БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Административное право » Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях

Автор: Maxvel 3-02-2011, 22:14

Производство по делам об административных правонарушениях

1. понятие, задачи, принципы производства по делам об административных правонарушениях
2. участники производства по делам об административных правонарушениях
3. доказательство и доказывание по делам об административных правонарушениях
4. меры обеспечения административного процесса
5. подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях
6. начало дела об административных правонарушениях
7. подготовка дела об административных правонарушениях к рассмотрению, принятие решение по делу об административных правонарушениях
8. обжалование и опротестование по делу об административных правонарушениях
9. исполнение постановления по делу об административных правонарушениях

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в рамках административно-деликтного процесса. В научной литературе существуют различные подходы к терминам «административный процесс», «административно-деликтный процесс» и «производство по делам об административных правонарушениях». В основном НПА регламентируют порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. В ПИКоАП используется термин «административный процесс», а термины «производство по делам об административных правонарушениях» и «административно-деликтный процесс» не применяются. В научной литературе термин «административный процесс» имеет более широкое значение и включает в себя другие вилы производств: производство по обращениям граждан, административно-процедурное производство и др.
Производство по делам об административных правонарушениях = административно-деликтный процесс.  
Административно-деликтный процесс – установленный ПИКоАП порядок деятельности участников по делу об административных правонарушениях. ПИКоАП устанавливает порядок административно-деликтного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок исполнения административных взысканий.

Задачи административного процесса:
1) защита личности, ее права и свобод путем быстрого и полного рассмотрения дел об административных правонарушениях, изобличения и привлечения виновных к административной ответственности.
2) Обеспечение правильного и единообразного применения закона с тем, чтобы каждый правонарушитель был подвергнут справедливому взысканию и ни один невиновный не был привлечен к административной ответственности

Принципы административно-деликтного процесса:
1) законность
2) обеспечение защиты права и свобод личности
3) неприкосновенность личности
4) уважение чести и достоинства, деловой репутации юридических лиц
5) неприкосновенность жилища и иных законных владений
6) презумпция невиновности
7) обеспечение прав на защиту
8) публичность административного процесса
9) всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела
10) приоритет государственных языков, на которых ведется административно-деликтный процесс
11) равенство участников административно-деликтного процесса переда законом
12) независимость судьи, должностного лица, ведущего административно-деликтный процесс
13) открытое рассмотрение дела об административных правонарушениях
14) прокурорский надзор за исполнением закона при ведении административно-деликтного процесса
15) право обжаловать процессуальные действия, постановления

2.Под участниками административно-деликтного процесса понимают органы и лица, осуществляющие административно-процессуальные функции и наделенные законом соответствующими правами и обязанностями. С научной точки зрения участники – субъекты.
В зависимости от характера полномочия участников административно-деликтного процесса могут быть разделены на 3 основные группы:

1) суд, органы, ведущие административно-деликтный процесс и их должностные лица
Правом рассмотрения дела об административных правонарушениях наделены как суды общей юрисдикции, так и хозяйственные суды. Судья рассматривает дело единолично. В ПИКоАП содержится перечень органов, полномочных кроме суда, рассматривать дела об административных правонарушениях. Данные органы могут быть разделены на 2 подгруппы:
• коллегиальные
a. административные комиссии при городских, районных исполкомах
b. сельские поселковые исполкомы
c. комиссии по делам несовершеннолетних при районных, городских исполкомах
• единоличные
a. ОВД
b. Налоговые инспекции
c. КГК
d. Таможенные органы
e. Пограничные органы
f. И др.

2) участники административно-деликтного процесса, защищающие свои или представляющие права и интересы. К ним относятся:
• Лицо, в отношении которого ведется административно-деликтный процесс (правонарушитель)
• Потерпевший
• Защитник
• Законный представитель
• Представитель

3) иные участники административно-деликтного процесса:
• секретарь судебного заседания
• свидетель. Он с точки зрения юридической науки не должен защищать чьи-либо интересы, а должен дать независимую объективную трактовку обстоятельств дела, которые стали ему известны, однако в практической деятельности по рассмотрению административных дел, свидетели зачастую выступают на стороне потерпевшего или правонарушителя.
• Эксперт
• Специалист
• Переводчик
• Понятой

3.Доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств, в целях установления обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела об административных правонарушениях. Обязанность доказывания и наличие оснований для административной ответственности и вины правонарушителя лежит на должностным лице органа, ведущего административно-деликтный процесс.  
Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении:
1) наличие деяния, предусмотренного КоАП (время, место, способ и другие обстоятельства совершенного административного правонарушения)
2) виновность физического или юридического лица в совершении административного правонарушения
3) характер и размер вреда, причиняемого административным правонарушением 
4) иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правовых решений по делу. Кроме указанных обстоятельств, в отношении несовершеннолетних правонарушителей подлежит доказыванию возраст несовершеннолетнего и наличие совершеннолетних соучастников административного правонарушения 
Доказательствами являются любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основании которых устанавливается виновность или невиновность правонарушителя, наличие или отсутствие правонарушения и иные обстоятельства по делу.

К источникам доказательств относятся:
1) объяснения правонарушителя, потерпевшего, свидетеля
2) заключение экспертов
3) вещественные доказательства
4) протокол об административном правонарушении 
5) протокол процессуального действия (протокол осмотра места происшествия)
6) документ и другой носитель информации, полученный в порядке, установленном ПИКоАП

4.В ПИКоАП мерам обеспечения административного процесса посвящена глава 8. В данной главе описаны те меры, которые обеспечивают не весь административный процесс, а только производство по делам об административных правонарушениях (административно-деликтный процесс).
В соответствии с ч.1 ст.8.1 ПИКоАП, меры, обеспечивающие применение в целях:
1) пресечения административного правонарушения
2) установления личности правонарушителя
3) составления протокола об административном правонарушении  
4) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и обеспечения его исполнения

Виды мер обеспечения административного процесса:
1) административное задержание физического лица (по общему правилу, срок задержания не должен превышать 3 часов, за исключением случаев, прямо предусмотренных в ПИКоАП.
2) Личный обыск задержанного
3) Наложение ареста на имущество
4) Изъятие вещей и доказательств
5) Задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства
6) Отстранение от управления транспортным средством 
7) Привод правонарушителя в орган, ведущий административный процесс
8) Удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении

В отношении юридического лица кроме вышеуказанных мер могу дополнительно применяться:
1) изъятие документов и имущества, принадлежащего юридическому лицу
2) наложение ареста на товары, транспортное средство и иное имущество, принадлежащее юридическому лицу

5.Подведомственность – это установленное ПИКоАП закрепление всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции. Подведомственность предусматривает 2 правомочия:
1) право рассмотрения дела об административных правонарушениях (т.е. принятие решения по делу, вынесение постановления). Для того, чтобы определить какой орган правомочен рассматривать то или иное правонарушение необходимо руководствоваться нормами ст.3.2-3.27 ПИКоАП.
2) право составлять протоколы по делам об административных правонарушений. Данные протоколы имеют право составлять должностные лица, уполномоченные на то ст.3.30 ПИКоАП.

Уровни (виды) подведомственности:
1) видовая подведомственность – на данном уровне определяется, какой вид госорганов занимается такими административными делами. Видовая подведомственность закреплена в большинстве случаев однозначно (дела о мелком хулиганстве рассматривает суд), иногда альтернативно (постановление таможенного органа можно обжаловать в вышестоящий орган или суд).
2) Территориальная подведомственность – в данном случае определяется в каком месте и какой конкретный орган будет осуществлять производство по делу об административном правонарушении. По общему правилу административно-деликтный процесс ведется по месту совершения правонарушения. Однако в целях обеспечения оперативности, объективности и полноты административно-деликтного процесса, он может проводиться:
• По месту обнаружения или выявления правонарушения
• По месту нахождения органа, ведущего административно-деликтный процесс
• По месту жительства правонарушителя или большинства свидетелей
3) должностная подведомственность – в данном случае определяется кто (какое должностное лицо) должен заниматься рассмотрением дел
Направление дел об административных правонарушениях по подведомственности:
В случае, если при подготовке дела к рассмотрению судья, должностное лицо установило, что рассмотрение такого дела не относится к их компетенции, они направляют его в суд или орган, который компетентен его рассмотреть. Если при рассмотрении дела суд, орган, ведущий административно-деликтный процесс придут к выводу, что в правонарушении содержатся признаки преступления, они передают материалы этого дела прокурору, органу, уполномоченному осуществлять предварительное следствие и дознание.

6.Поводами к началу административно-деликтного процесса являются:
1) заявление физического лица
2) Сообщение должностного лица, госоргана, общественного объединения, иной организации
3) непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административно-деликтный процесс

Административно-деликтный процесс считается начатым с момента:
1) составления протокола об административном правонарушении
2) составления протокола процессуального действия (протокол об административном задержании)
3) вынесение постановления о мерах обеспечения административного процесса (постановление об аресте имущества)
4) вынесение постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется (безбилетный проезд)

Обстоятельства, исключающие административно-деликтный процесс:
1) отсутствие события административно-деликтного процесса
2) отсутствие в деянии состава административно-деликтного процесса
3) истечение сроков наложения административного взыскания
4) принятие законодательного акта, устраняющего административную ответственность 
5) не достижение физическим лицом возраста, с которого наступает административная ответственность 
6) невменяемость физического лица
7) отсутствие заявления потерпевшего или его законного представителя, либо примирение потерпевшего с правонарушителем, либо отказ потерпевшего от освидетельствования по административному правонарушению
8) смерть правонарушителя
9) наличие по тому же факту постановления о наложении административного взыскания либо наличие по данному факту уголовного дела
10) недоказанность виновности физического лица

Обстоятельствами, исключающими административно-деликтный процесс в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей являются:
1) обстоятельства, предусмотренные вышеуказанными п.1-4
2) ликвидация юридического лица либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, либо признание их банкротами
3) смерть индивидуального предпринимателя
4) наличие по тому же факту в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя постановления о наложении административного взыскания либо постановления о прекращении деятельности
5) недоказанность виновности юридического лица или индивидуального предпринимателя

7.Следующей стадией после начала дела является подготовка дела к рассмотрению. Сроки подготовки дела к рассмотрению:
1) по общему правилу – не позднее 10 суток со дня начала административного процесса
2) по делам о таможенных, экологических правонарушениях и правонарушениях против порядка налогообложения – не позднее 2 месяцев со дня начала процесса

Отличительной особенностью данной стадии административно-деликтного процесса состоит в том, что в ходе ее составляются следующие процессуальные документы и проводятся процессуальные действия:
1) составляется протокол об административном правонарушении (за исключением случаев, когда он не составляется)
2) опрос правонарушителя, потерпевшего, свидетелей) по итогам опроса составляется протокол
3) осмотр места совершения административного правонарушения (помещения, жилища, предметов и документов)
4) освидетельствование правонарушителя, потерпевшего
5) экспертиза
Подготовка дела об административном правонарушении для рассмотрения заканчивается составлением протокола об административном правонарушении и прекращении дела об административном правонарушении либо при неустановлении лица, подлежащего привлечению к административной ответственности.
Рассмотрение дела об административном правонарушении – следующая стадия административно-деликтного процесса, в ходе которого судебный орган, ведущий административно-деликтный процесс:
• устанавливает, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела
• выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие административно-деликтный процесс
• истребует необходимые дополнительные материалы
• извещает лиц, участвующих в рассмотрении дела о времени и месте его рассмотрения

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения материалов дела. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест или депортацию рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении, но не позднее 48 часов с момента административного задержания физического лица.
Рассмотрев дело суд, орган, ведущий административно-деликтный процесс выносит одно из следующих постановлений:
1) о наложении административного взыскания
2) о прекращении дела об административном правонарушении
3) о передаче материалов дела по месту работы (службы) правонарушителя для привлечения к дисциплинарной ответственности.

8.Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано правонарушителем, потерпевшим, их представителями, защитниками. Кроме того, постановление о прекращении дела может быть обжаловано руководителем органа, направившего дело на рассмотрение в суд. Постановление по делу может быть опротестовано только прокурором. Жалоба (протест) могут быть поданы в течение 10 суток со дня объявления правонарушителю постановления.
Куда можно обжаловать:
1) постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних – в райисполком или в суд
2) постановление сельского исполкома – в райисполком или суд
3) постановление иного органа, ведущего административно-деликтный процесс обжалуется в вышестоящий орган или в суд
4) постановление суда – обжалуется в вышестоящий суд

9.Сущность и назначение исполнительного производства.
Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению по истечение срока обжалования или опротестования, за исключением постановления о наложении штрафа, который взыскивается на месте, а также административного ареста и депортации.
Основанием для исполнения административного взыскания является вступление в силу постановления суда, органа, ведущего административно-деликтный процесс. Не подлежит исполнению постановление, если оно не было исполнено в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу. Порядок исполнительного производства регламентирован 4 разделом ПИКоАП.
Органы, ответственные за исполнение постановления о наложении взыскания:
1) предупреждение: исполняется судьей, должностным лицом, вынесшим постановление
2) штраф: используется должностным лицом, вынесшим постановление, а в случае вынесения постановления судом – судебным исполнителем
3) конфискация: взыскание стоимости предмета административного правонарушения – судебными исполнителями, за исключением постановления о конфискации огнестрельного, газового оружия и боеприпаса, которые исполняют ОВД. Лишение права управлением транспортным средством - ГАИ, лишение права охоты – государственной инспекцией охраны животного и растительного мира, административный арест – ОВД, лишение права заниматься определенной деятельностью – органом, выдавшим лицензию, депортация – органом, вынесшим постановление, исправительные работы – ОВД.  
Отсрочка, рассрочка, прекращение постановления о наложении административного взыскания. 
Суд, орган, ведущий административно-деликтный процесс по ходатайству правонарушителя или по собственной инициативе могут отсрочить или рассрочить исполнением административного взыскания в порядке и на условиях, предусмотренных ПИКоАП.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии