БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Европейское право кср » Шпоры по европейскому праву

Шпоры по европейскому праву

Автор: Maxvel 9-01-2013, 16:27

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Предпосылки европейской интеграции после второй мировой войны
ЕС— уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях.
ЕС — это не межгосударственное объединение, базирующееся на нормах международного прав. В её основе лежит принцип наднациональности, т. е. передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональным институтам и органам .
Вторая мировая война создал а реальную основу для европейской интеграции. Необходимо восстановление собственных политических позиций и международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.
Подходы к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, орга нов власти и вооруженных сил.

2.Характеристика основных учредительных договоров Европей ского союза.
Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Его участниками стали шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Он был подписан на 50 лет.
Треть всех статей Договора была посвящена практическим проблемам коллективного управления сталелитейной и угольной промышленности.
ЕОУС наделён статусом юр.лица, за ним была признана международная правоспособность. Система институтов:Высший руководящий орган, Общую ассамблею, Специальный Совет министров и Суд.
в Риме были подписаны ещё два договора — Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и
Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), которые по месту подписания получили наименование Римских договоров.
Договор о ЕЭС : сформулированы фундаментальные основы интеграционного объединения, определены условия и порядок его функционирования, закреплены важнейшие достижения в области экономического, социального и правового развития. Если Договоры о ЕОУС и Евратоме содержали положения, предназначенные для сравнительно узких сфер сотрудничества государств, то Римский договор о создании Европейского экономического сообщества имел универсальный характер.
В Римском договоре о ЕЭС подчёркивались его экономические цели. он представлял программу экономической интеграции. 1 шаг- создание таможенного союза . Государства-члены ЕЭС договорились об установлении общего внешнего таможенного тарифа и передаче Сообществу полномочий на осуществление общей торговой политики ЕЭС.
В этот период развёртывается создание «общего рынка» (свобода движения товаров, лиц, услуг и капиталов), складываются и утверждаются основные принципы европейского права, начинает функционировать система судебного контроля над его применением и соблюдением. В ходе данного 2 этапа вырабатываются нормативные положения. В этот же период происходит существенное увеличение числа членов европейских сообществ, что, естественно, влечёт и расширение сферы применения европейского права.
Для осуществления мероприятий, предусмотренных Римским договором, был установлен переходный период, рассчитанный на 12 — 15 лет.
ЕЕА вступил в силу в . П роизошло заметное расширение сферы европейских сообществ, были внесены изменения в их институциональную структуру и намечены основные контуры развития сотрудничества государств-членов в области внешней политики и безопасности. ЕЕА явился решительным шагом к созданию правовой основы для перехода к новому учреждению Европейского союза.
ЕЕА раздвинул рамки интеграционного процесса, который был распространён на такие новые области, как валютная политика, оказание помощи менее развитым странам и регионам ЕС, охрана окружающей среды, а также координация внешней политики государств-членов при помощи Секретариата политического сотрудничества, неофициально действовавшего в аппарате Комиссии ЕС.
Договор о Европейском союзе. По месту подписания в городе Маастрихт его именуют Маастрихтским договором.
В Маастрихтском договоре были сформулированы следующие основные цели:
создание экономического и валютного союза;
формирование общей социальной политики;
преобразование Европейского экономического сообщества в Европейское сообщество с расширением круга его компетенции;
дополнение наднационального экономического интеграционного строительства сотрудничеством в области внешней политики и безопасности, а также в области юстиции и внутренних дел.
Маастрихтский договор предусмотрел необходимость уточнения параметров Союза, порядка его функционирования и взаимодействия государств-членов с институтами ЕС в новых областях. Был подготовлен новый учредительный договор, внесший изменения в Договор о Европейском союзе ( .Амстердамск ий договор) . Данным Договором была расширена сфера действия права ЕС.
Амстердамский договор установил обязанность государств-членов соблюдать и охранять основные права человека. Институты Союза обязаны вести борьбу с подобными нарушениями. Пострадавшие от них граждане имеют право на юридическую защиту со стороны Суда ЕС.
Новшество - введение поста Высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.
Если Маастрихтский договор учредил на основе сообществ новую организацию — Европейский союз, то Амстердамский договор . осуществил реформу её правовых устоев, направленную на повышение эффективности и демократичности Союза и сообществ.
Решение о создании специальной комиссии для разработки Европейской хартии было принято на внеочередном саммите.
Главная черта: Хартия имела целью защитить человека от произвола надгосударственных институтов Европейского союза .
Наиболее важной чертой Хартии является универсальный характер. Она закрепляет все три группы основных прав и свобод как личные (гражданские) и политические, так и права социал ьно-экономические и культурные.
Ниццский договор не учреждает новых организаций. По своему содержанию он представляет собой комплекс поправок в учредительные договоры европейских сообществ и Европейского союза и призван углубить интеграцию внутри Союза и усовершенствовать её правовые основы.
Ниццкий договор обозначил число стран-кандидатов (13) на вступление в ЕС и определил время проведения конференции, в ходе которой должны быть выработаны и утверждены условия и приблизительная дата присоединения новых членов.
Конференция была собрана,результат-Афинский договор между странами ЕС и кандидатами на вступление (10 стран).
Важнейшей частью Афинского договора является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается ЕС. Данный акт подразделяет стороны Договора на существующие государства-члены Союза и новые государства-члены ЕС. В соответствии с ним, 10 новых стран присоединяются ко всем учредительным договорам ЕС и признают действующими на своей территории все акты, принятые в ЕС.

3. Характеристика Первого этапа развития Европейского права. Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г
4. Характеристика Второго этапа развития Европейского права. Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом)1957 г.
5. Характеристика Третьего этапа развития Европейского права. Единый европейский акт (ЕЕА) 1986 г
6. Характеристика Четвертого этапа развития Европейского права. Договор о Европейском союзе 1992 г
7. Характеристика Пятого этапа развития Европейского права. Амстердамский договор 1997 г
8. Характеристика Шестого этапа развития Европейского права. Ниццский договор 2001 г

9. Характеристика Седьмого этапа развития Европейского права. «Европейская конституция» 2004 г
2004 г. главы всех 25 государств-членов ЕС подписали в Риме новую европейскую Конституцию. Уникальность - на 20 языках и стал самой всеобъемлющей конституцией в мире.
Представленный проект Конституции ЕС вносил значительные изменения в институциональную структуру , систему европ . безопасностияяя;включение в её состав Хартии основных прав; фиксировался институт европейского гражданства.
Для вступления Конституции в силу её должны были ратифицировать все страны-члены ЕС либо голосованием в парламенте, либо путем проведения всенародного референдума. Проект ратифицирован в 18 странах.
Причины отклонения : слабая адаптация к новым реалиям Европейского союза после его расширения до 25 государств-членов. Избиратели показали, что им становится все труднее ассоциировать себя с «новой Европой».

10. Характеристика Восьмого этапа развития Европейского права. Лиссабонский договор 2007 г
Со времени отклонения проекта Конституции ЕС выдвигалось немало вариантов возрождения документа. На протяжении 2007 г ЕС готовил документ, призванный заменить нератифицированный проект Конституции
Главной проблемой стала необходимость политического и институционального реформирования ЕС, не приспособленного к управлению 27 странами-членами.
Результатом стала разработка Договора о реформе (Лиссабонского договора).
Новый договор был подписан лидерами всех стран-членов ЕС.Текст Договора вносит изменения в три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского сообщества, Маастрихтский договор, и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии. Европейский союз становится «правосубъектным».
Договор о реформе изменяет название Договора об учреждении Европейских сообществ на Договор о функционировании ЕС. Принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство— становятся основополагающими задачами политики ЕС. Задачей ЕС также становится создание «внутреннего рынка».

11. Понятие Европейского права и его основные характеристики
ЕП—это самостоятельная, автономная правовая система, носит наднац.характер, регулирует общественные отношения, возникающие с процессом создания и функц-ия Е.интеграционных объединений. ЕП обязательно для всех субъектов права ЕС.
ЕП в широком смысле-право всех европейских организаций, к которым относятся формы европейской интеграции.
ЕП в узком смысле понимается право Е. сообществ либо право ЕС.
Сотрудничество в рамках «второй и третьей опор» осуществляется на м\н-правовой основе. Акты, рамках «второй и третьей опоры», не имеют прямого действия и не обеспечены юрисдикционной защитой.
ЕП включает право европейских сообществ, право Европейского союза (нормы и установления, не входящие в право сообществ) и основные права и свободы человека.
ЕП-не является всеобъемл., как национальная система права. Сфера ведения европейских сообществ включает ряд отраслей,схожих с аналогичными отраслями национальных правовых систем: конституционное, административное, таможенное, финансовое и другие отрасли права.

12. Правовая природа Европейского права
Норм ЕП: нормы первичного, вторичного,дополнительного права.
Первичное право-нормы, закреплённые в учредит.договорах(уд) об образовании Е.сообществ и ЕС. УД порождают права и обязанности для гос-в-членов, физ.и юр.л.;обладают верховенством.
Вторичное право образуют правовые нормы, которые издаются в качестве юридически обязательных предписаний институтами ЕС;обязательны для гос-в-членов, физ.и юр.л.Особенности — верховенство по отношению к национ.праву, прямое действие, интегрированность в национальное право и обеспеченность судебной защитой.
Дополнительное право составляют нормы, содержащиеся в соглашениях, заключаемых государствами-членами в целях реализации предписаний, содержащихся в учредительных договорах.
Совокупность норм образует правопорядок, а не право, с точки зрения необходимости уяснения механизмов, которые содержит в себе данный правопорядок, позволяющие ему эффективно действовать во внутреннем праве государств-членов и обеспечивать цели интеграции государств.

13. Принципы права Европейского Союза: понятие и классификация
Евросоюз основан на принципах свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а равно на принципах правового государства, которые являются общими для всех государств-членов Европейского союза.
Общие принципы права, включая правовые обычаи и традиции, представляют собой «исходные начала правового регулирования, которые действуют во всех сферах ведения Союза и присущи другим правовым системам
Спец. принципы:деятельности ЕС; функциональные; отраслевые.
Принципы деятельности определяют порядок реализации Союзом имеющейся у него компетенции — принцип законности, принцип гласности, принцип уважения национальной индивидуальности государств-членов, принцип самоидентификации ЕС.
Функциональные принципы:субсидиарности и пропорциональности; приоритет норм права ЕС над национальным правом государств-членов; прямое действие норм права ЕС на территории государств-членов; ответственности;открытость правотворческого процесса.
Принципы отраслевого сотрудничества: определяющие правовой режим внутреннего рынка ЕС; экономической системы и политики Союза: открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией; экологической политики; продвинутого сотрудничества; институционального права.

14. Система права Европейского Союза
Право представляет не некую совокупность норм, а их систему. Системообразующим фактором, объединяющим нормативные предписания ЕП в единое целое, является их неразрывная связь с существованием норм национального права и норм Союза. Именно эта сущностная взаимосвязь служит основным критерием вычленения и идентификации норм европейского права.
Учитывая особенности устройства и компетенции ЕС, в системе права выделяются следующие комплексные отрасли:
Право экономической интеграции — правила, направленные на защиту и регулирование принципов общего рынка, свободы, движения товаров, услуг, трудящихся, капиталов и платежей.
Группы правовых норм, закреплённые в учредительных договорах, в правовых актах институтов ЕС, которыми осуществляется регулирование общественных отношений в области различных общих политик ЕС, в том числе валютно-экономической политики.
Институционное право — положения, регулирующие порядок формирования, деятельности и полномочия институтов Европейского Союза. Институционное право ЕС далее подразделяется на конституционное и административное право.

15. Понятие и классификация источников европейского права
Источники ЕП — это внешние формы выражения его правовых норм. Круг источников права Союза объемен. Включает: нормативные акты, нормативные договоры, судебные прецеденты. Формируются правовые обычаи.
В европейской доктрине к числу источников относят акты индивидуального, рекомендательного и политического характера, которые не имеют общеобяз. силы.
Документы, обладающие высшей юр.силой составляют источники первичного права. На основании первичного права органы Союза издают н.п.а. составляющие источники вторичного права.
Самостоятельное положение занимает третья группа источников прецедентного прав:сочетает черты 1 и 2.

16. Характеристика первичного права Европейского Союза
Источники «первичного права»-документы основополагающего, учредительного характера. УД образуют важнейшую группу источников европейского права. Эти акты с точки зрения заключения и введения в действие являются обычными международными договорами. В то же время данные договоры во многом близки к такому важнейшему источнику национального права, как конституция.
Все иные нормы ЕП должны соответствовать предписаниям уд, а институты Союза призваны следить за тем, чтобы все иные нпа не противоречили уд. Наличие противоречия служит основанием для возбуждения иска об аннулировании. Перечень уд ЕС широк. К ним относятся документы, закрепляющие основы функционирования сообществ и ЕС, т.е. помимо учредительных документов, которыми были созданы сообщества.
К первичному праву относят общие принципы права; принципы международного права; специальные.

17. Характеристика вторичного права Европейского Союза
Вторичное право ЕС включает акты, принимаемые ЕС в рамках трех опор, международные договоры, заключаемые государствами-членами на основании учредительных документов ЕС, а также Шенгенское право. 1 опора, органы ЕС принимают: регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения; в рамках общей внешней политики и политики безопасности — совместные действия и общие позиции; для обеспечения третьей опоры — общие позиции, рамочные решения, решения.
Регламент предназначен для общего пользования,подлежит применению во всех гос-ах-членах;адресован неограниченному кругу и предназначен для непосредственного применения на территории государств без имплементации в национальное право. Применяются с момента их вступления в силу (на 20-й день после опубликования).Директивы обязательны для государства, которым адресованы.Сохраняют за нац.властями свободу выбора форм и методов действий:нельзя ссылаться в спорах между физ. и юр.л.
ОВПБ-совместные действия и общие позиции. Совместные действия-признаны необход-и практические действия со стороны ЕС, и являются обязательными для государств-членов как при выражении ими своих позиций, так и при осуществлении действий, в том числе через их дипломатические или консульские представительства, а также представительства при международных межправительственных организациях.
Сотрудничество государств в уголовно-правовой сфере обеспечивается путем принятия Советом ЕС общих позиций, рамочных решений, решений и разработки конвенций.

18. Характеристика прецедентного права Европейского Союза
УД ЕС не закрепляют прецедентный характер решений Суда, но государства и органы ЕС руководствуются ими как прецедентами. Решения Суда ЕС играют важную роль в процессе интеграции. Главная задача Суда стоять на страже строгого соблюдения уд, целей и принципов. Суд наделён правом толкования учредительных актов, он осуществляет преюдициальную юрисдикцию, а равно разрешает споры, связанные с осуществлением учредительных актов и иных нормативно-правовых актов государствами-членами и с деятельностью институтов ЕС. Решения, выносимые Судом ЕС, рассматриваются в качестве прецедентов и являются обязательными для всех государств-членов. Прецедентный характер решений означает, что при аналогичных обстоятельствах Суд выносит решение, аналогичное уже принятому. Суд ЕС вправе пересматривать создаваемые им прецеденты. Неисполнение решений Суда влечёт за собой применение санкций.

19. Характеристика международных соглашений Европейского Союза заключаемых с третьими странами и международными организациями
Международные договоры, заключаемые ЕС с третьими гос-и и мо, являются неотъемлемой частью ЕП и должны соответствовать актам первичного права ЕС; образуют внешние источники европейского права. Такие договоры включают: договоры, заключаемые Союзом с третьими гос-и и мо в сфере исключительной компетенции ЕС; соглашения, относящиеся к сфере совместного ведения ЕС и государств-членов; соглашения, заключаемые государствами для достижения целей Сообщества, если полномочия на заключение такого соглашения были предоставлены государству ЕС. Начинают действовать после принятия регламента Советом. Концепция продвинутого сотрудничества позволяет группам государств-членов ЕС сотрудничать по отдельным вопросам, не прибегая к практике заключения договоров. Решение принимается Советом ЕС с участием всех гос-в-членов ЕС.Такие акты могут иметь обязательный характер, подлежат применению на территории государств.
Акты, в рамках продвинутого сотрудничества, не являются частью права ЕС,носят характер исключения.

20. Приоритет права Европейского Союза по отношению к национальному праву
Взаимоотн-я права ЕС и нац. права характеризуются 4 принципами:верховенством, прямым действием права, интегрированностью норм ЕС;юрисдикционной защитой права ЕС.
Верховенство-в случае коллизии преимущество имеет нормы ЕП.Разночтения национальной конституции и учредительных актов д.б.устранены до ратификации и вступления в силу. Принцип прямого действия-обязательное применение норм уд,регламентов, директив и решений сообществ. Принцип интеграции-инкорпорация норм права сообществ в нац.системы права.Нац. суд обязан применить норму права ЕС, если ей противостоит нац. источник права. требование применения права ЕС распространяется на все нац. судебные органы всех уровней.

21. Прямое действие норм права Европейского Союза
Осуществление принципа прямого действия означает для физ. и юр.л,возможность опираться на право Сообществ и добиваться его реализации через суды гос-в-членов
Принцип прямого действия распространялся лишь на некоторые юридические акты:регламенты —являющиеся обязательными, а также на решения-являющиеся обязательными для каждого субъекта права, «кому они адресованы.
Наднациональные н.п. и иные акты с точки зрения степени прямого действия можно подразделить на: акты, которые в полном объеме имеют прямое действии;регламенты, решения и некоторые другие н.п.а.; акты, имеющие прямое действие лишь при соблюдении определенных условий и требований, сформулированных в решениях Европейского суда;директивы, договорные акты, заключаемые Европейскими сообществами с третьими странами, и ряд других актов; акты, которые не могут иметь прямого действия.
Что же касается «прямого действия» наднационального права, речь идет о применении на территории гос-в положений, содержащихся в учредительных договорных актах, которые: касаются прав и свобод индивидов; могу обеспечены национальными судами; являются четкими;не требуют для реализации принятия доп. актов; не нуждаются в толковании.

22. Компетенция Европейского союза: понятие и природа
Компетенция ЕС-сов-ть предметов ведения, властных и иных полномочий по регулированию сфер общественной жизни, делегированных Союзу гос-и-членами в учредительных документах.
Компетенция ЕС имеет гос-нно-подобный характер, включает широкий спектр властных прерогатив по управлению обществом. К ним относится, в том числе, издание законодательных, административных и юрисдикционных (судебных) актов. Расширение компетенции осущ-тся через расширение задач и полномочий ЕС;путем признания за ЕС новых сфер компетенции(гражданская оборона; гуманитарная помощь третьим странам. В рамках этой категории компетенции национальные власти полностью лишены права принимать решения, если только они не уполномочены на это. Сфера исключительной компетенции ЕС:установление пошлин общего таможенного тарифа; правил конкуренции, необходимых для функционирования единого внутреннего рынка ЕС; денежная политика в отношении государств-членов, перешедших на «евро»; определение квот на рыболовство и другие вопросы сохранения морских биологических ресурсов;общая торговая политика, включая установление антидемпигновых пошлин и других защитных мер в отношении продукции из третьих стран. К исключительной компетенции ЕС также отнесено заключение международных соглашений по вопросам, вытекающим из реализации его внутриполитической компетенции. Компетенция осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств (здравоохранение; гражданская оборона).Остальные сферы ведения ЕС отнесены к категории его совместной компетенции с государствами.

23. Виды полномочий Европейского Союза
1. По соотношению компетенции ЕС с гос-ми:исключительная компетенция;совместная компетенция (полномочия могут осуществляться и ЕС и гос-ми, в случае принятия ЕС н.п.а., гос-ва не могут издавать противоречащий акт); остаточная компетенция; 2. По направленности регулирования: внутренняя и внешняя компетенция ЕС.3. По особенностям реализации компетенции: компетенция, реализуется по типу МО(Общая внешняя политика и политика безопасности);компетенция федеративного типа (наличие властных полномочий, возможность издавать н.п.а., принятие решений большинством голосов, использование императивного и диспозитивного методов регулирования общественных отношений). В качестве примера компетенция в области Сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правой сфере.

24 . Принципы реализации компетенции Европейским Союзом
1-«принцип наделения компетенцией»-компетенция ЕС исходит от гос-в через учредит.документы. 2 принцип-субсидиарности- распределение компетенции и ответственности между разными уровнями политической власти должно строиться «снизу вверх», а не наоборот. Если общественные проблемы имеют региональный, общегосударственный или «европейский» масштаб, то их решение должно быть отнесено к компетенции крупных инстанций.Принцип пропорциональности - действия ЕС по содержанию, форме и интенсивности не должны выходить за рамки достижения целей.

25. Общая характеристика «трех опор» Европейского права
Сотрудничество в рамках «второй и третьей опор» осуществляется на м\н-правовой основе. Акты не имеют прямого действия и не обеспечены юрисдикционной защитой.
1 опора, органы ЕС принимают: регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения; в рамках общей внешней политики и политики безопасности — совместные действия и общие позиции; для обеспечения третьей опоры — общие позиции, рамочные решения, решения.
Регламент предназначен для общего пользования,подлежит применению во всех гос-ах-членах;адресован неограниченному кругу и предназначен для непосредственного применения на территории государств без имплементации в национальное право. Применяются с момента их вступления в силу (на 20-й день после опубликования).Директивы обязательны для государства, которым адресованы.Сохраняют за нац.властями свободу выбора форм и методов действий:нельзя ссылаться в спорах между физ. и юр.л.
ОВПБ-совместные действия и общие позиции. Совместные действия-признаны необход-и практические действия со стороны ЕС, и являются обязательными для государств-членов как при выражении ими своих позиций, так и при осуществлении действий, в том числе через их дипломатические или консульские представительства, а также представительства при международных межправительственных организациях.
Сотрудничество государств в уголовно-правовой сфере обеспечивается путем принятия Советом ЕС общих позиций, рамочных решений, решений и разработки конвенций.

26. Понятие и структура институционного механизма Европейского Союза
Институциональный механизм ЕС:Европарламент;Евросовет;Совет;Еврокомиссия;Суд ЕС;Евроцентрабанк;Счетная палата. Наиболее важные положения о статусе институтов ЕС закрепляются в Договоре о Европейском Союзе. Дополнительные, уточняющие и развивающие их правила, содержатся в Договоре о функционировании Европейского Союза.Каждый институт разрабатывает внутренние правила организации и деятельности(«внутренний регламент)».
Другие инстанции ЕС именуются органами, количество не явл.фиксированным, могут создаваться как учредительными документами ЕС, правовыми актами институтов Союза. Органы:Экономический и социальный комитет и Комитет регионов;Европейский омбудсман— независимый контрольный орган для расследования нарушений порядка управления в деятельности других институтов, органов, учреждений ЕС; Европейский контролер по защите данных —независимый контрол. за соблюдением права человека на защиту персональных данных;Европейское ведомство по борьбе с мошенничеством;Европейская прокуратура.
Учреждения ЕС-обозначение ведомств, которые созданы для выполнения специальных функций и обладают самостоятельной правосубъектностью в качестве юр.л.

27. Полномочия Европейского совета
Европейский совет и Совет Европейского Союза институты ЕС, представляющие интересы государств-членов этой организации.Функции Европейского совета определяются изданием «заключения» Европейского совета. Заключения принимаются по итогам каждой сессии Европейского совета(2 раза в полгода).
Заключения не имеют юр. обязательной силы и не входят в систему правовых актов Союза; имеют политическую роль и предопределяют шаги по развитию европейской интеграции.
Признание Европейского совета институтом ЕС определила издавать правовые акты Союза в форме решений(обязат.сила, но не направлены на унификацию или гармонизацию нац. права в отличие от регламентов и директив ЕС).
Решениями Европейского совета определяются интересы и цели деятельности Союза на международной арене (внешнеполитической деятельности ЕС), а также специальные принципы и ориентиры для общей внешней политики и политики безопасности Союза.Европейский совет пересматривает учредительные документы ЕС. Европейскому совету предоставлено право, без созыва конвента принимать решения о пересмотре отдельных положений учредительных документов.

28. Полномочия Совета Европейского Союза
Совет осуществляет круг задач относящихся к управлению ЕС и правовому регулированию интеграционных процессов.
Круг полномочий Совета затрагивает практически все сферы компетенции ЕС. К полномочиям Совета в рамках функции определения политики и координационной функции могут быть отнесены и такие его традиционные прерогативы, как:
заключение международных соглашений;назначение членов ряда институтов и органов ЕС (члены Счетной палаты, Комитета регионов, судьи Трибунала по делам публичной службы и других специализированных трибуналов); применение мер, в том числе санкций к государствам-членам, допускающим серьезное и устойчивое нарушение демократических ценностей Союза;принятие документов нормативного или индивидуального характера, которые не относятся к законодательным актам ЕС (регламенты, директивы и решения по отдельным вопросам политики конкуренции ЕС) и др.
Состав Совета Европейского Союза-один представитель от каждого правительства. Общим правилом принятия решений становится большинство.
Пост Председателя Совета одна из главных руководящих должностей ЕС;является коллективной должностью(три государства-члена на протяжении 18 месяцев).

29. Статус Европейской комиссии и ее роль в институциональной структуре ЕС.
Функции ЕК:1.Продвижение общих интересов Союза и разработка инициатив по его дальнейшему развитию.
Комиссия выступает в качестве подлинно наднациональной инстанции, состоящей из независимых европейских должностных лиц — комиссаров. Комиссары в своей деятельности обязаны руководствоваться исключительно интересами ЕС.Законодательные акты Союза могут издаваться только по предложению Комиссии.
2Обеспечение соблюдения и надзор за применением учредительных документов, законодательных актов и других источников права ЕС под контролем Суда Европейского Союза. Комиссия выполняет общий надзор за претворением в жизнь правовых норм Союза на территории всех государств-членов и самими этими государствами.
3.Исполнение бюджета и управление программами, в рамках которых ЕС финансирует различные проекты и мероприятия. Комиссия осуществляет многообразные виды деятельности: издание правовых актов; координация мероприятий гос-в в сфере социальной политики; сбор информации и проведение проверок; участие в подготовке и проведении заседаний министров государств-членов, входящих в зону евро и т. д.
Утверждение состава Комиссии производится по согласию Европейского совета и Совета и Европейского парламента.
Учредительные документы ЕС предписывают получение Комиссией двух вотумов доверия со стороны Европарламента: сначала Председателю, затем всей Комиссии в целом. Вотум недоверия м.б. вынесен Европейским парламентом.

30. Особенности Судебной системы Европейского Союза
Под «Судом Европейского Союза» понимается вся система наднациональных органов правосудия ЕС: Суд, Трибунал и специализированные трибуналы.
По инициативе Польши предусмотрено увеличение числа генеральных адвокатов — особой категории членов Суда (в Трибунале и специализированных трибуналах генеральных адвокатов нет). Генеральные адвокаты Суда осуществляют независимое исследование материалов порученных им дел в целях подготовки мотивированных заключений.
Лиссабонский договор 2007 г. сохранил гарантии независимости, порядок назначения (по общему согласию правительств государств-членов, кроме специализированных трибуналов, назначаемых Советом) и срок полномочий (6 лет).
Количество судей: 27 в Суде, столько же в Трибунале и 7 в Трибунале по делам публичной службы.
В целях профессионального отбора кандидатов предусмотрено учреждение специальной квалификационной коллегии в составе бывших членов этих судов и высших судебных органов государств-членов, а также других высококвалифицированных юристов.
Юрисдикция Суда Европейского Союза охватывает все сферы компетенции данной организации.

31. Компетенция Суда ЕС
Суд ЕС -система наднациональных органов правосудия ЕС: Суд, Трибунал и специализированные трибуналы.
Количество судей: 27 в Суде (по одному от каждого государства-члена), столько же в Трибунале и 7 в Трибунале по делам публичной службы. Рассматривает по первой инстанции сравнительно ограниченную категорию дел;выполняет функции кассационного и конституционного судов.
Юрисдикция Суда Европейского Союза охватывает все сферы компетенции данной организации кроме отдельных изъятий, прямо предусмотренных учредительными документами.
Наиболее серьезным среди этих изъятий служит невключение в юрисдикцию Суда Европейского Союза вопросов общей внешней политики и политики безопасности. Соответственно, и в дальнейшем Суд Европейского Союза не будет полномочен контролировать правомерность актов Европейского совета и Совета, принимаемых по общеполитическим вопросам международных отношений ЕС.

32 . Консультативные органы Европейского Союза
Наиболее важные-Экономический и социальный комитет и Комитет регионов, функционирующие в рамках ЕС и Евратома (первой опоры). У Союза имеется большое число специализированных консультативных органов, компетенция которых охватывает отдельные виды деятельности (например, Комитет по вопросам занятости).
ЭСК - орган, состоящий из представителей разных классов и социальных групп ЕС, выносящий консультативные заключения по законопроектам ЕС, по актуальным вопросам общественной жизни. Во многих областях о ЕС предусматривает обязательную консультацию с ЭСК (аграрная, социальная политика). Правовые акты м.б. изданы "после консультации" с Комитетом(консультац.-1 мес.).
Члены комитета избир.на 4 года Советом. Внутри Комитета они объединяются в группы: группа I "Наемные работники", группа II "Работодатели" и группа III "Прочие виды деятельности" (представители ремесленников, ассоциаций потребителей и т. п.).
Представитель каждой из групп избирается на пост Председателя Экономического и социального комитета, представители двух других - вице-председателями.В структуре образованы специализированные секции в соответствии с направлениями политики ЕС (по транспорту, сельскому хозяйству и др.).
Комитет регионов состоит из представителей территориальных и местных коллективов.

33. Порядок формирования и состав Европейской комиссии.
общее число членов Комиссии должно составлять 2/3 от количества государств-членов (18 человек для Европейского Союза в составе 27 стран). Между государствами-членами должна производиться равноправная ротация в отношении присутствия их граждан в Комиссии (в порядке, установленном Европейским советом);
чтобы сделать количественные параметры Комиссии более гибкими, Европейский совет наделяется правом изменять указанное число. С этой целью он принимает решение, постановляя единогласно (то есть с согласия всех государств-членов);
в отношении состава Комиссии вступление в силу новых правил отсрочено до 1 ноября 2014 г. Первый состав Комиссии, сформированный с учетом поправок Лиссабонского договора, должен комплектоваться по прежней формуле «одно государство один комиссар», то есть должен насчитывать 27 человек.

34. Полномочия, задачи и функции Европейской комиссии
Функции ЕК:1.Продвижение общих интересов Союза и разработка инициатив по его дальнейшему развитию.
Комиссия выступает в качестве подлинно наднациональной инстанции, состоящей из независимых европейских должностных лиц — комиссаров. Комиссары в своей деятельности обязаны руководствоваться исключительно интересами ЕС.Законодательные акты Союза могут издаваться только по предложению Комиссии.
2Обеспечение соблюдения и надзор за применением учредительных документов, законодательных актов и других источников права ЕС под контролем Суда Европейского Союза. Комиссия выполняет общий надзор за претворением в жизнь правовых норм Союза на территории всех государств-членов и самими этими государствами.
3.Исполнение бюджета и управление программами, в рамках которых ЕС финансирует различные проекты и мероприятия. Комиссия осуществляет многообразные виды деятельности: издание правовых актов; координация мероприятий гос-в в сфере социальной политики; сбор информации и проведение проверок; участие в подготовке и проведении заседаний министров государств-членов, входящих в зону евро и т. д.
Утверждение состава Комиссии производится по согласию Европейского совета и Совета и Европейского парламента.
Учредительные документы ЕС предписывают получение Комиссией двух вотумов доверия со стороны Европарламента: сначала Председателю, затем всей Комиссии в целом. Вотум недоверия м.б. вынесен Европейским парламентом.

35,36. Место и роль Европейского парламента в ЕС. Функции и полномочия Европейского парламента
Функции: законодательная-издание законодательных актов в форме регламентов, директив, а также решений; бюджетная-принятие бюджета ЕС,контроль за исполнением;функция политического контроля;консультативная-участвует в обсуждении и принятии решений на уровне ЕС, с правом совещательного голоса.
Консультативные полномочия сохранятся за Европарламентом в отношении:принятия законодательных актов ЕС в рамках консультативной процедуры;издания иных правовых актов Союза в тех случаях, когда учредительные документы требуют предварительного проведения консультации с Европейским парламентом.
Совет Европейского Союза обязан запросить мнение (консультативное заключение) Европарламента, которое имеет для него рекомендательный характер; формирование некоторых органов, члены которых назначаются совместно государствами-членами или другими институтами Союза после консультации с Европарламентом. Консультативными полномочиями Европарламент располагает, например, при назначении Председателя ЕЦБ, членов Счетной палаты; мероприятий в сфере внешней политики(соглашений с 3 странами.

35,37. Порядок формирования и состав Европейского парламента
Европейский парламент — институт ЕС; члены избираются всеобщим прямым голосованием на пять лет. Каждый гражданин ЕС может голосовать или баллотироваться кандидатом в гос-е, где проживает. Парламент содерж.не более 751 депутата, кол-во парламентариев зависит от численности его населения.
В каждом гос-е должно избираться мин. 6 депутатов, но не более 96.
Проект «Решения ЕС, фиксирующего состав Европейского парламента» получил одобрение всех гос-в при подписании Лиссабонского договора. В соотв-и с этим документом метод убывающей пропорциональности планируется установить как:1, соблюдение макс. (96) и мин. (6) количества мест как жесткого диапазона;2, чем больше численность населения гос-а, тем на большее число мест оно имеет право; 3, чем больше численность населения гос-, тем больше кол- жителей, которое представляет каждый из его европейских депутатов.

38. Европейский центральный банк
Европейский Центральный Банк был создан в 1998 г. ЕЦБ входит в ЕСЦБ и осуществляет управление ею при помощи своих руководящих органов. Банк полностью независим от остальных органов ЕС.
Главные функции банка: 1. выработка и осуществление валютной политики зоны евро 2.содержание официальных обменных резервов стран зоны евро и управление ими 3.эмиссия банкнот евро 4.установление основных процентных ставок 5.поддержание ценовой стабильности в еврозоне, то есть обеспечение уровня инфляции не выше 2 %.
ЕЦБ имеет право принимать целый ряд правовых актов. Все эти акты делятся на три группы:1.акты, имеющие юридическую силу только внутри ЕСЦБ (основные ориентиры, указания и внутренние решения) 2.документы рекомендательного характера 3.нормативные акты всеобщего применения, накладывающие права и обязанности на третьих лиц (регламенты и решения).
Руководящими органами ЕЦБ являются: Исполнительный комитет, Управляющий совет Общий совет
Высшим органом Европейского Центрального банка является Управляющий Совет, который может принимать юридически обязательные решения и который состоит не только из высших должностных лиц собственно ЕЦБ, но и из управляющих центральными банками государств-членов. Управляющий совет является консультативным, а не правотворческим органом. состоит из: членов Исполнительного комитета ЕЦБ; управляющих центральных банков государств-членов
Полномочия Управляющего совета ЕЦБ 1.принимает решения, необходимые для выполнения задач ЕСЦБ и определяет основные ориентиры для осуществления таких решений 2.имеет право принимать решения и в отношении конкретных центральных банков государств-членов 3.обладает исключительным правом принимать регламенты ЕЦБ и ориентиры ЕЦБ; может принимать решения и рекомендации 4.может делегировать свои полномочия Исполнительному комитету
Исполнительный комитет состоит из: Президента ЕЦБ, вице-президента ЕЦБ, четырех других членов
Все члены Исполнительного комитета назначаются единогласным решением Европейского Совета по рекомендации Совета ЕС. До принятия такого решения Европейский Совет должен провести консультации по этому вопросу с Европейским парламентом и Управляющим советом ЕЦБ.
Полномочия Исполнительного комитета: осуществляет валютную политику, ответственен за текущие дела ЕЦБ, имеет право с этой целью принимать решения, а также указания
Решения Общего совета принимаются простым большинством голосов. При этом необходимо наличие кворума в составе двух третей его членов. Компетенция Общего совета сводится к консультативным функциям. Его основным назначением является связь между руководящими органами ЕЦБ и государствами-членами с изъятиями, необходимая для того, чтобы ЕЦБ мог учитывать мнение последних при принятии решений, которые будут иметь правовые последствия и для государств-членов с изъятиями. К ним относятся такие вопросы как порядок сбора статистической информации и порядок предоставления ежегодной отчетности центральными банками всех государств-членов ЕС.

39. Счетная палата ЕС
Европейская счетная палата создана в 1977 г. в качестве единого органа финансового контроля Европейских сообществ. В 1992 г. поправками Договора о Европейском Союзе ее статус был повышен: Счетная палата была признана в качестве пятого института Союза наряду с Европарламентом, Советом, Комиссией и Судом.
"Счетная палата обеспечивает контроль за счетами" и с этой целью проверяет их в отношении "всей совокупности доходов и расходов Сообщества".
С этой целью Счетная палата проводит аудиторские проверки как на основе бухгалтерской документации, так и непосредственно на месте, в частности в помещениях других институтов и органов Сообщества, физических и юридических лиц, получающих средства из союзного бюджета.
По результатам проверок Счетная палата представляет доклады (специальные и ежегодные), а также выносит заключения. Правом самостоятельно наказывать нарушителей она не обладает.
Счетная палата ежегодно представляет Европарламенту и Совету заверительную декларацию в отношении бухгалтерской документации, относящейся к исполнению общего бюджета Европейского Союза.
Двадцать семь членов Счетной палаты (по одному от каждого государства-члена) назначаются на должность Советом Европейского Союза после консультации с Европейским парламентом, сроком на шесть лет. Из своего состава они избирают Председателя Счетной палаты (на три года).
При осуществлении полномочий члены Счетной палаты полностью независимы и могут быть отрешены от должности только Судом Европейских сообществ.
Счетная палата функционирует на постоянной основе и располагает собственным аппаратом около 500 человек.

40. Содержание понятия «внутренний рынок»
Под внутренним рынком понимается пространство без внутренних границ, на котором обеспечивается свобода передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов.
Можно выделить два основных элемента, на которых основывается внутренний рынок:
1. создание внутреннего экономического пространства в рамках ЕС в целях реализации свободы передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов путем устранения любых барьеров для этого в отношениях между государствами-членами;
2. принципы внутреннего рынка (экономические свободы): свобода передвижения товаров, свобода передвижения лиц, свобода предоставления услуг и свобода передвижения капиталов.
Единый внутренний рынок является составным компонентом экономического и валютного союза, который в свою очередь наряду с общим рынком составляет «средства» достижения целей Сообщества.
Создание и обеспечение деятельности внутреннего рынка, общего рынка и единого рынка входят в исключительную компетенцию ЕС.

41. Принципы внутреннего рынка
Четыре взаимодополняющих принципа (принцип взаимного признания, гармонизации, недискриминации, страны происхождения):
1. Принцип взаимного признания стандартов и норм государств-членов = государство-член не может запретить продажу на своей территории товара, законно произведенного и выпущенного в торговое обращение в другом государстве-члене.
2. Становление единого внутреннего рынка сопровождает процесс гармонизации или другими словами согласования и выравнивания национальных стандартов и норм.
3. принцип недискриминации (Ограничения четырех свобод): общественная мораль; защита здоровья и жизни; защита национальных сокровищ, имеющих художественную и историческую ценность; защита промышленной или коммерческой собственности = правила, принимаемые государствами-членами для защиты своих потребителей, должны быть разумными, то есть не должны затруднять взаимную торговлю или маскировать протекционистские действия.
4. Принцип страны происхождения. Отмена контроля на границах не означает отказа от сопроводительных документов или отмены контроля вообще; просто контроль переносится в место происхождения товара. Ответственность за некачественный товар несет производитель, ответственность же за запрет на импорт ложится на национальные органы принимающего государства.

42. Свобода движения товаров
В частности, данный принцип обеспечивал примерно 25% объема внутрирегиональной торговли промышленными товарами, но именно теми, от которых не может исходить угроза здоровью людей или экономической безопасности государств-членов. Что касается продуктов, к которым предъявляются жесткие требования в отношении качества, таких как, например, детские товары или напитки, то в этих случаях вступает в силу принцип гармонизации: торговля возможна только в том случае, если товары удовлетворяют гармонизированным стандартам и нормам.
Однако в сегментах рынка технических сложных товаров, где гармонизация не завершена или куда она не поспела, нередки проблемы. Вопреки базовым принципам страны происхождения и взаимного признания государственные органы добиваются от экспортера повышения качества предложения до уровня, принятого в стране-импортере.
В 2001 г. появилась Директива Европарламента и Совета о безопасности товаров. Согласно данной норме товар считается безопасным или вызывающим незначительные риски, если он соответствует регламентам государства, на территории которого осуществлялось его производство. В текст Директивы специально включено положение о «презумпции соответствия» товара в случае, если он произведен по национальным стандартам, совпадающим с опубликованными в «Официальном журнале» стандартами ЕС.

43. Свобода предоставления и получения услуг
Договор о Европейском союзе, провозгласивший свободу предоставления услуг гражданами и компаниями одних государств-членов на территории других государств-членов, тем не менее, не либерализовал разом всю сферу. В статье 52 говорится о необходимости достройки единого рынка услуг через посредство вторичных правовых актов — директив, которые-то и обяжут тех, кому адресованы, гарантировать свободу доступа и предоставления конкретного вида услуг.
Сфера услуг общеэкономического значения — электро- и газоснабжение, предоставление средств транспорта и связи, доставка почты и т.п., согласно статье 86 Договора о ЕС тоже должна подчиниться единому внутреннему рынку. Соответственно, с середины 1980-х гг. здесь проводится поэтапная либерализация.
В 1998 завершена либерализация в секторе автомобильного транспорта. Предприятия-перевозчики действуют в соответствии с принципом свободы учреждения на территории единого внутреннего рынка, что, однако, не отменяет необходимость получения транспортной лицензии сообщества.
Наднациональное регулирование водного транспорта, либерализованного уже к 1993 г., осуществляется посредством принятия специальных мер борьбы со случаями тарифной дискриминации, установления единых норм сообщества для судов, перевозящих опасные грузы, и т.п.
Гармонизация большого числа правил и норм позволила учредить для операторов воздушного транспорта систему единой лицензии, определить условия доступа к воздушным сетям, а также распространить на данную сферу принцип взаимного признания персональной квалификации работников. Приняты правила борьбы со случаями тарифной дискриминации, оговорены также правила компенсации и помощи пассажирам.
Важнейшей составляющей свободы движения услуг является взаимное признание свидетельств об образовании и профессиональной квалификации. В отношении устройства на постоянную работу прописаны следующие правила. За признанием диплома необходимо обращаться в специальные органы принимающего государства-члена. Если специальность соискателя ранее уже регламентировалась секторальными директивами, то срок рассмотрения дела будет минимальным — до трех месяцев. Обладатель диплома, выданного в одном государстве-члене, имеет право на постоянную работу в любом другом государстве-члене только по прошествии двух-пяти лет занятости по специальности (в директиве установлены сроки по каждой специальности) в случае, если национальные нормы не допускают иного. Иностранец к тому же обязан информировать потребителей о том, где получен его профессиональный диплом.

44. Свобода передвижения лиц

45. Свобода движения капитала
Используемые в одной стране платежные карты не всегда принимались в другой (например, с этим сталкивались владельцы дебетных карт, не относящихся к международным платежным системам Visa или Maestro), а денежные переводы из одной страны в другую занимали время (часто — до пяти рабочих дней) и приводили к уплате комиссии в несколько процентов. Некоторые страны не разрешали компаниям выплачивать зарплаты сотрудникам в банковские счета в других странах, если у компаний в других странах нет филиалов. По этой причине многие европейцы во время поездок в другие страны ЕС предпочитали использовать наличные, чтобы избегать высоких издержек из-за фрагментированных платежных систем. Новое законодательство коснулось всех стран и валют ЕС, упростило использование кредитных и дебетных карт европейских потребителей, а также позволило осуществлять быстрые и бесплатные банковские переводы из одной страны в другую. Так, с 2012 года все межстрановые платежи по пластиковым картам осуществляются в течение одного дня, а платежи с одного банковского счета в ЕС на другой осуществляются бесплатно. «Фактически это означает, что национальные правила платежных систем переносятся на общеевропейский уровень, что делает использование банковских транзакций более удобным как для потребителей, так и для компаний.

46. Общая аграрная политика Европейского Союза и политика в сфере рыболовства
Общая аграрная политика является сферой компетенции, разделенной между Европейским союзом (ЕС) и странами-членами Союза. Его целями являются поддержание доступных для европейских потребителей цен и достаточных прибылей фермеров, в частности посредством создания общей организации сельскохозяйственных рынков и через гарантию соответствия принципам единой цены, финансовой солидарности и превалирования интересов Сообщества.
Общая аграрная политика уже достигла своей главной цели, а именно достижения самообеспечения продуктами питания ЕС. Тем не менее, вскоре подтвердилась необходимость значительных изменений в политике для корректировки дисбаланса и перепроизводства, явившегося следствием общей аграрной политики.
Реформа в июне 2003 г. привела к значительному развитию общей аграрной политики. Были воплощены в жизнь следующие инновации:
1. Система единых выплат фермерам ЕС, вне зависимости от производства;
2. Приведение выплат в соответствие со стандартами, относящимися к окружающей среде, безопасности пищевых продуктов, здоровья растений и животных, благосостояния животных;
3. Усиленная политика развития села с одновременным сокращением прямых выплат большим хозяйствам для финансирования новой политики;
4. Механизм финансовой дисциплины
В июне 2007 г. министры сельского хозяйства Совета Европы достигли политического соглашения по предложению Европейской комиссии относительно Организации общего рынка для фруктов и овощей. Эта реформа должна была привести плодоовощной бизнес в соответствие с другими секторами, которые уже реформированы согласно новой Общей сельскохозяйственной политике.
Общая рыболовная политика является областью совместной ответственности Европейского Союза и государств-членов.
В ходе нескольких реформ изначальные цели Общей рыболовной политики были дополнены и охватывают теперь помимо прочего следующие моменты: разумное использование ресурсов, защита окружающей среды, обеспечение высокого уровня охраны здоровья, а также экономическое и социальное единение.
Рыболовная политика охватывает четыре уровня, а именно:
• охрана и разумное использование рыболовных ресурсов для сохранения рыбных запасов;
• организация рыночной торговли с целью обеспечения соответствия спроса и предложения в интересах производителя и потребителя;
• структурно-политические меры по поддержке сфер рыболовства и аквакультуры при адаптации их оснащения и форм организации к требованиям, возникающим в результате истощения ресурсов и конъюнктуры рынка;
• взаимодействие с третьими странами и международными организациями для заключения торговых сделок в области рыболовства на международном уровне.

47. Общая транспортная политика Европейского Союза
Объективной потребностью экономического развития ЕС в 1990-е годы стало открытие единого транспортного рынка ЕС, что способствовало значительному падению потребительских цен, которое сочеталось с улучшением качества предоставляемых услуг и более широким их выбором.
В настоящее время стратегия развития транспорта в ЕС подразумевает уже не только беспрепятственное функционирование единого рынка, но и создания современных транспортных систем, соответствующих достигнутым уровням и изменениям в структуре европейского и мирового хозяйства.
Одно из важнейших направлений современной транспортной политики ЕС заключается в решении актуальных проблем в транспортной области, обусловленных отсутствием гармоничного развития общей транспортной политики. Прежде всего, речь идет о неравномерном росте использования разных видов транспорта.
Политика ЕС в области интермодальных перевозок направлена главным образом на совершенствование объектов инфраструктуры, обеспечивающих сплочение европейского континента в области международных перевозок. Большое внимание при разработке транспортной политики уделяется формированию информационного обеспечения транспортных потоков.
Спутниковая радионавигация — это технология, позволяющая получать сигналы, передаваемые множеством спутников, дающие информацию о точном расположении транспортного средства с позиций широты, долготы или высоты в любой момент времени. Эта технология пользуется всё большей популярностью, и постоянно обнаруживаются её новые применения.

48. Энергетическая политика Европейского Союза
Вопросы энергетической политики впервые детализированы в договоре ЕС. ЕС вправе определять цели, которые включают в себя более успешное функционирование энергетического рынка, поставки энергоресурсов и разработку альтернативных источников энергии. Союз ответственен за определение и имплементацию программ по исследованию и разработкам в данной области, хотя здесь его компетенция пересекается с компетенцией национальных правительств. Энергетическая политика определяется Европарламентом и Советом в соответствии с обычной законодательной процедурой. В настоящее время ситуация, связанная с обеспечением энергией, остается стабильной, а эволюция рынков и техники приобретает новые очертания. Нефть остается самым востребованным сырьем, несмотря на устойчиво высокие цены на нее на мировых рынках. В странах Европы в целом снизился интерес к ядерной энергии, в то же время заметно увеличился интерес к разного рода возобновляемой (чистой) энергии.
«Зелёная книга — Европейская стратегия безопасности обеспечения энергией», на сегодняшний день является наиболее комплексным документом, показывающим современное положение в европейской энергетике и ставящим цели дипломатии ЕС вплоть до 2020-2030 гг.
Зелёная книга предлагает четкую стратегию управления спросом на энергию в европейских странах. Основной посыл данной стратегии заключается в том, что Европейский Союз располагает весьма ограниченными возможностями маневра в сфере энергообеспечения, в первую очередь, вследствие недостаточных объемов ресурсов, а в ряде случаев (если, к примеру, речь об угле) — их низкой конкурентоспособностью.
Структура поставок природного газа в ЕС в настоящее время выглядит достаточно сбалансировано, ни одной из стран-поставщиков не принадлежит более трети рынка. При этом запасы природного газа основных европейских поставщиков или достаточно истощены, или несопоставимы с запасами российского газа.
Значительное внимание в Зелёной книге уделено экологическим рискам, вызванным энергетикой: вероятность аварий на атомных электростанциях, разливы нефти, утечки метана и другие аварии на предприятиях топливной энергетики, а также эмиссии вредных веществ.
Изменение климата является важнейшей причиной, которая вынуждает ЕС выбирать стратегию сокращения потребления энергии, искать разумный баланс между экономическим развитием и охраной окружающей среды.

49. Политика Европейского Союза в области окружающей среды
Европейский Союз в последние 50 лет осуществлял собственную политику в области охраны окружающей среды. Единая экологическая политика ЕС может служить примером институционально зрелой региональной политики. Её начало было положено на Парижском совещании глав государств и правительств Европейского экономического сообщества в 1972 году, на котором была принята декларация, ставшая концептуальным обоснованием общей европейской экологической политики.
В начале были проведены значительные по масштабу мероприятия природоохранного характера, в том числе в рамках международного сотрудничества, создана правовая база для регулирования и координации экологической деятельности государств-членов, разработаны и внедрены новые подходы к защите и улучшению качества окружающей среды.
Сегодня цели и задачи политики ЕС в отношении окружающей среды формулируются следующим образом:
1. сохранение, защита и улучшение состояния окружающей среды;
2. забота о защите здоровья людей;
3. достижение рационального использования природных ресурсов;
4. содействие на международном уровне мерам, направленным на решение региональных и глобальных проблем охраны окружающей среды.
В область правового регулирования защиты окружающей среды, осуществляемого ЕС, вошли такие меры, как: экологическая стандартизация, оценка антропогенных и техногенных воздействий на окружающую среду, сбор и обработка экологической информации, мониторинг состояния окружающей среды, экологическая сертификация, экологический менеджмент и экологический аудит, развитие механизма финансирования и защита экологических прав.

50. Социальная политика Европейского союза
Реализация задач в социальной области осуществляется при помощи разветвленной структуры институтов, основная функция которых состоит в координации и гармонизации социальной политики, осуществляемой государствами-членами, и в использовании и перераспределении ограниченных финансовых ресурсов для осуществления социальных программ, представляющих общий интерес для государств-членов и содействующих развитию интеграции в целом.
Деятельность Европейской комиссии в социальной сфере включает в себя три основных элемента: внедрение в жизнь документов социальной политики, управление Структурными фондами управление социальным диалогом.
В разработке и осуществлении социальной политики Совету и Комиссии помогает целый ряд органов и специализированных учреждений. Первым среди них следует назвать Экономический и социальный комитет.
В ЕС действуют также вспомогательные специализированные структуры в области социальной политики: Европейский центр развития профессиональной подготовки (CODEFOR), Фонд улучшения условий жизни и труда и целая сеть комитетов. Упомянутые организации в определенной мере являются научными центрами, сотрудничающими как с институтами ЕС, так и с государствами-членами.
Для проведения в жизнь социальной политики и решения конкретных задач Европейский союз пользуется такими мощными инструментами, как Структурные фонды. В настоящее время действует 5 Структурных фондов, созданных в разное время: Европейский социальный фонд (ЕСФ), Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), секция ориентации ФЕОГА (Фонд ориентации и гарантий сельского хозяйства), Финансовый фонд ориентации рыболовства и Фонд сплочения.
Целый ряд программ направлен на содействие изменениям в промышленности: ADAPT и ADAPT BIS (адаптация рабочей силы к меняющимся условиям производства).
Положительным моментом этих программ является то, что они охватывают достаточно широкую социальную сферу, но, к сожалению, не всегда носят общезначимый для ЕС характер и зачастую отражают индивидуальные интересы государств-членов.

51. Антимонопольная политика Европейского Союза.
Антимонопольная политика — комплекс мероприятий, предпринимаемых государством для ограничения деятельности существующих монополий и недопущения формирования новых.
Монополизм не всегда оказывает негативное воздействие на рынок и общество, поэтому антимонопольная политика направлена не против монополизма вообще, а против тех фирм-монополистов, которые разрушают рыночные структуры и используют рыночные отношения в своих интересах.
Проведение либерализации рыночных отношений осуществляется за счет создания такой экономической ситуации на рынке, когда монополизация рынка становится невыгодной. Это достигается в результате:
1. отмены или снижения таможенных пошлин и импортных ограничений;
2. улучшения инвестиционного климата для иностранных инвесторов;
3. содействия диверсификации производства;
4. поддержки малого бизнеса и венчурных фирм;
5. оказания содействия фирмам в разработке и освоении новых технологий, помогающих заменять товары фирм-монополистов.
Важно иметь в виду, что наиболее эффективное давление на государственную политику оказывают не потребители, а производители, которые стремятся защитить себя от законов конкуренции.
Одним из важнейших направлений деятельности Европейского Сообщества, является создание системы мер, обеспечивающих свободу конкуренции на территории общего рынка. Необходимость поддержания «конкурентной среды» в рамках общего рынка обусловлена тем, что конкуренция &



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии