БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Финансы и финансовый рынок » Организация и управление государственными финансами

Организация и управление государственными финансами

1. Финансовая система Республики Беларусь
2. Управление государственными финансами
3. Финансовая политика

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера 



1. Финансовая система страны — совокупность находящихся в определенной взаимосвязи финансовых институтов, посредством которых государство осуществляет первичное распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода с целью образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансовая система подразделяется на две большие сферы: общегосударственные (централизованные) финансы и финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы).
Финансовая система Республики Беларусь представлена на рисунке.
Общегосударственные финансы — система денежных отношений, возникающих в процессе образования централизованных фондов денежных средств и их использования на общегосударственные потребности.
Центральным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет, в котором концентрируется значительная часть финансовых ресурсов страны.

 

Организация и управление государственными финансами


Рисунок - Финансовая ситема Республики Беларусь

Государственный бюджет — основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения основного общегосударственного фонда денежных средств.
Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги, уплачиваемые предприятиями, учреждениями и организациями, а также физическими лицами. Из государственного бюджета средства используются по четырем основным направлениям: финансирование народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, относительно небольшой удельный вес занимают расходы на оборону и содержание аппарата управления. Существенное место в расходной части бюджета занимают расходы, связанные с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Государственный бюджет, являющий одним из основных инструментов осуществления финансовой политики государства, широко используется в качестве одного из способов преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки значительной части населения страны, развития малого бизнеса и внешнеэкономической деятельности и т. д.
Мощным источником развития народного хозяйства в последние годы стали целевые бюджетные фонды, число которых возрастало за счет преобразования части внебюджетных фондов. К основным из них отно-сятся: республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, дорожные фонды, фонд содействия занятости, местные целевые бюджетные фонды. Отличительная особенность данных фондов состоит в том, что их средства используются строго по целевому назначению.
Внебюджетные фонды — фонды, средства которых используются на финансирование мероприятий, не предусмотренных в государственном бюджете. Состав и структура внебюджетных фондов не являются постоянными. Необходимость во внебюджетных фондах обусловлена рядом причин, одной из которых является ограниченность бюджетных ресурсов. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы предприятий, организаций, а также работающих граждан, которые затем используются на финансирование строго конкретных мероприятий.
Государственный кредит — форма кредитных отношений, посредством которых государство мобилизует свободные денежные средства населения, а также предприятий, учреждений и организаций на финансирование общегосударственных мероприятий.
Объективная необходимость существования государственного кредита обусловлена все возрастающими расходами государства и невозможностью их удовлетворения за счет бюджетных ассигнований.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. В Республике Беларусь преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Однако постоянная нехватка внутренних финансовых ресурсов вынуждает правительство республики все шире привлекать внешний, т. е. международный, государственный кредит.
Следующим звеном общегосударственных финансов являются государственное, имущественное, личное и другие виды страхования, представляющие собой систему экономических отношений, возникающих в процессе образования за счет средств предприятий, организаций, учреждений и населения страхового фонда на случай возмещения убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также дополнительное по сравнению с социальной защитой материальное обеспечение граждан при различных событиях в их жизни. Таким образом, страхование выступает как метод нейтрализации населением и хозяйствующими субъектами финансовых потерь.

2. Управление финансами — это совокупность действий государства или правоуполномоченных им органов с целью реализации финансовой политики государства.
Объектами финансового управления являются финансовые отношения.
Государственное управление финансами включает следующие направления:
- макроэкономическое - в рамках которого вырабатываются принципы, концепции и методы финансового регулирования, законодательное и нормативно-правовое обеспечение, регулирование валютного курса и режима обращения иностранной валюты, пути преодоления инфляции;
- микроэкономическое - заключается в обеспечении стабильного функционирования расчетно-платежных отношений в финансовой системе, поддержании уровня и соотношения цен, формировании и поддержании конкурентной сферы, организации монополизации, обеспечении финансовых источников и др.;
- прямое административное воздействие, связанное с финансовым дотированием и субсидированием акцизного налогообложения, установлением льгот по налогам, применением финансовых санкций в отношении нарушителей налоговой дисциплины с целенаправленной социальной защитой малообеспеченных слоев населения, установлением в ряде случаев предельных цен и квот на производство отдельных товаров исключительного ассортимента;
- прогнозирование экономического и социального развития в совокупности с важнейшими финансовыми показателями (объем ВВП, продукции сферы материального производства и товарооборота, инвестиции в основные фонды, сальдо торгового и платежного баланса, основные статьи доходов бюджета и др.).
Совокупность всех институтов и организационных структур, осуществляющих управление финансами, представляет собой финансовый аппарат, к которому в Республике Беларусь относятся органы общего управления и органы отраслевого (оперативного) управления финансами.
К органам общего управления, определяющим стратегическую политику государства, относятся Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.
Органами оперативного управления являются Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Национальный банк Республики Беларусь.
К органам отраслевого управления финансами относятся финансовые управления, финансовые отделы министерств, ведомств, организаций.

3. Финансовая политика - совокупность мероприятий, разрабатываемых и осуществляемых органами государственной власти и государственного управления в сфере финансовых отношений.
Главным субъектом финансовой политики выступает государство, разрабатывающие стратегию финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяющие задачи на предстоящий период, а также средства и пути их реализации.
Финансовая политика, как особая сфера деятельности, государства требует законодательного оформления соответствующими нормативными актами.
Министерство финансов и Национальный банк на основе действующего законодательства определяют порядок формирования доходов бюджета и его исполнения, основные направления денежно-кредитной политики, порядок и правила предоставления средств юридическим и физическим лицам и т. д.
Основными задачами современной финансовой политики являются:
• финансовая поддержка проводимых в республике рыночных преобразований;
• определение объема финансовых ресурсов, их источников и резервов увеличения;
• обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
• концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;
• взаимная сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;
• ликвидация или минимизация бюджетного дефицита;
• разработка и постоянное совершенствование финансового механизма как средства реализации финансовой политики.
Финансовая политика базируется на долгосрочных научных прогнозах и опирается на систему обоснованных финансовых регуляторов.
Развитие государства сопровождается изменением финансовой политики.
Различают три основных типа финансовой политики:
1.классическую;
2.регулирующую;
3.планово-директивную.
Финансовый механизм представляет собой совокупность установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовой политики, так как чутко реагирует на особенности текущей обстановки в экономике страны и социальной сфере. Одни и те же финансовые отношения могут быть организованы государством по-разному.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых участвует государство. В его сферу включаются налоги, бюджетные и внебюджетные целевые фонды, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства, бюджетный процесс, финансовое планирование.
В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех участников.
Регулирующий финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретной области (сфере) финансов и не затрагивает прямо интересы государства. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятия самостоятельно определяют учетную и налоговую политику, объемы и источники финансирования инвестиций, порядок финансирования капитальных вложений и т. д.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии