БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Финансы и финансовый рынок » Бюджет — центральное звено финансовой системы

Бюджет — центральное звено финансовой системы

1. Понятие бюджета
2. Бюджетное устройство
3. Бюджетный процесс
4. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1. Понятие бюджета

Государственный бюджет — план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.
Применительно к Республике Беларусь различают вышестоящий бюджет и нижестоящий бюджет.
Вышестоящий бюджет — республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы.
Нижестоящий бюджет — бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету.
Бюджет, как экономическая категория, выполняет две функции:
- распределительную - перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества и т. д.;
- контрольную - сигнализация обо всех отклонениях в движении бюджетных средств.
Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.
В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов.
Консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.
Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц. Однако консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Они представляют собой статистический свод бюджетных показателей, характеризующих агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направления их использования по территории в целом Республики Беларусь и отдельных регионов.

2. Бюджетное устройство

Бюджетная система Республики Беларусь базируется на:
а) принципе единства - единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;
б) принципе полноты отражения - все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством Республики Беларусь, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;
в) принципе сбалансированности - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников его дефицита; при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;
г) принципе гласности - открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год; утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в средствах массовой информации (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
д) принципе самостоятельности - утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов — решениями местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается соответственно на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы; самостоятельность бюджетов обеспечивается также наличием собственных доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет;
е) принципе эффективности и экономности использования бюджетных средств - все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения минимального результата с использованием определенного бюджета объема средств;
ж) принципе общего (совокупного) покрытия расходов - все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; доходы бюджета и источники финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением средств целевых кредитов, а также целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларуси;
з) принципе достоверности - бюджет формируется на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы;
и) принципе адресности и целевого назначения - бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;
к) принципе ответственности участников бюджетного процесса - каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействия на каждой стадии бюджетного процесса).

3. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность исполнительных и законодательных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Бюджетный процесс включает в себя следующие стадии бюджетной деятельности:
1) составление проектов бюджетов;
2) рассмотрение и утверждение бюджетов;
3) исполнение бюджетов;
4) составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение.
Указанные стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны между собой.
Бюджетный период — срок, в течение которого действует утвержденный бюджет.
В Республике Беларусь бюджетный период составляет 12 месяцев и длится с 1 января по 31 декабря.
Участниками бюджетного процесса являются:
• Президент Республики Беларусь;
• Правительство Республики Беларусь;
• местные Советы депутатов;
• местные исполнительные и распорядительные органы;
• иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации по осуществлению бюджетного процесса;
• органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
• Национальный банк Республики Беларусь;
• распорядители и получатель бюджетных средств;
• банки, иные организации и физические лица, участвующие в соответствии с бюджетным законодательством в бюджетном процессе.
Одной из важнейших стадий бюджетного процесса является составление проекта бюджета.
Составление проектов республиканского и местных бюджетов на очередной год осуществляется в целях определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь и органов местного управления, экономического и социального развития страны и соответствующих административно-территориальных единиц.
Составление проекта республиканского бюджета осуществляется Правительством Республики Беларусь не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, важнейших денежно-кредитных показателей страны и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая среднесрочную финансовую программу.
Прогнозы основных параметров экономического развития Республики Беларусь и важнейших денежно-кредитных показателей страны разрабатываются на три года (с учетом года, на который составляется бюджет) и ежегодно уточняются.
Непосредственное составление проектов бюджетов производится Министерством финансов Республики Беларусь и местными финансовыми органами.
При подготовке проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год составляются ряд документов и материалов, в которые включаются: основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Беларусь; среднесрочная финансовая программа; оценка ожидаемого исполнения республиканского бюджета и консолидированного бюджета Республики Беларусь за год, предшествующий планируемому финансовому году; прогнозные расчеты по основным видам доходов и расходов республиканского бюджета; сведения о государственном долге Республики Беларусь и др.
Перечисленные документы и материалы прилагаются к проекту закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год при внесении его в Палату представителей Парламента.
Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год устанавливаются и утверждается многочисленные показатели, к основным из них относятся:
- предельный размер дефицита или размер профицита республиканского бюджета, источники финансирования дефицита республиканского бюджета;
- предельный уровень дефицита консолидированного бюджетов областей и бюджета г. Минска по отношению к их доходам;
- доходы республиканского бюджета в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета;
- распределение доходов между республиканским бюджетом и местными бюджетами и нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в нижестоящие бюджеты;
- размер межбюджетных трансфертов;
- расходы республиканского бюджета в обшей сумме, а также по функциональной классификации расходов бюджета;
- лимиты внутреннего и внешнего государственного долга и др.
Порядок составления местных бюджетов подробно предусмотрен Бюджетным кодексом Республики Беларусь.
Рассмотрение и утверждение бюджетов осуществляется в следующем порядке (вторая стадия бюджетного процесса).
Президент Республики Беларусь вносит проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в Палату представителей (не позднее 1 октября текущего года).
При необходимости внесения изменений и дополнений в законодательные акты, регулирующие вопросы налогообложения и бюджетных отношений, в Палату представителей до или одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год вносятся проекты соответствующих законов, которые вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
Проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год рассматривается Парламентом Республики Беларусь в соответствии с установленным регламентом.
Местные исполнительные и распорядительные органы разрабатывают проекты решений местных Советов депутатов о бюджетах на очередной финансовый год и вносят для утверждения в соответствующие местные Советы депутатов.
Проекты решений местных Советов депутатов о бюджетах на очередной финансовый год рассматривают постоянные комиссии местных Советов депутатов, к компетенции которых отнесены данные вопросы, и готовят заключения о проектах решений местных Советов депутатов о бюджетах на очередной финансовый год.
Рассматриваются и утверждаются проекты решений местных Советов депутатов о бюджетах на очередной финансовый год на сессиях местных Советов депутатов.
Следующей составной частью бюджетного процесса является исполнение бюджета (третья стадия).
Исполнение бюджета — совокупность ряда мероприятий, направленных на полное и своевременное поступление доходов в бюджет, а также на своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
Исполнение республиканского бюджета и местных бюджетов осуществляется на основе закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной росписью республиканского бюджета и местных бюджетов.
Учет исполнения республиканского и местных бюджетов по расходам ведется по кассовым и фактическим расходам.
Кассовыми расходами бюджета считаются все суммы, выданные с банковских счетов как путем безналичных расчетов, так и наличными деньгами.
Фактическими расходами считаются действительные затраты организаций, подтвержденные соответствующими документами.
Правительство Республики Беларусь обеспечивает исполнение республиканского бюджета, а местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение местных бюджетов.
Завершающим этапом бюджетного процесса является составление отчета об исполнении бюджета (четвертая стадия).
Отчет об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год составляется Министерством финансов в форме проекта закона вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь.
Одобренный Правительством Республики Беларусь проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год представляется Президенту Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.

4. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита

Доходы и расходы государственного бюджета должны быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит.
Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Когда доходы превышают расходы, имеет место профицит.
Государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой являются хронически дефицитными. Нередко дефициты принимают размеры, угрожающие социально-экономическому развитию государств. Экономическая наука установила (и практика это подтверждает), что предельный уровень бюджетного дефицита — 3% валового внутреннего продукта. А временный дефицит вполне допустим.
Основными причинами бюджетного дефицита в отдельных странах являются:
- наличие чрезвычайных обстоятельств (войны, крупные стихийные бедствия), когда становится невозможным мобилизовать финансовые ресурсы в необходимых размерах;
- кризисные явления в экономике (спад производства, рост убыточности, снижение рентабельности предприятий), неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;
- необходимость осуществления крупных государственных инвестиций в развитие экономики. В этом случае дефицит отражает не кризисное состояние экономики, а стремление правительства страны обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
Чрезмерно высокий уровень дефицита бюджета (превышающий 3—5%) к валовому внутреннему продукту приводит ко многим отрицательным последствиям в экономике стран и, прежде всего, к росту инфляции, обесцениванию национальной валюты.
В качестве приоритетного направления бюджетной политики на 2006—2010 годы. Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета, он не должен превышать 1,5% к валовому внутреннему продукту. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, будут использоваться такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой — способствуют сокращению расходов государства: 
• повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства, которые будут способствовать росту денежных накоплений — основного источника платежей в бюджет;
• изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств;
• привлечение в страну иностранного капитала, при помощи которого решаются сразу несколько задач, причем не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет;
• претворение в жизнь всех тех конкретных мероприятий в финансово-экономической сфере, которые содействуют росту доходов и снижению расходов бюджета.
При благоприятных условиях развития экономики государство может иметь профицит бюджетов (консолидированного, республиканского, местных), что считается положительным финансовым явлением.
В соответствии с законодательством профицит бюджета утверждается в таком же порядке, который предусмотрен для утверждения дефицита соответствующего бюджета.
Профицит республиканского бюджета используется для погашения основного долга Республики Беларусь, а профицит местных бюджетов — для погашения долгов местных Советов депутатов.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии