БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Экономика АПК » Цены и ценообразование на продукцию, средства производства и услуги в АПК

Цены и ценообразование на продукцию, средства производства и услуги в АПК

Цены и ценообразование на продукцию, средства производства и услуги в АПК

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1 Сущность, функции, система цен и тарифов АПК
Цена является, прежде всего, объективной экономической категорией товарного производства и рыночных отношений. Она выражает причинно-следственные связи в развитии экономических отношений по поводу учета и соизмерения общественно необходимых издержек производства товара.
Объективность данной категории, ее независимость от волеизъявления людей определяются характером товарно-денежных отношений и обмена товарами на рынке. В то же время, познав эту категорию, товаропроизводители и контрагенты на рынке используют цены как инструмент учета затрат живого и прошлого труда, регулирования товарного обращения на рынке. Традиционно цену определяют как денежное выражение стоимости товара, и такое определение не вызывает серьезных возражений, хотя отдельные экономисты рассматривают цену как сумму денег, образующуюся в результате взаимодействия спроса и предложения продукции на свободном рынке, которую необходимо уплатить за единицу товара. В то же время стоимостная основа цен не исключает их отклонений под влиянием рыночного спроса и предложения. Однако сумма цен всегда должна равняться сумме стоимостей товара, иначе не будет обеспечена эквивалентность обмена.
Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. В такой формулировке выделяются два основных момента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Попросту говоря, цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности.
Функции цен многообразны и отражают большую роль, которую они играют в экономике. Первичной их функцией следует считать измерительную; благодаря цене появляется возможность определить (измерить) стоимость товара.
Другая важная функция цен – учетная. Поскольку ценность любого имущества получает денежное выражение, появляется возможность вести хозяйственный учет, используя единый измеритель, и рассчитывать такие показатели, как валовая и товарная продукция, валовой и чистый доход, себестоимость, прибыль и др.
Цена может выполнять также регулирующую функцию. В рыночной экономике цены – это основной инструмент поддержания экономических пропорций. Повышение или понижение цены приводит к выравниванию величины спроса и предложения и тем самым способствует увеличению или сокращению поставок товара на рынок.
Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.
Стимулирующая функция цены проявляется в том, что при определенных условиях она может стимулировать увеличение выпуска продукции и повышение ее качества.
На внешнем и внутреннем рынках сложилось множество цен на продукцию и услуги отечественного АПК. Высшим их уровнем должны служить цены мирового рынка, которые призваны возмещать затраты на производство, заготовку и транспортировку продукции зарубежным покупателям (включая таможенно-тарифные налоги и сборы) с прибавлением минимально необходимой прибыли на всех этапах продвижения экспортируемых товаров. Такие цены формируются под влиянием спроса и предложения и регулируются монополистическими объединениями стран-экспортеров и импортеров.
На отечественном рынке высшим уровнем должны служить розничные цены, возмещающие производителям продукции издержки производства и прибыль, заготовителям и торговым предприятиям – торгово-заготовительные издержки и прибыль. Однако на практике розничные цены на отдельные социально значимые продукты первой необходимости могут устанавливаться государством на уровне ниже закупочных, и разница возмещается за счет средств республиканского и местных бюджетов, специальных централизованных фондов. Розничные цены устанавливаются на продукты, реализуемые в государственной розничной сети и комиссионной торговле потребкооперации.
Наиболее распространенными в АПК являются государственные закупочные цены, по которым заготовители и перерабатывающие предприятия закупают сельскохозяйственную продукцию у СПК, фермеров и населения в счет госзаказа и помимо него. Указанные цены утверждаются республиканскими и местными ценообразующими органами в директивном порядке. На уровне республики таким органом является Комитет цен при Министерстве экономики Беларуси, а на уровне областей — облисполкомы.
На общереспубликанском уровне утверждаются и корректируются по представлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси закупочные цены на зерно, молоко, скот и птицу в живой массе, фабричную сахарную свеклу и льнопродукцию, а на областном уровне — на продукцию локального производства и потребления: картофель, овощи, плоды и ягоды. Закупочные цены на отдельные социально значимые продукты массового потребления подвергаются централизованным ограничениям (ряд мясо-молочных продуктов и хлебокондитерских изделий). Государственные закупочные цены призваны возмещать издержки производства и минимально необходимую прибыль каждому нормально работающему субъекту хозяйствования.
Наряду с закупочными широко распространены свободные договорные цены на продукцию предприятий АПК, реализуемую ими сверх госзаказа. Их разновидностью являются межхозяйственные расчетные цены, устанавливаемые в межхозяйственных производственных объединениях на сырье и полуфабрикаты, реализуемые хозяйствами-участниками головным предприятиям в порядке кооперированных поставок. В основе таких цен лежит нормативная себестоимость полуфабрикатов (молодняка для доращивания и откорма) с прибавлением планируемой прибыли головного (межхозяйственного) предприятия в соответствии с трудо- и фондоемкостью продукции по кооперирующимся хозяйствам. Применяются также и договорные цены по случайным сделкам хозяйствующих субъектов, цены внутридеревенского оборота сельскохозяйственной продукции и тарифы на услуги работникам предприятий АПК.
По мере развития рыночных отношений предприятий АПК все большее распространение получают свободные цены крестьянского рынка, где хозяйствующие субъекты (коллективные и частные) реализуют излишки сырья и продовольствия с учетом спроса и предложения. Верхним уровнем таких цен являются розничные цены государственной и комиссионной торговли, иначе покупатель станет приобретать аналогичный товар у торговых предприятий.
Наконец, все большее распространение начинают получать внутрихозяйственные планово-учетные и расчетные цены в условиях арендных отношений и внутрихозяйственного расчета. За основу планово-учетных цен, по которым структурные подразделения приобретают у административных служб или управленческих кооперативов сырье и материалы (семена, корма, удобрения), принимаются себестоимость этих материалов собственного производства и цены приобретения покупного сырья и полуфабрикатов. Внутрихозяйственные расчетные цены устанавливаются главным образом на сельскохозяйственных предприятиях в отношении закупок продукции, выращенной структурными подразделениями. В основе таких цен лежит нормативная себестоимость единицы продукции в подразделениях с прибавлением единой общехозяйственной нормы чистого дохода в соответствии с нормативной трудоемкостью различных продуктов. Расчетные цены могут быть едиными для всех подразделений, если существенно не различаются объективные условия производства, технологическая трудоемкость и рентабельность, заложенная в государственных закупочных ценах. В противном случае внутрихозяйственные расчетные цены будут индивидуальными для каждого подразделения или по группам их со сходными природно-экономическими условиями.
Государственные оптовые цены регулируются на средства производства, реализуемые агропромышленным предприятиям: сельскохозяйственную технику, транспортные средства, сырье, топливо и материалы. Это разновидность закупочных цен, достаточно эффективно и своевременно индексируемых в связи с каждым существенным изменением объективных условий производства: цен на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергию.
Разновидностью оптовых (отпускных) цен на средства производства являются тарифы на услуги предприятий на сторону. Это тарифы на услуги автотранспорта, электроэнергии, жилищно-коммунальные услуги и т.п. Все они также подвергаются централизованному регулированию со стороны ценообразующих республиканских и местных органов власти.

2. Методология обоснования регулируемых цен
Рыночная экономика предполагает преимущественно свободное ценообразование на продукцию и услуги всех отраслей. Свободные рыночные цены формируются с учетом спроса и предложения на каждый продукт. Однако на отдельные, в особенности социально значимые, товары в переходный период осуществляется централизованное регулирование государственных закупочных цен, по которым реализуют подавляющую часть сельскохозяйственной продукции товаропроизводители общественного сектора АПК. В связи с этим научно обоснованное формирование закупочных цен имеет важное значение для обеспечения эквивалентности межотраслевого обмена и создания общественно нормальных условий воспроизводства для основной массы субъектов хозяйствования. Процесс централизованно регулируемого ценообразования предусматривает обоснование себестоимости продукции как базы цен и нормы чистого дохода в цене. В соответствии с традиционными теоретическим подходом цены на отечественную сельскохозяйственную продукцию должны формироваться на уровне общественно необходимых затрат в худших условиях производства (на худших по плодородию землях), если более дешевой продукции со средних и лучших земель недостает до полного насыщения потребительского спроса на отечественном рынке. Тогда товаропроизводители на средних и лучших землях получают рентные доходы, одну часть которых государство должно изымать для перераспределения, а другую — оставлять у себя для расширения производства и его дополнительного экономического стимулирования.
Однако плодородие земель, фондооснащенность и трудообеспеченность резко различаются по районам и хозяйствам республики. Качественная оценка пашни колеблется в интервале 1:4. Еще более разнятся фондооснащенность и трудообеспечекность хозяйств, усугубляющие негативное влияние менее качественных земель. В этих условиях цены по затратам в худших условиях производства оказались бы чрезмерно высокими для хозяйств с лучшими землями и большую часть денежной выручки пришлось бы изымать рентными налогами. Это искусственно увеличивало бы денежные обороты и подорвало хозрасчетные стимулы для лучших хозяйств. Очевидно, приемлемым было бы использование как налогового, так и ценового механизма перераспределения рентных доходов.
В условиях Беларуси целесообразно установить два-три дифференцированных уровня закупочных цен на основные товарные продукты сельского хозяйства, а дополнительные доходы хозяйств внутри ценовых групп изымать рентными налогами на землю.
Действующие в настоящее время в республике закупочные цены ориентированы преимущественно на средние условия производства, что приводит к необходимости установления дотационных надбавок к ценам для хозяйств с худшими условиями производства и зачастую порождает иждивенческие настроения у трудовых коллективов. Во всех случаях хронически убыточное сельскохозяйственное производство на худших по качеству землях целесообразно перепрофилировать либо реструктуризировать.
Ценообразование – процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и другими субъектами ценообразования.
Субъектами ценообразования в Республике Беларусь выступают:
• юридические лица и предприниматели;
• республиканские органы государственного управления;
• областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.
Методология ценообразования представляет собой совокупность принципов и методов обоснования уровня и соотношения цен на продукцию (работы, услуги).
Важнейшими принципами ценообразования являются:
• научная обоснованность цен - предполагает, что они должны формироваться на основе объективных экономических законов, и прежде всего закона стоимости и закона спроса и предложения;
• принцип целевой направленности цен - состоит в ориентации цен на решение тех или иных экономических и социальных проблем;
• установление и поддержание обоснованных соотношений цен на различные виды продукции, и в первую очередь на взаимозаменяемые изделия.
Метод ценообразования – это способ определения экономически обоснованных уровней и соотношений цен.
В хозяйственной деятельности наибольшее распространение получили следующие методы ценообразования:
• метод затрат;
• метод сравнительной эффективности продукции в потреблении;
• метод балловых оценок;
• агрегатный метод.
Механизм ценообразования – это способ формирования новых цен и изменения действующих с учетом влияния ценообразующих факторов (спрос, предложения, фискальная политика, инфляция, конкуренты и др.).
Различают несколько подходов к формированию цен: затратный (производственный), рыночный, сравнительной эффективности в потреблении, балловых оценок, агрегатный и др.
Затратный механизм ценообразования строится с учетом того обстоятельства, что производитель и продавец товара должны не только возмещать издержки, но и получать определенную прибыль. Соответственно формула цены, согласно этому методу, будет иметь следующий вид:

где С – средние издержки производства и реализации единицы товара, р.; Пр - прибыль, получаемая производителями (продавцами) за единицу товара, р.; Нв - уплачиваемые из выручки налоги и отчисления (входящие в цену товара или услуг).
Прибыль определяется исходя из себестоимости и нормативного уровня рентабельности

где HP – нормативная рентабельность продукции (услуги), %.
В цену товара включаются также так называемые косвенные налоги и платежи (рис. 10.1).

 

Рисунок 10.1 – Виды налоговых платежей, выплачиваемых из выручки и входящих в цену товара или услуг

В Республике Беларусь многие производимые товары являются подакцизными. Акцизами облагается следующая продукция: спирт гидролизный технический, спиртосодержащие растворы (за исключением растворов с денатурированными добавками), алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная алкогольная продукция, за исключением коньячного спирта и виноматериалов), пиво, табачная продукция, нефть сырая, автомобильные бензины, дизельное топливо, ювелирные изделия, автомобили легковые с объемом двигателя более 2500 см3, микроавтобусы и др.
Ставки акцизов могут быть адвалорными (в процентах от оборота по реализации) или специфическими (в евро или белорусских рублях на единицу реализованной продукции).
Если ставка акциза установлена в процентах, то акциз включается в цену товара и рассчитывается по формуле:

где А – величина акциза, р.; СА - ставка акциза, %.
Для расчета цены с акцизом в одно действие (ОЦА) используется формула:

Ставка отчислений в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (РЦФ) установлена в размере 2%. Сельскохозяйственные организации освобождены от уплаты данных отчислений при реализации своей продукции.
Для расчета величины отчислений в РЦФ используется формула:

где У – ставка отчисления в РЦФ.
Для расчета цены с РЦФ в одно действие (ОЦрцф) используется формула:

В Беларуси при исчислении налога на добавленную стоимость принят за основу так называемый зачетный метод исчисления. После формирования отпускной цены налог на добавленную стоимость (НДС) исчисляется по формуле:

где НДС ставка – ставка налога на добавленную стоимость, %
Ставка налога на добавленную стоимость с 2004 г. установлена в размере 18%, а по некоторым продовольственным, сельскохозяйственным и детским товарам - 10%, имеется также ставка 0%.
Ставка в размере 10% применяется на детскую одежду и обувь, школьные тетради, детские коляски, игрушки и т.п. Эта же ставка используется на хлеб и хлебобулочные изделия, пельмени, кондитерские изделия, крупу, муку, макаронные изделия, продукты детского и диетического питания, овощи, фрукты и продукты их переработки, кофе, минеральную воду, сахар, яйца, рыбу, рыбопродукты (за исключением деликатесных), скот и птицу в живом весе, мясо и мясопродукты (за исключением деликатесных), молоко и молоко-продукты (за исключением отдельных сортов сыров), растительное масло, соль, маргарин, комбикорма и т.д.
Ставка в размере 10% применяется» также при реализации сельскохозяйственными организациями произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов и дикорастущих растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства.
Во всех платежных и расчетных документах сумма НДС должна выделяться отдельной строкой.
Суть рыночного механизма ценообразования заключается в том, что цена устанавливается на основе спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами - продавцом и покупателем, интересы которых выявляются на свободном рынке.
Механизм сравнительной эффективности в потреблении заключается в определении экономического эффекта от применения повой продукции.
Механизм балловых оценок основан на оценке в баллах качественных характеристик продукции (услуги):

где ОЦН - отпускная цена на новую продукцию; ОЦб- отпускная цена на базовую продукцию; ∑Бн, ∑Бб - сумма баллов, набранных соответственно новой и базовой продукцией.
Агрегатный механизм предусматривает, что цена на новую продукцию устанавливается путем суммирования цен на составляющие элементы.
Цены подразделяются на отдельные виды по нескольким признакам. В зависимости от сферы торговли или характера обслуживаемого оборота они делятся на оптовые, розничные, закупочные цены и тарифы.
Цены, устанавливаемые на разного рода производственные и не производственные услуги (транспортные, коммунальные, связи и т.д.) называются тарифами (расценками).
Договорные (контрактные) цены устанавливаются по согласованию сторон.
Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов.
Монопольные цены устанавливаются компаниями, полностью контролирующими рынок.
По времени действия цены подразделяются на постоянные (твердые), которые не меняются в течение всего срока действия контракта; текущие, отражающие изменение ситуации на рынке; сезонные, действующие в пределах определенного периода времени.
В экономике широко используются сопоставимые (неизменные) цены. Это единые для всей страны цены какого-либо определенного года, условно принимаемые за базу при сопоставлениях в динамике.
Довольно часто тип цены определяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяют, например, биржевые, аукционные, комиссионные цены и т.д.
Несовпадение цен на одни и те же товары и услуги в разных странах приводит к необходимости использования так называемых мировых цен, или цен мирового рынка.
Регулируемые цены в определенной степени находятся под контролем государства.
Целевые цены устанавливаются правительством для обеспечения паритетного обмена между промышленностью и сельским хозяйством.
Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию применяются в случае, когда средние рыночные цены опускаются ниже их уровня, а также при реализации сельхозпродукции непосредственно государству или при осуществлении доплат предприятиям.

3 Методика расчета и корректировки регулируемых цен
Экономически обоснованная цена на продукцию АПК должна возмещать прежде всего общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции при нормальном уровне интенсивности и эффективности производства. По расчетам БелНИИ аграрной экономики, для обеспечения конкурентоспособности отечественной растениеводческой и животноводческой продукции достигнутую в последние годы продуктивность растениеводства и животноводства необходимо повысить в 2,5 раза, себестоимость единицы продукции — снизить в 2—3 раза. Для этого следует довести среднесуточный прирост живой массы крупного рогатого скота до 1000 и свиней — до 500 г., годовой удой молока на фуражную корову — до 4100 кг при затратах кормов соответственно 7,0, 3,5 и 1,0 ц корм. ед. на центнер продукции.
Государственная закупочная цена на сельскохозяйственную продукцию должна обеспечивать возможность каждому нормально работающему товаропроизводителю не только возместить нормативную себестоимость сельскохозяйственной продукции, но и получить чистый доход, достаточный для уплаты земельного налога, налога на добавленную стоимость, на отчисления в централизованные фонды социального обеспечения и страхования, а также на создание внутрихозяйственных фондов экономического и социального развития для обеспечения достаточно высоких темпов расширенного воспроизводства и социальной защиты трудового коллектива. При нынешней острой потребности в обновлении, технической реконструкции и модернизации основных фондов колхозов и совхозов закупочные цены должны обеспечивать рентабельность сельскохозяйственного производства на уровне 45—50 %. По расчетам Белорусского НИИ аграрной экономики, в целях обеспечения экономических условий для нормального развития сельскохозяйственных предприятий при достижении указанной рентабельности необходимо около двух третей прибыли направлять в фонд накопления, свыше 15 % использовать для пополнения собственных оборотных средств и около 20 % направлять в фонд потребления.
В условиях трансформационного периода представляется целесообразным сохранить действующую практику индексации минимальных закупочных цен, хотя и она не является достаточно совершенной. Проиндексированные закупочные цены должны в полной мере компенсировать удорожание оптовых цен на промышленные средства производства, на минеральные, сырьевые и топливно-энергетические ресурсы. На практике же проектные уровни индексируемых закупочных цен зачастую корректируются финансовыми и ценно утверждающими органами в сторону снижения. Дотационные надбавки к закупочным ценам на продукцию низко рентабельных и убыточных хозяйств, располагающих худшими природно-экономическими условиями, ассигнующиеся из фонда финансовой поддержки сельских товаропроизводителей и аграрной науки, целесообразно включить в номинальный уровень этих цен, дифференцированных по группам хозяйств республики.
Периодичность пересмотра (индексации) регулируемых закупочных цен зависит от этапов пересмотра оптовых цен, сезонности производства различных сельскохозяйственных продуктов и некоторых конъюнктурных условий. для расчета паритетных индексов следует использовать динамику оптовых цен на продукцию товаропроизводящих отраслей отечественной промышленности и цены на импортируемые из зарубежных стран сырье, топливно-энергетические ресурсы. Отслеживание динамики закупочных и оптовых цен должно осуществляться систематически, а корректировка закупочных — ежеквартально.
В связи с формированием общего аграрного рынка (ОАР) с Россией, а затем и с большинством стран СНГ с дальнейшим развитием рыночных отношений отечественный ценовой механизм пополнится новыми разновидностями цен приобретения и реализации продукции. Минимальные гарантированные закупочные цены призваны служить нижним пределом рыночных цен с учетом издержек на транспортировку и таможенно-налоговых платежей. Подобные цены будут применяться заготовительными организациями республики и стран—участниц ОАР для гарантированных закупок сельскохозяйственной продукции. Верхним пределом свободных рыночных цен будут целевые расчетные цены, выступающие в качестве торгового их уровня с учетом таможенных сборов на продукцию в рамках ОАР. При этом предполагается практиковать метод залоговых закупок продукции с помощью кредитных ресурсов под залог произведенной продукции. В целях стабилизации национальных аграрных рынков и их разгрузки от товарных излишков могут создаваться резервные продовольственные фонды, защищающие свободные рыночные цены от конъюнктурного спада. Наряду с залоговыми могут формироваться целевые и пороговые цены, устанавливаемые по соглашению стран—участниц общего аграрного рынка.


Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии

  • GENAJag
    Написал(а): GENAJag
  • Jacog
    Написал(а): Jacog
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №27
  • cbetlana
    Написал(а): cbetlana
    В новости: Маршрут №27
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут № 30
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №15
  • RonnieUncen
    Написал(а): RonnieUncen
  • loram
    Написал(а): loram
  • Inna2200111
    Написал(а): Inna2200111
  • Shishkinrom
    Написал(а): Shishkinrom