БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Таможенное право » МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

1. Международное таможенное право: понятие, субъекты, принципы, источники
2. Основы европейского таможенного права. Основная характеристика таможенного союза ЕС
3. Сотрудничество государств – участников СНГ в таможенной сфере
4. Формирование Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и реализация принятых международных обязательств в национальных законодательствах государств-членов Таможенного союза

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1 Международное таможенное право: понятие, субъекты, принципы, источники
Международное таможенное право (МТАП) — система принципов и норм, регулирующая отношения между государствами и иными субъектами МТАП в сфере таможенного дела и координирующая таможенные отношения по обеспечению экономической безопасности и суверенитета в мирохозяйственных связях, обусловленных развитием общих экономических всемирных отношений.
МТАП — составная часть Международного публичного права (МПП).МПП — совокупность норм, которые являются общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм Международного права.
Субъекты МТАП:
1) государства;
2) международные организации, осуществляющие деятельность в области торговли и таможенного дела;
3) нации и народы, выступающие за определение своей государственности;
4) государствоподобные образования.
Действующие нормы МТАП распространяются на юридических и физических лиц государства, являющегося субъектом этого права (юридические и физические лица опосредованно (через государство) являются специфическими субъектами МТАП).
Указанные лица являются участниками международных таможенных отношений.
МТАП создается государствами и иными его субъектами в целях регулирования международных таможенных отношений (государства стремятся к тому, чтобы создать наилучшие условия для перемещения товаров, служащих объектом международной торговли; кроме того, в современных условиях МТАП призвано обеспечить надежную основу безопасной деятельности субъектов МТАП, юридических и физических лиц в таможенной сфере).
Принципы МПП (распространяются на МТАП):
1) уважение суверенитета и суверенного равенства государств;
2) запрещение применения силы или угрозы силой;
3) территориальная целостность государств;
4) нерушимость государственных границ;
5) мирное разрешение международных споров;
6) невмешательство во внутренние дела государств;
7) равноправие и самоопределение народов;
8) уважение прав и основных свобод человека;
9) сотрудничество между государствами;
10) добросовестное выполнение международных обязательств.
Принципы МТАП — его фундаментальные положения, на которых основана вся отрасль (находят свое выражение в конкретных нормах МТАП).
Принципы МТАП:
1) содействие становлению справедливого экономического порядка, суверенного равенства государств и их экономических систем, общности интересов и взаимной выгоды (запрещаются прямые или косвенные действия, препятствующие осуществлению экономического суверенитета государств).
2) обеспечение постоянного и все возрастающего расширения международной торговли, равноправное использование государствами преимуществ международного разделения труда.
3) содействие экономическому росту развивающихся государств и преодоление экономического разрыва между развитыми и развивающимися государствами.
4) всемерное сотрудничество государств и иных субъектов в таможенной сфере.
5) стремление к более высокому уровню гармонизации и унификации таможенных систем.
6) всемерное совершенствование таможенного законодательства и таможенных технологий.
7) усиление борьбы с контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, другими таможенными правонарушениями.
Основные источники МТАП — международный договор, международный обычай, обязательные решения международных организаций.
По сфере распространения международные договоры в области таможенного дела могут быть универсальными, региональными, двусторонними.
Международные договоры в области таможенного дела (по объекту регулирования):
1) международные договоры, целиком и полностью регулирующие вопросы таможенного дела (Международная конвенция об упрощении и гармонизации регулировании таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г. в редакции 1999 г.);
2) международные договоры, частично касающиеся регулирования международных таможенных отношений (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.).
Международный обычай (деловые обыкновения, изложенные в сборниках «Обычаи портов», издаваемые административными органами международных морских портов).
Обязательные решения международных межгосударственных организаций (решения Совета безопасности ООН, Всемирной торговой организации, Всемирной таможенной организации могут касаться особенностей таможенного оформления, таможенного контроля, ряда специальных таможенных процедур).
Международные конвенции:
— Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.);
— Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г. с поправками 1997г.;
— Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961 г.;
— Конвенция о временном ввозе товаров 1990 г.;
— Международная конвенция о гармонизированной системе классификации и кодирования товаров 1983 г.;
— Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби) 1977 г.

2 Основы европейского таможенного права. Основная характеристика таможенного союза ЕС
Европейское таможенное право (ЕТАП) — совокупность норм европейского права, регламентирующих функционирование таможенного союза государств-членов ЕС.
Основной объект регулирования в ТАП — порядок перемещения товаров через таможенную границу (в ЕС регулирование передвижения товаров базируется на нормах и принципах таможенного союза, который является основой ЕС).
Функционирование таможенного союза ЕС распространяется на две основные сферы: взаимоотношения государств-членов, связанные с реализацией целей общего, а затем и единого рынка, и регулирование товарооборота с третьими странами в соответствии с общей политикой Сообществ.
Группы норм таможенного права ЕС:
1) нормы, направленные на интеграцию государств-членов внутри таможенного союза;
2) нормы, регулирующие таможенные отношения Сообщества с третьими странами.
Предмет таможенного права ЕС — общественные отношения, связанные с перемещением товаров через внешнюю таможенную границу ЕС и внутренние национальные границы государств-членов.
Метод ЕТАП — главным образом, диспозитивный (предоставляет субъектам ТаПО возможность выбора вариантов поведения в пределах допустимого); императивные нормы адресованы государствам-членам и таможенным органам.
Субъекты таможенного права ЕС — институты Сообществ и Союза, государства-члены и их таможенные органы, частные лица (физические, юридические и объединения лиц, не имеющие статуса юридических лиц).
Источники таможенного права ЕС — учредительные документы Сообществ и Союза, НПА институтов ЕС, решения Суда Европейских сообществ, международные договоры.
Важнейшее значение для таможенного регулирования имеет римский договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) от 25 марта 1957 г., который сформулировал основные принципы таможенного союза государств-членов.
Римским договором об учреждении ЕЭС 1957 г. в качестве одной из фундаментальных основ была провозглашена свобода движения капиталов, предусмотрено устранение препятствий движению капиталов не только между резидентами стран-участниц договора, но и между резидентами стран-участниц и резидентами третьих стран (ст. 67,70).
Существенную роль также играют положения Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали от 18 апреля 1951 г. (срок действия этого договора истек 23 июля 2002 г.), Договора «Евратом» от 25 марта 1957 г., Единого европейского акта от 17 февраля 1986 г. — Люксембург, от 28 февраля 1986 г. — Гаага (ЕЕА).
В соответствии с предложениями Комиссии 17 февраля 1986 г. в Люксембурге и 28 февраля 1986г. в Гааге был подписан ЕЕА, который вступил в силу 1 июля 1987 г. Впервые было дано точное определение пространства «четырех свобод» как единого пространства, без каких-либо внутренних границ, в котором обеспечивается свобод¬ное движение товаров, физических лиц, услуг и капиталов. Это пространство получило название Единого внутреннего рынка. Было решено завершить его создание к 31 декабря 1992 г. Принципиальное значение для успешного осуществления этой задачи имел пере¬ход к принятию всех решений на этот счет посредством квалифици¬рованного большинства. Тем самым ни одна страна не имела более права вето В вопросах, относящихся к созданию Единого внутрен¬него рынка,была создана договорно-правовая база межправительственного сотрудничества государств-членов в области внешней политики.
Важнейшим шагом на пути к политическому единению Европы с момента заключения Римского договора 1957 г.сталдоговор о Европейском Союзеот 7 февраля 1992 г. (Маастрихтский договор).После этого он дважды пересматривался: сначала Амстердамским договором от 2 октября 1997 г. «О внесении изменений в Договор о Европейском Союзе, в Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и в некоторые связанные с ними акты»(вступил в силу 1 мая 1999 г.), затем Ниццким договором от 26 февраля 2001 г «О внесении изменений в Договор о Европейском Союзе, в Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и в некоторые связанные с ними акты» (вступил в силу с 1 февраля 2003 г.).
Амстердамский договор — новый текст Договора о Европейском Союзе. Он является результатом работы Межправительственной конференции, проведенной на Европейском совещании в Турине 29 марта 1996 г. Он был одобрен на Европейском совещании в Амстердаме 16 июня 1997 г. и затем подписан 2 октября 1997 г. министрами иностранных дел 15 стран-членов. Он вступил в силу после того, как был ратифицирован всеми странами-членами в соответствии с их соответствующими конституционными требованиями.
С юридической точки зрения целью договора служит внесение поправок в ряд условий договора о Европейском союзе, договоров, учреждающих Европейское экономическое сообщество, и некоторых связанных актов. Он не подменяет другие договора, но дополняет их.
В октябре 2004 г. был подписан Европейский конституционный договор. Предназначенный для упразднения всех существующих договоров, за исключением Евратома, и их замены единым текстом, этот документ объединяет в себе договоры последних 50 лет. Для вступления в силу конституционный договор должен быть ратифицирован всеми государствами-членами на основании их конституционно-правовых предписаний (ратификация в парламенте или референдум). В результате выявившихся в ходе ратификации в отдельных государствах ЕС проблем главы государств и правительств на заседании Европейского Совета 16–17 июня 2005 г. приняли решение о необходимости введения «периода обсуждения» будущего Европы.
На заседании Европейского Совета 21–22 июня 2007 г. европейские лидеры пришли к компромиссному решению. Был выдан мандат на созыв Межправительственной конференции, которая вместо Конституции должна разработать и принять «договор о реформировании» для Европейского Союза.
В итоге 13 декабря 2007 г. в Лиссабоне был подписан «Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества» («Лиссабонский договор», вступил в силу 1 декабря 2009 г.).
Особенность системы источников вторичного права в ЕТАП заключается в том, что большое значение имеют регламенты, поскольку суверенные права государств-членов в области таможенного регулирования переданы Сообществу (регламентами были введены в действие основополагающие документы таможенного права ЕС: Общий таможенный тариф и Таможенный кодекс ЕС).
Источниками таможенного права ЕС являются также директивы и решения.
Особая группа источников ЕТАП — решения Суда Европейских сообществ, которые играют важнейшую роль в толковании, детализации и восполнении пробелов учредительных договоров и НПА ЕС.
Международные договоры могут быть источниками ЕТАП только в случае, если они заключены Сообществом в рамках его международной правосубъектности, либо совместно Сообществом и государствами-членами.
Основа таможенного права ЕС — нормы права ЕС, регламентирующие все аспекты формирования таможенного союза (Сообществу практически полностью передан суверенитет государств-членов в области таможенного регулирования и таможенной политики).
Основная характеристика таможенного союза ЕС — свобода перемещения внутри общей таможенной границы любых товаров вне зависимости от их происхождения.Для этого принят Общий таможенный тариф в отношении третьих стран и утверждены единообразные правила его применения, а также устранены все препятствия для перемещения товаров между странами-участниками таможенного союза.
В основу создания таможенного союза ЕС положены 4 группы мер:
1) ликвидация таможенных пошлин во внутренней торговле;
2) ликвидация количественных ограничений;
3) гармонизация в области косвенного налогообложения;
4) принятие Общего таможенного тарифа.
Правовой основой функционирования таможенного союза ЕС является Таможенный кодекс ЕС, вступивший в силу с 1 января 1994 г. С его помощью удалось создать цельную и законченную правовую систему — Таможенное право ЕС, непосредственно действующее во всех государствах-членах.
Таможенный кодекс ЕС регулирует только отдельные области общего процессуального права в некоторых статьях, недостающие принципы используются в соответствии с национальным процессуальным правом государств-членов (в отдельных случаях Кодекс напрямую отсылает к национальному процессуальному праву).
Факторы, влияющие на исчисление таможенных платежей в ЕС:
1) тарифная классификация товаров (производится на основе Общего таможенного тарифа, в котором определены основные меры тарифного регулирования: базовые и преференциальные пошлины, тарифные квоты, благоприятные тарифные режимы; существует также товарная номенклатура Сообщества и правила ее интерпретации; действует также Интегрированный таможенный тариф ЕС, объединяющий меры тарифного и нетарифного регулирования в отношении товаров, включенных в товарную номенклатуру Сообщества);
2) происхождение товаров (позволяет решить вопрос о применимости к товарам преференциальных тарифных мер; в ЕС действуют автономные и конвенциональные тарифные преференции; если товар изготовлен на территории нескольких стран, применяется критерий окончательной, существенной, экономически оправданной переработки);
3) таможенная стоимость (имеет базовое значение для исчисления таможенных пошлин и иных таможенных платежей; в основном действует правило цены сделки, позволяющее импортерам и экспортерам устанавливать стоимость товаров по взаимному согласию).
Система единых правил таможенного оформления в ЕС включает в себя:
1) таможенные формальности при ввозе товаров на таможенную территорию ЕС и вывозе товаров за ее пределы;
2) единые документы, применяемые для таможенного оформления;
3) таможенные режимы;
4) единые правила в отношении таможенного долга;
5) основания для освобождения от уплаты таможенных пошлин.
Таможенный кодекс ЕС предусматривает 4 таможенных режима:
1) 1-й включает в себя 8 таможенных процедур (выпуск в свободное обращение; транзит; таможенный склад; переработка внутри таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный ввоз; переработка за пределами таможенной территории; экспорт);
2) 2-й, 3-й и 4-й включают в себя (режим свободной зоны или свободного склада; режим реэкспорта; отказ от товаров).
В ЕС используются 3 формы таможенной декларации (письменная (Единый административный документ), электронная и устная.
Особенности конкретных таможенных процедур в ЕС:
1) декларант имеет право выбора места таможенного оформления на территории любого государства-члена Сообщества при реализации процедур выпуска в свободное обращение и экспорта;
2) существуют разновидности процедуры транзита (внутренний транзит и внешний транзит), что связано с таможенным статусом транзитных товаров;
3) предусмотрена возможность таможенного оформления в различных таможенных учреждениях при процедурах внутренней и внешней переработки.
Таможенный долг — обязательство уплатить сумму таможенной пошлины (предусмотрено предоставление различных удобств импортерам и экспортерам при оплате таможенного долга: отсрочки, различные формы оплаты, полное или частичное освобождение от нее).

3.Сотрудничество государств – участников СНГ в таможенной сфере
13 марта 1992 г. государства-участники СНГ подписали Соглашение о принципах таможенной политики, целью которого являлось:
— сохранить единое экономическое пространство;
— обеспечить в его пределах свободное движение товаров;
— выработать общую политику в отношении третьих стран;
— унифицировать таможенное законодательство и таможенные процедуры;
— создать Таможенный союз;
— учредить Таможенный совет.
В феврале 1992 г. принято Соглашение о порядке транзита грузов через территории государств-участников СНГ (грузы стран СНГ, следующие транзитом через их территории, освобождаются от таможенных пошлин, налогов и сборов за таможенное оформление в государствах транзита, а также от необходимости получения разрешений на транзит; эти грузы также освобождаются от таможенного досмотра).
В апреле 1992 г. подписано Соглашение о порядке оформления транзитных грузов, следующих через территории государств-участников СНГ.
В июне 1994 г. принято Соглашение об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах.
Совет руководителей таможенных служб (СРТС) учрежден решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 г. (30 мая 2002 г. утверждена новая редакция Положения о Совете руководителей таможенных служб государств-участников СНГ).
СРТС — постоянно действующий орган отраслевого сотрудничества, предназначенный для обеспечения координации взаимодействия таможенных служб государств-участников СНГ в области таможенной политики (определяет приоритетные направления в сфере таможенного дела, содействует сближению и гармонизации таможенных законодательств, координирует практическое взаимодействие таможенных служб, содействует реализации принятых решений в сфере таможенного дела).
В целях гармонизации таможенного законодательства государств-участников СНГ Советом глав государств 10 февраля 1995 г. приняты Основы таможенных законодательств государств-участников СНГ (закреплены принципы правового, экономического и организационного регулирования таможенного дела, изложены положения о порядке перемещения товаров через таможенную границу, таможенных платежах, таможенной стоимости товаров и стране их происхождения, таможенном оформлении, таможенном и валютном контроле).
Зона свободной торговли (ЗСТ) государств-участников СНГ — первый этап создания общего экономического пространства и важнейший механизм повышения объемов взаимной торговли.В Соглашении о создании ЗСТ от 15 апреля 1994 г., в котором предусматривались постепенная отмена таможенных пошлин, налогов и сборов; устранение иных препятствий для свободного движения товаров; создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей; координация экономической и торговой политики в отношении третьих стран; содействие кооперации и сотрудничеству; гармонизация и унификация законодательства сторон не вступило в силу.
Реальное формирование ЗСТ в СНГ производится после заседания Экономического совета СНГ 15 декабря 2000 г. ЗСТ формируется между Российской Федерацией, Арменией, Киргизией и Казахстаном — страны в своих торговых отношениях перешли на принцип взимания косвенных налогов в стране назначения товара (услуг), что отвечало требованиям ВТО.
Таможенный союз — экономическое объединение государств, имеющих единую таможенную территорию и однотипный механизм регулирования экономики, базирующийся на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.
Цели Таможенного союза — обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами; гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции; укрепление координации экономической политики своих стан и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства; создание условий для формирования общего экономического пространства и для активного выхода государств-членов Таможенного союза на мировой рынок.
26 февраля 1999 г. руководители государств-участников Таможенного союза подписали договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве.
Единое экономическое пространство — пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Важнейшие принципы формирования Единого экономического пространства — принцип недискриминации; принцип взаимной выгоды; общие принципы (взаимопомощь, добровольность, равноправие, ответственность за принятые обязательства, открытость).
ФормированиеЕдиного экономического пространства походит поэтапно:
1) 1-й этап — завершение формирования Таможенного союза и единой экономической территории;
2) 2-й этап — создание Единого экономического пространства, включающего формирование общего рынка товаров, услуг, капитала и труда, проведение общей экономической политики и создание единой инфраструктуры, завершение гармонизации законодательства Сторон;
3) последующие этапы — согласование параметров основных макроэкономических показателей.
10 декабря 2000 г. в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), ратифицированный всеми государствами-членами и вступивший в силу 30 мая 2001 г.
В рамках ЕврАзЭС действует Межгосударственный совет — высший орган, заседания которого проводятся на уровне глав государств не реже 1 раза в год и глав правительств не реже 2 раз в год; образован Интеграционный комитет — постоянно действующий орган в составе вице-премьеров (заседания проводятся не реже 1 раза в 3 месяца), между заседаниями работу обеспечивает Комиссия постоянных представителей, назначаемых главами государств-членов; сформирована Межпарламентская ассамблея, задачей которой является гармонизация национального законодательства государств-членов; утвержден Статут Суда Сообщества.
Генеральный секретарь назначается Межсоветом по представлению Интеграционного комитета на 3 года.
Статус наблюдателя при ЕврАзЭС имеют Армения, Молдова, Украина.
В декабре 2003 ЕврАзЭС предоставлен статус наблюдателя в ГА ООН.
При Интеграционном комитете действует Совет руководителей таможенных служб государств-членов, который регулярно проводит заседания.

4 Формирование Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и реализация принятых международных обязательств в национальных законодательствах государств-членов Таможенного союза
После подписания Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который вступил в силу 30 мая 2001 г.дальнейшая работа по созданию ТС велась на площадке ЕврАзЭС.
16 августа 2006 г. в Сочи на встрече глав государств-членов ЕврАзЭС было принято Решение № 313 о формировании ТС трех государств (Белоруссия, Казахстан, Россия) в рамках ЕврАзЭС.
Была проведена необходимая работа по формированию договорно-правовой базы ТС в рамках ЕврАзЭС, направленная на переход от первого интеграционного этапа, уже функционирующего режима свободной торговли, ко второй интеграционной стадии - ТС на первых порах «тройки», с последующим присоединением остальных участвующих сторон по мере их готовности.
Работа по подготовке и принятию международных договоров по созданию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС велась в соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза, утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 6 октября 2007 г. № 1. К настоящему времени реализованы мероприятия по формированию договорно-правовой базы Таможенного союза, Единого таможенного тарифа, единой системы внешнеторгового и таможенного регулирования, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, институциональной структуры Таможенного союза. Продолжается работа по унификации торговых режимов и защитных мер, поэтапному переносу согласованных видов государственного контроля на таможенную границу Таможенного союза.
Из 51 международного договора, входящего в основной Перечень международных договоров договорно-правовой базы Таможенного союза, вступили в силу и применяются 41. Из 10 оставшихся договоров 8 утратили актуальность в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (ТКТС). По одному соглашению (Соглашение о создании информационной системы Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 12 декабря 2008 г.) Кыргызской Республикой завершаются внутригосударственные процедуры, необходимые для его вступления в силу. Единственный договор, по которому продолжается работа — Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 г. Его планируется заменить Соглашением об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза, проект которого согласовывается экспертами Сторон.
Кроме того, государствами-членами Таможенного союза заключены и вступили в силу новые международные договора, которые необходимо включить в данный Перечень:
— Протокол от 21 мая 2010 г. о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 г.;
— Протокол от 21 мая 2010 г. о внесении изменений Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 г.;
— Протокол от 21 мая 2010 г. о внесении изменений Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 г.
Принято и временно применяется с 18 ноября 2010 г. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.
В связи с завершением формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и ее введением в действие особое значение приобретает приведение в соответствие с ней национального законодательства государств-членов Таможенного союза. К настоящему времени эта работа не завершена.
Исполнение Комиссией Таможенного союза (далее — Комиссия) функций, установленных международными договорами по формированию Таможенного союза происходит следующим образом.
1. Регулирование внешней торговли товарами
Решениями Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 18 и 19 с 1 января 2010 г. Комиссия была наделена полномочиями в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Таможенном союзе согласно принятым международным договорам.
По Решению Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. № 37 с 1 июля 2010 г. Комиссии переданы полномочия, предусмотренные Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г. в отношении товаров, происходящих с таможенных территорий третьих стран и предназначенных для единой таможенной территории. При этом, в соответствии с положениями указанного Соглашения, Комиссией поручено уполномоченным органам Сторон выполнение процедурных действий по рассмотрению заявлений, началу, проведению и завершению расследований в течение переходного периода.
В целях предварительного рассмотрения и согласования предложений Сторон по мерам регулирования внешней торговли Комиссией создан Комитет по вопросам регулирования внешней торговли, в который входят уполномоченные Сторонами представители исполнительных органов власти государств — членов Таможенного союза. Разработан и принят Регламент внесения в Комиссию соответствующих предложений, предусматривающий требование об их экономическом обосновании.
В сфере таможенно-тарифного регулирования Комиссией был утвержден Единый таможенный тариф Таможенного союза. С момента передачи Комиссии соответствующих полномочий по предложениям Сторон было принято более 30 решений, касающихся изменений ставок ввозных таможенных пошлин, вопросов предоставления тарифных льгот и установления тарифных квот в отношении ряда товаров, происходящих из третьих стран.
На основании полномочий по нетарифному регулированию Комиссией были утверждены Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в торговле с третьими странами, а также Положения о применении соответствующих ограничений. Выполняя функции принятия решений по применению мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами на единой таможенной территории в отношении третьих стран, с 1 января 2010 г. Комиссия Таможенного союза приняла свыше 20 решений, уточняющих ряд разделов и положений указанного Единого перечня товаров.
Сторонами ведется работа по приведению национального законодательства в сфере нетарифного регулирования в соответствие с законодательством Таможенного союза.
В Республике Беларусь разработан Комплекс мер по внесению изменений в законодательство Республики Беларусь, согласно которому приводятся в соответствие с законодательством Таможенного союза в области нетарифного регулирования свыше 25 нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, ведомственных актов органов госуправления.
В отношении применения мер защиты внутреннего рынка Комиссией был утвержден Временный регламент проведения расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, и внесения предложений по результатам расследований в Комиссию Таможенного союза.
В настоящее время в государствах — членах Таможенного союза применяются меры защиты внутреннего рынка, введенные в соответствии с национальным законодательством. В целях их унификации Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. № 59 принято Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода, которое определяет процедуры пересмотра действующих национальных мер на предмет распространения отдельных национальных мер на единую таможенную территорию Таможенного союза, порядок завершения расследований, не завершенных Сторонами до даты подписания этого Соглашения, и сроки действия этих мер на национальном уровне. Одновременно был принят Протокол о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих, в том числе конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам.
Вопросы экспортного контроля до принятия соответствующих международных договоров, разрабатываемых в соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 5 июля 2010 г. № 52, регулируются национальным законодательством. Указанным Решением определен следующий перечень нормативных правовых актов Таможенного союза, подлежащих принятию в данной области:
— Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств — членов Таможенного союза;
— Соглашение о порядке перемещения продукции военного назначения между государствами — членами Таможенного союза, а также через таможенную границу Таможенного союза;
— Единые правила к порядку контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю в государствах — членах Таможенного союза;
— Единые списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю в государствах — членах Таможенного союза;
— Единый список продукции военного назначения государств — членов Таможенного союза;
— Единый список товаров Таможенного союза, контролируемых по соображениям национальной безопасности государств — членов Таможенного союза.
Решением Комиссии от 17 августа 2010 г. № 356 утвержден План мероприятий по обеспечению экспортного контроля государств — членов Таможенного союза, предусматривающий наряду с другими мероприятиями, разработку указанных нормативных правовых актов.
2. Техническое регулирование и применение санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер
С 1 июля 2010 г. в соответствии с Решениями Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. № 38 и 39 на единой таможенной территории Таможенного союза начало действовать единое правовое поле в области санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, предусматривающее применение единых перечней подконтрольной продукции и требований к ней, а также единого порядка ее ввоза и обращения на единой таможенной территории.
В соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза, утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 6 октября 2007 г. № 1, на российско-белорусской границе отменены санитарно-эпидемиологический, ветеринарно-санитарныи и карантинный фитосанитарный виды контроля. При этом на белорусской части таможенной границы Таможенного союза дополнительно создано 22 санитарно-карантинных поста в пунктах пропуска. С 1 июля 2011 г. указанные виды контроля должны быть отменены и на казахстанско-российской границе.
Большинство норм законодательства Таможенного союза в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер являются нормами прямого действия. Национальные законодательства государств — членов Таможенного союза применяется исключительно в части, им не противоречащей.
Применение мер санитарного контроля осуществляется на основе разрешительных документов, составляемых по единым формам, которые признаются всеми государствами — членами Таможенного союза без дополнительного подтверждения соответствия.
Сторонами осуществляются меры по включению норм законодательства Таможенного союза в этой сфере в национальные законодательства.
В целях приведения обязательных требований к продукции в соответствие с едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к подконтрольным товарам, Сторонами разработаны новые и внесены изменения в действующие санитарные правила.
Применение мер ветеринарного контроля с 1 января 2011 г. осуществляется на основе разрешительных документов, составляемых по единым формам, которые будут признаваться всеми государствами - членами Таможенного союза без дополнительного подтверждения соответствия Единым ветеринарно-санитарным требованиям к продукции. В Республике Беларусь национальное законодательство в целом приведено в соответствие с законодательством Таможенного союза.
В области карантина растений фитосанитарные сертификаты оформляются в соответствии с единой международной формой. При этом сертификат, выданный на территории одной из Сторон, признается на территориях других государств-членов Таможенного союза. Сторонами ведется работа по отмене применения импортных карантинных разрешений.
В сфере технического регулирования в соответствии с принятыми решениями ведется работа по унификации законодательства. Определен перечень продукции, на которую документы о соответствии могут выдаваться по единым формам и признаются всеми государствами — членами Таможенного союза без дополнительного подтверждения соответствия. При этом пока остаются в силе и установленные национальными законодательствами перечни продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям безопасности.
Дальнейшая унификация технического регулирования в Таможенном союзе будет осуществляться путем принятия единых технических регламентов Таможенного союза в соответствии с подписанным 18 ноября 2010 г. межгосударственным Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.
3. Таможенное регулирование
Со вступлением в силу с 6 июля 2010 г. Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза (Решение Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав государств от 5 июля 2010 г. № 48) заработала единая система таможенного регулирования на Единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
В настоящее время завершается реализация утвержденного Решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17 Плана мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза. В соответствии с ним подготовлено 20 проектов международных договоров, 16 из которых приняты и применяются. 3 проекта соглашений находятся в стадии доработки (о порядке перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом; об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза; об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 г. на таможенной территории Таможенного союза).
В целях единообразного обеспечения форм и методов таможенного администрирования на единой таможенной территории Таможенного союза разрешаются вопросы:
— о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах по вопросам деятельности представительств таможенных служб государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС;
— об осуществлении транспортного контроля на внешней границе Таможенного союза;
— об Объединенной коллегии таможенных служб государств — членов Таможенного союза.
В соответствии с ТКТС подготовлены и приняты 75 нормативных документов, которые отнесены к компетенции Комиссии. В том числе решениями Комиссии утверждены: формы таможенных документов и инструкции по их заполнению; регламент ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; порядок совершения таможенных операций по товарам для личного пользования физических лиц; перечни товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин; документы по декларированию и классификации товаров, а также их таможенной стоимости.
Стороны ведут работу по приведению национального законодательства в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза. В Республике Беларусь подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторах, внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых указов и структурных элементов указов Президента Республики Беларусь».
Необходимым условием эффективного правоприменения законодательства Таможенного союза является унификация уголовных, административных и гражданских законодательств государств-членов Таможенного союза в части незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Уголовное законодательство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации единообразно закрепляет систему преступлений, посягающих на установленный порядок перемещения товаров и ценностей через таможенную границу. К таким преступлениям относятся: контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей, невозвращение объектов культурного наследия на территорию государства, из которого они были вывезены, незаконный экспорт объектов экспортного контроля, невозвращение валюты из-за границы.
Анализ соответствующих норм уголовного законодательства трех государств выявил различные подходы к определению предмета контрабанды в зависимости от его экономических характеристик и ограниченности в гражданском обороте, а также несогласованность законодательных предписаний относительно оснований конфискации товаров, являющихся предметом контрабанды. Необходимо унифицировать определение предмета контрабанды и положения о конфискации имущества за контрабанду.
В соответствии с принятыми Межгоссоветом ЕврАзЭС на уровне глав государств 5 июля 2010 г. Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза и Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях целесообразно провести сравнительно-правовой анализ уголовно-процессуальных законодательств и административно-процессульных норм государств-членов Таможенного союза с целью приведения их в соответствие с терминами и понятиями законодательства Таможенного союза.
Комиссией проводится мониторинг исполнения таможенного законодательства Таможенного союза. По результатам правоприменительной практики первых месяцев после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза Комиссией принято Решение от 17 августа 2010 г. № 335, в соответствии с которым до 1 июля 2011 г. на белорусско-российской и казахстанско-российской границах таможенный и иные виды контроля осуществляются исключительно на основании стандартных коммерческих и товарно-транспортных документов. При этом Сторонами ведется работа по обеспечению таможенного контроля за отдельными товарами, подпадающими под временные изъятия из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза, установленными Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза от 5 июля 2010 г. С прекращением действия норм этого Протокола и переносом согласованных видов контроля на внешнюю границу Таможенного союза с 1 июля 2011 г. необходимо решить вопрос об организации контроля за обращением товаров, в отношении которых согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 казахстанской Стороной в течение переходного периода продолжительностью до 5 лет применяются ставки, отличные от Единого таможенного тарифа Таможенного союза.
Прекращение таможенного оформления и контроля в отношении товаров Таможенного союза, перемещаемых через межгосударственных границы внутри Единой таможенной территории, существенно облегчило взаимную торговлю и обеспечило рост экономической активности.
В перспективе, после завершения формирования Единого экономического пространства, представляется целесообразным разработать мероприятия по отмене на межгосударственных границах государств — членов Таможенного союза паспортного контроля и подготовить соответствующий международный договор, предусматривающий также унификацию норм визового режима и создания на единой таможенной территории зоны свободного перемещения граждан с единой информационной системой.
В целях обеспечения переноса таможенного и других согласованных видов контроля, планируемого с 1 июля 2011 г., Решением Комиссии Таможенного союза № 173 от 26 февраля 2010 г. сформирована совместная группа экспертов Сторон, которой поручено провести оценку и анализ состояния технического оснащения и обустройства, технических и технологических возможностей, аппаратного и программного обеспечения пунктов пропуска на территориях государств — членов Таможенного союза, а также разработать Типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля.
В рамках работы по поэтапному переносу согласованных видов государственного контроля на внешний контур Таможенного союза подготовлен проект Соглашения между государствами — членами Таможенного союза об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза (Решение Комиссии от 14 октября 2010 г. № 433), в отношении которого проводятся процедуры внутригосударственного согласования. Это позволит перейти к практической реализации переноса транспортного контроля на внешнюю границу Таможенного союза.
4. Исполнение международных договоров в финансовой сфере
В налоговой сфере сформирована нормативно - правовая база Таможенного союза в области косвенного налогообложения, которая регламентирует порядок взимания косвенных налогов и позволяет обеспечить контроль за их уплатой при экспорте и импорте товаров. С 1 июля 2010 г. введены в действие: Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе; Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе; Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе; Протокол о внесении изменений в Соглашение от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»; межведомственный Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 г. Разрабатывается проект Соглашения о создании института налоговых представителей государств-членов Таможенного союза.
В государствах - членах Таможенного союза проводится работа по приведению налоговых законодательств в соответствие с международными нормативно-правовыми актами Таможенного союза. В этих целях в Республике Беларусь принят Декрет Президента от 13 сентября 2010 г. № 477 «О внесении изменений и дополнений в некоторые декреты Президента Республики Беларусь по вопросам взимания косвенных налогов в Таможенном союзе».
Решениями Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. № 36, от 19 ноября 2010 г. № 57 Сторонам поручено принять меры, направленные на прекращение действия двусторонних международных договоров по взиманию косвенных налогов во взаимной торговле.
В сфере валютно-финансовых отношений с 1 сентября 2010 г. применяется Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие). В соответствии с указанным Соглашением ввозные таможенные пошлины зачисляются на единый счет уполномоченного органа той Стороны, в которой они подлежат к уплате в соответствии таможенным законодательством Таможенного союза, и распределяются в бюджеты Сторон согласно установленным нормативам распределения: Республика Беларусь — 4,70%, Республика Казахстан — 7,33%, Российская Федерация — 87,97%.
По предварительным итогам распределения ввозных таможенных пошлин в сентябре - октябре 2010 г., в бюджеты государств - членов Таможенного союза поступили следующие суммы в долларовом эквиваленте:
Республика Беларусь — 210,9 млн. долларов США;
Республика Казахстан — 329,2 млн. долларов США;
Российская Федерация — 3947,6 млн. долларов США.
Принят, находится в стадии ратификации и в части, не противоречащей национальному законодательству, применяется Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза.
Планируется к подписанию Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при ввозе на территорию Таможенного союза и вывозе с территории Таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, проект которого в настоящее время проходит процедуры внутригосударственного согласования.
5. Исполнение международных договоров в отношении информационного взаимодействия и статистики, а также Решения Межгосударственного Совета на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. № 61 «О срочных мерах информационного обмена между таможенными органами Таможенного союза».
В соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. № 40 с 1 июля 2010 г. вступили в силу Протокол о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств —членов Таможенного союза и Протокол о статусе Центра таможенной статистики Комиссии Таможенного союза. Решениями Комиссии одобрена Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств — членов Таможенного союза, приняты Технические условия передачи данных и утверждена Программа статистических работ Центра таможенной статистики Комиссии Таможенного союза на 2011 г.
Решениями Комиссии принят комплект унифицированных классификаторов, применяемых для заполнения таможенных деклараций и одобрены структуры и форматы электронных копий таможенных деклараций, деклараций таможенной стоимости и корректировки таможенной стоимости.
Система статистического учета взаимной торговли государств—членов Таможенного союза нуждается в существенном совершенствовании.
Во исполнение Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. № 61 «О срочных мерах информационного обмена между таможенными органами Таможенного союза» таможенными службами Сторон проводятся работы, направленные на организацию информационного взаимодействия в целях обеспечения полноценного трехстороннего контроля и учета товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, а также помещенных под таможенные процедуры таможенного транзита. Технические условия обмена информацией применяются с 1 января 2011 г.
Осуществляется работа по проектированию, разработке и внедрению Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее — ИИСВВТ), в рамках которой должны быть приняты унифицированные решения, обеспечивающие эффективную интеграцию национальных сегментов и построение общего информационного пространства Таможенного союза. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. № 60 утверждена Концепция создания ИИСВВТ и определены уполномоченные органы по созданию ее национальных сегментов. Этим же Решением Комиссии Таможенного союза поручено утвердить Положение о Координационном совете по информационным технологиям при Комиссии таможенного союза и состав названного Совета. Кроме того, Решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. № 470 Секретариату Комиссии Таможенного союза поручено до 1 февраля 2011 г. провести согласование со Сторонами Технико-экономического обоснования создания и функционирования ИИСВВТ, а в первом квартале 2011 г. — обеспечить разработку и согласование Сторонами технического задания на создание Системы. В государствах — членах Таможенного союза на 2011 г. планируются работы по созданию национальных интеграционных шлюзов для подключения национальных сегментов к ИИСВВТ.
6. Развитие судебной системы Таможенного союза
В соответствии с принятым Протоколом о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 6 октября 2007 г., Межгосударственным Советом ЕврАзЭС 5 июля 2010 г. была принята новая редакция Статуса Суда ЕврАзЭС (далее — Суд), компетенция которого расширяется в части рассмотрения дел в рамках Таможенного союза. В новой редакции установлено, что обращения в Суд хозяйствующих субъектов и особенности судопроизводства по ним определяются отдельным международным договором (ст. 14). Проект Договора об обращении в Суд хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним разработан, в настоящее время завершаются необходимые для его принятия внутригосударственные процедуры. В нем определяется компетенция Суда при рассмотрении дел по заявлениям хозяйствующих субъектов, сроки рассмотрения дел, процедура и правила подачи заявлений хозяйствующими субъектами, порядок оплаты пошлины и иные процедурные вопросы. Проект Договора предусматривает также, в соответствии с требованиями международных актов Всемирной торговой организации (ВТО), возможность обращения в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов третьих стран.
7. Унификация торговых режимов
Как отмечено в Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г., установление и применение в отношениях с третьими странами единого торгового режима является одним из необходимых условий объединения таможенных территорий Сторон в единую таможенную территорию и завершения формирования Таможенного союза.
Переговоры по унификации торговых режимов государств — членов Таможенного союза проводятся единой переговорной делегацией Сторон, состав которой был утвержден Решением Комиссии от 25 сентября 2009 г. № 90 одновременно с директивами на проведение переговоров с ВТО (далее — ЕПД). Данная работа ведется в соответствии с Концепцией унификации торговых режимов государств-членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 11 декабря 2009 г. № 144 и последующими решениями Комиссии по данной тематике.
Действующие непреференциальные международные торговые соглашения государств — членов Таможенного союза (включая РНБ) остаются в силе до момента присоединения Сторон к ВТО, положения соглашений которой заменят указанные непреференциальные двусторонние соглашения. Поэтому работа по унификации торговых режимов государств — членов Таможенного союза ведется со странами, которые имеют с государствами-членами Таможенного союза преференциальные торговые режимы свободной торговли с различными изъятиями.
По итогам проведенных ЕПД консультаций была одобрена единая позиция государств-членов Таможенного союза в отношении режима свободной торговли с Азербайджаном, Арменией и Молдовой. Продолжаются переговоры с Украиной по согласованию единого перечня изъятий из режима свободной торговли. В ходе консультаций с Грузией и Узбекистаном не удалось достичь договоренности о начале переговоров по унификации торговых режимов в четырехстороннем формате.
В соответствии с Решением Комиссии от 14 октября 2010 г. № 427 переговоры по унификации торговых режимов стран-членов Таможенного союза со странами СНГ продолжаются в рамках переговоров по Договору о зоне свободной торговли СНГ.
Стороны завершают работу по унификации режима свободной торговли с Сербией и Черногорией. В четырехстороннем формате согласованы Единые перечни товаров, подпадающих под изъятия при импорте из Сербии и из Черногории, а также Единые правила происхождения товаров.
Государствами — членами Таможенного союза были проведены консультации относительно целесообразности заключения новых соглашений о свободной торговле с Египтом, Вьетнамом, ЕАСТ, Новой Зеландией и Сирией. 23 ноября 2010 г. начались официальные переговоры с ЕАСТ. На министерской конференции АТЭС 10-11 ноября 2010 г. Сторонами сделано заявление о целесообразности заключения соглашения о свободной торговле с Новой Зеландией.
Продолжаются переговоры по присоединению государств-членов Таможенного союза к ВТО.
8.Ограничительные меры во взаимной торговле
В целях исполнения п. 7.3 Плана действий по формированию Таможенного союза ведется работа по приведению национальных правовых актов, регулирующих ограничительные меры экономического характера во взаимной торговле Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, в соответствие с законодательством Таможенного союза. Составлен перечень различных ограничительных мер экономического характера, применяемых Сторонами во взаимной торговле. С целью обеспечения свободного перемещения товаров на едином рынке Таможенного союза разработан проект Соглашения о свободном движении товаров на общем рынке Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В настоящее время ведется работа по его согласованию.
Следует отметить, что ряд действующих в настоящее время ограничительных мер в сферах, связанных с правилами конкуренции, госзакупками, субсидированием и предоставлением иных мер государственной поддержки, выходит за пределы сферы регулирования Таможенного союза.
10. Совершенствование работы Секретариата Комиссии Таможенного союза по исполнению международных договоров

Формирование Секретариата Комиссии Таможенного союза в 2009-2010 годах велось в соответствии с Решениями Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 18 и № 20 и от 5 июля 2010 г. № 53. Решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 5 июля 2010 г. № 53 утверждена структура Секретариата Комиссии на 2011 г. и штатная численность 180 человек исходя из функций и полномочий Комиссии Таможенного союза, установленных к тому времени.
18 ноября 2010 г. было принято Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, наделивший Комиссию Таможенного союза новыми полномочиями в сфере технического регулирования. С утверждением Межгоссоветом ЕврАзЭС 19 ноября 2010 г. Концепции ИИСВВТ на Секретариат возложены обязанности по организации разработки и ведению Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.
В настоящее время в соответствии со вступившими в силу международными договорами и Решениями Межгоссовета ЕврАзЭС и Комиссии Таможенного союза Секретариат обеспечивает выполнение около 250 функций в области таможенного, тарифного, нетарифного, технического регулирования, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля в Таможенном союзе. В дополнение к этому формируемая договорно-правовая база Единого экономического пространства предусматривает наделение с 2012 г. Комиссии Таможенного союза новыми полномочиями и функциями по вопросам проведения гармонизированной антимонопольной политики, включая мониторинг доступа к услугам естественных монополий и соблюдения установленных принципов и правил регулирования их деятельности, контроля за предоставлением промышленных и сельскохозяйственных субсидий, применением общих правил проведения государственные закупок и др.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии