Предмет и система ЗП

Автор: Maxvel 1-11-2010, 22:54

 Предмет и система ЗП

1. ЗП как отрасль права и учебная дисциплина
2. земельные отношения как предмет ЗП
3. принципы ЗП, методы правового регулирования
4. место ЗП в системе права РБ
5. система ЗП, общая и особенная части ЗП. Основные институты ЗП

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. ЗП рассматривается как отрасль права, как отрасль законодательства, как наука и учебная дисциплина. Оно занимает самостоятельное место в национальной системе права, поскольку направлено на регулирование конкретного вида общественных отношений. ЗП имеет свой предмет и свои методы правового регулирования этих отношений.
Специфика земельных отношений как предмета регулирования нормами ЗП определяется главным объектом этих отношений землей.
Термин «земля» употребляется в различных значениях. Это поверхность, почва, грунт, территория, объект собственности, аренды.
Будучи объектом природы земля является компонентом природной среды. В этом качестве она представляет собой объект правового регулирования, объект использования и охраны.
Земля рассматривается также как объект правового регулирования ЗП, когда под ней понимается расположенная над недрами часть земной коры, называемая почвенным слоем или территорией.
Кроме того земля рассматривается как политическая, экономическая и правовая категория. Как политическая категория земля является важнейшим признаком и материальной гарантией суверенитета государства, территорией на которой функционирует и осуществляется государственная власть, в том числе по обеспечению территориальной целостности. Как экономическая категория земля – важнейший объект использования и охраны, объект собственности и иных вещных и обязательственных прав, а также основной вид земельной недвижимости. Как правовая категория земля – земельные участки, их части, которые имеют юридический статус, соответствующие границы, размеры, место расположения, определяемые целью предоставления, режимом использования и охраны.
Предметом ЗП являются волевые общественные отношения, которые складываются по поводу земли прежде всего и представляет собой комплекс управленческих и имущественных отношений, где земельный участок выступает как недвижимость.
Предмет ЗП составляют земельные отношения, т.е. отношения по использованию жизни и деятельности человека, включая имущественные отношения. Кроме того предметом ЗП выступают земельные отношения особого рода, т.е. земельная собственность, землевладение, землеиспользование, аренда земли, связанные с распределением и охраной земли непосредственным использованием ее в качестве средства производства и непременного условия экономической и иной деятельности.  

2. Земельные отношения – это такие волевые общественные отношения, которые складываются по поводу земли, как особого объекта экономической и иной деятельности, обладающей особой ценностью и полезными потребительскими свойствами. Поскольку земельные отношения являются частью экономических отношений различают два вида земельных отношений:
• Земельно-ресурсные, т.е. отношения по рациональному использованию земель
• Земельно-охранительные, т.е. отношения по охране земель
Земельные отношения имеют свои специфические особенности:
1) в настоящее время земельные отношения все больше выводятся из особенности земли, как природного объекта
2) расширяется состав земельных отношений, в который включаются отношения собственности на землю, отношения по аренде земельных участков, которые в социалистический период не являлись предметом правового регулирования
3) в основу земельных отношений положено прежде всего отношения собственности на землю
4) расширяется содержание земельных отношений, в том числе право землепользования
5) меняется характер земельных отношений, пользование земельным участком становится платным
6) меняются пределы правового регулирования земельных отношений, их регулирование осуществляется нормами гражданского права, т.к. земельные участки отнесены к недвижимости. Собственники земельных участков имеют право совершать сделки с земельными участками и передавать их по наследству.
Земля в зависимости от целей использования выполняет различные функции. В общем качестве земля рассматривается как природный объект и объект хозяйствования. Земля как природный объект является составной частью окружающей природной среды, охраняемой действующим законодательством, обладающая признаками естественного происхождения, находящаяся в экологической цепи природных систем, способной выполнять экологические, экономические, культурные, оздоровительные функции и обеспечивать качество среды обитания человека.
Как природный объект земля выполняет 3 функции:
1) экологическую – заключается в взаимосвязи неорганической и органической материи, поглощению углекислоты, переработке органической материи в неорганическую. Эта функция выражает экологические запросы человека, а следовательно и всего общества в чистой и многообразной окружающей природной среде. 
2) Экономическую – связана с процессом использования, потребления и преобразования природы человеком, при этом земля рассматривается как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, как пространственно-операционный базис строительства зданий и сооружений. Земля служит источником экономического потребления человеком природы, источником удовлетворения материальных потребностей и интересов человека, который извлекает из нее полезные для себя вещества и использует их полезные свойства.  
3) культурно-оздоровительную – заключается в возможности размещения на той или иной территории культурных и оздоровительных учреждений, являясь источником природных богатств, земля с ее недрами, лечебными источниками, минеральными водами играет большую роль в оздоровлении человека, организации его лечения и отдыха. Земля выступает как земное пространство для организации природных комплексов, специально обособленных с целью заповедной охраны.
Земля – это охраняемый законом объект природы, представляющий собой определенную территорию, со всеми ее естественными, взаимосвязанными и взаимообусловленными компонентами, выполняющими экологическую, экономическую и культурно-оздоровительную функции.  

3. Принципы ЗП – это исходные, фундаментные положения, отражающие наиболее важные особенности ЗП, его сущность, систему норм и институтов, а также задачи и цели.
1) принцип рационального использования и охраны земли – главный принцип ЗП. Рациональное использование земли – это наиболее эффективное использование ее полезных свойств, обеспечение получения с единицы земельной площади наивысшего в сложившихся условиях количества качественной продукции при минимальных затратах и одновременном соблюдении требований по охране земель и проведения необходимых мероприятий по их защите.
2) принцип сочетания частных и общегосударственных интересов при использовании земли. Согласно данному принципу правового регулирования, использование и охрана земель осуществляется в интересах всего общества, при обеспечении гарантии каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком, при осуществлении хозяйственной деятельности на земле должны приниматься меры, обеспечивающие как сохранение жизни человека, так и предотвращения негативного воздействия последствий этой деятельности на здоровье человека.
3) принцип пользования землей на основе различных форм собственности. Согласно ст. 13 конституции земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Кодекс «о земле» устанавливает, что собственность на землю, земельные участки может быть государственной и частной. Земельный участок может принадлежать на праве общей, долевой или совместной собственности нескольким собственникам. Земельные участки могут находится в частной собственности граждан РБ, негосударственных юридических лиц РБ, собственности иностранного государства, международных организаций. Земельное законодательство РБ закрепило принцип равноправного владения и пользования землей и упрочило таким образом правовое положение землепользователей.  
4) принцип государственного контроля за использованием земли независимо от форм собственности относится к числу приоритетных в связи с тем, что в соответствии с кодексом «о земле» задачи государственного контроля за использованием и охраной земли состоят в обеспечении всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования землей, земельным участком, поскольку государство реализует свое право территориального верховенства как неотъемлемого элемента государственного суверенитета. Этот вид контроля в настоящее время осуществляется государственным комитетом по имуществу РБ, министерством природных ресурсов и ООС и их территориальными органами, МИРО, независимо от того в чьем пользовании либо в чьей собственности находится земля. Порядок осуществления госконтроля за использованием и охраной земли устанавливается Совмином.
5) принцип приоритета сохранения особо ценных и особо охраняемых земель занимает одну из ведущих позиций. Он заключается в том, что сельскохозяйственные земли должны использоваться по целевому назначению и предоставление их для любых иных нужд должны проводится в исключительных случаях. В соответствии со ст.13 кодекса «о земле» земельный участок относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, а также земли природоохранного, оздоровительного, историко-культурного назначения не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств и международных организаций. Под несельскохозяйственные нужды выделяются сельхоз угодья худшего качества по кадастровой оценке.
6) принцип платности использования земли – согласно ст.31 и 32 кодекса «о земле» в РБ установлено платное пользование земельным участком. Формами платы за домашний участок является земельный налог или арендная плата. Земельный налог представляет собой властное предписание государства. Он идет в государственный бюджет в тех сумах, которые установлены соответствующим законом. Средства, поступающие за земельный участок, находящийся в государственной собственности и предоставляемый в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций за право заключения договоров аренды земельного участка, находящихся в государственной собственности, поступают в республиканский и местные бюджеты и расходуются на охрану земли и землеустройство, ведение государственного земельного кадастра. Граждане РБ за земельный участок находящийся у них в частной собственности, пожизненном наследуемом владении или пользовании, уплачивают земельный налог. Юридические и физические лица, в том числе иностранные и лица без гражданства, иностранные государства за переданные им в аренду земельные участки, находящиеся в государственной собственности, уплачивают арендную плату. Размер арендной платы устанавливается президентом РБ.
Как и любая отрасль права ЗП с присущими ему правовыми способами воздействует на общественных отношения. Такие способы называются методами.
Методы ЗП – совокупность юридических приемов, средств и форм правового воздействия на поведение участников общественных отношений, т.е. земельных отношений.
В ЗП могут применятся следующие правовые методы воздействия на общественные отношения:
1) установление прав
2) возложение обязанностей и ответственности
3) Дозволение
4) запрет
Метод обвязывания встречается в земельно-правовом регулировании общественных отношений. В соответствии со ст. 89 кодекса «о земле» юридические лица и ИП, хозяйственная деятельность которых непосредственно связана с использованием земель или вредным воздействием на них, обязаны осуществлять мероприятия по охране земли в соответствии с утвержденными ими планами, согласованными с территориальными органами, Минприроды государственного комитета по имуществу. 
Cт. 32 кодекса «о земле» установила, что за пользование земельным участком уплачивается земельный налог. Эти нормы закрепляют обязанность субъектов земельных отношений осуществлять сваи действия в соответствии с предписанием. Кроме того для ЗП характерен также и метод дозволения. Согласно ст. 19 кодекса «о земле» землепользователь земельного участка, обремененного земельным сервитутом, вправе передавать от лица в пользу которого установлен земельный сервитут, плату за пользование земельным участком, размер которого определяется по соглашению сторон. Предписания, содержащиеся в данной норме не обязывают, но вместе с тем разрешают субъекту земельных правоотношений действовать по своему усмотрению. 
В ЗП нередко применяется метод запрещения. Ст. 33 кодекса «о земле» гласит, что нецелевое использование средств полученных за земельный участок, передаваемый в государственную собственность, а также за пользование земельным участком, находящимся в государственной собственности, не допускается.
Таким образом собственник основных способов правового воздействия на участников земельных отношений образует 2 существенных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Для императивного метода характерно то, что участники регулируемых данным методом отношений не равны между собой. Правовое регулирование указанным методом осуществляется на основе организационного воздействия посредством обязательного к исполнению предписаний и запретов., с помощью которых один из участников этих отношений вправе воздействовать на других. Этот метод применяется в процессе осуществления госуправления земельным фондом, т.е. ведения государственного земельного кадастра мониторинга земли.
В случае, когда нормы права не исполняются участниками отношений либо нарушаются их права и обязанности, применяется государственное принуждение путем привлечения виновных к юридической ответственности. Меры государственного принуждения могут применятся одной из сторон отношений, если она наделена таким правом по отношению к другой стороне непосредственно и самостоятельно. В случаях когда ни одна из сторон отношений не наделена правом применять меры принуждения к другой стороне, государственное принуждение может применяться судом.
Диспозитивный метод основан на юридическом равноправии сторон, в том числе в области частной собственности и самостоятельности хозяйствования на землю. Он воздействует на отношения, в которых субъекты равны и вправе самостоятельно принимать решения и определять модели своего поведения в рамках закона. Данным методом регулируется отношения в области использования земли, возникающих между землепользователями, землевладельцами и собственниками земельного участка и третьими лицами.

4. ЗП имеет свой предмет отношений – земельные отношения, которые представляют собой устойчивые юридически значимые связи между субъектами права возникающие в процессе их взаимодействия по поводу использования земель, их охрана, госуправление в области использования и охраны земли, приобретения прав на земельный участок.
Таким образом земельные отношения возникают во всех сферах государственных отношений между субъектами права складываются по поводу земли и земельных участков независимо от того, какими НПА регулируются эти отношения.
ЗП имеет методы правового регулирования, включающие определенные приемы, средства и способы воздействия на земельные отношения.
ЗП как отрасль права имеет обширную нормативную правовую базу.
ЗП содержит все составные элементы, позволяющие относить его к числу самостоятельных отраслей в национальной системе законодательства.  
Нормы ЗП находятся в органическом единстве с конституционным правом, нормы которого закладывают основополагающие принципы всех отраслей системы права. Конституция устанавливает руководящие начала земельной политики государства. Применительно к ЗП такими устанавливающими является многообразие форм земельной собственности, признание права частной собственности на землю физическими и юридическими лицами при решении земельных отношений. С учетом особенностей земельного и иного ресурсного законодательства зачастую применяются нормы гражданского права.
Наибольшее соприкосновение ЗП и ГП происходит в сфере регулирования имущественных отношений, возникающих в области использования земли.
ЗП и АП – сходство предметы правового регулирования данных отраслей. Взаимодействуют в части регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере управления земельным фондом страны, для которого характерен императивной метод правового воздействия.
Для регулирования земельных отношений применяется метод АП с его властными предписаниями. Например, о порядке государственной регистрации земельного участка, об особом режиме их использования.
ЗП и ЭП – земля как элемент окружающей среды, находящиеся в естественной и экологической взаимосвязи со всеми иными природными объектами и ресурсами. Земля представляет собой часть единого мира природы.
ЗП с другими отраслями права – лесное право, водное право, горное право устанавливающие правовой режим различных природных объектов (лесов, вод, недр) данные природные объекты неразрывно связаны с земной поверхностью, которая является важнейшей составной частью биосферы, вместилищем этих природных ресурсов.
Использование природных ресурсов невозможно без использования земли. Наиболее тесная связь ЗП установлена с лесным правом, т.к. лес располагается на земной поверхности.
Водное законодательство регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов. Отношения по поводу земли регулируется водным законодательством в той необходимой мере в какой это обуславливается рациональным испытанием и охраной водных объектов.

6. В системе отрасли права обычно выделяют:
1) норма права как первичный элемент, регулирующий какой-либо вид общественных отношений.
2) Правовые институты как совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений или какие-либо их компоненты или свойства.
3) Общую и особенную части
Основной и первичной структурной единицей системы ЗП является правовая норма либо принятая в установленном порядке и обязательная для исполнения правило поведения соответствующих субъектов земельных отношений. 
Совокупность правовых норм, интегрируясь по принципу однородности, регулируемых общественные отношения образуют правовые институты.
Как отрасль права ЗП структурно состоит из общей части, содержащей наиболее общие правовые нормы, правовые институты и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом и применяемые при регулировании всех или большинства отношений, связанных с землей.
Особенная часть - охватывающая нормы отдельных разделов ЗП и правовые институты различных категорий земли.
Закрепляя правовой режим земля в виде установленного нормами ЗП порядка обязательного поведения всех субъектов земельно-правовых отношений общая часть ЗП аккумулирует в себе все наиболее общие принципы, которые характерны для правового регулирования всех земель независимо от их категории и целевого назначения. Находясь в соподчиненном положении по отношению к общей части ЗП особенная часть состоит из институтов, регулирующих правовой режим отдельных категорий земель и выражающих специфику, которая существует в рамках правового режима, установленного общей частью ЗП.
Нормы ЗП формируются в группы и дефиринцируются на институты ЗП. Институты входящие в общую часть - общие, в особенную – особенные.
Земельно-правовые институты - это совокупность правовых норм, регулирующих определенную качественно однородную и относительно самостоятельную сферу земельных отношений, это система отношений или органов, закрепленных в земельном законодательстве.  
Земельно-правовые институты находятся в неразрывной связи и единстве. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Такими институтами являются институты права пользования землей.
Институт аренды земельных участков регулирует порядок предоставления земли в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, их ответственность за соблюдения договора аренды.
Система институтов общей части ЗП:
1) Институт права собственности на землю
2) Институт права землевладения
3) Институт права пользования землей
4) Институт аренды земельных участков
5) Институт госуправления землями
6) Институт платности за землю
7) Институт землеустройства
8) Институт предоставления и изъятия земли
9) Институт государственного земельного кадастра
10) Институт государственного контроля за использованием земли
11) Институт правовой охраны земли
12) Институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.
Институты особенной части ЗП формируются в зависимости от социально-экономической значимости регулируемых земельных отношений. В состав правовых институтов особенной части можно отнести институты, регулирующие конкретную область земельных отношений, и определяющие правовой режим использования и охраны земли различных категорий, выделяемых по основному целевому назначению:
1) Институт земель сельскохозяйственного назначения 
2) Земли населенных пунктов, пригорода и зеленых зон
3) Земли лесного фонда и земли водного фонда
4) Земли подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС
5) Земли особо охраняемых природных территорий 
По своему составу институты ЗП можно подразделить на простые и сложные. Нормы простого института регулируют незначительный круг или какой-либо вид земельных отношений. Сложный институт состоит из нескольких простых институтов регулирующих отношения характеризуемые наличием общих свойств и черт. Сложные: институты земельной собственности, землевладения, землепользования, управления земельным фондом. К сложным институтам ЗП можно отнести институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства, которое состоит из институтов АО, УО и ГПО.
Институты:
• Субинститут – небольшая совокупность норм, регулирующих земельные отношения.
Институт особо охраняемых природных территорий – субинститут земель: заповедников, национальных парков, заказников.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии