.
Срок аккредитации представительств областей, земель, иных административных единиц, учреждений и организаций иностранных государств, открытых на основании международных договоров Республики Беларусь, не ограничивается.
29.Организации, создаваемые белорусскими лицами в иностранных государствах.
30.Особенности правового положения государства как участника гражданско-правовых отношений.
Развитие международного сотрудничества в области экономики, производства, торговли, науки и культуры приводит к тому, что государство вступает в самые различные имущественные правоотношения с другими государствами, а также с международными организациями, юридическими лицами и отдельными гражданами других государств.
При этом обычно различают два вида правоотношений, в которых участвуют государства.
Во-первых, правоотношения, возникающие между государствами, а также между государством и международными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т.д.).
Во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (немежгосударственные) организации и отдельные граждане.
Отношения первого вида регулируются исключительно нормами международного публичного права и, хотя они тесно связаны с отношениями второго вида. Что касается отношении второго вида, то это могут быть отношения о поставке товаров, выполнению различных услуг и иные.
В соответствии со ст.124 ГК Республики Беларусь административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений - физическими и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
Из положений этой статьи следует:
•государство может быть субъектом гражданско-правовых отношений;
•государство не имеет никаких преимуществ перед другими участниками гражданских отношений;
•к государству применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в этих отношениях.
Государство может быть участником гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом. Например, государство:
•арендует или покупает участок земли для дипломатического представительства;
•арендует, покупает или строит дома на территории иностранного государства;
•фрахтует иностранное судно для перевозки своих грузов;
•является наследником выморочного имущества;
•выпускает облигации на территории иностранного государства;
•заключает договоры на подрядные работы;
•заключает концессионные соглашения с иностранными юридическими и физическими лицами, по которым государство на возмездной и срочной основе предоставляет иностранному инвестору право на освоение природных ресурсов.
Следует строго различать случаи, когда субъектом имущественных отношений выступает государство, и когда субъектом отношений являются государственные юридические лица или любые другие юридические лица.
Возможны и иные правоотношения подобного рода.
Например, РБ может выступать в гражданском обороте за границей в качестве наследника выморочного имущества, оставшегося после смерти белорусских граждан, или в качестве наследника по завещанию.
В области имущественных отношений государство выступает как особый
субъект права, поскольку оно не является юридическим лицом.
В юриспруденции была выдвинута теория «расщепления» государства в тех случаях, когда оно выступает в имущественных отношениях, на два лица:
1) Если оно действует как носитель публичной власти, то это одно лицо, субъект властвования,
2) а если оно заключает сделку, то это уже другое лицо, которое должно быть приравнено к прочим юридическим лицам.
Государство, осуществляя гражданско-правовую деятельность на территории другого государства, пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются юрисдикции этого иностранного государства.
В этом состоит особенность правового режима государства как участника международной гражданско-правовой деятельности, именуемая иммунитетом.
Иммунитет - это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т.е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов другого государства.
31.Иммунитет государства и его виды.
Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права
выражено в следующем изречении: «Par in parem non habet imperium» («Равный не имеет власти над равным»).
Юрисдикционный иммунитет государства включает в себя следующие элементы:
•судебный иммунитет;
•иммунитет от предварительного обеспечения иска;
•иммунитет от принудительного исполнения судебного решения;
•иммунитет собственности государства;
•иммунитет сделок государства.
Судебный иммунитет - это неподсудность одного государства суду другого государства, которая означает, что иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства.
Ни одно государство не может принудить другое государство быть в его судах ответчиком по делу: <равный над равным не имеет юрисдикции>.
Иммунитет от предварительного обеспечения иска означает, что в порядке обеспечения иска имущество другого государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера со стороны другого государства.
13 марта 1948 г. американские судебные власти наложили арест на прибывший в Нью-йоркский порт советский пароход «Россия», пытаясь объяснить эти незаконные действия судебным иском двух пассажиров, которые якобы получили ушибы во время качки судна в море. Арест был произведен в порядке обеспечения иска. Советское посольство по поручению правительства СССР обратило внимание государственного департамента США на недопустимость наложения ареста на судно, принадлежащее иностранному государству и пользующееся поэтому судебным иммунитетом, заявив протест против указанных действий американских властей. После этого представления госдепартаменту в апреле 1948 г. в федеральных судах Восточного и Южного округов Нью-Йорка были вынесены решения о снятии ареста с судна.
В данном случае Советское государство не давало согласия на рассмотрение
дела в суде вообще; здесь действовало общее положение об иммунитете, но и в случае, если согласие государства на рассмотрение дела имеется, оно не распространяется на предварительное обеспечение иска.
Иммунитет от принудительного исполнения судебного решенияозначает, что нельзя в принудительном порядке исполнить судебное решение, вынесенное против иностранного государства, без его согласия.
Иммунитет собственности государстваозначает правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории другого государства.
Собственность государства пользуется иммунитетом независимо от наличия судебного разбирательства и независимо от того, во владении какого лица (обладающего иммунитетом или нет) она находится.
Иммунитет сделок государстваозначает, что сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся о применении иностранного права.
Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства или же на меры по обеспечению иска либо исполнению решения, но такое согласие должно быть явно выражено дипломатическим путем или иным образом. Согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете, об установлении определенных изъятий из этих правил может быть сформулировано в международных договорах, и прежде всего в торговых.
32.Межправительственные организации как субъекты международного частного права.
33.Коллизионные вопросы права собственности.
Проблемы собственности в современных международных отношениях многообразны. В традиционных курсах международного частного права стран Запада раздел о праве собственности сводится, как правило, исключительно к изложению коллизионных вопросов. Между тем ни вопросы национализации, ни вопросы участия иностранного капитала в разработке естественных ресурсов, ни вопросы режима иностранных инвестиций не могут быть сведены к проблемам коллизионного характера и должны рассматриваться наряду с ними.
В законодательстве многих государств проводится различие между правом собственности на недвижимое имущество и правом собственности на движимое имущество.
В отношении недвижимого имущества существует правило, что право собственности на недвижимость регулируется законом места нахождения недвижимости.
Этот закон определяет содержание права собственности на недвижимость, форму и условия перехода прав на недвижимость.
Ст.1119 ГК Республики Беларусь устанавливает: право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Особенно жестко данный принцип проводится в отношении такой основной категории недвижимого имущества, как земельные участки. В специальных реестрах и книгах ведется строгая регистрация прав собственности на землю.
Белорусские юридические лица и иные наши организации, точно так же как и граждане РБ, если им принадлежит недвижимое имущество за рубежом, имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться таким имуществом в полном объеме в соответствии с правилами местного законодательства.
Более сложным является положение с движимым имуществом.
Движимое имущество - это права требования, ценные бумаги, транспортные средства, личные вещи.
В отношении этой категории имущества в различных государствах по-разному решается вопрос о значении принципа закона места нахождения вещи.
В Республике Беларусь он имеет решающее значение, так как согласно ст.1119 ГК он признается основным коллизионным началом. Из этого вытекает:
вещь, правомерно приобретенная лицом в собственность, сохраняется за собственником при изменении места нахождения вещи, т.е. признается право собственности на вещь, приобретенную за границей;
объем прав собственника определяется законом места нахождения вещи, т.е. при перемещении вещи из одного государства в другое изменяется содержание прав собственника.
При этом не имеет значения, какие права принадлежали собственнику вещи до ее перемещения в данное государство.
В доктринах международного частного права существуют различные точки зрения на то, какой закон регулирует переход права собственности, если вещь приобретается не в том государстве, где она находится. В одних странах доктрина высказывается в пользу применения закона места нахождения вещи, в других предпочтение отдается личному закону собственника.
В Великобритании и США в течен



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии