БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Административное право » Административно-правовые формы управления

Административно-правовые формы управления

Административно-правовые формы управления

1. понятие и сущность административно-правовых форм
2. классификация управленческой деятельности
3. понятие правоуправленческой деятельности
4. виды правовых актов управления
5. требования, предъявляемые правовым актам госуправления
6. порядок принятия правовых актов управления

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Форма управленческой деятельности – внешнее практическое выражение конкретных действий, совершаемых ОГУ, должностными лицами в целях осуществления предоставления им полномочий как субъектов исполнительного права и вызывая определенные последствия. Форма управления показывает как осуществляется управленческая деятельность. Без формы тот или иной субъект управления лишь имеет возможность осуществлять свое воздействие на управляемый объект. Чтобы эта возможность стала реальной он должен совершить конкретные действия и отвлечь их в определенную форму, т.е. придать им внешнее выражение (издать юридический акт, провести оперативное совещание, организовать ревизию подчиненных объектов). Тем самым внешнее выражение управленческой деятельности зависит от конкретной управленческой ситуации. Таким образом форма по существу – есть внешнее выражение самого управленческого воздействия. Многообразие задач и функций госуправления предполагает существование различных форм управленческой деятельности, которые предусмотрены законодательством. Обычно они закреплены в специальных (общие и индивидуальные) положениях, уставах и других актах, регламентирующих деятельность ОГУ. Для решения управленческих функций органы и должностные лица должны использовать только те формы, которые соответствуют их полномочиям. Несоблюдение обязательных форм ОГУ несет недействительность или оспоримость в действиях органа или должностного лица. Вместе с тем творческая характеристика управленческой деятельности невозможна без предоставления субъекту управления самостоятельности в выборе тех или иных установленных законодательством форм. Выбор соответствующих форм управленческой деятельности должен производится с учетом конкретной управленческой ситуации, требования эффективности и целесообразности.

2.В административном праве наиболее распространенным являются следующие органы управленческой деятельности:
1) издание правовых актов
2) совершение иных юридически значимых действий (регистрация)
3) проведение организационных мероприятий
4) осуществление материально-технических операций
И др.

Вид конкретной формы управленческой деятельности определяется характером действий ОГУ по осуществлению возложенных на них функций. В одних случаях данные действия влекут за собой юридические последствия (издание правовых актов). В соответствии с этим формы управленческой деятельности подразделяются на:
1) правовые формы (влекут юридические последствия). Они связаны с установлением и применением норм права (издание юридических актов, применение принудительных мер и т.д.).Правовые формы управленческой деятельности четко регламентированы законодательством, которое устанавливает юридический способ их выражения. Правовая форма управления наиболее отчетлива выражена принадлежащими ОГУ государственно-властными полномочиями. В своем индивидуальном выражении правовые формы выступают в виде юридических актов, на основании которых могут формироваться административно-правовые отношения.
2) Не правовые – не влекут юридических последствий. Они непосредственно не связаны с изданием НПА. В юридической деятельности их часто называют организационные формами управленческой деятельности. Как правило, не правовые формы либо предшествуют правовым (ревизия, по результатам которой издается правовой акт), либо следует за ним (проведение инструктажа по поводу реализации нормативного акта), либо создают необходимые условия для совершения действий, имеющих юридическую форму (подготовка материалов информационного характера).

Виды правовых форм госуправления:
1) по содержанию правовые формы госуправления подразделяются на:
• правотворческой управленческой деятельности, заключающейся в выработке правовых норм, их совершенствованию и отмене, т.е. она состоит в издании нормативных актов управления
• правоприменительная деятельность ОГУ заключается в действиях субъекта управления по подведению конкретных, имеющих юридическое значение фактов под соответствующую правовую норму с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешение на основе норм права конкретной управленческой деятельности
2) по содержанию и свойствам правовых норм, применяемых ОГУ:
• регулятивная форма использования для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел, для реализации прав и законных интересов граждан, госорганов в сфере исполнительной власти
• правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений, призванных обеспечить неприкосновенность данных норм.
Разрешаются правовых споры, возникающие в сфере госуправления.
Осуществляется защита субъективных прав и интересов граждан и других субъектов управления
Применяются меры государственного принуждения к лицам, не выполняющим административно-правовые и иные юридические обязанности
3) по целям использования:
• правовые формы внутриуправленческой деятельности – используется для решения организационных, штатных вопросов, ведение делопроизводства, руководство подчиненными сотрудниками управление нижестоящими органами
• правовые формы внешнеорганизационной деятельности используется в целях обеспечения управления возможными задачами
4) по способу выражения:
• словесные
а) письменные (издание нормативных актов распоряжения)
б) устные (учетные приказы, распоряжения, команды, применяемые при решении вопросов императивного характера)
• конклюдентные – выражающиеся при помощи жестов, сигналов, знаков, явно выраженное решение, указ (сигналы регулировщика)

Виды неправовых форм управленческой деятельности:
1) организационные управленческие действия – могут выражаться в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, обучении исполнителей, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработка научных рекомендаций и т.д. Организационные мероприятия не связаны непосредственно с возникновением, изменением и прекращением административно-правовых отношений. Они осуществляются в процессе текущей управленческой деятельности
2) материально-технические действия – имеют вспомогательное значение, с их помощью обеспечивается осуществление всех форм госуправления. К ним относятся составление справок, отчетов, ведение дел правительства, оформление документов.  

3.Важнейшей формой правовой управленческой деятельности является издание нормативных актов.
Слово «акт» употребляется в различных значениях. В частности так обозначаются действия, поступки. В этом смысле можно все действия госорганов при любой форме выражения признать актом этих органов. Но если акты – действия, поступки, то они направлены на достижение определенного правового результата. Следовательно, независимо кем они совершаются их можно считать правовым актом. В курсе административного права рассматриваются только правовые акты управления, издание которых вызывают юридические последствия в виде установления, изменения, прекращения конкретных правоотношений в сфере госуправления. При этом рассматриваются только те акты госуправления, которые издаются органами исполнительной власти.

Основные черты актов госуправления:
1) имею государственно властный характер
2) в них содержатся определенные веления, предписания, направленные на урегулирование управленческих отношении и обеспеченные организацией и убеждением, а в особых случая, принудительной силой государства. Акты управления – это, как правило, односторонне властные акты
3) обязательный юридический признак акта управления состоит в том, что они всегда порождают правовые последствия. Эти последствия сводятся к тому, что акт управления:
• устанавливает, изменяет и отменяет правила поведения и нормы права
• выступает в качестве юридического факта, т.е. порождает, изменяет или прекращает административные правоотношения 
• служит основанием для возникновения других правомочий
• является доказательством при рассмотрении гражданских, административных и уголовных дел в суде.
Анализ характерных признаков актов управления позволяет сформулировать следующие определения. Правовые акты госуправления – это волевые, государственно властные, в ряде случаев документально оформленные действия госорганов и должностных лиц, совершаемые в соответствии с законом в процессе исполнения. Правовые акты госуправления могут носить нормативный характер и обеспечивают правоспособность или дееспособность граждан, исполнение управленческих функций должностными лицами.

Отличия правовых актов госуправления от других актов:
1) отличие от судебных актов (приговор, решение, определение суда). Судебные акты являются формой правосудия. Это акты, касающиеся только участников судебного процесса. Судебные акты издаются судами, которые независимы и подчиняются только закону.
2) Отличие от прокурорских актов (предписание, представление, протест, постановление). Прокурорские акты отличаются от правовых актов госуправления по юридическим свойствам и основанию принятия. По юридической форме прокурорские акты являются формой реагирования на нарушение законности, а основанием их принятия являются конкретные факты нарушения законности. Прокурорские акты не содержат норм права, а также предписаний управленческого характера
3) Отличие от гражданско-правовых актов (договоры, различные сделки и т.д.). в отличие от правовых актов госуправления, гражданско-правовые акты являются результатом взаимного волеизъявления сторон. Он направлен на регулирование имущественных, личных и неимущественных отношений, складывающихся между равноправными субъектами.
4) Правовые акты госуправления отличаются от документов, имеющих юридическое значение (паспорт, диплом, протокол об административном правонарушении). Акты, имеющие юридическое значение всего лишь удостоверяют определенные факты, поэтому они называются документ.

4.Разнообразие форм управленческой деятельности органов исполнительной власти предопределяет многообразие правовых актов госуправления. Существуют критерии выделения отдельных разновидностей правовых актов госуправления:
1) по юридическим свойствам правовые акты госуправления подразделяются:
• Нормативные правовые акты (содержат в себе нормы права). Применяются с целью регулирования однотипных общественных отношений, рассчитанное на длительное применение и не ограниченный круг субъектов. Под их действие попадают все те субъекты, которые действуют урегулированных данным нормативным актом в областях (санитарно-гигиенические правила обязательны для всех граждан, а правила паспортной системы для всех тех, кто должен иметь паспорт)
• Индивидуальные (акты применения норм права к конкретным общественным отношениям является одним из способов реализации правовых норм). По содержанию это распорядительные акты, в которых выражается конкретное государственно властное предписание, касающееся индивидуально определенного управленческого дела и конкретно-определенного лица. К индивидуальным актам относятся: приказ – назначение на должность, постановление об получении административной ответственности и др.). В зависимости от цели и характера все индивидуальные акты можно подразделить на группы:
a. Оперативно-исполнительные. Акты применения диспозиции правовых норм (решение о выдаче ордера на квартиру издаются практически всеми органами исполнительной власти)
b. Правоохранительные индивидуальные акты издаются с целью обеспечить охрану права от нарушения либо восстановить нарушенное право. При этом в них в ряде случаев реализуется санкция правовой нормы (приказ о наличии дисциплинарного взыскания, отмены решения нижестоящего органа и др.)
2) по сроку действия:
• Неопределенного срока действия 
• Срочные акты
• Временные акты
3) по территории действия:
• Республиканские
• Местные
4) органом, издающим акты:
• Акты президента (распоряжения)
• Акты Совмина и премьер-министра
• Акты РОГУ 
• Акты местных исполкомов и их представителей
• Акты руководителей предприятий, учреждений и организаций
5) По характеру компетенций:
• Общие (действуют в отношении всех субъектов административного права)
• Отраслевые
• Межотраслевые
6) по форме выражения:
• словесные (устные и письменные)
• конклюдентные

5.Правовые акты управления должны отвечать определенным требованиям. Их соблюдение обеспечивает эффективность актов и успешное решение управленческих задач. Все требования можно разделить на несколько групп:
1) организационные требования – требования, предусматривающие, чтобы каждый акт управления должен быть реальным экономическим и организационным обоснованием. В самом акте должны быть четко определены конкретные задачи, возложены сроки исполнения. Акты должны быть своевременны и решать насущные вопросы
2) технические требования – конкретность изложения, логическая последовательность, отсутствие противоречий изложения, решение должно быть простым, четким и ясным языком оформлены.
3) юридические требования. Наиболее важными являются:
• должны соответствовать конституции и действующему законодательству
• должны издаваться в строгом соответствии с компетенцией ОГУ
• должны издаваться в установленном порядке (постановление Совмина принимается на уполномоченных заседаниях Совмина)
• должны соответствовать определенной юридической форме (соответствовать требованиям закона «о НПА»)
• должны быть подписаны уполномоченным лицом
• должны быть доведены до исполнителя

6.Порядок принятия правовых актов ОГУ включает стадии:
1) планирование подготовки проекта акта
2) проявление нормотворческой инициативы
3) подготовки проекта акта
4) согласование проекта в случае необходимости
5) рассмотрение проекта
6) внесение решения по проекту
7) придание выносимому решению правовой (юридической) формы
8) проведение юридической экспертизы
9) включение правового акта (если необходимо) в национальный реестр правовых актов РБ
10) доведение акта до сведения исполнителей.
Вышеуказанные стадии проходят не все правовые акты госуправления. Эти стадии присущи преимущественно НПА госуправления.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии