Государственный кредит

1. Сущность и значение государственного кредита. Формы государственного кредита
2. Государственный долг, его виды
3. Управление государственным долгом

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1. Сущность и значение государственного кредита. Формы государственного кредита

Государственный кредит — совокупность денежных отношений, возникающих между государством, физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика.
Привлечение временно свободных средств осуществляется на условиях возвратности, срочности и платности.
Государство привлекает средства по государственному кредиту на заранее определенный срок: до 1 года, от 1 года до 5 лет и т. д. Конкретные сроки займа определяются условиями займа. В Республике Беларусь, согласно действующему законодательству, конкретные сроки погашения займов определяются Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению — Министерством финансов Республики Беларусь.
Государственный кредит выступает в двух основных формах — товарной и денежной.
Товарная форма (сахарный, хлебный, автомобильный, железнодорожный займы и др.) широко применялась в годы существования СССР. В последующие годы в СССР и в настоящее время в Беларуси наибольшее распространение получила денежная форма государственного кредита в виде государственного займа.
Государственные займы как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные средства, имеющиеся у юридических и физических лиц, привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета и других общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других видов ценных государственных бумаг.
Облигация — государственное долговое обязательство, дающее право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты.
В современных условиях в Республике Беларусь государственные займы представлены, в основном, государственными краткосрочными(ГКО) и долгосрочными облигациями (ГДО).
Выпуск ГКО начался с 1994 года, их основная цель — привлечение временно свободных средств юридических и физических лиц (в том числе иностранных) для возмещения дефицита республиканского бюджета.
Указанные облигации являются государственными ценными бумагами, выпускаются они от имени Совета Министров Республики Беларусь и размещаются среди юридических лиц на добровольной основе.
Внешний (международный) государственный кредит — отношения, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта.
Основными целями внешних займов являются:
- покрытие дефицита республиканского бюджет;
- пополнение валютных резервов Республики Беларусь;
- реализация инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;
- решение острых социальных и экологических проблем, ликвидация последствий стихийных бедствий;
- импорт сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;
- поддержка экономических реформ.
Основными кредиторами Республики Беларусь выступают Россия, Германия, Италия и другие страны, а также международные финансовые организации: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

2. Государственный долг, его виды

Использование внутреннего и внешнего госкредита ведет к образованию государственного долга Республики Беларусь.
Государственный долг Республики Беларусь — общая совокупность (или сумма) внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный момент времени.
Внутренний государственный долг Республики Беларусь — общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам на определенный момент времени, например на начало очередного года.
Внешний государственный долг Республики Беларусь — общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.
Различают капитальный и текущий государственный долг.
Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республики Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.
Внутренний государственный долг в Беларуси может выступать в виде: займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь.

3. Управление государственным долгом

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий выпуска новых государственных ценных бумаг.
В Республике Беларусь управление государственным долгом осуществляется правительством Республики Беларусь.
В процессе управления государственным долгом используется различные методы регулирования:
1. аннулирование государственного долга - государство полностью отказывается по обязательствам, по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу в целом);
2. рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов;
3. конверсия - изменение доходности займов. Государство может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности государственных ценных бумаг. Однако чаще всего государство снижает размер выплачиваемых процентов в целях уменьшения расходов по обслуживанию государственного долга;
4. консолидация - увеличение сроков действия уже выпущенных государственных займов. Возможна и обратная операция — уменьшение срока действия государственных займов. Так, например, в бывшем СССР в 1990 году срок погашения функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет;
5. унификация - объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу, а главное экономит расходы государства;
6. отсрочка погашения займа - дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов становится финансово неэффективным в связи с тем, что большая часть поступлений от новых займов направляется на выплату процентов и погашение ранее выпущенных займов. Отсрочка погашения займов отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.
Государственный долг Республики Беларусь обеспечивается всем находящимся в республиканской собственности имуществом и другими активами.
Под погашением государственного долга Республики Беларусь понимается уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга.
Под обслуживанием государственного долга Республики Беларусь понимается уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключением погашения государственного долга Республики Беларусь. 



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии