УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Сущность и значение учетной политики субъекта хозяйствования
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского и налогового учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают и не учитывают последствия применения тех или иных элементов. Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов, финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за разные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.
Понятие учетной политики определено ст. 6 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», а также Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», которое определяет общий порядок формирования, разработки и утверждения учетной политики.
Учетная политика - совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией – первичного наблюдения, стоимости измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Бухгалтерские приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки и списания затрат, имеют непосредственную связь с налогообложением. В последнее время организациям предоставляется возможность выбирать для себя в рамках текущего законодательства наиболее рациональный способ ведения бухгалтерского учета, обеспечивающий желаемую величину прибыли и показатели финансовой устойчивости организации. При раскрытии учетной политики организации опираются на действующие на текущий момент нормативные документы.
Положения действующих нормативных документов по отношению к учетной политике делятся на две группы: одновариантные; многовариантные.
Под одновариантными предписаниями понимаются те случаи, при которых нормативные документы устанавливают однозначный и обязательный к применению порядок учета и налогообложения конкретных фактов хозяйственной деятельности организаций. Примером может служить порядок списания курсовых разниц.
Многовариантные предписания предполагают несколько вариантов отражения в учете тех пли иных фактов хозяйственной жизни. Например, это может быть порядок включения стоимости материальных ресурсов в состав себестоимости продукции (работ, услуг).
Исключение составляют случаи, когда нормативные документы не содержат вообще никаких конкретных предписаний относительно каких-либо моментов, касающихся учетной политики. В качестве примера можно привести отсутствие нормативных документов, фиксирующих типовую форму, по которой должна представляться учетная политика. В такой ситуации организация самостоятельно формирует учетную политику, опираясь на общие вопросы бухгалтерского учета и налогообложения.
В любом случае выбор того или иного способа ведения бухгалтерского и налогового учета, описание необходимых организационно-технических условий должны найти свое отражение в учетной политике, нормативной базой для основных характеристик которой является Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете отчетности» от 26 декабря 2007 г. №302-3.

2. Разработка, оформление и ввод в действие учетной политики.
На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:
организационно-правовая форма организации (акционерное общество, государственное и коммунальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и др.);
отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.);
масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работников, стоимость имущества организации и др.);
управленческая структура организации и структура бухгалтерии;
финансовая стратегия организации (например, стремление организации к уменьшению налога на прибыль будет способствовать выбору таких вариантов учета, которые позволят увеличить себестоимость, — применение ускоренных методов амортизации основных средств, метода ЛИФО при оценке израсходованных производственных запасов и т. п.; если для организации, наоборот, важно иметь в отчетности высокие показатели прибыли и рентабельности, то она должна выбирать варианты учета и оценки объектов учета, позволяющие уменьшить текущие затраты на производство продукции и ее реализацию, — понижающие коэффициенты амортизации, и т. п.);
материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т. д.);
степень развития информационной системы в организации, в том числе управленческого учета;
уровень квалификации бухгалтерских кадров.
При формировании учетной политики организации необходимо исходить из:
обособленности учета имущества и обязательств организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц;
непрерывности деятельности организации;
последовательности применения учетной политики;
временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 г. № 62 (в редакции от12.11.2003г. №152).
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе законодательства Республики Беларусь и утверждается руководителем организации.
Учетная политика организации включает в себя:
описание принятых способов ведения бухгалтерского учета;
план счетов бухгалтерского учета организации;
применяемые организацией формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых;
регламентацию движения первичных документов и регистров в бухгалтерском учете организации (график документооборота).
С 1 января 2004 г. организации обязаны формировать учетную политику и для целей налогового учета.
Для ведения налогового учета каждая организация должна сформулировать методы его ведения, определить ответственных лиц и их должностные обязанности, выстроить систему налоговых регистров и разработать график документооборота, который позволит своевременно подготовить налоговую отчетность. Методы организации и порядок ведения налогового учета должны быть закреплены и введены в действие организационно-распорядительными документами (приказами, распоряжениями, инструкциями и др.).
Совокупность организационно-распорядительных документов, определяющих правила ведения налогового учета в каждой организации, формирует ее учетную политику в области налогового учета.
Разработку учетной политики для целей налогового учета осуществляет главный бухгалтер или иное лицо в соответствии со своими должностными обязанностями.
Учетная политика организации должна соответствовать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.
Принятая организацией учетная политика оформляется соответствующей документацией (решением, приказом, распоряжением, другим документом).
Способы ведения бухгалтерского и налогового учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.
Вновь создаваемая организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня создания (государственной регистрации).
Таким образом основные положения учетной политики можно сгруппировать в следующую таблицу 2.

Таблица 2 - Основные положения учетной политики

Положения учетной политики Основные характеристики
1 2
Понятие учетной политики Выбранная организацией из предлагаемых нормативными документами совокупность способов ведения бухгалтерского учета или самостоятельная их разработка, а также установление порядка их применения в конкретной хозяйственной ситуации
Цели учетной политики Направлены на: повышение финансовой устойчивости организации; развитие производства; социально ориентированные
Задача учетной
политики Максимально развернуто отразить производственно-хозяйственную деятельность организации
Предпосылки  формирования учетной политики

1. Обособленности учета имущества и обязательств организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц
2. Непрерывность деятельности организации
3. Последовательность применения учетной политики
4.Временная определенность фактов хозяйственной деятельности
Принципы формирования учетной политики 1. Полнота
2. Законность
3. Достоверность
4. Рациональность
5. Осмотрительность
6. Непротиворечивость
7. Приоритет содержания перед формой
Периодичность и сроки подготовки учетной политики Не регламентированы
Изменения в учетной
политике Вводятся с начала отчетного года

Ответственный за формирование учетной политики Главный бухгалтер
Ответственный за содержание учетной политики Руководитель организации
Форма издания учетной политики Приказ (распоряжение) по предприятию

Начало действия учетной политики Для ранее действовавших организаций — 1 января. Для вновь созданных — до первой бухгалтерской отчетности

Учетная политика в целях бухгалтерского учета
Учетная политика в целях бухгалтерского учета должна раскрывать такие аспекты учетного процесса, как методический и организационно-технический.
Методический аспект включает в себя избранные организацией конкретные способы и методы ведения бухгалтерского учета. Основные из них обобщены в следующей таблице3.

Таблица 3 - Методический аспект учетного процесса

Элемент учетной политики Допустимые законодательством варианты Нормативный документ
I 2 3
1. Начисление
амортизации по основным средствам и нематериальным активам 1.Линейный способ
2. Нелинейный способ
3.Производительный способ Основание: Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23 ноября 2001 г. № 187/110/96/18 (в редакции от 30 марта 2004 г. № 87/55/33/5) (далее — Инструкция № 187/110/96/18)
2.Установление сроков службы по нематериальным активам 1. Исходя из времени их использования, установленного патентами, лицензия-ми и другими документами
2. Исходя из максимального срока службы (но не более него) Инструкция № 187/110/96/18
Способ погашения стоимости предметов в составе средств в обороте (начисления амортизации) По предметам стоимостью свыше одной базовой величины:
1)списание стоимости
предметов на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг производится в следующем порядке: в размере 50 % стоимости предметов — при передаче их со склада в эксплуатацию и оставшиеся 50 % стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) — при выбытии их за непригодностью;
2) списание стоимости предметов производится путем перенесения на затраты стоимости в размере 100 % стоимости предметов при выбытии их за непригодностью
По предметам стоимостью до одной базовой величины:
1)списание стоимости предметов по мере передачи их в эксплуатацию;
2) списание стоимости предметов путем перенесения на затраты в размере 50 % стоимости предметов при передаче в эксплуатацию; остальные 50 % стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) — при выбытии их за непригодностью Постановление Министерства
финансов Республики Беларусь
от 23 марта 2004 г. № 41
4. Определение выручки от реализации продукции (работ,услуг) 1. По мере оплаты покупателем отгруженных ему ценностей (работ, услуг)
2. По мере отгрузки ценностей (работ, услуг) и предъявления покупателю расчетных документов Пункт 8 Инструкции по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от
26 декабря 2003 г. № 181 (далее Инструкция № 181)
5. Переоценка кредиторской
задолженности 1. На дату совершения хозяйственной операции и на дату составления бухгалтерской отчетности (т. е. на последнее число отчетного месяца)
2. По мере изменения курсов валют «Положение по бухгалтерскому учету имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утверждено постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 июля 2000 г. № 78 (п. 5)
6.Оценка производственных запасов 1. По фактической себестоимости приобретения 2. По учетным ценам с отражением отклонении Комментарий к счету 10 Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 89 (в редакции от 13 ноября 2003 г. №153) (далее — Инструкция № 89)
7.Учет списываемых в производство материальных ценностей 1.По средневзвешенным ценам
2. По учетным ценам с учетом отклонений от фактической себестоимости
3. По ценам последнего приобретения (ЛИФО) Пункт 2.6.12 Основных положении по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Министерством экономики Республики Беларусь 26 января 1998 г. № 19- 12/397, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30 января 1998 г.
№ 01-21/8, Министерством финансов Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 3 и Министерством труда Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 03-02-07/300 (в редакции от 16 июля 2004 г. № 182/1 12/139//83) (далее— Основные положения)
8. Учет затрат
на производство 1. Простой метод
2. Попередельный метод
3. Позаказный метод
4. Нормативный метод
5. Смешанный метод Отраслевые инструкции по вопросам планирования, учета и калькулирования продукции (работ, услуг)
9. Способ отражения затрат на ремонт основных средств в бухгалтерском учете 1. В целях равномерного отнесения на себестоимость продукции затрат на ремонт основных средств формируется резерв предстоящих расходов на текущий ремонт основных средств. Отчисления в резерв производятся в размере, приходящемся на отчетный период, исходя из сметной стоимости ремонта
2. Резерв на текущий ремонт не создается. Затраты на ремонт основных производственных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг):
а) исходя из установленного организацией норматива с отражением в составе расходов будущих периодов разницы между общей стоимостью ремонта и суммой, относимой по нормативу на себестоимость продукции (работ, услуг);
б) по мере осуществления фактических затрат Комментарий к счету 96 Инструкции № 89
10. Учет готовой продукции
1. По фактической производственной себестоимости
2. По сокращенной производственной себестоимости
3. По учетной цене
4.По фиксированным ценам Комментарий к счетам 40 и 43 Инструкции № 89
11. Учет
незавершенного производства 1. По производственной
себестоимости
2. По прямым статьям расходов
3. По стоимости материалов
4. В другой оценке, соответствующей отраслевым особенностям организации В соответствии с отраслевыми
инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования продукции (работ, услуг)
12. Распределение косвенных расходов 1. Пропорционально прямым материальным затратам
2. Пропорционально прямым трудовым затратам
3. Пропорционально общим прямым затратам
4. Пропорционально иной базе распределения В соответствии с отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования продукции (работ, услуг)
13. Распределение коммерческих расходов 1. Пропорционально плановой производственной себестоимости
2. Пропорционально фактической производственной
себестоимости
3. Пропорционально объему реализованной продукции в отпускных ценах
4. Напрямую на конкретное изделие
5. Иные варианты В соответствии с отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования продукции (работ, услуг)
14. Признание операционных доходов и расходов 1. Операционные доходы и
расходы признаются по мере поступления
2. Операционные доходы и
расходы признаются по мере начисления Пункт 11 Инструкции № 181
15. Признание внереализацион-ных доходов и расходов Внереализационные доходы и расходы в виде штрафов, пени, неустоек за нарушение условий договоров, а также суммы возмещения причиненных убытков отражаются в учете:
1) по мере признания их
стороной, нарушившей условия договора;
2) если судом вынесено решение об их взыскании;
3) по мере получения их от
должника
Другие внереализационные доходы и расходы в целях бухгалтерского учета признаются:
1) по мере их образования;
2) по мере выявления;
3) по мере поступления Пункт 11 Инструкции № 181
1б. Создание резервов по сомнительным долгам 1. Резерв по сомнительным долгам не создается
2. В конце отчетного года
(квартала) создаются резервы по сомнительным долгам
по расчетам с другими лицами за продукцию, товары,работы и услуги Комментарий к счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» Инструкции № 89
17. Формирование резервов предстоящих расходов и платежей 1. Резервы предстоящих расходов и платежей не создаются
2. Резервы создаются Комментарий к счету 96 «Резервы предстоящих расходов» Инструкции № 89
18. Учет прибыли (убытка) прошлых лет, выявленных в отчетном году Прибыль (убыток) прошлых лет, выявленная в отчетном году, подлежит включению во внереализационные доходы (расходы) соответственно и отражению на счете 92 по мере выявления Комментарий к счету 92 Инструкции № 89

Организационно-технический аспект представляет собой систему построения бухгалтерской службы, организации внутрихозяйственного учета, отчетности и контроля, а также технологию обработки учетной информации. Они отражены в следующей таблице 4.

Таблица 4 - Организационный и технический аспекты учета

Элемент учетной политики Допустимые законодательством варианты или прямая директива Рекомендованные при наличии альтернативы Нормативный документ
1.Выбор лица, руководящего бухгалтерским учетом 1. Главный бухгалтер
2. Лицо, его заменяющее Главный бухгалтер, отдельным пунктом закрепить его функции и обязанности Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 26 декабря 2007 №302-З (ст. 6)
2. Распреде-ление ответственности Возлагается на руководителей соответствующих структурных подразделений Возложить субсидиарную ответствен-ность на главного бухгалтера
3. Способ ведения бухгалтерского учета 1.Внутренними бухгалтерскими службами (главным бухгалтером, а в оговоренных случаях руководителем организации)
2.Привлеченными специалистами На усмотрение руководителя организации Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 26 декабря 2007 №302-З (ст. 6)
4. Ведение учета в подразделениях 1. С выделением на отдельный баланс
2. Без выделения на отдельный баланс В зависимости от запросов управленческого персонала предприятия и видов деятельности Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 26 декабря 2007 №302-З (ст. 6)
5.Форма ведения бухгалтерского учета 1.Журнально-ордерная
2.Мемориально-ордерная
3.Автоматизированная
4.Упрощенная Предпочтение отдается журнально-ордерной (автоматизированной) «Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете», утверждено Министерством финансов СССР от 29 июля 1983 г. №105, Закон Республики Бе¬ларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 26 декабря 2007 №302-З (ст. 10)
6. Техника ведения бухгалтерс-кого учета 1. На основе установленного законодательством (типового) плана счетов
2. На основе самостоятельно разработанного (внутреннего) плана счетов В зависимости от запросов управленческо-го персонала субъекта хозяйствования Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 26 декабря 2007 №302-З (ст. 6)Инструк-ция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйствен-ной деятельности предприятии от 30.05.2003г. №89
7.Инвента-ризация имущества и обяза-тельств На основании приказа (распоряжения) по предприятию с оговоренным в каждом конкретном случае перечнем подлежащего проверке имущества и обязательств, составом комиссий (постоянно действующих и рабочих), сроков проведения, порядка оформления и рассмотрения результатов инвентаризации Установленный порядок проведения инвентаризации не должен нарушать нормальный режим работы предприятия «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утверждены Министерством финансов Республики Беларусь 5 декабря 1995 г. №54
Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 26 декабря 2007 №302-З (ст. 12)
8. Организа-ция документо-оборота и обеспече-ние сохраннос-ти документов Оговаривается порядок учета, хранения и использования бланков строгой отчетности и иных документов Необходимо учитывать сроки хранения документов Закон Республики Беларусь «О бухгалтерс-ком учете и отчетности» от 26 декабря 2007 №302-З (ст. 9. 16)

4 Учетная политика для целей налогового учета
Аналогично учетной политике, разрабатываемой и применяемой
для целей бухгалтерского учета, учетная политика для целей налогового учета определяет организационные, технические и методические вопросы, связанные с исчислением и уплатой налогов.
Организационный аспект учетной политики предполагает:
разработку способа организации налогового учета;
определение прав, обязанностей и ответственности работников, занятых ведением налогового учета;
утверждение должностных обязанностей других работников, привлекаемых к организации и ведению налогового учета;
определение порядка и правил внутреннего контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов.
Технический аспект учетной политики для целей налогового учета или техника ведения налогового учета отражают:
принципы построения плана счетов налогового учета;
рабочий план счетов налогового учета;
форму ведения налогового учета, которая включает перечень и формы регистров налогового учета, последовательность и технику внесения в них данных первичных документов, взаимосвязь показателей регистров налогового учета;
технологию обработки информации и составления регистров налогового учета (вручную, с использованием полной или частичной автоматизации учетных работ).
Методический аспект учетной политики в целях налогообложения позволяет описать правила ведения налогового учета в случаях, когда согласно действующему законодательству они отличаются от правил ведения бухгалтерского учета. Основные аспекты учетной политики для целей налогообложения представлены в следующей таблице5.

Таблица 5 -Аспекты учетной политики для ведения налогового учета
Элемент учетной политики Допустимые законодательством варианты Нормативный документ
1.Порядок ведения учета Налоговый учет ведется:
1) бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером;
2) специально сформированной службой
3) бухгалтером
4) организацией, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности (на договорных началах)
5) руководителем лично Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002г. №166-З (в редакции от 18.11.2004г. «338-З); Инструкция о порядке ведения налогового учета, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 16.12.2003г. №173/114
2. Форма учета 1. Регистры доходов:
регистр доходов от реализации товаров (работ, услуг):
регистр доходов от внереализационных операций;
регистр доходов, полученных из-за рубежа
2. Регистры расходов:
регистр расходов по производству и реализации товаров (работ, услуг);
регистр внереализационных расходов;
регистр расходов, приходящихся на доходы, полученные из-за рубежа, в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь
3. Регистр расчетных корректировок
Основание: Инструкция № 173/114
Ведение регистров налогового учета:
1) на бумажном носителе;
2) в электронном виде Пункт 32 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добав¬ленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 1 января 2004 г. № 16 (в редакции от 29 декабря 2004 г. № 141) ( далее — Инструкция № 16); пункт 61 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2004 г. № 19 (в редакции от 15 июля 2004 г. № 82) (далее — Инструкция № 19)
3.Применение отдельного учета в целях исчисления НДС 1. При осуществлении операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения)
2. При применении разных налоговых ставок
3. При исчислении НДС по расчетной ставке Пункты 16, 22 и 48 Инструкции № 16
4. Учет расходов по видам экономической деятельности 1. Учет затрат, связанных с производственной и торговой деятельностью, ведется раздельно
2. Производится общий учет затрат, связанных с производственной и торговой деятельностью
5.Признание выручки Доходы (выручка) от реализации отражаются (признаются полученными):
1) по оплате отгруженных това¬ров (основных средств, иных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;
2) по отгрузке товаров (основных средств, иных ценностей, выполнению работ, оказанию услуг), передаче имущественных прав Инструкция № 19
6.Признание операционных доходов и расходов Доходы (выручка) от реализации отражаются (признаются полученными):
1) по оплате отгруженных товаров (основных средств, иных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;
2) по отгрузке товаров (основных средств, иных ценностей, выполнению работ, оказанию услуг), передаче имущественных прав Инструкция № 19
7. Признание внереализационных доходов и расходов Внереализационные доходы и расходы в целях налогового учета признаются:
1) по мере выявления;
2) по мере поступления денежных средств
Особенностями налогового учета являются:
1) суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по
которой истекли сроки исковой давности, отражаются при
их выявлении;
2) доходы (проценты) за предоставление в пользование денежных средств организации, а
также проценты за пользование банком денежными средствами, находящимися на банковском счете, отражаются при их поступлении;
3) внереализационные доходы и расходы в виде штрафов, пени, неустоек за нарушение условий договоров, а также суммы возмещения причиненных убытков отражаются при поступлении на банковский счет или в кассу организации (при перечислении с банковского счета); Пункт 13.4 Инструкции № 19
8.Признание доходов, полученных за рубежом Доход (выручка), полученный от источников за пределами Республики Беларусь, принимается с учетом суммы налога на доходы, утвержденной (уплаченной) согласно законодательству иностранного государства Пункт 10 Инструкции
№ 19
9. Учет дивидендов и приравненных к ним доходов Доходы, полученные от источников за пределами Республики Беларусь, в виде дивидендов и приравненных к ним доходов учитываются в составе внереализационных доходов в начисленном размере в том отчетном периоде, в котором эти доходы поступили на банковский счет Пункт 13.3 Инструкции № 19
10.Отражение безвозмездных поступлений В целях исчисления налога на прибыль в состав доходов от внереализационных операций включаются безвозмездно полученные денежные средства и иные ценности (в том числе основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), кроме передачи этих ценностей в пределах одного собственника Пункт 12 Инструкции № 19
11.Отражение безвозмездной передачи Безвозмездная передача товаров (работ, услуг) и иных ценностей (в том числе товарно-материальных ценностей, нематериальных активов, ценных бумаг), за исключением безвозмездной передачи этих ценностей в пределах одного собственника по его решению или уполномоченного им органа, у передающей стороны включается в объем реализации Пункт 11 Инструкции № 19
12.Определение прибыли При определении прибыли от реализации произведенных товаров (работ, услуг) принимаются затраты, приходящиеся на фактически реализованные товары (работы, услуги), рассчитанные на основе данных бухгалтерского учета с учетом расчетных корректировок, приведенных к таким данным в результате ведения налогового учета Пункт 3.2 Основных положений; пункт 30 Инструкции № 19
13. Учет прибыли (убытка) прошлых лет, выявленных в отчетном году Выявленные в текущем отчетном периоде суммы прибыли (убытков) прошлых отчетных периодов, приведшие к занижению (завышению) суммы налога на прибыль за такие периоды, учитываются для целей налогообложения с учетной налоговой декларации (при расчете) по налогу на прибыль, представляемой за период, к которому относятся указанные суммы. Следовательно, при расчете налогооблагаемой прибыли данные суммы в оборот не включаются Пункт 16 Инструкции
№ 19
14.Режим налогообложения 1.Общий режим налогообложения.
2.Упрощенная система налогообложения
3.Налогообложение в свободной экономической зоне
4.Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции Статья 10 НК
15. Перечень лиц, ответственных за ведение регистров налогового учета 1.Налоговые регистры по НДС
2.Регистры по налогу на
прибыль Пункт 32 Инструкции № 16
Пункт 62 Инструкции № 19
16.Момент фактической реализации объектов для исчисления НДС 1.Если определяется по оплате — день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет или день их поступления в кассу, но не позднее 60 дней со дня отгрузки объектов покупателю
2.Если определяется по отгрузке — день отгрузки объектов и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов Пункт 13 Инструкции № 16
17.Выбор ставки по НДС 1.Используются ставки по НДС (0 %,10 %,18 % и др.), твержденные законодательством
2.Исчисление НДС производится по ставке 18 % (кроме реализации производственных товаров и товаров для детей по утвержденным перечням) Пункт 15.4.2 Инструкции № 16
18. Освобождение операций от НДС 1.Может не применяться
2.Может применяться в случае подачи заявления в налоговый орган на срок не менее дного года Пункт 23 Инструкции № 16
19. Выбор метода распределения налоговых вычетов по НДС 1.По удельному весу
2.Раздельный учет
3.Налоговые вычеты Пункт 33 Инструкции
№ 16
20. Применение
вычетов по НДС 1. Используется
2. Суммы налога относятся на увеличение стоимости приобретенных объектов Пункт 34.2 Инструкции
№ 16
21. Определение
вычетов по объектам, по которым
предоставлен налоговый кредит 1. Производится по данным раздельного учета направлений использования приобретенных объектов
2. Производится по удельному весу суммы оборота по реализации объектов, по которым предоставлен налоговый кредит, в общей сумме оборота по реализации объектов Пункт 39 Инструкции
№ 16
22. Применение
раздельного учета
выручки от реализации товаров (работ, услуг) 1.Применение различных ставок налога на прибыль
2. Освобождение от уплаты налога с использованием сумм
налога по целевому назначению в связи с льготным налогообложением Пункт 51 Инструкции
№ 19

5.Внесение изменений в учетную политику
Изменения в учетной политике организации могут иметь место в случаях:
реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации;
изменения законодательства Республики Беларусь;
изменения условий деятельности.
Изменения в учетной политике организации в целях обеспечения данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала отчетного года, быть обоснованными и оформленными соответствующей документацией (решением, распоряжением, приказом и др.).
Если изменения в учетной политике организации влияют на метод признания выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (метод признания выручки "по оплате" меняется на метод "по отгрузке"), то списание на счета учета реализации товаров, продукции, работ, услуг, отгруженных до начала отчетного года, производится "по оплате" в течение первого квартала отчетного года.
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Изменения учетной политики, оказавшие влияние на финансовые результаты деятельности организации, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности.
Изменения учетной политики объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии