БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Административное право » Административно-правовые методы управления

Административно-правовые методы управления

Административно-правовые методы управления

1. понятие методов деятельности ОГУ
2. виды методов осуществления управленческих действий
3. убеждение как метод госуправления
4. поощрение в системе методов управленческих действий
5. административное принуждение: сущность и виды

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.В общепринятом понимании метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Применимо к государственной управленческой деятельности метод представляет собой понятие, которое характеризует, как осуществляются управленческие функции и задачи, с помощью каких средств.  
Под методом управления обычно понимают приемы и способы целенаправленного воздействия управляющих на волю и сознание управляемых. Таким образом метод управления – способ осуществления функций управления. Осуществляемые задачи и функции исполнительной и распорядительной деятельности с помощью имеющихся в их распоряжении методов ОГУ, практическом воздействии на соответствующие управляемые объекты.
Выделяют следующие способы воздействия:
1) установление правил поведения в сфере госуправления, обязательные для участников управленческих отношений 
2) издание индивидуальных предписаний в адрес конкретных участников управленческих отношений (распорядительство)
3) надзор за поведением участников управленческих отношений
4) применение различного рода средств, стимулирующих воздействие на управляемый объект
5) применяется в необходимых случаях официальных мер принудительного характера

Методам управления присущи следующие черты:
1) реализуются в процессе деятельности, имеющей государственный характер
2) формируется по воле государства и производится от него
3) используется ОГУ и с их помощью реализуются полномочия государственно-властного характера
4) наиболее ощутимо проявляются методы управления, полученные в правовых актах управления

2.В практической управленческой деятельности наблюдаются различные способы решения тех или иных задач. Это предопределяет большое разнообразие видов методов управления.
Для обеспечения необходимого поведения участников общественных отношений различные методы можно свести (объединить) в 2 наиболее общие группы методов:
1) методы убеждения – проявляются в воздействии на сознание и волю людей с целью ориентации граждан на добросовестное соблюдение правовых норм
2) методы принуждения – проявляются в административном и дисциплинарном воздействии на субъектов управления
Эти методы имеют универсальный характер и проявляются в различных сферах управленческой деятельности. Они взаимно дополняют друг друга (политика кнута и пряника). Общественные отношения в сфере управления складываются как отношения сотрудничества и взаимопомощи под воздействием моральных факторов, поэтому метод убеждения является основным. Принуждение рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используется в силу нерезультативности убеждения. Кроме 2 основных методов существуют и другие классификации методов управления:  
1) административные методы – государственная власть воздействует на поведение объекта управления путем установления для него определенных задач и правил поведения. При этом орган управления прямо предписывает управляемому, что он должен делать
2) экономические методы – обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно управленческой деятельности на соответствующие объекты. Их главный признак состоит в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемого путем воздействия на их материальные интересы. При использовании экономических методов отсутствует способность прямого властного воздействия на объекты управления. Управляемый становится в такое положение, когда он сам начинает действовать должным образом в силу того, что его материальное положение стимулируется (материальное поощрение, предоставление материальных и имущественных льгот и др.). Должное поведение объекта достигается как перспектива материальных благ, так и угрозой материальных санкций.
3) Методы по форме выражения подразделяются на:
• административно-правовые, т.е. те, которые обличены в форму нормативного акта и содержащие в себе, как правило, нормы права  
• административно-организационные – состоят в проведении организационных мероприятий управленческого характера. В процессе данных мероприятий реализуются функции госуправления
4) по юридическим свойствам методы подразделяются на нормативные и индивидуальные
5) по способу воздействия на поведение объекта управления: обязывающие, уполномочивающие, поощряющие, закрепляющие
6) по форме предписаний методы подразделяются на категорические, поручительные и рекомендательные
В управленческой практике различные методы не принято изолировать друг от друга. В управленческой практике наблюдаются сочетания различных способов и приемов, что обеспечивает наиболее эффективное управленческое воздействие. В различных управленческих ситуациях, отраслях и сферах управления может преобладать использование тех или иных методов (в сфере управления экономикой предпочтение отдается экономическим методам, в управлении обороной, внутренними делами преобладают административные методы (в форме приказа).

3.Методы правового воздействия ОГУ.
Убеждение в сфере административно-правового регулирования – метод воздействия государства на сознание и поведение людей, представляет собой комплекс воспитательных и разъяснительных мероприятий. Указанные мероприятия преследуют цель – повышение сознательности, организованности, добросовестное соблюдение гражданско-правовых норм. Убеждение позволяет соединить требования закона, властное предписание ОГУ с внутренним убеждением личности, достичь единство интересов человека и общества, государственных интересов и интересов отдельных людей. Убежденность человека должна быть результатом его размышления и принятия решения, т.е. это волевое осознанное действие. Как способ управления, убеждение представляет совокупность политических, воспитательных, идеологических, социально-психологических и других факторов. Это совокупность способов и представлений, позволяющих достичь нужного воздействия на личность в целях стимулирования правомерного поведения.
Убеждение выражается в следующих основных формах:
1) идейно-политическая и пропагандическая деятельность
2) агитационно-массовая и культурно-массовая работа
3) повышение политической и правовой культуры
4) нравственно-правовое воспитание
5) распространение
6) совершенствование форм и методов управления

4.Одной из разновидностей убеждения, как метода госуправления, является поощрение – способ воздействия через сознание, волю субъекта административного права на совершение полезных для общества и государства поступков.
Поощрение – деятельность исполнительной власти, которая используется как средство воздействия на деятельность людей, активизации и стимулирования их возможностей. Поощрение регулируется в основном нормами административного права, которые содержаться в различных источниках (законы, положения).
Особенности поощрения:
1) основание для поощрения – заслуга, деяние, оцененное субъектом управления (органом власти)
2) поощрение связано с оценкой уже совершенных полезных действий, за которые в соответствии с законодательством предусмотрены меры поощрения
3) поощрение, как правило, персонифицировано
4) поощрение состоит в моральном одобрении, наделении правами и материальными благами
5) поощрение регулируется нормами права и реализуется в форме правоприменения
6) воздействие на волю поощряемого, стимулируя его на дальнейшие положительные действия
7) воздействие на сознание и волю других людей, стимулируя их к совершению таких же или подобных действий

Виды поощрения:
1) моральное – вручение грамот, благодарностей и т.д.
2) материальные – премии и др.
3) статуты – повышающие статус человека в обществе, коллективе
4) смешанные (1+2)

Стадии поощрительного производства:
1) возбуждение дела о поощрении
2) сбор, оценка и рассмотрение материалов
3) принятие решения о поощрении
4) исполнение решения

5.Основной метод воздействия на сознание и волю людей – метод убеждения не всегда оказывается достаточно действенным. В связи с этим государство вынуждено применять принуждение. В зависимости от основания и процедурных особенностей выделяют 4 вида государственного принуждения:
1) гражданско-правовой
2) дисциплинарное
3) уголовно-правовое
4) административно-правовое
Административное принуждение представляет собой систему мер морального, материального, физического и психического воздействия уполномоченного органа на сознание и волю людей в целях достижения определенного поведения, строгого соблюдения дисциплины и законности в сфере управления. В зависимости от цели и способа обеспечения порядка все меры административного принуждения могут быть разделены на 4 группы:
1) административно-предупредительные – применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере госуправления, предотвращения иных вредных для режима общественной безопасности являются 2 основания:
• меры, которые применяются в целях предупреждения угрозы общественной и личной безопасности граждан, наступление возможных нежелательных или вредных последствий. К ним относятся: введение карантина, таможенный досмотр, закрытие участка дороги государственные границы, принудительное медицинское освидетельствование, пожарный надзор, регистрация транспортных средств и др.
• меры, которые имеют ярко-выраженное профилактическое направление: проверка документов, личный досмотр и т.д.
2) административное пресечение – направлены на пресечение, прекращение противоправных деяний. Различают общие и специальные меры пресечения. К общим относятся: требования прекратить противоправные действия, отстранение от работы инфекционных больных, лиц, находящихся в состоянии опьянения. Специальные – применяются сотрудниками милиции и других служб, обладающих правом применять специальные средства. Специальные средства применяются при защите граждан, предотвращении массовых беспорядков.
3) Меры административной ответственности – выражаются в форме применения административных взысканий: предупреждение, штраф, исправительные работы, конфискация, административный арест
4) Меры процессуального обеспечения административного процесса. К ним относят административное задержание, наложение ареста на имущество, изъятие.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии