БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Административное право » Госслужащие как субъекты административного права

Госслужащие как субъекты административного права

Госслужащие как субъекты административного права

1. понятие госслужбы
2. понятие, виды госслужащих
3. права и обязанности госслужащих
4. классы, классные чины, звания, ранги
5. порядок прохождения госслужбы
6. ответственность госслужащих

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.В законе РБ о госслужбе от 14 июня 2003г. дано следующее определение понятия госслужбы. Госслужба представляет собой профессиональную деятельность лиц, занимающие госдолжности, осуществляющие в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и обеспечения выполнения функций госорганов. Государственные должности – должности, предусмотренные в установленном законом порядке, как штатная единица госоргана с определенным для занимающего его лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного госоргана.
Госслужба основывается на принципах:
1) верховенство конституции
2) служение народу
3) законность
4) приоритет прав и свобод человека
5) единство системы госслужбы и ее дифференциация исходя из концепции разделения властей
6) гласность
7) профессионализм и компетентность госслужащих
8) подконтрольность и подотчетность госслужащих
9) добровольность поступления на госслужбу
10) равного доступа граждан к любым должностям в госслужбе и продвижении по госслужбе
11) стабильность госслужбы в целях обеспечения преемственности госвласти
12) экономическая, правовая и социальная защищенность госслужбы

2.Госслужащие – граждане РБ, занимающие в установленном порядке госдолжности, наделенные соответствующими полномочиями и выполняющие служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов или других, предусмотренных законодательством источников финансирования. К госслужащим относятся лица, которые в установленном законом порядке занимают госдолжности в: 
1) палате представителей и совете республики парламента
2) в правительстве и его аппарате
3) конституционном, верховном, высшем хозяйственном судах РБ, иных общих и хозяйственных судах их аппаратов
4) администрации президента, государственных секретариатах совета безопасности, управления делами президента, иных госорганов непосредственно обеспечивающих деятельность президента РБ
5) органы КГК, прокуратуры, нацбанка, центральной избирательной комиссии
6) министерств, иных РОГУ, их территориальных подразделениях
7) дипломатических представительствах РБ
8) местных советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах (исполкомы, администрации)
9) государственных нотариальных конторах
10) таможенных органах
11) иных госорганах
Рассматривая административно-правовой статус госслужащих, необходимо учитывать, что к служащим госаппарата не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечение функций госаппарата (пример: работники хозчасти, архива, канцелярии, библиотеки, автохозяйства, обслуживающие госорган и т.д.)

Действие закона о госслужбе не распространяется на:
1) военнослужащих
2) лиц начальствующего или рядового состава ОВД
3) органов и подразделений по ЧС 
4) органов финансовых расследований КГК
На данные категории лиц распространяется действие специальных НПА, регламентирующих порядок прохождения службы: пример: закон об ОВД

Госслужащих можно поделить на определенные группы:
1) по характеру выполняемой работы
• служащие госорганов, осуществляющие задачи и функции государства
• служащие госпредприятий, учреждений, организаций
2) В зависимости от органов, где работают госслужащие
• Служащие представительных органов
• Служащие исполнительных органов
• Служащие судебных органов
• Служащие аппарата президента
• И т.д.
3) по характеру полномочий:
• должностные лица – госслужащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия и результаты (пример: издание правовых актов управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т.д.
К должностным лицам относятся служащие, которые не совершают вышеуказанные действия, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования
Среди должностных лиц особый статус занимают представители администрации власти, т.е. имеющие право предъявлять юридически властные требования и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (пример: сотрудники КГК и др.)
• оперативный состав – госслужащие, выполняющие работу, непосредственно определенную задачей данного органа в качестве специальной
• вспомогательный персонал – это работники госаппарата, служебная деятельность которых не предполагает совершения действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решения данного органа, они создают условия для выполнения должностными лицами и оперативным составом своих служебных функций (пример: технические секретари, лаборанты и др.). На этих лиц закон о госслужбе не распространяется.

3.Госслужащие имеют право на:
1) письменное закрепление служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их подготовки 
2) посещать в установленном порядке госорганы и другие организации
3) получать в установленном порядке от граждан и госорганов необходимую информацию и другие материалы
4) повышать квалификацию, переподготовку
5) повышение в должности и классе
6) зарплату или дополнительное стимулирование труда
7) участие в конкурсе на занятие вакантной госдолжности
И т.д.

Госслужащие обязаны:
1) поддерживать конституционный строй
2) соблюдать ограниченные связи с госслужбой
3) обеспечивать защиту прав и интересов физических и юридических лиц
4) исполнять законные приказы и распоряжения руководства
5) своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц
6) хранить гостайну
7) не разглашать полученное при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан
Конкретные обязанности определяются на основании соответствующей квалификационной характеристики и закрепляются в должностных положениях и инструкциях.

Ограничения, связанные с госслужбой. Госслужащие не вправе:
1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам по осуществлению предпринимательской деятельности, использовать служебное положение
2) принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией 
3) занимать другие госдолжности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством 
4) принимать участие в забастовках
5) заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой, деятельностью, кроме преподавания, научной, культурной, творческой, медицинской практики
6) использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций
7) выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в госорганизациях
8) принимать имущественную (подарки) или иную выгоду, за исключением сувениров, размером не более 5 БВ
9) использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения
10) иметь счета в иностранных банках
11) принимать без согласия президента госнаграды иностранных государств
Госслужащие, нарушившие требования п.1-3 подлежат увольнению.

4.Каждой госдолжности соответствует определенному классу госслужащих. Для госслужащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12 – низший. К высшему классу относятся госслужащие, занимающие должности: премьер-министр, председатель совета республики, председатель палаты представителей, глава администрации президента, госсекретарь совета безопасности, председатель КГК, председатель правления нацбанка, управляющие делами президента и их заместители, а также председатели областных и минского городского исполкомов.
Министрам РБ может быть присвоен высший класс госслужащих на условиях, предусмотренных действующим законодательством. Присвоение класса производится в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией госслужащего, стажем работы на госслужбе, а также с учетом ранее присвоенного ему класса. Срок, по истчении которого присваивается очередной класс по занимаемой должности для госслужащего, имеющих 10-12 класс, составляет не менее 1 года, 9-7 класс – не менее 2-х лет, 6-4 класс – не менее 3-х лет. Присвоение очередных классов госслужащим, имеющим иные классы, сроком не ограничены.
Присвоение классов осуществляют:
1) президент – в отношении руководящих работников РОГУ (министры, председатель КГК, председатели областных и минского исполкомов и иных должностных лиц, назначение на должность которых осуществляется президентом РБ)
2) премьер-министр – в отношении госслужащих РОГУ, назначаемых правительством
3) председателем областных и минского исполкомов – в отношении председателей городских, районных исполкомов и глав местных администраций.
Присвоение классов иным госслужащим осуществляется на основании заявления госслужащего или представления его руководителя комиссии по присвоению классов соответствующего госоргана. Отдельным категориям госслужащих вместо классов могут присваивать квалификационные классы, классные чины, персональные звания, дипломы а порядке и на условиях, предусмотренных специальными НПА.

5.Под прохождением госслужбы понимают совокупность юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно служебных отношений. Элементами прохождения госслужбы являются:
1) поступление на госслужбу
2) Аттестация госслужащего
3) перемещение по службе
4) льготы стимулирование служебной деятельности
5) ответственность госслужащего
6) прекращение госслужбы
Право на поступление на госслужбу имеют граждане РБ, достигшие 18 лет, владеющие государственными языками и отвечающие иным требованиям, установленным законодательством (высшее образование, стаж работы и т.д.). Поступление на госслужбу осуществляется путем назначения, утверждения, избрания (по конкурсу). Контрактная форма поступления на госслужбу состоит в том, что заключают контракт не менее чем на 1 год. Трудовой договор заключается в письменной форме на определенный срок и содержит основные права госслужащего. Аттестация проводиться в отношении определенных категорий госслужащих или возобновления контракта, а также в целях присвоения класса, разряда и т.д. В ходе аттестации проверяются и оцениваются профессиональные, деловые и личные качества госслужащих, определяется его соответственность занимаемой должности.

Госслужба прекращается в случае:
1) достижения госслужащим определенного возраста, установленного на пребывание на госслужбе – 65 лет
2) признание госслужащего недееспособным или ограничено дееспособным
3) в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных под п.1-6 ст.33 закона о госслужбе (родство и свойство с госслужащими, если его служебная деятельность связана с непосредственным подчинением или подконтрольности одного из них другому). В данном случае Госслужба прекращается при невозможности перевода госслужащего на другую должность
4) истечение срока полномочий на госдолжности (депутат палаты представителей)
5) несоблюдение ограничений, связанных с госслужбой
6) разглашение сведений, составляющих гостайну
7) отказ от принесения присяги
8) нарушение требований законодательства при приеме на госслужбу
9) отставка
10) грубое нарушение должностных обязанностей, совершение проступка, несовместимого с нахождением на госслужбе
11) прекращение гражданства РБ
12) неудовлетворительные результаты предварительного испытания
13) вступление в силу обвинительного решения суда
14) по иным основаниям

6.Ответственность госслужащего – это применение к ним госорганом и должностными лицами установленного государством института воздействия за ненадлежащее выполнение своих обязанностей, нарушение дисциплины и законности. В зависимости от характера правонарушения, совершенного госслужащим, они могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственность – применение мер дисциплинарного воздействия к госслужащему в порядке служебного подчинения за виновное нарушение обязанностей службы, в частности трудовой дисциплины, не преследующиеся в уголовном порядке. Отдельные категории госслужбы подлежат дисциплинарной ответственности и за проступки, хотя и не являются нарушением обязанностей службы, но несовместимые с их статусом госслужащего. 3 вида дисциплинарной ответственности:
1) подчиненности (порядка). Данный вид дисциплинарной ответственности несут лишь руководящие работники. Дисциплинарное взыскание на них в порядке подчиненности налагается лицом или органом, от которого зависит назначение служащего на должность.
2) В порядке установленном уставами и положениями по дисциплине, действующие в ряде министерств, госкомитетов и других органов. В уставах и положениях о дисциплине строго предусмотрено круг лиц, на которых они распространяются. Привлечение к дисциплинарной ответственности согласно уставам и положениям имеют определенную специфику, обусловленную профессиональной особенностью труда госслужащего
3) В порядке, установленном типовыми правилами внутреннего распорядка. Ее несут все остальные категории госслужащих.

Согласно закону о госслужбе к госслужащим могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:
1) замечания
2) выговор
3) предупреждение о неполном служебном соответствии
4) понижение в классе на срок до 6 месяцев
5) отстранение от должности



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии