БарГУ.by » Учебные материалы » КСРы » Финансы и финансовый рынок » Финансы непроизводственной сферы

Финансы непроизводственной сферы

1. Особенности финансов непроизводственной сферы
2. Финансирование образования, здравоохранения, культуры
3. Финансирование общегосударственных расходов

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1. Особенности финансов непроизводственной сферы

Подразделение народного хозяйства на сферу материального производства и непроизводственную сферу является общепризнанным.
Непроизводственная сфера — это совокупность отраслей и видов деятельности, связанных с обслуживанием общегосударственных и социально-культурных потребностей общества и конкретных граждан.
Финансы непроизводственной сферы - отношения, возникающие в связи с образованием денежных доходов у субъектов непроизводственной сферы, их использованием в целях выполнения ими функциональных обязанностей.
Услуги, предоставляемые субъектами непроизводственной сферы, могут быть платными, бесплатными, частично оплачиваемыми потребителями.
Понятие «бесплатные» следует понимать в том смысле, что они бесплатны для потребителя, но не для производителя. Тот, кто оказывает такие услуги, обязательно производит соответствующие затраты. Таким образом, источники формирования финансовых ресурсов у этих субъектов зависят от вида оказываемых услуг и от характера их предоставления.
Из этого следует, что непроизводственную сферу составляют субъекты: деятельность которых основана на принципах самофинансирования; функционирующие за счет бюджетных дотаций; находящиеся частично на бюджетном финансировании, но и имеющие и собственные источники доходов.
Денежные средства из всех источников, поступившие на счета таких учреждений, образуют фонд финансовых ресурсов, который используется на выплату заработной платы, возмещение материальных и приравненных к ним затрат, на иные цели, допускаемые законодательством.
Преимущественным источником формирования финансовых ресурсов учреждений непроизводственной сферы является бюджет и внебюджетные фонды.
Таким образом, в системе финансовых отношений учреждения непроизводственной сферы занимают особое место. У субъектов непроизводственной сферы, которые функционируют на условиях хозрасчета, финансовые отношения складываются по поводу уплаты налогов. У учреждений, которые финансируются из бюджета, такие отношения, как правило, односторонние: получение бюджетных дотаций. Поскольку отрасли непроизводственной сферы представляют собой организационные образования, то финансовые отношения у них складываются и с их вышестоящими организациями. Можно выделить отношения с банковскими учреждениями по поводу обслуживания счетов, получения и погашения кредитов.

2. Финансирование образования, здравоохранения, культуры

Необходимость финансирования расходов на образование, тенденция к их росту обусловлена многими причинами. Под воздействием научно-технического прогресса возникают все более совершенные технологии, что требует от работников более высокого уровня подготовки и определенной квалификации. Экономия на образовании и здравоохранении обрекает государство на отсталость, поэтому современные промышленно развитые страны постоянно наращивают объемы финансирования таких расходов.
Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования. Ограничения прав на получение образования могут устанавливаться только законом.
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специального и высшего образования в учреждениях образования.
Источников финансирования расходов на образование достаточно много. Но главным является бюджет.
Государственные учреждения образования финансируются из республиканского и (или) местных бюджетов. Объем бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной системы образования утверждается законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год и устанавливается в размере не менее 10% от валового внутреннего продукта.
Дополнительное финансирование может осуществляться за счет иных средств, выделяемых базовыми шефствующими предприятиями, попечительскими советами, спонсорами.
Иными средствами государственных учреждений образования являются полученные в соответствии с законодательством доходы от платных образовательных услуг, производственной и научной деятельности, гуманитарная помощь, имущество и денежные средства, полученные от благотворителей и меценатов, а также из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
В соответствии с законодательством допускается взимание платы с обучающихся в государственных учреждениях образования за дополнительные виды обучения, не оплачиваемые из республиканского и местных бюджетов, а также с лиц, принятых на обучение сверх контрольных цифр приема.
Плата устанавливается руководителем государственного учреждения образования в соответствии с законодательством.
К 2010 году в Республике Беларусь прогнозируется повысить индекс уровня образования в стране до 0,96, а к 2020 году — до 0,98 против 0,95 в 2003 году. В 2011—2020 годах ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое значение следует придать развитию высшего образования: повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов; максимально приблизить ее к требованиям рынка труда.
Для решения поставленных перед образованием целей и задач следует обеспечить его необходимое финансирование, создать условия для привлечения инвестиций в сферу образования, усилить роль рыночных механизмов хозяйствования. Намечается создать цивилизованный рынок образовательных услуг, включить систему образования Республики Беларусь в мировой образовательный процесс.
К социальным расходам относятся также затраты на здраво¬охранение. Как и расходы на образование, они связаны с воспроизводством рабочей силы. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), существует тесная связь между расходами на здравоохранение и продолжительностью жизни населения, в том числе относящегося к трудоспособному. Здравоохранение сегодня превратилось в крупную отрасль народного хозяйства.
Здравоохранение Республики Беларусь включает:
• государственную систему здравоохранения;
• негосударственные организации здравоохранения;
• другие организации, которые наряду с основной деятельностью также осуществляют медицинскую и/или фармацевтическую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
• индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую и/или фармацевтическую деятельность.
Финансирование государственной системы здравоохранения осуществляется за счет средств республиканского и/или местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Объем финансирования за счет средств республиканского и/или местных бюджетов, выделяемых для предоставления бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, определяется на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, устанавливаемых законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.
Источниками финансирования здравоохранения являются:
- средства республиканского и (или) местных бюджетов;
- безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей;
- иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
Стратегической целью в области здравоохранения Республики Беларусь является создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью, создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылки для его удовлетворения. 
Среди расходов на социальное обеспечение на первом месте стоят расходы по выплате пенсий.
В Беларуси создан фонд социальной защиты населения, из которого выплачиваются государственные пенсии.
В соответствии с общественным назначением расходы государства подразделяются на расходы: на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборону и управление.
Законодательство Республики Беларусь о культуре регулирует общественные отношения по установлению организационно-правовых и экономических гарантий создания, сохранения, распространения и популяризации произведений материальной и духовной культуры, по сохранению и передаче культурных традиций, по охране исторических и культурных ценностей.
Для финансирования культуры создается республиканский фонд финансирования культуры, а также фонды финансирования культуры местных Советов народных депутатов.
Источниками формирования фондов финансирования культуры являются:
1. благотворительные поступления от предприятий, учреждений и организаций всех видов собственности, прибыль от проведения специальных лотерей, аукционов, выставок;
2. благотворительные поступления от общественных организаций и от граждан;
3. поступления от продажи и приобретения ценных бумаг, выпускаемых фондом.
Государство устанавливает гарантированную долю бюджетных средств на развитие искусства и культуры в размере не менее 3% от общей суммы Государственного бюджета Республики Беларусь.
Для финансирования видов искусства и направлений культурной деятельности в составе фондов финансирования культуры могут создаваться специальные фонды (театра, музыки, кино, изобразительного искусства и другие). Распределение средств фондов финансирования культуры осуществляется в соответствии с положением о фонде, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь.
Деятельность фондов финансирования культуры местных советов народных депутатов утверждается соответствующими местными советами.
Использование фондов финансирования культуры осуществляется по решению правлений фондов культуры в соответствии с положениями об этих фондах.
Местные советы народных депутатов обеспечивают развитие культуры и культурное обслуживание населения на основании установленных в Республике Беларусь нормативов и гарантированных бюджетных ассигнований.
Государственное финансирование культуры направлено на сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие культуры, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей.
Благодаря бюджетному финансированию сохранена и развивается сеть культурных организаций. Кроме того, оказывается значительная финансовая поддержка в реализации творческих и культурологических проектов.

3. Финансирование общегосударственных расходов

Расходы каждого конкретного государства на оборону и общая сумма расходов на эти цели зависят от политических факторов, уровня доверия стран друг другу, позиций военно-промышленного комплекса в правительственных кругах. Подсчитано, что в мире ежегодно расходуется на военные цели сумма, равнозначная национальному доходу всех стран африканского континента.
Основное место в затратах на оборону занимает обеспечение военной техникой, текущее содержание армии и флота, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, строительство военных объектов, выплаты пенсий военнослужащим и прочие расходы.
Расходы Республики Беларусь на национальную оборону зависят от военной доктрины белорусского государства, носящей сугубо оборонительный характер, и экономического потенциала, а также тех обязательств в области военного строительства, которые Беларусь взяла на себя в рамках союза с Россией.
Если расходам на социальные нужды белорусское государство пытается придать нормативный характер, то расходы на цели обороны и обеспечения общественного порядка зависят от положения дел в мире, степени напряженности криминальной обстановки и финансовых возможностей государства. Они финансируются как за счет бюджета центрального правительства, так и местных бюджетов. Планирование и финансирование указанных расходов идентично расходам на социально-культурные мероприятия, т. е. осуществляется по сметам.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии