Шпоры по ИПИПУ

Автор: Maxvel 5-01-2013, 17:35

Автор: Беларус :)

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1. Предмет и методы истории политических и правовых учений
ИПИПУ — это самостоятельная научная и учебная дисциплина, которая формирует теоретико-исторический цикл юридических дисциплин. Объектом истории политических и правовых учений, является государство и право, а также вся совокупность явлений и процессов государственно-правовой действительности.
Предметом исследования истории политических и правовых учений является исторический процесс зарождения, становления и развития учений о государстве, праве и политике.
Методологическая основа истории политических и правовых учений включает в себя две методологические группы — общефилософские и специальные методы.ОБЩЕФИЛ:
— диалектический метод — рассматривает политико-правовые институты с позиции их взаимосвязи, движения, изменения и развития, единства и борьбы противоположностей;
— логический метод — отражает систему взглядов на государство и право в самых их существенных связях и одновременно дает возможность соединить в себе два необходимых элемента исследования: изучение структуры данного объекта с пониманием его истории в их неразрывном единстве;
— метод анализа -— позволяет выявить структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними;
— метод синтеза — обобщает данные, полученные в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых государственно-правовых явлений на определенном историческом этапе развития;
— метод научной абстракции — заключается в выделении наиболее важных, существенных явлений и мысленном отвлечении от второстепенных деталей. Этот метод позволяет расчленять объект исследования и анализировать основные взаимосвязи в «чистом» виде.
специальные методы:
— конкретно-исторический метод — связан с освещением различных этапов развития учений о государстве и праве в их хронологической последовательности (т. е. во времени), в конкретных формах исторического проявления.
— сравнительно-правовой метод — состоит в сопоставлении фактов и явлений, выявлении сходных признаков и установлении различий.
— функциональный — состоит в познании сущностно-субстанциональных характеристик предмета (политико-правовых явлений) исследования путем изучения его функций, основных направлений его деятельности.

2. Политико-правовые брахманизма.
В период становления государства в Древней Индии политическую и идеологическую силу имела религия брахманизма. Свое закрепление брахманизм получил в Ведах Веды являлись религиозными сборниками, писаниями, закреплявшими основные положения брахманской религии.
Наибольший исторический интерес представляют сборники Ригведа(собрание гимнов) и Атхарваведа (сборник заговоров и заклинаний). Наиболее крупным и авторитетным памятником права в Древней Индии являлась «Законы Ману». Законы были составлены не ранее II в. до н. э. и приписывались богу Ману, закрепляли кастовость и социальное неравенство древнеиндийского общества. Для каждого сословия (варны) устанавливался разный набор прав и обязанностей, закрепленных дхармой. Дхармы — правила поведения, состоявшие из культовых, общественных и семейных обязанностей, установленных для каждой из варн.
В Законах Ману закреплялось привилегированное, избранное положение брахманов.
Неравенство варн закреплялось также при установлении наказания. Так, например, кшатрий, обругав брахмана, подлежал штрафу в сотню медных монет, вайшья — две с половиной сотни, а шудра — телесному наказанию.
Законы Ману регулировали вопросы брачно-семейных отношений, судебного процесса, а также вопросы справедливости наказания.
Особое место в политических учениях Древней Индии занимает трактат Артхашастра — трактат о политике, составленный советником царя Каутильей.
Трактат основан на трех Ведах:
— учении о праве, в котором исследовались вопросы законного и незаконного;
— учении о хозяйстве, в котором изучались проблемы пользы и вреда;
— учении о государственном управлении, в котором анализировались вопросы верной и неверной политики.
В Артхашастре центральной выступает идея о сильной, централи¬зованной власти, сосредоточенной в руках царя, который должен блюсти благо всего государства. В управлении государством основ¬ным считался принцип практической пользы (артха), а также праг¬матизм правителя.
АртхашастраКаутильи сыграла важнейшую роль в становлении государственной идеологии и правового устройства индийского об¬щества.
Реалии общественной жизни вызвали к жизни в VI в. до н. э. религию отрицания брахманизма — буддизм.

3. Политико-правовые идеи буддизма и индуизма.
В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм. Он возник в VI—V вв. до н. э. Его основателем, согласно преданию, был принц Гаутама, прозванный Буддой, т. е. просветленным. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона – «Типитака»датируется II—I вв. до н. э.
Ранний буддизм представлял собой религиозно-мифологическое учение. В качестве центральной им была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания.
Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину. В раннем буддизме существовали две системы религиозно-моральных предписаний: одна – для членов монашеской общины, другая – для мирян.
Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. Первоначально буддизм отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты.
Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян. Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбе против засилья жречества и стремятся приспособить буддистские догматы к официальной идеологии. Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологией достигает апогея в III в. до н. э., когда царь Ашока, правивший империей Маурьев, перешел в буддийскую веру.
Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма – религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований Буддизм получает распространение главным образом за пределами Индии – в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и др. В первых веках н. э. буддизм становится одной из мировых религий.

4. Политико-правовые идеи даосизма.
Даосизм основан мудрецом Лао-цзы, автором трактата «Дао дэ цзы» (книга «Дао и дэ») в VI в. до н. э. Основным положением даосизма является понятие китайской мифологии «Дао» — «Путь». «Дао» — предопределенный богами путь народа в целом и человека в частности.
Дао — мировой дух, мировое начало всех начал, над которым не может быть ни воли земного владыки, ни воли народа в целом. «Дао» — непрерывный круговорот изменения вещей, явлений, переходящих из одного в другое, рождающихся и умирающих.
Даосизм — учение, призывающее к пассивности, так как любое деяние не имеет смысла, все в мире определяется Дао. И если в жизни и существует несправедливость и страдание, то они являются следствием отхода, нарушения Дао.
Даосизм отрицательно относился и к позитивному праву как к праву, сотворенному людьми, предпочитая ему естественное право (обычаи, нравы, традиции).
Законом справедливости и добродетельности государственного управления даосизм считал отказ от активных деяний, возврат к старому, жизнь в смирении с судьбой, определяя Дао высшим законом мироздания.

5. Политико-правовые идеи конфуцианства и моаизма.
Родоначальником конфуцианства является Конфуций (551—479 гг. до н. э.). Его мысли изложены в сборнике «Лунь юй» (беседы и высказывания), составленном учениками философа в V в. до н. э.
Если попытаться выделить в учении Конфуция основные моменты, то всю его важнейшую проблематику можно разделить на три главные части:
— доктрина «цзюнь-цзы», т. е. совершенного мужа;
— доктрина гуманизма или гуманности «жэнъ»;
—доктрина надлежащих норм взаимоотношений между людьми (категория «ли»).
Учение Конфуция в целом является моралистическим, так как основу его составляют принципы добродетели, нравственности и человеколюбия.
Государством должны были управлять мудрецы, ученые мужи под началом государя, который считался сыном неба. Люди делились Конфуцием на высших и низших не по имущественному признаку или знатности, а по этическим качествам и знаниям.
Конфуций являлся сторонником патриархальной модели управления государством. Государь должен был относиться к подданным, как к детям, — защищать их, заботиться о достатке продовольствия в стране и т. д. Народ же обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, подчиняться им беспрекословно.
Систему социального регулирования согласно конфуцианскому учению составляли не правовые нормы, а правила ритуалов и нравственные заповеди.
Конфуцианство являлось самым крупным учением, став во II в. до н. э. официальной идеологией.
Основатель школы моистов Мо-цзы изложил основы своей политико-правовой концепции в трактате Мо-цзы.
Политическая доктрина моизма основана на культе неба — «Тянь». Однако здесь в противовес даосизму Тянь рассматривается не с мифологических, а с рационалистических позиций. Моизм отбрасывает идею предопределенности судьбы, так как в таком случае человеческие поступки не имеют смысла.
Мо-цзы считал необходимым назначать на государственные посты людей мудрых независимо от их социального статуса.
По мнению Мо-цзы, наследная аристократия вообще не должна принимать участия в управлении государством. Источником мудрости, по Мо-цзы, являлись не врожденные добродетели, не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа.

6. Политико-правовые идеи легизм.
Интересы имущественной и служилой знати отстаивали легисты, или законники. Крупнейший представитель раннеголегизма – Шан Ян, инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Учение легизма существенно отличалось от предшествовавших концепций. Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике отправления власти. Осуществляя эту переорентацию, Шан Ян руководствовался устремлениями служилой знати и зажиточных общинников, добивавшихся ликвидации патриархальных порядков. Одного человеколюбия или справедливости еще недостаточно, чтобы добиться хорошего управления. Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты. Легисты придавали большое значение обобщению опыта предшествующих правителей, экономическому обеспечению политики. Еще одну особенность легизма составили элементы исторического подхода к общественным явлениям. Отношения между властью и народом он рассматривал как противоборство враждующих сторон. Высшей целью деятельности государя – создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн, т. о. легизм содержал наиболее полную программу централизации гос-ва, и его рекомендации были использованы при объединении страны под властью императора ЦиньШихуана( 3 в до н. э.)

7. Софисты Древней Греции, взгляды Протагора.
Вовлечению политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с именами софистов, начало деятельности которых относится к V в. до н. э. Софист - это тот же мудрец. Многие из софистов были выдающимися деятелями своего времени, учителями, ораторами и великими спорщиками. Различают два поколения софистов: старшее (Протагор, Горгий, Гиппий и др.) и младшее (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.). Им принадлежит заслуга в постановке вопросов о государстве, его роли в воспитании людей в духе гражданских добродетелей; о писаных и божественных законах, их соотношениях между собой; о равенстве людей по природе и неравенстве их по закону; о пользе мира и вреде вражды между эллинами; о политике как проявлении сферы человеческой, а не божественной деятельности; о понятиях справедливости и несправедливости и др.
Протагор (V в. до н.э.) - основатель софистики. Его основной тезис: ≪человек - мера всех вещей≫. Истина относительна (болезнь - зло для больного, а для
врача - благо). Одна из главных черт софистики - релятивизм. Софисты не признавали объективных критериев и невидели грани между истинным и ложным. Другая особенность софистики - агностицизм (этофилософское направление, в основе которого лежитпредставление о непознаваемости мира). Классическое выражение агностицизма - триада Горгия: 1) ничто не существует, 2) если что-либо существует, тооно непознаваемо для человека, 3) если и можно познать что-либо, то это нельзя объяснить другому. Втриаде Горгия также есть проблема коммуникациипринцип несообщаемости знания другому (истинасубъективна и непередаваема).Софисты, не будучи единодушными в своихвзгля-
дах, нередко рассматривали поднимавшиеся ими вопросы по-разному. Но главное заключается в том, что многие из этих вопросов, имеющих философскую
и политико-правовую направленность, в последующие времена приобрели актуальное значение. Современем слово ≪софистика≫, в связи с присущиммногим его представителям стремлением использовать в спорах различные словесные ухищрения, приобрело негативный характер. Значение деятельности софистов: 1) переориентировали философию с космоса на человека; 2) подняли искусство спора на качественно высокий уровень;3) стимулировали развитие риторики и логики.
8. Политико-правовые идеи Демокрита.
Заметный вклад в становление философии, политики, права внес древнегреческий ученый-энциклопедист Демокрит (ок. 460 ~ ш . 370 до н.э.). Согласно учению Демокритастановление и развитие человека и человеческого общества представляет собой естественно-исторический процесс, в ходе которого под влиянием потребностей людей осуществляется прогресс в различных сферах общественной жизни. Выше всего Демокрит ставит интересы государства, которое должно хорошо управляться и служить величайшим оплотом целого. Для этого необходимо единство граждан, достижению которого поможет благодеяние состоятельных по отношению к неимущим, взаимное сочувствие, братство и взаимная защита. Демокрит предупреждает об опасности гражданской войны, которая ≪есть бедствие для той идругой враждующей стороны≫. Только при единомыслии могут быть совершаемы великие дела, в томчисле и удачные войны государства. Государстводолжно помогать бедным, постоянно ориентироваться на них и окружать их заботой. Демокрит - приверженец демократии. Но, отдаваядолжное демократии, он вместе с тем указывает, чтопо самой природе управлять свойственно лучшим. Он полагает, что ≪лучше быть бедным в демократическом государстве, чем жить в богатстве при монархии≫. Для него бедность в демократии настолько жепредпочтительнее так называемого благополучияграждан при царях, насколько свобода лучше рабства. Демокрит считает, что как можно больше людейдолжно участвовать в общественных делах. Его аргументация в пользу этого тезиса скорее практическая, причем носит характер доказательства от противного: если не станешь участвовать в общественных делах, приобретешь дурную репутацию. Переднами важное свидетельство того, насколько в рамкахдревнегреческой государственности ценилась социальная активность граждан.Демокрит, как многие древние греки, проявляет немалое уважение к закону. По мнению Демокрита, демократия должна поддерживаться самими гражданами посредством созданных ими законов. Закон необходим, чтобы помочь счастливой жизни людей, поэтому повиновение закону - есть свидетельство добродетели человека. ≪Закон хочет хорошо устроитьжизнь людей≫, но сможет он это сделать лишь в томслучае, ≪если сами люди хотят, чтобы им было хорошо, ибо закон обнаруживает свое благотворное действие (лишь) тем, кто ему повинуется≫. К тому же ≪приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству≫.ИдеиДемокрита оказали существенное влияние намировоззрение последующих философов античногомира.

9. Политико-правовые идеи Платона.
Платон (428-348 до Р.Х.) мечтал о создании идеального государства, так как наблюдал извращенные формы государственного устройства и правления. Извращения появляются, если есть: 1) утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных землевладельцев. Вырождение аристократии мудрых в тимократию (власть воинов). Государство будет вечно воевать; 2) скопление богатства у частных лиц, образование имущественного ценза, захват власти плутократами (богатыми). Олигархическое государство раздирает вражда богачей и бедняков, оно будет вечно воевать с самим собой; 3) победа бедняков - устанавливается демократическая форма правления; 4) ненасытное стремление к свободе, опьянение ею, потеря управления властью ведет к тирании (господство одного ставленника народу). Это самое тяжелое заболевание государства, полное отсутствие каких-либо добродетелей. Платон отказался от первого проекта и стал писать второй проект. Он ответил на вопрос: почему идет смена различных форм государства - из-за порчи человеческих нравов? Где выход? В правлении мудрых
людей.Проект правления мудрецов - второй проект. В понятии Платона мудрецы - философы. Земля объявляется государственной собственностью. Все виды частной собственности ограничены законами. Граждан в идеальном государстве должно быть 5040 человек. Они в большинстве своем, должны быть землевладельцы и земледельцы. Торговцы и ремесленники - не граждане. В граждан превращаются по имущественному цензу. Общество должно быть разделено на четыре сословия. Кто разбогател, может перейти в другое сословие. Производительность трудатолько за счет рабов. Государственная власть смешанная; форма правления - монархия плюс демократия. Суть такой смешанной формы правления ввыборной системе. Выборы происходят по большинству голосов. Платон один из первых предложил выбирать монарха, и делать это нужно по закону. Необходимо учреждать народное собрание. Оно должносостоять из 90 представителей от каждого сословия, всего 360 человек. Из них выбираются 37 руководителей, практически власть сосредоточена в их руках.
Они должны избираться на 20 лет. Самые главные встране - 10 геронтократов. Они никому не подчиняются. Во втором проекте Платона, где закон – владыканад правителями, а они его рабы, необходимо усматривать спасение государства для того времени (V в.ДоРХ). Платона нельзя считать родоначальником правового государства по той причине, что для него государство первично, а народ вторичен.

10. Политико-правовое учение Аристотеля.
Политические вопросы рассматриваются Аристотелем (384-322 до н.э.) в книге ≪Политика и афинская полития≫. Одна из известнейших фраз Аристотеля, которая была сказана им после прочтения проектов идеального государства Платона: ≪Платон мнедруг - но истина дороже≫. Аристотель утверждал, что бытию человеческогообщества присуще неравенство. Институт рабстване нами придуман и не нами должен быть разрушен. Все люди различны от природы. Государственнымиделами должны заниматься свободные люди, которые имеют досуг.Аристотель не признавал теологическую теориюгосударства, оно появилось само. Он выступал защитником частной собственности. Ему принадлежиттезис: ≪Частная собственность, и только она способна сплачивать народ≫. В отличие от ПлатонаАристотель приходит к выводу, что государствонужно разделить на три сословия: очень богатыелюди, очень бедные люди, средние люди. Счастье вгосударстве может быть достигнуто только тогда, когда полное предпочтение будет отдано среднемуклассу. Выходцев из среднего класса нужно допустить до государственного правления. Среднийкласс - это прежде всего рабовладельцы. Он называет их земледельческим демосом. Чем многочисленнее средний слой, тем стабильнее государство иправление.

11. Политико-правовые учения периода упадка древнегреческих городов (Эпикур, Полибий).
С середины IV в. до н.э. древнегреческие государства попадают в зависимость от Македонии и приходят в упадок.
Эпикур (341–270 гг. до н.э.) в социально-политической теории отстаивал идеи рабовладельческой демократии. Как и другие сторонники демократического правления, он полагал, что законы и государство существуют не от природы, а по установлению. Воззрения Эпикура отличались от предшествующих учений демократии призывом избегать политической деятельности.
Против философии Эпикура выступили стоики. Мироздание, согласно их взглядам, управляется судьбой, высшим божественным разумом. В мире царит строжайшая необходимость, исключающая свободу воли. Человеку не остается ничего другого, как добровольно подчиниться неотвратимой судьбе. Того, кто повинуется ей, судьба ведет, а непокорного тащит. Судьба в учении стоиков отождествляется с божественным естественным законом.
Под влиянием стоицизма сформировалась концепция Полибия(примерно 200–120 гг. до н.э.) Истолкование исторического процесса у Полибия опирается на представления стоиков о циклическом развитии мира. Он исходит из того, что общественная жизнь существует от природы и направляется судьбой. Подобно живым организмам, всякое общество проходит состояния возрастания, расцвета и, наконец, упадка. Завершаясь, этот процесс повторяется сначала. Развитие общества Полибий трактует как бесконечное движение по кругу, в ходе которого “формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются”.
Круговорот политической жизни проявляется в последовательной смене шести форм государства. Первой возникает монархия – единоличное правление вождя или царя, основанное на разуме. Разлагаясь, монархия переходит в противоположную ей форму государства – в тиранию. Недовольство тиранами приводит к тому, что благородные мужи свергают при поддержке народа ненавистного правителя. Так устанавливается аристократия – власть немногих, преследующих интересы общего блага. Аристократия в свою очередь постепенно вырождается в олигархию, где правят немногие, используя власть для стяжательства. Своим поведением они возбуждают недовольство толпы, что неизбежно приводит к очередному перевороту. Народ, не веря больше в правление царей или немногих, возлагает заботы о государстве на самого себя и учреждает демократию. Ее извращением является охлократия (господство черни, толпы) – худшая форма государства.
Полибия послужила одним из связующих звеньев между политико-правовыми учениями Древней Греции и Древнего Рима.

12. Политико-правовая мысль древнего Рима (Тит Лукреций Кар, Сенека, римские стоики).
Одно из первых мест в плеяде первых стоиков принадлежит ЛуциюАннеюСенеке (около 4 до н.э. - 65н.э.).Сенека отстаивал идею духовной свободы всех
людей независимо от их общественного положения. Согласно его учению объяснением рабства может быть только телесное и чувственное, но не духовная
и разумная часть человека. Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, заблуждается. Дух - сам себе господин. Господину может при-надлежать только тело. Раб - человек равный по натуре всем людям. Сенека полностью не отвергал рабство как институт, но считал его несостоятельным, призывал всех к справедливому обращению с рабами, как духовными субъектами. Все люди - сотоварищи по рабству. Нет рабства более позорного, чем добровольное. Сенека считает судьбу причиной всех причин. Судьба отождествляется с богом, божественным духом, провидением. Цепь событий подчинена вечному вращению судьбы. Люди не в силах изменить мировые отношения, частью которых являются их собственные отношения. Они могут только мужественно и стойко переносить развертывающиеся предначертания судьбы, отдаваться воле законов природы. Все люди, говорил Сенека, родные друг другу (все люди члены одного тела). Природа сотворила всех из одной и той же материи, для одного и того же блага - разума (это божественный дух, погруженный втело человека). В естественной правовой концепцииСенеки неминуемый закон судьбы играет роль тогоправа природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе все законы и даже государства. Само естественное право выступает и какприродный факт, и как необходимость императивного разума. В качестве факта и нормы общественногопорядка разум воплощен также и в человеческом сообществе, как части мирового целого. Соответствиечеловеческих отношений божественному началу базируется на началах разума. Человеческий разум является частью божественного духа.Вселенная, по Сенеке, - это естественное государство со своим естественным правом, признание чего - дело необходимое и разумное. Членами этогогосударства являются все люди независимо от того,признают они это или нет. Мы должны представитьсебе государство, которое включает в себя богов илюдей, границы которого измеряются движением;другое государство - к нему нас приписала случайность. Есть такие люди, которые служат только одному государству, и такие, которые служат и большомуи малому государству. Главным является большоегосударство.

13. Политико-правовые учения периода республики в Риме (учение Цицерона о государстве).
В области государства и права размышления Цицерона (106-43 до н.э.) находятся под влиянием Платона, Полибия и греческих стоиков. Впервые в истории политической мысли Цицерон дает определение, что такое народ - соединение многих людей, связанных между собой сословием в вопросах права и общностью интересов, но это не любое соединение людей. Государство - это выражение не только общего интереса всех его свободных членов, но также и согласованное правовое общение этих членов (общий правопорядок). Цицерон впервые подошел к мысли о юридизации понятия государства. Основную причину происхождения государства Цицерон видит не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врожденной потребности жить вместе. Причиной образования государства является охрана собственности. Много внимания в творчестве Цицерона уделяется восхвалению добродетели истинного государственного деятеля. Государь, не владеющий основами права, не может быть справедливым, впервые заявлено Цицероном. Цицерон обращался и к проблеме идеального гражданина. Обязанности идеального гражданина обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин должентрудиться для общего блага.Говоря о развитии права и формулируя важныйправовой принцип законности, Цицерон пишет: ≪Поддействие закона должны подпадать все≫. Итог размышлений Цицерона: 1) общины возникают от природы, следовательно, государство возникает от природы; 2) власть вручается мудрецам, способнымприблизиться к постижению мира, божественного разума; 3) государство - охрана имущества граждан;4) законы должны соответствовать общественномупорядку; 5) частной собственности не бывает от природы, она возникает на основании давнего завладения, победы в войне, закона или соглашения.Идеал государственного устройства, по Цицерону, - сенатская республика со смешанной формойправления. Он разделяет три формы правления:1) царская власть - монархия; 2) власть оптиматов -аристократия; 3) власть народа - демократия.Заслуга Цицерона в том, что он первый в римскомгосударстве провел разделение между естественным правом (правом народов) и правом римских граждан. Естественное право распространяется как налюдей, так и на животных. К нему он относил семью,брак, воспитание детей. Согласно естественномуправу все рождаются свободными. Право граждан(цивильное) регулирует отношения между свободными римлянами.

14. Политико-правовые идеи римских юристов.
Правовые воззрения рабовладельческой аристократии получили свое практическое воплощение в деятельности римских юристов.
Светская юриспруденция как самостоятельная отрасль знаний сложилась в Древнем Риме во II–I вв. до н.э. Расцвет римской юриспруденции приходится на эпоху ранней империи (I в. до н.э. – III в. н.э.). К числу самых известных юристов периода ранней империи принадлежали Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин. Пространные выдержки из написанных ими сочинений содержат Дигесты Юстиниана.
Понятие права юристы выводили, подобно Цицерону, из стоической идеи мирового, всеобщего закона природы. Как и другие последователи стоицизма, они считали источником права мировой божественный разум.
В составе права, действовавшего в Римской империи, юристы выделяли три части: естественное право (iusnaturale), право народов (iusgentium) и право граждан (iuscivile).
Естественное право, по их представлениям, распространяется как на людей, так и на животных. К его установлениям относятся брак, семья и воспитание детей. По естественному праву все рождаются свободными.
Право народов, в отличие от естественного, охватывает правила, которые мировой разум установил для людей. Римляне используют это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Правом народов введены война, рабство, основание царств, международная торговля и другие установления.
Право граждан, или цивильное право, регулирует отношения между свободными римлянами. Цивильное право, указывал Гай, является “собственным правом государства”. Источниками этого права Папиниан называл законы, решения плебеев, постановления сената, декреты принцепса и “мнения мудрых”. Право в Древнем Риме делилось на частное и публичное.

15. Раннее христианство в Древнем Риме.
Социально-нормативное регулирование возводилось к Богу. Для раннего христианства характерно стремление сделать религиозные заповеди непосредственными правилами всего поведения человека. Первохристиане не рассматривали право как относительно обособленную самостоятельную сферу регулирования, а брали его в составе общественноморального религиозного правового регулирования. В основе христианства согласно Новому Завету лежит правда, справедливость, непосредственно идущая от Бога. Правда и свобода составляют объединение божественного закона, предписанного людям.
Необходимость такого закона вызвана тем, что человек вследствие своего несовершенства, слабости отступает от справедливости, впадает в грех и нуждается в спасении. Новый Завет: закон положен не для праведников, а для нечестивых и грешников. В послании Павла Римлянам: где нет закона, нет и преступления.
Принцип эквивалента. Равное за равное, как универсальная норма обмена и воздаяния. Людей стоит рассматривать как формально равных субъектов общения. Эквивалент используется: 1) в обмене благами, услугами, товарами (какой мерой меряете, такой и вам мерой будет отмерено), 2) воздаяние за ущерб и зло (каким судом судите, таким судом и будете судимы). Эквивалент используется в становлении личности, индивида, в личной ответственности человека за свои деяния. У первохристиан принцип эквивалента был подчинен гуманистическим идеалам нового человека и его свободы.
Принцип обязанности трудиться. Труд стал рассматриваться как непременное качество нового человека. Все обязаны трудиться, работать собственными руками. Трудиться должны все, никто не должен жить чужим трудом. Принцип обязательного труда приводит первохристиан к отрицанию распространения эксплуататорских норм. Принцип осуждения богатства является приложением принципа ≪не трудится - не ест≫. У первохристианства богатство - причина порчи человека, корень всех зол. Осуждая имущих, идеологи раннегохристианства защищают право простых людей насвободу. Раннее христианство представляет новый этап вучении о государстве и свободе. Идея возводитсяпервопреемниками к высшей сущности (Богу) и означает равенство людей перед Богом как наследникови детей божьих. Через сопричастность к Богу человектакже обладает разумом и свободой. Все другие критерии равенства являются производными от него. Раннее христианство послужило предтечей выработки правовых норм римскими юристами и оказаловлияние на регулирование всех жизненных устоевчеловека.

16. Политико-правовые взгляды Августина Блаженного.
В своем главном произведении≪О Граде Божием≫А. Августин (354-430) объясняет, что существуютдва града: град божий - церковь, град земной - государство. Церковь странствует по земле, но цель имеет на небе. Град земной - создание человеческое, иего цель временная. Он создан насилием, держитсяпринуждением. Государство - большая разбойнаяшайка. Государства разделяются на те, которые начинаются от братоубийцы Каина, и другие - от Авеля. Те, которые от Авеля, - христианские государства. Их суть - забота о подчиненных. Государство существует в помощь небесному граду, чтобы направлять мир земной к небесному. Августин первый призвал обращать всех в христианство насильственными методами. Источник зласвободная воля людей. Прежде чем понимать, мыдолжны верить. Рабство создано не природой. Грех-первопричина рабства. Бог разделил людей на бедных и богатых, установил частную собственность. Создал богатых - чтобы помогать бедному, бедных - чтобы испытать богатых. Он считает, что несовершенство земной жизни человека - результат, порожденный ≪великим преступлением≫ Адама и Евы. Их греховность породила греховность государственного устройства, при которомсуществует господство человека над человеком. Ноэта греховность - естественный порядок человеческой жизни, предопределенный судом Божиим, у которого нет неправды и который выносит наказания,соответствующие вине согрешающих. Но этот порядок не будет вечным, он прекратится со вторым пришествием Христа, когда будет установлено царствонебесное. Оправданием существующего государстваможет быть лишь его служение церкви.Августин стоит на страже справедливости, считая,что в ней проявляется истинное право, без которого неизбежна гибель государства; осуждает жестокость и аморальность. Однако все его рассуждения о земных правах в конечном итоге определяются главным
правом, в соответствии с которым божественная власть стоит над властью светской и поэтому может предоставить государству право, идущее от церкви, на борьбу со всем тем, что противостоит христианской вере. Августин затрагивал и проблему естественного права, которое, как он считал, люди изначально получили от Бога, его разума и воли. Следует отметить, что в учении Августина прослеживается и прогрессивное начало, связанное с реалистическим подходом к оценке возможностей и способностей человека, его законных устремлений подниматься в своем развитии, но, конечно, лишь при помощи Бога.

17. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.
Ф. Аквинский (ок. 1225-1274) первый соединил науку с религией. До него церковь не соглашалась на существование науки как отрасли знания. Религия первична (наука - производное от религии), но духовный мир должен возглавляться наукой. Ф. Аквинский создал сеть законов. Четыре основных: 1) вечный - божественный, естественный; 2) естественный - человеческий, 3) человеческий - положительный; 4) божественный - положительный.Первым из них он называет вечный закон, который лежит в основе всего миропорядка. Его носитель божественный разум. К этому закону он относил и Библию. Отражением вечного закона в человеческом разуме является естественный закон. Этот закон направлен на самосохранение и продолжение рода человеческого, на установление должных отношений между людьми. Наконец, человеческий закон, который устанавливается государством. Необходимость его обусловливается несовершенством людей, способных творить зло, проявлять нечестность, руководствоваться ложным пониманием правды. Человеческий закон служит претворению в жизнь естественного закона путем имеющихся у государства средств. Если человеческий закон (право) противоречит естественному, то он признается несостоятельным и подлежит отмене. Суть теории: предписания человеческого закона вытекают из воли и разума Бога, а если это так, то нарушение этого закона есть тяжкий грех. Власть от Бога не значит, что каждый князь, поставленный Богом, может быть тираном, деспотом, с ним можно бороться. Аквинский выступал за монархию как форму правления. Царь один править не должен. Умный царь подбирает себе советников и правит вместе с ними. В целях придания своему учению большей достоверности и привлекательности он предпринял попытку соединить в нем теологию с наукой. Для этого он использовал труды Аристотеля, но с таким расчетом, чтобы подчинить их богословию. Это привело Аквинского к схоластике. Следуя за Аристотелем, Аквинский утверждает, что государство - результат естественного стремления человека к общению, которое
ему необходимо для удовлетворения своих потребностей. Цель государства - общее благо, т.е. создание необходимых условий для достойной жизни человека. Эта цель, по мнению Аквинского, предполагает сохранение феодальных устоев с их сословным делением, крепостничества, беспрекословное подчинение властям. ≪Всякая власть от Бога≫, поэтомудолг каждого состоит в повиновении правителю, если, конечно, он не злоупотребляет своим положением, не нарушает законов. В противном случае народ имеет право на восстание и свержение его, нолишь при согласии на это церкви и папства.

18. Политико-правовые взгляды МарсилияПадуанского.
М. Падуанский (ок. 1275 - ок. 1343) - один из идеологов бюргерства. Падуанский критично подходит к теократической теории. Основная причина войн, смут – неверное представление о соотношении церкви и государства. Попытки церкви вмешаться в дела светские сеют раздоры, лишают мира европейские государства. Падуанский различает два вида законов: божественный и человеческий. Первый из них дает оценку жизни и деятельности человека на земле и в зависимости от ее результатов определяет место смертного в потустороннем мире. Второй - нацелен на достижение общего блага, укрепление власти и выполнение ее решений. Из этого следует, что церковь, служа высшей цели, определяемой Богом, не должна вмешиваться в мирские дела; она имеет право учить, но не наказывать. Человеческий закон должен приниматься народом, который является законодателем.
Законы, по Падуанскому, - основа государственной власти. Издавать законы имеет право народ: представители, им выбираемые. Но выполнять законы должен тоже народ. Падуанский один из первых завел речь о разделении власти на исполнительную и законодательную. Законодательная власть выше исполнительной. Источник законодательной власти -народ. Исполнительная власть действует в рамках, отведенных ей законодателем, и призвана строго выполнять его решения, законы.Общество должно быть разделено на две категории: высшую и низшую. Первая - чиновники, священники, военные. Вторая - ремесленники, земледельцы, торговцы.В своем сочинении ≪Защитник мира≫Падуанскийвыступает в качестве обличителя католической церкви, возлагая на нее ответственность за все людскиенесчастья, включая сюда и войны, которые нарушаютдолжный порядок в обществе, обостряют отношениямежду государствами. Его требование - свести деятельность церкви к занятию духовной жизнью людей.Государство - результат естественного развития человеческого общежития, начало которому положиласемья. Далее был род, племя. Завершающей стадиейявилось государство, основанное на согласии людей,его населяющих, и защищающее их общие интересы.Падуанский - сторонник монархии, но не наследственной, а избираемой. Единственным источникомвласти он считал народ в лице его высших сословий:военных, священников, чиновников. Именно они озабочены общими интересами. В то время как низшиесословия: торговцы, земледельцы, ремесленники -представляют собой простой народ, занятый лишьсвоими интересами.Его идеи - это предтеча развития демократическихначал в политической правовой мысли Западной Европы.

19. Политико-правовые идеи средневековых ересей.
Становление и развитие феодализма с его четковыраженным сословным делением, при котором все блага жизни доставались крупным землевладельцам и сановникам римско-католической церкви, а угнетение, насилие, произвол и бесправие были уделом широких трудящихся масс города и деревни, породили ересь. Ереси появились на ранней стадии феодализма, но в то время они еще не носили массового характера.Далее, подъем еретического движения произошел позднее и был связан в первую очередь с богомильством. Они выступали против эксплуатации со стороны феодалов и церкви, а также насилия, чинимого Византийской империей. Особенно резко богомольцы выступали против римско-католической церкви, погрязшей в роскоши и пороках священнослужителей и тем самым нарушившей истинную сущность учения Христа. Массовое еретическое движение, зародившееся в Болгарии, стало распространяться по европейскому континенту, охватив собою целый ряд стран. Повсюду его особенности определялись спецификой условий жизни людей, их насущными интересами. После казни Я. Гуса в Чехии развернулось широкоекрестьянско-плебейское еретическое движение, вошедшее в историю как гуситское. Это движение переросло в Гуситские войны (1419-1437), в ходе которых образовались два лагеря: чашников и таборитов. Чашники стояли за ликвидацию привилегии духовенства, секуляризацию церковных богатств, признаниенезависимости чешской церкви. Табориты шли дальше, требуя уничтожения привилегий дворянства, ликвидации крепостного права, феодальных повинностей. Борьбу против гуситов возглавили феодально-католические силы во главе с папой Мартином V иимператором Сигизмундом I, которым после рядабезуспешных походов с переходом на их сторонучашников удалось разгромить таборитов.К XV в. в Западной Европе окончательно обозначились два основных типа ереси: бюргерская и крестьянско-плебейская. Первая из них была вызвана быстрым развитием в Западной Европе городов и связанным с ним укреплением нового - третьего сословия, выступавшего против привилегий и богатствцеркви, за ликвидацию сословия священников, против вмешательства религиозных деятелей в государственные дела. Интересы нового сословия были особенно четко выражены в их требовании созданияединого национального государства, а также в защите частной собственности, идущей якобы от Бога.Еретические идеи не были забыты, не канули в Лету. Спустя годы они были востребованы Реформацией XVI в., последовавшими за ней первыми буржуазными революциями в Европе.

20. Политико-правовые направления в исламе.
Ислам – одна из самых молодых религий. Зародилась, примерно, в 7 веке на Аравийском полуострове во время перехода арабский племен от родового строя к государственному. Слово «Ислам» означает предания себя воле божьей, покорность. Его основателем считается Мухаммед из Мекки (родился, примерно, в 570 году). В 610 году Мухаммед выступил с проповедью конца света и великого и страшного суда, призывая поклоняться единому Богу – Аллаху, объявил себя его пророком. Проповедь Мохаммеда не нашла поддержки и он бежал из Мекки.
Летоисчисление ислама считается с момента бегства 622 года. В 630 году Мекка сдалась Мухаммеду и приняла Ислам. Источниками вероучения ислама являются Коран (запись проповедей, наставлений и изречений Мухаммеда) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда). Всего 114глав и сур. Сунна – второй источник Ислама. Ислам – монотеистическая религия. Принцип единобожия. Коран очень многое взял от христианства (Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммед). Ислам проповедует равенство в вере. Последователи Ислама рассматривались как семья, единое целое. Коран и Сунна — основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат). Исламу противостоит священная война – джихад. В Исламе противоречиво сочетаются понятия насилия и мира, любви к ближнему. Мухаммед был и политиком тоже. Ислам – это и религия и государство. С момента Мухаммеда отсутствует различие светской и духовной жизни. Ислам настаивает на единовластии религиозной и государственной сферах. По Исламу Власть принадлежит Аллаху, а управляет ей через земного правителя. Государство – Имамат. Халифат.
После завоевания земель в 7-8 веках в Исламе появились много сект. Мухаммед имел последователей, халифов. Первый – абу – Бекра, второй Омара, третий Осман, четвертый Али. Борьба Али и родственников Омары привели к расколу Ислама. Возникает секта Хариджитов.
Сунниты - ортодоксальное направление мусульман, к которым ныне относятся 90% населения. Муавия провозгласил себя халифом. А противниками этого течения стали называться шиитами. Раскол происходил в видении политики: Сунниты утверждают, что халиф избран общиной или ее представителями. Шииты признают законными халифами только четвертого халифа Али (родственника Мухаммеда) и его прямых потомков, считают их власть божественным установлением и отстаивают принцип передачи власти по наследству. В отличие от шиитов, хариджиты утверждали, что халифом может быть избран любой мусульманин.
Особенность ислама в том, что Коран и Сунна считаются действующим правом.

21. Политико-правовые идеи в трудах арабских философов.
В общих чертах своеобразное соотношение философии и религии ислама обозначил "первый философ арабов" – среднеазиатский тюрк аль-Фараби (870–950 гг.). Широкую известность Фараби принесли его комментарии трудов Аристотеля, в связи с чем еще при жизни ему было присвоено почетное имя "Аристотель Востока", "Второй учитель".
Аль-Фараби исходил из того, что истина постигается философией посредством "доказательных рассуждений". В трудах Фараби предпринимается попытка изложить проект идеального общества (города-государства).Человеческие общества Фараби классифицирует на великое (объединение всех людей, народов, населяющих землю), среднее (общество определенного народа) и малое (объединение людей в отдельные города). Взяв за исходное моральные категории добра, зла, отношения к труду, он делит города-государства на добродетельные, коллективные и невежественные.
В XIV в. очень своеобразную концепцию развития государства разработал выдающийся арабский историк Ибн-Хальдун (1332–1406 гг.). Его перу принадлежит получивший широкую известность труд "Большая история" ("Книга поучительных примеров"). Идеи Ибн-Хальдуна о государстве сложились под влиянием Аристотеля и его среднеазиатских последователей.
Ибн-Хальдун различал общество и государство, стремился выявить их соотношение и закономерности развития. Согласно его концепции, люди создали общество для совместного добывания средств к жизни, поскольку способность одного человека недостаточна для удовлетворения его потребности в пропитании.
Ибн-Хальдун делает вывод о неизбежности гибели любого государства, средний возраст которого он определяет в 120 лет соответственно смене трех поколений правящей династии: первому поколению свойственны простота нравов и относительное равенство; второе поколение уже изнежено роскошью, живет в условиях неравенства и взаимной враждебности, трусливо, неспособно к самозащите, нуждается в наемной армии и охране;при третьем поколении происходят окончательная деградация, разрушение государства, распад его на более мелкие или захват другим государством. Обычно конец одного и начало другого цикла наступают в результате захвата кочевниками цивилизованных областей. В течение жизни трех поколений государство проходит пять этапов- 1) возникновение новой принудительной власти взамен прежней; 2) расправа правителя с теми, кто помог ему прийти к власти, сосредоточение власти в одних руках; 3) расцвет государства; утверждение порядка, спокойствия и уверенности; 4) переход к насилию и деспотическим методам для подавления оппозиции; 5) упадок и гибель государства.

22. Н. Макиавелли как основоположник рационалистической традиции.
1469-1527. Италия. "Государь", "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия".
К религии индифферентен, удалил религиозную аргументацию, а также этический компонент из государствоведения. Политические события происходят не по воле Бога или прихоти людей, а совершаются объективно, по ходу вещей. Основа власти – хорошие законы и хорошее войско. Опора законов – сила. О праве народа и справедливости речи нет. Государь должен быть справедливым, но уметь отступать от добра и пойти против своего слова. Ввел термин stato – государство. Концентрация власти у государя, не делить ее ни с кем. Гос.чиновники только выполняют его волю. Народ должен быть пассивной массой и послушным объектом гос.власти. люди по своей природе порочны, эгоистичны и злобны. Деятельность государя - это сложное сочетание наказаний и благодеяний. Прямые обязанности правителя должны считаться благодеянием. К наградам нельзя приучать. Наказания должны быть мгновенными и жесткими. Предпочтительнее правление при помощи страха, что объясняется антиобщественной природой человека. Государь – вне юрисдикции суда. Абсолютная неприкасаемость гос.власти. Главная цель власти - сохранение и упрочение государства. Различал 2 группы форм правления - республика (демократическая правильная форма), и принципаты (власть одного). Там, где не возможно сплочение государства в республику, нужна монархия. Макиавеллизм – соотношение политики и морали. Это и принесло автору всемирную славу. Суть в том, что государь, когда обстоятельства заставляют того, должен и может прибегать к безнравственным средствам, при этом доказать свою безупречность и невинность. Форма государства, его эволюция и смена определяется борьбой аристократии и народа. Народ не хочет, чтобы им правили, командовали и угнетали. А власть, наоборот, стремится властвовать и порабощать народ.

23. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси.
трактат “Рассуждение о добровольном рабстве”, написанный около 1548 г. и изданный гугенотами вскоре после Варфоломеевской ночи. Автор трактата Этьен де Ла Боэси (1530–1563 гг.) в ярких красках описывал постыдное и бедственное положение народа и страны под игом тирании, которая противоречит природе, свободе и равенству людей. Тирания возникает различными способами (договор, сила, наследование) и держится привычкой народа к рабству. Это рабство является добровольным, поскольку впавший в привычное заблуждение народ содержит тирана, терпит его прихоти и злодеяния.
В начале трактата резкая критика тирании сочетается с наивными рассуждениями, что опорой тирана является лишь несознательность подданных: если бы все сразу просветились, власти тирана, конечно, тут же пришел бы конец.
Иная концепция излагается во второй половине трактата. Тиран, утверждает Ла Боэси, опирается на нескольких пользующихся его милостями приближенных, каждый из которых, в свою очередь, имеет своих приближенных, и так далее. В результате “сотни тысяч, миллионы связаны этой цепью с тираном ...ради этого создаются новые должности и новые ведомства, которые все учреждаются на деле не ради реформы правосудия, а для того, чтобы служить новой опорой тирании”. Описывая, по сути дела, становление административно-военного аппарата абсолютной монархии, Ла Боэси рассуждает уже не о “добровольном рабстве”, а о порабощении “одних подданных с помощью других”.
Сила тирана в том, что он, создавая себе приближенных и сторонников, раскалывает народ: “В конечном счете оказывается, что людей, которым тирания выгодна, почти столько же, сколько и тех, которым дорога свобода”.
Государство, считал Ла Боэси, это объединение тиранов, из которых высшие опираются на низших и в то же время при случае грабят их.
Суть тирании, ее “секрет и основу” Ла Боэси видел, таким образом, в организованной иерархии связанных общей выгодой с тираном и между собой прислужников тирании, каждый из которых стремится “обеспечить себе долю в добыче и быть самим маленьким тиранчиком при большом тиране”.

24. Ж. Боден и теория государственного суверенитета.
1530-1596. Франция. "Шесть книг о республике" (республика=государство).
Ячейка государства – семья. Глава семьи – отражение гос.власти. Государство возникает как договор. Цель – гарантируя мир внутри и защищая от нападения из вне, заботиться об истинном счастье индивидов. Счастье заключается в познании Бога, человека и природы, в почитании Бога. Разработал проблему суверенитета государства, в чем его важнейший вклад в теорию. Это прежде всего независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. 5 признаков суверенитета: издание законов, решение вопросов войны и мира, назначение должностных лиц, действие в качестве высшего суда, помилование. Суверен издает законы, но не право. Право = справедливость. Закон = приказ. Делит государства на 3 вида: законные (подданные повинуются закону суверена, а суверен – законам природы), вотчинные (суверен сделался обладателем имущества силой и правит как отец семейства), тиранические (суверен презирает законы природы, аспоряжается свободными людьми как рабами). Лучшее устройство – монархия, где управление имеет аристократический или демократический характер. Право – цель бытия государства.

25. Политико-правовые идеи раннего социализма. “Утопия” Томаса Мора. “Город Солнца” Томмазо Кампанеллы.
В 1516 г. была опубликована “Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии”. [Утопия по-гречески – “место, которого нет”. - Прим. авт.] Автор книги – англичанин Томас Мор (1478–1535 гг.), правовед по образованию.В первой части сочинения Мор дал резкую критику огораживания и кровавого законодательства современной ему Англии. Порицая бессмысленную жестокость многочисленных законов, направленных против краж и бродяжничества, Мор остро ставит вопрос о причинах преступности в современном ему обществе. Основная причина всех вообще пороков и бедствий, считал Mop, – частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, праздности и изнурительного труда, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые “подвергаются ежедневной каре, но не обузданию”, общество само “создает воров и одновременно их карает”.
Во второй части книги описываются учреждения и нравы жителей острова Утопии, находящегося в Новом Свете, где-то в южном полушарии. В Утопии существует общность имуществ и всеобщая обязательность труда; это коренным образом отличает общественный и политический строй утопийцев от порядков всех других государств.
Томмазо (Джиана Доменико) Кампанеллы (1568–1639 гг.). Доминиканский монах Кампанелла был заключен в тюрьму за участие в подготовке восстания против испанского ига в Калабрии (южная Италия). В тюрьмах, где он провел около 27 лет, Кампанелла написал, в числе других произведений, “Город Солнца” (издано в 1623 г.).
Мысли Кампанеллы о наилучшем общественном строе отличаются от взглядов Мора тем, что Кампанелла, подобно Платону, пытался распространить принцип общности на брачно-семейные отношения; соответственно этому производственной ячейкой в Городе Солнца является не семья, а мастерская или бригада. Всячески подчеркивая вслед за Мором почетность труда, Кампанелла осуждает рабство; поэтому преступников в Городе Солнца не присуждают к общественным работам. Вместе с тем в описании порядков Города Солнца значительно резче, чем в “Утопии”, сказались уравнительность и грубый аскетизм. Вся жизнь соляриев (жителей Города Солнца) тщательно регламентирована. Они носят одинаковую одежду, получают одинаковую пищу (только в общественных столовых), военным строем отправляются работать, питаться, отдыхать, развлекаться.

26. Политико-правовые идеи эпохи Реформации. Мартин Лютер и Томас Мюнцер.

В начале XVI в. страны Западной и ЦентральнойЕвропы охватило массовое движение, направленное на реорганизацию католической церкви и поэтому получившее название Реформации. Идейным вдохновителем Реформации в Германии был доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546). В основе его доктрин лежали следующие постулаты: источником веры может быть только Священное писание, т.е. Библия, но не догмы, придуманные церковью; религия - личное дело самого мирянина, но не церковной иерархии; равенство паствы и духовенства между собой и равенство их обязанности повиноваться Богу; демократизация уклада церковной жизни; осуждение стремления клира к богатству; отмена индульгенций. Лютер выступал за существование двух независимых правлений, учрежденных Богом: духовного исветского. Каждое из правлений имеет свои законы. Светское правление располагает законами, которые распространяются на землю и отношения людей друг с другом, чтобы можно было оценивать, судить, наказывать и спасать людей. Законы духовного правления заключены в Евангелии и распространяются на небо и душу, т.е. на божественные дела. Лютер отходит от практики римско-католической церкви преследования еретиков. Он исходит из того, что ересь следует пресекать не силой, ибо это духовное дело, а словом Божиим. Насилие лишь усиливает сопротивление. Да и в светском правлении он осуждает тех князей, которые действуют силой. Бесправие, считает он, нужно преодолевать правом. Учение Лютера не выходило за пределы бюргерской ереси, но в условиях накаленной социальнойобстановки в Германии оно послужило мощнымидейным толчком к выступлению народных масс -крестьянской войне в Германии 1524-1526 гг. Ее возглавил Томас Мюнцер (1490-1526). В отличие от Лютера он оценивал Реформацию не столько с точкизрения глубины церковных, сколько социальных преобразований. Мюнцер призывал народ к вооруженной борьбе против власть имущих и установлениюсвоей собственной власти. Он стремился к утверждению царства Божьего на земле. Авторитету веры, активно защищаемому Лютером, Мюнцер противопоставил авторитет разума.Крестьянская война, гневно осужденная Лютером ине поддержанная бюргерством, была сравнительнобыстро подавлена. Но лютеранство одержало победу. Оно вскоре было признано равноправным с католической религией. Больше того, в результате егоидейного воздействия происходит дальнейший раскол католической церкви, в ходе которого в разноевремя из нее выделяется еще несколько религий исект.




27. Ж. Кальвин и его учение о божественном предопределении.

Наиболее радикальным из идей Реформации былкальвинизм, основателем которого является Жан Кальвин (1509-1564). Под его руководством в Женеве была осуществлена реформа церкви в соответствии с идеями, изложенными им в труде ≪Наставления в христианскойвере≫ (1536). Идейной основой сочинения являетсяположение о божественном предопределении, согласно которому жизнь и деятельность людей складывается в соответствии с волей Бога. Изменитьсвою судьбу, предначертанную Всевышним, человекне может, но Божье отношение к себе он способенуяснить по тому, какова его жизнь. Если человек проявляет деловую активность, является бережливым ирачительным хозяином, добивается успехов в работе, то он выполняет свое жизненное предназначение. Кальвин призывает всех, независимо от своего социального положения, принять деятельное участие в общественно полезном труде и на основе полученных результатов уяснить свое место в соответствии с божественной предопределенностью. Таким образом, Кальвин использовал религию в интересах генезиса капитализма путем активизации деятельности людей, своим трудом объективно содействующих становлению буржуазного общества. Кальвин создал новую церковь, опиравшуюся на пробуржуазные демократические принципы. Церковная община стала управляться выборной консисторией, в состав которой входили просвитеры (старосты) и проповедники, не имевшие специального священнического сана. Выборность церковных деятелейоказала свое влияние на дела светские, проявившиеся на практике в утверждении выборных начал вовластных структурах (например, в парламенте).
Идеи кальвинизма сыграли заметную роль в истории. Они получили широкое распространение в целом ряде стран Западной Европы, а также в Северной Америке; оказали воздействие на революционные процессы в Старом Свете, вместе с другими течениями общественной мысли содействовали формированию буржуазной политико-правовой мысли. Приверженцев новых церквей и религиозных учений (лютеран, кальвинистов, баптистов, адвентистов, представителей англиканской церкви и др.) стали называть протестантами. В связи с идеями преобразования церкви католическая церковь на реформаторскую деятельность ответила реакцией. Усилились гонения на еретиков. Именно тогда утверждается составленный папской цензурой ≪Список запрещенных книг≫. Возникает католический монашеский орден иезуитов, основанный в Париже И. Лойолой и ставший для папы главным орудием контрреформации.





28. Развитие политико-правовой мысли в Киевской Руси в IX-XIII

Русская политико-правовая культура - часть наследия, которая дает толчок к пониманию политикоправовых процессов, происходящих сегодня. Раскрытие политико-правовой мысли нужно начинать с возникновения Русского государства. Формирование государственности у восточных славян происходило
в течение длительного времени. VIII—IX вв. - в структуре и деятельности Руси проявляется государственное начало. В IX в. Русь заявляет о себе как о суверенном государстве, обладающем политическим весом в цивилизованном мире. В 988 г. христианство принимает великий князь Владимир. Христианская религия объявляется государственной. Принятие христианства и распространение письменности обусловили появление множества исторических и правовых произведений самых разнообразных жанров (хроники, трактаты и т.д.). Активная политико-правовая жизнь (вечевые собрания, принятие правового сборника ≪Русская Правда≫, внешние отношения) способствовала развитию политико-правового мышления. Первый русский политический трактат ≪Слово о Законе и Благодати≫ был написан русским священником Илларионом. Трактат состоит из двух частей:первая посвящается пониманию соотношения законаи истины; вторая - анализу форм государственногоустройства, содержания власти, характера власти.По мысли Иллариона, Закон призван определятьвнешние поступки людей на той ступени их развития,когда они не достигли еще совершенства, он дан имтолько ≪на приуготование Благодати и Истины≫.Именно благодаря подзаконному состоянию человечество способно избежать взаимного истребления.Закон и Истина не противопоставляются друг другу,напротив, они показаны во взаимодействии, причем сзаданной последовательностью. Законопослушное инравственное поведение человека в обществе связано у Иллариона с постижением Истины и достижением в силу этого благодати как идеала христианина.В трактате он стремится показать международноезначение Русского государства как равноправногосреди других западных и восточных стран.Источник верховной власти он усматривает в божественной воле, поэтому сам великий князь воспринимается как ≪причастник Божественного царства≫, который обязан обеспечивать мир и хорошее управление.≪Повесть временных лет≫ приписывается Нестору(XII в.). Основная задача летописи - обозначить законность происхождения власти. Оно обосновывается путем введения легендарного объяснения русскойгосударственности, основанного на акте призванияварягов к управлению Русью.




29. Политико-правовые идеи Владимира Мономаха.


Дальнейшее развитие русская политическая мысльполучает в трудах Владимира Мономаха (1053-1125). Политическая программа Мономаха сформулирована в его сочинениях: ≪Поучение детям≫, ≪Послание Олегу Черниговскому≫ и ≪Отрывок≫, вкоторыхзатронут большой круг вопросов, касающихся: объема полномочий великого князя, взаимоотношенийцеркви и государства, принципов отправления правосудия в стране. Политическое содержание его взглядов наиболееотчетливо представлено в ≪Поучении...≫, где ведущее место занимает проблема организации и осуществления верховной власти. Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно сСоветом дружины, не допускать в стране ≪беззакония≫ и ≪неправды≫, правосудие вершить ≪по правде≫. Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения. Отрицание кровной мести вылилось у него в п



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии