Финансовый контроль

1. Сущность и значение финансового контроля
2. Органы и виды финансового контроля
3. Формы, методы и принципы финансового контроля

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера 

 

1. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.
Контрольная функция - проявляется в финансовом контроле, важнейшем в системе государственного контроля. Необходимость в финансовом контроле вытекает также из управления финансами государства. Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются и объектом, и субъектом контроля.
В самом общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в выявлении отклонений от заданных экономической и финансовой политикой нормативных предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и финансовых отношений. В более узком значении контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства, трудовых коллективов и большинства населения.
Финансовый контроль реализуется относительно всех стадий финансовой деятельности: мобилизации, распределения и использования государственных денежных средств. Исходя из этого, основными задачами финансового контроля является проверка: выполнения финансовых обязательств перед государством; законности распределения финансовых ресурсов; целевого характера и эффективного использования государственных средств; правильности совершения финансовых операций; соблюдения государственной финансовой дисциплины.
Особенностями финансового контроля являются его всеобъемлющий и универсальный характер и то, что его объекты - это не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные отношения имеют стоимостную форму.
В сфере финансового контроля находятся практически все органы государственной власти и государственного управления, предприятия, независимо от форм собственности, та часть населения, которая является участником финансовых отношений. Что касается государственных ор-ганов, то они одновременно являются субъектами и объектами финансового контроля. Универсальность заключается в том, что, несмотря на специфику всех субъектов финансового контроля, последние используют практически одни и те же приемы и способы.
Экономические показатели и социальные параметры, как правило, имеют денежное выражение. Валовой внутренний продукт, объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, другие основные макроэкономические показатели выражаются сегодня в триллионах рублей. Показатели экономической деятельности хозяйствующих субъектов также имеют денежное выражение. Расходы на социально-культурную сферу, отдельные социальные программы обязательно обсчитываются на предмет затрат на их реализацию.
Финансовый контроль, особенно в сфере материального производства, имеет кроме чисто контрольного и большое аналитическое значение. Сопоставление результатов и затрат, использование таких категорий, как выручка, рентабельность, прибыль, цена, налоги и т.д. позволяют делать выводы и принимать необходимые меры по более эффективному использованию всех факторов производства, улучшению организации работы. Это обстоятельство позволяет говорить о «контроле рублем» как своеобразном проявлении финансового контроля. Термин «контроль рублем» широко использовался в экономической и юридической литературе советского времени, но не потерял своего значения и смысла и в нынешнее время.
Финансовый контроль фиксирует отклонения от установленных государством предписаний в области финансов. Совокупность требований, установленных в законодательном порядке относительно функционирования финансового механизма государства, и обязанность соблюдать их формируют финансово-правовую категорию - финансовая дисциплина. Финансовый контроль, как неотъемлемая часть финансовой деятельности государства, не имеет временных границ: он осуществляется постоянно, несмотря на то, что финансово-плановые акты, как правило, действуют в течение года.
Финансовый контроль, исходя из современных представлений о его содержании, есть не только элемент управления - канал обратной связи, но и сам является объектом управления, поскольку контроль - нескончаемый процесс контрольных действий, а последние подлежат обязательному регулированию государственными органами.
Система финансового контроля включает в себя: нормативно-правовые акты, регулирующие как в целом финансовые отношения, так и касающегося непосредственно осуществления финансового контроля; государственные органы, осуществляющие финансовый контроль; негосударственные организации, осуществляющие финансовый контроль как вид профессиональной предпринимательской деятельности; специальные органы, осуществляющие координацию работы государственных контролирующих органов; государственные органы, осуществляющие лицензирование и контроль за деятельностью независимых финансовых контролеров (аудиторов); службы внутреннего (ведомственного и иного) финансового контроля (внутренний аудит); упорядоченную систему форм и методов финансового контроля; документы, сопровождающие каждое конкретное контрольное действие с момента его начала до полного завершения.
Таким образом, в широком смысле финансовый контроль следует рассматривать как сложную экономико-правовую конструкцию, обеспечивающую соблюдение финансовой дисциплины, являющуюся каналом обратной связи в системе управления общественными отношениями.
В узком понимании финансовый контроль является важнейшим видом государственного контроля, позволяющим выявлять, предупреждать и пресекать незаконные и неэффективные операции с государственными, территориальными и корпоративными финансовыми активами.
Финансовый контроль — комплекс действий соответствующих органов и служб по проверке хозяйственной и финансовой деятельности предприятий и организаций в целях объективной оценки экономической эффективности деятельности, установления законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций, выявления внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства.
Главным в финансовом контроле является не выявление и фиксирование нарушений, незаконного расходования денежных средств и бесхозяйственности, а их предупреждение и предотвращение.

2. По организационным видам контроль подразделяется на общегосударственный, ведомственный, и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.
Государственный финансовый контроль в Республике Беларусь осуществляют Национальное собрание и его палаты — Палата представителей и Совет Республики, а также Комитет государственного контроля.
На региональном уровне финансовый контроль осу¬ществляется как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.
Важная роль в осуществлении финансового контро¬ля принадлежит Комитету государственного контроля, Министерству финансов и Министерству по налогам и сборам.
Контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств осуществляет Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь.
Весьма эффективным является контроль, осуществляемый Министерством по налогам и сборам. Главной задачей налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.
Новой структурой государственного финансового контроля в Республике Беларусь является Таможенный комитет, основная функция которого — контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.
Банки осуществляют контроль за финансово-хозяйственной деятельностью клиентов с точки зрения возможности и целесообразности предоставления кредита, предотвращения риска потерь кредитных ресурсов по причине неэффективного ведения хозяйства заемщиками, повышения эффективности использования кредитных ресурсов и кредитования, а также собственных средств.
Ведомственный финансовый контроль представляет собой составную часть государственного контроля, осуществляемого министерствами, объединениями в целях обеспечения соблюдения подведомственными предприятиями, организациями и учреждениями требований законодательства в области производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, сохранности и эффективного использования переданного предприятиям на правах владения, пользования и распоряжения имущества.
В осуществлении функций ведомственного контроля принимают участие все подразделения и службы соответствующего органа управления с учетом специфики возложенных на них задач. Ответственность за состояние ведомственного контроля в соответствующих органах управления возлагается на их руководителей.
Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.
Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют все министерства, объединения на подведомственных им предприятиях, в организациях, учреждениях. Для осуществления внутриведомственного финансового контроля в составе министерств, ведомств, объединений создаются контрольно-ревизионные группы, контрольно-ревизионные отделы, контрольно-ревизионные управления, ревизионные комиссии. Внутриведомственный финансовый контроль — контроль, осуществляемый внутри одного министерства.
Наряду с внутриведомственным контролем большое значение имеет внутрихозяйственный контроль, т. е. контроль, организуемый внутри каждого хозяйствующего субъекта. Такой контроль осуществляют сами руководители, различные функциональные отделы и службы, бухгалтерия, финансовый отдел и др.
Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности.
Различают внешний и внутренний аудит.
Внешний аудит осуществляется на основе договора со сторонними аудиторами или аудиторскими фирмами.
Внутренний аудит функционирует в структуре субъекта хозяйствования. Конкретные задачи и цели внутреннего аудита определяет руководство предприятия.
Аудит может быть инициативным (добровольным) и обязательным.
Инициативный (добровольный) аудит проводится по инициативе самого субъекта хозяйствования. Содержание и характер аудиторской проверки зависит только от желания клиента.
Обязательной аудиторской проверке подлежат предприятия с иностранными инвестициями, закрытые и открытые акционерные общества, банки и небанковские финансовые организации, осуществляющие посредническую деятельность по ценным бумагам, товарные и фондовые биржи, общественные объединения (фонды), источником образования средств которых являются отчисления юридических и физических лиц.

3.По времени проведения финансовый контроль бывает:
а) предварительный - осуществляется до использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, проводится, главным образом, на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов и смет с целью изыскания возможностей увеличения доходов и снижения расходов предприятий и организаций, законности и целесообразности проведения мероприятий.
б) текущий - осуществляется повседневно в ходе выполнения финансовых планов, в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности путем ведения синтетического и аналитического бухгалтерского учета, приемки и проверки отчетов материально ответственных и подотчетных лиц, приема и выдачи денежных средств, отпуска и оприходования материальных ценностей.
в) последующий - в его ходе проверяются документы, которыми оформлены уже совершенные операции, с точки зрения их законности и целесообразности, а также с целью разработки мероприятий по улучшению и оздоровлению финансовой деятельности предприятий и организаций. Последующий контроль проводится путем анализа отчетов, балансов, проверок и ревизий непосредственно на месте.
Методы финансового контроля — это приемы, способы и средства его осуществления.
Многие авторы к методам финансового контроля относят ревизии, проверки, обследования, наблюдения, анализ, заслушивание отчетов, рассмотрение проектов финансовых планов и др.
Основными методами финансового контроля являются:
1. ревизия — это метод, предусматривающий наиболее глубокое и всестороннее изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов, в процессе которого устанавливается законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также ведения бухгалтерского учета в нескольких или всех направлениях подконтрольного субъекта.
2. проверка — метод контроля, при котором проверяется хозяйственно-финансовая деятельность и устанавливается законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким направлениям финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта.
3. обследование — строгое уточнение правильности расходования денежных средств и иных материальных ценностей в соответствии с теми планами по количественным и качественным показателям, которые были установлены для данного подконтрольного субъекта.
К общим принципам осуществления функций контроля относятся следующие: объективность, гибкость, экономичность, всеобъемлемость, внезапность, непрерывность, действенность, плановость, научность, гласность, массовость.
Объективность — непредвзятое выполнение контрольных функций и освещение результатов проверки в соответствии с фактическим состоянием дел на объекте контроля.
Гибкость необходима для достижения эффективности, несмотря на непредвиденные изменения в планах. Этот принцип дает возможность специалистам, осуществляющим контроль, вносить изменения в планы осуществления контрольных действий, которые, как правило, составляются на этапе подготовки к проведению контроля, при наличии оснований для таких корректировок.
Экономичность — осуществление контроля с минимальной численностью работников, владеющих научными методами организации труда, достижение максимального эффекта контрольной деятельности при минимальных затратах на ее проведение.
Всеобъемлемость — распространение контроля на весь хозяйственный механизм, все сферы общественного воспроизводства, все стороны финансово-хозяйственной деятельности контролируемых организаций и предприятий.
Внезапность — осуществление контрольных мероприятий без согласования времени их проведения с субъектами хозяйствования, ставшими объектами контроля. Планы проведения всех видов контрольной работы являются документами, не подлежащими разглашению.
Непрерывность — принцип, означающий, что систематическое выполнение контрольных функций обусловлено непрерывным характером процессов расширенного производства. Период контроля, осуществляемого в определенный момент времени, всегда начинается с момента окончания предыдущей проверки.
Действенность предполагает активное воздействие контроля на процессы финансово-хозяйственной деятельности объектов проверки путем выявления недостатков и других негативных отклонений, предупреждения их в дальнейшей работе контролируемых организаций и предприятий.
Плановость — выполнение контрольных функций, осуществление этапов контроля в соответствии с заранее разработанными и утвержденными на этапе подготовки планами контрольных действий.
Научность — применение достижений науки и передового опыта в осуществлении контроля. В процессе контроля необходимо определить главную задачу, чтобы сосредоточить на ней внимание и разработать научно обоснованные предложения по использованию выявленных резервов.
Гласность — своевременное информирование заинтересованных должностных лиц и специалистов (как объекта контроля, так и его субъекта) о результатах проведенных контрольных действий.
Массовость — участие всех специалистов и других привлеченных лиц в осуществлении контроля на определенном уровне.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии