БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Таможенное право кср » ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1. Понятие таможенного дела Республики Беларусь. История таможенного дела и законодательства о нем. Таможенное регулирование
2. Принципы, цели, структура и содержание таможенного дела
3. Таможенная политика, цели и методы ее осуществления

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Понятие таможенного дела Республики Беларусь. История таможенного дела и законодательства о нем. Таможенное регулирование
Исторически сложилось так, что через территорию Беларуси всегда проходили транспортные магистрали, по которым перемещались основные потоки грузов и пассажиров в железнодорожном и автомобильном сообщении в направлении с Востока на Запад и с Запада на Восток Европейского континента. После приобретения Беларусью в 1991 году суверенитета, возросла необходимость в защите экономических интересов государства, на страже которых и призваны стоять таможенные органы.
Термин «таможенное дело» охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства.
В нормативных правовых актах понятие таможенного дела определялось по-разному. В соответствии со ст. 2 Таможенного устава СССР 1924 г. существо таможенного дела исчерпывалось «борьбой с контрабандой на территории страны». Согласно ст. 1 и ст. 2 Таможенного кодекса СССР 1928 г. таможенным делом считалось «выполнение таможенными органами постановлений о государственной монополии внешней торговли». В ст. 2 Таможенного кодекса СССР 1964 г. в понятие таможенного дела включались следующие элементы: контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, выполнение таможенных операций и борьба с нарушением таможенных правил и контрабандой.
В Таможенном кодексе СССР 1991 г. содержалось более полное определение таможенного дела. Таможенное дело рассматривалось в нем в качестве средства осуществления таможенной политики. В контексте ст. 1 указанного Кодекса понятием таможенного дела охватывались «порядок перемещения через таможенную границу СССР товаров и иных предметов, таможенные обложение, оформление, контроль и другие средства проведения в жизнь таможенной политики...». Характерной особенностью приведенного определения было то, что оно не включало в себя таможенную политику.
В 1993 году введен в действие Таможенный кодекс Республики Беларусь и принят Закон «О таможенном тарифе». С 1995 года проводится работа, направленная на унификацию таможенных законодательств Беларуси и России в рамках Таможенного союза. В 1997 году принята новая редакция Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе», 17 июля 1998 года введен в действие новый Таможенный кодекс Республики Беларусь. 2 февраля 2000 года утверждено Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь.
С 1 июля 2002 года введена в действие Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, разработанная на основе Гармонизированной системы описания и кодировании товаров. Существенное отличие от ранее действовавшей девятизначной классификации товаров по ТН ВЭД СНГ заключается в кодировании товаров по десяти знакам. Такая классификация позволяет детализировать товарную номенклатуру, присваивая отдельный код ТН ВЭД товарам с одинаковыми наименованиями, но различными техническими либо потребительскими характеристиками.
В редакции Таможенного кодекса 1998 г. смысл понятия «таможенное дело» был раскрыт в статье 1 Таможенного кодекса: «Таможенное дело в Республике Беларусь составляет таможенная политика Республики Беларусь, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь».Таким образом, таможенное дело включает в себя комплекс мер, в основе которых лежит таможенная политика. Отметим, что таможенная политика всегда была тесно связана с государственной политикой в целом. Проводимая государством политика в области внешней торговли напрямую определяет характер таможенных отношений.
1 июля 2007 года вступила в силу новая редакция Таможенного кодекса Республики Беларусь (от 4 января 2007 г.), где учтены принципы регулирования внешнеторговых отношений Всемирной таможенной организации и механизмы таможенного регулирования, принятые в рамках Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур 1999 года.
Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. № 228 «О некоторых вопросах таможенных органов» утверждено Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь.
Постановлением Совета министров Республики Беларусь 25 июня 2007 г. № 829 утверждена Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (ТНВЭД), которая основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (издание 4-е), Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (издание 4-е) и общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества и применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения статистики внешней торговли Республики Беларусь.
Под таможенным делом в Таможенном кодексе Республики Беларусь(ТК) понимается совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства(ст. 2 ТК).
Общее руководство таможенным делом осуществляет Президент Республики Беларусь. Республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом, является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (ГТК), который проводит государственную таможенную политику, обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность Республики Беларусь, осуществляет регулирование и управление в сфере таможенного дела и координирует в этой сфере деятельность других республиканских органов государственного управления и иных организаций.
Таможенное дело является монополией государства, главный смысл которой состоит в обеспечении централизованного регулирования внешнеторгового обмена и решении следующих задач: 1) использование внешнеэкономических связей для решения вопросов развития экономики страны; 2) ограждение ее от неблагоприятного воздействия внешнеэкономических факторов.
В той же ст. 2 Таможенного кодекса дается определение понятию «таможенное регулирование». Таможенное регулирование — это установление порядка и правил перемещения товаров через таможенную границу Республики Беларусь, использования товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь либо вывозимых за ее пределы, в соответствии с таможенным режимом или таможенной процедурой, а также определение плательщиков и отдельных элементов обложения таможенных платежей и регламентация властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством.
Таким образом, таможенное дело, как и таможенное регулирование, представляют собой виды деятельности. Таможенное регулирование — это деятельность по установлению таможенных правил, а таможенное дело — это деятельность по обеспечению соблюдения данных правил.
В литературе отмечается, что для участника внешнеэкономической деятельности таможенное дело, как термин, вряд ли может иметь практический интерес, так как лицу, перемещающему через таможенную границу товар, куда важнее ориентироваться не на совокупность методов и средств обеспечения соблюдения требований соответствующего законодательства, а на механизм таможенного регулирования со всеми составляющими его мерами тарифного и нетарифного характера[Халипов С. В. Таможенное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: «Зерцало-М», 2006. — 440 с. С. 19].
Республика Беларусь участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства с нормами международного права и общепринятой международной практикой (ст. 2 ТК).

2 Принципы, цели, содержание и структура таможенного дела
Несмотря на различия по характеру и месту в системе таможенных отношений, все составные части таможенного дела в совокупности составляют органическое единство, поскольку служат реализации целей таможенной политики государства [Пилюткевич с. 7]. Единство проявляется в структурном и функциональном отношениях и неразрывно связано с принципами, на которых основывается организация и осуществление таможенного дела, — единства таможенной и внешнеэкономической политики, единства таможенной территории и таможенной границы, единого таможенного законодательства, единства экономических интересов государства и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), единого тарифного регулирования в сочетании с мерами экономической политики.
Цели таможенного дела (таможенной деятельности):
экономические — взимание таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь.
регулятивные — установление ставок экспортных и импортных пошлин на товары, а также запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирование, квотирование, применение тарифных преференций.
правоохранительные — защита государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, борьба с контрабандой и административными правонарушениями [Игнатюк А.З. таможенное право республики Беларусь/ А.З. Игнатюк. — минск: Амалфея, 2002. — 400с. С. 7].
Для уяснения сущности какого-либо процесса важно иметь четкое представление о содержании основополагающих категорий, его характеризующих. В понятийном аппарате таможенного дела каждый термин несет в себе строго определенное значение, выход за рамки которого нередко меняет содержание норм таможенного права и может стать причиной принятия неверных решений при регулировании таможенных отношений [Пилюткевич В.С.Таможенное дело: Учеб. пособие / В.С.Пилюткевич. — Гродно: ГрГУ, 2002. — 131 с. С. 5].
Основная терминология, используемая для целей Таможенного кодекса содержится в соответствующей норме Таможенного кодекса. Иные термины используются в значениях, определенных налоговым, гражданским и иным законодательством Республики Беларусь. Отдельные нормы Таможенного кодекса специально регламентируют содержание понятий таможенного дела: таможенная территория (ст. 3 ТК), таможенная граница (ст. 3 ТК), таможенная политика (ст. 1 ТК), страна происхождения товаров(ст. 16 ТК), Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ст. 25 ТК) и др.
В целом структуру таможенного дела можно представить следующим образом:
таможенные органы и правовая регламентация их деятельности;
ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры ВЭД;
принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь;
таможенное оформление;
таможенные процедуры;
таможенные режимы;
таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;
таможенный и валютный контроль;
контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела, дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов;
правовая регламентация ответственности за нарушения в сфере таможенного дела и др.
Указанные элементы в Таможенном кодексе 1998 г. определялись как средства реализации таможенной политики.
Надо иметь в виду также неоднородность компонентов таможенного дела. Одни его элементы не подвержены радикальным изменениям, например, институты таможенного оформления, таможенной статистики и т.д. Другая же часть таможенного дела – таможенные платежи, режимы, формы и методы таможенного контроля и др. – очень подвижна, регулирование ее во многом обусловлено изменяющейся обстановкой в обществе. Все это должно приниматься во внимание при издании норм таможенного права, характеристике предмета последнего и рассматривать обособленно понятия «таможенное дело», «таможенная политика», «таможенное право» и «таможенное законодательство»[Максимцев В.А., Габричидзе Б.Н. Вступительная статья // Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М.: Норма-Инфра М. 1998. С. 13-15].

3.Таможенная политика, цели и методы ее осуществления
Первым правовым документом, в котором упоминается о подготовке к проведению Беларусью самостоятельной таможенной политики, стало Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 20 сентября 1991 г. «О таможенной службе Республики Беларусь», которое предписывало Совету Министров внести на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета предложения по концепции таможенной политики республики. Такая концепция была одобрена Постановлением Верховного Совета от 13 марта 1992 г. и имела своей целью заложить на основе анализа сущности и основных принципов организации таможенной системы, возможных вариантов сотрудничества государств политико-экономическую, организационную и правовую основы развития таможенного дела в республике на современном этапе.
Логическим продолжением этой концептуальной посылки, учитывающей важность для Беларуси международного экономического сотрудничества, стало участие в Соглашении о принципах таможенной политики, которое было подписано в Москве 13 марта 1992 г. [Постановление Верховного Совета Республики Беларусь «О ратификации Соглашения о принципах таможенной политики от 3 февраля 1993 г. Мн., 1993.].
Упоминание термина «таможенная политика» в тексте Соглашения встречается лишь дважды: в преамбуле, в понимании согласованной таможенной политики в отношении третьих стран, и в статье 5, как «общая таможенная политика», где он применяется без последующих разъяснений.
Необходимо отметить, что Решение об основах таможенных законодательств государств — участников Содружества Независимых Государств, подписанное в г. Алматы 10 февраля 1995 г., содержит статью, которая регламентирована таможенную политику как составную часть внутренней и внешней политики государства[Закон Республики Беларусь от 8 мая 1997 г. «О ратификации Решения об основах таможенных законодательств государств — участников Содружества Независимых Государств»].
Подходы к определению места национальной таможенной политики в системе государственной политики, ее характера, целей можно проследить на примере соответствующих статей таможенных кодексов, принятых в разные годы в Республике Беларусь.
В первой статье Таможенного кодекса от 3 февраля 1993 г. законодатель определяет таможенную политику как систему мер, применяющуюся государством с целью повышения эффективности внешнеэкономической деятельности и являющуюся составной частью государственной внешней и внутренней политики. Кодексом устанавливаются государственные органы, в компетенцию которых входит определение основных направлений таможенной политики, — это высшие органы власти и управления.
Законодатель определил, что к основным средствам реализации таможенной политики относятся: установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования, осуществление государственного таможенного надзора таможенными органами, участие республики в таможенных союзах и других формах экономического межгосударственного сотрудничества.
В очередной редакции Таможенного кодекса от 6 января 1998 г., законодатель, как и ранее, не приводит понятия таможенной политики, определяя лишь ее основные цели. В качестве таковых указываются: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие в проведении структурной перестройки и решении других задач экономической политики, иные цели, определяемые Президентом, Парламентом и Правительством Республики Беларусь.
Таможенная политика вместе с порядком и условиями перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики в жизнь определяются законодателем как составляющие части таможенного дела.
В литературе имеется мнение о том, что определение таможенной политики как составляющей части таможенного дела является не совсем аргументированным. Основное возражение против такого подхода связано с общепринятой соподчиненностью названных понятий, при которой политика в какой-либо сфере государственного регулирования всегда первична, а дело, как совокупность средств и методов реализации политики, всегда вторично. Устранить смысловые несоответствия возможно, если установить однозначный приоритет таможенной политики над таможенным делом и определить таможенное дело «как совокупность средств и методов реализации таможенной политики»[Петров, А. Эволюция трактовки термина «таможенная политика» в законодательстве Республики Беларусь //Белорусский журнал международного права и международных отношений. — 2001. — № 3. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.evolutio.info/index.php?option=com_ontent&task=view&id =438& Itemid =52].
В настоящее время в действующем Таможенном кодексе под таможенным делом понимается совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства.
Таможенная политика всегда была тесно связана с государственной политикой в целом. Содержание таможенной политики обычно менялось со сменой государственной правящей элиты и отражало их подходы к регулированию внешней торговли.
С появлением на постсоветском пространстве новых независимых государств и переходом к формированию рыночных отношений, предполагающих свободу экономической деятельности, возобладала тенденция к либерализации внешнеэкономических связей.
Проводимая государством политика в области внешней торговли напрямую определяет характер таможенных отношений.
Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарооборота на таможенной территории, участие в осуществлении торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики (ст. 1 ТК).
В таможенном деле присутствует довольно сложное переплетение экономической, правовой, организационной и нравственно-психологической деятельности. Соответственно таможенная политика характеризуется правовыми, экономическими, организационными и психологическими составляющими (мерами).
Правовая составляющая таможенной политики включает меры, направленные на создание и развитие нормативной правовой базы регулирования таможенных отношений.
Организационная составляющая означает то, что таможенная политика формируется через государственные организации и институты, в которых она разрабатывается, определяется и реализуется. Это прежде всего законодательные и исполнительные органы власти, соответствующие министерства и ведомства, разрабатывающие разрешительные или ограничительно запретительные системы по перемещению товаров через таможенную границу и организующие их контроль.
Экономические аспекты таможенной политики связаны с проведением в жизнь внутренней и внешней политики страны, основанной на протекционизме, свободной торговле или на сочетании этих двух направлений. Современная таможенная политика Беларуси направлена на защиту экономических интересов государства и участников внешнеэкономической деятельности, развитие форм интеграции экономических связей с другими государствами [Пилюткевич В.С. С. 7].
К средствам реализации таможенной политики относятся:
установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования;
осуществление государственного таможенного контроля таможенными органами Республики Беларусь;
участие Республики Беларусь в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами[шматков Минск, 2005и игнатюк С.10] .
Основными из указанных средств являются таможенно-тарифное регулирования (применение импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифное регулирование (квотирование и лицензирование) внешнеторговой деятельности. Меры тарифного регулирования ограничивают поступление иностранных товаров на внутренний рынок лишь косвенно — путем удорожания импорта в результате таможенного обложения. Нетарифные ограничения устанавливают иные барьеры (например, ограничения, связанные с происхождением товара; ограничения, связанные с участием государства в импортных отношениях; дискриминация импортных товаров при внутреннем обложении, количественные ограничения и лицензирование) [Богданчук В.П. Таможенное право: ответы на экзаменац. вопр. / В.П. Богданчук. — 2-е изд. — Минск: ТетраСистемс, 2009. — 112 с. С. 9].
Методами таможенно-тарифного регулирования не всегда удается достичь желаемого результата по защите экономических интересов государства. Кроме того, данные методы не позволяют осуществлять регулирование перемещения товаров через таможенную границу, направленное на обеспечение безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных и растений. Для этих целей существует сложный комплекс мер, получивший обобщенное название «нетарифные меры регулирования» или «нетарифные ограничения».
Нетарифные методы регулирования можно разделить на следующие группы:
— валютные — любые налоги на операции с иностранной валютой;
— технические — их целью является контроль за качеством и безопасностью ввозимых товаров. Кроме таможенной службы контроль осуществляют различные государственные органы. Выделяют ветеринарный, фитосанитарный контроль, а для ввоза, например, лекарственных препаратов необходимо получить разрешение Министерства здравоохранения Республики Беларусь;
антидемпинговые — препятствуют появлению на рынке товаров по демпинговым ценам (товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране экспорта в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь);
административные — введение определенных ограничений при перемещении товаров через таможенную границу (лицензирование, квотирование, эмбарго, запрет импорта или экспорта)[Богданчук С. 9.]
Кроме этого, меры нетарифного регулирования выделяют в определенные группы.
Нетарифные меры государственного таможенного регулирования – меры, применяемые таможенными органами в целях выполнения возложенных на них задач. В данную группу могут входить требования к таможенному оформлению, декларированию, требования к товаросопроводительным, транспортным, платежным документами т.п.
 Нетарифные меры неэкономического характера — запреты и ограничения на перемещение товаров через таможенную границу, устанавливаемые в целях обеспечения государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь. 
Нетарифные меры экономического характера — ограничения на проведение внешнеэкономических операций, устанавливаемые в интересах экономической политики. В данную группу входят требования валютного регулирования, включая валютный контроль, налоговые нетарифные меры и меры экономической политики[Пилюткевич].
Как уже было сказано выше, таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности страны. Под экономической безопасностью имеется в виду такое состояние экономики, которое гарантирует достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития страны, неуязвимость и независимость ее политических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Как важнейшее средство обеспечения экономической безопасности государства таможенная политика непосредственно определяется целями и задачами общей экономической стратегии государства. С этой точки зрения различаются два основных вида таможенной политики: протекционистская и политика свободной торговли.
Протекционистская таможенная политика направлена на создание условий, способствующих развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Это установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок страны иностранных товаров, ограничение или полное запрещение ввоза определенных товаров, форсирование экспорта, его государственное субсидирование и кредитование, финансирование экспортных отраслей и т.д. Таможенный протекционизм впервые стал применяться в XVI веке в Англии во время промышленного переворота. Для защиты создаваемых в стране промышленных предприятий от конкуренции иностранных товаров (прежде всего голландских и французских) были введены высокие ставки пошлин на товары, которые Англия начала производить у себя. Кроме того, были введены количественные ограничения на ввоз товаров в Англию.
Благодаря протекционизму, Англия к началу XIX века по своему экономическому развитию вышла на первое место в мире, когда технологический процесс в промышленности стал самым высоким, а себестоимость выпускаемой продукции — самая низкая в мире. В этих условиях Англия перешла от политики протекционизма к фритредерству, то есть к свободной торговле. Линия протекционизма в нашей таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века.
Политика свободной торговли направлена на всемерное поощрение импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны. Она достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин. С целью проведения активной таможенной политики, содействующей повышению эффективности и расширению внешнеэкономических связей, государство разрабатывает новые инструменты таможенной политики (например, лицензирование, квотирование) и адаптирует старые средства (например, тарифное регулирование) к новым условиям. Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга.
Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах [Ноздрачев А.Ф. Административная организация таможенного дела: учебно-практическое пособие. - М.: МЦФЭР, 2005. - 479 с, с.238]
Итак, таможенная политика — основа таможенного дела. Цели таможенной политики — защита рынка товаров и стимулирование развития национальной экономики. Осуществление поставленных целей возможно с помощью финансовых и административных инструментов таможенного дела.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии