БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Экономика АПК » Земельные ресурсы и эффективность их использования

Земельные ресурсы и эффективность их использования

Автор: Maxvel 5-04-2013, 21:10

Земельные ресурсы и эффективность их использования

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Роль и особенности земельных ресурсов в АПК
Земельные ресурсы в производственном потенциале агропромышленного комплекса играют многостороннюю роль. Они служат местом, базой расположения предприятий и других объектов. В сельском хозяйстве земельные угодья выступают предметом и средством труда.
Как предмет труда земля выступает во время обработки ее верхнего почвенного горизонта орудиями труда. Человек использует механические, физические, химические и другие свойства земли и воздействует на культурные растения, обеспечивая необходимые условия для их роста и развития. В этом проявлении земля выступает как средство труда.
Земля является важнейшим условием существования человеческого общества, незаменимым средством удовлетворения разносторонних потребностей человека - экономических, социально-бытовых, эстетических и др. Роль земли неодинакова в различных отраслях народного хозяйства. В сельском хозяйстве земля - главное средство производства и функционирует одновременно как предмет и как средство труда.
Земля как средство производства отличается от всех остальных рядом существенных особенностей.
Первая особенность заключается в том, что земля является продуктом природы, тогда как другие средства - результат труда человека. Лишь плодородие верхнего слоя земли (почвы) зависит от результатов труда. Другими словами, земля искусственно не воспроизводима.
Вторая особенность земли - ее территориальная ограниченность. В экономическом смысле это означает недостаточность территории, обладающей определенным сочетанием свойств и природных условий, благоприятных для сельскохозяйственного производства.
Третья особенность заключается в том, что земля не может быть заменена никакими другими средствами производства, без нее не может осуществляться производственный процесс в сельском хозяйстве, особенно в земледелии.
Четвертая особенность - то, что земля неоднородна по качеству, при равных вложениях на единицу площади получают неодинаковое количество продукции и доходов.
Пятая особенность - зависимость результатов сельскохозяйственного производства от местоположения, размеров и рельефа участков.
Шестая особенность состоит в том, что земля обладает территориальной протяженностью и постоянным расположением участков, что вызывает широкое применение в сельском хозяйстве мобильных машин.
Седьмая особенность - многоплановый характер использования земли в сельскохозяйственном производстве. На ней возделывается большое количество различных видов сельскохозяйственных культур: зерновых, технических, кормовых, плодовых и др.
Восьмая особенность заключается в том, что земля при правильном использовании не изнашивается, не ухудшается, а, напротив, улучшает свои свойства, тогда как другие средства производства физически изнашиваются, устаревают морально и постепенно заменяются новыми. Эта особенность земли обусловлена ее ценнейшим свойством - плодородием почвы.
Под плодородием понимается способность почвы обеспечивать возделываемые растения необходимыми питательными веществами и производить урожай. Различают три вида плодородия: естественное, искусственное и экономическое.
Естественное (потенциальное) плодородие почвы рассматривается как результат длительного почвообразующего процесса. Оно определяется запасами питательных веществ, их доступностью для растения, физическими, механическими и другими свойствами почвенного слоя земли, сформировавшегося на исходных породах в условиях определенного климата.
Искусственное плодородие почвы - это результат многогранного воздействия человека на почву с помощью обработки, внесения минеральных и органических удобрений, осуществления мелиоративных и почвозащитных работ, других мероприятий.
Экономическое (эффективное) плодородие почвы представляет собой синтез естественного и искусственного плодородия. Оно образуется в результате использования природных ресурсов почвы и пополнения недостающих питательных веществ, улучшения ее физических и других свойств.
Для сравнения экономического плодородия применяют такой измеритель, как уровень плодородия, который выражает выход продукции земледелия в расчете на единицу площади (абсолютное плодородие) или выход той же продукции на единицу затрат с учетом ее качества (относительное плодородие).
Сельскохозяйственные угодья - это земельные угодья, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции. Структура сельскохозяйственных угодий представляет собой процентное соотношение отдельных видов сельхозугодий в общей площади. К сельскохозяйственным угодьями относятся нижеследующие.
Пашня - это сельскохозяйственные угодья, систематически обрабатываемые и используемые под посевы сельскохозяйственных культур (включая многолетние травы и чистые пары).
Залежи - земельные участки, которые ранее были пашней, но по различным причинам не засевались более одного года сельскохозяйственными культурами.
Многолетние насаждения - это сады, ягодники, хмельники и другие плантации.
Сенокосы - сельскохозяйственные угодья, систематически используемые под сенокошение. Их подразделяют на заливные, суходольные, заболоченные, заросшие кустарником и лесом, засоренные кочками, чистые, улучшенные.
Пастбища - это земли, на которых систематически пасут животных, причем такое использование является для них основным.

2. Земельные фонды и их структура
Земельный фонд Республики Беларусь представляет собой все земельные ресурсы страны. Особенности и назначение единого земельного фонда как объекта собственности и хозяйствования определили необходимость его учета по целевому назначению, хозяйственному использованию, качественному состоянию и административно-территориальному делению.
В соответствии с целевым назначением единый земельный фонд подразделяется на шесть основных категорий: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения; 4) земли лесного фонда; 5) земли водного фонда; 6) земли государственного запаса.
Кроме того, по каждому землепользователю проводится учет земель по характеру их хозяйственного использования (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища, леса, земли под водой и пр.).
За последние 20 лет в земельном фонде Республики Беларусь произошли значительные структурные изменения. Уменьшение площади земель сельскохозяйственных предприятий и граждан обусловлено в основном исключением из их состава земель, подвергшихся загрязнению радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, передачей лесов сельхозорганизаций в состав государственных лесохозяйственных предприятий, изъятием земель для размещения народнохозяйственных объектов, их передачей в состав особо охраняемых территорий.
Наибольшие площади земельного фонда заняты сельскохозяйственными угодьями — это те участки земли, которые используются в сельскохозяйственном производстве. Они различаются по природным особенностям и сельскохозяйственному назначению. К основным категориям сельскохозяйственных угодий относятся: пашни, многолетние насаждения (сады, ягодники), залежи (пашни, не обрабатываемые в течение длительного времени), сенокосы и пастбища. В структуре земельного фонда Беларуси сельскохозяйственные земли занимают наибольшую площадь, что свидетельствует о высокой степени сельскохозяйственной освоенности территории страны.
Динамика сельскохозяйственных угодий имеет отрицательную направленность. Так, за период с 1981 по 2007 г. площадь сельскохозяйственных земель сократилась на 522,2 тыс. га, или на 5,4 %. Уменьшилась и обеспеченность каждого жителя страны — с 1,1 до 0,9 га сельскохозяйственных угодий, что было обусловлено исключением из оборота загрязненных в результате аварии на ЧАЭС территорий, отводами земель под различные виды строительства, промышленные объекты, на природоохранные цели. Сказывается также и нерациональное использование земель, когда небольшие по площади сенокосы и пастбища зарастают кустарником и мелколесьем.
Особую ценность представляют пахотные земли (пашня), наиболее интенсивно эксплуатируемая часть земельных ресурсов, систематически обрабатываемая и используемая под посевы сельскохозяйственных культур. Пахотные земли Беларуси занимают 5761 тыс. га, распаханность территории достигает 28 % , или почти в 3 раза превышает среднемировые показатели и данные по странам СНГ в целом. За 1981—2007 гг. площадь пашни уменьшилась на 450,2 тыс. га (7,2 %), что было следствием, главным образом, исключения из оборота радиационно опасных земель, а также перевода пашни в другие виды сельскохозяйственных угодий. В итоге обеспеченность одного жителя Беларуси пашней сократилась с 0,64 до 0,58 га, что вдвое превышает среднемировые показатели.
Управление земельными ресурсами в Республике Беларусь определяется проводимой государственной земельной политикой, целью которой является повышение эффективности использования и охраны земельных ресурсов как неотъемлемого условия устойчивого социально-экономического развития страны. Основной задачей текущего периода является совершенствование земельных отношений и организационно-экономического механизма регулирования землепользования.
Данные о наличии земель Республики Беларусь и их распределении по категориям и основным землепользователям на 01.01.2007 г. приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1 – Наличие земель и их использование по категориям, землевладельцам и землепользователям, тыс. га в Республике Беларусь
Категории земель и землепользователей 1992 г. 1993 г. 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2003 г. 2005 г. 2007 г.
Земли сельхозорганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств 10430,6 10464,3 10406,8 9313,5 8910,8 8840,8 8920,1 8959,9
Земли граждан 1416,4 1487,2 1427,6 1431,8 1397,0 1284,3 1218,6
Земли запаса 204,2 209,5 186,4 223,0 288,9 322,6 291,5 304,3
Земли государственных лесохозяйственных предприятий 6783,0 6833,8 6873,3 7770,0 8090,5 8167,0 8299,5 8317,7
Земли общего пользования в населенных пунктах 367,0 378,5 377,7 364,9 359,1 360,3 355,2 349,0
Земли организаций промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения 1039,6 956,1 914,0 808,5 811,8 781,9 690,1 683,1
Земли организаций природоохранного,
оздоровительного,
рекреационного и
историко-культурного назначения 461,6 463,9 477,8 817,4 832,7 849,9 879,2 887,1
Земли организаций, эксплуатирующих и обслуживающих гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения 39,6 37,1 36,4 35,0 34,4 40,3 39,9 40,1
Примечание – Источник: minpriroda.by

В Республике Беларусь земельные фонды учитываются также и по административно-территориальному делению (по областям и районам). В составе земельного фонда АПК различают общую земельную площадь и площадь сельскохозяйственных угодий. К общей земельной площади относится вся территория, закрепленная за землепользователем, а к сельскохозяйственным угодьям — земли, пригодные и систематически используемые для ведения сельскохозяйственного производства (пашня, многолетние угодья, сенокосы и пастбища).
Структура сельскохозяйственных угодий может изменяться. Переход одного вида территории в другой называется трансформацией сельскохозяйственных угодий.
Соотношение отдельных видов земельных угодий образует соответственно структуру общей земельной площади или сельскохозяйственных угодий. Структура последних в нашей стране зависит, как правило, от зональных особенностей землепользования и имеет в связи с этим значительные различия как по областям, так и административным районам, отдельным предприятиям. Так, наибольший удельный вес пашни в составе сельскохозяйственных угодий наблюдается в Гродненской и Брестской областях (свыше 70 %), наименьший — в Витебской и Гомельской (менее 50 %).
В составе общего земельного фонда наибольший удельный вес занимают землепользования сельскохозяйственных (около 60 %), лесохозяйственных предприятий и госзапас (менее 40 %). Основными пользователями земель сельскохозяйственного назначения являются колхозы и госхозы. На их долю приходится свыше 90 % общей площади сельскохозяйственных угодий, около 90 % — пашни и по столько же сенокосов и пастбищ.
Состав общей земельной площади и распределение сельскохозяйственных угодий по видам и землепользователям определяются ежегодно по состоянию на 1 января на основании данных специальной статистической отчетности, осуществляемой Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь. Земельное законодательство, в частности Кодекс Республики Беларусь о земле, обязывает всех землепользователей проводить эффективные меры по повышению плодородия почвы, осуществлять комплекс организационно-хозяйственных, лесотехнических, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий по предотвращению ветровой и водной эрозии почв, не допускать заболачивания, загрязнения, зарастания сорняками, а также других процессов, ухудшающих состояние земель.
В современных условиях в развитых странах имеет место процесс, когда часть земель может находиться вне использования, быть законсервированной. Консервация земель происходит по двум причинам. Первая и более конъюнктурная из них заключается в проведении государственных программ регулирования объемов аграрного производства. Вторая причина более долгосрочна и связана с защитой земельных и водных ресурсов от антропогенного воздействия. Земли эрозированные, сильно загрязненные отходами животноводства или агрохимикатами, подвергшиеся техногенному воздействию других сфер человеческой деятельности (например, радиоактивному загрязнению), подлежат выведению из сельскохозяйственного оборота и соответствующей реабилитации, мелиорации.

3. Земельная реформа, система земельных отношений, земельная собственность
Составной частью проводимой в стране аграрной реформы является земельная реформа, задача которой — не простое перераспределение земель между землевладельцами и землепользователями, а прежде всего формирование в аграрном секторе многоукладной экономики рыночного типа и достижение на этой основе стабильного наращивания производства сельскохозяйственной продукции. Земельная реформа представляет собой главный инструмент государственной политики, нацеленной на решение двух проблем: во-первых, устранение экономической неэффективности, связанной с неравномерным распределением земель в сельской местности и, соответственно, неравномерным распределением доходов в аграрном секторе; во-вторых,— снятие социального напряжения в обществе.
Земельные реформы носят, как правило, распределительный характер. Различаются они тем, в чью пользу происходит перераспределение и каковы его механизмы. С точки зрения механизмов реформы могут быть компенсационными, при которых бывшие собственники получают определенную компенсацию (от бенефициантов или государства), или экспроприационными, при которых часть или все земли прежних владельцев изымаются безвозмездно. Компенсационная реформа была проведена, например, в России в 1861 г.
Перераспределение земель обычно преследует цели социальной справедливости и создания коммерческих сельскохозяйственных производственных единиц. Обе цели не так однозначны, как представляется на первый взгляд. Передача земли в собственность безземельных крестьянских семей, казалось бы, нацелена на усиление равенства в деревне. Тем не менее опыт, например, латиноамериканских реформ показывает, что полученную только что землю крестьяне вынуждены тут же продавать, часто бывшим собственникам, так как не обладают капиталом для ведения производства на ней. В других случаях хозяйство на небольших участках становится сугубо подсобным, обеспечивающим потребности семьи в продуктах питания. Для получения дополнительного дохода бенефицианты вынуждены наниматься к бывшим латифундистам. Таким образом, перераспределение земель не всегда ведет к равенству: иногда оно еще более усугубляет социальные проблемы в сельской местности.
С точки зрения того, в чью пользу идет земельное перераспределение, опыт реформ также дает весьма пеструю картину. В последние годы бенефициантами реформ чаще становятся семейные коммерческие фермы.
Отдельный тип земельных реформ представляют собой преобразования в постсоциалистических экономиках. Явно доминирующей целью этих реформ являются экономический рост и повышение эффективности земельного строя. С точки зрения социального равенства реформы в постсоциалистических странах ведут к обратному результату. Если в рамках централизованной экономики все сельскохозяйственные работники были в равной мере отделены от земли, то формирование частного земельного собственника ведет к тому, что одна часть граждан получает права на землю, другая — нет. При этом не имеют значения ни способ проведения реформы, ни наличие или отсутствие государственной монополии на землю в социалистический период.
Собственность — это максимально возможная степень прав лица (физического или юридического) на землю. В принципе любые операции с землей (хозяйственная эксплуатация, сдача в аренду, отчуждение и др.) могут осуществляться только с согласия собственника, который имеет право пользования, владения и распоряжения землей.
Классическое определение частной собственности включает три правомочия собственника: владение (т.е. юридическая возможность держать объект в своей власти), пользование (т.е. закрепленная правом возможность использовать полезные свойства объекта и извлекать из них доходы) и распоряжение (т.е. право передавать другим лицам отдельные правомочия или само право собственности в целом).
Распоряжение землей — это комплекс прав, связанных с ее отчуждением, — право продажи, залога, дарения, передачи по наследству, обмена и т.п. Как правило, распоряжаться землей может лишь ее собственник. Частная собственность может принадлежать не только семье, но и кооперативу, корпорации.
Сельскохозяйственные предприятия различаются также тем, на какой земле ведется производство — на собственной или арендованной. На ранних стадиях развития современного капиталистического общества частная собственность на землю была установлена в наиболее абсолютной форме, не предполагающей государственного вмешательства в права землевладельцев. Позднее она становилась объектом все более активного государственного регулирования, права землевладельцев все чаще ограничивались в пользу интересов всего общества.
Помимо частной собственности на землю существует ряд других правовых форм землепользования, которые очень часто не рассматриваются при анализе системы земельных отношении в сельском хозяйстве.
Частная земельная собственность, безусловно, является сегодня преобладающей формой землепользования в аграрном секторе всего мира (табл. 3.2).

Таблица 3.2 – Земельная собственность в сельском хозяйстве
Страна Сельскохозяйственная земля, обрабатываемая фермерами-собственниками, %
Австралия >95
Бельгия 33
Великобритания 61
Германия 61
Греция 78
Дания 81
Ирландия 87
Испания 73
Италия 81
Канада 63
Нидерланды 67
Норвегия 79
Португалия 69
США 47
Франция 44
Швеция 58
Япония 87
В аграрном секторе всех стран большое значение имеет аренда, т.е. форма возмездного пользования землей. Архаические формы аренды были краткосрочны, легко прерываемы лендлордом, имели форму издольщины, т.е. оплаты аренды частью продукта, полученного с арендованного участка. Со временем формы аренды, как и формы частной собственности, претерпевали большие изменения.
При высоких ценах на землю аренда увеличивает возможности фермеров расширять производство. Молодые фермеры, не имеющие первоначального капитала для покупки собственной земли, получают доступ к земельному ресурсу через аренду. При этом нужно понимать, что аренда является формой землепользования, дополнительной к частной собственности: во-первых, в аренду землю сдают в абсолютном большинстве случаев землевладельцы, так называемые лендлорды (в сколько-нибудь заметных размерах сдача земли в аренду от лица государства распространена только в Австралии и Нидерландах в отношении польдеров, освоенных за государственный счет); во-вторых, большая часть арендованной земли в сельском хозяйстве находится в руках тех фермеров, которые имеют и собственные участки.
В странах ЕС 2/3 фермерских хозяйств имеют землю в собственности. Аренда играет важную роль в Бельгии (66 % земель в 1990 г.), Франции (56), Люксембурге (49) и в Германии(42 %). В США 45 % фермерских земель находится в аренде, около 8 % фермеров ведут хозяйство на полностью арендованной земле. Распространенное явление, когда фермер в дополнение к собственной земле арендует участки, — это так называемые частичные собственники. В США доля таких собственников достигает 30 %.
Между частной собственностью и арендой существуют промежуточные правовые формы землепользования. Одной из таких форм является траст, или доверительное управление. Такое владение утверждается, как правило, частным собственником земли, который возлагает на доверительного владельца исполнение своих правомочий по отношению к третьим лицам. В частности, это может быть ответственность перед лицом, которому должны поступать доходы от земли.
Другой переходной между собственностью и арендой формой землепользования можно назвать пожизненное владение. Пожизненный владелец получает землю от собственника и фактически пользуется всеми его правами. Тем не менее он несет ответственность перед собственником за повреждение земли, может передавать участок другим лицам только на срок своей жизни и не имеет прав передавать его по наследству.
В земельном праве большинства европейских стран также наличествует форма, близкая аренде. Это современные формы эмфитевзиса, т.е. своеобразной устойчивой аренды земли. Эмфитевт (владелец права эмфитевзиса) обладает полными правами пользования землей, может ее отчуждать и передавать по наследству. Но он обязан платить собственнику арендную плату и проводить на земле определенные мелиоративные работы. Во Франции эмфитевзис разрешен на 18-19 лет, в Италии — на 20 лет и более.
В мире также очень широко распространена государственная земельная собственность, существующая в нескольких формах.
Первая форма представляет собой номинальную принадлежность всех земель в государстве монарху или нации. Так, верховным собственником земли в Великобритании является королева, а в США — государство.
Второй формой государственной земельной собственности является полная принадлежность каких-либо земель государству. Так, в США государственные земли занимают более 40 % всей территории страны, а на Аляске почти вся земля находится в собственности государства. В Канаде до 90 % лесов страны — во владении государства, частично леса принадлежат государству и в ряде европейских стран. Однако сельскохозяйственные земли очень редко находятся в собственности государства или местных властей. Даже там, где государственные сельскохозяйственные земли и имеют сколько-нибудь заметное значение, государство само не занимается производством и сдает эти земли для хозяйственного использования. Исключение составили бывший СССР и Монголия, где земли были национализированы в ходе революционных преобразований в первой трети XX в.
Третью форму государственной собственности на землю составляют земли, освоение которых произведено за государственный счет. Их поддержание требует больших затрат. Наиболее интересным примером такого владения землей являются голландские польдеры. Эти земли находятся ниже уровня моря, их осушение и освоение связаны с высокими издержками. Готовые для использования участки государство передает в аренду частным фермам, а земли под инфраструктурой — соответствующим государственным предприятиям.
В Республике Беларусь в соответствии с Законом «О праве собственности на землю» (1993 г.) получили признание две формы собственности на землю — государственная и частная. Частная собственность ограничена и распространяется только на земли граждан (физических лиц). Из имеющихся в республике 9 млн. га сельскохозяйственных земель в частную собственность будет передано около 1,5 млн. га (16 %).
Частная собственность на землю является базовой формой землепользования. Своей абсолютной формы, защищенной в законодательстве, она достигла в начале XIX в. Далее развитие общества потребовало усиления регулирования и ограничения прав земельных собственников:
В современных условиях концепция правового регулирования земельной собственности значительно изменилась. Главное в этом изменении — усиление государственного вмешательства в права частных собственников. Направление и степень этого регулирования зависят от конкретных национальных условий, но можно выделить несколько типов ограничений правомочий земельных собственников:
1. Ограничение на получение земли и на земельные сделки. В ряде стран законодательно установлены административные ограничения на приобретение сельскохозяйственной земли.
2. Экспроприация земель. В определенных случаях для обеспечения общественных нужд земли должны быть изъяты у собственников, обычно — на условиях компенсации.
3. Регулирование использования сельскохозяйственных земель. Иногда государственное регулирование использования сельскохозяйственных земель не только распространяется на контроль размера ферм или земельных сделок, но и предъявляет требование обязательного возделывания земли или лицензирования фермеров.
4. Природоохранные ограничения. В ряде стран природоохранное законодательство накладывает существенные ограничения на использование сельскохозяйственных земель. Это регулирование может распространяться на охрану сельского ландшафта, лесов, ограничение загрязнений почвы, воды, на сохранение растительного и животного мира.
5. Регулирование аренды. Аренда земли является одним из важнейших правомочий собственника по распоряжению своей собственностью. В большинстве развитых стран аренда сельскохозяйственных земель играет важную роль в структуре землепользования. В последние годы в земельном праве правомочия все чаще распределяются в пользу арендатора.
Для гарантированного ведения хозяйства арендатор должен быть уверен в долгосрочности своих арендных прав, в противном случае он перестает поддерживать плодородие земли, не может осуществлять долгосрочное планирование своей деятельности и т.д. С этой целью в ряде стран устанавливаются минимальные сроки аренды: в Нидерландах — 6 лет, Бельгии и Франции — 12, Италии — 15, Японии — 20, в Дании — 30 лет. В других странах (Великобритания) хотя и не предусматривается таких минимальных сроков, но оговаривается, что лендлорд не может прекратить аренду, если арендатор не нарушает условий контракта и успешно хозяйствует.
Кроме того, закон часто может регулировать и размер арендной платы. Так, в Великобритании две стороны устанавливают размер арендной платы по общей договоренности, но позднее он будет проверен властями по определенной формуле. Иногда устанавливается верхний предел арендной платы или ее стандартный размер, которого должны придерживаться лендлорд и арендатор (Бельгия, Италия, Нидерланды, Португалия, Япония).
Аренда сельскохозяйственной земли существует в денежной или натуральной форме. При денежной форме арендного договора арендатор платит лендлорду фиксированную ставку арендной платы, рассчитанной на весь участок или погектарно. Такая плата не зависит от полученного урожая, от эффективности работы арендатора. Арендная плата может выплачиваться до начала уборки урожая или после нее либо частями в течение года. Иногда денежная форма аренды модифицируется: плата индексируется в зависимости от урожая или уровня изменения цен на сельскохозяйственную продукцию. В этом случае часть фермерского риска перемещается от арендатора к лендлорду, принуждая последнего тем самым к более активному участию в управлении производством на сданной в аренду земле.
Денежная форма аренды связана с довольно высоким риском для арендатора в условиях высокой изменчивости урожайности и цен на сельскохозяйственную продукцию. При падении цен или валового сбора при фиксированной ставке арендной платы фермер может столкнуться с серьезными финансовыми трудностями. Это обстоятельство обусловливает распространение натуральных форм аренды земли.
Натуральные формы аренды предполагают такую форму арендной платы, при которой арендатор уплачивает лендлорду часть полученного продукта. При аренде земли для производства растениеводческой продукции арендатор обычно уплачивает фиксированный процент от полученного урожая. При этом абсолютная сумма арендной платы меняется в зависимости от реального валового сбора. В данном случае лендлорд делит с арендатором риск, связанный с изменчивостью погоды или рынков. Это также понуждает землевладельца более активно принимать участие в управлении делами фермы. Однако распределение рисков между двумя сторонами арендного договора приводит к тому, что арендная плата обычно выше, чем при денежной аренде, — как естественная плата за более низкий риск.
В соответствии с принятым в 1992 г. Законом «О платежах за землю» в нашей стране введена платность землепользования, целью которой являются обеспечение экономическими методами рационального использования земли и формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране. Размер платы за землю зависит от качества и местоположения земельного участка. Плата за землю взимается ежегодно в виде земельного налога и арендной платы.

4. Кодекс Республики Беларусь о земле. Мониторинг земель
Принятый 11.12.1990 г. и действующий с 01.01.1991 г. Кодекс о земле с изменениями и дополнениями пересмотрен и одобрен Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 25.11.1998 г. и введен в действие в 1999 г. Данный документ регулирует земельные отношения и направлен на создание условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, для равноправного развития всех форм хозяйствования. Он состоит из 16 разделов, 17 глав и 141 статьи. В первом разделе и главе изложены основные положения земельного законодательства в Республике Беларусь. Земля характеризуется как объект права собственности, даны состав земель, порядок их отнесения к категориям и порядок перевода их с одной категории в другую, указаны полномочия местных Советов в регулировании земельных отношений, регламентируется порядок владения и пользования землей.
Права местных Советов и Палаты представителей Национального собрания в регулировании земельных отношений определены в главе 2 Кодекса о земле. Третья глава излагает порядок предоставления земель во владение и пользование, четвертая — их изъятия. Вопросы, касающиеся аренды земли, раскрыты в главе 5. В главе 6 рассмотрен порядок прекращения и перехода права владения и права пользования землей, а в главе 7 — использования земельных участков для изыскательских работ. В главе 8 «Земельный налог и арендная плата за землю» регламентируются порядок налогообложения, арендной платы за землю, использование платежей за нее, указаны льготы при взимании платы.
В разделе 2 Кодекса о земле изложены права и обязанности землевладельцев и землепользователей, а в разделе 3 — вопросы землевладения и землепользования граждан в Республике Беларусь. В разделах 4-8 характеризуется земля с точки зрения ее целевого назначения: земли сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, связи, обороны, природоохранного оздоровительного, историко-культурного назначения, земли лесного, водного фонда и госзапаса. Раздел 9 посвящен вопросам возмещения убытков землевладельцам, землепользователям и потерь сельскохозяйственного производства.
В Кодексе значительное место отведено вопросам охраны земель (раздел 10), контроля за их использованием и охраной (раздел 11), а также тех земель, которые подверглись радиоактивному загрязнению (раздел 12). Раздел 13 посвящен Государственному земельному кадастру и определяет его назначение, содержание, порядок ведения, необходимую документацию. Порядок землеустройства излагается в разделе 14. Вопросы разрешения земельных споров и ответственности за нарушение земельного законодательства рассматриваются в разделе 15, заключение — раздел 16.
Мониторинг земель — это система наблюдений за использованием почв и состоянием земельного фонда, в том числе земель, расположенных в зонах радиоактивного и других видов загрязнений, для своевременного выявления изменения почв, определения их состояния, а также для выработки мер по предупреждению и устранению последствий негативных воздействий.
Основные виды антропогенного воздействия (агрохимическое, гидромелиоративное, техногенное и др.) носят региональный характер, что предполагает организацию наблюдений за их проявлением на всей территории республики. Разнообразие антропогенного воздействия на земельные угодья республики определяет построение системы мониторинга земель, которая включает следующие разделы:
1. Мониторинг земельного фонда.
2. Агропочвенный мониторинг.
3. Мониторинг техногенного загрязнения земель.
Они различаются спецификой параметров и методов наблюдения, а также способом обобщения (оценки данных).
Главная задача мониторинга земель состоит в получении объективной и полной информации об изменении их состояния в региональном и локальном масштабах как единственной основы для принятия решений по защите земельных угодий от нежелательных воздействий. Основной территориальной единицей мониторинга является тип (класс) земель. В рамках территориальной единицы и всей системы мониторинга земель осуществляются обобщение первичной информации, оценка их состояния, разрабатываются нормативы и рекомендации по их использованию и охране.
Мониторинг земель также дает возможность обеспечить законодательную и исполнительную власти, их органы на местах, заинтересованные предприятия, учреждения и граждан сведениями о состоянии земель для организации рационального их использования, регулирования земельных отношений, обоснования размеров платы за землю, оценки хозяйственной деятельности и осуществления других мероприятий, связанных с землепользованием.
Мониторинг земель ведется по единой для страны методике и является основной частью мониторинга природных ресурсов Республики Беларусь. Он обеспечивает проведение аэрофотогеодезических, топографических, почвенных, геоботанических, агрохимических съемок с использованием комплекса наземных, стационарных и дистанционных наблюдений за процессами эрозии. Наблюдения выявляют: потери гумуса, засоления, загрязнения биологически опасными (в том числе радиоактивными) веществами; переуплотнения и другие негативные изменения качественного состояния земельных участков; динамику степени окультуренности используемых в сельском хозяйстве земель по комплексу показателей, характеризующих их плодородие.
Работы по мониторингу земель осуществляют Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

5. Система показателей землеобеспеченности и эффективности использования земель. Земельный кадастр
Под экономической эффективностью использования земли следует понимать уровень ведения на ней хозяйства. Она характеризуется выходом продукции с единицы площади и ее себестоимостью.
Экономическая эффективность использования земли в сельском хозяйстве определяется системой показателей. Важнейшими из них являются урожайность сельскохозяйственных культур и себестоимость единицы продукции. Обобщающую оценку экономической эффективности использования земли дают стоимостные показатели: валовая продукция земледелия, валовой доход, прибыль на 1 га сельскохозяйственных угодий, на единицу производственных затрат (трудовых и материальных). Однако для объективной сравнительной оценки уровня использования земельных угодий необходимо учитывать один из главных факторов, влияющих на результаты ведения земледелия, — качество земли (табл. 3). Поэтому полученные данные об экономической эффективности использования земли корректируются с учетом ее экономической оценки.
Одним из основных показателей оценки различных систем земледелия является уровень содержания гумуса в почве. Почвы с высоким содержанием гумуса имеют благоприятные водно-физические и другие свойства, менее восприимчивы к побочным действиям ядохимикатов. На них более эффективно используются минеральные удобрения и дают лучшие результаты другие проводимые мероприятия. Уровень содержания гумуса в почве характеризуют рациональность использования земли, степень воспроизводства почвенного плодородия.
Показатели эффективности использования земель в сельском хозяйстве можно разделить на две группы: натуральные и стоимостные.
Экономическая эффективность использования земли характеризуется системой показателей, основными из которых являются стоимостные.
Землеотдача (30т) выражает отношение стоимости валовой продукции сельского хозяйства (ВП) к стоимости земельных ресурсов (С3):

Так как земля пока не имеет денежной оценки, можно использовать нормативную цену земли.
Землеемкостъ (Зем) - это обратный показатель по отношению к землеотдаче. Он может быть определен как отношение стоимости земли к валовой продукции сельского хозяйства:
Зем = С3/ВП.
Объем валовой и товарной продукции сельского хозяйства в расчете на единицу земельной площади (Э1):
,
где ТП - товарная продукция сельского хозяйства (р.); ПЛ - площадь сельскохозяйственных угодий (га).
Валовой доход в расчете на единицу земельной площади (Э2):

где ВД - валовой доход (равен разнице между стоимостью валовой продукции и материальными затратами: ВД = ВП - МЗ), р.
Чистый доход на единицу земельной площади (Э3):

где ЧД - чистый доход (разница между стоимостью валовой продукции и ее себестоимостью: ЧД = ВП - С или между валовым доходом и суммой на оплату труда: ЧД = ВД - ОТ), р.
Прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции на единицу земельной площади (Э4):

где Пр - прибыль (разница между выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимостью Пр = В – ПС), р.
При сравнительной характеристике эффективности использования земли могут применяться косвенные показатели: натуральные и относительные.
Натуральные показатели эффективности использования земли:
• урожайность сельскохозяйственных культур;
• производство основных видов продукции растениеводства (зерна, сахарной свеклы, картофеля и др.) в расчете на 100 га пашни (ц);
• производство молока, мяса крупного рогатого скота и овец в живой массе, шерсти в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий (ц);
• производство мяса свиней в живой массе на 100 га пашни (ц);
• производство мяса птицы (ц) и яиц (тыс. шт.) в расчете на 100 га посевов зерновых культур.
Относительные показатели эффективности использования земли:
• обеспеченность хозяйства сельскохозяйственными ресурсами (отношение площади сельскохозяйственных угодий (пашни) к среднегодовой численности работников);
• доля сельскохозяйственных угодий в общей площади земли;
• распаханность сельскохозяйственных угодий (доля пашни в структуре сельхозугодий);
• доля интенсивных культур (пропашных, технических) в структуре посевов;
• доля орошаемых земель в площади сельхозугодий.
При определении экономической эффективности использования земли необходимо учитывать структуру и качество сельскохозяйственных угодий. Это позволяет объективно оценивать результаты хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Для сравнения эффективности использования земли в хозяйствах с разной структурой сельскохозяйственных угодий целесообразно использовать показатели выхода валовой продукции, валового и чистого дохода, прибыли в расчете на единицу условной пашни:

Площадь условной пашни рассчитывают по формуле (га)

где К - коэффициент перевода естественных сенокосов и пастбищ в условную пашню, который рассчитывают по формуле

где У - урожайность (ц/га).
При сравнении экономической эффективности использования земли на предприятиях с разными по качеству почвами целесооб¬разно использовать выход валовой продукции, валового и чистого дохода, прибыли в расчете на единицу соизмеримой (кадастровой) площади сельскохозяйственных угодий (ПЛК):

Соизмеримая (кадастровая) площадь сельскохозяйственных угодий рассчитывается по формуле

где ПЛП *Б1 - площадь и баллы оценки пашни; ПЛС *Б2 - площадь и баллы оценки сенокосов; ПЛПС *БЗ - площадь и баллы оценки пастбищ.

Таблица 3.3 – Оптимальный норматив урожайности основных сельскохозяйственных культур по группам хозяйств в зависимости от кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий (пашни)
Группы хозяйств в зависимости от кадастровой оценки пашни Количество хозяйств в группе Средний балл сельскохозяйственных угодий Средний балл пашни Площадь пашни, тыс. га Урожайность, ц/га
зерновые картофель сахарная свекла
Фактический уровень Оптимальный норматив Фактический уровень Оптимальный норматив Фактический уровень Оптимальный норматив
До 20,0 118 18,0 18,9 170 11,6 20 90 110 81 150
20,1-25,0 505 22,9 24,4 850 13,8 25 98 130 143 200
25,1-30,0 824 27,5 30,0 1840 16,5 30 115 150 229 250
30,1-35,0 556 32,3 34,5 1200 20,9 35 150 170 263 300
35,1-40,0 233 37,1 39,5 550 25,5 40 161 190 319 350
40,1-45,0 61 42,3 48,1 160 32,1 45 170 210 358 400
Свыше 45,0 20 46,2 51,1 50 39,3 50 220 230 407 450
Всего (по всем хозяйствам) 2317 28,7 30,9 4820 20,0 30 120 160 265 350

В качестве дополнительных показателей при сопоставлении уровня использования земли применяют такие, как удельный вес сельхозугодий в общей земельной площади (показатель освоенности земель в сельскохозяйственном отношении), пашни — в составе сельхозугодий (показатель распаханности), посевов — в площади пашни. Рост удельного веса сельхозугодий, пашни, посевов в общей земельной площади имеет важное значение в использовании земель, свидетельствует о прогрессе земледелия.
Важная роль в эффективном использовании природных ресурсов отводится кадастру. Кадастр — это система показателей, характеризующих земельные, водные, лесные, промысловые и другие ресурсы. Различают следующие кадастры: земельный, водный, лесной, промысловый и т.д. Среди них особое место занимает земельный кадастр. Это определяется спецификой его объекта — земли.
Под земельным кадастром следует понимать совокупность достоверных и обоснованных сведений о земле как средстве производства в сельском хозяйстве, о природных свойствах земель, их хозяйственном и правовом положении.
Государственный земельный кадастр включает четыре раздела.
Первый раздел содержит перечень землепользователей, документы, удостоверяющие юридические права на пользование землей, акты и порядок ведения земельных книг.
Регистрация землепользователей — колхозов, госхозов, фермерских, крестьянских хозяйств и других организаций, граждан удостоверяется государственным актом на право пользования землей.
Второй раздел включает данные о количестве и качестве земель. Количественный учет ведется по видам угодий и землепользователям. На основании этих данных ежегодно составляется баланс земель по состоянию на 1 ноября.
Учет качества земель осуществляется по признакам, определяющим их хозяйственную ценность как природного ресурса и средства производства. К ним относятся: характеристика земель по почвенному покрову, растительности и рельефу, данные о степени подверженности почв водной и ветровой эрозии, заболоченности, кислотности, обеспеченности питательными веществами, каменистости и другие сведения. Качество почвы должно отражать ее плодородие во взаимосвязи с другими природными факторами (количество осадков, сумма температур и т.п.), которые влияют на урожайность. Поскольку природные свойства почв по своему хозяйственному значению неодинаковы и различно влияют на урожайность, возникает необходимость их сравнительной оценки. Такую задачу выполняет бонитировка почв.
В третьем разделе содержится информация о бонитировке — качественной оценке почв по их естественному плодородию. При такой оценке учитываются содержание питательных веществ, водный и тепловой режим, физические, химические, механические, биологические и другие свойства. Бонитировка является по сути агроэкономической характеристикой почв. Ее основное назначение — определение нормальной урожайности, которую обеспечивают почвы разного качества при условии применения на них одинаковой агротехники. Бонитировка позволяет дать относительную оценку природного качества почв, а также сравнительную оценку их потенциального плодородия применительно к определенным культурам при данном уровне интенсификации. Она позволяет также установить степень пригодности различных почв для возделывания тех или иных культур, выявить почвы, где удобрения дают наибольшую отдачу, определить очередность и объемы основных мелиоративных и других мероприятий по повышению плодородия земель и выделить агропроизводственные группы почв для экономической оценки.
Бонитировка почв проводится по 100-балльной системе. Бонитировка - это сравнительная оценка почв по плодородию, проводимая при сопоставимых уровнях агротехники и интенсивности земледелия. В качестве показателей при бонитировке используют как урожайность сельскохозяйственных культур, так и наиболее устойчивые свойства почв, коррелирующие с ней: содержание физической глины, гумуса, сумма поглощенных оснований, кислотность, смытость и др. В результате рассчитывают совокупный балл по оценочным группам почв.
Четвертый раздел содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель.
Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, аэрофотогеодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, агрометеорологических наблюдений, регистрации землевладений и землепользования с учетом и оценкой земель.
Государственный земельный кадастр ведется землеустроительными органами за счет средств государственного бюджета. Порядок его ведения устанавливается Правительством Республики Беларусь.

6. Экономическая оценка земель. Плата за землю
Экономическая оценка земель характеризует их хозяйственную ценность и отражает потенциальный экономический эффект, конечный результат, который может быть получен.
Чтобы правильно оценивать почвы разных зон, районов, хозяйств, надо соблюдать ряд исходных принципов. При определении дохода, эффекта, получаемого с 1 га земли разных зон, районов, следует исходить из оптимальной для этих условий структуры производства, так как любые экономические показатели, по которым ведется экономическая оценка земли, во многом зависят от того, какие культуры и отрасли берутся в основу расчета. Для каждой зоны, района следует брать такую структуру производства, такой набор отраслей, которые в большей мере отвечают местным условиям и обеспечивают наиболее рациональное использование земель, получение более высокого конечного результата.
Распространенная методика экономической оценки земли основывается на массовых данных о фактической урожайности культур и затратах на их производство в динамике не менее чем на 5 лет. Оценочные показатели рассчитываются по агропроизводственным группам почв, отдельно по орошаемым, осушенным и в целом по мелиорированным землям при выровненной структуре производства. Для исчисления валовой продукции применяют единые цены. Затраты на производство продукции берут фактические. Результаты экономической оценки земли представляются для их практического использования в относительном измерении — в баллах по 100-балльной системе, которые показывают, насколько та или иная земля лучше или хуже другой.
Экономическая оценка земли в баллах пригодна для решения ряда вопросов, а для обоснования многих народнохозяйственных проблем нужна стоимостная оценка земли, т.е. ее экономическая оценка в денежной форме. И особенно это необходимо для обоснованного решения вопросов, связанных с отводом земель на несельскохозяйственные цели, например, при выделении участков под строительство. При строительстве гидростанций, что связано с затоплением больших земельных массивов, строителям может оказаться выгоднее использовать неудобные участки, если затраты на их подготовку будут ниже оценки удобного земельного участка. Без учета потерь, связанных с затоплением земель, без включения их оценки в издержки строительства нельзя обоснованно выбрать оптимальное место возведения гидростанции, определить эффективность ее строительства и эксплуатации, обосновать целесообразность применения открытых методов разработки полезных ископаемых, а также отвод земель на другие цели.
Экономическая оценка земли имеет особенно большое значение для решения вопросов развития сельского хозяйства. Это проявляется в разных направлениях:
• при обосновании заказа для нужд государства по различным видам продукции по зонам, районам и хозяйствам, определении их специализации;
• государственном регулировании цен на сельскохозяйственную продукцию;
• построении налоговой политики на основе оценки земель, благодаря чему можно правильно разграничить объективные и субъективные факторы, определить, в какой мере получаемые доходы являются результатом лучших условий и в какой — высокого уровня хозяйствования;
• расчетах эффективности производства;
• сравнении результатов работы отдельных хозяйств и их подразделений.
Любые экономические показатели сами по себе недостаточно характеризуют уровень ведения хозяйств, если их рассматривать без учета качества используемой земли, ее оценки.
Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь с 01.01.1992 г. введен в действие Закон «О платежах за землю». Целью платы за землю являются обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территории. Плата за землю обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов и собственников земли. Размер платы за землю зависит от качества и местоположения земельного участка, т.е. определяется земельной рентой.
В условиях ограниченности земельного фонда существует огромное количество вариантов использования одного и того же участка земли: для возделывания сельскохозяйственных культур, под пашню или пастбище; для постройки дома, торгового центра или завода. Каждое конкретное предприятие должно платить за землю, чтобы получить ее для использования в собственных целях. Поэтому для него рента выступает в качестве производственных издержек.
При аренде земли земельная рента в форме арендной платы поступает к землевладельцу. Но если фермер обрабатывает свою собственную землю, ему не нужно платить за аренду. Значит ли это, что земельная рента в данном случае исчезает? Разумеется, нет. В таком случае рента остается в собственности самого фермера, она неразличима в той массе дохода, который он получает от продажи своего продукта. Подобная рента носит название условно начисляемой ренты.
Вместе с тем земельная рента является основой цены земельных участков. Собственник, продавая землю, хотел бы получать от вырученной суммы такой же ежегодный доход, что и ранее получаемая арендная плата. Таким образом, цена земли является капитализированной рентой и определяется по формуле
,
где V — текущая цена земельного участка; R — ожидаема и арендная плата с этого участка; g — индекс дополнительного по сравнению с общим уровнем инфляции роста земельной ренты; г — норма капитализации.
Расчет рентного дохода (Рд) и цены земли (Ц) производится по формуле
,
где Ц — фактическая цена 1 т корм. ед. продукции, млн. р.; У — средняя продуктивность 1 га пашни, т корм, ед.; 3 — средние затраты на производство и реализацию продукции с 1 га, млн. р.; К — коэффициент нормы рентабельности, равный 0,35.
Цена земли (Ц) определяется по формуле
,
где S — срок капитализации рентного дохода, равный 33 годам.
Большинство потенциальных покупателей и продавцов земли не имеют достаточно точной информации о ценах земельного рынка. Во-первых, распространению такой информации препятствует низкая активность рынка земельных участков. Во-вторых, на реальную цену земли влияют размер, местоположение участка, его плодородие, обеспеченность водой, т.е. большое количество факторов. В-третьих, на цену земли воздействует спрос на землю для несельскохозяйственного использования — в районах ажиотажного спроса цены на сельскохозяйственные земли выше, чем в регионах с меньшей плотностью населения (табл. 3.4).

Таблица 3.4 – Расчет дифференциального дохода и нормативной цены пашни в зависимости от качественной оценки, дол./га
Балл пашни Величина дифференциального дохода Нормативная цена пашни Балл пашни Величина дифференциального дохода Нормативная цена пашни
20 50 1650 36 90 3000
21 53 1750 37 93 3070
22 55 1815 38 95 3135
23 58 1910 39 98 3230
24 60 1980 40 100 8300
25 63 2080 41 103 3400
26 65 2145 42 105 3465
27 68 2240 43 108 3560
28 70 2310 44 110 3630
29 73 2400 45 113 3730
30 75 2475 46 115 3795
31 78 2570 47 118 3890
32 80 2640 48 120 3960
33 83 2740 49 123 4060
34 85 2800 50 125 44125
35 88 2900
Обозримый для потенциальных агентов земельный рынок не дает устойчивой и вполне достоверной информации о фактической цене земли, поэтому практически во всех развитых странах существуют институты профессиональных оценщиков недвижимости — экспертов, определяющих цену земельных участков, по которой потенциальный покупатель и потенциальный продавец готовы совершить сделку в условиях равноценной информации, имеющей отношение к формированию этой цены.
Основным приемом оценки земли является метод сравнения продаж. В соответствии с этим методом оценщик собирает информацию о совершенных сделках с землей в данной местности, предполагая, что цены на близлежащие участки должны быть примерно одинаковыми. При сборе такого рода информации необходимо также оценивать, насколько типичными были условия сделки, чтобы исключить из них совершенные в экстраординарных условиях.

7. Факторы и пути повышения эффективности использования земель в сельском хозяйстве
В отличие от других средств производства земля при правильном обращении не только не утрачивает своих природных качеств, но даже улучшается. Рациональному использованию земель всегда уделялось большое внимание. А в современных условиях эти вопросы стали особенно актуальными, что объясняется рядом причин.
В связи с ростом численности населения и влиянием других факторов уменьшается площадь обрабатываемой земли (пашни) в расчете на душу населения. Это означает, что рост производства и потребления продукции в расчете на человека необходимо обеспечивать с меньшей земельной площади за счет лучшего ее использования.
Данный процесс усугубляется тем, что много земель, причем пригодных для сельского хозяйства, выпадает из оборота в связи с промышленным и гражданским строительством, а также из-за действия эрозии и других факторов, разрушающих почву
На современном этапе стали ограниченными возможности вовлечения в хозяйственный оборот новых больших массивов земель, что широко практиковалось раньше.
Значение рационального использования земель возрастает в связи с ускорением научно-технического прогресса. Некоторые его направления (химизация, механизация, новая технология и др.), если их применять неграмотно, потенциально влекут за собой негативные последствия для почвы. Только научно обоснованное использование достижений НТП позволяет смягчить в ряде случаев и полностью преодолеть возможные отрицательные их последствия для почвы, дает человеку мощные средства для бережного обращения с землей.
Улучшение использования земельных ресурсов — большая комплексная проблема. Она сводится к решению следующих четырех задач, каждой из которых соответствует система мер, а именно:
• охрана почвы от эрозий и других разрушительных процессов;
• сокращение площадей, которые по разным причинам выпадают из хозяйственного оборота, вовлечение в оборот ранее не используемых участков;
• повышение плодородия земель;
• более эффективное использование экономического плодородия почвы.
Расширению сельскохозяйственных земель способствует рекультивация — приведение в пригодное состояние площадей, которые ранее использовались для добычи ископаемых и других целей, возвращение их сельскому хозяйству. При проведении землеустройства следует выбирать наиболее экономичные варианты размещения дорог и построек, вовлекать в оборот пустующие земли и залежи.
Охрана почвы и ее плодородия обеспечивается широкой системой специальных мер, куда входят безотвальная обработка почвы, почвозащитные севообороты, полезащитное лесонасаждение, другие способы борьбы с ветровой и водной эрозией.
Повышение экономического плодородия почвы достигается на основе мероприятий, которые увеличивают содержание в ней питательных веществ, улучшают агрофизические свойства и биологическую активность (внесение удобрений, орошение, освоение правильных севооборотов и др.). Благодаря этому содержащиеся в почве питательные вещества становятся более доступными для усвоения растениями.
Для более полного использования улучшенного плодородия почв необходимы также высокопродуктивные сорта растений, интенсивные ресурсо- и энергосберегающие технологии, оптимальная густота посевов, комплексные меры по борьбе с сорняками, болезнями и вредителями растений.
Успешное решение всех задач по улучшению использования почв связано с освоением рациональной системы земледелия. Она представляет собой комплекс агротехнических, мелиоративных и организационно-экономических мероприятий, направленных на рациональное использование земель, сохранение, восстановление и повышение плодородия почвы. Система земледелия включает следующие основные элементы:
• введение и освоение севооборотов;
• приемы борьбы с эрозией почв и их рациональную обработку;
• системы машин и удобрений;
• известкование почв;
• осушение и орошение;
• семеноводство;
• окультуривание естественных сенокосов и пастбищ;
• борьбу с сорняками, вредителями и болезнями растений;
• организационно-экономические и социальные мероприятия.
Система земледелия образуется только в диалектическом единстве и взаимосвязи.
Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 гг. в целях повышения плодородия почв планируется:
• увеличить к 2010 г. внесение удобрений: органических, в том числе с использованием торфа и сапропелей, в объеме не менее 40 млн. т в год (10 т на гектар пашни); минеральных — до 1760, в том числе азотных — до 633, фосфорных — до 300 и калийных — до 827 тыс. т действующего вещества (не менее 240 кг действующего вещества минеральных удобрений на гектар сельскохозяйственных угодий и 270 кг на гектар пашни. Динамика наращивания объемов внесения удобрений по годам и регионам представлена на рис. 1;

 

Рисунок 3.1 – Объемы внесения минеральных удобрений, кг/га

• ежегодно проводить известкование не менее 500 тыс. га пахотных земель (2,5 млн. т в год известковых материалов);
• увеличить к 2010 г. мощности предприятий по производству азотных минеральных удобрений до 676 тыс. т действующего вещества (д.в.), фосфорных — до 220, калийных — до 4681 тыс. т (рис. 2);
• внедрять методы экологического земледелия;
• использовать сельскохозяйственную авиацию для внесения минеральных удобрений и средств защиты растений;
• накопить в пахотном слое почвы не менее 100 тыс. т биологического азота посредством расширения посевов бобовых многолетних трав до 1 млн. га и зернобобовых культур — до 350 тыс. га.
Для выполнения мероприятий по повышению плодородия почв на 2005-2010 гг. предусматривается выделить 5739,8 млрд. р., в том числе 5230,2 — на приобретение минеральных удобрений, 509,6 млрд. р. — на известкование.
Рисунок 3.2 – Наращивание мощностей по производству минеральных удобрений, тыс. т д.в.


Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии