Шпаргалки по ЕП

Автор: Maxvel 9-01-2013, 16:29

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Предпосылки европейской интеграции после второй мировой войны
Европейский Союз (далее — ЕС) — уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.
ЕС — это не межгосударственное объединение, базирующееся на нормах международного прав. Система европейских интеграционных институтов имеет совершенно иную политическую, экономическую и юридическую природу. В её основе лежит принцип наднациональности, т. е. передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональным институтам и органам. ЕС — это, прежде всего, общее право, общие институты и общая политика.
Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Мысль о единстве Европы формировалась в течении тысячелетий, однако только Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции. Для стран, потерпевших поражение в войне, насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.
К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций.
В 1948 г. Франция, Великобритания и страны Бенилюкса учреждают Западноевропейский союз, направленный преимущественно против угрозы со стороны Германии. Годом позже, по инициативе Соединённых Штатов, избирается принципиально иной путь решения безопасности Западной Европы, суть которого не изолировать Германию, а вовлечь её в общее достаточно большое объединение — Организацию Северо-Атлантического договора (НАТО — 1949 г.), в состав которой включается и Западная Германия. Таким образом, почти одновременно были созданы общеевропейские организации в политической, экономической и оборонной областях.

2.Характеристика основных учредительных договоров Европейского союза.
Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Его участниками стали шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Он был подписан 18 апреля 1951 г. сроком на 50 лет. Европейское объединение угля и стали — это первое интеграционное объединение в Европе, положившее начало процессу европейской интеграции и созданию ЕС.
Примерно треть всех статей Договора была посвящена практическим проблемам коллективного управления сталелитейной и угольной промышленностью — финансам, инвестициям, производству, ценам, внутриотраслевым соглашениям и концентрации, регулированию условий конкуренции, заработной плате и мобильности рабочей силы, транспорту, торговой политике.
На первый взгляд Объединение ставило перед собой сравнительно узкие цели, решало специальный круг задач и проблем, связанных с развитием сталелитейной и угольной промышленности. В то же время ЕОУС было своеобразным экспериментом, в ходе которого проходили практическую проверку важнейшие теоретические построения и, прежде всего, решалась задача соотношения наднационального и межнационального в западноевропейской интеграции. Ради достижения поставленных целей государства-члены пошли на радикальный шаг — ограничение своего суверенитета, передачу властных полномочий наднациональным органам.
ЕОУС был наделён статусом юридического лица, за ним была признана международная правоспособность. Для управления Объединением создавалась система институтов, основная схема которой была впоследствии воспринята Европейским экономическим сообществом (ЕЭС). Она включала Высший руководящий орган, Общую ассамблею (будущий Европейский парламент), Специальный Совет министров (Совет) и Суд.
Европейское объединение угля и стали 23 июня 2002 г. прекратило своё существование в связи с истечением Договора о его создании, заключённого на 50 лет и не продлевавшегося сторонами, так как темпы развития Европейских сообществ сделали существование ЕОУС неактуальным. В этот день в Брюсселе был торжественно спущен флаг ЕОУС.
Убедившись на примере ЕОУС в реальности экономической интеграции, её архитекторы пришли к выводу о необходимости расширения интеграции на другие сферы экономики. В результате 25 марта 1957 г. в Риме были подписаны ещё два договора — Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), которые по месту подписания получили наименование Римских договоров.
Особенно большое значение имел Договор о создании Европейского экономического сообщества, в котором сформулированы фундаментальные основы интеграционного объединения, определены условия и порядок его функционирования, закреплены важнейшие достижения в области экономического, социального и правового развития. Если Договоры о ЕОУС и Евратоме содержали положения, предназначенные для сравнительно узких сфер сотрудничества государств, то Римский договор о создании Европейского экономического сообщества имел универсальный характер. Он заложил основы нового правопорядка, начала правовой системы, регулирующей взаимоотношения её субъектов как внутри этих объединений, так и отношения сообществ с внешним миром.
В Римском договоре о Европейском экономическом сообществе подчёркивались его сугубо экономические цели. Концептуально он представлял собой последовательную программу экономической интеграции. Первым шагом на этом пути должно было стать создание таможенного союза, который был сформирован досрочно — к середине 1968 г. Государства-члены ЕЭС договорились об установлении общего внешнего таможенного тарифа и передаче Сообществу полномочий на осуществление общей торговой политики ЕЭС.
В этот период развёртывается создание «общего рынка» (свобода движения товаров, лиц, услуг и капиталов), складываются и утверждаются основные принципы европейского права, начинает функционировать система судебного контроля над его применением и соблюдением. В ходе данного второго этапа вырабатываются нормативные положения, обеспечившие создание и функционирование единой системы институтов, юридически оформляется новая система финансового обеспечения сообществ. В этот же период происходит существенное увеличение числа членов европейских сообществ, что, естественно, влечёт и расширение сферы применения европейского права.
Для осуществления мероприятий, предусмотренных Римским договором, был установлен переходный период, рассчитанный на 12 — 15 лет.
Очередной этап наступил с подписанием Единого европейского акта (ЕЕА), который вступил в силу в 1987 г.
В результате произошло заметное расширение сферы ведения европейских сообществ, были внесены изменения в их институциональную структуру и намечены основные контуры развития сотрудничества государств-членов в области внешней политики и безопасности. Единый европейский акт явился решительным шагом к созданию правовой основы для перехода к новому, более высокому уровню сотрудничества государств — учреждению Европейского союза.
Единый европейский акт раздвинул рамки интеграционного процесса, который был распространён на такие новые области, как валютная политика, оказание помощи менее развитым странам и регионам ЕС, охрана окружающей среды, а также координация внешней политики государств-членов при помощи Секретариата политического сотрудничества, неофициально действовавшего в аппарате Комиссии ЕС с 1970 г.
Последующий этап связан с подписанием 27 февраля 1992 г. и введением в действие 1 ноября 1993 г. Договора о Европейском союзе. По месту подписания в голландском городе Маастрихт его ещё именуют Маастрихтским договором.
В Маастрихтском договоре были сформулированы следующие основные цели:
• создание экономического и валютного союза;
• формирование общей социальной политики;
• преобразование Европейского экономического сообщества в Европейское сообщество с расширением круга его компетенции;
• дополнение наднационального экономического интеграционного строительства сотрудничеством в области внешней политики и безопасности, а также в области юстиции и внутренних дел.
Маастрихтский договор предусмотрел необходимость дальнейшего уточнения параметров Союза, порядка его функционирования и взаимодействия государств-членов с институтами ЕС в новых областях. В развитие этих постановлений была созвана Межправительственная конференция, которая в сравнительно короткие сроки подготовила новый учредительный договор, внесший изменения в Договор о Европейском союзе. Этот новый Договор был подписан 2 октября 1997 г. в Амстердаме и вступил в силу 1 мая 1999 г. По месту своего подписания он получил наименование Амстердамского договора. Данным Договором была расширена сфера действия права ЕС.
Амстердамский договор установил неоспоримую обязанность всех государств-членов строго соблюдать и охранять основные права человека. Институты Союза, согласно Договору, обязаны вести борьбу с подобными нарушениями. Пострадавшие от них граждане имеют право на юридическую защиту со стороны Суда ЕС.
Новшеством по Договору явилось введение поста Высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.
Если Маастрихтский договор 1992 г. учредил на основе сообществ новую организацию — Европейский союз, то Амстердамский договор 1997 г. осуществил серьёзную реформу её правовых устоев, направленную на повышение эффективности и демократичности Союза и сообществ.
Решение о создании специальной комиссии для разработки Европейской хартии было принято на внеочередном саммите Европейского союза в Тампере (Финляндия) 15-16 октября 1999 г. Её базой должны были стать все международные документы о защите прав человека. Главы государств и правительств подчеркнули в ходе Европейского совета, что Хартия станет «философской и политической основой» создания «европейского пространства свободы, безопасности и законности».
Главной чертой и отличием этого документа было то, что Хартия имела целью защитить человека от произвола надгосударственных институтов Европейского союза, в то время как прежние международные декларации, хартии, международные договоры правозащитного характера и соответствующие разделы в национальных конституциях принимались с целью защитить личность от злоупотреблений государственной власти.
Наиболее важной отличительной чертой Хартии является её универсальный характер. Она закрепляет все три группы основных прав и свобод как личные (гражданские) и политические, так и права социально-экономические и культурные.
Составители Хартии нарушили традицию проведения различия, с одной стороны, между гражданскими и политическими правами, с другой — экономическими и социальными правами. В структуре Хартии все права распределяются вокруг нескольких главных принципов: человеческое достоинство, основные свободы, равенство, солидарность, гражданство и правосудие.
Хартия вступила в силу 18 декабря 2000 г. Хартия защищает права не только граждан Европейского союза, но и наделяет отдельными правами любое физическое лицо, находящееся на территории Союза независимо от гражданства и места жительства. В качестве таких прав выступает большинство личных, а также социально-экономических прав. Отдельными правами Хартия наделяет не только физические, но и юридические лица.
Непосредственными адресатами обязанностей по Хартии являются институты и органы Союза. Национальные органы также связаны признанными Европейским союзом основными правами.
Основным недостатком новой Хартии является то, что она не имеет юридически обязательной силы.
Стремясь продолжить начатый Амстердамским договором процесс подготовки институтов Союза к функционированию в расширенном составе, государства-члены 11 декабря 2000 г. одобрили Ниццский договор, который вступил в силу после завершения его ратификации в странах-участницах.
Ниццский договор не учреждает новых организаций. По своему содержанию он представляет собой комплекс поправок в учредительные договоры европейских сообществ и Европейского союза и призван углубить интеграцию внутри Союза и усовершенствовать её правовые основы.
Ниццкий договор, лейтмотивом которого являлась подготовка ЕС к расширению, обозначил число стран-кандидатов (13) на вступление в ЕС и определил время проведения конференции, в ходе которой должны быть выработаны и утверждены условия и приблизительная дата присоединения новых членов.
Такая конференция была собрана в 2003 г., результатом которой явился новый Афинский договор от 1 февраля 2003 г. между странами ЕС и кандидатами на вступление (10 стран), ставшими полноправными членами ЕС 1 мая 2004 г.
Важнейшей частью Афинского договора является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается ЕС. Данный акт в ст. 1 подразделяет стороны Договора на существующие государства-члены Союза и новые государства-члены ЕС. В соответствии с ним, 10 новых стран присоединяются ко всем учредительным договорам ЕС и признают действующими на своей территории все акты, принятые в ЕС, в т.ч. Договор о Евросоюзе (ст. 49) и «Копенгагенские критерии» (сформулированы на саммите ЕС в Копенгагене в 1993 г.), где установлены условия принятия в ЕС.

3. Характеристика Первого этапа развития Европейского права. Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г
Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Его участниками стали шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Он был подписан 18 апреля 1951 г. сроком на 50 лет. Европейское объединение угля и стали — это первое интеграционное объединение в Европе, положившее начало процессу европейской интеграции и созданию ЕС.
Примерно треть всех статей Договора была посвящена практическим проблемам коллективного управления сталелитейной и угольной промышленностью — финансам, инвестициям, производству, ценам, внутриотраслевым соглашениям и концентрации, регулированию условий конкуренции, заработной плате и мобильности рабочей силы, транспорту, торговой политике.
На первый взгляд Объединение ставило перед собой сравнительно узкие цели, решало специальный круг задач и проблем, связанных с развитием сталелитейной и угольной промышленности. В то же время ЕОУС было своеобразным экспериментом, в ходе которого проходили практическую проверку важнейшие теоретические построения и, прежде всего, решалась задача соотношения наднационального и межнационального в западноевропейской интеграции. Ради достижения поставленных целей государства-члены пошли на радикальный шаг — ограничение своего суверенитета, передачу властных полномочий наднациональным органам.
ЕОУС был наделён статусом юридического лица, за ним была признана международная правоспособность. Для управления Объединением создавалась система институтов, основная схема которой была впоследствии воспринята Европейским экономическим сообществом (ЕЭС). Она включала Высший руководящий орган, Общую ассамблею (будущий Европейский парламент), Специальный Совет министров (Совет) и Суд.
Европейское объединение угля и стали 23 июня 2002 г. прекратило своё существование в связи с истечением Договора о его создании, заключённого на 50 лет и не продлевавшегося сторонами, так как темпы развития Европейских сообществ сделали существование ЕОУС неактуальным. В этот день в Брюсселе был торжественно спущен флаг ЕОУС.
Убедившись на примере ЕОУС в реальности экономической интеграции, её архитекторы пришли к выводу о необходимости расширения интеграции на другие сферы экономики. В результате 25 марта 1957 г. в Риме были подписаны ещё два договора — Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), которые по месту подписания получили наименование Римских договоров.

4. Характеристика Второго этапа развития Европейского права. Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом)1957 г.
Убедившись на примере ЕОУС в реальности экономической интеграции, её архитекторы пришли к выводу о необходимости расширения интеграции на другие сферы экономики. В результате 25 марта 1957 г. в Риме были подписаны ещё два договора — Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), которые по месту подписания получили наименование Римских договоров.
Особенно большое значение имел Договор о создании Европейского экономического сообщества, в котором сформулированы фундаментальные основы интеграционного объединения, определены условия и порядок его функционирования, закреплены важнейшие достижения в области экономического, социального и правового развития. Если Договоры о ЕОУС и Евратоме содержали положения, предназначенные для сравнительно узких сфер сотрудничества государств, то Римский договор о создании Европейского экономического сообщества имел универсальный характер. Он заложил основы нового правопорядка, начала правовой системы, регулирующей взаимоотношения её субъектов как внутри этих объединений, так и отношения сообществ с внешним миром.
В Римском договоре о Европейском экономическом сообществе подчёркивались его сугубо экономические цели. Концептуально он представлял собой последовательную программу экономической интеграции. Первым шагом на этом пути должно было стать создание таможенного союза, который был сформирован досрочно — к середине 1968 г. Государства-члены ЕЭС договорились об установлении общего внешнего таможенного тарифа и передаче Сообществу полномочий на осуществление общей торговой политики ЕЭС.
В этот период развёртывается создание «общего рынка» (свобода движения товаров, лиц, услуг и капиталов), складываются и утверждаются основные принципы европейского права, начинает функционировать система судебного контроля над его применением и соблюдением. В ходе данного второго этапа вырабатываются нормативные положения, обеспечившие создание и функционирование единой системы институтов, юридически оформляется новая система финансового обеспечения сообществ. В этот же период происходит существенное увеличение числа членов европейских сообществ, что, естественно, влечёт и расширение сферы применения европейского права.
Для осуществления мероприятий, предусмотренных Римским договором, был установлен переходный период, рассчитанный на 12 — 15 лет.

5. Характеристика Третьего этапа развития Европейского права. Единый европейский акт (ЕЕА) 1986 г
Очередной этап наступил с подписанием Единого европейского акта (ЕЕА), который вступил в силу в 1987 г.
В результате произошло заметное расширение сферы ведения европейских сообществ, были внесены изменения в их институциональную структуру и намечены основные контуры развития сотрудничества государств-членов в области внешней политики и безопасности. Единый европейский акт явился решительным шагом к созданию правовой основы для перехода к новому, более высокому уровню сотрудничества государств — учреждению Европейского союза.
Единый европейский акт раздвинул рамки интеграционного процесса, который был распространён на такие новые области, как валютная политика, оказание помощи менее развитым странам и регионам ЕС, охрана окружающей среды, а также координация внешней политики государств-членов при помощи Секретариата политического сотрудничества, неофициально действовавшего в аппарате Комиссии ЕС с 1970 г.

6. Характеристика Четвертого этапа развития Европейского права. Договор о Европейском союзе 1992 г
Последующий этап связан с подписанием 27 февраля 1992 г. и введением в действие 1 ноября 1993 г. Договора о Европейском союзе. По месту подписания в голландском городе Маастрихт его ещё именуют Маастрихтским договором.
В Маастрихтском договоре были сформулированы следующие основные цели:
• создание экономического и валютного союза;
• формирование общей социальной политики;
• преобразование Европейского экономического сообщества в Европейское сообщество с расширением круга его компетенции;
• дополнение наднационального экономического интеграционного строительства сотрудничеством в области внешней политики и безопасности, а также в области юстиции и внутренних дел.
Маастрихтский договор предусмотрел необходимость дальнейшего уточнения параметров Союза, порядка его функционирования и взаимодействия государств-членов с институтами ЕС в новых областях. В развитие этих постановлений была созвана Межправительственная конференция, которая в сравнительно короткие сроки подготовила новый учредительный договор, внесший изменения в Договор о Европейском союзе. Этот новый Договор был подписан 2 октября 1997 г. в Амстердаме и вступил в силу 1 мая 1999 г. По месту своего подписания он получил наименование Амстердамского договора. Данным Договором была расширена сфера действия права ЕС.

7. Характеристика Пятого этапа развития Европейского права. Амстердамский договор 1997 г
Маастрихтский договор предусмотрел необходимость дальнейшего уточнения параметров Союза, порядка его функционирования и взаимодействия государств-членов с институтами ЕС в новых областях. В развитие этих постановлений была созвана Межправительственная конференция, которая в сравнительно короткие сроки подготовила новый учредительный договор, внесший изменения в Договор о Европейском союзе. Этот новый Договор был подписан 2 октября 1997 г. в Амстердаме и вступил в силу 1 мая 1999 г. По месту своего подписания он получил наименование Амстердамского договора. Данным Договором была расширена сфера действия права ЕС.
Амстердамский договор установил неоспоримую обязанность всех государств-членов строго соблюдать и охранять основные права человека. Институты Союза, согласно Договору, обязаны вести борьбу с подобными нарушениями. Пострадавшие от них граждане имеют право на юридическую защиту со стороны Суда ЕС.
Новшеством по Договору явилось введение поста Высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.
Если Маастрихтский договор 1992 г. учредил на основе сообществ новую организацию — Европейский союз, то Амстердамский договор 1997 г. осуществил серьёзную реформу её правовых устоев, направленную на повышение эффективности и демократичности Союза и сообществ.
Решение о создании специальной комиссии для разработки Европейской хартии было принято на внеочередном саммите Европейского союза в Тампере (Финляндия) 15-16 октября 1999 г. Её базой должны были стать все международные документы о защите прав человека. Главы государств и правительств подчеркнули в ходе Европейского совета, что Хартия станет «философской и политической основой» создания «европейского пространства свободы, безопасности и законности».
Главной чертой и отличием этого документа было то, что Хартия имела целью защитить человека от произвола надгосударственных институтов Европейского союза, в то время как прежние международные декларации, хартии, международные договоры правозащитного характера и соответствующие разделы в национальных конституциях принимались с целью защитить личность от злоупотреблений государственной власти.
Наиболее важной отличительной чертой Хартии является её универсальный характер. Она закрепляет все три группы основных прав и свобод как личные (гражданские) и политические, так и права социально-экономические и культурные.
Составители Хартии нарушили традицию проведения различия, с одной стороны, между гражданскими и политическими правами, с другой — экономическими и социальными правами. В структуре Хартии все права распределяются вокруг нескольких главных принципов: человеческое достоинство, основные свободы, равенство, солидарность, гражданство и правосудие.
Хартия вступила в силу 18 декабря 2000 г. Хартия защищает права не только граждан Европейского союза, но и наделяет отдельными правами любое физическое лицо, находящееся на территории Союза независимо от гражданства и места жительства. В качестве таких прав выступает большинство личных, а также социально-экономических прав. Отдельными правами Хартия наделяет не только физические, но и юридические лица.
Непосредственными адресатами обязанностей по Хартии являются институты и органы Союза. Национальные органы также связаны признанными Европейским союзом основными правами.
Основным недостатком новой Хартии является то, что она не имеет юридически обязательной силы.

8. Характеристика Шестого этапа развития Европейского права. Ниццский договор 2001 г
Стремясь продолжить начатый Амстердамским договором процесс подготовки институтов Союза к функционированию в расширенном составе, государства-члены 11 декабря 2000 г. одобрили Ниццский договор, который вступил в силу после завершения его ратификации в странах-участницах.
Ниццский договор не учреждает новых организаций. По своему содержанию он представляет собой комплекс поправок в учредительные договоры европейских сообществ и Европейского союза и призван углубить интеграцию внутри Союза и усовершенствовать её правовые основы.
Ниццкий договор, лейтмотивом которого являлась подготовка ЕС к расширению, обозначил число стран-кандидатов (13) на вступление в ЕС и определил время проведения конференции, в ходе которой должны быть выработаны и утверждены условия и приблизительная дата присоединения новых членов.
Такая конференция была собрана в 2003 г., результатом которой явился новый Афинский договор от 1 февраля 2003 г. между странами ЕС и кандидатами на вступление (10 стран), ставшими полноправными членами ЕС 1 мая 2004 г.
Важнейшей частью Афинского договора является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается ЕС. Данный акт в ст. 1 подразделяет стороны Договора на существующие государства-члены Союза и новые государства-члены ЕС. В соответствии с ним, 10 новых стран присоединяются ко всем учредительным договорам ЕС и признают действующими на своей территории все акты, принятые в ЕС, в т.ч. Договор о Евросоюзе (ст. 49) и «Копенгагенские критерии» (сформулированы на саммите ЕС в Копенгагене в 1993 г.), где установлены условия принятия в ЕС.

9. Характеристика Седьмого этапа развития Европейского права. «Европейская конституция» 2004 г
Необходимость изменения принципов управления Европейским союзом и институционального реформирования особо остро возникла после крупномасштабного расширения в 2004 г. Сближение «старой» и «новой» Европы является и по сей день трудной задачей, еще более сложная проблема — сохранение европейской идентичности. При этом Европейский союз остается верным своему компромиссному подходу, что нашло подтверждение в разработке единой европейской конституции.
Итак, 29 октября 2004 г. главы всех 25 государств-членов ЕС подписали в Риме новую европейскую Конституцию. Уникальность этого документа состоит в том, что он появился сразу на 20 языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире.
Представленный проект Конституции ЕС вносил значительные изменения в институциональную структуру Европейского союза. Документ разграничивал сферы компетенции Европейского союза и государств-членов с передачей в ведение наднациональных органов значительных полномочий. Конституция предусматривала глубокое структурное преобразование системы европейской безопасности.
Одним из наиболее противоречивых предложений общеевропейской Конституции явилось включение в её состав Хартии основных прав Евросоюза, настолько всеобъемлющей, что она «охватывает широчайший круг прав: от права на равную заработную плату для мужчин и женщин до права получения достойного медицинского обслуживания». В связи с этим предполагалось основать Агентство по основным правам в Вене в 2007 г. с целью обеспечения «гарантии того, что ценности, обозначенные в Хартии, будут уважаться».
В Конституции указывалось на наличие экономических, территориальных и социальных связей стран-членов, что является основной целью деятельности ЕС. Для её достижения в новом документе предусматривалось повышение уровня занятости, содействие равенству мужчин и женщин, искоренение всех видов дискриминации, распространение справедливости и социальной защиты, обеспечение устойчивого развития и защита прав потребителей и т. д.
В основном документе фиксировался институт европейского гражданства.
Еще одним предложением стала статья, регулирующая добровольный выход из Европейского союза, что раньше не предусматривалось ни в одном документе ЕС.
Для вступления Конституции в силу её должны были ратифицировать все страны-члены ЕС либо голосованием в парламенте, либо путем проведения всенародного референдума. Проект Конституции Европейского союза был ратифицирован в 18 странах.
На референдумах, состоявшихся 29 мая 2005 г. во Франции и 1 июня 2005 г. в Нидерландах, проект Конституции ЕС был отвергнут. На саммите Европейского союза, состоявшемся 16—17 июня 2005 г., Великобритания, Португалия, Дания и Ирландия объявили о переносе на неопределенное время своих национальных референдумов. Швеция заявила, что не ратифицирует Основной Закон ЕС до тех пор, пока Франция и Нидерланды не проведут повторных референдумов. Таким образом, Европейский союз столкнулся с серьезным политическим кризисом.
Следует подчеркнуть, что, хотя проблемы в Европейском союзе наблюдались и ранее, возникший после отклонения Конституции кризис отразил широко распространенное разочарование в связи с социально-экономическими негативными явлениями во Франции и Нидерландах, опасениями по поводу принявших широкие масштабы процессов глобализации и иммиграции.
Голосование позволило избирателям впервые прямо и непосредственно оспорить главные характеристики ЕС: его курс на конкуренцию, правила о свободе перемещения людей и товаров в рамках единого рынка, введение евро и расширение Европейского союза.
Одной из причин отклонения проекта Конституции во Франции и Нидерландах явилась слабая адаптация французского и голландского обществ к новым реалиям Европейского союза после его расширения до 25 государств-членов. Поскольку «новые» страны ЕС в целом заметно уступают «старым» по уровню экономического развития, французские и голландские избиратели показали, что им становится все труднее ассоциировать себя с «новой Европой». Это особенно остро заметно на фоне обсуждения перспектив вступления в Европейский союз Турции, Украины и Грузии, которые в «старых странах» ЕС с трудом воспринимаются как часть Европы не только в экономическом, но и в культурном и политическом отношениях.
У многих европейских граждан вызывали опасения возможная перспектива вступления в ЕС Турции, а также возможность дальнейшего распространения исламского фундаментализма.
В Нидерландах опасались резкого роста иммигрантов из Восточной Европы и Балкан и Северной Африки. Страх перед глобализацией, исламская угроза, которую многие жители страны воспринимали очень серьезно, — все это негативно сказалось на результатах голосования.
Многие критики Основного Закона ЕС утверждали, что она концентрирует еще больше власти в руках Европейской комиссии, которая, по их мнению, недостаточно демократична. Европейская комиссия получала быстрый доступ к торговой политике Евросоюза. Конституция ЕС четко определяла необходимость создания вооруженного союза и указывала странам-членам на обязательное увеличение расходов на военные нужды в государственных бюджетах.

10. Характеристика Восьмого этапа развития Европейского права. Лиссабонский договор 2007 г
Со времени отклонения проекта Конституции ЕС и вплоть до конца 2007 г. выдвигалось немало вариантов возрождения документа. На протяжении 2007 г. Европейский союз под председательством сначала Германии, а затем Португалии готовил документ, призванный заменить нератифицированный проект Конституции ЕС. Новый базовый договор должен был учесть реалии Европейского союза, число членов которого к 2007 г. выросло с 15 до 27 стран. В этих условиях главной проблемой стала необходимость политического и институционального реформирования ЕС, не приспособленного к управлению 27 странами-членами.
Результатом долгих поисков путей институциональных преобразований и политического реформирования Европейского союза стала разработка Договора о реформе (Лиссабонского договора).
Новый базовый договор был подписан лидерами всех стран-членов ЕС 13 декабря 2007 г. в Лиссабоне.
Текст Договора вносит изменения в три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского сообщества (Римский договор, 1957 г.), Маастрихтский договор, 1992 г. и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии, 1957 г. После подписания и ратификации Договор о реформе перестал существовать как единый текст, а нововведения инкорпорировались в три перечисленные выше документа.
Договор о реформе структурно состоит из преамбулы, 7 статей, 13 протоколов и 59 деклараций.
Этот во многом инновационный договор призван заложить основы функционирования Евросоюза на ближайшие 15 — 20 лет.
В соответствии с договором Европейский союз становится «правосубъектным» (Ст. 32 Договора о ЕС).
Новый договор изменяет ценности и цели Европейского союза (Ст. 2 и 3 Договора о ЕС). Договор о реформе изменяет название Договора об учреждении Европейских сообществ на Договор о функционировании ЕС, чем напрямую связывает его с Договором о ЕС и целями, которые он ставит перед объединённой Европой. Таким образом, принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., — наряду с социальными целями, становятся основополагающими задачами политики ЕС. Задачей ЕС также становится создание «внутреннего рынка» и достижение целого ряда целей: полная занятость, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д.

11. Понятие Европейского права и его основные характеристики
Европейское право — это относительно самостоятельная, автономная и специфическая правовая система, которая носит преимущественно наднациональный характер и призвана регулировать общественные отношения, возникающие и связанные с процессом создания и функционирования европейских интеграционных объединений. Европейское право обязательно для всех субъектов права ЕС, какими являются государства-члены, институты, органы, организации ЕС, а также физические и юридические лица, находящиеся под его юрисдикцией.
Под европейским правом в широком смысле понимается право всех европейских организаций, к которым относятся формы европейской интеграции (Совет Европы, НАТО, Европейские сообщества, Европейский Союз и др.). То есть это право, созданное в ходе развития европейской интеграции. Право Европейского Союза в широком смысле включает в себя наряду с нормами, регулирующими сотрудничество государств-членов ЕС в рамках, так называемых второй и третьих опор, и право Европейских сообществ, поскольку в соответствии со ст. А абз. 3 Договора о ЕС Европейские сообщества образуют основу Европейского Союза.
Под европейским правом в узком смысле понимается право Европейских сообществ либо право Европейского Союза.
Система норм, созданных в трёх сообществах, образует общее право сообществ и является стержнем и основой европейского права. Этим объясняется то, что в специальной литературе для обозначения европейского права используются также термины «право европейских сообществ» или даже «право Европейского сообщества».
Союз образуют, прежде всего, европейские сообщества, которые называют его «первой опорой». Понятие Союза включает также «вторую опору», т. е. общую внешнюю политику и политику безопасности, и «третью опору» — сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере.
Нормы права европейских сообществ («первой опоры») содержатся в учредительных договорах, а также создаются институтами самих сообществ. Эти нормы имеют прямое действие не только для государств-членов, но и для физических и юридических лиц, проживающих в государствах-членах, и обеспечены судебной защитой.
Напротив, сотрудничество в рамках «второй и третьей опор» в основном осуществляется на международно-правовой основе. То есть термин «право Европейского союза» шире понятия «права европейских сообществ», поскольку он дополняет последнее сотрудничеством государств-членов в сфере политики, юстиции и внутренних дел. Акты, принимаемые в рамках «второй и третьей опоры», не имеют прямого действия и не обеспечены юрисдикционной защитой со стороны находящегося в Люксембурге Суда. Видимо поэтому, несмотря на образование Европейского союза, его судебный орган сохранил прежнее название Суда европейских сообществ.
Иначе говоря, европейское право включает право европейских сообществ, право Европейского союза (нормы и установления, не входящие в право сообществ) и основные права и свободы человека, как они изложены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., подписанной в рамках Совета Европы.
Европейское право представляет собой особую самостоятельную правовую систему, существующую наряду с национальными правовыми системами и международным правом. Оно образует новую правовую реальность, сочетающую элементы, свойственные национальным системам права и международно-правовой системе, что и порождает специфику и оригинальность европейского права как особого вида правовой системы.
Нормы европейского права создаются в результате взаимосогласования воль государств-членов и нормотворческой деятельности институтов Союза. Их легитимность возможна лишь при условии, что они полностью соответствуют основным принципам права, которыми выступают права и свободы, зафиксированные в Европейской конвенции 1950 г., принципы правового государства и демократические основы и принципы, составляющие общее конституционное достояние государств-членов Союза. Противоречие общим принципам права делает любой нормативно-правовой акт Союза не имеющим юридической силы.
Европейское право как система не является столь всеобъемлющей, как национальная система права. Сфера ведения европейских сообществ устанавливает пределы применения норм европейского права. В то же время оно включает ряд отраслей, отчасти схожих с аналогичными отраслями, существующими обычно в рамках национальных правовых систем: конституционное, административное, таможенное, финансовое и другие отрасли права.

12. Правовая природа Европейского права
Европейское право порождено и является результатом, как межнационального сотрудничества, так и наднационального правотворчества. Данная система права выступает как симбиоз межнационального и наднационального начала, в котором доминирует последнее. В то же время применительно к сфере внешней политики и безопасности, юстиции и внутренних дел преобладающим остаётся метод традиционного международно-правового регулирования.
С точки зрения условий, порядка формирования и иерархии норм европейского права все они подразделяются на три группы: нормы первичного (или основополагающего) права, нормы производного (вторичного) права и нормы дополнительного права.
Под первичным правом понимаются нормы, закреплённые в учредительных договорах об образовании европейских сообществ и Европейского союза. Главная отличительная особенность учредительных договоров состоит в том, что они непосредственно порождают права и обязанности не только для государств-членов, но и для физических и юридических лиц указанных государств. Нормы первичного права обладают верховенством по отношению к нормам вторичного и дополнительного права.
Производное или вторичное право образуют те правовые нормы, которые издаются в качестве юридически обязательных предписаний институтами Европейского союза. При этом данные нормы обязательны для государств-членов, а также для физических и юридических лиц. Главные их особенности — верховенство по отношению к национальным правовым установлениям, прямое действие, интегрированность в национальное право и обеспеченность судебной защитой.
Дополнительное право составляют нормы, содержащиеся в соглашениях, заключаемых государствами-членами в целях реализации предписаний, содержащихся в учредительных договорах. Это соглашения о предоставлении национального режима, устранении двойного налогообложения и др., например: Неаполитанская конвенция 1967 г. о сотрудничестве таможенных служб, Конвенция об устранении двойного налогообложения от 23 июля 1990 г.
При всей теоретической значимости дискуссии о понятии и природе права Европейских сообществ практическое значение для развития интеграции государств-членов ЕС имеют, прежде всего, два момента.
Во-первых, понимание того, что совокупность норм, создаваемых в связи с образованием и функционированием Европейских сообществ, образует правопорядок, а не право, важно с точки зрения необходимости уяснения механизмов, которые содержит в себе данный правопорядок, позволяющие ему эффективно действовать во внутреннем праве государств-членов и обеспечивать цели интеграции государств.
Во-вторых, правопорядок Европейских сообществ может быть условно выделен в относительно самостоятельную систему права и рассматриваться как право Европейских сообществ, которое образует в совокупности с национальными правовыми системами такую правовую систему, которая содержит элементы двухуровневой системы права, так называемого федеративного государства. Очевидно, что по мере углубления европейской интеграции данная система будет приобретать всё более ярко выраженные черты двухуровневой системы права.

13. Принципы права Европейского Союза: понятие и классификация
Общие принципы права представляют собой концентрированное выражение самых важных сущностных черт и ценностей, свойственных данной системе права.
Согласно Договору о Евросоюзе он основан на принципах свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а равно на принципах правового государства, которые являются общими для всех государств-членов Европейского союза. Договор уточняет, что под общими принципами права ЕС понимаются основные права и свободы в том виде, как они закреплены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) и как они вытекают из общих конституционных традиций государств-членов.
Общие принципы права, включая правовые обычаи и традиции, представляют собой «исходные начала правового регулирования, которые действуют во всех сферах ведения Союза и присущи другим правовым системам». К ним могут быть отнесены принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, правового государства (п. 1 ст. 6 Договора о ЕС (далее — ДЕС), принцип пропорциональности, равенства, правовой определенности, принцип ответственности государств-членов за нарушение принципов ЕС.
Общепризнанные принципы и нормы международного права как нормы jus cogens являются универсальными и обязательными для всех субъектов международного права (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.), что подтверждается в преамбуле ДЕС и Конституциях ряда государств-членов ЕС.
Наряду с основополагающими нормами общего характера в правовой системе Европейского Союза действуют и специальные принципы. Они представляют собой основные начала правового регулирования в отдельных сферах общественной жизни.Специальные принципы закрепляются, главным образом, в учредительных договорах Европейских сообществ, а иногда и в нормативных актах.
Специальные принципы Европейского права объединяют большую группу разнородных по своему характеру принципов:
• принципы деятельности ЕС;
• функциональные принципы;
• отраслевые принципы.
Принципы деятельности ЕС (стст. 2, 6 ДЕС) определяют порядок реализации Союзом имеющейся у него компетенции — принцип законности, принцип гласности, принцип уважения национальной индивидуальности государств-членов, принцип самоидентификации ЕС.
К функциональным принципам права ЕС относятся:
• принципы субсидиарности и пропорциональности;
• приоритет норм права ЕС над национальным правом государств-членов;
• прямое действие норм права ЕС на территории государств-членов;
• принцип ответственности государств-членов за нарушение права Союза (возможность судебной защиты прав, вытекающих из права ЕС);
• открытость правотворческого процесса в рамках ЕС.
К принципам отраслевого сотрудничества относятся:
1. принципы, определяющие правовой режим внутреннего рынка ЕС;
2. принципы экономической системы и экономической политики Союза: принцип открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, принцип стабильные цены, здоровое состояние публичных финансов и валюты, устойчивый платежный баланс;
3. принципы экологической политики, определяющие содержание экологического права Сообщества: принципы предосторожности и превентивных действий, устранения источников ущерба окружающей среде и возмещения ущерба загрязнителем, принцип загрязнитель платит;
4. принцип продвинутого сотрудничества;
5. принципы институционального права, закрепляющие основы правового статуса его органов и должностных лиц, например, принцип независимости судов и судей Союза, Европейской комиссии и ряда других органов;
6. принципы правового положения и уважения прав человека и гражданина и др.

14. Система права Европейского Союза
Право представляет не некую совокупность норм, а их систему. В свою очередь, понятие система происходит от греческого systema — целое, составленное из частей; соединение и определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.
Системообразующим фактором, объединяющим нормативные предписания европейского права в единое целое, является их неразрывная органическая связь с существованием норм национального права и норм Союза. Именно эта сущностная взаимосвязь служит основным критерием вычленения и идентификации норм европейского права. В качестве системообразующего признака следует рассматривать целостность (несводимость качества системы к составляющим ее частям).
Учитывая особенности устройства и компетенции ЕС, в системе права выделяются следующие комплексные отрасли:
1. Право экономической интеграции — правила, направленные на защиту и регулирование принципов общего рынка, свободы, движения товаров, услуг, трудящихся, капиталов и платежей.
2. Группы правовых норм, закреплённые в учредительных договорах, в правовых актах институтов ЕС, которыми осуществляется регулирование общественных отношений в области различных общих политик ЕС, в том числе валютно-экономической политики.
3. Институционное право — положения, регулирующие порядок формирования, деятельности и полномочия институтов Европейского Союза. В некоторых научных работах институционное право ЕС далее подразделяется на конституционное и административное право. Последнее включает также процессуальные нормы, связанные с обжалованием в Европейском Суде действий и решений институтов ЕС.

15. Понятие и классификация источников европейского права
Как и в других правовых системах, нормы права Европейского Союза создаются посредством их закрепления в определенных источниках. Источники права Европейского Союза — это внешние формы выражения его правовых норм.
Круг источников права Союза чрезвычайно объемен (десятки тысяч документов) и разнообразен по содержанию. Он включает в себя все основные виды документов, характерных для современной правовой цивилизации: нормативные акты, нормативные договоры, судебные прецеденты. В некоторых случаях формируются также правовые обычаи, однако роль самостоятельного источника за такими стихийно складывающимися нормами, как правило, не признается.
В европейской доктрине к числу источников права Союза принято относить также акты индивидуального, рекомендательного и политического характера, которые не имеют общеобязательной силы. В качестве собирательного их наименования используется термин «мягкое право» (в отличие от права «жесткого», т. е. права в традиционном смысле этого слова).
Все источники права Союза образуют взаимосвязанную систему, построенную на иерархических принципах. Документы, обладающие высшей юридической силой в правовой системе Союза, составляют, источники первичного права.Они составляют ядро правовой системы Европейского Союза, закрепляют статус Союза как политической организаций и его отдельных органов.
На основании первичного права органы Союза издают нормативные акты и другие документы, составляющие вместе источники вторичного права, которое называют также правом «производным».Подавляющая часть общеобязательных правил поведения, установленных Союзом, закреплена именно здесь. В то же время источники вторичного права по своей юридической силе должны соответствовать праву первичному, а в случае противоречий подлежат отмене.
Самостоятельное положение занимает третья группа источников — источники прецедентного права. Она сочетает в себе черты как первичного, так и вторичного права Союза, занимает промежуточное положение между ними.

16. Характеристика первичного права Европейского Союза
Источниками «первичного права» должны выступать документы основополагающего, учредительного характера. Учредительные договоры образуют важнейшую группу источников европейского права. Эти акты с точки зрения заключения и введения в действие являются обычными международными договорами. В то же время данные договоры во многом близки к такому важнейшему источнику национального права, как конституция. В этой связи в специальной литературе традиционной стала ссылка на заключение Суда ЕС от 14 декабря 1991 г. № 1/91, в котором приводится данная Судом характеристика Договора о Европейском экономическом сообществе: «Договор о Европейском экономическом сообществе, хотя и заключён в форме международного соглашения, образует, тем не менее, конституционную хартию правового Сообщества». Естественно, что использовать термин «конституция» применительно к учредительным договорам можно только в переносном смысле.
Все иные нормы европейского права должны соответствовать предписаниям учредительных договоров, а институты Союза призваны следить за тем, чтобы все иные нормативно-правовые акты не противоречили учредительным актам. Наличие такого противоречия служит безусловным основанием для возбуждения в Суде ЕС иска об аннулировании. Перечень учредительных документов ЕС достаточно широк. К ним относятся все документы, закрепляющие основы функционирования сообществ и ЕС, т.е. помимо учредительных документов, которыми были созданы сообщества (Парижский договор 1951 г., Римские договоры 1957 г.), все документы, которые вносили в них изменения (Договор о слиянии 1965 г., Акт о введении всеобщих и прямых выборов депутатов собрания 1976 г., Единый Европейский акт 1986 г., Маастрихтский договор 1992 г., Амстердамский договор 1997 г., Ниццкий договор 2001 г., Лиссабонский договор, ст. 51 консолидированного Договора о ЕС в редакции Лиссабонского договора, все приложения, декларации и сопровождающие их документы, которые являются неотъемлемой частью указанных договоров, включая Протокол о расширении Европейского союза, Протокол о включении норм Шенгенского права в правовую систему Союза, документы о присоединении к ЕС.
Помимо учредительных документов к первичному праву относят общие принципы права, включая правовые обычаи и традиции; принципы международного права; специальные принципы права ЕС.

17. Характеристика вторичного права Европейского Союза
Вторичное право ЕС включает акты, принимаемые ЕС в рамках трех опор, международные договоры, заключаемые государствами-членами на основании учредительных документов ЕС, а также Шенгенское право.
Все акты вторичного права ЕС должны соответствовать нормам первичного права. При этом такие акты исключительно разнообразны. В рамках первой опоры органы ЕС принимают: регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения; в рамках общей внешней политики и политики безопасности — совместные действия и общие позиции; для обеспечения третьей опоры — общие позиции, рамочные решения, решения.
Регламенты являются наиболее жестким средством регулирования в Европейском праве. Согласно статье 249 Договора о Европейском сообществе: «Регламент предназначен для общего пользования. Он является обязательным во всех своих частях и подлежит непосредственному применению во всех государствах-членах».
Регламент носит абстрактный характер, адресован неограниченному кругу государств и предназначен для непосредственного применения на территории всех государств-членов без имплементации в национальное право. Прямое действие регламентов означает, что они непосредственно создают права и обязанности для физических и юридических лиц и служат основанием для защиты таких прав в национальных судах.
Регламенты применяются на территориях государств-участников с момента их вступления в силу (на 20-й день после опубликования, если в регламенте не установлено иное. С этого же момента перестают действовать нормы национального права, которые вступают в противоречие с положениями регламентов, не дожидаясь, когда они будут официально отменены. Оспорить законность регламента или директивы можно в течение двух месяцев после их вступления в силу.
Директивы обязательны для каждого государства-члена, которым они адресованы, в отношении ожидаемого результата, но сохраняют за национальными властями свободу выбора форм и методов действий (ст. 249 Договора о Европейском сообществе). Директива носит абстрактный характер, может быть адресована всем либо некоторым государствам-членам ЕС. Директивы, направленные всем государствам-членам, вступают в силу в том же порядке, что и регламенты; иные — после уведомления государств, которых они касаются (пп. 2, 3 ст. 254 Договора о Европейском сообществе).
Директивы иногда называют «основным инструментом гармонизации» законодательства государств-членов. Государства обязаны принять меры по их имплементации и не должны предпринимать никаких действий, которые могли бы воспрепятствовать их реализации. В отличие от регламентов, директива устанавливает цель, которую государствам необходимо достичь. Если директива достаточно подробна, государства-члены должны действовать в устанавливаемых ею рамках.
Несмотря на достаточно общий характер, директивы могут создавать права для физических лиц. Однако на директиву нельзя ссылаться в спорах между физическими и юридическими лицами. Индивиды могут опираться на нормы директивы для защиты их прав от государства — так называемый «вертикальный» эффект.
Решение «является обязательным во всех своих частях для тех, кому адресовано» (ст. 249 Договора о Европейском сообществе). Решения адресованы конкретным государствам либо физическим или юридическим лицам. Они носят обязательный характер и обладают прямым действием.
Рекомендации и заключения не являются обязательными для государств-членов, однако национальные суды могут обратиться в Суд ЕС за толкованием или установлением действительности рекомендованных мер. Заключение в большинстве случаев готовится в ответ на заданный вопрос, а рекомендации формулируются органами ЕС самостоятельно.
Учредительные документы ЕС закрепляют только несколько случаев, когда должны приниматься те или иные виды актов, например, принятие директив предусмотрено статьями 44(1), 46(2), 47(1), 52, 94, 96, 132(1), 137(2) Договора о Европейском сообществе, регламентов — статьей 39(3d). В большинстве случаев органы ЕС сами определяют вид принимаемого акта.
По мнению Суда, определяющим в части правового статуса акта является его содержание, а не форма (регламент, директива, решение). В противном случае органы Сообщества могли бы избежать возможности обжалования принимаемых актов просто путем выбора соответствующей формы.
Согласно статье 12 Договора о Европейском сообществе, Союз преследует цели общей внешней политики безопасности (ОВПБ) путем: определения принципов ОВПБ и ее общих ориентиров; принятия решений об общих стратегиях; принятия совместных действий; принятия общих позиций; укрепления систематического сотрудничества между государствами-членами в проведении их политики.
Принципы ОВПБ и решения об общих стратегиях принимаются Европейским советом, который является органом межгосударственного сотрудничества. На практике «принципы и основные ориентиры» представляют собой любые значимые заключения Европейского совета, главные принципы, которых придерживается ЕС в отношениях с различными регионами, а не обязательно какие-либо конкретные документы. Их правовая сила Договором о Европейском сообществе не установлена. Указанные акты представляют собой межгосударственные договоренности, и в случае их воплощения в документарной форме носят рекомендательный характер.
Совет ЕС разрабатывает и реализует ОВПБ путем утверждения совместных действий и общих позиций (п. 3 ст. 13 Договора о Европейском сообществе). Совместные действия относятся к ситуациям, в которых признаны необходимыми практические действия со стороны ЕС, и являются обязательными для государств-членов как при выражении ими своих позиций, так и при осуществлении действий, в том числе через их дипломатические или консульские представительства, а также представительства при международных межправительственных организациях. Отступление от предписанных мер возможно только по решению Совета в случае коренного изменения обстоятельств (п. 2 ст. 14), значительных трудностей при выполнении совместных действий по решению Совета (п. 7 ст. 14) либо по решению государств-членов в случае крайней необходимости (п. 6 ст. 14).
В общих позициях, которые представляют собой стратегии или ориентиры по отношению к третьим странам или касаются многосторонних вопросов, определяется политическая позиция Союза по конкретному вопросу географического или тематического характера (ст. 15 Договора о Европейском сообществе). Государства обязаны проводить национальную политику в соответствии с принятыми общими позициями (ст. 15 Договора о Европейском сообществе), координировать свои действия и обеспечивать защиту общих позиций в рамках международных межправительственных организаций и на международных конференциях, обеспечивать претворение их в жизнь через свои дипломатические и консульские представительства в третьих странах и через представительства при международных межправительственных организациях (стст. 19—20 Договора о Европейском сообществе).
Сотрудничество государств в уголовно-правовой сфере обеспечивается путем принятия Советом ЕС общих позиций, рамочных решений, решений и разработки конвенций.
Общие позиции устанавливают подход ЕС к определенному вопросу. Рамочные решения во многом сходны с директивами. Они не обладают прямым действием, направлены на сближение законодательства государств-членов и обязательны для них в отношении результата, который необходимо достичь. В любых иных целях Советом принимаются решения, которые являются обязательными для государств-членов, но не обладают прямым действием на их территориях. Совет рекомендует государствам-членам принимать разрабатываемые им конвенции. Государства могут признать юрисдикцию Суда ЕС выносить решения в преюдициальном порядке о действительности и толковании рамочных решений и решений, а также толковании конвенций (ст. 35 Договора о Европейском сообществе).

18. Характеристика прецедентного права Европейского Союза
Решения Суда ЕС обязательны для сторон спора и подлежат исполнению государствами-членами (п. 1 ст. 228 Договора о Европейском сообществе) и органами ЕС. Учредительные документы ЕС не закрепляют прецедентный характер решений Суда, но практика показала, что государства и органы ЕС руководствуются ими как прецедентами. Суд ЕС в значительной мере способствовал становлению права ЕС как гибкой и динамичной системы права, осуществляя преимущественно широкое толкование норм права ЕС и учитывая политические перспективы развития ЕС. В исключительных случаях Суд мог даже проигнорировать терминологию толкуемых документов, например в деле Parti Ecologiste, приняв к рассмотрению на основании статьи 230 (тогда 173) Договора о Европейском сообществе дело, касающееся оценки правомерности решения Европейского парламента (согласно ст. 230 Договора о Европейском сообществе, Суд ЕС может рассматривать законность актов Комиссии и Совета, но не Парламента).
Решения Суда ЕС играют исключительно важную роль в процессе интеграции, в формировании и эволюции европейского права. Главная задача Суда — стоять на страже строгого и неуклонного соблюдения учредительных договоров, целей и принципов, лежащих в основе деятельности Европейского союза.
Суд наделён правом толкования учредительных актов, он осуществляет преюдициальную юрисдикцию, а равно разрешает споры, связанные с осуществлением учредительных актов и иных нормативно-правовых актов государствами-членами и с деятельностью институтов Европейского союза.
Решения, выносимые Судом ЕС, рассматриваются в качестве прецедентов и являются обязательными для всех государств-членов. Прецедентный характер решений означает, что при аналогичных обстоятельствах Суд выносит решение, аналогичное уже принятому. Суд ЕС вправе пересматривать создаваемые им прецеденты. Такое хотя и редко, но случается. Неисполнение решений Суда влечёт за собой применение санкций.


19. Характеристика международных соглашений Европейского Союза заключаемых с третьими странами и международными организациями
Международные договоры, заключаемые ЕС с третьими государствами и международными организациями, являются неотъемлемой частью Европейского права и должны соответствовать актам первичного права ЕС (п. 6 ст. 300 Договора о Европейском сообществе). Такие договоры включают: договоры, заключаемые Союзом с третьими государствами и международными организациями в сфере исключительной компетенции ЕС; соглашения, относящиеся к сфере совместного ведения ЕС и государств-членов; соглашения, заключаемые государствами для достижения целей Сообщества, если полномочия на заключение такого соглашения были предоставлены государству ЕС.
На практике они чаще всего начинают действовать на территории ЕС после принятия соответствующего регламента Советом.
Концепция продвинутого сотрудничества позволяет группам государств-членов ЕС сотрудничать по отдельным вопросам, не прибегая к практике заключения договоров. Решение о необходимости продвинутого сотрудничества принимается Советом ЕС с участием всех государств-членов ЕС. Все вопросы продвинутого сотрудничества разрешаются в рамках органов ЕС, предоставляя, тем самым, возможность всем государствам-членам участвовать в их обсуждении или присоединиться к продвинутому сотрудничеству. Такие акты могут иметь обязательный характер и в соответствующих случаях подлежат непосредственному применению на территории участвующих в них государств (п. 2 ст. 44 Договора о Европейском сообществе). Принимаемые в рамках продвинутого сотрудничества решения и договоры должны соответствовать нормам права ЕС.
В то же время акты, принимаемые государствами в рамках продвинутого сотрудничества, не являются частью права ЕС. Продвинутое сотрудничество в рамках ЕС носит характер исключения, что свидетельствует о стремлении государств-членов сократить до минимума разницу в степени интеграции. Лиссабонский договор содержит практически идентичные положения, регулирующие продвинутое сотрудничество.
Международные договоры с третьими государствами и международными организациями образуют внешние источники европейского права. Их правовой режим определяется в значитель



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии