БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Таможенное право кср » СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

1. Субъекты таможенного права: понятие и основные виды
2. Правовой статус лиц, осуществляющих определенные виды деятельности в сфере таможенного дела
3. Таможенная служба в Республике Беларусь: история формирования правовых основ деятельности
4. Правовой статус таможенных органов
5. Система таможенных органов
6. Прохождение службы в таможенных органах

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1 Субъекты таможенного права: понятие и основные виды

Субъекты (участники) правоотношения — это субъекты права, обладающие предусмотренными реализуемой нормой права правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью. Субъектами права являются все адресаты права, все те, кто находится под действием права[Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2002. — С. 509 - 510.]
Для возникновения правоотношения необходимо наличие субъекта, т.е. участника правовогоотношения, который определяется нормами права, наделяющими его какими-либо правами илиобязывающими к соответствующему поведению.
В литературе встречаются самые разные классификации субъектов таможенного права и таможенных правоотношений, т.е. в юридической литературе, не выработан единообразный подход к классификации субъектов таможенного права [Истомин с.19].
Круг субъектов таможенных правоотношений очерчен в ТК: таможенный орган и лица.
С целью определения роли субъектов таможенного права в таможенных правоотношениях субъекты таможенного права разделяют на две группы: 1) субъекты с государственно-властными полномочиями; 2) субъекты, не имеющие государственно-властных полномочий [Таможенное право: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. 2-еизд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 46 - 47.].
Например, таможенное декларирование товаров (представление, юридическим лицом, осуществляющим ввоз товаров на территорию Республики Беларусь, таможенному органу таможенной декларации в виде письменного или электронного документа, в котором заявлены сведения, необходимые для помещения товаров под таможенный режим производится декларантом либо таможенным агентом (представителем) по поручению декларанта. Соответственно в правоотношениях, возникающих при декларировании товаров, присутствуют такие стороны как таможенный орган и декларант (юридическое лицо, осуществляющее ввоз товаров на территорию Республики Беларусь). Декларант может поручить совершать таможенные операции таможенному агенту (представителю). При этом правом совершения таможенных операций непосредственно обладают работники таможенного агента (представителя), являющиеся специалистами по таможенному оформлению.
Субъекты таможенного права — физические лица (граждане), индивидуальные предприниматели, юридические лица, таможенные органы, государственные служащие таможенных органов, международные организации и др.Это участники правоотношения, обладающие взаимными правами и обязанностями в таможенной сфере.

Среди индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве субъектов таможенных правоотношений выделяют субъектов хозяйствования, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Их общеправовой статус регламентирован гражданским законодательством.
К числу субъектов таможенных правоотношений также относят субъектов таможенного оформления, а именно таможенных агентов и специалистов [пилюткевич С. 42], таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения и др. [Сидоров С. 33].Данные субъекты можно назвать субъектами, содействующими осуществлению таможенного дела.
Помимо указанных юридических лиц субъектами таможенного права признают юридических лиц, оказывающих услуги во внешнеэкономической области (например, предприятия почтовой связи, банки и др.) и международных юридических лиц (международных межгосударственных и межправительственных организаций), а также дипломатических и консульских представительств[Сидоров, с.33].
Субъектами таможенного права являются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Правосубъектность таможенных органов определяется их компетенцией, объем которой также находится в зависимости от целей создания и деятельности этих органов.
Как физические, так и юридические лица на равных основаниях вступают в таможенные правоотношения.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом (ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Юридические лица для осуществления своей деятельности наделяются правоспособностью, которая может быть общей и специальной. При наличии специальной правоспособности юридическое лицо обладает только теми правами и несет только те обязанности, которые предусмотрены в его учредительных документах.
Возможность того или иного субъекта являться участником таможенного правоотношения определяется его таможенной правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом таможенного права.
Таможенная правосубъектность представляет собой способность физического и юридического лица быть участником правоотношений, складывающихся в области таможенного дела, в том числе осуществлять права, исполнять обязанности, нести юридическую ответственность[Бакаева с. 30].
Правосубъектность будучи особым свойством, юридическим состоянием определенного лица, включает в себя следующие элементы:
а) правоспособность – способность иметь субъективные права и юридические обязанности;
б) дееспособность – способность реализовать свои права и обязанности своими действиями;
в) деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за нарушения таможенного законодательства своими неправомерными действиями.
В этой связи в таможенном деле принято различать следующие виды правосубъектности юридического лица [Сидоров В.Н. Таможенное право: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2007. – 204 с. С. 29]:
а) общую, т.е. способность быть субъектом права в принципе (абстрактная способность);
б) отраслевую, т.е. способность являться субъектом именно таможенного права;
в) специальную, т.е. способность быть субъектом определенной группы правоотношений в рамках таможенного права, например, являться владельцем склада временного хранения, таможенным перевозчиком и др.
Общей правоспособностью обладают большинство юридических лиц, а вот отраслевой и специальной наделяются только некоторые юридические лица. Таможенным перевозчиком или таможенным агентом могут стать только некоторые юридические лица, которые соответствуют строго определенным в таможенном законодательстве формальным требованиям, в первую очередь обладающие специальными разрешениями (лицензиями) на осуществление соответствующего вида деятельности в области таможенного дела.
К физическим лицам относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства.
Институт гражданства является одной из основ правового статуса личности. Понятие гражданства Республики Беларусь нашло закрепление в Законе Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-З О гражданстве Республики Беларусь.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства регламентирован Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». Иностранные граждане и лица без гражданства обладают в таможенной сфере теми же правами и несут ответственность, что и граждане Республики Беларусь. Например, действие Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования» распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства. В случае перемещения физическим лицом товаров, предназначенных для предпринимательской деятельности льготный порядок перемещения товаров не применяется. Это означает, что физическое лицо обязуется уплатить таможенные пошлины и налоги наравне с юридическим лицом, а также к перемещаемым им товарам и транспортным средствам упрощенный порядок таможенного оформления не подлежит применению и т.д.
Исключением из действия общего правила составляют иностранные граждане: персонал дипломатических, консульских и иных официальных представительств иностранных государств, международных организаций, иных категорий иностранных лиц, пользующихся иммунитетами и привилегиями на таможенной территории Республики Беларусь в соответствии с нормами международного публичного права. В таможенном законодательстве закрепляется упрощенный порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых вышеуказанными лицами. Товары и транспортные средства, предназначенные для официального использования дипломатических представительств, освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Особенностью правового положения иностранных граждан является также то, что иностранные граждане не имеют права находиться на государственной службе в таможенных органах, поскольку служба в таможенных органах является видом государственной службы в Республике Беларусь (п. 2Положения о порядке и условиях прохождения службы в таможенных органах, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. № 228 «О некоторых вопросах таможенных органов») и согласно ст. 5 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе Республики Беларусь»государственным служащим является гражданин Республики Беларусь.
На службу в таможенные органы принимаются на добровольной основе граждане Республики Беларусь (п.12Положения о порядке и условиях прохождения службы в таможенных органах, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. № 228 «О некоторых вопросах таможенных органов).
Законом Республики Беларусь от 20 сентября 2009 года «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 235, 2/1601) регулируются правоотношения, возникающие в связи с выездом из Республики Беларусь и въездом в Республику Беларусь граждан, устанавливаются общие правила выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан, в том числе основания и порядок временного ограничения права граждан на выезд из Республики Беларусь, и особенности выезда из Республики Беларусь отдельных категорий граждан, а также определяются общие вопросы оформления постоянного проживания граждан за пределами Республики Беларусь.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Республики Беларусь права на свободный выезд из Республики Беларусь, а также совершенствования контроля за гражданами Республики Беларусь, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено Указом Президента Республики Беларусь, 17 дек. 2007 г. № 643 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь 21.05.2010 № 271) «Об упрощении порядка выезда из Республики Беларусь» утверждено Положение о банке данных о гражданах Республики Беларусь, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено.
В числе международных организаций — субъектов таможенного права — могут быть названы, например, Всемирная таможенная организация, Совет руководителей таможенных служб стран СНГ и др. Их общеправовой статус определен в международном законодательстве.

2. Правовой статус лиц, осуществляющих определенные виды деятельности в сфере таможенного дела

Согласно ст. 74 ТК таможенное декларирование товаров (представление таможенному органу таможенной декларации в виде письменного или электронного документа, в котором заявлены сведения, необходимые для помещения товаров под таможенный режим)производится декларантом либо таможенным агентом (представителем) по поручению декларанта.
Таможенным агентом (представителем) может быть юридическое лицо — резидент Республики Беларусь:
— имеющее в штате специалиста по таможенному оформлению; имеющее договор страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее десяти тысяч базовых величин;— имеющее в наличии материально-техническое оснащение, соответствующее требованиям, предъявляемым к материально-техническому оснащению таможенного агента (представителя), установленным Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь (ст. 85 ТК).
До вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»таможенным агентом (представителем) могло быть юридическое лицо, которому Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь было выдано специальное разрешение (лицензия) на осуществление деятельности в области таможенного дела в качестве таможенного агента. С 1 января 2011 г. лицензирование деятельности в области таможенного дела отменено.
Таможенный агент (представитель) совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с ТК. При этом правом совершения таможенных операций обладают работники таможенного агента (представителя), являющиеся специалистами по таможенному оформлению.
При осуществлении деятельности таможенный агент (представитель) имеет определенные права и несет определенные обязанности.
Общий подход заключается в том, что при совершении таможенных операций таможенный агент (представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного агента (представителя) представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Кроме того, таможенный агент (представитель) вправе уплатить таможенные платежи за представляемое лицо, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает уплату таких платежей, а также требовать от представляемого лица предоставления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований ТК.
Обязанности таможенного агента (представителя) при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными ТК в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или под таможенную процедуру. Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного агента (представителя) обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенной процедуры, прекращением таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с ТК возлагаются только на резидента Республики Беларусь, который заключил внешнеэкономическую сделку либо от имени которого эта сделка заключена, либо в иных случаях на лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории, а также, декларанта, перевозчика либо иных лиц.
Полученная от представляемых лиц информация, составляющая государственные секреты, коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, либо другая конфиденциальная информация не должна разглашаться или использоваться таможенным агентом (представителем) и его работниками для собственных целей, передаваться иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законами и (или) актами Президента Республики Беларусь.
Таможенный агент (представитель) обязан вести учет товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и представлять в таможенные органы отчетность о совершенных таможенных операциях.
В случае изменения состава специалистов по таможенному оформлению (принятие в штат новых либо увольнение состоящих в штате работников) таможенный агент (представитель) обязан представить в таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого находится таможенный агент (представитель), новые учетные карточки специалистов по таможенному оформлению либо внести изменения в предыдущие карточки, форма и порядок заполнения которых определяются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь; при увеличении количества специалистов по таможенному оформлению привести свое материально-техническое оснащение в соответствие с установленными требованиями.
Не позднее пяти календарных дней до истечения срока действия договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами, таможенный агент (представитель) обязан представить таможенному органу, в зоне оперативной деятельности которого он находится, письменное подтверждение о продлении срока действия данного договора либо заключении нового договора.
Отношения таможенного агента (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на основе договора поручения.
Обязанности и ответственность таможенного агента (представителя) перед таможенными органами не могут быть ограничены договором таможенного агента (представителя) с представляемым лицом.
Деятельность в качестве работника таможенного агента (представителя) осуществляет специалист по таможенному оформлению. Согласно ст. 88 ТК специалистом по таможенному оформлению является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным Правительством Республики Беларусь, и имеющее квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению.
Аттестация на соответствие квалификационным требованиям — проверка квалификации физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению. Аттестация проводится в форме квалификационного экзамена. Лицам, сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению, который сроком действия не ограничивается.
Порядок проведения аттестации и перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, устанавливаются Правительством Республики Беларусь (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 г. № 675 «Об установлении квалификационных требований к специалисту по таможенному оформлению и утверждении Положения о порядке проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению»). Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь определяются таможенные органы, принимающие квалификационные экзамены, вопросы квалификационных экзаменов, а также порядок их сдачи.
По решению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению может быть аннулирован в случаях, указанных в ст. 90 ТК.
Лицо, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению которого аннулирован, вправе обжаловать решение об аннулировании указанного квалификационного аттестата в соответствии с ТК.
Порядок обращения с заявлением о получении нового квалификационного аттестата также определен в ТК.
Таможенный перевозчик — это юридическое лицо, которое осуществляет перевозку товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (таможенная процедура, определяющая специальный порядок осуществления международной и внутриреспубликанской перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, между зонами таможенного контроля) без предоставления обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита.
Обязанности таможенного перевозчика обусловлены необходимостью соблюдения требований и условий, установленными ТК в отношении перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем.
Таможенный перевозчик обязан вести учет перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров; осуществлять перевозку товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита с использованием транспортных средств, находящихся в его собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде, в том числе финансовой аренде (лизинге);соблюдать конфиденциальность информации, полученной от отправителя товаров, их получателя или экспедитора.
Отдельно ТК определяет обязанности таможенного перевозчика:
1) при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита вне зависимости от того, является ли он лицом, получившим разрешение на таможенный транзит:
—доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен;
—обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись;
— не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случаев, когда осуществление грузовых операций может повлечь за собой утрату товаров или изменение их свойств, либо при наличии в документах на товары запрета на осуществление таких операций;
2) при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах:
— принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом;
3) при завершении таможенной процедуры таможенного транзита:
— представить таможенному органу назначения документ таможенного транзита (ст. 108 ТК), содержащий сведения о помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, а также имеющиеся у него другие документы на товары в течение тридцати минут с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров, а в случае прибытия вне установленного времени работы таможенного органа — в течение тридцати минут с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа.
Юридические лица — резиденты Республики Беларусь могут выступать в качестве владельца склада временного хранения либо таможенного склада.
Склады временного хранения предназначены для временного размещения товаров, находящихся под таможенным контролем, а таможенные склады — для хранения товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада. Склады временного хранения и таможенные склады могут использоваться также для хранения товаров, задержанных либо изъятых таможенными органами в соответствии с ТК и иными законодательными актами.
Склады временного хранения и таможенные склады — специально выделенные и обустроенные сооружения, отвечающие установленным требованиям и официально признанные Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь соответственно складами временного хранения или таможенными складами.
Склады временного хранения и таможенные склады подразделяются на склады открытого типа и склады закрытого типа.
Под складом открытого типа понимается склад, эксплуатируемый его владельцем с целью оказания услуг юридическим и физическим лицам по хранению товаров этих лиц, а также для хранения товаров, находящихся в собственности либо владении владельца склада.
Под складом закрытого типа понимается склад, эксплуатируемый его владельцем исключительно для хранения находящихся в его собственности или владении товаров.
Сооружение, предназначенное для использования в качестве склада временного хранения или таможенного склада, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (лиц, не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность осуществления в отношении этих товаров таможенного контроля. Склады временного хранения и таможенные склады открытого типа должны размещаться в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей.
Правительство Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, устанавливает обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения сооружений, предназначенных для использования в качестве складов временного хранения и таможенных складов.
Сооружения таможенных складов и складов временного хранения не могут отчуждаться, передаваться в залог и использоваться в иных целях до ликвидации соответствующих складов в порядке, установленном законодательством.
Владелец склада временного хранения и таможенного склада осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, установленных в соответствии с ТК.
Владелец склада временного хранения обязан:
— соблюдать условия и требования, установленные ТК в отношении хранения товаров, находящихся под таможенным контролем;
—вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров;
—обеспечивать сохранность товаров, в том числе транспортных средств, находящихся на складе временного хранения;
—обеспечивать возможность круглосуточного размещения товаров и транспортных средств на складе временного хранения открытого типа;
—обеспечивать невозможность доступа посторонних лиц к товарам, в том числе к транспортным средствам, хранящимся на указанном складе, без разрешения таможенного органа.
Владелец таможенного склада обязан:
—соблюдать условия и требования, установленные ТК в отношении хранения товаров на таможенном складе;
—вести учет хранящихся товаров и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров;
—обеспечивать сохранность товаров, находящихся на таможенном складе;
—обеспечивать невозможность доступа посторонних лиц к товарам, хранящимся на указанном складе, без разрешения таможенного органа;
— при ликвидации таможенного склада в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о его ликвидации известить лиц, поместивших товары на таможенный склад, о таком решении.
В определенных случаях, предусмотренных ТК, товары могут быть помещены на склад временного хранения или таможенный склад таможенными органами.
Вознаграждение за хранение и возмещение убытков владельцам складов временного хранения или таможенных складов в указанных случаях осуществляются за счет лиц, определенных ТК.
В случаях, когда расходы на хранение осуществляются за счет средств республиканского бюджета, они возмещаются владельцам складов временного хранения или таможенных складов таможенными органами в пределах необходимых и документально подтвержденных затрат, произведенных владельцами складов временного хранения или таможенных складов при хранении товаров.
Отношения владельца склада временного хранения и таможенного склада с лицами, помещающими товары на хранение, строятся на договорной основе. Отказ владельца склада временного хранения и таможенного склада (за исключением склада закрытого типа, используемого для хранения товаров владельца склада) от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров не допускается.
К договорам, заключаемым владельцем склада временного хранения и таможенного склада с лицами, помещающими товары на хранение, применяются нормы гражданского законодательства о публичном договоре.
Требования, предъявляемые к владельцам свободных складов, а также порядок создания и ликвидации свободных складов, предназначенных для размещения товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада, операции, проводимые с такими товарами на свободном складе, определены Указом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 г. № 545.
Свободный склад —сооружение, в пределах которого в соответствии могут размещаться товары, помещенные под таможенный режим свободного склада, а также отечественные товары (оборудование, машины, инструменты, комплектующие изделия, сырье и расходуемые материалы, предназначенные для проведения операций с товарами, помещенными под таможенный режим свободного склада, в том числе используемые для содержания и эксплуатации свободного склада).
Основными требованиями, предъявляемыми к владельцу склада, являются наличие в его собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении основных средств с установленной балансовой стоимостью, а также наличие в его собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении либо во временном владении и (или) пользовании сооружения общей площадью не менее 1000 квадратных метров, оборудованного и оснащенного в соответствии с требованиями Положения о свободных складах, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 г. № 545.
Основные требования, предъявляемые к обустройству и оборудованию свободного склада определены в гл. 3 указанного Положения.
Владелец свободного склада обязан:
—выполнять установленные законодательством порядок учреждения свободного склада, а также порядок использования товаров, размещенных на его территории;
—выдавать товары, размещенные на территории свободного склада, только с разрешения таможни;
—исключать возможность изъятия со свободного склада товаров, размещенных на его территории, помимо таможенного контроля;
—обеспечивать сохранность средств таможенной идентификации товаров, размещенных на территории свободного склада;
—выполнять законные распоряжения должностных лиц таможенных органов и создавать необходимые условия для осуществления операций таможенного контроля в отношении товаров, размещенных на территории свободного склада;
— вести учет товаров, помещенных под таможенный режим свободного склада, а также представлять таможне отчетность об этих товарах в порядке, определяемом законодательством.
—осуществлять по требованию таможни транспортировку, взвешивание или определение количества товаров, их погрузку, выгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному оформлению и находящихся под таможенным контролем, а также вскрытие емкостей, помещений и других мест, где могут находиться такие товары;
—проводить перед выставлением товаров для продажи проверку в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел на наличие транспортного средства в базах данных похищенных или угнанных транспортных средств, а также идентификацию транспортного средства для установления фактов изменения, уничтожения его номерных агрегатов; диагностику технического состояния транспортных средств и запасных частей к ним с составлением соответствующего заключения;
—создавать государственным органам условия для обеспечения правопорядка и охраны товаров, размещенных на территории свободного склада, в соответствии с требованиями Декрета Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1998 г. № 24 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности в Республике Беларусь» и иных актов законодательства.
Территория свободного склада является зоной таможенного контроля.
По запросу владельца свободного склада, поданному в установленном порядке в таможню, в зоне деятельности которой находится свободный склад, на территории этого склада допускается временное хранение товаров, предназначенных для помещения под таможенный режим свободного склада.
При временном хранении товаров на свободном складе его владелец обязан соблюдать требования, установленные ТК для таможенной процедуры временного хранения товаров.
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь ведет реестр таможенных агентов (представителей), таможенных перевозчиков, складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов и обеспечивает информирование о них в установленном порядке (ст. 9 ТК).
В Письме ГТК от29 октября 2010 г. № 02/13278 «О разъяснении норм законодательства» сообщается о том, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» не подлежат применению нормы Положения о лицензировании деятельности в области таможенного дела, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. № 1355, и Инструкции об организации работы Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, осуществляемой при лицензировании деятельности в области таможенного дела, утвержденной приказом Председателя Государственного таможенного комитета от 11 июня 2008 г. № 366-ОД, в части определения мест размещения рабочих мест специалистов по таможенному оформлению при осуществлении деятельности в качестве таможенного представителя и определения перечня групп товаров, которые разрешается размещать на таможенном складе при осуществлении деятельности в качестве владельца таможенного склада.
Вместе с тем, в Таможенном кодексе Таможенного союза отсутствуют ограничения в отношении групп товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, которые могут быть размещены на таможенном складе, а также требования по определению места осуществления деятельности в качестве таможенного представителя.
Учитывая изложенное:
— лицо, включенное в реестр владельцев таможенных складов, вправе принимать на хранение товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, для которых на данном складе имеются соответствующие условия хранения,
— лицо, включенное в реестр таможенных представителей, вправе самостоятельно определять места размещения рабочих мест специалистов по таможенному оформлению при осуществлении деятельности в качестве таможенного представителя, при наличии на таких рабочих местах надлежащего материально-технического оснащения.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от30 декабря 2010 г. № 1910внесены изменения и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам лицензирования в сфере таможенного дела. Например, в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2007 г. № 863 «О документах и сведениях, используемых в таможенных целях» слова «таможенном агенте (представителе)» заменены словами «таможенном представителе».

3 Таможенная служба в Республике Беларусь: история формирования правовых основ деятельности

Белорусская государственность существует давно. Формы ее развития на различных исторических этапах были разные. Изначально, если исследовать вопрос о возникновении таможенной службы на территории Республики Беларусь, речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения. Оно было известно еще в Древней Руси, на территории которой находилось Полоцкое княжество. Точных сведений о времени возникновения таможенного обложения на территории нашего государства нет. Древние восточные славяне в IV веке находились на последней стадии первобытно-общинного строя, у них зарождалась частная собственность, классовые отличия, возникали элементы феодализма. Участвуя в товарообмене с соседями иноземцами, славяне взимали дань с иноземных торговцев и облагали податями своих торговцев, что являлось основными средствами пополнения княжеской казны. Известные памятники права свидетельствуют о давнейшем обычае взимать мыт или мыто — сбор за провоз товаров через заставы княжеств, расположенных на территории Киевской Руси [Магилевец С. 4].
В после революционной России и в дальнейшем в Союзе ССР, в состав которого входила и Белорусская Советская Социалистическая Республика, процесс становления и развития таможенного дела, законодательства о нем и таможенных органов носил сложный и противоречивый характер. Но, несмотря на это, в целом в этот период (1917-1991 гг.) был накоплен ценный и полезный опыт, без учета и использования которого не возможно было создать и продолжать совершенствовать современное белорусское таможенное право.
В этот период статус таможенной службы как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организационная структура не оставались неизмененными, они приспосабливались, видоизменялись в соответствии с внутренними и внешними интересами и потребностями государства.
В 1924 году был принят Таможенный Устав, который установил сложную четырехзвенную систему управления таможенным делом: Народный Комиссариат Внешней Торговли; Главное Таможенное Управление; районные таможенные инспекторские управления; таможни и таможенные посты.
Принятый в 1928 году Таможенный Кодекс ССР не внес значительных изменений в организацию таможенного управления, но более подробно чем Устав, определял компетенцию Главного Таможенного Управления. В развитии таможенного дела в то время видна тенденция к постепенному упрощению системы таможенных органов. Когда таможенные учреждения перешли в подчинение Министерства Внешней Торговли, таможенная система постепенно начала разваливаться. Двенадцать тысяч сотрудников работало в системе перед Великой Отечественной войной. Шесть тысяч сотрудников работало в системе сразу после Великой Отечественной войны. В шестидесятых годах на границе работало всего одна тысяча сотрудников и тридцать восемь сотрудников в Главном Таможенном Управлении. Были ликвидированы округа, отсутствовали учебные заведения по подготовке сотрудников таможен. Кадры не готовились, вновь принятые сотрудники обучались на рабочих местах наставниками. Поэтому квалификация сотрудников таможенных органов в этот период была очень низкой.
В 1964 году Постановлением Верховного Совета ССР принимается Таможенный Кодекс в новой редакции. Если Таможенный Устав 1924 года соответствовал динамике НЭПа, а Таможенный Кодекс 1928 года отражал переход к сплошному огосударствлению хозяйственной жизни, то Таможенный Кодекс 1964 года отражал всесилие административно-командных методов управления экономикой, ущемленность гражданского статуса личности. Неразвитый набор средств таможенного регулирования затруднял формирование новых отношений с партнерами в международной торговле, существенно ограничивал возможность защиты интересов экспортеров на мировых рынках. Механизм противодействия контрабанде и другим правонарушениям перестал срабатывать в новых условиях, когда основным звеном внешнеэкономической деятельности стали не министерства и ведомства, а самостоятельно хозяйствующие субъекты.
В 1986 году таможенная система СССР подверглась очередной реформе. Главное Таможенной Управление при Министерстве Внешней Торговли было переименовано в Государственный Таможенный Комитет при Совете Министров СССР, как самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. С этого момента началась перестройка системы управления таможенным делом, так как в первые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организованно.
Несмотря на то, что таможенная служба стала самостоятельной отраслью государственного управления, функции таможенных органов фактически остались прежними. Отсутствовала законодательная база для перестройки системы таможенным делом. Таможенный Кодекс 1964 года, принятый по стандартам командно-бюрократической системы, не только перестал соответствовать существующим реалиям, но и противоречил принимаемым подзаконным актам. Возникла необходимость в обновлении действующего Таможенного Кодекса.
В 1991 году Постановлением Верховного Совета СССР, принимается очередной Таможенный кодекс СССР, который определил конкретные правовые условия проведения таможенного контроля, место и время, основание досмотра, ограничения на использование технических средств контроля, установил права и обязанности должностных лиц таможенных органов, представителей предприятий и организаций, что позволило исключить ведомственное нормотворчество, необоснованное вмешательство таможенных органов в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, повысить правовую защищенность граждан. Увеличение числа международных перевозок и рост объема международного пассажирского сообщения обусловили в 1987-1990 гг. значительный рост числа местных таможенных учреждений. Таможни и таможенные посты по их дислокации разделились на пограничные и внутренние. Это было связано с переносом таможенного контроля с границы вглубь страны, с целью разгрузить границу от транспортных средств, перевозимых грузы, оформление в таможенном отношении и контроль которых производилось внутренними таможнями. Новый кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов: Государственный Таможенный Комитет (ГТК), региональные таможенные управления, местные таможни и таможенные посты.
Глубокий кризис и последующий крах одиозной партийно-советской системы управления экономическими и социальными процессами привел к образованию Союза Независимых Государств (СНГ), в связи с чем возникли проблемы таможенного развития и сотрудничества входящих в него государств.
С распадом Союза ССР и началом крупных политических и социально-экономических реформ в 1991 году Верховным Советов Республики Беларусь принимается Постановление «О таможенной службе Республики Беларусь».
До приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с Таможенным Кодексом 1993 г. и Законом «О таможенном тарифе», таможенные органы применяли действующие акты законодательства СССР в той части, в которой они не противоречили им. Изданные в то время нормативные акты Советом Министров и Таможенным Комитетом Республики Беларусь в соответствии с новым законодательством характеризовались недооценкой последствий вводимых мер, запаздыванием с обеспечением их реализации, непоследовательностью, недолговечностью, противоречивостью. Все это заметно отражалось на качестве работы таможенных органов Республики Беларусь [Магилевец С. 4].
Переход экономики страны на условия рыночных отношений, демонополизация внешнеэкономической деятельности, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную структуру и многие другие факторы привели к тому, что министерства и ведомства Республики Беларусь передали таможенным органам часть своих полномочий и функций: экономических, статистических, природоохранных и др. Выполнение этих функций стало неотъемлемым элементом компетенции таможенных органов [Шматков].

4 Правовой статус таможенных органов

Таможенные органы Республики Беларусь — это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела. Деятельность таможенных органов универсальна и специфична, она не имеет аналогов. Ее многоплановость проявляется в разнообразии социальных функций, выполняемых таможенными органами. Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти.
В первую очередь, таможенные органы являются составной частью системы органов исполнительной власти и осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела [Шматков].
Таможенные органы наделены полномочиями государственно-властного характера для выполнения задач и функций в сфере таможенного дела с помощью присущих им форм и методов деятельности [сидоров С. 41].
Таможенные органы отнесены к числу органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь».
Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела. Они осуществляют как распорядительную, так и исполнительно-организационную деятельность.
Распорядительная деятельность носит нормативный характер и проявляется в принятии соответствующих правовых актов. Исполнительно-организационная — это рабочие совещания, встречи по обмену опыта, семинары и т.д.
Таможенные органы осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность — государственное управление, являясь, следовательно, также органами государственного управления.
Таможенные органы, будучи учреждениями исполнительной власти, обособлены:
1) организационно, т.е. они не входят в состав какой-либо иной организации, а являются самостоятельной составной частью органов исполнительной власти;
2) функционально, их главное назначение — осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельностью по руководству в таможенной сфере в соответствии с установленным для них профилем функций;
3) юридически, т.е. данные органы обладают строго определенной компетенцией в области таможенного дела, закрепленной в соответствующих нормативно-правовых актах и не производной от компетенции какого-либо другого органа. Никакие государственные органы, Президента и Правительства, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов [Сидоров С.41].
Таможенные органы действуют под общим руководством Президента Республики Беларусь и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела.
Компетенция таможенных органов — это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и государством. Реализация компетенции таможенных органов осуществляется в различных правовых формах — путем правоустановления (издания нормативных правовых актов), правоприменения и правоохраны.
Таможенные органы во исполнение возложенных на них функций и для решения поставленных перед ними задач имеют право издавать правовые акты управления (как нормативного, так и индивидуального характера), обязательные для исполнения всеми субъектами-участниками правоотношений, урегулированных нормами таможенного права (государственными органами, организациями и учреждениями, юридическими и физическими лицами — как белорусскими, так и иностранными).
Правоприменение в деятельности таможенных органов — это властно-регулятивные действия должностных лиц таможенных органов по претворению в жизнь предписаний правовых норм. Правоприменение должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, устанавливающими процедуру правоприменительной деятельности, круг субъектов праоприменительной деятельности и другие вопросы. Правоприенительная деятельность с нарушением требований правовых норм по ее осуществлению влечет привлечение виновных в этом должностных лиц таможенных органов к соответствующему виду юридической ответственности (вплоть до уголовной).
Правоохрана осуществляется таможенными органами путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативных правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юридического воздействия[Шматков С. 76-77].
О правоохранительном характере таможенных органов свидетельствует факт того, что они являются органами дознания по делам о контрабанде и другим преступлениям в сфере таможенного дела, а также возможность обжалования их решений, действий или бездействий должностных лиц таможенных органов [Магилевец].
К числу правоохранительных органов таможенные органы относит п.2 ст. 312 ТК Республики Беларусь.
Таким образом, таможенные органы характеризуются как органы исполнительной власти и как правоохранительные органов. В этой связи выделяют основные черты таможенных органов [игнатюк С.72-77].
Как органы исполнительной власти таможенные органы характеризуются следующими основными чертами:
1) таможенные органы исключительно и непосредственно осуществляют таможенное дело. Как и все другие органы исполнительной власти Республики Беларусь, они действуют под общим руководством Президента Республики Беларусь;
2) таможенные органы обладают строго определенной компетенцией в области таможенного дела. Путем установленных законодательством форм и методов они выполняют свои функции и реализуют полномочия в области перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, применяют средства таможенного регулирования, взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи, осуществляют таможенный контроль и таможенное оформление;
3) деятельность таможенных органов в процессе осуществления таможенного дела по своему юридическому содержанию является распорядительной. В пределах своей компетенции они издают нормативные и иные акты по таможенному делу, действующие на всей подведомственной территории и обязательные для исполнения всеми нижестоящими таможенными и иными государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами. В целом таможенные органы наделены широкими полномочиями самостоятельного нормотворчества, правоприменения и правоохраны;
4) таможенные органы создаются, реорганизуются и ликвидируются вышестоящими органами исполнительной власти; Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь утверждается Главой государства. Создание, реорганизация и ликвидация таможен осуществляется ГТК Республики Беларусь. Таможни действуют на основании положений, Утвержденных ГТК Республики Беларусь;
5) Правительство Республики Беларусь устанавливает предельную численность центрального аппарата ГТК Республики Беларусь и фонд оплаты труда его работников. ГТК Республики Беларусь утверждает: типовую структуру, типовую штатную численность, типовую численность структурных подразделений и фонд оплаты труда таможни; типовую структуру, типовую штатную численность таможенного поста. Конкретная структура и конкретная штатная численность таможенного поста утверждаются вышестоящим таможенным органом;
6) финансирование таможенных органов осуществляется за счет средств государственного бюджета, направляемых на содержание органов исполнительной власти Республики Беларусь, а также иных предусмотренных законодательством Республики Беларусь источников.
Таможенные органы являются юридическими лицами, т.е. обладают гражданской правоспособностью, имеют печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием, другие печати и штампы, счета (в том числе и валютные) в банках.
Как правоохранительные органы таможенные органы характеризуются следующими существенными чертами:
1) основные задачи, решаемые ими, выявляют правоохранительный характер их деятельности. Деятельность всех таможенных органов должна быть направлена на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Республики Беларусь, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъек¬тов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Это положение Таможенного кодекса, несомненно, является основным ориентиром для раскрытия правоохранительного характера деятельности таможенных органов.
Общие правоохранительные задачи еще более четко и детально раскрываются в юридических актах, определяющих правовой статус конкретных таможенных органов. В частности в Положении о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. № 228 «О некоторых вопросах таможенных органов» в числе основных задач ГТК определены, например, предупреждение и пресечение контрабанды, иных преступлений и правонарушений в сфере таможенного дела, обеспечение ими в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Беларусь, защита ее экономических интересов. Таким образом, в этих нормах конкретно указаны главные ценности, которые, в частности, должны охраняться ГТК Республики Беларусь.
2) о правоохранительном характере деятельности таможенных органов свидетельствуют также выполняемые ими функции. Положения ТК Республики Беларусь устанавливают, что таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде, незаконном экспорте объектов экспортного контроля, невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иным преступлениям в сфере таможенного дела, а также осуществляют оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции (ст. 321, 322 ТК).
Таможенные органы ведут административный процесс в порядке, установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст. 324 ТК).
3) как и все другие правоохранительные органы, таможенные органы Республики Беларусь выполняют возложенные на них функции с помощью применения юридических мер воздействия, к числу которых относятся меры государственного принуждения и юридические взыскания, установленные соответствующими законами. Например, наиболее типичными мерами принуждения, применяемыми таможенными органами, являются таможенный контроль и другие меры, предусмотренные Таможенным кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь по таможенному делу.
4) применение таможенными органами мер принуждения и мер ответственности строго регламентировано Таможенным кодексом и другими актами таможенного законодательства. Таможенный орган, применяющий те или иные меры принудительного воздействия, обязан выполнять соответствующие предписания указанных нормативных правовых актов.
5) правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется не только на основе Таможенного кодекса и других актов таможенного законодательства, но и строго в порядке, предусмотренном ими, с четким соблюдением установленных процедур. Например, личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен лишь по решению начальника таможенного органа Республики Беларусь или должностного лица, его замещающего, при наличии достаточных оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу Республики Беларусь, скрывает при себе и не выдает товары, незаконно перемещаемые через таможенную границу.
Норма ст. 294 ТК устанавливает правила проведения личного досмотра.
6) организация таможенных органов, осуществляющих деятельность правоохранительного характера, детально и всесторонне регламентируется Таможенным кодексом Республики Беларусь, а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими их правовое положение. Все эти положения в совокупности направлены на обеспечение оперативности, обоснованности законности действий таможенных органов, включая принятие решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану прав в таможенной сфере.
7) осуществление таможенного дела возлагается на контингент специально подготовленных государственных служащих. В их распоряжение предоставляются специальные средства, боевое и служебное оружие, предназначенные для решения таможенных задач. Служащие таможенных органов должны отвечать определенным стандартам боевой подготовки и юридических знаний. Требования, предъявляемые к служащим таможенных органов, отражены в Таможенном кодексе Республики Беларусь и подзаконных нормативных ак¬тах. Они имеют целью обеспечение профессионализма и компетентности служащих, осуществляющих таможенную деятельность.
8) таможенные органы как подсистема правоохранительных органов взаимодействуют в процессе решения задач таможенного дела с иными правоохранительными органами, а также другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами (ст. 318 ТК).
Приведенные наиболее существенные юридические признаки таможенной деятельности и их краткая характеристика свидетельствуют, что таможенные органы представляют собой государственные органы исполнительной власти, специально предназначенные для непосредственного осуществления таможенного дела путем охраны таможенного режима и применения юридических средств воздействия по отношению к его нарушителям.
Многогранность видов деятельности, осуществляемых таможенными органами, позволяет установить критерии для их классификации.
1. По содержанию: финансовая, административная, правоохранительная, информационная, международная.
2. По форме осуществления: правоприменительная нормотворческая, договорная.
3. По территориальной подведомственности: деятельность Государственного таможенного комитета на всей территории страны; деятельность региональных таможенных управлений в федеральных округах; деятельность таможен на подведомственных им территориях.
4. По отраслевой принадлежности: гражданско-правовая; финансово-правовая; уголовно-процессуальная; административно-процессуальная; международно-правовая.
5. По направленности воздействия: внешняя; внутренняя[Бакаева С. 29].
В статье 315 Таможенного кодекса Республики Беларусь закреплены права таможенных органов:
—принимать меры, предусмотренные ТК, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства;
—требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с ТК;
—проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
—требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;
—осуществлять в соответствии с законодательством оперативно-розыскную деятельность в целях предупреждения, выявления, пресечения преступлений, производство неотложных следственных действий и дознание по делам о которых отнесены законами к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;
—осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством;
—осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством об административных правонарушениях и процессуально-исполнительным законодательством об административных правонарушениях;
—использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений, производство неотложных следственных действий и дознание по делам о которых отнесены законами к ведению таможенных органов, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
—задерживать в порядке, установленном законодательством, лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов в соответствии с законами и (или) актами Президента Республики Беларусь;
—производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, осуществлением с ними грузовых операций;
—получать от государственных органов, иных организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций в соответствии с ТК;
выносить руководителям государственных органов и иных организаций, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства и контролировать выполнение указанных требований;
—предъявлять в суды иски и заявления о принудительном взыскании таможенных платежей, процентов и пеней за счет имущества плательщика, а также в иных случаях, предусмотренных ТК и другими законодательными актами;
—осуществлять иные действия, предусмотренные ТК, иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь.
За незаконные решения, неправомерные действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.
Таможенные органы в соответствии с гражданским и иным законодательством возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие незаконных решений, неправомерных действий (бездействия) должностных лиц таких таможенных органов при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей.
Вред, причиненный правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено ТК и иными законодательными актами (ст. 320 ТК).

5. Система таможенных органов

Субъектами управления в сфере таможенного дела являются таможенные органы Республики Беларусь, составляющие единую систему, в которую входят Государственный таможенный комитет и таможни (ст. 312 ТК).
Система таможенных органов — это обусловленная функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующаяся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. Каждый орган данной системы выполняет свои функции, возложенные на него государством [Богданчук С. 17].
Единство системы таможенных органов зиждется на:
1) единстве цели их деятельности: осуществление единой таможенной политики;
2) единстве стоящих перед ними задач: эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории и др.;
3) общности выполняемых ими функций;
4) их организационном единстве. Взаимоотношения внутри системы таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации.
Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали вышестоящим таможенным органам. Вышестоящие таможенные органы направляют и контролируют деятельность нижестоящих, их решения обязательны для нижестоящих таможенных органов;
5) единой государственной символике. Наличие у всех таможенных органов собственного флага и эмблемы свидетельствуют об их обособленности от всех других органов исполнительной власти [Сидоров С. 43](Приложения «Опознавательный знак (эмблема) таможенных органов», «Флаг таможенных органов»).
С точки зрения масштабов территориальной деятельности система таможенных органов подразделяется на два уровня. К первому относится ГТК Республики Беларусь, осуществляющий свою деятельность на всей территории Республики Беларусь, ко второму — таможни, осуществляющие свою деятельность на территории подведомственного региона. Границы деятельности таможен могут как совпадать, так и не совпадать с административно-территориальными границами субъектов Республики Беларусь [Игнатюк C. 78].
Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. № 228 «О некоторых вопросах таможенных органов». Согласно п. 1 указанного Положения Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (далее &mda



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии