Местные финансы

1. Сущность и роль местных финансов
2. Состав и структура местных финансов

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера 

 

1. Сущность и роль местных финансов

Под местными финансами принято понимать систему экономических отношений, посредством которых органы местного управления образуют, распределяют и используют денежные фонды в целях реализации государственных и региональных экономических и социальных программ и мероприятий.
Как свидетельствует опыт многих стран, местные финансы являются наиболее динамично развивающимся звеном в финансовой системе. Причем это проявляется не только в увеличении их доли в финансовых ресурсах государства, но и во все большем их вовлечении в регулирование экономики, стимулирование экономического роста, воспроизводство рабочей силы, реализацию региональных программ.
Государства в своих конституциях определяют, какие цели и задачи относятся к компетенции центральной и местной власти. Есть такие сферы, которые одновременно относятся к ведению того и другого уровня власти. Все доходы, образующиеся в государстве, распределяются между центральным правительством и местным самоуправлением. Размер средств, приходящихся последним, должен позволять им профинансировать те программы и мероприятия, за которые местные администрации несут ответственность перед законом и населением.
Местные финансы следует рассматривать не только как экономические отношения, но и как систему, состоящую из элементов или звеньев. В зависимости от государственного устройства она может быть двухзвенной (в федеративных государствах) и однозвенной (в унитарных). В систему местных финансов входят местные бюджеты, внебюджетные фонды, финансы предприятиЙ коммунальной собственности.
Местные бюджеты играют всевозрастающую роль в реализации региональной политики. В силу целого ряда причин (географических, исторических, экономических) отдельные регионы могут значительно отставать в своем экономическом и социальном развитии.
Правительства многих стран передали часть своих полномочий в области финансов местным властям. Например, французское правительство социалистов передало оказание финансовой помощи предприятиям, оказавшимся в затруднительном поло¬жении, департаментам.
В тех случаях, когда на местах недостаточно средств для финансирования определенных расходов, центральное правительство оказывает им финансовую помощь, главным образом, в виде субвенций, т.е. только с целевым назначением. Основная доля расходов приходится на текущие социальные потребности регионов. Дотации как форма финансовой помощи в развитых странах практически не используются.
Еще одной тенденцией, наметившейся во взаимоотношениях между центральным правительством и местными администрациями, является распределение полномочий в части использования финансовых средств с одновременным усилением контроля со стороны центральных финансовых ведомств за законностью, эффективностью и целевым характером использования средств на местах.

2. Состав и структура местных финансов

Равно как в целом в государстве центральным звеном финансовой системы выступает государственный бюджет, так и в системе местных финансов такое положение принадлежит соответствующим местным бюджетам. В литературе нередко к местным бюджетам относят применительно к федеративным государствам бюджеты штатов (США), субъектов федерации (Российская Федерация). Нам представляется такая классификация звеньев бюджетной системы необоснованной.
Почему по отношению к федеративным государствам нельзя применить трехзвенную бюджетную систему непонятно. Исходя из сказанного, в данных государствах следует выделить федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.
За последнюю четверть века, согласно статистике Всемирного банка, объем местных бюджетов увеличился почти в десять раз, в перераспределении национального дохода на их долю приходится одна пятая часть (18% - США, 21 %- ФРГ).
Местные бюджеты широко используются для воздействия на социальную сферу - воспроизводство рабочей силы, создание региональной инфраструктуры, новых рабочих мест.
Расходы, приходящие на местные бюджеты, носят преимущественно социальную направленность. Так, в Республике Беларусь порядка 80% всех расходов на образование, здравоохранение финансируется из областных, городских и районных бюджетов.
Основными доходами местных бюджетов, как и центрального бюджета, являются налоги. Причем доходы местных бюджетов формируются путем закрепления за ними определенных государственных налогов, посредством регулирующих налогов, т.е. распределения налоговых поступлении между бюджетом центрального правительства и местными бюджетами, а также за счет местных налогов и сборов.
Передача в сферу ведения местных органов определенных рас¬ходов предопределяет и соответствующую передачу им доход¬ных источников. За счет непосредственно местных налогов профинансировать все приходящиеся на местные бюджеты расходы не представляется возможным, поэтому часть доходов местных бюджетов обеспечивается за счет регулирующих налогов. Для сбалансированности местных бюджетов широко практикуются бюджетные дотации и субвенции. Так, в Республике Беларусь в общем объеме доходов местных бюджетов отчисления от общереспубликанских налогов и доходов составляют 33,8%, доходы, закрепленные за ними, и собственные доходы - 45,4%, ассигнования из республиканского бюджета - 19.8%.
Вторым звеном местных финансов являются внебюджетные фонды, имеющие целевой характер. Их количество и размер по странам существенно различаются. В Беларуси наметилась тенденция преобразования местных внебюджетных фондов в целевые бюджетные фонды.
Денежные фонды, создаваемые на предприятиях местного хозяйства, также являются звеном в системе местных финансов. Такие предприятия преимущественно занимаются обслуживанием населения, они функционируют на принципах самостоятельности и в местных бюджетах отражаются только убытки от их деятельности.
В развитых странах местные власти широко практикуют выпуск местных займов с целью финансирования главным образом жилищного строительства. Республика Беларусь также прибегает к таким заимствованиям (Минский, Брестские облигационные займы). Таким образом, в системе местных финансов также должны рассматриваться отношения, возникающие в связи с местными займами и образующейся у местных органов задолженностью перед кредиторами: физическими и юридическими лицами. Финансовые возможности территорий предопределяют тот или иной уровень их зависимости от центрального правительства. Повышение самостоятельности и ответственности местных органов власти за решение не только региональных, но и общегосударственных проблем должно сопровождаться адекватным повышением их прав в части мобилизации расходования финансовых ресурсов.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии