БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Правовая информатика кср » Лабораторная работа №1. ИПС Эталон

Лабораторная работа №1. ИПС Эталон

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Анализ и определение поисковых критериев нормативных правовых актов
Поиск в ИПС ЭТАЛОН Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»
Изучение закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (в части, касающейся систематизации и правил оформления)
Ознакомление с Инструкцией по оформлению и порядку представления правовых актов в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь
Проведение юридической обработки конкретного нормативного правового акта (по предложению преподавателя) в соответствии с упомянутыми Законом и Инструкцией
1.1. Цель работы
Приобретение начальных навыков работы с текстами нормативных правовых актов в контексте их применения в справочных правовых системах на основе положений Закона о нормативных правовых актах.
1.2.Ознакомление с основными положениями Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»
1. Найдите в ИПС ЭТАЛОН Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»
2. Ознакомьтесь с основными положениями этого закона, касающимися:
 базовых терминов и понятий, применяемых в нормотворческой деятельности (законодательство, законодательные акты, законодательная техника, инкорпорация, кодификация, локальный нормативный правовой акт, нормативный правовой акт, нормотворческая деятельность, нормотворческий орган, нормотворческий процесс, нормотворческая техника, обнародование нормативного правового акта, систематизация законодательства, юридическая сила нормативного правового акта );
 видов нормативных правовых актов;
 понятие ненормативных правовых актов;
 основных принципов нормотворческой деятельности;
 принципов гласности в деятельности нормотворческих органов (должностных лиц);
 общих требований, предъявляемых к нормативным правовым актам;
 понятия юридической силы нормативных правовых актов;
 понятия о совместном нормативном правовом акте;
 правил подготовки проектов нормативных правовых актов;
 структуры нормативного правового акта (реквизиты, названия, структурные элементы, текст, разбиение на статьи, части, пункты, главы, разделы, абзацы, подпункты, правила их оформления, разбиения и нумерации).
3. Изучите порядок включения нормативных правовых актов в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, а также включаемые в Реестр реквизиты нормативных правовых актов.
4. Ознакомьтесь с порядком, сроком и условиями официального опубликования нормативных правовых актов, а также их обнародования в изданиях, не являющихся официальными, и других средствах массовой информации.
5. Изучите порядок вступления в силу нормативных правовых актов.
6. С помощью текстового процессора WORD создайте в своей папке документ Выдержки из Закона о НПА.
7. С помощью средств ИПС ЭТАЛОН занесите в этот документ статьи Закона, касающиеся изложенных в п.п. 1-5 данного раздела практического занятия положений этого Закона.
8. Оформите верхний колонтитул, занеся в него название документа.
9. Оформите нижний колонтитул, внеся в правой стороне свою фамилию, имя, отчество и название файла, а в левой — номер страницы.
10. Для оформления колонтитулов примените шрифт Arial размером 9 пт.
11. Сохраните документ в своей папке и закройте его.
1.3.Ознакомление с Инструкцией по оформлению и порядку представления правовых актов в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь
1. С помощью гиперссылки ИПС ЭТАЛОН перейдите из Закона Республики Беларусь
«О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к Постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь и Национального центра правовой информации РБ от 30.05.2000 г. №7/99.
2. Ознакомьтесь с основными положениями утвержденной данным Постановлением Инструкции по оформлению и порядку представления правовых актов в Национальный центр правовой информации РБ для включения в Национальный реестр правовых актов РБ, обратив особое внимание на:
 правила представления правовых актов Национальный центр правовой информации РБ для включения их в Национальный реестр;
 особенности представления ведомственных правовых актов;
 способы представления документов на электронных носителях;
 особенности при представлении текстов документов по электронной почте;
 требования к виду и оформлению документов на электронных носителях;
 требования к набору текстов документов.
3. С помощью текстового процессора WORD создайте в своей папке документ Выдержки из Инструкции по оформлению правовых актов.
4. С помощью средств ИПС ЭТАЛОН занесите в этот документ разделы Инструкции, касающиеся изложенных в п.2 данного раздела практического занятия положений этой Инструкции.
5. Оформите колонтитулы документа аналогично разделу 1.
6. Сохраните документ в своей папке и закройте его.
1.4. Краткие сведения о методике юридической обработки правовых актов.
1.4.1. Определение нормативности НПА
С целью определения нормативности осуществляется изучение текста документа, определяется его тематическая принадлежность и выделяется непосредственно норма права. При этом применяются положения ст.3 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
1.4.2. Определение объективных реквизитов документа
Объективные реквизиты выявляются в результате анализа обрабатываемого документа, а также применением устоявшихся научных положений теорий права. К объективным реквизитам документа относятся:
 вид правового акта,
 орган принятия,
 даты документа (принятия, регистрации, публикации, вступления в силу, срока действия),
 номера документа (номер принятия, номер регистрации, номер источника публикации),
 название источника публикации,
 название документа,
 текст документа.
1.4.3. Определение субъективных реквизитов документа
Субъективные реквизиты определяются в процессе работы над документом конкретным специалистом и зависят от его опыта, знаний.
К ним относятся классификационные характеристики документа (рубрики Единого правового классификатора РБ, ключевые слова, тематический раздел).
Систематизация и обработка правовой информации представляют собой познавательный процесс и носят творческий продуктивный характер, основанный на оценочной деятельности юриста-специалиста. Вследствие этого точное представление смыслового содержания правового акта в виде поискового образа во многом зависит от личного опыта и профессионального мастерства конкретного специалиста.
Классификация правовых актов
Один из существенных поисковых критериев связан с классификацией правовых актов посредством системообразующих классификаторов. Классификация законодательства позволяет организовать существующий информационно-правовой массив в систему по отраслям, подотраслям, институтам права и рассматривается как одно из условий оперативного получения правовой информации.
Основным элементом является классификация нормативных правовых актов по юридической силе воздействия, которая зависит от:
 компетенции государственных органов, принимающих (издающих) нормативные правовые акты;
 характера нормативного правового акта (юридической силы), определяющей соотношение этого акта с другими;
 места нормативного правового акта в системе права.
В целом классификация — это набор правил отнесения объекта (правового акта) к одной или нескольким группировкам (классам) на основании исследования некоторых характерных признаков объектов и построение системы с описание этих классов.
Различают два вида классификации — инкорпорация и кодификация.
В задачу инкорпорации входит учет и определение характеристик правовых актов для их объединения и расположения в информационных массивах:
 по отраслям, подотраслям права или правовым институтам;
 в алфавитном порядке;
 в хронологическом порядке;
 сочетание или объединение этих элементов.
Кодификация
Кодификация позволяет достичь свойств системности совокупности правовых нормативных актов. При этом подразумевается субъективная обработка содержательной части правовых актов с учетом их развития и взаимодействия с целью отнесения документа к той и (или) иной группе.
Основную роль в кодификации имеет Единый правовой классификатор РБ, представляющий собой систематизированный свод кодов и наименований классификационных позиций, составляющих отрасли, подотрасли права и правовые институты, сгруппированные по предмету правового регулирования.
Основное его назначение ── определение классификационных индексов (кодов), соответствующих смысловому содержанию правового акта для включения в поисковой образ.
Выбор ключевых слов и словосочетаний, характеризующих основное содержание правового акта.
В качестве одного из необходимых этапов методика юридической обработки правовых актов включает анализ содержания правового акта, основной задачей которого является отображение содержания документа в поисковом образе документа, для чего служат ключевые слова и словосочетания. Ключевые слова и словосочетания должны максимально точно и однозначно соответствовать содержанию документа, что обуславливается максимальным исключением синонимии, полисемии и омонимии.
Синонимия представляет собой тождественность или близость по значению слов, выражающих одно и то же понятие. Синонимами естественного языка могут быть как отдельные слова, так и словосочетания.
Многозначность характеризует возможность неоднозначного понимания смысла отдельных слов естественного языка. Многозначность может быть двух видов: полисемия и омонимия.
Полисемия ── это совпадение названий различных предметов, имеющих между собой какие-либо общие свойства или признаки. К типичным общим свойствам, служащим базой полисемии, следует отнести сходство предметов, а также функциональное одинаковое назначение (например, «команда» - воинское подразделение, спортивная команда).
Омонимия – это совпадение названий различных предметов, не имеющих между собой каких-либо общих свойств (например, «брак» - брак продукции, заключение брака).
Синонимия и полисемия устраняются путем объединения эквивалентных слов в группы и выделения такого термина (дескриптора), который обеспечивает высокие показатели выдачи информации при поиске.
К ключевым словам и словосочетаниям предъявляются требования высокой информативности, однозначности, краткости, отсутствия семантической избыточности, иностранной терминологии, соответствия терминам индексирования кодовых обозначений позиций Единого правового классификатора РБ.
Ключевые слова обычно выбираются как из заголовка, так и из текста документа. При этом они должны отражать общую тематику правового акта или несколько тем, если документ носит комплексный характер.
Определение взаимосвязей документов и перекрестных ссылок
Правовые документы, в силу своих особенностей, характеризуются наличием множества междокументных ссылок, определяющих связи между документами. Каждый правовой документ связан с другими правовыми актами, регулирующими соответствующую сферу общественных отношений, причем эти связи бывают прямыми и обратными.
Прямые связи – документы, связанные с рассматриваемым прямой ссылкой (то есть документы, на которые тем или иным образом воздействует рассматриваемый акт).
Обратные связи – документы, связанные с рассматриваемыми обратными ссылками (то есть воздействующие на рассматриваемый документ).
Таким образом, при обработке выделяются документы:
─ на которые ссылается рассматриваемый документ,
─ приостанавливающие действие документа(его части),
─ документы, которые ссылаются на рассматриваемый документ,
─ документы, изменяющие (дополняющие) документ,
─ признающие рассматриваемый документ утратившим силу,
─ документы, принятые в развитие рассматриваемого документа.
1.5. Пример юридической обработки
Ниже проводится текст правового акта и результаты его юридической обработки в виде карточки документа.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 26 февраля 2005г. № 204
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И РЕСПУБЛИКАНСКИХ ПРОГРАММАХ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Установить, что выполнение и финансирование нереализованных мероприятий республиканских программ « Учебники для студентов высших учебных заведений» и «Иностранные языки», Программы развития высшего образования в регионах РБ осуществляет Министерство образования в пределах средств, выделяемых указанному Министерству из республиканского бюджета.
2. Признать утратившими силу:
постановление Совета Министров РБ от 29 января 1998 г. №129 « О республиканских программах «Информатизация системы образования» и «Иностранные языки» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства РБ, 1998 г. , №3,ст. 72) в части, касающейся республиканской программы «Иностранные языки»;
постановление Совета Министров РБ от 22 апреля 1998 г. №637 «О Государственной программе «Сельская школа» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства РБ, 1998 г. , №12,ст. 325);
постановление Совета Министров РБ от 26 октября 1998 г. №1632 «О Республиканской программе «Учебники для студентов высших учебных заведений» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства РБ, 1998 г. , №30,ст. 775);
постановление Совета Министров РБ от 29 ноября 2000 г. №1813 «О Государственной программе «Создания информационной компьютерной сети системы образования РБ» (Национальный реестр правовых актов РБ, 2000 г., №114, 5/4666);
постановление Совета Министров РБ от 28 апреля 2001 г. №615 «О Программе развития высшего образования в регионах РБ» (Национальный реестр правовых актов РБ, 2001 г., №46, 5/5875);
пункт 2 постановление Совета Министров РБ от 22 марта 2002 г. №366 «О внесении изменений и дополнений в республиканскую программу «Информатизация системы образования» и Государственную программу создания информационной компьютерной сети системы образования РБ» (Национальный реестр правовых актов РБ, 2002 г., №37, 5/10165).
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Премьер-министр РБ С.Сидорский

КАРТОЧКА ДОКУМЕНТА
Документ нормативный Документ ненормативный
(нужное подчеркнуть)

А. Объективные реквизиты
№пп Реквизит Значение реквизита Примечания
1. Вид акта (документа) Постановление
2. Орган принятия Совета Министров РБ
3. Дата принятия 26 февраля 2005 г.
4. Номер принятия №204
5. Название акта (документа) О государственных и республиканских программах в сфере образования
6. Дата регистрации акта (документа) в Национальном реестре правовых актов РБ 2 марта 2005 г.
7. Номер регистрации акта (документа) в Национальном реестре правовых актов РБ 5/15644
8. Дата ввода акта (документа) в действие 7 марта 2005 г.
9. Дата ограничения срока действия акта (документа) нет
10. Источник опубликования Национальный реестр правовых актов РБ
11. Дата опубликования 7 марта 2005 г
12. Номер источника опубликования №37

Б. Субъективные реквизиты
№пп Реквизит Значение реквизита Примечания
1. Тематический раздел Законодательство об образовании
2. Рубрики документа 10.01.01-Общие вопросы образования (лицензирование в сфере образования(обучение, подготовка, повышение квалификации и др.) – доп. см. 04.01.04.20.)
10.01.17.02. – Учебная литература, учебные пособия

3. Ключевые слова документа Программы, Учебники, Образование, Высшие учебные заведения

В. Прямые связи
№пп Место в документе Изменяемый документ Вид и место изменения в изменяемом документе
1. Пункт2, часть 3 Постановление Совета Министров РБ от 22 апреля 1998 г. №637 Отменен
2. Пункт2, часть 4 Постановление Совета Министров РБ от 26 октября 1998 г. №1632 Отменен
3. Пункт2, часть 5 Постановление Совета Министров РБ от 29 ноября 2000 г.. №1813 Отменен
4. Пункт2, часть 6 Постановление Совета Министров РБ от 28 апреля 2001 г. №615 Отменен
5. Пункт2, часть 2 Постановление Совета Министров РБ от 29 января 1998 г. №129 П.1(часть, касающаяся республиканской программы «Иностранные языки»)
6. Пункт2, часть 7 Постановление Совета Министров РБ от 22 марта 2002 г. №366 Пункт2

Г.Обратные связи
№пп Место в документе Воздействующий документ Вид и место воздействия в воздействующем документе

Изучите приведенный документ и объясните, как были определены его реквизиты.

Упражнения
Проведение юридической обработки правового акта.
1. Создайте в своей папке документ WORD Карточка документа-Ф, где Ф- ваша фамилия.
2. Оформите его по образцу приведенной в п.4 практического занятия карточки документа.
3. Изучите предложенный преподавателем правовой акт.
4. Определите его поисковые реквизиты и занесите их в созданную карточку.
5. Сохраните файл в своей папке.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии