БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Таможенное право кср » ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

1. Понятие таможенного права
2. Предмет таможенного права
3. Методы таможенного права
4. Система и источники таможенного права
5. Основные принципы таможенного права
6. Связь таможенного права с другими отраслями права

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Понятие таможенного права

Развитие рыночных отношений в экономике Республики Беларусь, либерализация внешнеэкономической деятельности способствовали активизации связей белорусской экономики с мировым хозяйством. В связи с этим возникла необходимость в развитии таможенного дела, законодательства о нем, а также решении проблем развития таможенного права.
Таможенное право является одной из отраслей права в общей системе права Республики Беларусь. Помимо этого, оно рассматривается как отрасль законодательства, наука и учебная дисциплина.
В трудах многих авторов таможенное право исследовалось как отрасль законодательства [Козырин, А.Н. Таможенное право России. Общая часть / А.Н. Козырин. – М.], формирующаяся отрасль права [Халипов, Игнатюк,Бакаева О. Ю.Таможенное право: курс лекций /О.Ю.Бакаева, Г.В.Матвиенко.—М.:РАП,Эксмо,2009.—272с.С. 12-13]и юридическая наука [Воробьев. Ю.А. Основы таможенного дела / Ю.А. Воробьев. – М.: РТА, 1995.; Таможенное право. Общая и особенная части / В.Г. Драганов, А.Ф. Ноздрачев, М.М. Рассолов, И.И. Шматков. – М.: Закон и право, 2001.].
Как отрасль законодательства таможенное право представляет собой совокупность законов и иных нормативных актов, направленных на правовое регулирование общественных отношений в области перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Как отрасль права таможенное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих таможенные отношения.
Следует заметить, что единого подхода к определению места таможенного права в общей системе права не существует. В трудах отдельных авторов можно встретить позицию о том, что таможенное право — это подотрасль административного права [Сандровский К.К. Таможенное право. Киев, 1974 С. 19-20, Марков Л. Л. Таможенное право СССР: учеб. пособие. Иркутск, 1973. С. 23], институт административного права [Бахрах Д. Н. Таможенное право как институт административного права // Государство и право. — 1995. — №3. — С.13].
Другие авторы, принимая во внимание тот факт, что отдельные (схожие по своей правовой природе) отрасли права, например финансовое право, налоговое право, своим происхождением обязаны — административному, выдвигают гипотезу о необходимости и целесообразности выделения из административного права таможенного права, как самостоятельной отрасли[Халипов С. 47]. При этом они, пользуясь предложенным делением всех отраслей права на базовые, специальные и комплексные, относят таможенное право к специальной отрасли права, основанной на административных нормах и приспособленной к особой сфере жизни общества, которая связана с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Существует также позиция относительно того, что таможенные отношения составляют единое целое и выделяются в качестве самостоятельного предмета комплексной отрасли таможенного права [Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М: Юрист, 1998 С.45]. Следовательно, таможенное право — не вторичное образование в системе права, а такое же первичное комплексное правоотраслевое образование, как и базовые отрасли права: конституционное, административное, гражданское и др. Однако в отличие от них присутствие норм, входящих в состав других отраслей права, но принадлежащих таможенному праву, придает ему характер комплексной отрасли права, наряду, например, с предпринимательским правом, воздушным правом, банковским правом, экологическим правом и др. [ игнатюк С. 38].
Таможенное право является весьма значительной по объему и сложной по содержанию комплексной отраслью права. Это связано со сложной структурой и многоаспектностью внешнеэкономической деятельности, которая регулируется нормами конституционного, административного, финансового, хозяйственного, банковского, а также международного права.
Как наука таможенное право изучает совокупность норм права (законов и иных правовых актов), регулирующих таможенные отношения в современном обществе и содержащих предписания, относящиеся ко всем направлениям таможенной деятельности.
В этом смысле можно рассматривать таможенное право как учебную дисциплину, изучающую теоретические юридические положения, имеющие отношение к таможенной деятельности, т.е. вопросы, которые относятся к таможенному праву как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере таможенного дела.

2. Предмет таможенного права
Прежде чем утверждать, что таможенное право является отраслью права, необходимо обосновать наличие в нем своего предмета, так как без него нет самостоятельной отрасли права.
Предметом таможенного права являются общественные отношения, связанные с таможенной деятельностью. Эта деятельность с правовой точки зрения является совокупностью организационных, документальных или оперативных действий, совершаемых определенными субъектами и требуемых таможенным законодательством. У этих действий есть конкретная юридическая цель, без констатации которой они теряют свое содержание. На практике таможенная деятельность связана с таможенным досмотром, проверкой таможенными органами документов, учетом товаров и транспортных средств, с проверкой таможенных платежей, с дознанием по таможенным правонарушениям и т.д. В процессе этой деятельности решаются поставленные задачи правового регулирования и принимаются к субъектам меры в случае нарушения ими таможенного законодательства. Таможенная деятельность здесь направлена на обеспечение реальных условий для развития и защиты всех форм собственности на товары, транспортные средства, создание и совершенствование форм и методов работы сотрудников таможенных системы, служб, органов; совершенствование таможенного законодательства и предупреждение преступлений и других негативных явлений в таможенной сфере [Истомин С.И., Эриашвили Н.Д. Общие юридические требования к производству таможенного оформления. Таможенное право. Общая и особенные части. М.: Закон и право, 2001. — С. 190-217;Ярошевский В. Задачи Государственного таможенного комитета, вытекающие из договора о создании союзного государства // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). — № 1. — С. 3-4].
Структура общественных отношений в сфере таможенной деятельности определена Таможенным кодексом Республики Беларусь.
Особенность отношений, связанных с осуществлением таможенной деятельности, состоит в том, что все они складыва¬ются в конечном итоге в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу в соответствии с установленными принципами, что опосредуется определением таможенных режимов, под которые помещаются товары и транспортные средства, их таможенным оформлением, контролем, а также уплатой таможенных платежей.
В таможенном праве ключевым словом является «перемещение»:все, что связано с перемещением грузов через границу, — прерогатива таможенного права[Бакаева С.12].
Обобщая вышесказанное, следует указать, что таможенные отношения — это общественные отношения, связанные с осуществлением таможенного дела, представляющего собой совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства. В литературе встречается мнение относительно того, что предмет таможенного права по существу отличается от предмета таможенного дела и предмета таможенной политики, хотя само таможенное право способствует развитию и укреплению таможенного дела и таможенной политики[шматков Минск, 2005].
В Значительной степени таможенное право выступает в качестве правовой формы реализации задач, функций и полномочий, возлагаемых Таможенным кодексом и другими законодательными актами на таможенные органы. Таможенные отношения представляют собой сферу применения и осуществления полномочий таможенных органов [игнатюк с. 43].Без таможенного права невозможно создание нормально функционирующего таможенного механизма, в основе которого лежит система исполнительной власти в лице таможенных органов.
Помимо указанного выше при определении предмета таможенного права необходимо учитывать наличие специфического объекта регулирования — товаров, т.е. любого движимого имущества, в том числе валюты, валютных ценностей, электрической, тепловой, иных видов энергии и транспортных средств [Игнатюк С. 44].
Выделяют ряд сущностных особенностей предмета правового регулирования таможенных отношений[шматков Минск, 2005]:
во-первых, данный вид правового регулирования основан на, таких понятиях как: «оформление товара», «таможенный контроль», «таможенная пошлина», «перемещение товаров и транспортных средств», «таможенное правоотношение» и другие, без которых ни один таможенный работник, ни один таможенный орган не может осуществлять свои функции. Однако эти понятия могут использоваться и в других отраслях права, например, пошлина как вид налога — в финансовом праве, оформление товаров и контроль — в административном праве и т.д.;
во-вторых, поскольку указанные понятия обладают специфическими качествами и характеристиками, они могут быть объектом государственного воздействия с целью осуществления интересов государства;
в-третьих, сами товары, транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, могут находиться в частной собственности и облагаться в установленном порядке пошлинами и налогами; работники таможенных органов не могут быть одновременно собственниками товаров, транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, и не вправе заниматься предпринимательской деятельностью;
в-четвертых, нарушения, допускаемые при перемещении названных товаров, предметов и т.д. через таможенную границу, должны немедленно пресекаться и по ним должны приниматься меры административного, финансового, налогового, уголовного и иного порядка;
в-пятых, таможенные отношения включают в себя те отношения, которые не урегулированы законом, хотя в этом есть острая необходимость. Например, для экономической безопасности Беларуси большое значение имеет контроль за вывозом за пределы государства новых технологий.
Таким образом, таможенное право должно быть выделено в самостоятельную отрасль права потому, что имеет самостоятельный специфический предмет регулирования – широкий круг общественных отношений в таможенной сфере [Игнатюк, А.З. Таможенное право Республики Беларусь / А.З. Игнатюк. – Минск: Амалфея, 2002. С. 36; Таможенное право Республики Беларусь. Общая часть: практ. пособие / И.И. Шматков. – Минск: Белтаможсервис, 2006. – 168 с.; Таможенное право Республики Беларусь / И.И. Шматков. – Минск: Белтаможсервис, 2008. – 352 с.].

3 Методы таможенного права
Суть метода таможенного права характеризуется как:
1. Установление определенного порядка действий — предписание к действию в определенных условиях надлежащим образом, предусмотренным конкретной нормой таможенного права;
2. Запрещение определенных действий под страхом применения конкретных юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности);
3. Предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных нормами таможенного права;
4. Предоставление возможности действовать или бездействовать по своему усмотрению, то есть совершать или не совершать предусмотренные нормами таможенного права действия на определенных ею условиях [Сандровский К.К. Таможенное право. С. 19-20. Петровский К. Анализ факторов риска – что это? // Таможенный вестник (для Беларуси и России).— № 8.— 2000. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало. М. 2001. С. 19, 23-24.].
Основной метод таможенного права,—императивный метод—метод властных предписаний. Императивный или предписывающий метод присущ не только для таможенного права, но и для других отраслей права. Поэтому важным для понимания является то, как проявляет себя императивность на примере конкретных (специальных) методов таможенного регулирования внешнеторговой деятельности. Указанные методы определены в Законе Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»:таможенно-тарифного регулирования (ст. 11 Закона);нетарифного регулирования (ст. 12 Закона);запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности (ст. 13 Закона);мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности (гл. 7 Закона), [Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [http://zakon.by/webnpa/text.asp?RN=H10400347#&Chapter=7].
Согласно указанного нормативного правового акта таможенно-тарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь, а нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования;
Тарифное и нетарифное регулирование, а также иные запреты и ограничения, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, дают основание утверждать, что таможенное право в большей части своих норм относится к публичному праву.
Это обусловливается тем, что упомянутые выше методы регулирования призваны обеспечивать, прежде всего, государственные(публичные интересы), то есть интересы общества, государства, экономической, экологической, информационной и иной безопасности страны[Халипов СВ. Таможенное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: «Зерцало-М», 2006. — 440 с.].
С другой стороны, с целью пополнения бюджета, развития отраслей экономики, расширения внешнеэкономических связей, а в целом стимулирования развития внешнеторговой деятельности таможенным законодательством предусмотрены отдельные дозволения, предоставляющие участникам таможенных правоотношений (участникам ВЭД) право выбора вариантов своих действий.
Так, например, инициатива ввоза товаров на территорию Республики Беларусь либо вывоза за ее пределы исходит от лица, в интересах которого перемещается товар. Более того, все, что относится к количеству перемещаемого товара, его видам, стране происхождения (при учете существующих запретов и ограничений), условиям поставки товаров и т.п., также основано на праве перемещения товара через таможенную границу. Реализуя данное право, лицо самостоятельно выбирает (изменяет выбранный) приемлемый для него таможенный режим или таможенную процедуру, правовые требования которых определяют дальнейшие взаимоотношения участников ВЭД с таможенными органами.
Отдельные элементы дозволительности проявляются и в конкретных таможенно-правовых институтах, например, таможенном оформлении, услугах таможенных агентов, выборе конкретного таможенного склада или склада временного хранения.
Как видим, кроме императивного метода, в таможенном праве применяется и диспозитивный метод, однако пределы его действия существенно ограничены. В области таможенного дела он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами[Бакаева]. Указанное подчеркивает комплексный характер общественных отношений, регулируемых таможенным правом.
Императивный и диспозитивный методы отдельные авторы именуют административно-правовым и гражданско-правовым методами соответственно в их различных формах выражения. Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления. Гражданско-правовой метод регулирования основан на принципе равенства сторон и исходит из принципа «разрешено все, что не запрещено» [Игнатюк С. 44].
В учебных целях немаловажным будет являться уяснение средств, приемов и способов изучения соответствующих таможенных норм, процессов, т.е. методов таможенного права как науки и учебной дисциплины.
Любая наука не существует без собственных методов исследования и чем совершеннее методы изучения явлений и чем больше таких методов, тем шире возможности науки [Рассолов М.М., Экимов А.И. Предмет и метод науки теории государства и права // Теория государства и права. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2000.] Поэтому таможенное право как наука придает первостепенное значение совершенствованию и обогащению совокупности используемых ею методов.
Как и в теории государства и права, методы таможенного права должны подразделяться на общие, распространяемые на многие юридические науки и все направления самого таможенного права, частные, используемые для изучения разнообразных аспектов и сторон таможенного законодательства и таможенного права в целом.
Ведущее место в ряду общих методов изучения проблем таможенного права принадлежит историческому и сравнительному методу, которые в свою очередь прослеживают динамику явления от предпосылок возникновения до современного уровня развития. История таможенного права — это самостоятельный и довольно сложный предмет, изучение которого необходимо производить обладая некоторыми запасами знаний по истории таможенного дела и таможенной политики, по теории права и истории отечественного и зарубежного права[Блинов Н.М., Кисловский Ю.Г., Козырин А.Н. и др. История таможенного законодательства // Таможенное право. М. Экономика, 1999. С. 16-17]
В роли общих методов изучения проблем таможенного права могут выступать также метод типологии, который требует из всего наблюдаемого правового материала отбирать и выделять характерное, типичное, метод актуализма, состоящий в использовании современных знаний для изучения прошлого таможенного права и, наоборот, в использовании знаний прошлого для понимания настоящего таможенного права и предсказания его будущего, системный подход, представляющий собой совокупность теоретических принципов и положений, позволяющих рассматривать все нормы таможенного права как систему, как единое целое в тесной связи и взаимодействии с другими правовыми нормами, институтами, прослеживать их изменения во времени и делать обоснованные выводы относительно закономерностей развития всего механизма правового регулирования таможенных отношений в обществе, а также методы системных анализа и синтеза.
Наряду с общими методами познания таможенное право сегодня использует также частные научные способы воздействия своих норм на поведение людей, на регулируемые этой отраслью таможенные отношения. Среди таких методов можно выделить следующие:
— разрешительный метод правового регулирования, при котором участникам предоставляется свобода в реализации своих прав (например, всем лицам на равных основаниях предоставляется право на ввоз в Республику Бела¬русь и вывоз из нее товаров и транспортных средств).
— рекомендательный метод правового регулирования. Суть данного метода состоит в предоставлении права выбора вариантов поведения самими участниками правоотношений.
— ограничительно-запретительный метод регулирования таможенных отношений состоит в регламентации и установлении обязанностей субъектов таможенно-правовых отношений. Данный метод позволяет установить рамки возможного и должного поведения участников.
— делегирующий метод — способ, при котором участникам таможенных правоотношений предоставляются определенные права и свободы.

4 Система и источники таможенного права

Система таможенного права — совокупность правовых норм, опосредующих формирование и осуществление таможенной политики, формы и методы ее осуществления, порядок использования таможенными органами инструментов таможенного регулирования. Система таможенного права представляет собой относительно систематизированный порядок таможенно-правовых норм.
Институты таможенного права — группа таможенно-правовых норм, регулирующая определенные виды таможенных отношений. Выделяют следующие институты: институт таможенных режимов, таможенного оформления товаров, декларирования товаров, таможенных платежей, валютного контроля, таможенных тарифов и др.
Все институты взаимосвязаны между собой и составляют отрасль таможенного права как систему. Система таможенного права состоит из Общей и Особенной частей.
Общая часть включает таможенные правовые нормы, в которых выражены общие положения, касающиеся регулирования всей совокупности общественных отношений в сфере таможенного дела.
Общая часть включает следующие таможенно-правовые институты, объединяющие группы таможенно-правовых норм:
— закрепляющие цели, принципы и содержание таможенного дела;
— регулирующие правовой статус таможенных органов;
— регулирующие государственную службу в таможенных органах;
— определяющие, упорядочивающие таможенно-правовой статус лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу;
— определяющие формы и методы таможенной деятельности;
— регулирующие принуждение в таможенной сфере.
Особенная часть включает расположенные в определенных Таможенным кодексом Республики Беларусь порядке и логической последовательности институты таможенного права, связь между которыми объективно обусловлена самим существом таможенного дела. В ее состав входят следующие институты, объединяющие группы таможенно-правовых норм, регулирующих:
— перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств;
— таможенные режимы;
— таможенные платежи;
— таможенное оформление;
— таможенный и валютный контроль;
— ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
В свете многообразного таможенного законодательства важно исследовать источники таможенного права, без анализа которых трудно себе представить систему таможенного законодательства и рассматриваемую отрасль юридических знаний.
Источники таможенного права — соответствующие внешние формы правовых норм, позволяющие выразить их действенность в определенной системе и методах правового регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела.
Система источников таможенного права закреплена в ст.4 Таможенного кодекса, согласно которой таможенное законодательство составляет систему принятых (изданных) на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает: Таможенный кодекс и принятые в соответствии с ним законы; акты Президента Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования; постановления Правительства Республики Беларусь, издаваемые на основании и во исполнение Таможенного кодекса и принятых (изданных) в соответствии с ним законов, актов Президента Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования; нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных таможенным кодексом и принятыми (изданными) в соответствии с ним законами, а также актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.
Основным нормативным правовым актом, определяющим правовые, экономические и организационные основы таможенного дела в Республике Беларусь и направленным на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Республики Беларусь, развитие внешнеэкономических связей Республики Беларусь, обеспечение защиты прав граждан, субъектов хозяйствования и иных юридических лиц и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела, является Таможенный кодекс Республики Беларусь, принятый 4 января 2007 г. Данный Кодекс определяет основные принципы перемещения товаров
В соответствии с Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанном в г. Москве 26 февраля 1999 г., стороны установили режим свободной торговли товарами, единую систему тарифных льгот и преференций в торговле с третьими странами, единый порядок мер нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, единую систему взимания косвенных налогов в торговле, согласованный порядок валютного регулирования во внешнеторговых операциях и т.п.
Закон Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года «О Таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения Таможенного тарифа Республики Беларусь. Закон устанавливает основные методы определения таможенной стоимости товара (по цене сделки с ввозимыми товарами, по цене сделки с идентичными товарами, по цене сделки с однородными товарами, на основе вычитания стоимости, на основе сложения стоимости, резервный метод), регламентирует способы и цели определения страны происхождения товара, устанавливает тарифные льготы. Ставки ввозных таможенных пошлин утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2007 г. № 699.
Закон Республики Беларусь от 6 января 1998 года «Об экспортном контроле» определяет правовые основы деятельности государственных органов, юридических и физических лиц Республики Беларусь в области экспортного контроля и регулирует отношения, возникающие в связи с перемещением через таможенную границу Республики Беларусь и использованием объектов экспортного контроля.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2008 г. № 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» утверждены перечни вещей, запрещенных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь и перечни вещей, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, а также определен порядок вывоза за границу Республики Беларусь культурных ценностей.
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» утвержден Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ).
Пунктом 2 Решения Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» установлено, что ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств – участников таможенного союза, если иное не предусмотрено Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, Решением «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза» и иными решениями Комиссии таможенного союза.
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» одобрены: Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран; Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран; Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами. Кроме того Решением утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» установлено, что с 1 января 2010 года вступили в силу: Протокол о предоставлении тарифных льгот, Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза, Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией об условиях и механизме применения тарифных квот, а также Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией о едином таможенно-тарифном регулировании.
1 января 2010 года вступило в силу Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран.
27 ноября 2009 года в г. Минске на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшем органе таможенного союза) на уровне глав указанных государств был подписан Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (ратифицирован Республикой Беларусь Законом от 2 июля 2010 г. № 158-З). Таможенный кодекс Таможенного союза, также вошел в число источников таможенного права Республики Беларусь и применяется на территории Таможенного союза.
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им таможенного законодательства.

5 Основные принципы таможенного права

Принципы таможенного права — это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования этой формирующейся отрасли права. Принципы таможенного права есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие таможенного права, что позволяет определить природу данного права как демократическую или, напротив, тоталитарную.
Принципы таможенного права выражают главное, основное в праве, тенденции его развития, то, на что таможенное право должно быть ориентировано, устремлено [И.И. Шматков Актуальные проблемы науки таможенного права в Республике Беларусь Проблемы гражданского права и процесса : сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: И.Э. Мартыненко (отв. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ , 2009. – 405 с.].
Принципы таможенного права как и исходные начала других отраслей права делят на общеправовые и отраслевые.
Общеправовыми принципами являются:
—принцип законности, предполагающий верховенство Конституции Республики Беларусь, а также законов над иными нормативными правовыми актами (и, прежде всего, над актами таможенных органов);
—принцип демократизма, включающий положения о защите прав граждан в области таможенного дела, информирование и консультирование, обжалование действий или бездействий таможенных органов;
— принцип гуманности, предусматривающий обстоятельства, смягчающие ответственность за нарушение таможенных правил, возможность назначения более мягкой меры взыскания, освобождение от ответственности за нарушение таможенных правил;
— принцип сочетания публичных и частных интересов, означающий одновременное преследование публичных целей (формирование доходной части бюджета и борьба с правонарушениями) и содействие субъектам хозяйствования (в развитии внешней торговли и расширении товарооборота);
—и др.
К отраслевым принципам относятся:
— принцип приоритетности интересов государства в определении всей таможенной политики в современных условиях;
—принцип обеспечения эффективности таможенно-правовых средств и инструментов их реализации (например, средств и операций таможенного контроля);
— принцип единства таможенной системы, состоящий в том, что непосредственное осуществление таможенного дела, выполняют таможенные органы Республики Беларусь, составляющие единую систему, в которую входят Государственный таможенный комитет и таможни. При этом общее управление таможенным делом осуществляет Президент Республики Беларусь;
— принцип свободы выбора таможенного режима;
— принцип обязательности соблюдения запретов и ограничений;
— принцип единства ставок таможенных пошлин;
— принцип единства таможенной территории и др.

6 Связь таможенного права с другими отраслями права

Таможенное право тесно связано с различными отраслями права. Но несмотря на то, что определенное количество норм таможенного права находится и применяется в других отраслевых науках, само таможенное право широко использует эти нормы в ходе правового воздействия на таможенные отношения.
Это роднит, но не сводит таможенное право к административному, финансовому и налоговому праву. Это все же разные области научного знания и исследования. Например, административное право изучает совокупность административных норм, регулирующих сферу административной деятельности, и оно касается только отдельных проблем таможенно-правового регулирования общественных отношений (скажем, административный статус работников таможенных органов, виды административной ответственности и др.). Финансовое право исследует комплекс юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, для обеспечения бесперебойного осуществления его задач, функций в каждый данный период развития (скажем, взаимоотношения таможенных органов в связи с направлением денежных средств в бюджет). Предметом налогового права являются имущественные отношения, возникающие между плательщиками налогов и сборов и государственными налоговыми органами. Сущность этих отношений проявляется в том, что в соответствии с налоговым законодательством у налогоплательщика изымается в государственный бюджет определенная часть имущества в денежной форме[Шматков ТП Общ часть, минск, 2005].
Однако, названные отрасли права близки по предмету и особенностям регулирования к таможенному праву. Это касается в первую очередь административного и финансового права.
Нормы таможенного права охватывают своим регулирующим воздействием разнообразные аспекты общественных отношений, в соответствии с которыми и может строится вся система норм таможенного права и те отрасли права и разделы законодательства, с которыми связаны участники таможенных правоотношений.
Таможенное право тесно связано с конституционным правом. Учитывая, что таможенное право преследует публично-правовые интересы, основы государственных отношений, изучаемые конституционным правом, представляют собой фундамент для всего таможенного механизма. Конституционные положения, содержащие нормы, относящиеся к области таможенного дела, развиваются далее в отрасль таможенного право (например, таможенное регулирование, единая таможенная территория и др.)
Связь норм таможенного и уголовного права играет существенную роль в правовом регулировании таможенных преступлений, составы которых предусмотрены в Уголовном кодексе Республики Беларусь: контрабанда (ст. 228); незаконный экспорт объектов экспортного контроля (ст. 229); невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230); уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 231).
В области таможенного дела субъекты внешнеэкономической деятельности используют нормы гражданского права, регулирующие договоры участников указанной деятельности, а также правовой статус самих участников — физических лиц, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Таможенное законодательство содержит множество бланкетных норм, отсылающих лиц к области гражданского законодательства.
Достаточно большое количество норм предпринимательского права устанавливает требования к порядку осуществления внешнеторговой деятельности, связанной с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь (в первую очередь касается мер нетарифного регулирования).
Нормы таможенного права связанны также с другими отраслями права. В этом и заключается особенность таможенного права, состоящая прежде всего в ее комплексности.
В то же время таможенное право включает в себя и такие положения и понятия, которые присущи только этой, а ни какой-либо иной отрасли.
К числу таких положений и понятий относятся, в частности, понятие таможенного органа, категория физического лица, положения о товарах, таможенной границе, перемещении транспортных средств через таможенную границу, таможенном контроле и др.
Содержание и сущность таможенного права характеризует и специфическая таможенная деятельность (работа сотрудников таможенных органов).



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии