БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Экономика АПК » Материально-техническая база АПК и ее использование

Материально-техническая база АПК и ее использование

Автор: Maxvel 8-04-2013, 20:37

Материально-техническая база АПК и ее использование

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Понятие, составные элементы и особенности материально-технической базы АПК
Материально-техническая база (МТБ) предприятий представляет собой совокупность средств производства и прежде всего — средств современного крупного машинного производства во всех отраслях АПК. Однако МТБ сельского хозяйства имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при решении проблем на различном уровне управления и механизации производства:
1. Составной частью МТБ сельского хозяйства является земля, которая неодинакова по своему плодородию и требует различных затрат на производство единицы продукции. От уровня развития земли зависит во многом и эффективность использования других средств производства в сельском хозяйстве (зданий, сооружений, машин, оборудования, скота, удобрений и т.д.).
2. МТБ сельского хозяйства в значительно большей степени, чем другие отрасли АПК, подвержена влиянию природных условий. Для нее характерна резко выраженная зональность производства. Отсюда — неодинаковые размеры и структура материально-технических средств, производственных затрат на 1 га площади и единицу продукции, применение различных систем машин, удобрений и других элементов производства.
3. Эффективность использования материально-технических средств производства в сельском хозяйстве во многом зависит от сезонности производства. Рабочий период не совпадает со временем производства, многие машины в сельском хозяйстве используются всего лишь несколько дней в году. В связи с этим требуются дополнительные затраты на хранение машин, возникает необходимость создания запасов семян, кормов и т.п. Отсюда производство в сельском хозяйстве является достаточно фондоемким.
4. Составной частью МТБ сельского хозяйства являются живые организмы и растения (продуктивный и рабочий скот, птица, многолетние насаждения и др.). Их эффективное использование возможно лишь при глубоком познании биологических законов животных и растений, при достаточно полном обеспечении другими средствами производства.
5. В связи с производством продукции на обширной территории, нужны мобильные агрегаты, хорошая транспортная (дорожная) сеть, на что требуются значительные капитальные вложения.
6. МТБ сельского хозяйства состоит из средств производства, поставляемых промышленностью (машины, оборудование, топливо, смазочные материалы, удобрения и др.), и средств производства, создаваемых самим сельским хозяйством (животные, корма, семена, органические удобрения и т.д.).
7. МТБ сельского хозяйства должна быть тесно увязана с материально-техническим обеспечением других звеньев АПК, осуществляющих хранение, переработку, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции.
Энергетические ресурсы являются важнейшими, наиболее влияющими на МТБ предприятия. Энергетические ресурсы — суммарная мощность механических, электрических двигателей, электроустановок (в лошадиных силах) и численность рабочего скота. Энергетические мощности сельского хозяйства в прошлом были представлены в основном живой тягловой силой. В настоящее время, наоборот, почти полностью они состоят из электрических и механических двигателей и установок.
Основными показателями наличия энергетических ресурсов являются: энергообеспеченность — среднегодовые энергетические мощности на единицу земельной площади; энерговооруженность труда — среднегодовые энергетические мощности на одного среднегодового работника. Чем выше энергообеспеченность и энерговооруженность, тем выше производительность труда.
В современных условиях важное значение придается ресурсосбережению, которое должно стать важным источником удовлетворения растущих потребностей в электроэнергии, топливе, других видах сырья и материалов. В связи с этим в экономическом анализе необходимо применять показатель энергоемкости продукции, представляющий собой величину среднегодовых энергетических мощностей на рубль валовой продукции, валового и чистого дохода (прибыли), и, наоборот, показатель энергоемкости — сколько получают валовой продукции, валового и чистого дохода на единицу энергетических емкостей (рублей на лошадиную силу).
Механизация — это процесс замены ручного труда частичной и комплексной механизацией, автоматизированной системой машин. При частичной механизации механизируются лишь отдельные процессы производства, при комплексной — все процессы выполняются органическими средствами поточным способом, а при автоматизированной системе машин производство осуществляется, регулируется и контролируется с помощью наблюдения человека.
Уровень механизации труда выражается в процентах и определяется отношением объема механизированных работ, выполняемых машинами с механическими и электрическими двигателями, к общему объему соответствующих работ. В отдельных отраслях наряду с вышеприведенными показателями уровень механизации определяется соотношением численности занятых работников, трудозатрат, а также по отношению выкупаемой продукции — машинами и механизмами к общему объему производства.
Средний уровень механизации возделывания отдельных сельскохозяйственных культур определяют путем отношения общего объема механизированных работ в условных эталонных гектарах к общему объему всех работ, переведенных в эталонные гектары. Уровень механизации отдельных процессов в животноводстве рассчитывается как отношение поголовья животных, обслуживающихся с помощью машин и механизмов, к общему поголовью.
Система машин является необходимым условием поточного производства, которое предполагает непрерывность, ритмичность и строгую последовательность выполнения работ, равномерное движение материальных средств, машин, механизмов, рабочих.
Производственные здания и сооружения являются важной составной частью МТБ отраслей и предприятий АПК, в том числе и сельского хозяйства. Здания и сооружения в сельском хозяйстве подразделяются на следующие группы: производственные здания и сооружения сельскохозяйственного назначения; производственные здания и сооружения несельскохозяйственного назначения (здания торговли, общественного питания, подсобных промыслов и др.); производственные здания и сооружения (жилые дома, клубы, поликлиники и т.д.). К сооружениям относят гидротехнические, внутрихозяйственную оросительную и дренажную сети, теплицы и парники, водонапорные башни, силосно-сенажные траншеи, ямы, башни, воздушные линии энергопередач и др.
Экономическую эффективность использования производственных зданий и сооружений характеризует система показателей: стоимость валовой продукции, валовой чистый доход на рубль среднегодовой балансовой стоимости объекта; среднегодовая стоимость здания, сооружения, отнесенная к годовой сумме, прибыли (срок окупаемости используемых производственных средств). Применяются и другие (частные) показатели: затраты труда на 1 голову животных или на 1 ц продукции, произведенной в данном помещении; продуктивность животных; себестоимость 1 ц произведенной продукции, улучшение санитарно-гигиенических условий.
Важнейшим результатом повышения экономической эффективности использования зданий и сооружений являются: увеличение производства и удешевление продукции посредством широкого проведения реконструкции действующих производственных объектов, удешевления строительства; применение комплексной механизации и передовой технологии; внедрение индустриальных методов производства продукции; специализация и концентрация производства.
Таким образом, уровень механизации (Ум, %) отдельных производственных процессов определяют отношением объема работ, выполненных с помощью технических средств, к общему объему работ:

где Ом - объем механизированных работ, га, т; Ооб - общий объем работ, га, т.
В животноводстве уровень механизации (Ум, %) каждого процесса определяется отношением численности поголовья, обслу¬живаемого с помощью средств механизации (Пм), к общему поголовью (Поб):

Общий уровень механизации (Уоб %) производства конкретного вида продукта или отрасли можно рассчитать по формуле:

где Д - доля отдельных видов работ в общих затратах труда, %.
При определении общего уровня механизации производства продукции можно применять и другой способ:

где З з.т. – затраты труда на механизированных работах, чел.-ч; З т.общ – общие затраты труда, чел.-ч.

Косвенным показателем уровня механизации в растениеводстве может служить плотность механизированных работ - это объем механизированных работ в условных эталонных гектарах на 1 га пашни или посевов.
Непременным условием комплексной механизации сельского хозяйства являются создание и внедрение системы машин. Под системой машин понимают комплекс разнородных рабочих машин, последовательно включаемых в производство продукции на всех его стадиях.
Основой комплексной механизации сельского хозяйства являются энергетические ресурсы, которые представляют собой мощности механических, электрических двигателей, электроустановок, и численность рабочего скота в пересчете на механическую силу. Общая мощность всех энергетических ресурсов выражается в лошадиных силах (л. с).
При определении мощности энергетических ресурсов мощность электродвигателей и электроустановок переводится в лошадиные силы по соотношению 1 кВт = 1,36 л. с.
Для перевода в лошадиные силы следует пользоваться коэффициентами: рабочая лошадь - 0,75 л. с; рабочий вол - 0,50 л. с; рабочий буйвол - 0,60 л. с; взрослый верблюд - 0,75 л. с; рабочий осел - 0,50 л. с.
Показателями, характеризующими обеспеченность сельского хозяйства энергетическими ресурсами, являются энергообеспеченность и энерговооруженность.
Энергообеспеченность (Эоб) определяется как отношение мощности энергетических ресурсов (Эр ) к площади пашни или посева (ПЛ):

Энерговооруженность (Эв) представляет собой мощность энергетических ресурсов в расчете на одного среднегодового работника (Тр):

Основными показателями обеспеченности сельского хозяйства электроэнергией выступают электрообеспеченность и электровооруженность труда.
Электрообеспеченность сельскохозяйственного производства представляет собой количество потребленной на производственные цели электроэнергии, приходящейся на единицу площади пашни или посевов (кВт/ч на 1 га).
Электровооруженность труда характеризуется количеством потребленной на производственные цели электроэнергии в расчете на среднегодового работника (кВт/ч на одного работника).
Уже указывалось, что важнейшим элементом материально-технической базы АПК являются машины и оборудование. А в сельском хозяйстве значительную роль играет машинно-тракторный и комбайновый парки. Выпуск тракторов в России начался в 1930-е гг., а в Республике Беларусь — в послевоенный период.
С развитием МТБ улучшаются качественные показатели тракторов и комбайнов: повышается скорость движения, возрастает маневренность и проходимость машин, уменьшаются габариты, масса конструкций и удельный расход топлива, растет производительность. Увеличение производства и поставки тракторов, комбайнов и других машин в сельское хозяйство способствует уменьшению нагрузки земли на одну машину, вследствие чего создается возможность выполнения необходимых объемов работ в оптимальные сроки. Однако промышленности необходимо совершенствовать и улучшать машинно-тракторный парк, а предприятиям АПК (в том числе и сельскому хозяйству) — повышать эффективность его использования. Для многих промышленных предприятий АПК, а также для колхозов, совхозов и развивающихся крестьянских и фермерских хозяйств необходим трактор с высокой маневренностью, с повышенной скоростью, двумя ведущими мостами, высоким дорожным просветом и регулируемой колеей. Важным условием эффективного использования таких тракторов является обеспечение их необходимым комплексом машин и орудий для выполнения всего комплекса работ в соответствии с новыми технологиями производства сельскохозяйственной продукции. Эффективность использования имеющегося на предприятии машинно-тракторного парка характеризуют следующие показатели:
• сезонная и годовая выработка на трактор, комбайн или другую машину, га, усл. эт. га, т/км и др.;
• годовая выработка на среднегодовой трактор в целом по парку, определяемая делением годового объема механизированных работ в условных эталонных гектарах на среднегодовое количество условных эталонных тракторов, эт. га;
• часовая, сменная и дневная выработка (физических и эт. га);
• количество отработанных машино-смен и дней в году;
• коэффициент сменности, определяемый отношением количества машино-смен к количеству машино-дней.
Экономическую эффективность использования имеющихся машин, агрегатов и их комплексов можно определить и с помощью таких показателей, как производительность труда, эксплуатационные расходы на единицу продукции или выполненную работу, себестоимость условного эталонного и физического гектара обработки почвы, уборки урожая и т.д.; произведенные затраты на центнер продукции, на гектар; срок окупаемости капитальных вложений на приобретение машин и механизмов.
Обеспеченность сельскохозяйственными машинами и орудиями характеризуется наличием машин и орудий различных видов в расчете на 100 га пашни (для машин общего назначения) или какой-либо культуры (для специальных машин).
В качестве показателя обеспеченности хозяйства техникой можно использовать коэффициент обеспеченности (Коб, %), который определяется как отношение фактического количества техники (ТХф,) к нормативной потребности (ТХН):

Тракторообеспеченность определяется как отношение физических или условных эталонных тракторов к площади сельхозугодий или пашни.
Эффективность использования машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве характеризуется нижеследующей системой показателей.
Сменная и дневная выработка в условных эталонных гектарах – отношение объема механизированных работ к числу отработанных тракторами смен или дней.
Годовая выработка в эталонных гектарах на физический и условный эталонный трактор – отношение объема механизированных работ к числу физических или условных эталонных тракторов.
Коэффициент сменности работы тракторов – отношение числа машино-смен к числу машино-дней или отношение дневной выработки к сменной выработке.
Число отработанных машино-дней и машино-смен физическим или эталонным трактором – отношение общего числа отработанных машино-дней и машино-смен к числу тракторов.
Коэффициент использования тракторного парка – отношение числа отработанных машино-дней одним трактором к годовому фонду рабочего времени.
Величина эксплуатационных затрат в расчете на условный эталонный гектар – отношение эксплуатационных затрат к объему механизированных работ. Эксплуатационные затраты включают оплату труда механизаторов и вспомогательных рабочих, стоимость топлива и смазочных материалов, амортизационные отчисления по тракторам и сельскохозяйственным машинам, затраты на техническое обслуживание и текущие ремонты тракторов и машин, затраты на хранение машин.
Себестоимость условного эталонного гектара механизированных работ – отношение производственных затрат по эксплуатации техники к объему механизированных работ в условных эталонных гектарах.
Перевод физического объема тракторных работ в условные эталонные гектары производится путем умножения числа выполненных сменных норм выработки трактором данной марки на эталонную выработку.

где Оу – объем работ в условных эталонных гектарах; К - коэффициент перевода в условные эталонные тракторы (табл. 8.1), численно равный сменной эталонной выработке, усл.эт.га; Оф – физический объем работ; Н - технически обоснованная сменная норма выработки трактора; n - число нормо-смен.
Эффективность использования комбайнов (зерноуборочных, картофелеуборочных, силосоуборочных и т.д.) определяется следующими показателями: сезонная выработка, га; дневная (суточная) выработка, га; число дней работы; себестоимость работ.

Таблица 8.1 – Коэффициенты перевода физических тракторов в условные эталонные
Марка тракторов Коэффициент перевода
Гусеничные тракторы
Т-150 1,65
ДТ-75М 1,10
ДТ-75 1,00
Т-70С 0,90
Колесные тракторы
К-701 2,70
К-744 2,20
К-700А 2,20
К-700 2,10
Т-151К; Т-150К 1,65
МТЗ-1522 1,56
МТЗ-1221 1,30
МТЗ-1005; МТЗ-1025 1,05
МТЗ-80; МТЗ-82; МТЗ-900; МТЗ-920 0,80
МТЗ-570; МТЗ-572; МТЗ-510Е; МТЗ-512Е 0,62
МТЗ-520; МТЗ-522
МТЗ-550Е; МТЗ-552Е 0,57
Т-40; Т-40А 0,50
Т-25А; МТЗ-320; МТЗ-310 0,30
Т-16М; МТЗ-210; МТЗ-220 0,22
Мерседес МБ-трак 700 0,65
Мерседес МБ-трак 800 0,75
Мерседес МБ-трак турбо 900 0,85
Мерседес МБ-трак 1000 0,95
Мерседес МБ-трак 1100 1,10
Мерседес МБ-трак 1300 1,25
Мерседес МБ-трак 1500 1,50
Джон-Дир 6400 1,00
Джон-Дир 8100 1,85
Урсус 1134 0,97
Урсус 1614 1,52
Зстор 11245 1,00
Зетор 16245 1,60
Массей-Ферпосон МФ 39 1,04
Массей-Ферпосон МФ 8150 1,80
Дойтц-Фар 6.05 1,05
Дойтц-Фар 6.71 1,65
Примечание – Источник. Справочник нормативов трудовых и материальных затрат для ведения сельскохозяйственного производства. Минск, 2002.

В сельскохозяйственном производстве одна и та же работа часто выполняется различными агрегатами и способами. Исчисление стоимостных показателей позволяет обосновать наиболее экономичный агрегат и отобрать лучший вариант комплекса машин.
Важнейшей составляющей МТБ предприятий и отраслей АПК, в том числе и сельского хозяйства, являются транспортные средства и дороги. С их помощью сокращается рабочее время на создание и реализацию продукции и тем самым обеспечиваются рост производительности труда и снижение себестоимости продукции. Создание хорошей транспортной сети является и важнейшим условием социального переустройства села.
Использование транспорта в сельском хозяйстве имеет свои особенности: сезонность и неравномерность загрузки подвижного состава, разнообразие грузов, большой объем грузоперевозок на короткие расстояния, децентрализация транспорта между отдельными предприятиями.
Основные виды транспорта в сельском хозяйстве — автомобили, тракторы. Применяется также трубопроводный (водопроводы, молокопроводы, газопроводы и т.д.), авиационный, гужевой транспорт. Доля автомобильных перевозок составляет 75 % , тракторных — 22-23, гужевого транспорта — 2-3 % общего объема транспортных работ в сельском хозяйстве.
Автомобильный транспорт применяется преимущественно на межхозяйственных перевозках. На внутрихозяйственных транспортных работах в растениеводстве, животноводстве, строительстве широко используются тракторы, особенно активно — в осенний и весенний периоды в районах с труднопроходимыми дорогами.
Экономическая эффективность использования транспортных средств определяется себестоимостью выполненных работ. К показателям эффективности использования транспортных средств относятся различные коэффициенты: использования грузового автомобильного парка (число работающих автомобилей в процентах ко всем автомобилям); использования машин в работе (отношение машино-дней в работе к количеству машино-дней пребывания автомобиля в хозяйстве); рабочего времени (отношение машино-часов, затраченных на перевозку грузов или техническое обслуживание автомобильного парка, к общей продолжительности пребывания автомобиля в наряде); пробега (отношение количества километров, пройденных с грузом, к общему пробегу); грузоподъемности (отношение общего количества выработанных тонно-километров к пробегу автомобилей с грузом) и др.
Главная задача транспорта – обеспечить ритмичность производственного процесса, быстрое и планомерное движение грузов и рабочей силы. Без этого производство останавливается, замирает. Особенно это касается предприятий с непрерывным процессом производства.
Задача грузового автомобильного транспорта – перевозка определенного количества груза, измеряемого в тоннах, и выполнение определенного объема транспортной работы, измеряемой в тонно-километрах.
Единицей (основой) перевозки грузов является одна ездка, т.е. комплекс операций по погрузке, перевозке и выгрузке груза.
Степень использования подвижного состава характеризуют нижеследующие показатели.
Коэффициент технической готовности подвижного состава (автопарка) – отношение числа автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии к общему числу аитомобиле-дней пребывания в хозяйстве.
Коэффициент выпуска подвижного состава на линию –- отношение числа автомобиле-дней в работе к числу автомобиле-дней в хозяйстве.
Коэффициент использования грузоподъемности. Под грузоподъемностью автомобиля понимают предельную массу полезного груза, который помещается в кузове за рейс. Определяют статистический и динамический коэффициенты грузоподъемности.
Статистический коэффициент грузоподъемности определяется отношением количества фактически перевезенного груза за один рейс к количеству груза, которое могло быть перевезено при полном использовании грузоподъемности, т.е. к номинальной грузоподъемности автомобиля или автопоезда.
В экономических расчетах чаще используют динамический коэффициент грузоподъемности. Этот показатель определяется отношением количества фактически выполненной транспортной работы в тонно-километрах к возможной транспортной работе (при условии полного использования грузоподъемности на протяжении всего пробега с грузом). Таким образом, в отличие от коэффициента статистического использования грузоподъемности он учитывает не только количество перевезенного груза, но и расстояние, на которое перевозится груз.
Коэффициент использования пробега – отношение пробега с грузом к общему пробегу автомобиля. Эта величина показывает долю пробега автомобиля с грузом к общему пробегу.
Средняя длина ездки – средний пробег, совершаемый автомобилем за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки. Определяется делением общего груженого пробега на число выполненных ездок.
Среднее расстояние перевозки груза – средняя дальность перевозки 1 т груза, определяемая делением выполненной транспортной работы в тонно-километрах на число перевезенных тонн.
Время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой.
Время в наряде. Измеряется часами с момента выезда автомобиля из гаража до момента его возвращения в гараж за вычетом времени, отводимого водителю на прием пищи.
Коэффициент использования рабочего времени автомобиля. Определяется делением фактического времени пребывания автомобиля в движении на время в наряде.
Техническая скорость – средняя скорость движения подвижного состава за определенный период времени, равная отношению пройденного расстояния ко времени движения.
Эксплуатационная скорость - условная скорость движения подвижного состава во время его нахождения на линии, определяемая
отношением пройденного расстояния к общему времени нахождения на линии.
К показателям, характеризующим эффективность использования автотранспорта, относят нижеследующие.
Число ездок – время работы подвижного состава на маршруте, т.е. время непосредственного выполнения ездок (за вычетом нулевого пробега).
Производительность подвижного состава – количество груза, перевезенного одним автомобилем за рабочий день. Определяется как произведение числа ездок на количество груза, перевозимого за одну ездку.
Производительность транспортных средств характеризуется количеством перевезенных грузов (т) или работой (т/км), выполненной за единицу времени (т. за рейс, т/км за рейс).
Это один из важнейших обобщающих показателей, характеризующих уровень использования транспортных средств.
Себестоимость тонно-километра – важнейший результативный показатель работы автотранспорта. Для исчисления себестоимости необходимо все затраты на содержание грузового автотранспорта хозяйства за минусом затрат на капитальный ремонт автомобилей разделить на количество выполненных тонно-километров. Себестоимость тонно-километра в большой мере зависит от уровня производительности автомобилей. Значительное влияние на величину себестоимости оказывают оплата труда водителей, расходы на текущий ремонт, топливо и смазочные материалы.
Одним из резервов улучшения работы автомобильного транспорта является концентрация его крупных специализированных автотранспортных предприятий агропромышленного комплекса на основе межхозяйственной кооперации, лучшего использования специализированных и большегрузных транспортных средств предприятий АПК.
Эффективность использования автотранспорта в значительной степени зависит от типа и состояния дорог. Автомобильные дороги можно разделить на 5 категорий: I и II категории — дороги межгосударственного и основные республиканского значения, III категория — остальные дороги республиканского и основные областного значения, IV — остальные дороги областного и районного значения; V категория — дороги местного значения.
Большинство внешнехозяйственных дорог районного значения имеет щебеночное, гравийное и каменное покрытия. Внутрихозяйственные дороги в основном — профилированные грунтовые. По сравнению с автомобильными дорогами с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон) себестоимость перевозок по профилированным грунтовым дорогам, находящимся в хорошем состоянии, выше в 2 раза, расход топлива выше в 1,54 раза, а по грунтовым дорогам во влажном состоянии соответственно эти показатели значительно выше.
Отставание дорожного строительства не только ухудшает условия эксплуатации машин, но и оказывает отрицательное влияние на социальное развитие села. В республике в последние годы увеличивается общая протяженность дорог, в том числе и с твердым покрытием.

2. Организация материально-технического обеспечения предприятий на условиях долгосрочной аренды
Лизинг (долгосрочная аренда) — это особая форма финансирования предприятия, при которой потребители получают машины и оборудование с отсрочкой платежа за них. Лизинговые операции являются в настоящее время неотъемлемой частью экономики большинства развитых стран.
Лизинг представляет собой специфическую форму привлечения инвестиций путем аренды имущества и является альтернативой банковскому кредитованию.
Под общим названием «лизинг» обычно понимается лизинг, хайринг и рейтинг, т.е. соответственно долгосрочная, среднесрочная и краткосрочная аренда машин и оборудования.
Лизингодатель – предприятие, как правило, контролируемое банками, специализирующееся на купле движимого или (и) недвижимого имущества (обязательно производственного или профессионального назначения), которое оно сдает в аренду.
Лизингополучатель – промышленное или торговое предприятие, решившее взять в аренду средства производства (например, машины или оборудование) для использования их в процессе производства.
Поставщик – промышленное (строительное) или торговое предприятие, продукция которого выбрана арендатором.
Кроме того, в лизинговой сделке могут участвовать банк и брокер. Банк финансирует лизинговую операцию. Брокер (предприятие, специализирующееся на посреднических операциях) организует весь комплекс лизинговой сделки, «связывает» всех ее участников.
На практике выделяются два основных вида лизинга: финансовый и оперативный и несколько форм их реализации.
При финансовом лизинге стоимость имущества возвращается лизингодателю как часть лизинговых платежей. Само имущество остается у лизингополучателя. При оперативном лизинге по окончании срока договора имущество возвращается лизингодателю. Лизинговые платежи обеспечивают только возмещение его морального и физического износа. Виды и формы лизинга приведены в табл. 8.2

Таблица 8.2 – Виды и формы лизинга
Формы лизинга Вилы лизинга

Финансовый
(стоимость имущества возвращается лизингодателю. Имущество остается у лизингополучателя) Оперативный
(стоимость имущества возвращается частично. Имущество возвращается лизингодателю)
Внутренний Субъект лизинга - резидент страны
Международный Часть субъектов лизинга - нерезиденты страны
Начальный Объект лизинга новый
Остаточный Объект лизинга был в эксплуатации
Стандартный Лизингодатель выступает собственником лизингового имущества
Возвратный Собственник продаст имущество лизингодателю и становится лизингополучателем Оперативный лизинг в возвратной форме не практикуется
Раздельный Частичное финансирование особо крупных лизинговых сделок лизингополучателем
Сублизинг Передача части имущества лизингополучателем по договору сублизинга другому лизингополучателю
Чистый Техническое обслуживание объекта лизинга осуществляет лизингополучатель
Мокрый Техническое обслуживание, ремонт, страхование, услуги по эксплуатации, поставка сырья, подготовка персонала, реклама и другие услуги оказываются лизингодателем
Лизинговая сделка сопровождается следующими документами: лизинговым контрактом, заключаемым между лизингодателем и лизингополучателем; контрактом купли-продажи, отражающим общие условия поставки (роль этого контракта может выполнять наряд на поставку, направляемый лизингодателем фирме-поставщику); протоколом приемки, свидетельствующим о фактической поставке оборудования, его монтаже и вводе в эксплуатацию без претензий к поставщику. Он подписывается всеми участвующими в лизинговой операции сторонами.
Лизинговый договор вступает в силу с даты ввода оборудования как объекта лизинговой сделки в эксплуатацию. Данный документ может предусматривать различные варианты оплаты лизинговых услуг:
• платеж с фиксированной общей суммой;
• платеж с авансом;
• неопределенный платеж.
Преимущества лизинга для продавца по сравнению с обычной куплей-продажей:
• средство активного маркетинга;
• установление канала обратной связи;
• форсирование темпов обновления продукции;
• возможность на время избавиться от неиспользуемого оборудования;
• удобство расчета;
• снятие риска возможного неплатежа;
• возможность получить финансовые ресурсы, не прибегая к услугам финансовых организаций;
• эффективная реклама;
• увеличение объемов продажи за счет повышения спроса на вспомогательное оборудование.
Преимущества лизинга в сравнении с покупкой машин и оборудования на средства, полученные взаймы в результате обычной кредитной операции для пользователя:
• возможность будущего переоснащения производства;
• возможность проведения ускоренной амортизации машин и оборудования, а затем его покупки по низкой остаточной стоимости;
• приобретение арендатором инвестируемого товара с финансированием;
• выбор срока действия и вида контракта с учетом потребностей арендатора;
• предоставление арендатору на выгодных условиях 100% финансирования с привлечением средств со стороны;
• учет арендной платы по статьям текущих расходов;
• простота калькуляции;
• расширение возможностей предприятия в получении кредитов;
• небольшой первоначальный взнос за приобретенное оборудование;
• начало начисления арендных платежей после запуска оборудования;
• увеличение возможностей мелких предприятий по приобретению оборудования;
• высвобождение финансовых средств для других инвестиций, гибкое финансирование;
• повышение гибкости производственных программ;
• организация снабжения запасными частями;
• получение налоговых льгот;
• комплектность лизинговых услуг.
Расчет общей суммы лизинговых платежей выполняется в несколько этапов.
Расчет величины амортизационных отчислений на используемую по лизингу технику, причитающихся по условиям лизинговых соглашений.
Величина причитающихся лизингодателю амортизационных отчислений рассчитывается по формуле:

где А – амортизационные отчисления; Сб – балансовая стоимость техники; На – норма амортизационных отчислений; Т – срок действия лизингового соглашения.
Расчет величины платы за используемый кредитный ресурс:

где ПКр - плата за пользование кредитным ресурсом; Кр – величина кредитного ресурса, привлекаемого для проведения лизинговой операции; Е - процентная ставка за пользование кредитом.
Величина кредитного ресурса определяется по формуле:

где Сн – стоимость техники на начало года; Ск – стоимость техники на конец года.
Расчет величины комиссионных выплат:

где Пк. в. – плата по комиссии; Ск. в. – ставка комиссионных выплат.
Расчет величины дополнительных услуг лизингодателя:

где Пу – плата за услуги лизингодателя; Ркр – командировочные расходы работников лизингодателя; Р – расходы на оплату услуг (по эксплуатации оборудования и т.д.); Рр – расходы на рекламу; Рпр – прочие виды расходов на оплату услуг лизингодателю.
Расчет общей суммы выплат лизингодателю по лизинговому соглашению:

где ЛП - общая сумма лизинговых платежей.
С учетом налога на добавленную стоимость

Расчет периодических лизинговых взносов.
При годовой уплате взносов

При ежеквартальной выплате взносов

При ежемесячной выплате взносов

Лизинг в нашей республике и, в частности, в сфере обращения товаров и услуг производственно-технического назначения стал применяться с 1996 г.. При этом в роли арендодателя по передаче на условиях долгосрочной аренды тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования субъектам хозяйствования Республики Беларусь, основным или доминирующим видом деятельности которых является сельскохозяйственная деятельность, выступает ОАО «Белагросервис».
Формирование финансовых средств для закупки продукции машиностроения предусматривается Министерством финансов в прогнозных расчетах проектов бюджета или в плане доходов и расходов республиканского внебюджетного фонда поддержки производителей продукции сельского хозяйства и продовольствия. В пределах установленных сумм такие средства выделяются Министерству сельского хозяйства и продовольствия с последующим перечислением их арендодателю для формирования арендного фонда.
Предусмотренные ассигнования перечисляются арендодателю на специальный счет в банке и являются основой арендного фонда, пополнение которого осуществляется за счет возвратных платежей, части арендной платы и других разрешенных законом источников, а также процентов банка за хранение указанных средств. При этом средства, поступающие для формирования арендного фонда, должны расходоваться только строго по назначению.
Номенклатура и объемы закупки продукции машиностроения, передаваемой на основе долгосрочной аренды, формируются арендодателем согласно договорам-заявкам арендаторов, а также исходя из их спроса, минимальной цены конкретных видов продукции машиностроения при наличии в республике нескольких производителей аналогичных машин, уровня обеспеченности (по сравнению с нормативным) машинами и оборудованием данного вида, качества продукции машиностроения и ее соответствия передовым научно-техническим достижениям. При этом импортная продукция машиностроения приобретается при отсутствии аналогов отечественного производства (на условиях тендера).
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси утверждает суммарный объем передачи продукции машиностроения на условиях долгосрочной аренды по областям, исходя из обрабатываемой площади и объемов поставок продукции для государственных нужд.
Арендодатель на основе утвержденной Министерством сельского хозяйства и продовольствия номенклатуры продукции машиностроения и в пределах средств, имеющихся в арендном фонде, заключает договоры с поставщиками этой продукции, организует и контролирует ее отгрузку. Продукция, отгруженная поставщиками по прямым соглашениям или договорам с потребителями без документов арендодателя, не оплачивается из арендного фонда.
Арендодатель оплачивает поставщикам стоимость продукции машиностроения после того, как арендаторы подтвердили ее фактическое получение и соответствие по качеству и комплексности требованиям ГОСТа и ТУ. Транспортные расходы по доставке продукции машиностроения оплачиваются арендатором. Предоплата отечественной продукции, закупаемой для передачи ее на условиях долгосрочной аренды, не допускается, за исключением покупки по импорту.
Передача арендодателем продукции машиностроения осуществляется по акту в соответствии с заключенным договором долгосрочной аренды.
Арендатор в установленном порядке приходует переданную продукцию машиностроения на условиях долгосрочной аренды на свой баланс, начисляя по ней износ, перечисляет арендную плату и возвратные платежи в сроки, определенные арендным договором.
Ежегодно, в течение срока действия договора, с арендаторов взимается арендная плата в размере 3 % от невозмещенной (остаточной) стоимости принятой в долгосрочную аренду продукции машиностроения, которая относится арендаторам на себестоимость продукции. Арендная плата зачисляется на расчетный счет арендодателя с налогообложением в установленном порядке, расходуется по смете, согласованной с Министерством сельского хозяйства и продовольствия, на содержание структурных подразделений в аппарате арендодателя, облагросервисов, меж-райагросервисов и райагросервисов, а также на проведение работ по передаче в долгосрочную аренду продукции машиностроения. Неиспользованный остаток средств по арендной плате направляется на пополнение арендного фонда. Первый взнос арендной платы производится арендатором в момент передачи продукции в аренду.
При получении в аренду продукции машиностроения арендатор в обязательном порядке уплачивает единовременный взнос в размере 2,5 % первоначальной стоимости продукции машиностроения, который используется арендодателем для возмещения непредвиденных расходов, возникающих в процессе транспортировки, хранения и эксплуатации арендуемой продукции машиностроения (пожар, удар молнии, наводнение и т.д.).
Возвратные платежи рассчитываются от стоимости продукции машиностроения без учета транспортных расходов. Источником возвратных платежей у арендатора являются средства, используемые для финансирования капитальных вложений. Индексация стоимости продукции машиностроения для расчета возвратных платежей не производится на протяжении всего срока действия арендного договора.
В обусловленные договором арендные сроки арендодатель организует ежемесячно сбор возвратных платежей и направляет их на пополнение арендного фонда.
При заключении договора аренды с арендаторами срок ее рекомендуется устанавливать в зависимости от стоимости арендуемой продукции машиностроения. Кроме того, при заключении договора аренды действующим порядком формирования и использования средств на закупку тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования и передачи их субъектам хозяйствования Республики Беларусь на условиях долгосрочной аренды предусматривается еще ряд принципиально важных аспектов, регулирующих отношения арендодателя и арендатора:
• переход продукции машиностроения в собственность арендатора по истечении срока действия договора и после внесения им всех обусловленных платежей. В случае досрочной выплаты стоимости арендуемой продукции машиностроения, обусловленной договором арендной платы, эта продукция становится стоимостью арендатора с момента выплаты всех платежей;
• организация совместно с поставщиками проведения на договорной основе технического обслуживания, ремонта переданной в аренду продукции машиностроения в гарантийный и послегарантийный периоды;
• уплата арендатором в момент передачи объекта в аренду первоначального возвратного платежа в размере от 10 до 30 % и единовременного взноса для возмещения непредвиденных расходов, а также арендной платы;
• определение сроков внесения возвратных платежей по каждому арендатору, исходя из его финансовых возможностей, которые оговариваются при заключении договора;
• при просрочке уплаты возвратных платежей арендаторами начисление пени на сумму платежа в размере учетной ставки Национального банка на день исполнения платежного обязательства и зачисление его на пополнение арендного фонда;
• гарантии уплаты платежей, предусмотренных договором, включающие в себя такие требования, как предоставление банковских гарантий, передача в счет возвратных платежей произведенной арендатором продукции по согласованным ценам (при согласовании арендодателя), залоговые обязательства.
Расходы на компенсацию ущерба, возникшие у арендатора в результате непредвиденных обстоятельств, осуществляет арендодатель за счет средств арендного фонда на основании документов, представленных и оформленных в соответствии с действующим законодательством и заключенным между арендатором и арендодателем договором долгосрочной аренды.
Транспортные средства (автомобильные, другие специальные прицепы) подлежат постановке арендаторами на временный учет в органах ГАИ, а тракторы и сельскохозяйственная техника — в органах Гостехнадзора, Проматомнадзора на срок действия аренды. Регистрация и перерегистрация транспортных средств, тракторов, сельскохозяйственной техники и оборудования при передаче в аренду (субаренду) и после окончания срока ее действия, а также проведение любых регистрационных операций производятся в соответствии с действующими Правилами по предоставлению ходатайства арендодателя.
Контроль за целевым использованием арендного фонда осуществляют Министерство сельского хозяйства и продовольствия и Министерство финансов Республики Беларусь. В случаях нецелевого использования средств арендного фонда применяются штрафные санкции в соответствии с действующим законодательством.
Не позднее 10 числа месяца, следующего за полугодием, арендодатель представляет Министерству сельского хозяйства и продовольствия отчет об использовании средств, выделяемых на закупку продукции машиностроения и передачу ее на условиях долгосрочной аренды. Министерство сельского хозяйства и продовольствия не позднее 15 числа месяца, следующего за полугодием, представляет указанный отчет Министерству финансов Республики Беларусь.
Таким образом, действующий порядок передачи тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования субъектам хозяйствования Республики Беларусь на условиях долгосрочной аренды является законодательной основой и руководством в налаживании лизинговых отношений между субъектами хозяйствования в сфере сельскохозяйственного производства.

3. Задачи механизации и научного обеспечения материально-технической базы отраслей АПК
Механизация АПК должна обеспечивать высокий уровень интенсификации производственных процессов при росте эффективности капиталовложений и сокращении ресурсопотребления. Целенаправленная техническая политика государства призвана выйти в ближайшие годы на следующие показатели:
1. уровень механизации труда в растениеводстве — 70 %, в животноводстве — 55 %;
2. повышение производительности труда в 1,8-2 раза;
3. снижение материалоемкости производства продукции до 0,9-1 кг/ц корм, ед., расход топлива до 4,7-4,8 кг/ц корм. ед.
В основу технического обеспечения сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей должны быть положены системы машинных технологий и технических средств, дифференцированные по природно-производственным условиям, взаимоувязанные по объемам производства и переработки сельскохозяйственной продукции и отвечающие требованиям интенсификации, ресурсосбережения и экологии.
Развитие механизации отраслей должно базироваться на следующих основных принципах:
• системном подходе к разработке и производству техники, обеспечивающем возможность полнокомплектной поставки технических средств для законченных технологических циклов;
• сбалансированности создания и освоения производства техники, исходя из реальных ресурсных возможностей республики, потенциала научно-исследовательских, конструкторских организаций и предприятий сельхозмашиностроения;
• максимальной эффективности в сфере производства и потребления техники;
• рациональном ограничении номенклатуры технических средств, сокращении материало- и энергоемкости путем создания оптимальных типоразмерных рядов, агрегатной унификации и универсализации машин;
• автоматизации технологических процессов (в первую очередь — стационарных) с использованием машино-аппаратов и роботов.
Эффективность механизации, электрификации и механизации технических процессов в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях в значительной степени зависит от уровня научного обеспечения.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы должны быть направлены главным образом на создание высокопроизводительных, малоресурсоемких, универсальных машин и орудий, позволяющих существенно повысить уровень механизации при значительном сокращении номенклатуры применяемых технических средств и затрат производственных ресурсов.
Программой механизации АПК предусмотрено, что основу мобильной энергетики республики должны составлять тракторы ПО «МТЗ». В первую очередь будет организован массовый выпуск колесных тракторов общего назначения 3-го класса мощностью 200 л.с. взамен Т-150К, которые морально устарели, конструктивно несовершенны и имеют низкую техническую готовность. Объемы поставок тракторов МТЗ хозяйствам в ближайшей перспективе возрастут. Совершенствование шлейфа машин к новым и выпускаемым тракторам предусматривается путем создания технических средств, более качественно выполняющих свое функциональное назначение, с меньшим количеством проходов агрегатов по полю, более универсальных.
Создание техники для механизации сельского хозяйства тесно связано с проблемой формирования системы машин для перерабатывающих отраслей. Отсутствие такой системы ведет к тому, что создаются далекие друг от друга по своим свойствам и назначению технологии, не всегда учитывается специфика отдельных производств. Структурная классификация такой большой сферы, как перерабатывающая промышленность, не может не иметь определенных недостатков. Перерабатывающая промышленность имеет ряд однотипных процессов (измельчение, варка, сушка, разлив, упаковка и т.д.), осуществляемых с использованием различного сырья. Поэтому в основу должен быть положен принцип следования по цепочке от производителя сырья, его хранения, подготовки, транспортирования, обработки по различным технологиям до передачи для реализации потребителю через хранение, систему массового питания и розничной торговли. Существующая классификация отраслей и соответствующая ей система машин и технологий не способствуют поиску общих технологических решений и сокращению количества требуемых отраслям машин и оборудования.
Международная стандартная отраслевая классификация (МСОК) выделяет пять основных групп единого раздела «Производство продуктов питания и напитков». Они включают: производство, обработку и консервирование мяса, рыбы, фруктов, овощей, масел и жиров; производство молочных продуктов; производство мучных продуктов, крахмала и крахмалосодержащих продуктов, а также готовых кормов для животных; производство других продуктов питания; производство напитков. Очевидно, что при такой классификации возможны выделение однотипных процессов, сокращение номенклатуры используемого и в целом взаимозаменяемого оборудования. Отраслевая разобщенность должна уступить место системе машин и технологий, сокращению количества оборудования.
Согласно имеющейся информации, в перерабатывающей промышленности стран СНГ используется более 54 тыс. единиц оборудования. В связи с этим первоочередными действиями должны быть: пересмотр в сторону резкого сокращения существующей системы машин и технологий; выделение среди них однотипных; существенное снижение номенклатуры изделий. Выпускаемый промышленностью Республики Беларусь номенклатурный перечень охватывает не более 2-3 % требуемого количества, что крайне ненормально. Эта работа ведется единым координационным органом, способным обеспечить: выработку научных принципов формирования систем машин и технологий перерабатывающих отраслей Республики Беларусь и однотипных предприятий стран СНГ; эффективное регулирование отношений посредством экономических факторов в условиях рынка в цепочке «производитель — переработчик — потребитель».
В России, осознав сложившуюся ситуацию, создали Российский союз товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности. Очевидно, что аналогичное организационное решение следует принять и в Беларуси, объединив в одну организацию (ассоциацию) производителей машиностроительной и пищевой промышленности. Эта организация смогла бы эффективно решать весь комплекс мероприятий по разработке и введению в действие системы машин для перерабатывающей промышленности.
Машиностроение, производящее оборудование для перерабатывающей промышленности, перестраивается. Анализ данных по производству оборудования для перерабатывающей промышленности ФРГ показывает, что наибольший объем в производстве оборудования занимают машины для упаковки пищевой продукции, следом идут компоненты и части различного оборудования. Во многих развитых странах действует аналогичная структура распределения объемов производства машин, которую необходимо принимать во внимание на перспективу. Это является основой деятельности предприятий машиностроения для перерабатывающей промышленности.
В пищевой промышленности ставятся задачи: сократить расходы сырья, снизить потери и повысить качество выпускаемой продукции; снизить материально-энергетические и трудовые затраты; изыскать местное сырье, ранее не используемое в производстве продукции; расширить ассортимент вырабатываемой продукции, требуемый для ее производства набор технологического оборудования; уменьшить объемы пищевых отходов, являющиеся источником загрязнения окружающей среды; удлинить сроки хранения производимой продукции.
Первоочередного решения требует разработка: энергообеспечивающей технологии и оборудования для приготовления сахарных сиропов; недорогого и удобного в эксплуатации универсального оборудования для выпечки кондитерских и хлебобулочных изделий на предприятиях, расположенных в сельской местности и небольших населенных пунктах, позволяющего работать с частыми остановками и запусками процесса выпечки и обеспечивающего высокое качество продукции. Нужны совместные интенсивные технологии и оборудование для увеличения объемов производства высококачественных вин, коньяков и коньячных напитков на основе ускоренной выдержки спиртов, что уменьшит их стоимость на 40 % по сравнению с приготовленными по традиционной технологии аналогами. Произойдет снижение потерь за счет сокращения срока выдержки в 3-4 раза. Разработка и внедрение эффективной технологии и оборудования создадут благоприятные условия для производства спирта из яблочных выжимок. Это обеспечит сокращение дефицита этилового спирта при безотходной технологии переработки яблок и расширит ассортимент плодовых вин. Разработка технологического процесса и комплекса оборудования для выпуска элитных сортов крепких алкогольных напитков обеспечит их конкурентоспособность на мировом рынке, даст возможность снизить потери спирта за счет применения новых адсорбентов.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии