БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Таможенное право кср » ТАМОЖЕННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

ТАМОЖЕННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

ТАМОЖЕННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

1. Понятие и видытаможенно-правовых норм
2. Структура таможенно-правовой нормы
3. Применение норм таможенного права
4. Толкование норм таможенного права
5. Таможенное правоотношение: понятие, характеристика и основные структурные элементы

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1 Понятие и виды таможенно-правовых норм

Таможенно-правовая норма— это юридически обязательное правило, установленное и санкционированное государством в соответствующих правовых актах, которое регулирует определенные отношения в сфере таможенного дела и нарушение которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.
Таможенное право, как и право вообще, — прежде всего «система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю, ее общечеловеческий … характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества»[Байтин М.И. Нормы права // Теория государства и права. М., 1977. С. 313.]. Норма таможенного права, в отличие от социальных норм вообще, — это достаточно самостоятельное и независимое понятие, которое обладает своими специфическими особенностями и признаками. К наиболее важным из них, можно отнести следующие.
Во-первых, нормы таможенного права, в отличие от других социальных предписаний (за некоторыми исключениями), сами выступают в виде целостных правовых образований и сообразно воли государства призваны регулировать специфический вид отношений в обществе — таможенные отношения. Особенность таких отношений состоит в том, что они предполагают наличие не только правовых субъектов и объектов воздействия, но и социально-экономических, организационных и иных взаимоотношений и фактов в широком смысле этого слова.
Во-вторых, нормы таможенного права всегда готовятся и издаются с санкции государства и выражаются в установленной в законодательстве либо в общепризнанной форме. Например, они могут выступать в форме норм Конституции Республики Беларусь, законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений и распоряжений Правительства Беларуси.
В-третьих, нормы таможенного права всегда охраняются государством, и государство заинтересовано в их правовом качестве и в действительном исполнении в ходе правового воздействия на таможенные отношения.
В-четвертых, нормы таможенного права, в отличие от других социальных норм, всегда содержат общеобязательные установки и предписания. Сама норма в этом свете есть некая правовая модель, мера, эталон, масштаб поведения тех или иных участников таможенных отношений. Помимо общепризнанных компонентов данная норма может включать нечто, противоположной гипотезе, логический результат либо без такового, программную и прогностическую информацию[Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М.: Юридическая литература, 1981. С. 71-79.].
В норме таможенного права всегда выражается определенное предписание о том, как должны поступать участники рассматриваемых правоотношений в различных ситуациях. Такое предписание, или веление, заключается в любой норме таможенного права независимо от того, выражена ли она в законе, подзаконном акте, или в обычае, или в ином положении.
Но как и любым правовым нормам, нормам таможенного права характерны общие признаки: 1) всеобщность, т.е. данные нормы распространяются на всех участников отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу; 2) общеобязательность, т.е. нормы таможенного права обязательны для всех участников таможенных правоотношений; 3) за неисполнение норм таможенного права наступает юридическая ответственность [Андриашин Х.А. Свинухов В.Г. таможенное право: учебник для вузов М : Юстицинформ ].
По характеру правил поведения участников таможенных правоотношений, составляющих содержание таможенно-правовой нормы, нормы таможенного права могут быть различных видов. Это, прежде всего, материальные и процессуальные нормы.
Материальные нормы таможенного права регламентируют структуру таможенного законодательства, систему таможенно-правового пространства Беларуси, права и обязанности физических и юридических лиц в таможенной сфере, их поведение, то есть закрепляют материально правовое содержание прав и обязанностей участников таможенных отношений.
Процессуальные нормы таможенного права устанавливают порядок и действие норм материального права. Так, Закон Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. № 2151-XІІ «О таможенном тарифе»устанавливает порядок формирования и применения Таможенного тарифа Республики Беларусь — свода ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, а также правила обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещении через таможенную границу Республики Беларусь. В данном законе законодатель определяет совокупность ставок таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с принятой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.
По форме предписания или способам воздействия на участников таможенных отношений рассматриваемые нормы можно классифицировать на: обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Их различие основано на том, на что делается акцент: на возложение обязанности, установление запрета или предоставление права [ ОТП Вишневский с. 255].
Норма таможенного права может прямо предписывать участникам правоотношений совершение определенных действий, то есть непосредственно возлагать на них определенные обязанности (например, ст. 55 Таможенного кодекса обязывает перевозчика уведомить таможенный орган о прибытии товаров после размещения товаров в зоне таможенного контроля пункта ввоза; ст. 254 Таможенного кодекса обязывает таможенные органы по требованию плательщика выдать подтверждение уплаты таможенных платежей в письменной форме и др.).
Норма таможенного права, может запрещать участникам таможенных отношений совершение определенных действий. Эти нормы называются запрещающими нормами таможенного права. Так, ст. 7. Таможенного кодекса гласит: «1. Любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с законодательством, может использоваться такими органами исключительно для таможенных целей, в том числе для пресечения правонарушений.2. Таможенные органы и иные государственные органы, их должностные лица, иные лица, получившие доступ к информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, в силу акта законодательства, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственные секреты, коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных Кодексом, иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь».
Данную норму можно считать запрещающей нормой таможенного права.
Многие нормы таможенного права вообще не предписывают определенных действий и не запрещают их, а предоставляют участникам таможенно-правовых отношений возможность совершать те или иные действия, управомочивают их на совершение данных действий. Эти нормы называются управомочивающие нормы таможенного права (например, ст. 261 Таможенного кодекса устанавливает, что Правительство Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, вправе устанавливать фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении отдельных видов товаров с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 указанной статьи; ст. 277 Таможенного кодекса предоставляет возможность начальнику таможенного органа, лицу, его замещающему, либо иному должностному лицу таможенного органа продлевать срок проведения отдельных операций таможенного контроля; ст. 288 Таможенного кодекса управомочивает таможенный орган при осуществлении таможенного контроля мотивированно запрашивать дополнительные документы и сведения в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах и др.).
Следовательно, указанные статьи устанавливает управомочивающую норму таможенного права.
Нормы таможенного права могут быть классифицированы по степени определенности выражения в них правил поведения участников таможенных правоотношений.
Значительное число данных норм устанавливает вполне определенные правила поведения, подлежащие соблюдению. Такие нормы называются определенными.
Некоторые нормы таможенного права самого содержания правил поведения участников таможенных отношений не определяют, а предоставляют это другим — специальным органам, лицам и иным субъектам права. Такие таможенно-правовые нормы называются бланкетными. К бланкетным нормам можно отнести: ст. 282 Таможенного кодекса, которая определяет, что порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним устанавливаются Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь; с. 278 Таможенного кодекса, согласно которой владение, пользование и распоряжение иностранными товарами, находящимися под таможенным контролем, допускаются в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь и др.
В этом контексте следует также назвать и отсылочные таможенно-правовые нормы. Отсылочные нормы таможенного права отличаются тем, что их структурные элементы не располагаются в одном акте, в связи с чем делается ссылка на другие статьи нормативного правового акта. Так п. 5 ст. 282 Таможенного кодекса гласит: в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь ограничения на осуществление производственной и иной коммерческой деятельности в пределах зон таможенного контроля, перемещение товаров, в том числе транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля действуют только в рамках режима, установленного в соответствии с законодательством о Государственной границе Республики Беларусь.
По вопросам производства таможенными органами дознания по соответствующим уголовным делам и ведения административного процесса статьи 321 и 324 Таможенного кодекса отсылают нас к нормам Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Иногда отсылочные таможенно-правовые нормы мало чем отличаются от бланкетных, поскольку первые, и вторые содержат указание на какую-либо иную норму, положение, пункт и др. В то же время отсылочные таможенно-правовые нормы ссылаются на другие, уже принятые и используемые на практике нормы; и в итоге норму отсылочной делает лишь законодатель. А можно было бы повторить в ней положения закона, на который она ссылается, не меняя содержание нормы. Отсылочную норму таможенного права можно рассматривать как определенную, а не бланкетную. Бланкетные же нормы ссылаются на другие нормы, которые нередко не установлены, и при этом говорится о том, кто и как рассматриваемую норму устанавливает.

2 Структура таможенно-правовой нормы

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов [Вишневский с. 245].
Норма таможенного права, то есть регламентированное или санкционированное государством правило поведения участников таможенных отношений, независимо от того, в какой форме она выступает (закон, подзаконный акт, одна, две статьи закона и т.д.), состоит из трех основных элементов (или компонентов) — гипотеза, диспозиция и санкция. В норме таможенного права отражено, в первую очередь, указание на условие, при котором эта норма вводится в действие и применяется (гипотеза), затем дается характеристика самого правила поведения участников таможенных отношений (диспозиция) и, наконец, описываются последствия нарушения требований рассматриваемой нормы (санкция).
Подробнее остановимся на основных элементах нормы таможенного права.
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть таможенно-правовые отношения, и указывает на субъектов этих отношений. Понятие гипотезы как элемента нормы таможенного права имеет важное теоретическое и практическое значение. Она характеризуется совокупностью условий, которые необходимы для осуществления в правоприменительной практике отраженного в норме правила поведения участников таможенных правоотношений.
В определенном количестве норм таможенного права гипотеза усложнена и не четко выделяется, но она имеется и следует из содержания той или иной нормы. Например, ст. 236 ТК гласит: «Должностные лица несут ответственность за административного таможенного правонарушения, если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований, установленных настоящим кодексом, а также иными актами законодательства Республики Беларусь по таможенному делу и международным договорам Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Республики Беларусь». Здесь гипотеза усложнена и ясно не отделена от диспозиции, но она есть и очевидна. Её можно изложить так: если в служебные обязанности должностных лиц в момент совершения им правонарушения входило обеспечение выполнения требований, установленных настоящим кодексом, а также иными актами законодательства Республики Беларусь по таможенному делу и международными договорами Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, то соответствующие таможенные органы имеют право привлечь их к ответственности за нарушение таможенных правил (диспозиция). Следовательно, в первой части указанной статьи заключена гипотеза, то есть условие, при котором применяется данное правило поведения, и диспозиция, то есть само правило поведения. Хотя в этих гипотезе и диспозиции содержится и своя мера ответственности, то есть она заключает и прямой смысл определенной санкции.
Санкция указывает на последствия несоблюдения нормы таможенного права, которые содержатся в диспозиции нормы и непосредственно вытекают из действий участников таможенных правоотношений.
В ряде законодательных актов таможенной направленности санкция прямо не указывается: или она вытекает из нормы таможенного права, либо указана в других нормах. Например, в статье 328 ТК, указано, что должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, специальные средства, боевое и служебное оружие в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными законодательными актами. В случае применения физической силы, специальных средств и (или) оружия с нарушением установленного порядка должностные лица таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством.
Санкция является частью нормы таможенного права, которая определяет принудительные меры, обеспечивающие соблюдение участниками правоотношений таможенно-юридических норм.
Необходимо отметить своеобразие норм уголовного права, которые регулируют некоторые таможенно-правовые отношения. Эти нормы предусматривают некоторые виды преступлений в сфере таможенного дела и наказания, подлежащие применению к лицам, их совершившим. В этих нормах санкция, как правило, определяется четко и ясно – конкретные меры наказания тут же следуют за соответствующие преступления в таможенной сфере. Гипотеза и диспозиция в них зачастую просто сливаются. Вследствие этого таможенно-правовые нормы, содержащиеся в таможенном законодательстве, порой состоят не из трех, а из двух элементов — из диспозиции (куда вливается и гипотеза) и санкции. В статье 230 УК указано, что умышленное невозвращение в установленный срок на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации. Первая часть нормы описывает само преступление в таможенной сфере (это диспозиция); содержат в себе гипотезу и ее без труда можно выразить, на примере так: невозвращение в установленный срок на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным. Вторая часть указанной нормы, устанавливает вид и размер наказания за указанные неправомерные действия, – наказывается лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации, — что составляет санкцию нормы таможенного права.
Учитывая последние разработки ученых-юристов, занимающихся теоретическим анализом норм права[Байтин М.И. Нормы права // Теория государства и права. М., 1997. С.316-324.], можно следующим образом классифицировать элементы норм:
— в зависимости от их построения гипотезы бывают простые (эти гипотезы предполагают какое-то одно условие, посредством которого реализуется норма таможенного права); сложные (здесь необходимо выполнить два и более условий для применения данной нормы);
— в зависимости от формы выражения — абстрактные (гипотеза указывает на действия норм таможенного права и акцентирует их внимание на общих, родовых признаках); казуистические (гипотеза связывает реализацию рассматриваемой нормы с отдельными случаями, которые трудно или невозможно отразить посредством абстрактной гипотезы).
Диспозиции в зависимости от формы их выражения, как и нормы таможенного права, можно классифицировать на: уполномочивающие (представляют субъектам таможенных правоотношений право на совершение положительных действий); обязывающие (возлагают на этих субъектов обязанность совершения определенных действий); запрещающие (содержат запрет на совершение противоправных действий или бездействие).
Санкции в таможенной сфере можно классифицировать прежде всего в зависимости от степени их определенности на: абсолютно-определенные (точно указывают меру государственного принуждения, которая должна быть применена в случае нарушения норм таможенного права, например, указанный выше срок лишения свободы); относительно-определенные (устанавливают низшую и высшую меру государственного принуждения к правонарушителям норм таможенного права (допустим, наказывается штрафом) и альтернативными (позволяют правоприменителю выбрать из двух, трех одну меру наказания к нарушителю таможенного законодательства (например, наказывается штрафом или исправительными работами на определенный срок)).
Санкции в таможенной сфере также различают по функциональности и отраслевой принадлежности. В этом контексте можно говорить о функциональных дисциплинарно-правовых санкциях (например, освобождение от должности, перевод на другую работу), об административно-правовых санкциях (в частности, штраф, конфискация товаров); о гражданско-правовых санкциях (изъятие транспортных средств, возмещение убытков, уплата неустойки и др.); об уголовно-правовых санкциях (например, обязательные работы, лишение свободы нарушителя).

3 Применение норм таможенного права

Для точного и правильного применения норм таможенного права к той или иной таможенной ситуации необходимо, прежде всего, чтобы тот, кто применяет ту или иную рассматриваемую норму (начальник таможни, инспектор, юрист и др.), четко уяснил ее смысл и содержание. Каждая норма таможенного права выражена в законах как источниках таможенного права. В законах отражается содержание норм таможенного права, их цели, направленность, суть, взаимосвязи с другими нормами т.д., поэтому для уяснения конкретной нормы таможенного права требуется изучение самого закона, в котором данная норма содержится, его анализ, исследование структуры, регулятивных возможностей и потенций. В результате уяснения смысла, содержание закона в таможенной сфере выступает как его толкование, так и непосредственное изучение в целях дальнейшего применения на практике. К такому толкованию закона в таможенной области либо иных актов по таможенному делу приходится прибегать в процессе применения указанных законов и актов к конкретным ситуациям, при решении правовых задач в ходе правового регулирования таможенных отношений.
Толкованию подлежит любой источник таможенного права, то есть закон или иной акт таможенной направленности, устанавливающий правовые предписания, правила поведения субъектов таможенных правоотношений. Нормы таможенного права заключают в себе специфические правила поведения и регулируют типичные правовые ситуации, которые представляют практический интерес для субъектов таможенных отношений. Эти нормы, так или иначе, не принимают во внимание особенности каждой отдельной ситуации, задачи, казуса, а характеризуют лишь их основные, наиболее значимые черты. Например, в гл. 10 Таможенного кодекса, касающейся таможенного декларирования товаров, содержатся положения, устанавливающие лишь наиболее общие и типичные моменты при передаче информации таможенному органу; при этом они отдельно не расписываются. Здесь достаточно часто встречаются формулировки типа: «если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь».
Ни статьи кодекса, ни перечень иных документов и дополнительных сведений не могут предусмотреть всех данных фактов и коллизий, которые могут возникнуть между этими участниками правоотношений; и они не могут отразить все виды информации, необходимые для реализации обозначенных таможенных целей. Поэтому в статье устанавливаются лишь наиболее общие и типичные моменты при передаче информации таможенному органу; при этом они отдельно не расписываются.
По этим и иным причинам применение конкретных норм права в конкретной ситуации непременно предполагает уяснение смысла и содержание указанной нормы, ее расширительного толкования, объяснения, увязки с поведением отдельных людей. Прежде чем приступить к толкованию закона в рассматриваемой сфере, применяющий норму таможенного права субъект права должен удостоверится в наличии данного закона (или статьи) и в подлинности текста. Наличие данного закона и его текста должно быть установлено субъектом, применяющим рассматриваемую норму, по официальному изданию конкретного закона или кодекса, а не по перепечатке последних в книге либо сборнике статей. Необходимо убедиться, действует ли в этот момент исследуемый закон и не отменен ли он; одновременно нужно удостовериться, не вносились ли в него какие-либо изменения и дополнения. После установления наличия интересующего закона и его текста очень важно определить, что именно в нем содержится необходимое вам правовое предписание (норма) и что это предписание (норма) имеет юридическую силу и является обязательной для исполнения.
В процессе применения нормы таможенного права необходимо также убедиться в том, что эта норма может быть сориентирована на интересующие вас отношения и что она принята органом, имеющим по закону право применять подобные нормы. Например, при применении законов, декретов или указов Президента Республики Беларусь в таможенной сфере такого вопроса не возникает, поскольку компетенция высшего законодательного органа и Президента Беларуси, принимающих подобные акты, а также порядок издания данных актов регламентированы в Конституции Республики Беларусь либо других законах.
В ходе применения норм таможенного права, содержащихся в актах ГТК, Совета Безопасности, министерств экономики, финансов, налогов и других органов Республики Беларусь, часто возникает необходимость выяснить, действовал ли тот или иной орган в соответствии с Конституцией и таможенным законодательством и принял ли он именно тот акт, который поможет эффективно регулировать таможенные отношения. Эти вопросы встают, когда министерства и комитеты пытаются путем принятия своих актов жестко влиять на таможенную деятельность. После того, как выявлено наличие закона или акта в рассматриваемой сфере, подлинность их текста и установлена юридическая сила, тот или иной субъект таможенного права переходит к непосредственному толкованию закона в прямом его значении, то есть характеризует смысл и содержание заключенных в нем норм и положений.
Само применение норм таможенного права как особая форма их реализации выступает в виде активных действий субъектов права и их бездействия и характеризуется рядом специфических черт.
Во-первых, применение таможенно-правовых норм, являясь одним из видов организующе-властной деятельности соответствующих таможенных органов, постов и прочего, связано с конкретными способами разрешения ситуаций на таможенной границе, споров в суде и т.д., оно требует от участников таможенных правоотношений специальных знаний в области права, подготовки и компетенции. Для этого законодатель наделяет их всем этим, имея в виду, что правоприменительная деятельность в таможенной сфере обладает повышенной социальной экономической значимостью.
Во-вторых, применение норм таможенного права осуществляется в рамках таможенно-правовых отношений, и правомочия участников этих отношений весьма различны и нередко плохо урегулированы законом. Особенно это касается проблем экономической безопасности Беларуси, внешнеэкономической деятельности таможенных органов, таможенных режимов, валютного регулирования и т.д.
В-третьих, таможенная правоприменительная деятельность— весьма сложная деятельность, и ее реализация на практике производится в самых разных видах и формах. Это может быть и организационная работа в области таможенного дела, и работа, связанная с исполнением законодательства о платежах, таможенных тарифах, и расследование преступлений в таможенной сфере, и т.д.
В-четвертых, применение норм таможенного права не всегда завершается в строго установленных правовых рамках. Здесь применение норм часто может сопровождаться лишь констатацией реализации каких-то юридических фактов, экономических событий, не предполагать наказание виновных.
Применение норм таможенного права есть один из видов государственной деятельности, направленный на укрепление экономической безопасности той или иной страны и на наполнение государственного бюджета необходимыми средствами. В ходе этой деятельности государство организует строгое и неукоснительное соблюдение рассматриваемых таможенно-правовых предписаний, охрану и защиту таможенных прав и интересов всех участников таможенных правоотношений.
Как вид государственной деятельности применение норм таможенного права осуществляется в различных формах. Основной формой применения норм таможенного права является точное и неукоснительное их соблюдение всеми участниками таможенно-правовых отношений (прежде всего сотрудниками таможенных органов и гражданами). Другой формой применения норм таможенного права является реализация соответствующими органами государства или должностными лицами социальных актов, которые позволяют претворить в жизнь норму таможенного права в конкретном, индивидуальном случае. При этой форме правоприменения государственный орган либо должностное лицо в пределах своих полномочий разрешает какую-то ситуацию либо задачу, используя соответствующие законы и юридические предписания в области таможенного дела. Таможенный орган в ходе рассмотрения дела (например, дела о контрабанде по законодательству Беларуси), производство по которому входит в его компетенцию, на основе соответствующих норм принимает решение о возбуждении по этому факту уголовного дела в отношении подозреваемых и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального права, производит все неотложные следственные действия.
В приведенных и иных примерах применение норм таможенного права выражается в осуществлении государственным органом либо должностным лицом (таможенный орган, дознаватель, суд) специальных действий, актов, которыми анализируемый тот или иной случай, казус подводится под действие соответствующей нормы и определяются меры к нарушителям либо таковые не применяются.
Субъекты таможенных правоотношений также призваны соблюдать специальные стадии правоприменительной деятельности: постановка целей правоприменения; сбор, обработка и оценка информации по возникшей ситуации (или по делу); принятие определенного решения по ситуации (делу); передача принятого решения для реализации. На первой стадии, например, должностные лица таможенных органов, имея правовые основания для отказа в выпуске товара через таможенную границу (законодательство о таможенном тарифе), ставят перед собой цель: применить к нарушителям указанное положение закона и добиться устранения выявленных нарушений о порядке выпуска товаров через границу. Для этого они беседуют с лицами, перемещающими товар через таможенную границу, получают у них сведения о стране происхождения товара, о том, как ими оформлен сертификат, уплачена ли таможенная пошлина и др. На следующей стадии должностные лица таможенных органов на основе обработанной и тщательно проанализированной информации о ситуации выносят решение. И это решение может касаться самых разных вопросов, урегулированных и не урегулированных нормами таможенного права: например, конкретного порядка выпуска или невыпуска указанных товаров, наказания нарушителей, применения льгот по уплате платежей и т.д. На этой стадии субъект права – таможенный орган, таможенники и другие – осуществляет свои полномочия и непосредственно применяет законодательство о таможенном тарифе. Через ее действие во властной форме реализуются на практике требования нормы таможенного права и устанавливается окончательная связь нормы с казусом, подлежащим разрешению. должностные лица таможенных органов доводят до заинтересованных лиц принятое решение (либо решения) и добиваются, основываясь на законе, его выполнения. В исполнении принятого решения проявляется и исполнение закона, и конкретной нормы таможенного права.

4 Толкование норм таможенного права

Под толкованием правовых норм понимается деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодателем, действительного содержания находящихся в них правовых положений (предписаний, определений) в целях их правильной реализации и повышения эффективности правового регулирования общественных отношений [Вишневский с. 372].
Основываясь на имеющихся исследованиях и разработках, в таможенном праве можно говорить, прежде всего, об официальном и научном толковании законов.
Официальное толкование законов в рассматриваемой сфере— это прежде всего толкование их уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами. Этот вид толкования является обязательным для субъектов, осуществляющих применение этой нормы.
Официальное толкование бывает аутентичными и легальным (судебным).
Аутентичное толкование законов в таможенной сфере дается государственными органами, которые издали их и является обязательным для их применения к конкретным ситуациям. Особым видом официального толкования законов в таможенной сфере является судебное толкование, которое может даваться судом в ходе разрешения конкретного таможенного дела или случая, по которому этот закон применяется. Например, когда разъясняется практика разрешения судебных споров с участием таможенных органов Республики Беларусь, а также обсуждаются вопросы совершенствования порядка проведения и контроля внешнеторговых операций [Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь № 13 от 07.12.2000 г. «О практике разрешения споров с участием таможенных органов» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.—2001.—№ 1.—С. 19-25]. Самостоятельным видом толкования законов в таможенной сфере является в первую очередь судебное толкование, поскольку решение либо приговор суда по разрешению таможенного дела (случая) приобретает властные очертания и даже некую законодательную силу; и оно в этом смысле не может сравниться с толкованием норм таможенного законодательства иными министерствами и ведомствами.
Наиболее распространенным видом толкования законов таможенной направленности сейчас является научное толкование, которое базируется на научных исследованиях, разработках и публикациях в области таможенного права, экономики таможенного дела, управления таможенными органами и т.д. Толкование законов, осуществляемое в монографиях, комментариях, в учебных пособиях по таможенному праву, играет большую роль для совершенствования действующего таможенного законодательства, рационализации работы ГТК, его управлений, служб, таможенных постов и укрепления законности и правопорядка в таможенной области. Этот вид толкования законов неофициальный, и он не имеет обязательного юридического значения для таможенных и иных государственных органов и должностных лиц, применяющих нормы таможенного права. Представители этих органов, сотрудники, юристы, таможенные агенты и другие лица в ходе своей правоприменительной деятельности, безусловно, обязаны знать последние достижения науки и мнения ученых в таможенной сфере, но в процессе своей повседневной деятельности они должны опираться на законы и иные акты, обязательные для исполнения всеми. Научное толкование указанных законов могут давать не только ученые-юристы, и оно может отражаться не только в научных источниках, книгах и т.д. Научное толкование актов по таможенному праву и таможенному делу в целом может осуществляться начальниками таможенных служб, юристами, инспекторами, экспертами в их статьях, выступлениях и т.д. Например, согласно ст. 10 Таможенного кодекса таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Начальник таможенного органа (лицо, его замещающее) определяет должностных лиц таможенного органа, уполномоченных на проведение консультаций, а также время проведения консультаций и порядок их регистрации. Консультирование таможенными органами осуществляется в устной и письменной формах бесплатно.
С точки зрения способов и средств, используемых в ходе толкования, можно выделить еще и следующие виды толкования законов в таможенной сфере: историческое, системное, логическое и грамматическое.
Историческое (историко-политическое) толкование основывается на источниках, находящимися за пределами права. Это как бы предварительный вид толкования, предшествующий применению того или иного закона. Это толкование позволяет в самом начале работы уяснить смысл закона или нормы посредством анализа обстоятельств и причин, в связи с которыми рассматриваемый закон или норма в свое время были приняты. Здесь могут анализироваться и акты, которые действовали ранее, в другом историческом периоде.
Системное толкование заключается в уяснении содержания нормы путем сопоставления ее с другими нормами, близкими с ней по содержанию, и предполагает комплексное, взаимоувязанное изучение структуры, функций и возможного механизма применения закона. При этом исследуется среда возможного действия законодательного акта и его результативность.
Логическое толкование выражается в изучении закона по тому или иному вопросу таможенного дела с точки зрения правил и средств логики, при этом детально характеризуется с позиции логики гипотеза, диспозиция и санкция отдельных норм таможенного права, их связь, виды, выясняется логический характер отраженного в законе правила поведения участников таможенных правоотношений.
Грамматическое толкование состоит в выяснении смысла правовой нормы на основе грамматического анализа текста статьи нормативного акта, в которой она содержится. На этом уровне характеризуются словесные выражения в законе (норме) посредством использования правил грамматики. Грамматическое толкование осуществляется путем разбора связи слов законодательного акта, нормы, членов предложений, знаков препинания и т.д. При этом следует учитывать специфику юридической терминологии [Вишневский с. 373].
Обозначенные виды толкования законов не стоят особняком друг от друга, они взаимосвязаны, взаимодействуют, зачастую предполагают одновременное либо последовательное их использование.
С точки зрения границ правового действия толкование законов в таможенной сфере может быть: буквальным или строго обусловленным законом, ограничительным и расширительным (распространительным).
Толкование, строго обусловленное законом, предполагает следующее: содержание нормы таможенного права строго вычленяется точно в таком виде, в каком оно расписано в тексте закона. В этом случае применяется буквальное толкование нормы, то есть ее характеристика в соответствии с точным текстом закона. Этот вид толкования осуществляется с помощью любых иных обозначенных видов толкования, он никогда ни уже, ни шире выражения нормы в законе. Например, п.3 ст.74 ТК гласит: «Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным агентом (представителем) по поручению декларанта». Выраженное в этой статье положение именно таково, как оно буквально расписано в тексте закона. Здесь строго и точно указывается на лиц, которые осуществляют таможенное декларирование товаров. Иного толкования здесь не дано, оно строго обусловлено законом.
Ограничительное толкование— это такое толкование, в ходе которого содержание нормы таможенного права сужается, то есть оно в ходе анализа оказывается уже, чем расписано в самом законодательном акте. Оно зафиксировано в самом тексте закона и используется в том случае, если формулировка закона шире, нежели сама его идея или мысль. И чтобы правильно понять эту идею или мысль, необходимо ограничить ее, несмотря на содержание закона. Так, в ст.18Таможенного кодекса Республики Беларусь указывается лишь на определенные критерии достаточной переработки товаров. Из буквального текста статьи может быть понятно, что речь идет лишь об этих и больше ни о каких иных критериях достаточной переработки товаров в данной стране.
Расширительное толкование в таможенном праве используется тогда, когда по смыслу законодательного акта оно обязано быть шире того, что зафиксировано в тексте нормативного акта. Например, п. 2 ст.23Таможенного кодекса устанавливая случаи, когда представления документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется, указывает на иные случаи, предусмотренные законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь.
По смыслу этой статьи печень случаев представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров не является полным, исчерпывающим и подробно расписанным. Следовательно, данная статья может быть подвергнута расширительному толкованию.
Ограничительное и расширительное толкования законов в таможенной сфере должно быть научно обосновано, подтверждено необходимостью практической реализации и самое главное — не должно вредить интересам участников таможенных правоотношений, государства и общества. Эти два вида толкования возможны, если несут всеобщую пользу и не ведут к произволу и правонарушениям в таможенной сфере.

5 Таможенное правоотношение: понятие, характеристика и основные структурные элементы

Таможенные правоотношения представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами таможенного права и возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь.
Статья 1 Таможенного кодекса устанавливает и определяет круг общественных отношений в сфере таможенного дела и в сфере таможенной политики Республики Беларусь.
Особенности таможенных правоотношений:
Во-первых, они возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм, содержащихся в различных источниках. Отношения, не урегулированные нормами права, не носят правовой характер.
Во-вторых, индивидуализированы, так как в данные правоотношения вступают конкретные субъекты носители юридических прав и обязанностей. При этом участниками правоотношений являются две и более стороны.
В-третьих, возникают на основе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу или связаны с таким перемещением. Иными словами, эти правоотношения носят имущественный характер, так как предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств. Такая особенность вытекает из специфики предмета правового регулирования таможенного права.
В-четвертых, имеют публичный характер. Для их возникновения, как правило, достаточно волеизъявления одной из сторон.
В большинстве случаев стороной в правоотношениях такого рода выступают таможенные органы, которые в своей деятельности применяют императивный метод: взимают таможенные платежи, производят таможенный досмотр, привлекают к ответственности виновных лиц.
В-пятых, охраняются от возможных нарушений принудительной силой государства в лице его соответствующих органов (например, органов административной юрисдикции). Участник правоотношений, который считает, что его права нарушены, вправе обратиться за защитой в компетентные органы. В соответствии с Конституцией каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, незапрещенными законом.
Как и любое правоотношение, таможенное правоотношение имеет свою структуру, которая включает: объект правоотношений, субъекты правоотношений и содержание правоотношений.
Объектом таможенного правоотношения является порядок, складывающийся в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.
Субъектами таможенных правоотношений являются их конкретные участники. Как правило, с одной стороны, это таможенные органы, а с другой — физические и юридические лица, перемещающие через таможенную границу товары и транспортные средства.
Содержание таможенного правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности его участников.
Физическое лицо, чтобы стать участником таможенного правоотношения, должно обладать правоспособностью. Основные права и обязанности личности закреплены в Конституции Республики Беларусь, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, религиозной принадлежности, убеждений. Таможенное законодательство конкретизирует данные положения Конституции Республики Беларусь применительно к таможенно-правовым отношениям.
Однако наличие правоспособности еще не достаточно; чтобы стать реальным участником таможенного правоотношения. Для этого необходимо, чтобы правоспособный субъект был дееспособен, то есть лицо должно быть способно самостоятельно своими действиями приобретать права и обязанности и осуществлять их, что, в свою очередь зависит от ряда факторов. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Положения о правоспособности и дееспособности полностью относятся и к юридическим лицам. Возникновение правоспособности и дееспособности юридического лица начинается с момента его государственной регистрации и прекращается с его ликвидацией после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Возникновение, развитие, изменение и прекращение таможенных правоотношений вызываются юридическими фактами. В качестве последних выступают обязательства, которые могут их вызвать. Юридическим фактом, влекущим возникновения таможенного правоотношения, является, в частности, поступление таможенной декларации. В большинстве случаев в качестве юридических фактов выступают действия субъектов, в ряде случаев такими фактами являются события.
Таможенные правоотношения классифицируются на регулятивные (связанные с правомерным поведением субъектов и охранительные (складывающиеся в процессе совершения субъектом нарушений таможенного законодательства). Они также подразделяются на простые( в таком правоотношении задействованы две стороны) и сложные (отношение возникает между тремя и более субъектами).
Кроме того, таможенные правоотношения могут быть прямыми (их большинство) и косвенными. Прямыми они являются тогда, когда непосредственно основаны на перемещении груза через границу, а косвенные возникают лишь в связи или по поводу перемещения товаров через границу. Например, перевозчик, не занимаясь внешнеэкономической деятельностью, получает разрешение на внутренний таможенный транзит товаров, ранее ввезенных в страну.
Наконец, таможенные правоотношения возникают на основе материальных и процессуальных норм. В соответствии с этим они дифференцируются на материальные и процессуальные.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии