БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Административное право » Административно-правовой статус граждан РБ, иностранных граждан и лиц без гражданства

Административно-правовой статус граждан РБ, иностранных граждан и лиц без гражданства

Административно-правовой статус граждан РБ, иностранных граждан и лиц без гражданства

1. понятие и сущность административно-правового статуса гражданина
2. права и обязанности граждан в сфере госуправления
3. административно-правовые гарантии прав граждан РБ
4. административно-правовые статус иностранных граждан и лиц без гражданства

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Граждане (физические лица) – специфические субъекты административного права. Физические лица не относятся к системе ОГУ, организациям и этим определены особенности их правового статуса. Связь граждан с другими субъектами административного права в том числе и с ОГУ не является устойчивой и долговременной, поскольку граждане являются составной частью гражданского общества, излишнее управленческое вмешательство в дела которого нецелесообразно и прямо ограничено законом.
Гражданин как субъекты административного права – это участник общественных отношений, выступающий в роли носителя содержащихся в НПА конкретных прав и обязанностей, участие в управлении делами общества и государства. Административно-правовой статус граждан – это комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации этих прав и обязанностей. Административно-правовой статус граждан в основном происходит от конституционного права и конкретизируется в законе «о гражданах РБ» и других законодательных актах. В НПА на отождествляются правовой статус личности и гражданина РБ. Гражданин РБ обладает большим объемом прав и обязанностей чем личность. Лица, не являющиеся гражданами РБ не имеют некоторых прав и обязанностей, которыми обладают граждане. Так, например, доступ к государственным должностям имеют только граждане РБ. Административно-правовой статус гражданина устанавливается актами органа госвласти. ОГУ в пределах своей компетенции устанавливает права и обязанности граждан административно-правового характера (пример: обязанность зарегистрироваться по постоянному месту жительства). В пределах, предоставленных компетенцией ОГУ:
1) издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (указ о приеме на работу, учебу)
2) организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан
3) помогают, содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав (деятельность органов социальной защиты)
4) осуществляют охрану прав и свобод граждан (деятельность милиции)

Элементы административно-правового статуса граждан:
1) правоспособность
2) дееспособность
3) права и обязанности
4) гарантии реализации прав
5) ответственность граждан в случае нарушения административно-правовых норм

Под правоспособностью понимается признанное государством за гражданами фактическая возможность быть субъектом конкретных административно-правовых отношений, иметь права и обязанности административно-правового характера. Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Объем и содержание правоспособности устанавливается и изменяется государством при помощи норм административного права. Административная правоспособность неотчуждаема и не передаваема. Ее объем изменяет лишь государство. Для отдельных граждан правоспособность может быть временно ограничена в случае и в порядке, определенном законодательством (совершение уголовного преступления, административного правонарушения)
Административная дееспособность – признанная за гражданами способность своими личными действиями осуществлять, приобретать и выполнять возложенные на него обязанности. Дееспособность в полном объеме возникает для граждан по достижении 18 лет. Частичная дееспособность может возникать до достижения 18 лет (право на учебу и связанные с ним правоотношения). Все граждане РБ имеют равную административную дееспособность, однако некоторым из них по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

2.К основным правам и свободам, составляющим правовой статус личности и гражданина, находящимся в сфере административно-правового регулирования относятся:
1) право на жизнь, свободу, неприкосновенность и достоинство личности
2) право на частную жизнь, тайну корреспонденции, телефонных переговоров и иных сообщений
3) право на неприкосновенность жилища
4) право на свободу передвижения
5) право на информацию
6) право на свободное участие в массовых мероприятиях
7) право на свободу объединений
И др.

Права граждан в сфере госуправления:
1) право на участие в госуправлении (как лично, так и через представителей) 
2) право на поступление на госслужбу
3) право на обращение к ОГУ и их должностным лицам
4) право на обжалование действий ОГУ и должностных лиц
5) право на юридическую помощь (право пользоваться услугами адвоката в административном процессе)
6) право на необходимую оборону
7) и др.

Обязанности граждан:
1) соблюдать законность и дисциплину в госуправлении
2) соблюдать социальные и административные запреты (заниматься медицинской деятельностью не имея специального образования)
3) получать разрешение от ОГУ на совершение ряда действий (получение лицензии на занятие определенным видом деятельности)
4) выполнять законные требования ОГУ или должностных лиц (обязанность прекратить противоправные действия по требованию сотрудников милиции)
5) и др.

3.Наличие прав и свобод не обеспечивает автоматического соблюдения административно-правового статуса личности. Необходимо наличие механизма реализации прав и свобод. Среди гарантий (факторов) реализации прав и свобод выделяют:
1) юридические (правовые) гарантии – недопущение ограничения или ущемления прав и свобод граждан, закрепленных в конституции и законах через издание подзаконных нормативных актов.
2) организационные гарантии – подразумевается наличие соответствующей системы исполнительных, правоохранительных, судебных органов, обеспечивающих защиту конституционных и административных прав
3) экономические гарантии – определяют состояние материально-финансовой системы государства, производительных сил и средств (стабильность в экономике, нормальное состояние социального обеспечения и т.д.)
4) политические гарантии – источник – конституция, гарант – президент, принцип разделения властей

4.Иностранным гражданином признается лицо, находящееся в РБ, имеющее доказательство своей принадлежности гражданству другого государства.  
Лица без гражданства (апатриды) – лица, не являющиеся гражданами РБ и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.
Особый правовой статус имеют беженцы – иностранцы, ходатайствующие о признании их беженцами, или иностранцы, которые признаны беженцами или которым предоставлено убежище в РБ.
В дальнейшем в отношении иностранных граждан и апатридов будет использоваться термин иностранцы.
Правовой статус иностранного гражданина можно условно разделить на 2 части:
1) правовой статус гражданина своего государства
2) правовой статус гражданина страны пребывания
Иностранные граждане, находящиеся за пределами своего государства, сохраняют с ним правовую связь и подчиняются его законам, в то же время он должен соблюдать законы страны пребывания.
В правовом положении апатридов немало общего с иностранными гражданами, однако имеются существенные различия (апатриды подчиняются лишь правопорядку страны пребывания, которые полностью определяет их правовое положение). Если апатрид переезжает в другое государство – его правовая связь с прежним государством прекращается.

3 категории иностранцев:
1) временно пребывающие в РБ – лицо, прибывшее в РБ на срок не более 90 суток в год для въезда и не имеющее разрешения на временное проживание. Правовые основании нахождения в РБ данной категории иностранцев является виза РБ или международный договор РБ с соответствующим иностранным государством о безвизовых поездках граждан
2) временно проживающие в РБ – лицо получило разрешение на временное проживание в РБ.
3) постоянно проживающие в РБ иностранцы – лицо получило в порядке, установленном законодательством, разрешение на постоянное проживание (оформляется посредством выдачи иностранцу вида на жительство)
В соответствии с законодательством иностранцы пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами РБ, если иное не определено законодательством. В отдельных случаях могут быть установлены ответные ограничения в правовом статусе в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод белорусских граждан. Объем административной правосубъектности иностранцев несколько уже чем объем правосубъектности граждан РБ (у граждан РБ административная правосубъектность возникает с момента рождения и прекращается с его смертью, а у иностранца, прибывшего в РБ, административная правосубъектность возникает с момента прибытия и заканчивается, когда он покидает страну).
Административная дееспособность иностранцев состоит в способности реализовать своими действиями принадлежащие ми права и выполнять обязанности.

Права иностранцев:
1) иностранцы равны перед законом независимо от происхождения, социально, имущественного положения и других обстоятельств
2) на территории РБ иностранцам гарантируется неприкосновенность личности, жилища и свобода совести
3) никто из иностранцев в РБ не может быть подвергнут аресту иначе как га основании решения суда или санкции прокурора
4) иностранцы могут владеть, пользоваться и распоряжаться на территории РБ принадлежащей им собственностью. Они могут наследовать, завещать имущество, иметь иные имущественные и личные неимущественные права
5) иностранцы, постоянно проживающие в РБ наравне с гражданами РБ имеют право на получение пособий, пенсий и другие формы социального обеспечения 
6) иностранцы имеют право на получение образования, охрану здоровья, пользование достижениями культуры и иные права  
7) право на убежище на территории РБ
8) иностранцы имеют право на обращение в суд и иные госорганы для защиты своих прав

Обязанности иностранцев:  
1) соблюдать законы и иные НПА РБ, с уважением относиться к традициям белорусского народа
2) уважать национальное достояние других граждан, соблюдать запреты на совершение таких действий как призывы к свержению конституционного строя, пропаганда религиозной и национальной розни, войны
3) бережно относится к памятникам истории, культуры и другим культурным ценностям
4) соблюдать валютное законодательство
5) платить налоги на общих основаниях если иное не предусмотрено законом
Законодательством РБ на иностранцев не возлагается лишь нести некоторые обязанности белорусских граждан (нести службу в вооруженных силах РБ)

Ограничения в административно-правовом статусе иностранца:
1) действующим белорусским законодательством для иностранцев установлены ограничения в отношении права занимать некоторые должности и заниматься определенной деятельностью. Они не могут занимать выборные должности в аппарате исполнительной власти, а также назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если эти должности или эта деятельность связаны с принадлежностью к гражданству РБ (иностранцы не могут работать в составе экипажей воздушных судов белорусского государства, работать в качестве нотариуса и др.)
2) иностранцем запрещено на территории РБ проводить исследования, разработку богатств, за исключением случаев, прямо предусмотренных международными соглашениями
3) иностранцы не могут избирать и быть избранными в представительные и иные выборные госорганы, а также участвовать в референдуме
4) иностранцы могут проживать в нашей стране лишь при наличии на то разрешения компетентных органов. Они могут передвигаться по территории РБ и избирать место жительства только в соответствии с законодательством. Они обязаны соблюдать транзитные правила проезда, существуют местности закрытые для посещения иностранными гражданами (пограничные зоны, закрытые территории). Въезжать на территории таких местностей можно по разрешению ОВД.

Ответственность иностранцев:
Иностранцы, совершившие на территории РБ преступление или иные правонарушения несут ответственность на общих основаниях. В соответствии со ст.23 КОАП за нарушение иностранцем правил пребывания в РБ на них может быть наложено предупреждение, штраф (до 20 БВ) или депортация (вид административного взыскания, применяемый только к иностранцам). Особое правовое положение у лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью. Эти иностранные граждане в соответствии с белорусским законодательством и международными договорами РБ пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом, вследствие чего они не попадают под юрисдикцию РБ.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии