БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Административное право » Административно-правовая основа управления отдельными отраслями экономики

Административно-правовая основа управления отдельными отраслями экономики

Автор: Maxvel 7-02-2011, 23:23

1. общие положения об управлении экономикой
2. Административно-правовая основа управления промышленности
3. Административно-правовая основа управления сельским хозяйством (агропромышленный комплекс)
4. Административно-правовая основа управления торговлей
5. Административно-правовая основа управления транспортом
6. Административно-правовая основа управления строительством
7. Административно-правовая основа управления ЖКХ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Экономика – это комплекс отраслей материального и нематериального производства исторически сложившихся в РБ.
Отрасль экономики – это совокупность предприятий и организаций, выполняющих однородные производственные и иные хозяйственные функции.
Отрасли управления в сфере экономики:
1) промышленность
2) строительство
3) сельское хозяйство
4) торговля (внутренняя)
5) транспорт
6) связь
7) использование и охрана природных ресурсов
8) ЖКХ
Ведущим принципом управления является отраслевой принцип – выражение отраслевой специализации госуправления, в рамках которой централизм сочетается с инициативой нижестоящих органов.
Для вышеуказанных отраслей экономики характерно так называемое двойное подчинение, т.е. по вертикали – вышестоящим органам, а по горизонтали – соответствующему исполкому (управление торговли облисполкома). Каждая отрасль госуправления в сфере экономики характеризуется через систему министерств, госкомитетов или государственных концернов, которые являются основным звеном госуправления в определенной отрасли.
Республиканские ОГУ, осуществляя управление определенной отраслью, выполняют функции ее центра, обеспечивая выполнение всех производственных и иных задач, стоящих перед отраслью. Обычно республиканские ОГУ в сфере экономики построены по следующей схеме:
1) руководство
• руководитель и его заместители (министр и его заместители)
• коллегия (коллегия министерства экономики)
2) линейно-отраслевые подразделения, которые руководят службами, непосредственно выполняющими те задачи, ради которых республиканский ОГУ и создан (департаменты, отделы, управления министерств)
3) функциональные подразделения, т.е. занимающиеся внутриорганизационной деятельностью в рамках ведомства (РОГУ) (бухгалтерия, отдел кадров, канцелярия и т.д.).

2.Промышленность – это ведущая отрасль экономики. Ее предназначение состоит в том, что она обеспечивает развитие других отраслей экономки, а также социально-культурной сферы. Промышленность состоит из ряда специализированных отраслей, предприятий и объединений, которые потребляют однородное сырье и материалы и производят однородную продукцию или выполняют однотипные функции госоргана. Промышленность – это основные социально-экономического потенциала республики. 
Важнейшим звеном госрегулирования промышленности является организационная структура (органы управления), в которую входят: министерство промышленности, министерство энергетики, соответствующие структурные подразделения министерства энергетики, государственные концерны «Белнефтехим», Беллегпром», Беллесбумпром». Среди вышеуказанных органов ведущее положение занимает министерство промышленности. Согласно структуре правительства РБ, его возглавляет 1 заместитель премьер-министра.
Главной задачей министерства является госрегулирование деятельности предприятий химической, машиностроительной, металлообрабатывающей, приборостроительной, радиоэлектронной промышленности. Также к основным задачам министерства промышленности относятся:
• проведение научно-технической и социальной политики, направленной на создание условий для эффективной работы подчиненных предприятий и организаций
• разработка и реализация программ развития приоритетных отраслей промышленности
• и др.
Для управления промышленностью на местном уровне создаются соответствующие структурные подразделения в исполкомах и местных администрациях:
• при облисполкомах – комитеты
• при гор- и райисполкомах – управления (отделы)
Основным звеном в управлении промышленностью являются предприятия (заводы, фабрики и др.). Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, которые на основе использования трудовых ресурсов производят и реализуют продукцию, выполняют работы и оказывают услуги. Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц. Возглавляет структуру управления предприятием его руководитель (директор, генеральные директор и т.д.). Руководитель предприятия направляет и организует работу предприятия, полностью отвечает за положение дел на предприятии и за результат его хозяйственной деятельности.
Степень государственного воздействия на предприятие в наибольшей степени зависит от формы собственности предприятия. Госуправление в наибольшем объеме осуществляется в отношении предприятия государственной формы собственности.
Предприятия, основанные на государственной собственности делятся на:
1) республиканские (РУП)
2) коммунальной формы собственности (созданные и подчиненные местным ОГУ)
Управление государственными предприятиями заключается в том, что государство, являясь собственником, учреждает их, определяет профиль и дислокацию, утверждает устав, доводит в необходимых случаях государственные заказы, прекращает деятельность госпредприятий. Влияние госорганов на негосударственные предприятия более ограничено. Госорганы не решают конкретных вопросов учреждения, определения профиля, управления частных предприятий. Предприятия могут на добровольных началах объединяться в различные формы: хозяйственные ассоциации, концерны, холдинги и другие объединения.

3.Целью современного развития аграрного сектора является формирование устойчивого и эффективного агропромышленного производства, обеспечения продовольственной безопасности страны. 
Агропромышленный комплекс – организационно и экономически взаимосвязанную систему госуправления, коммерческой и некоммерческой организации в сфере сельскохозяйственного производства.

Система управления сельским хозяйством имеет многоуровневую структуру, которая включает:
1) республиканский уровень (министерство)
2) областной уровень (отдел, управление)
3) районный уровень (отдел, управление)
На республиканском уровне основным органом управления в рассматриваемой сфере является министерство сельского хозяйства и продовольствия.

Основные задачи и направления деятельности министерства:
1) проведение единой государственной политики в сфере сельскохозяйственного производства
2) координация деятельности других органов управления в данной отрасли
3) совершенствование экономической политики и методов хозяйствования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции
4) создание условий для комплексного развития сельскохозяйственного производства, приватизации, развития всех форм собственности 
5) осуществление мероприятий по повышению эффективности сельскохозяйственного производства, внедрение новых, внедрение новых, высокоэкономичных методов управления и техники 
6) создание условий для увеличения ресурсов продовольствия и сельскохозяйственного сырья
7) улучшение снабжения населения продуктами питания

Кроме министерства (Минсельхозпрод), существуют и другие органы, осуществляющие руководство сельским хозяйством на республиканском уровне. К ним относится:
1) республиканский штаб по вопросам управления агропромышленным комплексом. Данный орган необходимо рассматривать как межведомственный, координирующий. В его состав входят министры финансов, сельского хозяйства, энергетики и другие министры и должностные лица.
Основные задачи штаба:
• рассматривает положение дел в агропромышленном комплексе и выработка предложения по его дальнейшему развитию
• анализ хода выполнения республиканских программ, направленных на обеспечение развития агропромышленного комплекса
• выработка мер, направленных на решение текущих, злободневных задач агропромышленного комплекса
Полномочия штаба:
• имеет право получить от республиканского органа информацию, касающуюся агропромышленного комплекса (статистика, отчеты, данные и т.д.)
• имеет право рекомендовать проведение проверок по отдельным вопросам деятельности агропромышленного комплекса
• приглашает на заседания штаба с отчетами руководителей республиканских ОГУ и вносить предложения по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение в сфере агропромышленного комплекса.
2) государственные объединения (концерны в сфере агропромышленного комплекса (хлебопродукты)). Государственные объединения выступают от имени собственника в отношении организаций, входящих в концерны, и осуществляют реализацию целей и задач госуправления в определенных сферах агропромышленного комплекса.
Областной уровень управления агропромышленным комплексом: 
На данном уровне управление осуществляется областными комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию. Комитеты являются самостоятельными юридическими лицами и подчиняются в своей деятельности облисполкомам и министерству сельского хозяйства и продовольствия (двойное подчинение). Председатель комитета назначается и освобождается от должности председателя соответствующего облисполкома по согласованию с министром сельского хозяйства и продовольствия. (в Минске нет).
Районный уровень:
При райисполкомах для управления агропромышленным комплексом создаются управления сельского хозяйства и продовольствия (райсельхозпрод). Они являются самостоятельными юридическими лицами и имеют двойное подчинение: облисполкому и Минсельхозпроду.
Взаимоотношения между республиканскими органами и местными органами управления в сфере агропромышленного комплекса строятся на основе взаимодействия в решении экономических, социальных и других вопросов в сфере агропромышленного комплекса.

4.Торговля представляет собой экономическую деятельность физических и юридических лиц в сфере товарного обращения, заключенного в обмене товаров путем купли-продажи, оказание связанных с этим процессом торговых услуг и выполнения работ.
Основная форма госуправления в сфере торговли:
1) лицензирование торговли
2) квотирование постановок товаров
3) формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций
4) техническое нормирование, стандартизация продовольственных и непродовольственных товаров

В структуре управления торговлей выделяют 3 уровня (звена):
1) республиканский (министерство торговли). Минторгу подчиняется ряд государственных и негосударственных организаций: государственные торгово-промышленные объединения «Белресурсы», РУП «Белговелирторг», белорусские государственные объединение «организация бытового обслуживания населения» и др.
2) областной – управление торговли облисполкомов (в Минске создано главное управление)
3) районный, городской отделы (управление торговли и услуг при рай- и горисполкомах).

5.Транспортная деятельность – это совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским, речным и другими видами транспорта.
Основные НПА, регламентирующие госуправление в транспортной сфере:
• законы РБ «об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», «о транспортно-экпедиционной деятельности»
• декреты и указы президента
• др.

Система ОГУ транспортом:
1) республиканский уровень. Ведущим республиканским ОГУ в сфере транспорта является министерство транспорта и коммуникаций (Минтранс). Основными задачами Минтранса являются:
• реализация единой дорожно-транспортной политики
• разработка и реализация программ развития в области транспортной деятельности
• проведение анализа деятельности и разработки прогнозов в области трудовой деятельности
• осуществление координации и взаимодействия различных видов транспорта
• др.
Органы (департаменты), входящие в структуру Минтранса:
• департамент «Белавтодор» (с правами юридического лица). Данный департамент осуществляет специальные функции (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) в области дорожной деятельности. Основными задачами департамента:
a. реализация дорожной политики
b. рациональное развитие и улучшение технического состояния сети автодорог
c. осуществление мер по управлению республиканскими автодорогами и т.д.
• департамент по авиации – ведущий орган по госрегулированию грузовых и пассажирских авиаперевозок
• белорусская железная дорога – государственной объединение, осуществляющее госуправление в сфере железнодорожного транспорта. Ее основными задачами являются:
a. развитие и модернизация железнодорожной сети
b. организационно-техническое обеспечение грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок
c. управление подчиненными предприятиями
d. обеспечение безопасности железнодорожного движения
e. др.
• управление морского и речного транспорта. Входит в центральный аппарат Минтранса.

2) местный уровень управления транспортной деятельностью.
Определенные полномочия в транспортной сфере предоставляется местным советам и исполкомам:
• разработка и реализация программы развития местных автомобильных дорог
• распоряжение в пределах своей компетенции средствами местных дорожных фондов
• руководство коммунальными дорожными предприятиями
• др.
Система местных органов управления транспортом составляют автотранспортные управления, которым непосредственно подчинены расположенные в областях, районах автохозяйства (автопарки и т.д.)
Базовой хозяйственной единицей в сфере дорожного транспорта является дорожно-эксплуатационные участки (ДЭУ).

Авиа перевозки уже прочно вошли в нашу жизнь. Теперь уже мало кто ездит на отдых, по работе, к родным на большие расстояния по земле – все это нам заменили самолеты, которые по воздуху позволяют прибыть в любую точку Земли за минимальное время, да еще и с комфортом.  


6.Строительство представляет собой одну из приоритетных областей государственной деятельности. Строительство как отрасль экономики позволяет развивать ряд других отраслей промышленности (промышленность строительных материалов, машиностроение и т.д.)

Система ОГУ в строительной сфере
1) республиканский уровень
Республиканскими отраслевыми органами в данной сфере является министерство архитектуры и строительства. Его основные задачи:
• разрабатывает проекты законодательных актов в сфере строительства
• осуществляют контроль за осуществлением строительных работ, ведущимися хозяйствующими субъектами
• разрабатывает планы развития строительной индустрии и перспективные планы строительства важных социальных объектов
• др.
2) местный уровень
В облисполкомах создаются управления по архитектуре и строительству. В гор- и райисполкомах создаются отделы (управления) архитектуры и градостроительства. Основным базовым звеном управления строительства является строительный трест. В его состав могут входить строительно-монтажное управление, управление механизации, строительное управление.  

7.ЖКХ имеет первоочередное социальное значение, поскольку затрагивает интересы всех граждан.
В структуру ЖКХ включены:
• объекты коммунального обеспечения (водопровод, канализация)
• объекты благоустройства (мостовые, тротуары, водостоки)
• жилищные хозяйства (жилищные фонды)
Правовая основа управления ЖКХ:
• жилищный кодекс
• закон «о государственных минимальных социальных стандартах»
• декреты, указы президента, постановления Совмина
Управление ЖКХ включает:
• эксплуатацию жилищных фондов
• ремонт и обеспечение сохранности объектов коммунального обеспечения и объектов благоустройства
• управление организациями, входящими в структуру ЖКХ

Система органов управления ЖКХ
1) республиканский уровень
Республиканским отраслевым органом в сфере ЖКХ является министерство ЖКХ. Одна из важнейших функций министерства – обеспечение государственной политики в сфере ЖКХ и координация деятельности в данной сфере другими республиканскими ОГУ.
Предмет ведения министерства ЖКХ:
• жилищное ремонтно-строительное водопроводно-канализационное хозяйство
• коммунальная теплоэнергетика
• городской электротранспорт
• городское дорожное строительство
• санитарная очистка и благоустройство
• зеленое строительство
• ритуальные услуги
Министерство организует:
• изучение общественных потребностей отрасли
• составляет социально-экономические прогнозы в сфере ЖКХ
• разрабатывает проекты строительства, расширения объектов отрасли
2) местный уровень
В облисполкомах руководство осуществляет управление ЖКХ, в гор- и райисполкомах производственные объединения. Низшее звено – администрация жилищно-эксплуатационной организации.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии

  • GENAJag
    Написал(а): GENAJag
  • Jacog
    Написал(а): Jacog
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №27
  • cbetlana
    Написал(а): cbetlana
    В новости: Маршрут №27
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут № 30
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №15
  • RonnieUncen
    Написал(а): RonnieUncen
  • loram
    Написал(а): loram
  • Inna2200111
    Написал(а): Inna2200111
  • Shishkinrom
    Написал(а): Shishkinrom