БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Административное право » Понятие, отличительные черты, виды, основные принципы деятельности органов государственного управления

Понятие, отличительные черты, виды, основные принципы деятельности органов государственного управления

Понятие, отличительные черты, виды, основные принципы деятельности органов государственного управления (исполнительная власть)

1. понятие и отличительные черты органов государственного управления (ОГУ)
2. система ОГУ  
3. виды ОГУ
4. принципы организации и деятельности ОГУ
5. организационная структура и штаты ОГУ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.ОГУ среди субъектов административного права занимает особое место. Они являются самой многочисленной разновидностью коллективных субъектов административного права, наделенных государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права. Действующее законодательство не содержит четкого определения госорганов, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность. В конституции РБ указывается, что исполнительную власть в РБ осуществляет Совмин. В законе «о местном управлении и самоуправлении» закрепляется, что местные исполнительные комитеты входят в систему органов исполнительной власти. 
Рассматриваемый вид субъектов административного права по разному называется различными учеными. Например: И.И. Мах использует термин органы публичной администрации. Однако вопрос о названии рассматриваемых субъектов не имеет принципиального значения, поскольку в любом случае исследования рассматриваемые органы осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность.
Госорган – организованный коллектив, образующий самостоятельную часть госаппарата, наделенную собственной компетенцией и выполняющей публичные функции. Главный юридический признак любого госоргана – наличие государственно властных полномочий. В соответствии с принципом разделения властей в систему госорганов входят: законодательные (представительные) – парламент, местные советы депутатов, судебные – верховный суд и т.д., исполнительные власти – Совмин, исполкомы. Некоторые выделяют контрольно-надзорный – прокуратура, КГК, некоторые исследователи выделяют 5 ветвь власти – главу государства, поскольку он стоит над всеми госорганами и совмещает в себе функцию законодательной и исполнительной власти. Каждый вид госвласти реализует соответствующую систему госорганов. Необходимо учитывать, что определенной частью исполнительной власти обладают различные госорганы: прокуратура, суды и т.д. Однако они не являются органами исполнительной власти, поскольку их главное предназначение заключается в осуществлении прокурорского надзора и правосудья, а не реализация госуправления. Не является госорганами государственные организации в лице госпредприятий и учреждений. Так администрация госпредприятий (завода, фабрики) в ходе реализации управленческих функций является органом внутреннего управления, т.е. управляет работниками своего коллектива, и к органом госуправления (исполнительной власти) не относятся. Таким образом ОГУ – это звено госаппарата, осуществляющее на основе и во исполнение законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность.  
ОГУ является частью госаппарата, поэтому им присущи основные черты, свойственные другим госорганам. Основными признаками (чертами) ОГУ является:
1) госорганизация, коллектив людей, госслужащих, определенным образом организованы и юридически оформлены
2) цель: осуществление задач и функций государства
3) вышеуказанные задачи и функции осуществляются посредством особого вида госдеятельности – госуправления
4) ОГУ наделе госвластью, которая закреплена во властных полномочиях
5) Каждый ОГУ имеет свою структуру
6) Каждый ОГУ имеет свой масштаб деятельности
7) ОГУ обладает определенной самостоятельностью
8) ОГУ соответствующим образом учреждается
9) ОГУ осуществляет свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормативного, юрисдикционого характера
10) ОГУ осуществляет общее, непосредственное, повседневное, оперативное руководство в экономической, социально-культурной, административно-политической и межотраслевых сферах
ОГУ правомочны устанавливать подзаконные юридические нормы и осуществлять нормотворческую деятельность. Административная правосубъектность ОГУ определяется уставом или положением, в котором определена его компетенция: назначение органа, его задачи, структура, формы, методы деятельности и др.

2.Система ОГУ представляет собой целостное явление, совокупность органов, однородных по своим задачам. Система ОГУ строится в соответствии с административно-территориальным устройством, а также с учетом других фактов: организационных, экономических, правовых. Вышестоящие и нижестоящие субъекты, т.е. обеспечивается определенная субординация в отношениях между ее элементами.
Перечень структурных звеньев системы госуправления:
1) президент – напрямую не относиться к ОГУ, является главой государства, однако наделен высшими полномочиями в сфере исполнительной власти
2) аппарат президента
• администрация президента
• управление делами президента
• совет безопасности
• КГК 
3) национальный банк
4) Совмин
• Президиум Совмина
• Аппарат Совмина
5) министерство
6) госкомитеты
7) организации, подчиненные правительству
8) высшая аттестационная комиссия
9) национальная академия наук
10) органы исполнительной власти на местном уровне
• органы местного управления (местные исполкомы, местные администрации, отделы и управления исполкомов)
• ОГУ на местах (управление КГБ по брестской области)
11) администрация госпредприятий, учреждений, организаций

3.Класификация ОГУ может быть различной, в зависимости от того, какая сторона их организации и деятельности ведет за основным критерием. 
Райсовет: госбюджетный, коллегиальный, местный. При классификации ОГУ в некоторых случаях следует исходить не только из наименований основного органа, а из его правового положения, а также места в общей системе ОГУ. В зависимости от тех или иных критериев ОГУ могут быть разбиты не определенные видовые группы:
1) по территориальному масштабу деятельности:
• центральный исполнительно-распорядительный ОГУ – Совмин
• республиканские ОГУ – министерства, госкомитеты и другие организации подчиненные правительству
• местные ОГУ – исполкомы, управления и отделы местных исполкомов, органы управления министерств и ведомств на местах, не подчиненные местным исполкомам
2) по порядку образования
• образуемые президентом
• Совмином
• Министерствами
• Местными исполкомами
3) по характеру и объему компетенций:
• органы общей компетенции – управляемы в пределах подведомственности или территориальности, одновременно всеми или основными отраслями управления (Совмин, местные исполкомы)
• ОГУ отраслевой компетенции – осуществляют руководство определенной отрасли (министерства, отделы управления исполкомов). В своей деятельности ответственны перед соответственным органами общей компетенции и им подотчетны
• ОГУ специально и межотраслевой компетенции – выполняют специализированные функции в определенных сферах управления (Минфин, налоговая)
4) по способу разрешения подведомственных вопросов:
• коллегиальные – во главе группа лиц, образующих коллегию. Основные вопросы обсуждаются и решаются на его заседаниях коллективно. Для вынесения решения по обсуждаемому вопросу необходим форум, а решение принимается большинством голосов. Эти органы призваны решать вопросы касающиеся многих отраслей госуправления (Совмин, исполкомы)
• единоличные – во главе одно лицо-руководитель (министр). Такой руководитель руководит данным органом и осуществляет общее руководство нижестоящими органами. Он единолично, под свою ответственность принимает решения, которые обязательны не только для должностных лиц, ответственных за определенный участок работы внутри аппаратов данного органа, но и для всех его работников, а также нижестоящих органов, предприятий и организаций (пример: приказ министра МВД, который носит нормативный акт). Органы единоличного управления: министерства, отделы и управления исполкомов, администрация предприятий.
5) по источникам финансирования:
• госбюджетные
• хозрасчетные
Деятельность каждого из видов регламентирована специальными правовыми актами: уставом, положением и др. НПА регламентирую деятельность всей совокупности или большей части ОГУ.

4. Принципы организации ОГУ – основополагающие начала, в соответствии с которыми осуществляется построение аппарата управления и определенные системы вышестоящих и нижестоящих ОГУ. Основной принцип организации (построения) ОГУ является:
1) отраслевой принцип построения аппарата управления. Он используется там и тогда, когда необходимо объединить под началом одного органа однородные объекты (предприятия, госучреждения) занимающихся хозяйственной, социально-культурной, экономической или административно-политической деятельностью. Этот орган управления осуществляет управление подчиненными органами, как правило, по всему кругу вопросов, связанных с деятельностью подведомственной организации (объектов). При таком построении аппарата управления существуют вышестоящие и нижестоящие органы.
2) линейный (линейная система) предполагает что у одного начальника несколько подчиненных, но подчиненный имеет одного начальника (пример: все школы района в управлении отдела образования райисполкома, которые подчинены по вертикали управлению образования облисполкома, а они министерству образования).
3) функциональный – предполагает построение аппарата таким образом , что ОГУ поручается осуществлять одну или несколько управленческих функций по отношению к объекту, не находящемуся в его административном подчинении, таким образом имеет место специализации в работе, т.е. на объект управления воздействует не одни общий руководитель, как при отраслевом построении, а несколько функционирующих органов (руководителей), при этом каждый из них только в части реализованных ими функций.
4) территориальный – предполагает создание таких органов, которые осуществляют общие функции, воздействуя в той или иной мере на все объекты, расположенные в пределах определенной территории. Подобные органы являются органами общей компетенции, их главная цель – управление территорией (административно-территориальные единицы). Предназначение: сбалансировать развитие подведомственной территории, обеспечить интересы проживающих на ней граждан. Это местные ОГУ.

Эти принципы в частном виде и не завися друг от друга не применяются, они взаимодействуют, дополняют и обогащают друг друга, но во всех случаях при образовании ОГУ один из этих принципов является основным, определяя сущность этого органа, а другие являются дополнительными.
Принципы деятельности ОГУ – общие закономерности, в рамках которых реализуются связи между ими и иными субъектами в процессе госуправления. Основными принципами деятельности ОГУ можно объявить:
1) верховенство закона
2) разделение и взаимосдерживание властей
3) приоритет и гарантирование прав личности
4) гласность деятельности ОГУ
5) ответственность 
6) профессионализм
7) сочетание централизации и децентрализации



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии