БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Международное частное право кср » МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА - СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ООН В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА - СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ООН В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА - СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ООН В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

Одним из главных источников международно-правового регулирования защиты трудовых прав человека являются акты, принятые Международной организацией труда.
Международная организация труда (МОТ) является одной из старейших специализированных учреждений ООН. Она создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором. Одна из основных задач МОТ сводится к подготовке и принятию конвенций и рекомендаций по вопросам условий труда и жизни трудящихся.
Конвенции и рекомендации МОТ разрабатываются и принимаются Международной конференцией труда с использованием знаковой процедуры. Каждая конвенция и рекомендация обсуждается специальной комиссией, сформированной конференцией, и должна быть одобрена большинством в 2/3 присутствующих делегатов.
Несмотря на то что процедура принятия конвенции и рекомендации одинакова, их юридическая сила и порядок применения различны. Конвенция после ее ратификации необходимым количеством государств — членов МОТ становится многосторонним международным соглашением и налагает обязательства на участвующие в ней государства. В случае ратификации конвенции государство обязано внести изменения в свое законодательство для проведения ее в жизнь и регулярно представлять в МОТ доклады относительно принятых мер по эффективному применению ратифицированной конвенции. Рекомендации МОТ не являются международным договором и не требуют ратификации. Они представляют собой обращенное к государствам пожелание, предложение внести соответствующие нормы в национальное законодательство. Рекомендации часто принимаются одновременно с конвенциями и содержат те же вопросы, но дополняя и развивая их. Они служат своеобразным ориентиром в мировом опыте, необходимым для совершенствования национального законодательства.
Следует отметить, что согласно Уставу МОТ принятие государством конвенции или рекомендации МОТ не может изменять во вред работникам действовавшее в данной стране законодательство.
Устав МОТ определяет порядок пересмотра устаревших международных актов. Однако это не лишает прежние конвенции юридической силы, а означает лишь то, что прежняя конвенция с момента вступления в силу новой перестает быть открытой для ратификации, а ратификация государством новой (пересмотренной) конвенции означает денонсацию прежней (если иное не предусмотрено в самом тексте конвенции).
С момента своего созданий в 1919 г. МОТ приняла конвенции и рекомендации, охватывающие практически все вопросы в мире труда. К ним относятся некоторые основные права человека (в частности, свобода объединения, право на создание организации и ведение коллективных переговоров и ликвидация дискриминации в области занятости), администрация труда, трудовые отношения, политика в области занятости, условия труда, социальное обеспечение, техника безопасности и охрана труда, занятость женщин и занятость таких специальных категорий, как, например, трудящиеся-мигранты и моряки.
Декларация основополагающих принципов и прав в сфере труда, принятая на 86-й сессии МОТ в июне 1998 г., сформулировала четыре принципа, соблюдение которых является обязательным для всех государств - членов МОТ. Это свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного труда; запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий.
По своему содержанию конвенции МОТ можно классифицировать на акты:
- осуществляющие защиту основных прав и свобод человека в области труда;
- относящиеся к обеспечению занятости, защите от безработицы;
- регулирующие условия труда;- по безопасности и гигиене труда;
- регулирующие труд работников, нуждающихся в повышенной правовой защите;
- регулирующие труд отдельных категорий работников;
- регулирующие сотрудничество организаций работников, работодателей, государства, мирные способы разрешения трудовых конфликтов.
Некоторые положения Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в частности о достижении государствами-участниками полной производительной занятости, конкретизированы в ряде конвенций и рекомендаций МОТ, относящихся главным образом к защите от безработицы, в том числе и слабо защищенных групп населения (инвалидов, женщин, молодежи, пожилых, трудящихся-мигрантов) или к определенным отраслям (сельскому хозяйству, морскому транспорту, рыболовству др.)
Так, Конвенция 122 «О политике в области занятости» 1964 г. провозглашает активную политику государств в содействии полной продуктивной и свободно избранной занятости трудоспособного населения. МОТ проводит большую работу по защите от принудительного труда. В соответствии с Конвенцией № 105 «Об упразднении принудительного труда» 1957г. государства-участники обязуются упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме.
Большое количество актов МОТ конкретизирует положения актов ООН, направленные на защиту равноправия в труде и запрет дискриминации в труде и занятости. В частности, устанавливается защита равного вознаграждения за труд; запрет дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий. Конвенции и рекомендации МОТ защищают мигрантов. Приоритет в полномочиях и надзоре над вербовкой мигрантов должен быть у компетентных государственных органов власти (Конвенция № 97). В соответствии с Рекомендацией №100 мигранты не должны оплачивать проезд в страну, куда направляются по найму. Рекомендация № 97 предусматривает освобождение работников от уплаты таможенных пошлин по прибытию к месту работы, кроме того, им должна оказываться помощь в обустройстве и получении соответствующей работы. Ряд конвенций МОТ определяет, в частности, такие вопросы, как минимальный размер и форма выплаты зарплаты, условия труда, техника безопасности, поощрение, социальное обеспечение, здравоохранение и безопасность, права профсоюзов, свобода передвижения и право обращения в суд. Согласно Рекомендации №151 мигранты имеют право обжаловать решение о досрочном прекращении их занятости и не несут расходов по осуществлению административных или юридических процедур, если они выдворены из страны.
В ряде актов МОТ предусмотрена защита от незаконного увольнения работника. Так, Конвенция № 158 «О прекращении трудовых отношений» 1982 г. закрепляет, что увольнение возможно лишь при наличии законных оснований, связанных со способностями или поведением работника или признанием производства банкротом.
В нормотворческой деятельности МОТ активное место занимает закрепленное в конвенциях положение о защите права человека на отдых и права на регулирование рабочего времени. В частности, Конвенция № 14 «О еженедельном отдыхе в промышлённости» 1921 г. установила принцип, что в течение каждых семи дней период отдыха включает не менее 24 последовательных часов.
Конвенция № 132 «Об оплачиваемых отпусках (пересмотренная)» г. ввела норму о том, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен составлять три недели или более. Конвенция № 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» 1935 г. установила
международный стандарт рабочей недели — 40 часов как нормальное рабочее время.
По вопросам защиты прав человека на получение заработной платы МОТ приняла ряд конвенций и рекомендаций, касающихся установления государственного минимума зарплаты (например, Конвенция № 131 «Об установлении минимальной заработной
платы» 1970г.), равной оплаты за равноценный труд мужчины и женщины (Конвенция № 100 «О равном вознаграждении»1951 г.), охраны заработной платы (Конвенция № 95 «Об охране заработной платы» 1949г., обязывающая государства обеспечить систематическую выплату заработной платы).
В отношении защиты права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, в рамках МОТ было принято множество международно-правовых актов, устанавливающих, в частности, полный или частичный запрет использования некоторых вредных веществ (белый фосфор, бензол, асбест и др.), запрет использования труда женщин любого возраста на подземных работах. Кроме этого, также были приняты акты, касающиеся охраны труда моряков; работников, занятых на плантациях; женщин; детей и подростков. Конвенционно защищаются права работников на ограничение подъема тяжестей, по технике безопасности и гигиене труда, защите от профессиональных заболеваний. В частности, Конвенция № 193 «О снабжении машин защитными приспособлениями 1963 г. предусматривает меры по безопасности для работающих с различными механизмами, оборудованием. Конвенция № 148 «О производственной среде (загрязнение воздуха, шум и вибрация)» 1977 г. устанавливает меры по защите трудящихся от профессионального риска (т. е. профессионального заболевания), вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах.
Некоторые акты МОТ посвящены защите прав человека в отношении свободы объединений, которые закрепляют, что трудящиеся пользуются надлежащей защитой своих прав против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения. Например, Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите прав на организации» 1948 г. устанавливает, что работники наделяются правом свободно и без различия создавать свои организации с целью выдвижения и защиты своих интересов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.Устав Международной Организации Труда от 1 ноября 1974г.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2007.
2.О дискриминации в области труда и занятий: Конвенция МОТ № 111//Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. В.2т. Международное бюро труда. Женева, 1991.
3.Трудовое и социальное право: учебник/ Г.А. Василевич и др.; под общ. ред. Г.А. Василевича.- Минск: Книжный Дом,2007.-384.
4.Тихиня, В.Г. Международное частное право: учебник/ В.Г.Тихиня.- Минск: книжный дом, 2007 .-320с.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии