БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Правовая информатика кср » СИСТЕМА ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

СИСТЕМА ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Автор: Maxvel 9-02-2013, 18:00

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

На актуальность применения современных информационных технологий в правовой сфере РБ было указано еще в Концепции судебно-правовой реформы, одобренной Постановлением Верховного Совета РБ от 23 апреля 1992 года [35]. Началом создания республиканской системы единых баз данных по законодательству РБ можно считать формирование созданным в 1992 году Министерством юстиции Республиканским центром правовой информации ( в составе НИИ проблем криминалогии, криминалистики и судебной экспертизы) республиканского эталонного банка данных правовой информации[36]. Дальнейшее ее развитие и трансформация в государственную систему правовой информации (ГСПИ) связано с созданием в 1997 Национального центра правовой информации РБ на основании Указа Президента РБ от 30 июня 1997г. №338 [25]. В соответствии с этим Указом НЦПИ является центральным государственным научно-практическим учреждением в области компьютерного накопления, хранения, систематизации и предоставления в пользование эталонной правовой информации (на бумажных и электронных носителях), создания межгосударственной системы обмена правовой информации.
На НЦПИ возложено:
 Создание и ведение Национального реестра правовых актов РБ (на бумажных и электронных носителях);
 Формирование и ведение единого эталонного банка данных правовой информации;
 Создание и развитие государственной системы правовой информации;
 Координация и непосредственная реализация работ по правовой информатизации РБ;
 Координация деятельности в области внедрения компьютерных систем и банков данных правовой информации;
 Распространение правовой информации;
 Участие в подготовке проектов законов и иных правовых актов в РБ;
 Проведение научных исследований в области правовой информации;
 Обеспечение межгосударственного обмена правовой информацией.
В настоящее время НЦПИ возглавил и реально осуществляет координацию процессов правовой информатизации в стране, создание и развитие государственной системы правовой информации. В Национальном докладе РБ на 25-м заседании Комитета экспертов по информационным технологиям и праву Совета Европы отмечалась реальность и действенность указанной системы, в основе которой лежит внедрение новейших информационных технологий в процессы создания, накопления, систематизации и распространения правовой информации, относящейся к системе действующего и проектируемого законодательства страны. При этом основными принципами построения государственной системы правовой информации выступают:
во-первых, концентрация и систематизация правовой информации в едином центре (обеспечены введением Национального реестра правовых актов РБ как системы учета правовых актов и официального периодического издания; формированием и ведением эталонного банка данных правовой информации как главного правового информационного ресурса страны; ведением Единого правового классификатора РБ; созданием системы межгосударственного обмена правовой информацией);
во-вторых, системность распространения правовой информации как на бумажных, так и на электронных носителях, что включает:
a) Развитые виды телекоммуникационного обеспечения, прежде всего глобальную сеть Интернет;
b) Различные организационные формы распространения правовой информации (адекватность распространяемой в электронном виде правовой информации действующему законодательству организациями различных видов собственности становится возможной благодаря единому источнику – эталонному банку данных);
c) Входящие в структуру НУПИ региональные центры правовой информации;
d) Обеспечивающие доступность правовой информации самым широким слоям населения публичные центры правовой информации при общедоступных библиотеках и другие.
Государственная система правовой информации предназначена для удовлетворения правовых информационных потребностей государства и общества и основана на применении современных информационных технологий при накоплении, систематизации и распространении правовой информации.
ГСПИ базируется на информационных ресурсах НЦПИ (рис. 3.1.), в составе которых в первую очередь следует отметить эталонный банк данных правовой информации (ЭБДПИ), включающий банки данных «Законодательство РБ», «Международные договоры РБ», «Решения местных органов управления» и компьютерный банк данных проектов законов РБ.

Нормотворческие органы

Национальный реестр правовых
актов РБ
1. система учета
2.электронный вид
3.официальное издание

Компьютерный банк данных
Проектов законов РБ

Эталонный банк данных Правовой информации
1. законодательство РБ

2.международные договоры
3.решения местных органов самоуправления
4.другие банки данных

Интернет-сайт НЦПИ
Государственные
органы Судебная
система Другие
пользователи ПЦПИ РЦПИ Организации-распространители

Пользователи

Рис.1. Формирование и использование правовых информационных ресурсов государственной системы правовой информации

ГСПИ представляет собой структурированную систему, содержащую ряд согласованных информационных, технологических и организационных процессов:
o Сбор правовой информации от нормотворческих органов;
o Формирование и ведение Национального реестра правовых актов РБ в электронном виде, а также выпуск его официального издания в печатном виде;
o Формирование и ведение ЭБДПИ;
o Выпуск других официальных изданий правовых актов (в частности, кодексов РБ);
o Распространение правовой информации в электронном и печатном виде;
o Обеспечение функционирования и поддержка общедоступного узла Интернет (http://ncpi.gov.by), содержащего сведения о законодательстве РБ и ряд других правовых информационных ресурсов;
o Межгосударственный обмен правовой информацией.
Значительно расширило рамки ГСПИ введение Национального реестра правовых актов РБ как системы учета нормативных правовых актов, а также утверждение разработанного НЦПИ Единого правового классификатора РБ [29] , ставшего системообразующим элементом ГСПИ.
Распространение правовой информации осуществляется как непосредственно НЦПИ, так и региональными центрами правовой информации, действующими во всех областях республики и в г.Минске. Немаловажной составляющей ГСПИ, позволяющей осуществить конституционное право на получение правовой информации, является совместный проект НЦПИ и Министерства культуры РБ по созданию публичных центров правовой информации[148]. Такие центры ( с помощью областных исполнительных комитетов) организованы на базе публичных библиотек и региональных центров правовой информации, что позволяет обеспечить свободный доступ к законодательству РБ (в электронном и печатном виде), а также к правовым ресурсам Интернета.
Кроме того, НЦПИ осуществляет координацию вопросов распространения правовой информации в электронном виде, которой занимается и ряд коммерческих организаций. Правовую и технологическую информацию (словари, справочники, форматы и др.) этим организациям предоставляет НЦПИ (согласно существующей правовой норме о лицензировании деятельности по распространению правовой информации), что обеспечивает функционирование в качестве источников правовой информации в ГСПИ организаций различных форм собственности (рис. 3.2), а также обуславливает официальность, достоверность, полноту, актуальность и единство предоставляемой в электронном виде правовой информации. Координация осуществляется через секцию по координации и совершенствованию деятельности в области предоставления правовой информации в электронном виде научно-консультативного совета НЦПИ, в которую входят представители организаций, осуществляющих указанную деятельность.

ПРАВОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
В состав правовых информационных ресурсов (см. рис. 3.1) прежде всего входит упомянутый эталонный банк данных правовой информации, представляющий собой систематизированное собрание действующего законодательства РБ, в котором в настоящее время содержится более 45 000 документов.
ЭБДПИ формируется из правовых актов, поступающих в НЦПИ по официальной рассылке (для включения в Национальный реестр правовых актов РБ), причем нормативно определен и действует порядок обязательного и своевременного предоставления правовых актов от всех нормотворческих органов (законодательных, исполнительных и судебных).
С использованием единой технологии в НЦПИ ведутся следующие банки данных правовой информации:
 «Законодательство РБ» (наиболее востребованный и содержащий полное собрание нормативных правовых актов в контрольном состоянии);
 «Международные договоры РБ» (международные договоры, соглашения, конвенции, участницей которых является РБ; правовые акты, принимаемые в рамках Союза РБ и России, а также СНГ и других межгосударственных образований);
 «Решения органов местного самоуправления и управления» (правовые акты областных и Минского городского Советов депутатов, областных и Минского городского исполнительных комитетов);
 Компьютерный банк данных проектов законов РБ (проекты законов и сопроводительные документы к ним);
 «Судебная практика» (носящие нормативный характер акты Конституционного Суда РБ, Верховного Суда РБ, Высшего Хозяйственного Суда РБ);
 «Распоряжения Президента и Главы Администрации Президента РБ»;
 «Распоряжения Правительства и Премьер-министра РБ».
Распространение правовой информации в стране осуществляется на основании Указа Президента РБ от 1 декабря 1998 г. №565 «О порядке распространения правовой информации в РБ» [33].
В соответствии с этим порядком , как отмечено выше, на основе ЭБДПИ формируются и распространяются банки данных правовой информации другими организациями (см. рис. 1).
В первую очередь среди них нужно отметить справочную правовую систему «КонсультантПлюс: Беларусь». Эта система основана на применении правовой информации из эталонного банка данных в рамках программного обеспечения производства АО «КонсультантПлюс» (Россия) — одной из наиболее развитых на российском рынке правовых систем. В РБ распространение банка данных «КонсультантПлюс: Беларусь» производит общество с ограниченной ответственностью «ЮрСпектр». Оно же поставляет и другие продукты АО «КонсультантПлюс» по законодательству России. При этом предоставляется достаточно развитой спектр дополнительной неофициальной правовой информации и сервисных услуг.

Рис. 3.2. Укрупненная организационно-технологическая схема распространения правовой информации в электронном виде


На рынке правовой информации в РБ одной из старейших фирм является информационно-правовое агентство «Регистр», предоставляющее банк данных правовой информации ЮСИАС. Кроме того, агентство осуществляет подготовку и выпуск компакт-дисков правовой тематики («Кодексы РБ», «Деловые бумаги»), издает различную правовую литературу, в том числе периодическое издание Министерства юстиции «Бюллетень нормативно-правовой информации», определенное время служивший одним из источников официального опубликования правовых актов.
Занимается распространением правовой информации в электронном виде подразделение холдинга «Белхард» общество с дополнительной ответственностью «Экспертцентр», производящее банк данных «ЮрЭксперт» и обеспечивающее ряд сервисных услуг.
Государственное унитарное предприятие «ИВЦ Министерства финансов» на основе эталонного банка данных обеспечивает правовой информацией систему финансовых органов страны.
Одним из первых создателей систем накопления и ведения правовой информации в стране является государственное унитарное предприятие «ЦНИИТУ», разработки которого используются на некоторых предприятиях Министерства промышленности и других.
В начале 2002 года на рынке справочных правовых систем появилась система «Главбух-ИНФО», распространяемая ООО «Главный бухгалтер-ИНФО», которое является дочерним предприятием информационно-издательской компании «Агентство Владимира Гревцова».
Вызывает интерес завершенный совместный проект «1С:Эталон-Беларусь» НЦПИ и закрытого акционерного общества «Мисофт НВП», позволяющий использовать информацию эталонного банка данных в рамках хорошо известной программной системы управления процессами управления предприятия 1С.
Правовая информация республики представлена и во всемирной компьютерной сети Интернет. Как уже отмечалось, функционирует и поддерживается в актуальном состоянии узел Интернет НЦПИ (http://ncpi.gov.by), обеспечивающий свободный доступ к определенной части документов эталонного банка данных правовой информации (Конституция и законы РБ, правовые акты Президента и Правительства). Кроме того, на сайте можно ознакомиться с текущими поступлениями нормативных правовых актов, включенных в Национальный реестр правовых актов РБ. Предоставляется доступ к компьютерному банку данных проектов законов РБ — таким образом можно ознакомиться с информацией о законопроектах, внесенных субъектами права законодательной инициативы в Палату представителей Национального собрания РБ. Здесь же размещается ряд ссылок на другие правовые ресурсы Беларуси, России, других стран.
В настоящее время НЦПИ ведет работу по созданию Национального правового Интернет-портала РБ. Этот портал рассматривается как государственный информационный ресурс сети Интернет в области права и правовой информатизации, предназначенный для концентрации правовой информации и повышения эффективности работы специалистов с указанной информацией на основе применения передовых информационных и Интернет-технодогий.
Действует хост информационно-правового агентства «Регистр» (www.iparegistr.com), также обеспечивающий возможность получения различного рода правовой информации, в том числе и правовых актов, из банка данных ЮСИАС, представленного в Интернете.
Краткие сравнительные характеристики банков данных правовой информации приведены в табл.3.1.

Табл.3.1
Краткие сравнительные характеристики информационно-поисковых систем по законодательству Республики Беларусь (по состоянию на ноябрь 2001 года)

ПАРАМЕТРЫ ЗНАЧЕНИЯ
НЦПИ
Эталон-WIN3.0 ИПА
«Регистр»
ЮСИАС-2000 ООО
«Юр-Спектр»
КонсультатПлюс ООО Эксперт-центр Юрспектр ГП ЦНИИТУ
Юрист-2000
Количество поисковых полей 18 15 14 23 8
Возможности сортировки По комбинации 4 полей (вид акта, номер, орган принятия) По дате или по номеру принятия По дате принятия По одному из полей списка По одному из полей списка
Логические операции между полями Есть Нет Нет Нет Нет
Логические операции внутри поискового поля Есть Есть Есть Нет Нет
В рубрикаторе сразу видны документы, относящиеся к рубрике Есть Нет Нет Нет Есть
Переход на документ, содержащий толкование термина из словаря терминов и определений Есть Есть Отсутствует словарь терминов и определений Нет Нет
Предварительный просмотр документов перед печатью Есть Есть Есть Есть Есть
Настройка параметров страницы перед печатью Есть Есть Есть Есть Есть
Цитирование
Есть Есть Нет Есть Нет
Контекстный поиск по классификаторам Есть Есть Есть Нет Нет
Контекстно-зависимая справка Есть Нет Есть Есть В разработке

* Приводятся по материалам НЦПИ, представленным на выставке PTS'2001.


Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии

  • GENAJag
    Написал(а): GENAJag
  • Jacog
    Написал(а): Jacog
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №27
  • cbetlana
    Написал(а): cbetlana
    В новости: Маршрут №27
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут № 30
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №15
  • RonnieUncen
    Написал(а): RonnieUncen
  • loram
    Написал(а): loram
  • Inna2200111
    Написал(а): Inna2200111
  • Shishkinrom
    Написал(а): Shishkinrom