БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Организация учета и аудита » ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Место и роль бухгалтерского учета в системе управления организацией.
Бухгалтерский учет, отражая изменения в производственной, снабженческой и коммерческой деятельности организации, дает объективную информацию о кругообороте средств в процессе воспроизводства, которая используется организацией для принятия обоснованных и эффективных управленческих решений, обеспечивающих повышение прибыли и рентабельности организации.
Достоверная учетная информация необходима не только руководству (владельцу) организации для определения стратегии ее развития и способов повышения эффективности производства, но и государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платежеспособности организации и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска; акционерам и учредителям – для объективной оценки результативности работы организации. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели и другие организации, с которыми поддерживаются деловые и финансовые взаимоотношения. Содержание учетной информации оказывает влияние на принятие управленческих решений, так как ее анализ дает возможность выбора оптимальных действий для достижения поставленной цели.
На современном этапе развития экономики наряду с информационной возрастает и контрольная функция учета. Совершенствование управления процессами общественного воспроизводства на основе внедрения рыночных отношений, хозяйственного расчета и самофинансирования, аренды и других прогрессивных методов хозяйствования обусловливает необходимость улучшения бухгалтерского учета как инструмента контроля за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, предотвращения непроизводительных расходов и потерь.
В условиях рыночной экономики бухгалтерский учет должен обеспечить:
– формирование информации для принятия управленческих решений;
– контроль за наличием и движением имущества, рациональным и целевым использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
– своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно–финансовой деятельности, выявление и мобилизацию внутрихозяйственных резервов;
– улучшение финансово-хозяйственной деятельности организации;
– формирование научно обоснованной системы показателей, характеризующих результаты деятельности организации, ее отдельных подразделений и служб.
Бухгалтерский учет должен обеспечивать:
– объективность получения учетных данных;
– полноту, простоту, оперативность и экономичность учета;
– сопоставимость планируемых (прогнозных), нормативных и учетных показателей.
Приоритет учетной информации, ее полезность определяются значимостью и достоверностью данной информации.
Учетная информация дает возможность реализовать три функции управления: прогнозирование, контроль и оценку.
Прогнозирование (планирование) предполагает процесс формирования порядка действий, которые должны быть предприняты в будущем.
Контроль включает в себя комплекс процедур по отслеживанию фактического выполнения нормативно–плановых заданий.
Оценка предполагает изучение всей системы принятия управленческих решений с целью ее улучшения.
Таким образом, формирование рыночных отношений повышает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности организации.

2. Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности.
Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в целях достижения единообразия ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, достоверности отражения и своевременности поступления учетной и отчетной информации, обеспечения единых принципов исчисления налогов и сборов и заключается в создании единого методологического и правового обеспечения бухгалтерского учета и отчетности для всех организаций независимо от форм собственности, вида деятельности, ведомственной подчиненности.
Государственное регулирование осуществляется через издание законодательными органами власти и государственными органами управления законодательных актов и нормативных документов, обязательных для исполнения всеми субъектами хозяйствования.
Правовое регулирование бухгалтерского учета можно представить в следующем иерархическом порядке:
– первый уровень: Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и другие нормативные акты законодательной и исполнительной власти республики;
– второй уровень: положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и отчетности, утверждаемые Министерством финансов Республики Беларусь, и другими органами, на которые законодательно возложены функции нормативного регулирования бухгалтерского учета;
– третий уровень: методические указания и рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами в соответствии с действующим законодательством и содержащие более детальные рекомендации по организации учета соответствующих объектов;
– четвертый уровень: рабочие инструкции и указания по учету соответствующих операций и объектов непосредственно в организации (документы, определяющие учетную политику организации).
Вместе с тем организациям предоставлены определенные права в организации бухгалтерского учета. Так, они имеют право:
– самостоятельно выбирать форму ведения бухгалтерского учета;
– разрабатывать систему внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;
– устанавливать внутренние правила документирования хозяйственных операций, документооборота, ведения регистров бухгалтерского учета, проведения инвентаризаций;
– выбирать методы начисления амортизации и определения выручки от реализации продукции, работ, услуг;
– на основании Типового плана счетов бухгалтерского учета составлять рабочий план счетов с разбивкой его по субсчетам и аналитическим счетам, уточнять содержание отдельных субсчетов, исключать и объединять их.
Конкретные способы и методы ведения учета оговариваются в учетной политике.
В организациях руководство бухгалтерским учетом осуществляет главный бухгалтер или лицо, его заменяющее.

3. Руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь осуществляется органом государственного управления, на который Советом Министров Республики Беларусь возложены обязанности государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2007 г. № 332 «О государственном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь» государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь.
Министерство финансов Республики Беларусь разрабатывает, согласовывает и утверждает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями па территории Республики Беларусь:
– типовой план счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению;
– положения и инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности;
– иные нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.
Для решения практических вопросов методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью юридических лиц на территории Республики Беларусь в составе Министерства финансов Республики Беларусь создано Управление методологии бухгалтерского учета и отчетности.
Методологическое руководство бухгалтерским учетом в отдельных отраслях осуществляют отраслевые министерства и другие органы государственного управления, например, комитеты, концерны, департаменты. Они по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь разрабатывают и утверждают нормативные документы для подведомственных организаций с учетом специфики отрасли, осуществляют контроль за правильностью ведения учета и составления отчетности в организациях, составляют сводный баланс и отчетность в целом по министерству, проводят организационно–методическую работу по внедрению прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета.
Отраслевыми нормативными документами, регулирующими вопросы учета и составления отчетности, должны пользоваться и субъекты хозяйствования, не имеющие ведомственной подчиненности, но осуществляющие аналогичную организациям отрасли производственную деятельность.
Методологическое руководство бухгалтерским учетом в учреждениях банковской системы осуществляет Национальный банк по согласованию с Министерством финансов.

4. Сущность, значение и задачи организации бухгалтерского учета.
Под организацией бухгалтерского учета понимают систему мер (элементов) построения учетного процесса, обеспечивающих получение своевременной и достоверной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществление контроля за использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сохранностью имущества и готовой продукции собственников организации.
Организация бухгалтерского учета включает общие принципы регулирования бухгалтерского учета и непосредственно организацию бухгалтерского учета в субъектах хозяйствования.
Цель организации учета и аудита заключается в обеспечении рациональной организации бухгалтерского учета, работы учетного аппарата, бухгалтерии, планирования аудита, в рациональной организации документооборота, проведении инвентаризаций и аудита, разработке учетной политики.
Задачи организации бухгалтерского учета: обеспечение четкого порядка документального оформления хозяйственных операций, своевременного и полного отражения их в учете; повышение результативности учетной информации эффективности ее использования для оперативного управления производством; повышение производительности труда работников учетной службы.

5. Предпосылки организации учета.
Предпосылки организации учета:
– высокая общеэкономическая и специальная подготовка работников учетной службы;
– установление оптимальных объемов и сроков получения учетной информации для нужд управления производством и составления бухгалтерской, налоговой и – статистической отчетности;
– правильное решение вопроса о характере учетных взаимоотношений между структурными подразделениями и центральной бухгалтерией организации;
– рациональная организация технологии и управления производством, автоматизация всех участков учетной работы.

6. Стандартизация и унификация документа.
Основная цель организации бухгалтерского учета – формирование информации и группировка данных для анализа и принятия обоснованных, эффективных управленческих решений, обеспечение контроля за имуществом и готовой продукцией организации.
Систематизация и накопление информации осуществляются в учетных и бухгалтерских регистрах.
Записи в бухгалтерском учете осуществляются только на основании правильно заполненных первичных учетных документов, а также учетных регистров, применяемых в статистическом и оперативном учете, образуя систему первичной учетной документации.
Первичная учетная документация должна составляться на бланках унифицированных форм, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утверждаемых в соответствии с действующим законодательством.
Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь «О государственном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь» от 15 марта 2007 г. № 332 разработка и утверждение типовых унифицированных форм первичной учетной документации возложена на Министерство финансов Республики Беларусь. В разработке унифицированных форм первичной учетной документации принимают участие республиканские органы государственного управления, а также объединения (учреждения), подчиненные Совету Министров Республики Беларусь.
Республиканские органы государственного управления (кроме Министерства обороны Республики Беларусь и иных органов государственного управления, имеющие воинские формирования, воинские части, и организаций, финансируемых из бюджета) разрабатывают и утверждают по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь унифицированные формы для соответствующих видов деятельности и отраслей экономики.
Объединения (учреждения), подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, разрабатывают унифицированные формы для соответствующих видов деятельности и отраслей экономики и представляют их для утверждения в Министерство финансов Республики Беларусь.
По мере необходимости государственные органы управления, которым предоставлено право разрабатывать унифицированные формы первичной учетной документации, могут вносить в них изменения и дополнения, подлежащие обязательному согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь.
Формы документов первичного учета могут быть разработаны организацией и самостоятельно, однако такие формы обязательны для применения только в пределах этой организации. Форма и содержание документов должны соответствовать действующему законодательству.

7. Аудит как функция управления.
Аудит — это независимый контроль, который проводится с целью подтверждения (или не подтверждения) достоверности финансовой отчетности, а также установления правильности ведения бухгалтерского учета, т. е. его организации в соответствии с действующими нормативными положениями и стандартами.
В зависимости от цели и характера решаемых задач аудит подразделяется на внешний и внутренний.
Внешний аудит — это проверка бухгалтерской отчетности и других документов аудируемых лиц, осуществляемая независимыми аудиторами или аудиторскими организациями.
Объектом внешнего аудита (иногда его называют «аудит по закону») является финансово-хозяйственная деятельность организаций. Его цель – проверить законность хозяйственных операций и достоверность финансовой отчетности, а также определить, насколько ведение бухгалтерского учета соответствует установленным стандартам и процедурам, т. е. действующим правилам и положениям.
Внешний аудит независим по отношению к контролируемой организации и несет ответственность перед внешними потребителями ее информации (акционерами, учредителями, кредиторами, банками и др.).
В условиях рыночной экономики, когда каждая организация работает на принципах самоокупаемости и самофинансирования, важно обеспечить полное использование внутренних резервов повышения эффективности деятельности организации в целом и ее внутрихозяйственных формирований. Успешному решению этой задачи способствует рационально организованный внутренний аудит.
Под внутренним аудитом понимается организованная в интересах собственников и регламентированная внутренними документами субъекта предпринимательской деятельности система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.
Объектом внутреннего аудита являются финансово–хозяйственная и производственная деятельность организации, его целью – совершенствование организации и управления производством, поиск резервов повышения эффективности деятельности организации.
Внутренний аудит выступает по отношению к внешнему аудиту важным элементом оценки качества информационной базы организации. Внешние аудиторские службы в своей деятельности опираются на результаты внутреннего контроля.
Внутренний аудит проводится внутренними аудиторами, т. е. сотрудниками организации – работниками внутреннего контроля, других отделов или служб. По желанию руководства организации он может осуществляться внешними аудиторами.
Выступая в качестве одной из важнейших функций управления производством, внутренний аудит должен обеспечить:
– контроль за сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов, который достигается путем лимитирования их расходов, проведения инвентаризаций материально–производственных запасов, анализа оборачиваемости текущих активов, установления оптимальных размеров партий заготовляемых материалов;
– контроль за эффективностью использования трудовых ресурсов и расходованием средств на оплату труда, который обеспечивается систематическими проверками состояния трудовой дисциплины и нормирования труда, анализом использования рабочего времени и производительности труда, фонда оплаты труда и эффективности применяемых систем оплаты труда и премирования;
– оперативный контроль за формированием себестоимости продукции (работ, услуг), который должен осуществляться путем своевременного выявления отклонений от заданных параметров и выяснения причин и виновников, способствовавших таким отклонениям;
– оценку действующей и построение более рациональной системы управления организацией;
– контроль за эффективностью применяемых форм и методов бухгалтерского учета, который должен осуществляться путем систематической проверки организации документирования хозяйственных операций и документооборота, состояния внутрихозяйственного учета, контроля и внутренней отчетности.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии

  • GENAJag
    Написал(а): GENAJag
  • Jacog
    Написал(а): Jacog
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №27
  • cbetlana
    Написал(а): cbetlana
    В новости: Маршрут №27
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут № 30
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №15
  • RonnieUncen
    Написал(а): RonnieUncen
  • loram
    Написал(а): loram
  • Inna2200111
    Написал(а): Inna2200111
  • Shishkinrom
    Написал(а): Shishkinrom