БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Административное право » Административно-правовой статус Совмина РБ, республиканских и местных ОГУ

Административно-правовой статус Совмина РБ, республиканских и местных ОГУ

Административно-правовой статус Совмина РБ, республиканских и местных ОГУ

1. понятие, состав и компетенция Совмина
2. полномочия Совмина по руководству ОГУ
3. организация и порядок деятельности Совмина
4. понятие, виды и структура республиканских ОГУ и иных госорганизаций, подчиненных Совмину
5. понятие и структура местных ОГУ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.В соответствии со ст.1 закона о Совмине от 23 июля 2008г. Совмин является коллегиальным центральным органом госуправления, осуществляющий в соответствии с конституцией исполнительную власть и руководит системой подчиненных ему республиканских ОГУ и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.
Совмин в своей деятельности подотчетен президенту и ответственен перед национальным собранием. Совмин по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал предоставляет президенту отчет о своей деятельности. Совмин в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение конституции, законов, актов президента, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему республиканскими ОГУ и иными госорганизациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями.
В соответствии с п.2 указа президента №289 от 5 мая 2006г. «о структуре правительства» в состав Совмина входят:
1) премьер-министр
2) глава администрации президента
3) председатель КГК
4) председатель правления нацбанка
5) заместитель премьер-министра
6) министры, председатели госкомитетов
7) руководители аппарата Совмина
8) председатель президиума национальной академии наук Беларуси
9) председатель правления белкоопсоюза
В соответствии с конституцией и законом о Совмине определять состав Совмина является исключительной прерогативой президента РБ. Полный состав Совмина определен указом президента РБ.
Компетенция Совмина. В соответствии с главой 3 закона о Совмине правительство наделено значительными полномочиями в экономической и финансовой сфере, в области науки, образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, охраны оплаты труда, охраны окружающей среды, гидрометеорологической деятельности, обеспечения законности и правопорядка, обеспечения национальной безопасности и обороноспособности, внутренней, внешней и кадровой политики. Совмин осуществляет и иные полномочия, возложенные на него законодательством.

2.Совмин руководит институтом подчиненных ему ОГУ, координирует, направляет их работу. Система республиканских ОГУ и иных госорганизаций, подчиненных Совмину, входят министерства и госкомитеты, которые являются республиканскими ОГУ (РОГУ), объединениями юридических лиц и иные госорганизации, подчиненные Совмину.
Полномочия Совмина по регулированию подчиненных ему РОГУ и госорганизаций:
1) принимает меры по обеспечению РОГУ и госорганизаций, предоставляет им полномочия в целях выполнения возложенных на них задач и осуществление ими своих функций
2) утверждает в установленном порядке положение о РОГУ (уставы госорганизаций)
3) определяет структуру РОГУ, количество их территориальных органов и перечень подчиненных им госорганизаций
4) утверждает положение о департаментах РОГУ
5) утверждает в установленном порядке состав коллегий РОГУ
6) передает при необходимости решение отдельных, входящих в его компетенцию вопросов госуправления РОГУ, за исключением вопросов, решение которых относится к исключительной компетенции правительства, либо принимать к решению вопросы, входящие в компетенцию РОГУ, за исключением когда компетенция госорганов определена президентом РБ
7) отменяет правовые акты РОГУ подчиненных Совмину, если они противоречат конституции, законам РБ, актам президента, постановлениям Совмина, распоряжениям премьер-министра, за исключением решений, которые могут быть отменены только президентом
8) налагает в установленном порядке на руководителей РОГУ и госорганизаций, подчиненных Совмину, их заместителей, а также руководителей департаментов дисциплинарного взыскания

Полномочия Совмина по руководству местными исполнительными и распорядительными органами (МИРО):
1) руководит деятельностью МИРО по вопросам, входящим в компетенцию Совмина
2) организует контроль за исполнением МИРО законодательства РБ, постановлений Совмина, распоряжений премьер-министра, получает информацию и заслушивает по этим вопросам их отчеты, принимает соответствующие решения
3) создает условия для подготовки, переподготовки, повышения квалификации руководителей, работников и специалистов МИРО
4) содействует МИРО в организационной деятельности
5) регулирует вопросы взаимодействия между МИРО и подчиненными Совмину ОГУ
6) передает при необходимости свои отдельные полномочия МИРО  
7) реализует полномочия, которые в установленном порядке могут передавать Совмину МИРО.

3.Заседания Совмина проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц. Заседание Совмина считается правомочным, если в нем не менее половины членов. Заседания Совмина проходят под председательством премьер-министра, а при его отсутствии 1 заместителем. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Совмина. Решение Совмина принимается большинством голосов. В случае равенства главное решение председателя. На заседаниях Совмина решаются наиболее важные вопросы, относящиеся к его компетенции. Исключительно на заседаниях Совмина рассматриваются:
1) вопросы подготовки бюджета на следующий год. Исполнение бюджета, формирование и использование государственных и бюджетных фондов
2) проекты программ экономического и социального развития
3) основные направления внутренней и внешней политики
4) Вопросы подготовки отчета перед президентом.

Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совмина в качестве его постоянного органа действует президиум Совмина в составе:
1) премьер и его заместители
2) глава администрации президента
3) председатель КГК
4) председатель правления нацбанка
5) 3 министра: экономических, финансовых и иностранных дел

Заседания не реже 1 раза в месяц. Решение большинством и оформляется в виде постановления Совмина. По отдельным неотложным вопросам, не требующим обсуждения, постановление Совмина могут применяться путем опроса членов президиума Совмина без рассмотрения на заседании. Распоряжение премьер-министра издается по вопросам, входящим в его компетенцию, если регулирование отношений не требует принятия решения, носящего нормативный характер. Для организации и контроля исполнения принимаемого Совмином решения создается аппарат Совмина, который действует на основании положения, утвержденного Совмином. В перечень основных задач аппарата Совмина является организационное, техническое, правовое обеспечение заседаний Совмина, деятельность премьер-министра и его замов.

4.Термин РОГУ означает, что они действую в пределах республики и находятся на высшей ступени управления в своей системе (отрасли, сфере) Пример: МВД в сфере обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью. В систему РОГУ и другие госорганизации подчиненные Совмину входят:  
1) министерство – РОГУ, проводит государственную политику, осуществляет регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирует деятельность в этой отрасли (сфере), в других РОГУ. Правовой статус министерства закреплен в положении «о министерстве в РБ». Министерством руководит министр, т.е. это преимущественно единоличный орган. Правовыми формами деятельности министерства являются приказы постановления. НПА, касающиеся прав, свобод и обязанности граждан или носящие межведомственный характер принимаются в форме постановления. Принятие и обсуждение на заседании коллегии министерств. Принятые министерством иные НПА (инструкции, положения, уставы, правила) могут утверждаться как постановлением так и приказом. В настоящее время в РБ насчитывается 25 министерств.
2) госкомитет РБ – РОГУ, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование, управление, координирующую деятельность в соответствующей сфере, осуществляет межотраслевое управление (обычно). Во главе госкомитета находится председатель, который назначается и освобождается от должности указом президента и по статусу является министром.

Виды госкомитетов:
1) КГБ
2) Государственный военно-промышленный комитет
3) Государственный комитет по имуществу
4) Государственный комитет по науке и технологиям
5) Государственный комитет по стандартизации
6) Государственный комитет пограничных войск
7) Государственный таможенный комитет

Государственные организации, объединения юридических лиц и иные госорганизации подчинены правительству РБ.
Виды:
1) концерны: белгоспищепром, белнефтехим, беллегпром, белбиофарм, беллесбумпром
2) белкоопсоюз, республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения
Министерства, госкомитеты образует президент, госорганизации, подчиненный Совмину – правительство с согласия президента. В центральных аппаратах министерств, госкомитетов по решению президента могут создаваться департаменты, являющиеся их структурным подразделением с правами юридического лица. Департамент осуществляет специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие) и другие функции в определенных сферах ведения, отнесенных компетенции соответствующих министерств, госкомитетов.

5.Местное управление – это форма организации деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории (область, район, город и др.). Единая система местных органов управления состоит из:
1) исполкомов (областных, городских, районных, поселковых и сельских)
2) местная администрация

Исполкомы делятся на:
1) исполкомы первичного уровня: сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)
2) исполкомы базового уровня: районные, городские (городов областного подчинения)
3) исполкомы областного уровня: областные и минский городской.

В состав исполнительных комитетов входят председатель, его заместители, управляющий делами исполкома (секретарь) и члены исполкома. Полномочия исполкомов определены законом о местном управлении и самоуправлении от 20 февраля 1991г. В соответствии с указанным законом к основным полномочиям исполкомов относятся:
1) разработка и схема управления местным хозяйством и коммунальной собственностью
2) разработка программ местного экономического и социального развития
3) разработка и исполнение местных бюджетов, обеспечение законности и общественной безопасности на соответствующей территории и др.
Особый вид органов местного управления является местная администрация. Она является исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе. Пример: администрация фрунзенского района в г. Минске. Возглавляет глава местной администрации. По структуре, полномочиям она аналогична городскому исполкому городов областного подчинения.
Правовой статус отделов, управлений и иных подразделений исполкомов (местных администраций). Исполком включает в себя структурные подразделения: отделы, управления и другие, которые являются местными органами отраслевой или межотраслевой компетенции. Пример: финансовый отдел, управление социального обеспечения, отдел социального обеспечения и отдел загс. Они возглавляются начальниками или заведующими. Это единоличные органы, их руководители принимают управленческие решения в окончательно м варианте в пределах своей компетенции. Поселковые и сельские исполкомы не имеют отделов и управлений. Отделы и управления подчинены как исполнительному комитету (администрации), так и соответствующим вышестоящим ОГУ. Перечень отделов управления исполкомов, их количество определено самим исполкомом с учетом указа от 22 октября 2006г.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии