БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Организация учета и аудита » СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Формы финансового контроля
В зависимости от охватываемой контролем сферы следует выделить три вида контроля:
1. административный;
2. технический;
3. финансово-хозяйственный.
Объектом финансово-хозяйственного контроля является комплекс хозяйственных процессов и финансовых операций в материальном производстве и в непроизводственной сфере. Финансово-хозяйственный контроль — система надзора за финансовыми операциями и хозяйственными процессами, совершаемыми, организациями независимо от форм собственности и видов деятельности с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления ее законности, достоверности и целесообразности, изыскание резервов повышения конечных результатов хозяйствования. Субъектами этого вида контроля выступают специалисты контрольно-ревизионных служб, представляющие государственный, общественный и аудиторский контроль.
Финансово-хозяйственный контроль в зависимости от его субъектов подразделяется на:
1. внутрихозяйственный;
2. ведомственный;
3. вневедомственный.
Субъектами внутрихозяйственного контроля являются финансовая, бухгалтерская, юридическая и другие функциональные службы организаций. Главное назначение внутрихозяйственного контроля — непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-хозяйственной деятельностью, устранение причин и условий, порождающих бесхозяйственность и хищения. Он помогает скорректировать деятельность субъектов хозяйствования и их структурных подразделений, дает возможность установить, какие именно службы и отделы организации, а также направления ее деятельности не способствовали достижению намеченных целей и повышению результативности работы.
Ведомственный контроль — контроль, осуществляемый министерствами (ведомствами), ассоциациями, концернами и другими вышестоящими органами управления за деятельностью прямо подчиненных им организаций.
Вневедомственный контроль — контроль, осуществляемый органами общей и специальной компетенции за деятельностью прямо не подчиненных им организаций независимо от формы собственности и видов деятельности.
Под формой контроля понимаются способы конкретного выражения и организации контрольных действий. Принято различать три формы финансово-хозяйственного контроля:
1. Ревизия;
2. Тематическая проверка;
3. Счетная проверка отчетности.
Ревизия – обязательная регулярная форма последующего контроля, предусматривающая:
- наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования;
- осуществляющая контроль с использованием первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, проверки фактического наличия денежных средств и материальных ценностей, в процессе которой проверяется законность, достоверность и экономическая целесообразность совершаемых хозяйственных операций, а также ведение бухгалтерского учета по всем видам деятельности контролируемого объекта.
Ревизия является наиболее действенной формой последующего контроля. Её выводы обосновываются документальным подтверждением и фактическими данными. Ревизия направлена на выявление, предупреждение нарушений финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. Она является формой государственного контроля.
Тематическая проверка – форма контроля, в процессе которого устанавливается законность отдельных хозяйственных операций или отдельных сторон деятельности субъекта хозяйствования.
Счетная проверка отчетности также является формой последующего контроля, в период которого исследуется достоверность отчетных данных специалистами вышестоящих органов управления и другими заинтересованными лицами при их представлении Она включает в себя как элементы формальной проверки (наличие и правильность заполнения реквизитов и т.д.), так и контроля по существу.

2. Планирование и организация системы внутреннего контроля
Внутрихозяйственный контроль выступает как самостоятельная функция управления внутри организации, отличается глубиной и точностью, поскольку осуществляется там, где находится центр тяжести управления. Субъектами этого вида контроля являются финансовая, бухгалтерская, юридическая и другие функциональные службы организаций в пределах определенных полномочий и имеющейся компетенции. Внутрихозяйственный контроль осуществляется в организации в соответствии с утвержденными Положениями о функциональных отделах (структурных подразделениях субъекта хозяйствования), а также с имеющимися функциональными обязанностями специалистов отделов организаций. Главное назначение внутрихозяйственного контроля - непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-хозяйственной, снабженческо-сбытовой и производственной деятельности, обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранение причин и условий, порождающих бесхозяйственность и хищения. Внутрихозяйственный контроль способствует своевременному выявлению и устранению факторов, причин и условий, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели. Он помогает скорректировать деятельность субъектов хозяйствования и их структурных подразделений, дает возможность установить, какие именно службы и отделы организации, а также направления ее деятельности не способствовали достижению намеченных целей и повышению результативности работы. В системе внутрихозяйственного контроля ведущая роль принадлежит контролю, осуществляемому работниками бухгалтерии организации в форме:
- предварительного контроля на стадии рассмотрения первичных документов, поступивших в бухгалтерию на подпись, а также при визировании договоров, смет и других документов, связанных с расходованием денежных средств и материальных ценностей;
- текущего контроля в ходе учетной регистрации хозяйственных операций и инвентаризаций материальных и других ценностей;
- последующего контроля на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации, а также посредством проводимых совместно с другими функциональными службами контрольных действий в отдельных внутрихозяйственных подразделениях, структурах, службах.
Роль внутреннего контроля в настоящее время возрастает, так как он представляет собой эффективный механизм управления деятельностью организации в целом и обеспечения соблюдения политики руководства каждым отдельным работником. Однако следует вместе с тем констатировать, что до настоящего времени не разработа¬ны и не утверждены организационно-методические положения внутреннего контроля, которые могли бы иметь рекомендательный характер для руководства организации при разработке системы внутреннего контроля.
Одним из основных составляющих элементов системы внутреннего контроля является система бухгалтерского учета, которая формирует необходимую для контроля информацию. Формально система бухгалтерского учета обособлена от контроля. Однако провести четкую разделительную грань между ними не представляется возможным, так как бухгалтерский учет сам по себе выполняет не только информационную, но и контрольную функцию. Элементы метода бухгалтерского учета являются основой контрольных процедур. В системе бухгалтерского учета реализуются многие контрольные процедуры. Следовательно, элемент контроля присутствует на каждой учетной стадии с различной целевой направленностью, и состав процедур контроля определяется составными элементами бухгалтерского учета. Кроме того, системой бухгалтерского учета предопределяется предмет внутреннего контроля — законность и целесообразность использования активов (имущества) организации в процессе хозяйственной деятельности в соответствии с ее уставом. Однако необходимо, во-первых, конкретизировать контрольную функцию самого бухгалтерского учета и дополнить данный элемент системы внутреннего контроля такими компонентами, как оперативный учет и внутренняя (сегментная) отчетность. Для внутреннего контроля информационная база формируется не только в бухгалтерском учете, но и в процессе оперативного учета (данные используются для оперативного контроля) и при подготовке форм внутренней отчетности. Конкретизация содержания форм внутренней отчетности и представление их разным пользователям (соответствующего уровня управления) исполняют роль дополнительного условия формирования контрольной среды — разделение полномочий и ответственности. Из функций контроля целесообразно выделить информативную, коммуникативную, оперативную, защитную, регулятивную и превентивную. Причем последняя функция наиболее характерна для внутреннего контроля и предупреждая нежелательные отклонения на стадии зарождения операции, а также предотвращая действия, противоречащего требованиям нормативных документов и целям деятельности организации, является наиболее важной в современных условиях.
Процесс познания сущности такой важной управленческой категории, как система контроля, выявление особенностей реализации различных ее составляющих, осмысление механизма функционирования выражаемых ею отношений, подразумевает необходимость ее классификации по различным критериям.
Одним из важнейших критериев классификации внутреннего контроля является формальный признак. Выбор формы внутреннего контроля, построение его организационной структуры находится под воздействием следующих факторов:
внешние условия функционирования организации, ее размеры, организационная структура, виды и масштабы деятельности;
количество и региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений и дочерних компаний;
стратегические установки, цели и задачи;
отношение руководства к внутреннему контролю;
ресурсное обеспечение;
степень автоматизации и компьютеризации деятельности;
уровень компетентности кадрового состава.
Для формирования эффективно функционирующего внутреннего контроля система управления должна как минимум пройти следующие этапы:
1) оценка эффективности существующей структуры управления и определения направлений ее корректировки в рамках данного этапа. Для этого следует разработать внутренние положения об организационной структуре организации с описанием структурных подразделений и указанием административной, функциональной методической подчиненности, направлений деятельности, выполняемых функций, прав и ответственности, регламента их взаимоотношений, организации документооборота. Это необходимо для координации функционирования всех составляющих системы внутреннего контроля в организации;
2) анализ определенных ранее целей функционирования организации и соответствие их стратегии и тактики бизнеса, размерам, структуре и возможностям организации.
3) разработка бизнес-плана, обосновывающего деловую концепцию организации, соответствующую изменяющимся условиям хозяйствования, а также перечня конкретных мероприятий, способных реализовать эту деловую концепцию и укрепить позиции организации на рынке. Это будет являться основой для организации эффективного контроля всех аспектов функционирования предприятия;
4) организация специализированного структурного подразделения, основной задачей которого будет осуществление контрольных функций в организации;
5)выработка типовых процедур проведения контроля всех аспектов деятельности организации.
По критерию использования современных автоматических средств для осуществления контрольных процедур следует выделить внутренний контроль неавтоматизированный, частично автоматизированный и автоматизированный.
Внутренний контроль целесообразно классифицировать по значимости субъектов, его осуществляющих. В этом аспекте исполнителей можно ранжировать по определенным уровням.
К высшему уровню субъектов контроля следует отнести работников, для которых выполнение контрольных процедур является прямой должностной обязанностью (сотрудники ревизионного отдела, ревизионные комиссии служб т.д.).
К следующему уровню следует отнести административно-управленческий персонал организаций, который, в конечном итоге, отвечает за эффективность управления организацией, в связи с чем организация и осуществление действенного контроля является для него объективной необходимостью.
Следующим субъектом контроля по данной классификации являются работники функциональных отделов и служб (планово-экономического, финансового, отдела кадров и т.п.), которые обязаны осуществлять определенные контрольные действия для реализации служебных функций, которые за ними закреплены непосредственно.
Далее в данной схеме следуют работники, в чьи обязанности непосредственно контроль не входит, но в силу производственной необходимости они должны выполнять и контрольные функции (например, рабочий, контролирующий качество работы оборудования).
И, наконец, последними участниками контрольного процесса в широком смысле слова являются потребители услуг организаций, являющиеся наиболее объективными контролерами.
Опираясь на данную классификацию, организации могут разрабатывать организационную схему построения внутреннего контроля с учетом своих технологических, структурных и других особенностей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что система внутреннего контроля хозяйствующего субъекта представляет функционально организационную совокупность контрольной среды, включающей объекты, субъекты контроля, системы информационного обеспечения, представленной бухгалтерским учетом и внутренней отчетностью, и его метода, объединяющего соответствующие приемы и способы изучения объектов контроля с использованием значительной номенклатуры учетно-контрольных процедур.
Являясь одним из элементов системы управления организацией, внутренний контроль призван обеспечить возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение. Внутренний контроль представляет собой сплошной механизм, все составляющие которого взаимосвязаны друг с другом и взаимодействуют на различных стадиях управленческого процесса.

3. Регулирование и стандартизация аудиторской деятельности
В соответствии с законодательством Республики Беларусь, государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров, Министерством финансов, Национальным банком и иными государственными органами имеющими на это полномочия.
Для выполнения задач связанных с государственным регулированием аудиторской деятельности, обязанности по государственному регулированию аудита возложены на Министерство финансов Республики Беларусь. В его составе с 8 октября 1998 г. Создано Главное управление аудита. Ныне – Управление аудита.
Президент Республики Беларусь устанавливает общий порядок государственного регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь. Декретом Президента РБ от 28.07.99 г. №30 были внесены изменения в порядок государственного регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь. Этим Декретом полномочия по государственному регулированию аудиторской деятельности перешли от общественной организации (Аудиторской палаты) к Министерству финансов Республики Беларусь.
Сейчас аудиторская деятельность регулируется соответствующим Законом. В данном Законе определяются организации, которые должны проводить обязательный аудит.
Компетенция Министерства финансов в области государственного регулирования аудиторской деятельности определена в статье 22 Закона «Об аудиторской деятельности» от 25.06.2007 г. В соответствии с данной статьёй Министерство финансов:
• разрабатывает методологию аудита;
• принимает нормативные правовые акты в области осуществления аудиторской деятельности;
• устанавливает республиканские правила аудиторской деятельности (кроме аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях);
• проводит аттестацию аудиторов;
• осуществляет в пределах своей компетенции разъяснение законодательства об аудиторской деятельности;
• осуществляет контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами - индивидуальными предпринимателями законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий;
• ведет Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций в установленном им порядке.
Статья 23 Закона «Об аудиторской деятельности» определила компетенцию Национального банка в области государственного регулирования аудиторской деятельности.
Министерство финансов Республики Беларусь представляет интересы Республики Беларусь в международных организациях по вопросам аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством.
Для выполнения этих функций в составе Министерства финансов образовано Управление аудита (Постановление Совета Министров РБ №1558 от 09.09.99 г.). Для качественного выполнения функций в Министерстве финансов создан Методологический совет по аудиторской деятельности.
В целях совершенствования и унификации законодательства Республики Беларусь в области аудита Министерство финансов сотрудничает с международными аудиторскими организациями, аудиторами и аудиторскими организациями зарубежных стран.
Аудиторские стандарты – это установленные критерии, принципы, процедуры, которые должны соблюдаться всеми аудиторами и аудиторскими организациями при проведении аудиторских проверок.
Международные стандарты аудита используются аудиторами различных стран. Однако международные стандарты аудита не учитывают особенности национального законодательства отдельных стран, в том числе и Республики Беларусь. Поэтому в Республике Беларусь разрабатываются национальные стандарты аудита с учетом особенностей законодательства РБ на основе международных стандартов аудита. Разработкой правил аудиторской деятельности в РБ занимается Министерство финансов (непосредственно – специалисты Управления аудита). В статье 18 Закона «Об аудиторской деятельности» определено, что правила аудиторской деятельности – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в том числе к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также к оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих аудиту услуг и к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации.
Аудиторские стандарты подразделяются на:
общие,
рабочие,
составления отчета.
Помимо этого правила аудиторской деятельности подразделяются на:
республиканские правила аудиторской деятельности;
внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов;
правила аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя.
Республиканские правила аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей, а также для аудируемых лиц, за исключением содержащихся в правилах положений, которые носят рекомендательный характер. Данные правила утверждаются постановлениями Министерства финансов.
В состав правил аудиторской деятельности входят:
1. Планирование аудита;
2. Рабочая документация аудитора;
3. Цели и общие принципы бухгалтерской и финансовой отчетности;
4. Аудиторские доказательства;
5. Аналитические процедуры;
6. Существенность и аудиторский риск;
7. Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности;
8. Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Объединение аудиторских организаций или аудиторов вправе, если это предусмотрено его уставом, устанавливать для своих членов внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов, которые не могут противоречить республиканским правилам аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов не могут быть ниже требований республиканских правил аудиторской деятельности.
Аудиторская организация или аудитор - индивидуальный предприниматель вправе устанавливать свои правила аудиторской деятельности, которые не могут противоречить республиканским правилам аудиторской деятельности. При этом требования данных правил не могут быть ниже требований республиканских правил аудиторской деятельности и правил аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов, членами которого они являются.

4. Квалификационные характеристики специалистов по аудиту
Аудитор должен обладать глубокими теоретическими знаниями и практическим опытом учетно-аналитической или контрольно-ревизионной работы. Это предполагает наличие у него законченного высшего экономического или юридического образования и стажа практической работы, а также сдачу специальных экзаменов для получения квалификационного аттестата аудитора. Аттестация физических лиц претендующих на получение квалификационного аттестата аудитора предшествует лицензированию (Постановление Совета Министров №650 от 22.05.02 г. «Об аттестации на право осуществления аудиторской деятельности» с последующими изменениями и дополнениями).
Квалификационные аттестаты выдаются Министерством финансов физическим лицам после сдачи ими квалификационных экзаменов, а также юридическим лицам – после собеседования.
Министерством финансов разработано Положение о квалификационной комиссии и квалификационных экзаменах.
Первый экзамен проводится по следующим разделам программы: бухгалтерский учет и отчетность, анализ хозяйственной деятельности, внешнеэкономическая деятельность и валютные операции, ценные бумаги и рынок ценных бумаг, налоги и другие обязательные платежи, государственные целевые бюджетные фонды.
Второй экзамен по программе: порядок осуществления аудиторской деятельности, правила аудиторской деятельности, методика проведения аудиторских проверок и оказания аудиторских услуг, основы правового регулирования имущественных и трудовых отношений, разгосударствление и приватизация государственного имущества, ценообразование в Республике Беларусь.
Аудитор обязан в течение каждого календарного гола, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, повышать свою квалификацию.
Документом, подтверждающим право на занятие аудиторской деятельностью, является лицензия установленного образца, выдаваемая аудиторским организациям или аудиторам - индивидуальным предпринимателям.
Порядок выдачи и продления срока действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности установлен Положением о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденного Постановлением Совета Министров №1346 от 17.10.03 г. Лицензируемая аудиторская деятельность осуществляется физическими лицами и аудиторскими организациями. Лицензии выдаются сроком на 5 лет. Далее возможно продление на 5 лет.
Лицензионными требованиями и условиями к соискателю лицензии при ее выдаче, являются:
к индивидуальному предпринимателю:
стаж работы не менее двух лет в аудиторской организации в должности аудитора, в системе внутреннего аудита на должностях по специальностям, соответствующим экономическому или юридическому образованию, аудитором - индивидуальным предпринимателем в течение последних пяти лет перед обращением за получением лицензии;
к юридическому лицу:
наличие в штате юридического лица не менее трех аудиторов, включая руководителя. Не менее 50 % работников аудиторской организации должны составлять граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 %.
Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им аудиторской деятельности, также являются:
- повышение квалификации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
- соблюдение требований и условий, установленных законодательными актами Республики Беларусь, регулирующими аудиторскую деятельность.
Порядок выдачи, продления, приостановления и аннулирования лицензий на осуществление аудиторской деятельности в банковской сфере определяется Правилами лицензирования и осуществления аудиторской деятельности в банковской системе Республики Беларусь, утвержденными Постановлением Национального Банка от 02.07.03 г. №123.

5. Основные этапы аудиторской проверки.
Можно выделить следующие технологические этапы аудита:
• определение объема аудита (составление письма-обязательства о согласии на проведение аудита, договора оказания аудиторских услуг);
• подготовка и планирование аудита (предварительный аналитический обзор и диагностика проверенного объекта, формирование группы аудиторов и подготовка организационно-распорядительных документов, составление общего плана проведения аудита, оценка риска неэффективности аудита и установление границ существенности);
• оценка организации и состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля в аудируемой организации (изучение элементов системы внутреннего контроля, среды контроля, учетной системы, контрольных моментов, оценка риска контроля и определение ключевых контрольных моментов, тестирование контрольных моментов, составление скорректированной программы аудита);
• проведение аудита в соответствии с программой проверки и сбор аудиторских доказательств (тестирование и проверка хозяйственных операций, осуществление аналитических процедур, сбор, документирование и оценка аудиторских свидетельств)
• подготовка рабочей документации аудитора;
• обобщение и оценка результатов, составление аудиторского заключения и его реализация (проверка непредвиденных обстоятельств и последующих событий, обобщение и аналитическая оценка результатов, составление и представление аудиторского заключения, выработка решений и рекомендаций, контроль за их исполнением)
Подготовка к проведению аудита включает в себя определение объема аудиторской проверки, стоимости ее проведения, заключение договора на оказание аудиторских услуг. Договору может предшествовать письмо-обязательство аудитора - индивидуального предпринимателя или аудиторской организации о согласии на проведение аудита.
Письмо-обязательство составляется в случае обращения заказчика аудиторских услуг в аудиторскую организацию (к аудитору - индивидуальному предпринимателю) в письменной форме с предложением о проведении аудиторской проверки. В обращении должна быть представлена исчерпывающая информация о клиенте: полное его наименование, дата и номер государственной регистрации, виды деятельности, состав учредителей, участников и собственников имущества, юридический и фактический адреса и др.
Письмо-обязательство направляется заказчику аудиторских услуг с целью документального подтверждения правильности понимания им условий предстоящего договора. Письмо-обязательство подтверждает согласие аудитора или аудиторской организации на проведение аудита, понимание аудитором поставленной перед ним задачи на проведение аудита, степени ответственности перед клиентом.
Правоотношения, возникающие между сторонами при проведении аудита, регулируются договором оказания аудиторских услуг. Договор оказания аудиторских услуг существенно отличается от иных гражданско-правовых договоров, так как в его содержании незримо присутствуют интересы третьей стороны - пользователей финансовой отчетности.
По договору оказания аудиторских услуг аудиторская организация или аудитор - индивидуальный предприниматель с одной стороны (исполнитель) обязуются оказать аудиторские услуги (провести аудит и (или) выполнить сопутствующие аудиту услуги) по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно Закону РБ «Об аудиторской деятельности» договор оказания аудиторских услуг заключается в простой письменной форме и включает следующие существенные условия:
1. предмет договора;
2. сроки выполнения аудиторских услуг;
3. стоимость оказываемых аудиторских услуг;
4. права и обязанности сторон;
5. ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором;
6. иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В предмете договора указывается вид аудиторских услуг и дается характеристика масштаба аудита, включая ссылку на действующее законодательство, правила аудиторской деятельности.
Далее в договоре необходимо определить сроки выполнения работ с указанием их начала и окончания.
В разделе договора о стоимости оказываемых аудиторских услуг указываются: стоимость аудиторских услуг и порядок ее определения; порядок и сроки оплаты аудиторских услуг.
Договор подписывается представителями сторон и их подписи скрепляются печатями (при их наличии).

6. Планирование аудита
Планирование аудита осуществляется в соответствии с правилом аудиторской деятельности «Планирование аудита», утверждённым постановление Минфина от 04.08.2000 г. №81.
Планирование является начальным этапом проведения аудиторской проверки и состоит из разработки общего плана аудита, а также аудиторской программы, определяющей объём. Виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудитором объективного и обоснованного мнения об отчетности.
Планирование осуществляется от написания письма-обязательства и до заключения соответствующего договора, так как сначала аудитор должен принять решение о возможности аудита или об отказе в его проведении.
Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Процесс планирования подразделяется на этапы.
Первый этап — предварительное планирование, в ходе которого аудитор: получает информацию о внешних и внутренних факторах, отражающих экономическую ситуацию в стране и определяющих особенности аудируемого лица; изучает организационно-управленческую структуру; определяет виды производственной деятельности и номенклатуры выпускаемой продукции; знакомится с уровнем рентабельности, порядком распределения прибыли; знакомится с системой внутреннего контроля.
В результате аудитор оценивает возможность проведения аудита, а также согласовывает с руководством потенциального клиента основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.
Второй этап — подготовка и составление общего плана аудита. Для чего аудитор: выявляет с помощью аналитических процедур наиболее значимые для аудита области; оценивает систему внутреннего контроля; устанавливает приемлемый уровень существенности и аудиторского риска, позволяющий считать бухгалтерскую отчетность достоверной; определяет необходимые процедуры.
В общем плане указываются: ожидаемый объем, график, сроки аудиторской проверки и пр.
Третий этап — подготовка и составление программы аудита, который включает в себя: определение детального перечня аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.
Программа аудита определяет объем, виды и последовательность аудиторских процедур, предполагаемый перечень рабочей документации аудитора, который необходим для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности аудируемого лица.
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

7. Организация внутреннего аудита в организациях. Оформление результатов внутреннего аудита.
Действующими методическими положениями по аудиту определено, что внутренним аудитом является организованная в интересах собственников и регламентированная внутренними документами субъекта система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Он может быть организован в форме ревизионных комиссий, ревизоров, внутренних аудиторов или группы внутренних аудиторов.
Внутренний аудит выступает по отношению к внешнему аудиту важным элементом оценки качества информационной базы организации. Внешние аудиторские службы в своей деятельности опираются на результаты внутреннего контроля.
Объектом внутреннего аудита являются финансово-хозяйственная и производственная деятельность организации (фирмы). Его цель — совершенствование организации и управления производством, поиск резервов повышения эффективности деятельности организации.
Необходимость внутреннего аудита в качестве надзорного механизма за системой внутреннего контроля организации, и, в частности, ее учетным обеспечением, обусловлена также наличием ограничений ее эффективности, к которым можно отнести:
вероятность давления на персонал при исполнении ими своих служебных обязанностей как внутри, так и вне организаций;
недостаточную квалификацию учетного персонала, вследствие чего допускается некачественное исполнение работ;
непоследовательное отношение (игнорирование) руководящего персонала к контрольным моментам в своей работе.
Кроме того, в качестве мотивации организации внутреннего аудита в организациях обоснованно предположить действие следующих факторов:
постоянное изменение законодательства Республики Беларусь;
стремление административно-управленческого персонала к усилению эффективности управления организацией;
контроль за рациональным использованием ресурсов.
Все это обуславливает системно-ориентированный характер внутреннего аудита, заключающийся в осуществлении наблюдений внутри системы контроля организации.
Роль и функции внутреннего аудита определяются руководством субъекта хозяйствования и целями его развития, в отличие от роли и функций внешнего аудитора, основная функция которого — формирование независимого мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Функции внутреннего аудита меняются в зависимости от требований руководства субъекта хозяйствования.
Можно выделить следующие основные функции:
• проверку состояния экономики подведомственных предприятий, организаций и учреждений;
• анализ производственной, финансовой и коммерческой деятельности, выполнения хозяйственных и финансовых планов;
• проверку соблюдения законности и исполнительской дисциплины, состояния работы по повышению эффективности, рентабельности производства, осуществлению строжайшего режима экономии;
• упрощение структуры и удешевление управленческого аппарата;
• контроль за сохранностью имущества организаций;
• выявление финансовых и хозяйственных нарушений, недостач, излишков, бесхозяйственности и установление причин и условий, способствующих данным нарушениям;
• контроль за правильностью постановки и ведения бухгалтерского учета и достоверностью отчетности. Внутренний аудит несет определенную ответственность перед руководством за состояние систем учета и управления, осуществляет контроль за их взаимодействием и разрабатывает рекомендации по их усовершенствованию;
• выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства;
• контроль за соблюдением законов, инструкций, других нормативных требований, а также установок и распоряжений руководства субъекта хозяйствования.
Осуществляя контроль за этими видами деятельности, специальные службы внутреннего аудита могут выполнять консультативные функции в отношении должностных лиц учетно-экономического персонала, а также работников нижестоящих структурных подразделений (бригад, отделений, звеньев).
В этой связи целесообразно разрабатывать программу внутрихозяйственного документального контроля для специалистов-технологов и материально-ответственных лиц по нижеприведенной форме.
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель организации ___
«»_______200 г.
ПРОГРАММА
внутрихозяйственного документального контроля
для специалистов-технологов и материально-ответственных лиц

Субъект
контроля Наименование
документа Количество
экземпля-ров Контролируемые
вопросы Сроки контроля
Касса Акт инвентаризации 2 Инвентаризация
кассовой наличности Ежеквар-тально

Главный бухгалтер
(подпись.Ф. И.О.)
Начальник отдела внутреннего аудита ____
(подпись. Ф.И.О.)

Осуществление контрольных функций внутренними аудиторами регламентируется отраслевыми инструкциями, разрабатываемыми министерствами и ведомствами.
Внутренний аудит — это необходимый элемент управленческого контроля в средних и крупных организациях. И если внутренний аудит функционирует эффективно, его материалы без проведения детальной проверки могут быть использованы внешним аудитором. Если же внутренний аудит неэффективен, внешний аудитор может дать совет по усовершенствованию его работы.
Доверие, оказываемое внутреннему аудитору внешним аудитором, стимулирует его профессионализм и деятельность внутренних аудиторов для эффективного ведения бизнеса, сохранности активов.
Внешний аудитор не может в полном объеме доверять внутреннему аудитору, так как последний является структурным подразделением собственника. Внутренний аудит использует совокупность методов и процедур, разработанных менеджментом субъекта хозяйствования для содействия в эффективном ведении бизнеса.
Целями внутреннего аудита в отношении учета являются: ограничение доступа к активам организации; правильность отражения на счетах бухгалтерского учета совершаемых в организации хозяйственных операций; правильность формирования финансовой информации. Поэтому основными аудиторскими процедурами являются арифметическая проверка, встречная проверка, взаимный контроль документов, инвентаризации, анализ финансовых результатов.
Внешний аудитор при оценке степени доверия внутреннему аудиту должен учитывать:
• цели, масштаб деятельности и организационный статус отдела внутреннего аудита;
• квалификацию персонала, его профессионализм и порядок найма его на работу; наличие практического опыта, специальных знаний и навыков;
• порядок планирования, документирования и анализа работы отдела внутреннего аудита;
• наличие технической и методической базы отдела внутреннего аудита (справочники, руководства, нормативная литература);
• степень самостоятельности внутренних аудиторов в вопросах планирования и непосредственного осуществления работ;
• степень свободы в общении с руководством предприятия и с внешними аудиторами;
• организацию системы отчетности внутренних аудиторов, качество отчетов, их результативность и внедрение их рекомендаций в работе предприятия.
Внутренний аудит — составная часть организационной структуры субъекта хозяйствования. Независимо от степени его автономии и объективности, внутренний аудитор не может достигать того же самого уровня независимости, как внешний аудитор при выражении своего мнения относительно бухгалтерской (финансовой) отчетности. Внешний аудитор несет персональную ответственность за выражение аудиторского мнения, и эта ответственность не может быть уменьшена даже при условии нормального функционирования внутреннего аудита.
Общий анализ результатов работы внутреннего аудита и их оценка может включать следующие критерии:
- программа и объем работы внутреннего аудита соответствуют целям аудиторской проверки;
- внутренний аудит проводится специалистами, имеющими соответствующий уровень профессионального образования, навыков и компетентности, работа правильно спланирована, квалифицированно проведена и документально оформлена;
- по результатам работы внутреннего аудита сделаны соответствующие выявленным обстоятельствам выводы, отчетность подготовлена на основе результатов проведенной работы;
- замечания или проблемные вопросы, поднятые внутренним аудитором, решены.
Результатом внешнего аудита является аудиторское заключение — документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, местных органов самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована. В отличие от внешнего аудита, результат внутреннего аудита — внутренний документ, который должен быть передан руководству субъекта хозяйствования, вышестоящему органу и другим органам, по заданию которого проводилась проверка.
В результате контрольных действий служба внутреннего аудита должна сформировать суждение о достоверности показателей форм внутренней отчетности и целесообразности тех или иных показателей, форме, сроках и адресности представления. В процессе проверки достоверности информационного содержания форм внутренней отчетности аудитор может также использовать все приемы и способы получения доказательств: выборочная проверка данных первичного, аналитического учета и их сверка с формами внутренней отчетности, арифметический пересчет данных, запросы и получение письменных подтверждений, сравнение с предыдущими отчетными периодами (декада, месяц, квартал), расчет обоснования нормативов (бюджетов) по отдельным видам издержек, использование приемов оперативного анализа хозяйственной деятельности и др.
Результаты наблюдения за использованием информации внутренней отчетности должны быть зафиксированы и наглядно представлены с тем, чтобы была возможность осуществлять дальнейшие контрольные процедуры за эффективностью использования внутренней отчетности.
Заключительным этапом методики внутреннего аудита является проверка бухгалтерской отчетности, по результатам которой должно быть сформировано суждение о том, что при ее составлении было обеспечено соответствие отчетных данных синтетического и аналитического учета и действующему законодательству.
Основное условие эффективной деятельности службы внутреннего аудита — наличие специфических средств труда — внутренних стандартов. Наличие стандартов внутреннего аудита обуславливает наличие профессионализма и эффективность его деятельности. Такие стандарты должны содержать обоснование принимаемых руководством организации решений по устранению (предупреждению) выявленных нарушений в области постановки учета, документооборота, учетной политики организации.
Стандарт — это основные пути выполнения действий в установленной последовательности. В зарубежной практике большинство организаций имеют специальные руководства по документообороту и ведению документов.
Стандарты внутреннего аудита должны разрабатываться организацией самостоятельно, исходя из условий ее функционирования и с учетом ее организационной структуры, численности работников, учетной политики, специфики деятельности, материально-технического обеспечения и обеспечения высококвалифицированными специалистами. Изучение нормативно-правовой документации Республики Беларусь показало, что в настоящее время законодательно не закреплены положения о внутреннем аудите организации, и их стандартах в частности. Необходимо конкретизировать форму и структуру типового стандарта внутреннего аудита организации следующим образом:
1. Общая часть
а) Цель и задачи стандарта
б) Область применения стандарта
в) Срок действия стандарта
г) Основные определения
2. Основная часть
а) Основные требования
б) Методические указания по достижению цели и решению задач стандарта
в) Взаимосвязь стандарта с законодательством
3. Приложения
В случае если в организации отсутствует служба внутреннего аудита, то при ее создании первоначально необходимо констатировать основной регламент внутреннего аудита: Положение о службе внутреннего аудита по следующей форме:
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель организации
« __»_____________200 года

Положение о службе внутреннего аудита организации
1. Общее положение и основные задачи службы (отдела).
1.1. Служба внутреннего аудита является структурным подразделением административно-управленческого персонала предприятия и не располагает собственными источниками доходов. Она подчинена руководителю исполнительного органа и независима от должностных и материально-ответственных лиц, чью служебную деятельность проверяет и контролирует.
1.2. Количественный и качественный состав работников аудиторской службы согласовывается руководителем предприятия с членами правления (совета). В состав аудиторской службы могут назначаться как члены данного предприятия, так и граждане на контрактной основе, в обоих случаях не находящиеся в близких родственных связях с руководителем этого предприятия. Прием на работу специалистов по внутреннему аудиту проводится на конкурсной основе с обязательным прохождением трехмесячного испытательного срока, в течение которого окончательно решается вопрос о профессиональной подготовленности работника.
1.3. Основные текущие и перспективные задачи в работе службы внутреннего аудита определяются руководителем предприятия. Они заключаются в осуществлении постоянного контроля за соблюдением Устава и учредительных документов предприятия, состоянием и движением имущества, рациональным использованием основных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с принятыми на предприятии бизнес-планами, нормами, нормативами, договорами и другими утвержденными показателями и правилами.
1.4. Своевременное выявление и предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой и инвестиционной деятельности предприятия, выдача рекомендаций по мобилизации внутренних резервов производства, а также по оптимизации расходов на содержание социальной сферы и инфраструктуры предприятия.
1.5. Аудиторская служба осуществляет свою деятельность в полном соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, учредительными документами и правилами трудового распорядка предприятия. Оплата работников регулируется положением об оплате труда, действующим на данном предприятии.
2.Обязанности и права службы (отдела) внутреннего аудита.
Таким образом, функционирование внутреннего аудита в качестве составного элемента системы внутреннего контроля организации обусловлено объективной необходимостью повышения качества информации, используемой для принятия управленческих решений. При этом необходимо подчеркнуть особый статус внутреннего аудита в системе внутреннего контроля организации. Он призван обеспечить снижение информационного риска, выступая действенным рубежом контроля, уменьшающим вероятность проникновения в учетную информационную систему преднамеренных и непреднамеренных нарушений, погрешностей, ошибок.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии