БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Административное право » Общественные организации как субъекты административного права

Общественные организации как субъекты административного права

Общественные организации как субъекты административного права

1. общие положения об административно-правовом статусе общественных объединений
2. административно-правовой статус профсоюзов
3. административно-правовой статус политических партий
4. административно-правовой статус религиозных объединений

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Право граждан на объединение предусмотрено ст.36 конституции. Содержание этого права, основные государственные гарантии его реализации, административно-правовой статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации регулируется законом «об общественных объединениях» от 4.10.2004. Кроме указанного, административно-правовой статус общественных объединений регулируется другими НПА: гражданским кодексом, специальными законами об отдельных видах общественных объединений.
Под общественными объединениями понимаются добровольные объединения граждан в установленном законодательством порядке объединенные на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав. Союзом (ассоциацией) общественных объединений является добровольное объединение общественных объединений, созданное на основе учредительного договора между ними для координации их основной деятельности, представительства и защиты общих законных интересов.
Виды общественных объединений:
1) политические партии
2) профсоюзы
3) женские, молодежные, ветеранские организации
4) организации инвалидов
5) научные, технические и иные общества
6) творческие союзы
7) землячества

В зависимости от масштаба деятельности:
1) международные общественные объединения, деятельность которых распространяется на территорию РБ и территории 1 или нескольких иностранных государств
2) республиканские – на всю территорию РБ
3) местные – на территорию 1 или нескольких административно-территориальных единиц РБ
Важнейший принцип общественных объединений – добровольность формирований.
При этом граждане имеют право создавать общественные объединения без предварительного разрешения госорганов, а также право вступать в такие объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Созданные гражданами общественные объединения должны быть зарегистрированы, после чего они получают права юридического лица. Заинтересованность указанных лиц в совместном решении задач данного объединения оформляется в виде индивидуального заявления или документа, позволяющего учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как его членов. Общественные объединения по общему правилу создаются по инициативе не менее 10 граждан РБ 18 лет. Молодежные и детские общественные объединения могут создаваться гражданами, достигшими 16 лет. Общественные объединения действуют только от своего имени, права и обязанности в нем возлагаются не на конкретных лиц, а в целом на объединение. Изменения в персональном составе общественного объединения не влияет на его правовое положение. Целями созданного общественного объединения могут являться: реализация и защита гражданских прав, удовлетворение профессиональных и творческих интересов, развитие научно-технического творчества, охрана здоровья, окружающей среды.
Создание и деятельность общественных объединений имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведение пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды запрещено. Деятельность незарегистрированных общественных объединений на территории РБ запрещено.
Порядок учреждения и регистрации общественных объединений:
Учредители общественных объединений созывают учредительный съезд (конференцию, общее собрание или др.), на котором принимают решение о создании общественного объединения, утверждают устав и избирательные органы управления. При создании союза общественных объединений учредители также заключат учредительный договор. Законодательством предусмотрен порядок регистрации общественных объединений. Регистрация, согласно действующему законодательству, осуществляется органами министерства юстиции, местными исполнительными и распорядительными органами. В орган, который осуществляет регистрацию, подаются:
1) заявление (подписанное определенным количеством руководителей)
2) протокол учредительного съезда
3) устав
4) документы банка, подтверждающие оплату регистрационного сбора
5) сведения об инициаторах создания общественного объединения
6) Решение высшего органа общественного объединения о предании полномочий членов руководства органа с наделением их правом представлять общественное объединение в процессе регистрации, либо в случае споров в суде.  
Административно-правовой статус различных видов и форм общественных объединений имеет свою специфику и особенности. Общим для них является то, что они создают свои общественные объединения, действующие на основании добровольности, самостоятельности, гласности и осуществляют свою деятельность на основании устава.  
Устав – это внутреннее нормативное положение, определяющее правовое положение членов конкретного общественного объединения. Кроме устава деятельность общественных объединений должна соответствовать конституции и иному законодательству РБ. Государство обеспечивает сохранность и защиту прав и интересов всех общественных объединений. Законодательство ограничивает вмешательство госорганов и должностных лиц в деятельность общественных объединений. Государство проникает во внутреннюю жизнь общественных объединений лишь в той мере, которая предусмотрена законодательством (пример: контроль за соблюдением уставных требований законодательства в целом, контроль за производственной и хозяйственной деятельностью, контроль за источниками средств и т.д.).
В ряде случаев государство оказывает помощь общественным объединениям на основании и в случаях предусмотренных законодательством.
Правовой статус общественных объединений определен наличием у них определенных прав и свобод:
1) беспрепятственно получать и распространять информацию, имеющую отношение к их деятельности. Учреждать собственные и использовать в установленном законом порядке СМИ. Осуществлять издательскую деятельность
2) представлять и защищать права и законные интересы своих членов перед ОГУ, судебными органами и т.д.
3) образовывать в необходимых случаях структурные подразделения (филиалы) 
4) осуществлять производственно хозяйственную деятельность на условиях, предусмотренных в уставе
Одним из важнейших условий осуществления общественными объединениями управленческих функций является наличие у них административной правоспособности. Она наступает с момента регистрации объединения и определяется комплексом принадлежащих общественному объединению юридических прав и обязанностей в сфере госуправления. ОГУ определяют границы административной правоспособности общественных объединений в соответствии с законодательством, указывающим виды административных правоотношений, субъектами которых они могут выступать (пример: определяя полномочия членов добровольной народной дружины). В процессе реализации своих полномочий общественные объединения вступают в различные правоотношения в сфере госуправления.
Виды правоотношений зависят от уставных положений общественных объединений, действующего законодательства и других факторов (пример: в соответствии с законом «о профсоюзах» профсоюзные комитеты имеют право участвовать в регулировании отношений, складывающихся между работниками и нанимателями).
Реорганизация общественных объединений (слияние, присоединение, раздел) осуществляются по решению высших органов. Ликвидация общественных объединений осуществляется:
1) по решению высших органов
2) по решению суда

2.Профсоюз – добровольная организация, объединяющая граждан и учащихся вузов, ссузов и ПТУ, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственных, так и внепроизводственных сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из норм национального законодательства и общее признание принципов международного права. Порядок организации и деятельности профсоюзов регламентирован законно «о профсоюзах» от 22.04.1992г. Профсоюзы не зависят в своей деятельности от органов госвласти и хозяйственных организаций, а также других общественных объединений. Согласно действующему законодательству запрещается всякое вмешательство госорганов в деятельность профсоюзов, способной ограничить их права или воспрепятствовать основным направлениям деятельности. Несмотря на принцип невмешательства в деятельность профсоюзов, данный вид общественных объединений находится под защитой государства, которое осуществляют органы госвласти, суд, контрольно-надзорные органы (прокуратура).
Профсоюзы осуществляют отдельные функции государства, характеризующиеся:
1) защитой трудовых прав своих членов, принимать участие в разработке госполитики занятости, вносит предложение по социальной защите лиц, уволенных с места работы
2) представление и защита прав граждан в госорганах по вопросам социального обеспечения и социальных страхов, осуществление общественного контроля за их деятельностью
3) осуществляют общественный контроль за соблюдением законности в сфере труда
4) с их участием могут возникать административно-правовые отношения, основанные на обязанностях ОГУ (администрация предприятий, учреждений)
5) соглашать свои решения по совершению юридических действий (увольнение работника по инициативе нанимателя)  
Профсоюзы – самое массовое общественное объединение РБ. Центральный орган управления – федерация профсоюзов. Белорусские профсоюзы организованы по отраслевому признаку (республиканский профсоюз работников образования) и по территориальному критерию (областные, городские федерации профсоюзов). Низовой элемент в системе – профком (профком БарГУ).

3.Политической партией является независимое, образованное на основании индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках конституции и законов РБ, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участие в выборах.
Основные принципы деятельности политических партий:
1) свобода ассоциаций
2) демократизм
3) самоуправление
4) законность
5) гласность
6) равноправие и др.
Порядок организации и деятельности политических партий регламентирован конституцией и законом о политических партиях от 5.10.2004г. В качестве учредителей политических партий имеют право выступать граждане РБ, достигшие 18 лет, обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лишения свободы. Для создания и деятельности политических партий необходимо не менее 1000 учредителей от большинства областей РБ и г. Минска. Политические партии учреждаются на учредительных съездах, конференциях и иных учредительных мероприятиях. Учредительный съезд принимает решение о создании политической партии, ее названии и образует выборные органы. Построение политической партии осуществляется по территориальному принципу. Политическая партия должна иметь свой устав и символику, которая подлежит регистрации. Органом, осуществляющим регистрацию и перерегистрацию политических партий, является Минюст. На данное министерство возлагаются функции по осуществлению госконтроля за соблюдением партиями своих установленных принципов деятельности. Минюст ведет государственную регистрацию политических партий. Надзор за соблюдением конституции, иных НПА осуществляют органы прокуратуры. Органы госвласти и управления, согласно законодательству, запрещено вмешательство во внутренние дела политических партий либо препятствие их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом и с их уставом. Законодательством РБ закреплены условия деятельности и права политических партий. В случае их нарушения ОГУ могут осуществляться меры государственного принуждения к указанным партиям, вплоть до ликвидации, отказе в регистрации или перерегистрации. Деятельность незарегистрированных политических партий запрещена. Ликвидация политических партий осуществляется либо по решению высшего органа политической партии, либо в принудительном порядке по решению верховного суда РБ по заявлению Минюста или прокуратуры РБ.

4.Конституция РБ закрепляет свободу совести и свободу вероисповедания как индивидуально, так и совместно, путем создания религиозных объединений. Специальным актом, определяющим правовое положение таких объединений является закон РБ о свободе совести и религиозных организациях от 17.12.1992г. Законодательно урегулировано, что деятельность религиозных организаций имеет целью создание наиболее благоприятных условий для реализации гражданами прав на свободу совести и вероисповедания. Законодательные ограничения на свободу вероисповедания необходимы лишь для охраны общественной безопасности, жизни, здоровья граждан, моральных запретов, а также с целью не допустить злоупотребления правами и свободами вероисповедания. Согласно законодательству религиозные объединения отделены от государства – это означает, что хотя государство и определяет правовой режим на свободу вероисповедания, оно не вправе вмешиваться во внутренние дела религиозных организаций. В свою очередь религиозные организации не должны вмешиваться в деятельность органов госвласти для реализации собственных интересов. В местах богослужения не допускается использование государственной символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и другие мероприятия политического характера, а также выступления и призывы, оскорбляющие представителей органов госвласти. Государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством.
РОГУ по делам религии – уполномоченный по делам религии и национальностей и подчиненный ему аппарат. Уполномоченный по делам религии и национальностей осуществляет функции ОГУ и подчиняется Совмину. Он осуществляет контроль за исполнением законодательства в сфере вероисповедания, рассматривает и разрешает вопросы, возникающие в сфере взаимоотношений государственных и религиозных организаций, ведет государственный реестр религиозных организаций. Областные и г. Минска исполкомы ведут свои реестры религиозных организаций, зарегистрированных на соответствующей территории. Религиозные объединения признаются объединениями религиозных общин единого вероисповедания для совместного удовлетворения религиозных потребностей их участников. Религиозные объединения образуются при наличии не менее 10 религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории РБ не менее 20 лет. Религиозные объединения действуют через свои органы управления.
Виды религиозный объединений:
1) республиканские
2) местные
Они действуют на основании своих уставов и подлежат обязательной государственной регистрации.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии