КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ

1. Налог на услуги, оказываемые объектами сервиса
2. Налог на добавленную стоимость
3. Акциз
4. Взимание косвенных налогов по принципу страны назначения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1 Налог на услуги, оказываемые объектами сервиса
Плательщиками налога на услуги являются организации и индивидуальные предприниматели осуществляющие на территории соответствующих административно-территориальных единиц операции по оказанию услуг, являющихся объектом налогообложения.
Налогоплательщиками не являются индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц или применяющие упрощенную систему налогообложения, и организации, уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.
Объектом налогообложения являются операции по оказанию организациями и индивидуальными предпринимателями услуг: рынков, ярмарок, выставок-продаж; гостиниц, кемпингов, мотелей; ресторанов, баров, кафе; дискотек, бильярдных, боулинг-клубов; парикмахерских, салонов красоты, соляриев; с недвижимым имуществом; сотовой подвижной электросвязи, оказываемых абонентам; кабельного телевидения; по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств для физических лиц; туристических и косметических услуг.
Налоговая база определяется как выручка от реализации плательщиками услуг без включения в них налога на услуги. Не включается в налоговую базу выручка от реализации ресторанами, барами, кафе табачных изделий.
Сумма налога на услуги устанавливается как надбавка к цене реализуемых услуг с учетом налога на добавленную стоимость и исключается из выручки при исчислении налогов, сборов и иных платежей, уплачиваемых в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды.
При этом выручка от реализации услуг определяется без учета стоимости приобретенных и использованных непосредственно для оказания таких услуг комплектующих изделий, запасных частей, работ и услуг, выполненных (оказанных) сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, расходы по которым включаются в соответствии с законодательством организациями в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, индивидуальными предпринимателями — в состав расходов, связанных с извлечением доходов от предпринимательской деятельности [8].
От налога на услуги освобождаются:
• организации, оказывающие услуги дискотек в сельской местности (танцевальные вечера, дискотеки, вечера отдыха, утренники для детей, встречи с деятелями литературы, науки и культуры, викторины, лектории, массовые праздники и торжества, гражданские и семейные обряды, образовательные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия, программы и представления, кинолектории, киноклубы, дни и недели кино);
• организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие туристические услуги;
• хоккейные, футбольные, волейбольные и гандбольные клубы.
Ставки
Налоговые ставки на 2010 год установлены в размере, не превышающем 5% выручки от реализации услуг.
При формировании цены налог на услуги рассчитывается:
,
где — налог на услуги;
— отпускная цена с учетом НДС;
— ставка налога на услуги в процентах.

В целях налогообложения налог на услуги рассчитывается:
,
где — выручка от реализации услуг.

Налог на услуги уплачивается ежеквартально.
Плательщики налога на услуги не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в инспекции Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) налога на услуги нарастающим итогом с начала года.
Уплата налога на услуги производится плательщиками ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом [2, с. 54].
.

2 Налог на добавленную стоимость
Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за три предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности 40 000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число последнего из таких месяцев (за исключением выручки от реализации при осуществлении деятельности, по которой в соответствии с законодательством уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц).
Плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц освобождаются от уплаты налога, за исключением налога, уплачиваемого на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь [8].
Объектами налогообложения признаются:
1. Обороты по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности) на территории Республики Беларусь (за исключением оборотов по их реализации, освобождаемых oт обложения НДС).
2. Обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности за пределы Беларуси.
3. Товары, ввозимые на таможенную территорию республики (за исключением товаров, по которым предоставляются льготы по уплате НДС).
4. Оборотами по реализации признаются также недостача, хищение и порча товаров; продажа и прочее выбытие, включая недостачу основные средств, нематериальных активов и объектов незавершенного капитального строительства.
Не признаются объектами налогообложения и не подлежат налогообложению:
1) обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг) и предоставление на территории Республики Беларусь объекта аренды для официальной деятельности дипломатических и приравненных к ним представительств; обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг) для личного пользования дипломатического и (или) административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей). Освобождение оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг) производится ежеквартально путем возврата (возмещения) сумм налога.
2) суммы, полученные уполномоченными органами за совершаемые действия при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (государственная пошлина, патентные пошлины, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами), платежи в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
3) имущество, вносимое в качестве взноса (вклада) в уставный фонд организации в размерах, установленных учредительными документами;
4) обороты по первичному размещению ценных бумаг эмитентами, осуществляемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
5) перечисляемые в доход бюджета средства от продажи в процессе приватизации имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, и суммы арендной платы от сдачи в аренду предприятий, находящихся в государственной собственности;
6) обороты по реализации неиспользуемого или неэффективно используемого движимого и недвижимого имущества, закрепленного за Министерством обороны Республики Беларусь на праве оперативного управления, недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении подчиненных ему государственных организаций, кроме жилищного фонда, продукции военного назначения и имущества, являющегося носителем государственных секретов;
7) внутренние обороты организаций, ведущих лесное хозяйство;
8) отчуждение находящегося в государственной собственности имущества, при котором полученные денежные средства подлежат распределению в установленном законодательством порядке;
9) обороты по передаче товаров (работ, услуг), приобретенных (ввезенных) за счет паевых (членских) взносов, членам некоммерческих организаций;
10) выбытие имущества в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие);
11) обороты по передаче налоговым органам изготовленных книг замечаний и предложений и выдача налоговыми органами книг замечаний и предложений государственным органам, иным организациям и индивидуальным предпринимателям;
12) безвозмездная передача:
имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
имущества организации ее учредителю (участнику, акционеру) в размере, не превышающем его взноса (вклада) в уставный фонд этой организации, при ее ликвидации либо при выходе (исключении) учредителя (участника, акционера) из состава учредителей (участников, акционеров) организации. При этом стоимость передаваемого имущества и размер взноса (вклада) учредителя (участника, акционера) подлежат пересчету в доллары США по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь соответственно на день передачи имущества и на день внесения взноса (вклада);
имущества, выполненных работ (оказанных услуг) Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам, в том числе в лице государственных органов и специально уполномоченных юридических лиц и граждан;
имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, государственным организациям по решению собственника или уполномоченного им органа;
имущества в пределах одного собственника по его решению или по решению уполномоченного им органа;
имущества организациям, осуществляющим деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, при условии использования полученного имущества на осуществление деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства;
неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, в собственность индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц;
изолированных жилых помещений государственного жилищного фонда при их приватизации гражданами Республики Беларусь;
имущества, при приобретении (ввозе) которого суммы налога уплачены за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь фондов, за исключением фондов, сформированных плательщиком, и отнесены на увеличение их стоимости либо за счет указанных источников [8].
Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь:
1) лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения, а также лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения по перечням, утверждаемым Президентом Республики Беларусь;
2) медицинских услуг по предоставлению медико-социальной помощи по уходу за больными при стационарном лечении, оказываемых плательщиками, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности;
3) ветеринарных услуг по перечню, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;
4) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;
5) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, обучению детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях;
6) услуг в сфере образования, связанных с образовательным процессом, оказываемых учреждениями образования, в том числе высшими учебными заведениями Федерации профсоюзов Беларуси, а также научными организациями, осуществляющими послевузовское образование;
7) услуг в сфере культуры и искусства по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;
8) ритуальных услуг, работ по уходу за могилами по перечню таких услуг и работ, утверждаемому Президентом Республики Беларусь, надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с погребением, а также услуг по их изготовлению;
9) религиозной литературы и (или) предметов религиозного назначения (за исключением подакцизных), а также услуг по организации и проведению религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;
10) жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг (включая плату за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями), оказываемых физическим лицам, по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;
11) объектов жилищного фонда, не завершенных строительством объектов жилищного строительства и работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда по перечню таких работ, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;
12) платных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) органами и подразделениями внутренних дел Республики Беларусь;
13) услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), а также речным, железнодорожным и автомобильным транспортом пригородного сообщения;
14) товаров в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля;
15) лотерейных билетов (по приему лотерейных ставок) по лотереям, проводимым в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь;
16) путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения организациями, их обособленными подразделениями, осуществляющими санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, по перечню таких организаций, их обособленных подразделений, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;
17) платных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
18) услуг адвокатов и юридических консультаций по оказанию юридической помощи. Освобождение от налога применяется в отношении коллегий адвокатов и адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в иных организационных формах и т.д. [8].
Налоговая база
Налоговая база определяется плательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных им товаров (работ, услуг), имущественных прав.
При определении налоговой базы оборот от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах.
При определении налоговой базы оборот плательщика в иностранной валюте пересчитывается в белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь на момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или на дату фактического осуществления расходов.
При реализации основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств и имущества, учитываемого в составе внеоборотных активов, по ценам ниже остаточной стоимости, приобретенных на стороне товаров, имущественных прав (за исключением нематериальных активов) по ценам ниже цены приобретения налоговая база определяется соответственно исходя из остаточной стоимости, цены приобретения.
При реализации объектов незавершенного капитального строительства балансовая стоимость является ценой приобретения.
При реализации амортизируемых нематериальных активов ниже остаточной стоимости налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости. При реализации неамортизируемых нематериальных активов ниже цены приобретения налоговая база определяется исходя из цены приобретения.
Остаточная стоимость и цена приобретения принимаются на дату реализации с учетом переоценок (уценок), проводимых в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
При прочем выбытии товаров, безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, произведенных (выполненных, оказанных) плательщиком, налоговая база определяется исходя из себестоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав. При прочем выбытии приобретенных товаров налоговая база определяется исходя из цены их приобретения [8].
Ставки
а) Ноль (0) процентов при реализации:
• экспортируемых товаров;
• работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работах (услугах), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;
• экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ (услуг) по производству товаров из давальческого сырья (материалов).
Порядок применения нулевой ставки при реализации работ (услуг), определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Применение нулевой ставки означает полное освобождение от налога его реализации товаров (работ, услуг) путем вычета (зачета, возмещения) сумм налога, уплаченных при приобретении сырья, материалов, оборудования и других производственных ресурсов, использованных при производстве этих товаров (работ, услуг), реализации имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Основанием для применения нулевой ставки налога является предоставление в налоговый орган следующих документов: контракта налогоплательщика с иностранным партнером на поставку товаров; копии экспортного таможенного разрешения либо заявления о подтверждении вывоза товаров с отметкой таможенного органа «товар вывезен», заверенного маркой таможенного контроля.
Документальное подтверждение применения нулевой ставки производится не позднее 60 дней с даты отгрузки товаров, подтверждаемой экспортным таможенным разрешением.
б) Десять (10) процентов:
• при реализации, производимой на территории Беларуси продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;
• при реализации организациями продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Президентом Республики Беларусь;
• при ввозе на таможенную территорию республики продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Президентом Республики Беларусь
в) Двадцать (20) процентов:
• по прочим товарам (работам, услугам), а также при реализации, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;
• при ввозе товаров на таможенную территорию Беларуси, либо при использовании товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми они были освобождены от налогообложения в соответствии с законодательством.
г) Двадцать четыре (24) процента применяется:
• при реализации на территории Республики Беларусь и при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь сахара белого (код по ТН ВЭД РБ 1701 99 100);
• при поступлении сумм, увеличивающих налоговую базу, относящихся к оборотам, облагаемым по ставке 24 %
д) 9,09 процента или 16,67 процентов:
• при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам (тарифам) с учетом налога;
• при поступлении сумм в порядке частичной оплаты; за реализацию сверх цены; в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров, за исключением операций, по которым освобождены от налогообложения. По оборотам по реализации товаров (работ, услуг) резидентами свободных экономических зон, созданных на территории республики в соответствии с белорусским законодательством, налог исчисляется по установленным ставкам и уплачивается согласно законодательству о свободных экономических зонах Беларуси [2, с. 62].
Порядок исчисления налога
При реализации товаров (работ, услуг) налог исчисляется по итогам каждого налогового периода по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), а также по всем изменениям налоговой базы в соответствующем налоговом периоде. Налоговым периодом является каждый календарный месяц.
При свободном ценообразовании:
• при формировании розничной цены товаров (работ, услуг):
• при формировании отпускной цены продукции (товаров, работ, услуг):
• в целях налогообложения:
,
где – налог на добавленную стоимость;
— сумма налога на услуги;
— отпускная цена без НДС;
— розничная цена без НДС;
— ставка НДС в процентах;
— выручка от реализации.

Исчисленная сумма налога предъявляется налогоплательщиком к оплате при реализации товаров (работ, услуг) покупателю [2, с. 87].
Суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) и имущественным правам на объекты интеллектуальной собственности принимаются к вычету (зачету, возмещению) покупателем только при выполнении следующих требований:
• наличие в товарно-транспортных накладных и иных первичных учетных документах, применяемых при отгрузке, следующих реквизитов: «стоимость без НДС», «сумма НДС», «ставка НДС», «всего стоимость с НДС» (при этом продавцы должны стоять на учете в налоговых органа» Республики Беларусь в качестве плательщика налога);
• входной НДС должен быть отражен в бухгалтерском учете;
• после получения и оплаты объектов;
• после принятия приобретенных средств на учет в качестве основных и нематериальных активов;
• наличие соответствующей записи в книге покупок.
При отсутствии ведения книги покупок суммы налога к зачету (возмещению) не принимаются. Книга покупок хранится у покупателя в течение полных пяти лет, считая с даты последней записи, при условии проверки налоговыми органами.
Вычеты по НДС
Вычетам подлежат фактически уплаченные налогоплательщиком суммы налога при приобретении товаров (работ, услуг) либо при ввозе товаров m таможенную территорию республики после отражения их в бухгалтерском учете.
При этом вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), по которым установлена ставка в размере ноль про центов (0%), осуществляются только при наличии документального подтверждения факта вывоза указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг) в государства, в отношениях с которыми применяется взимание налог по этой ставке.
Определение сумм налоговых вычетов, приходящихся на товары (работы, услуги) облагаемые налогом:
• по нулевой ставке и в общеустановленном порядке — осуществляется либо по данным раздельного учета направлений использования приобретенных товаров (работ, услуг), за исключением внеоборотных активов, и (или) по удельному весу суммы оборота по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по нулевой ставке к общей сумме оборота по реализации нарастающим итогом с начала года. Распределение по удельному весу сумм налога производится в месяце наступления права на их вычет. Аналогичный расчет производится при наличии продукции, освобожденной от обложения НДС;
• по ставке 20% и используемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), которые облагаются по ставке 10%, — осуществляется только по данным раздельного учета направлений использования приобретенных товаров (работ, услуг).
Применение одного из двух методов распределения налоговых вычетов в отношении определенных налогоплательщиком сумм налога осуществляется как минимум в течение одного календарного года [8].
Решение о проведении зачета либо возврата превышения сумм налоговых вычетов принимается налоговым органом не позднее 10 рабочих дней со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и заявления о зачете либо возврате. При этом если превышение сумм налога составляет более 3000 базовых величин, установленных на день предоставления налогоплательщиком заявления о проведении зачета либо возврата, решение о проведении зачета либо возврата принимается налоговым органом после проверки обоснованности зачета либо возврата этих сумм. Срок проведения такой проверки не должен превышать 60 дней со дня предоставления налогоплательщиком заявления о зачете либо возврате.
О принятом решении по проведению зачета (или возврата превышения сумм налоговых вычетов) либо об отказе (полностью или частично) в зачете налоговый орган уведомляет налогоплательщика не позднее двух рабочих дней со дня принятия такого решения.
Вычет сумм налога, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) или ввозе товаров на таможенную территорию Беларуси, производится в полном объеме:
1) по товарам (работам, услугам), при реализации которых применяется ставка налога в размере ноль (0)%;
2) по товарам (работам, услугам), облагаемым налогом по ставке 20% и используемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), которые облагаются налогом по ставке 10%;
3) у налогоплательщиков, находящихся в процессе ликвидации (прекращения деятельности).
В других случаях вычет сумм налога, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) или ввозе товаров на таможенную территорию Беларуси, производится в пределах сумм налога, исчисленного по реализации товаров (работ, услуг).
Вычет сумм налога, уплаченных при заявлении таможенного режима временного ввоза, производится лицом, ввозившим товар. При приобретении объектов аренды у организаций и индивидуальных предпринимателей, и являющихся плательщиками налога в Республике Беларусь, уплаченные арендатором при ввозе объектов аренды суммы налога подлежат вычету после перехода к арендатору прав собственности на приобретенный объект аренды. В остальных случаях вычет сумм налога, уплаченных при таможенном оформлении, производится собственником товара.
Сумма налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммами налоговых вычетов, приходящихся на данный налоговый период.
Сумма налога, остающаяся в распоряжении плательщика, при освобождении его в соответствии с законодательством Республики Беларусь от уплаты налога определяется как разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода по операциям, освобождаемым от уплаты налога, и суммами налоговых вычетов, приходящихся на эти операции в данном налоговом периоде.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по товарам, реализуемым по регулируемым розничным ценам, определяется как разница между суммами налога по реализованным товарам, исчисленными от установленной налоговой базы и ставок налога, и суммами налога, уплаченными продавцом объектов.
Если сумма налоговых вычетов в соответствующем налоговом периоде превышает общую сумму налога, плательщик налог не уплачивает, а разница подлежит в первоочередном порядке вычету (зачету, возврату) в следующем налоговом периоде. При этом возврат разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога производится без начисления пени. Данное положение применяется также при зачете (возврате) сумм переплаты налога, возникающих в связи с исчислением налога нарастающим итогом с начала года.
Налоговый период, сроки уплаты и предоставление налоговых деклараций
НДС уплачивается при таможенном оформлении ввозимых товаров до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. При реализации товаров налоговым периодом признается календарный месяц.
Уплата налога при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности производится нарастающим итогом с начала года по окончании каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Плательщики ежемесячно предоставляют налоговым органам налоговую декларацию (расчет) до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация (расчет) предоставляется плательщиком независимо от того, имеются ли у него обязательства по уплате налога за соответствующий налоговый период [8].

3 Акциз
Плательщиками акциза являются организации и индивидуальные предприниматели, а также филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, по соответствующим объектам налогообложения исполняют налоговые обязательства этих организаций в порядке, установленном законодательством.
Акцизы уплачиваются в следующих случаях:
1. Производители — при реализации произведенной ими акцизной продукции
2. Импортеры — при ввозе на территорию республики акцизных товаров и (или) при их реализации (2 раза). [1, с. 118].
По подакцизным товарам, производимым из давальческого сырья на территории Беларуси, плательщиками акцизов являются предприятия, производящие эти товары (переработчики).
По подакцизным товарам, производимым из давальческого сырья за пределами Беларуси, плательщиками акцизов являются предприятия (физические лица), являющиеся собственниками давальческого сырья, реализующие эти товары.
Давальческим сырьем считается сырье, материалы, продукция, передаваемые их владельцами (собственниками) без оплаты другим предприятиям (исключая сырье, материалы, продукцию, приобретенные на этих предприятиях) для производства, путем переработки (доработки), включая розлив, подакцизных товаров.
Ставки
На всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.
Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки).
Ставки акцизов устанавливаются Президентом Республики Беларусь.
Плательщики обязаны обеспечить раздельный учет реализации (безвозмездной передачи, использования на собственные нужды) товаров, облагаемых по различным ставкам, освобожденных от обложения акцизами.
Объект обложения акцизами в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:
а) по произведенным подакцизным товарам:
как объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;
как стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, на которые установлены адвалорные ставки акцизов;
б) по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь:
как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;
как таможенная стоимость, увеличенная на подлежащую уплате сумму таможенной пошлины, — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов;
в) при реализации ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, — как стоимость (без учета акцизов) реализованных подакцизных товаров;
г) при реализации ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь без уплаты акцизов подакцизных товаров, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, — как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.
При исчислении акцизов (кроме акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров) в облагаемый оборот включаются фактически отгруженные (переданные, использованные на собственные нужды) в отчетном периоде подакцизные товары.
Если подакцизный товар выпускается разных сортов и марок и плательщиком по ним не ведется раздельный учет, объект обложения акцизами определяется по максимальным ценам аналогичного (идентичного) подакцизного товара независимо от сорта и марки этого товара. При условии обеспечения плательщиком раздельного учета по каждому сорту, марке подакцизного товара облагаемый оборот должен определяться исходя из максимальных отпускных цен по товару каждого конкретного сорта, марки.
Максимальной отпускной ценой является максимальная цена, установленная по соглашению между продавцом и покупателем и фактически применявшаяся плательщиком в предыдущем налоговом периоде в расчетах с покупателями (исключая физических лиц, обладающих статусом индивидуального предпринимателя) с учетом всех изменений цены (включая надбавки к цене и скидки).
Если плательщик не производит аналогичный (идентичный) товар, то для определения объекта обложения акцизами применяются сложившиеся цены в данном регионе на аналогичные (идентичные) товары в предыдущем налоговом периоде.
При отсутствии информации о сложившихся ценах в данном регионе используется информация о сложившихся ценах в предыдущем налоговом периоде в любом из регионов Республики Беларусь.
При фактическом использовании на собственные нужды подакцизных товаров, ввезенных в Республику Беларусь из государств, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление, для определения облагаемого оборота принимается учетная (первоначальная) стоимость (без учета акцизов) товаров, в отношении которых установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов.
Максимальная и сложившаяся цена для исчисления облагаемого оборота принимается с учетом всех налогов, сборов и отчислений, включаемых в цену (тариф) в соответствии с законодательством.
Освобождаются от обложения акцизами товары, вывозимые за пределы Республики Беларусь.
Для подтверждения факта вывоза за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза подакцизных товаров в государства, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление) плательщик представляет в налоговый орган по месту постановки на учет копии следующих документов:
контракта (договора) плательщика с нерезидентом Республики Беларусь, на основании которого осуществляется реализация подакцизных товаров;
заверенного маркой таможенного контроля свидетельства о помещении подакцизных товаров под соответствующий таможенный режим с отметкой таможенного органа Республики Беларусь «Товар вывезен» и указанием даты выдачи подтверждения или заверенный маркой таможенного контроля специальный реестр вывезенных подакцизных товаров с отметкой таможенного органа Республики Беларусь «Товар вывезен» и указанием даты выдачи подтверждения.
В случае отсутствия копии свидетельства о помещении подакцизных товаров под соответствующий таможенный режим или специального реестра вывезенных подакцизных товаров в налоговый орган могут быть представлены сведения таможенных органов Республики Беларусь о фактическом вывозе товаров в целях постоянного размещения за пределами Республики Беларусь.
Порядок подтверждения вывоза подакцизных товаров распространяется также на плательщиков, производящих подакцизные товары из давальческого сырья. При вывозе подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, плательщиком представляется копия контракта собственника сырья с иностранным партнером на поставку подакцизных товаров, произведенных из этого сырья.
При вывозе товаров за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза подакцизных товаров в государства, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление) через посреднические организации (индивидуальных предпринимателей), оказывающие услуги по заключению контрактов либо заключившие от имени или по поручению организации или индивидуального предпринимателя контракт с нерезидентом Республики Беларусь, в том числе производящие таможенное декларирование вывозимых подакцизных товаров, плательщик представляет в налоговый орган по месту постановки на учет для подтверждения факта вывоза подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь следующие документы:
договор с посреднической организацией или индивидуальным предпринимателем на оказание услуг по реализации (поставке) товаров нерезиденту Республики Беларусь за пределы Республики Беларусь;
копию контракта посреднической организации или индивидуального предпринимателя с нерезидентом Республики Беларусь;
копию заверенного маркой таможенного контроля свидетельства о помещении подакцизных товаров под соответствующий таможенный режим с отметкой таможенного органа Республики Беларусь «Товар вывезен» и указанием даты выдачи подтверждения или заверенный маркой таможенного контроля специальный реестр вывезенных подакцизных товаров с отметкой таможенного органа Республики Беларусь «Товар вывезен» и указанием даты выдачи подтверждения. В случае отсутствия копии свидетельства о помещении подакцизных товаров под соответствующий таможенный режим или специального реестра вывезенных подакцизных товаров плательщиком в налоговый орган могут быть представлены сведения таможенных органов Республики Беларусь о фактическом вывозе подакцизных товаров для постоянного размещения за пределами Республики Беларусь.
Документальное подтверждение освобождения от акцизов вывозимых товаров за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза подакцизных товаров в государства, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление) производится не позднее 60 дней с даты отгрузки товаров, включая произведенные из давальческого сырья (материалов). При наступлении даты представления налоговой декларации (расчета) по акцизам по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Республики Беларусь, в течение этого срока обороты по этим товарам не отражаются. При наличии документов, подтверждающих освобождение от обложения акцизами вывезенных товаров, обороты по этим товарам отражаются в налоговой декларации (расчете) по акцизам по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Республики Беларусь, того отчетного периода, срок представления которой наступает после получения указанного подтверждения. При отсутствии документов, подтверждающих освобождение от обложения акцизами вывезенных товаров за пределы территории Республики Беларусь, обороты по этим товарам отражаются в налоговой декларации (расчете) по акцизам по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Республики Беларусь, того отчетного периода, в котором истек установленный срок.
При получении документов, подтверждающих освобождение от обложения акцизами вывезенных подакцизных товаров (кроме вывоза подакцизных товаров в государства, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление), по которым исчисленные суммы акцизов отражены в налоговой декларации (расчете) по акцизам по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Республики Беларусь по истечении 60 дней с даты отгрузки подакцизных товаров, плательщиком в налоговый орган подается уточненная налоговая декларация (расчет) по акцизам по товарам, вывезенным за пределы территории Республики Беларусь, за отчетный период, в котором истекло 60 дней с даты отгрузки подакцизных товаров.
Акцизами облагаются следующие товары (продукция):
• спирт гидролизный технический;
• спиртосодержащие растворы, за исключением:
• растворов с денатурированными добавками;
• спиртосодержащих лекарственных средств, разрешенных к промышленному производству, реализации и медицинскому применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
• спиртосодержащих лекарственных средств, изготавливаемых в аптеках по индивидуальным назначениям (рецептам) врача или требованиям (заявкам) организации здравоохранения, включая гомеопатические лекарственные средства;
• спиртосодержащих средств и препаратов ветеринарного назначения, допущенных к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке;
• спиртосодержащих парфюмерно-косметических средств;
• алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяк, вино и иная алкогольная продукция, за исключением коньячного спирта и виноматериалов);
• пиво;
• табачная продукция;
• автомобильные бензины, дизельное топливо, иное топливо, используемое в качестве автомобильного, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
• микроавтобусы и автомобили легковые (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 8702, 8703 и 8704), в том числе и переоборудованные в грузовые, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов.
Перечень облагаемых акцизами товаров может уточняться Президентом Республики Беларусь.
Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками. Уплата акцизов по товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, при их реализации производится в соответствии с настоящим Законом, а при ввозе в Республику Беларусь — в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
Местные Советы депутатов, а также местные исполнительные и распорядительные органы не имеют права устанавливать льготы по акцизам.
Акцизами не облагаются реализуемые (передаваемые) конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные товары, подакцизные товары, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную собственность, промышленной переработке под контролем уполномоченных органов либо уничтожению.
При ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь не облагаются акцизами:
транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и (или) пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимые для эксплуатации транспортных средств на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенные за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;
транспортные средства по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;
товары, подлежащие обращению в собственность государства в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
иные товары в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь, Таможенным кодексом Республики Беларусь.
При ввозе на территорию Республики Беларусь с территории государств, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление, не облагаются акцизами:
товары, предназначенные для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического и (или) административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), если они не являются гражданами Республики Беларусь;
транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и (или) пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимые для эксплуатации транспортных средств на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенные за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;
товары, перемещаемые транзитом через таможенную территорию Республики Беларусь и предназначенные для третьих стран;
товары, подлежащие обращению в собственность государства в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
товары, которые относятся к иностранной безвозмездной помощи или международной технической помощи, в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь;
иные товары в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.
Данные освобождения от акцизов предоставляются при условии, если законодательными актами государств, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление, предусмотрены аналогичные освобождения при ввозе товаров на их территорию с территории Республики Беларусь.
Акцизами не облагается спирт, отгруженный (отпущенный) для производства лекарственных средств белорусским организациям, которым разрешено их производство.
Плательщик обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья (материалов)) соответствующую сумму акцизов, указанную отдельной строкой в первичных учетных и расчетных документах.
При реализации подакцизных товаров, освобожденных от обложения акцизами, первичные учетные и расчетные документы выписываются без выделения соответствующих сумм акцизов. При этом на указанных документах делается надпись или ставится штамп «Без акцизов». Исправление неправильно указанной суммы акцизов (несовершение надписи или непроставление штампа) осуществляется на основании акта сверки расчетов между продавцом и покупателем [8].
Сумма акцизов по товарам (за исключением товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь, взимание акцизов по которым осуществляется таможенными органами), на которые установлены адвалорные ставки акцизов, определяется по формуле:
а) при формировании цены
,
где — сумма акцизов;
— объект налогообложения (стоимость товара без учета акцизов);
— ставка акцизов в процентах.
б) в целях налогообложения:
,
где — сумма акцизов;
– сложившаяся цена;
— ставка акцизов в процентах.

Сумма акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь, взимание акцизов по которым осуществляется таможенными органами, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, определяется по формуле:
,
где: — сумма акцизов;
— объект налогообложения (таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины);
— ставка акцизов в процентах.

При исчислении акцизов по твердым (специфическим) ставкам от объема продукции в натуральном выражении сумма акцизов определяется по формуле:
,
где: — сумма акцизов;
— объем продукции в натуральном выражении;
— специфическая ставка акцизов [2, с. 112].

В случае использования в качестве сырья для изготовления готовой продукции подакцизных товаров, по которым на территории Республики Беларусь уже были уплачены суммы акцизов, сумма акцизов, подлежащая уплате по уже готовой подакцизной продукции, уменьшается на сумму акцизов, уплаченную по сырью, использованному для ее производства.
По подакцизным товарам, использованным для производства товаров, не облагаемых акцизами, начисление сумм акцизов по соответствующим ставкам производится в момент передачи в производство этих товаров с отнесением суммы акцизов на себестоимость производимой неподакцизной продукции.
При реализации ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, в отношении которых:
установлены адвалорные ставки акцизов, подлежащие уплате суммы акцизов уменьшаются на суммы акцизов, уплаченные при ввозе таких подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Беларусь. В случае последующей перепродажи ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров уплата акцизов не производится;
установлены твердые (специфические) ставки акцизов, уплата акцизов не производится в случаях, если по данным подакцизным товарам уплата акцизов произведена при их ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь.
Факт уплаты акцизов при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Беларусь подтверждается таможенным органом Республики Беларусь, а по товарам, ввозимым из государств, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление, – налоговым органом Республики Беларусь (за исключением подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками).
Сумма превышения акцизов, уплаченная при приобретении или ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, над суммой акцизов, исчисленной по ввезенным или произведенным подакцизным товарам, уменьшению (возврату) не подлежит и относится в состав расходов по внереализационным операциям.
Сумма акцизов, уплаченная при приобретении подакцизных товаров, – сумма акцизов, указанная в первичных учетных и расчетных документах в соответствии с настоящим Законом, и (или) сумма акцизов, уплаченная плательщиком при использовании подакцизных товаров на собственные нужды.
Сумма акцизов, уплаченная при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь, — сумма акцизов, уплаченная при таможенном оформлении ввезенных подакцизных товаров либо при ввозе подакцизных товаров с территорий государств, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление. В целях настоящего Закона ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Беларусь означает перемещение этих товаров на любую часть территории Республики Беларусь с территорий иностранных государств независимо от наличия таможенного контроля с государствами, с территорий которых осуществляется ввоз подакцизных товаров.
При реализации ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов, суммы акцизов, подлежащие уплате, уменьшаются на суммы акцизов, уплаченные при ввозе товаров, пропорционально стоимости приобретения (таможенной стоимости) реализованных подакцизных товаров.
Плательщик имеет право относить суммы акцизов по подакцизным товарам, использованным в производстве подакцизных товаров, на себестоимость (затраты, связанные с производством) произведенных подакцизных товаров.
Суммы акцизов, уплаченные на территории Республики Беларусь по подакцизным товарам, использованным в дальнейшем в качестве сырья для производства подакцизных товаров, освобожденных от обложения акцизами, на себестоимость этих подакцизных товаров не относятся, а указываются плательщиком в налоговой декларации (расчете) по акцизам отдельной строкой и засчитываются налоговыми органами в счет предстоящих платежей или возвращаются по письменному заявлению плательщика из бюджета на основании представленных налоговых деклараций (расчетов). При этом зачету (возврату) подлежат суммы акцизов, уплаченные по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, стоимость которых фактически отнесена (списана) в отчетном периоде на себестоимость вывезенных подакцизных товаров.
Плательщик имеет право относить суммы акцизов по подакцизным товарам, использованным в производстве подакцизных товаров, освобожденных от обложения акцизами в связи с их вывозом за пределы территории Республики Беларусь, на себестоимость произведенных товаров. Сумма акцизов, отнесенная на себестоимость произведенных товаров, возврату (зачету) не подлежит.
При реализации подакцизных товаров за пределы территории Республики Беларусь зачет (возврат) сумм акцизов производится только лицам, являющимся плательщиками акцизов в соответствии с законодательством.
Суммы акцизов, подлежащие уплате в бюджет по подакцизным товарам (включая произведенные из давальческого сырья), определяются как разница между начисленными суммами акцизов и уплаченными суммами акцизов при приобретении (ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь) товаров, использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.
Сумма акцизов, уплаченная при приобретении (ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, при дальнейшей реализации которых акцизы не уплачиваются, на увеличение стоимости не относится, а учитывается обособленно и при реализации к цене (стоимости) реализации подакцизных товаров, сформированной без учета налогов, сборов (пошлин), уплачиваемых (исчисляемых) из выручки в соответствии с законодательством, добавляется дополнительно пропорционально стоимости приобретения (таможенной стоимости) отгруженных подакцизных товаров, на которые установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов, или объему отгруженных подакцизных товаров, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов.
Плательщики акцизов представляют налоговым органам налоговые декларации (расчеты) о суммах акцизов, подлежащих уплате в бюджет, по установленной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Сроки уплаты акцизов, взимаемых налоговыми органами, устанавливаются Президентом Республики Беларусь, сроки уплаты акцизов, взимаемых таможенными органами, — Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) Президентом Республики Беларусь.
При исчислении акцизов установленные твердые (специфические) ставки акцизов пересчитываются в белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на первое число месяца, в котором была произведена отгрузка продукции.
Взимание акцизов по подакцизным товарам (за исключением подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками), ввозимым на территорию Республики Беларусь с территории государств, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление, осуществляется налоговыми органами в соответствии с международными договорами, действующими для Республики Беларусь [8].

4 Взимание косвенных налогов по принципу страны назначения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией
В мировой практике применяется две системы обложения налогом на добавленную стоимость и акцизами:
• принцип «страны происхождения»;
• принцип «страны назначения».
Принцип «страны происхождения» применялся в товарообороте, с Российской Федерацией до 1 января 2005 г. При этом принципе товары, происходящие и ввозимые с территории России на территорию Беларуси, НДС и акцизами не облагались, а товары, реализуемые в России, облагались косвенными налогами, которые поступали в бюджет Беларуси.
Преимущества применения принципа страны происхождения очевидны только для государства, где уровень производства превышает внутреннее потребление и имеется положительное сальдо во внешней торговле.
Основные недостатки принципа страны происхождения заключаются в следующем:
• создаются экономические искажения, т. к. изменяются относительные цены товаров, произведенных на месте и за рубежом (по сравнению с ситуацией без налога);
• увеличивается цена экспортируемой продукции.
Например, ставка НДС 18%, введенная в России в 2004 г., неизбежно повлекла установление такой же в Беларуси, поскольку необходимость вычета «входного» налога подразумевает соразмерность ставок.
Принцип «страны назначения» означает применение экспортером ставки НДС в размере ноль процентов и освобождение от акцизов. При предоставлении в налоговые органы соответствующих документов происходит вычет НДС либо освобождение от акцизов и, таким образом, экспортируемый товар «очищается» от внутренних налогов, что обеспечивает принцип нейтральности косвенных налогов и не зависимость величины ставки налога от системы налогообложения другого государства.
Основным условием применения принципа «страны назначения» является необходимость взимать НДС и акцизы при таможенном оформлении ввозимых товаров, для чего должна быть создана система действенного контроля за перемещением товаров через границу с целью налогообложения ввозимых и освобождения от налога фактически вывозимых товаров.
Преимущества применения принципа «страны назначения»:
• государство полностью контролирует свой собственный доход и не зависит от воздействия налогов в любой другой стране, откуда поступают товары;
• экспортируемые товары более конкурентоспособны на мировом рынке, так как в цену экспорта налог не включается, что способствует оживлению деятельности предприятий за счет увеличения объемов экспорта;
• данный принцип не зависит от условий взимания НДС и акцизов (льготы и т. д.) в другой стране [1, с. 149].
С подписанием в г. Астане (Республика Казахстан) 15 сентября 2004 г. межправительственного Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг с Россией (Соглашение) созданы условия для полного применения принципа «страны назначения» со всеми странами, с которыми Беларусь осуществляет внешнеторговые операции. Соглашение устанавливает систему внешнеторговых отношений в области налогообложения, сходных с применяемыми со всеми другими странами. В соответствии с Соглашением нулевая ставка НДС, освобождение от акцизов распространяется только на поставки товаров в Россию. Следует отметить, что косвенное налогообложение работ и услуг во всем мире наиболее проблемно и противоречиво.
В целях обеспечения полноты сбора косвенных налогов при импорте товаров, контроль за уплатой косвенных налогов предусматривается осуществлять в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией (Положение), которое является неотъемлемой частью Соглашения.
Порядок исчисления и вычета НДС, акцизов при импорте (ввозе) товаров из Российской Федерации
При импорте товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации НДС и акцизы взимаются в Республике Беларусь, за исключением товаров:
• ввозимых с территории России для переработки с последующим вывозом продуктов переработки с территории Республики Беларусь;
• перемещаемых транзитом через территорию Республики Беларусь;
• которые в соответствии законодательством Республики Беларусь не подлежат обложению НДС и акцизами при ввозе на территорию Республики Беларусь.
В случае использования товаров, ввоз которых на таможенную территорию Республики Беларусь осуществлен без уплаты НДС и (или) акцизов, на иные цели, чем те, в связи с которыми предоставлено освобождение, НДС и акцизы подлежат уплате с начислением пени за весь период, начиная с даты принятия на учет ввезенных товаров до момента фактической уплаты.
Импорт товаров — ввоз товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации.
Взимание акцизов по импортным товарам осуществляется налоговыми органами Республики Беларусь по месту постановки на учет плательщиков НДС и акцизов, включая плательщиков налогов, сборов и пошлин, применяющих специальные режимы налогообложения.
Взимание акцизов налоговыми органами Республики Беларусь не производится по подакцизным товарам, по которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь акцизы взимаются таможенными органами Республики Беларусь (в настоящее время — подакцизные товары, подлежащие маркировке акцизными марками).
Налоговой базой для обложения акцизами является объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо стоимость ввозимых подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.
Суммы акцизов, подлежащие уплате по подакцизным товарам, исчисляются плательщиком акцизов по ставкам акцизов, устанавливаемым законодательством Республики Беларусь [6, с. 124].
Налоговая база при исчислении НДС определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров, а также подлежащих уплате акцизов.
Под принятием на учет понимается отражение на счетах учета полученных товаров (балансовых и забалансовых).
Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар.
Стоимостью продуктов переработки, ввезенных из Российской Федерации, является стоимость работ (услуг) по переработке товаров.
При определении стоимости приобретенных товаров (продуктов переработки) в цену сделки включаются следующие расходы (если такие расходы не были включены в цену сделки):
1) расходы по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров. При доставке товаров собственными силами покупателя в цену сделки включаются фактические расходы по доставке;
2) страховая сумма (расходы по страхованию);
3) стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
4) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
Указанные расходы включаются в цену сделки без учета подлежащей вычету суммы НДС. При доставке товаров, облагаемых НДС при ввозе по разным ставкам, либо освобождаемым от НДС, указанные расходы распределяются еду данными товарами пропорционально стоимости товаров. Покупатели товаров обязаны представить налоговым органам:
1) налоговую декларацию по НДС и акцизам не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров;
2) заявление о ввозе товаров в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товаров, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений и товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы НДС и акцизов.
Первый экземпляр остается в налоговом органе, второй и третий экземпляры возвращаются покупателю товаров с отметками налогового органа, подтверждающими уплату НДС и акцизов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении приобретенных товаров при их ввозе из Российской Федерации).
Третий экземпляр направляется покупателем продавцу товара;
3) выписку банка или платежную инструкцию (ее копию), подтверждающую фактическую уплату НДС и акцизов по ввезенным товарам;
4) копию договора, на основании которого товар ввозится из Российской Федерации;
5) транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров из Российской Федерации в Республику Беларусь;
6) счета-фактуры российских налогоплательщиков с отметками налогового органа Российской Федерации.
Налоговые декларации по НДС и акцизам представляются в налоговый орган в установленный срок независимо от наличия у покупателя товаров вышеперечисленных документов.
Суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров из Российской Федерации, подлежат вычету у собственника товара в общеустановленном порядке. Для принятия к вычету указанных сумм НДС достаточно представления в налоговый орган налоговой декларации и копии платежной инструкции, подтверждающей фактическую уплату НДС по ввезенным товарам. При возврате товаров уменьшение налоговых вычетов не производится, и ранее уплаченные суммы НДС возврату из бюджета не подлежат.
Порядок исчисления и вычета НДС акцизов при экспорте (вывозе) товаров из Республики Беларусь в Российскую Федерацию
При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. Данное положение не распространяется на товары, вывозимые с территории Республики Беларусь и ввозимые на территорию Российской Федерации, которые на территории Российской Федерации не подлежат обложению акцизами и (или) НДС при ввозе их на территорию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Экспорт товаров — вывоз товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации.
Нулевая ставка НДС и освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов применяется при представлении в налоговый орган следующих документов, заверенных подписью руководителя и главного бухгалтера либо лицами, ими уполномоченными:
1. Копии договора, на основании которого осуществляется реализация товаров. При реализации товаров по договорам комиссии, поручения или иным аналогичным договорам, представляются копия данного договора, а также копия договора на реализацию товара комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом.
2. Копия платежной инструкции, подтверждающей фактическое поступление денежных средств от покупателя товара на счет плательщика. Нулевая ставка применяется на полную стоимость отгруженного товара, если сумма поступивших денежных средств меньше стоимости отгруженных товаров на сумму удержанной комиссии банка.
В случае, если договором предусмотрен расчет наличными денежными средствами, плательщик представляет в налоговые органы копию документа, подтверждающую внесение плательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя товаров.
В случае внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, плательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров, полученных по указанным операциям на территорию Республики Беларусь, и принятие их на учет. Нулевая ставка НДС и освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов не применяется при оплате отг



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии