БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Экономика и управление инновациями » ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ»

ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ»

Автор: Maxvel 3-06-2013, 11:57

ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ»

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Понятие об инноватике, как науке изучающей методологические основы обоснования экономических решений организации управления инновационной деятельностью
Анализ новых тенденций, характеризующих мировую экономику, показывает, что уровень развития страны и благосостояния населения во – многом определяется способностью ее экономики адаптироваться к изменениям, происходящим под влиянием стремительных темпов научно-технологического развития. Результативность же научно-технического прогресса в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий. Главными факторами устойчивого развития и экономического роста общества являются научно-технические знания. В развитых странах до 80% прироста валового внутреннего продукта достигается за счет инноваций. Тенденция роста наукоемкости общественного производства стала объективной реальностью современного мирового воспроизводственного процесса.
Новация (лат. novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новые явления, открытия, изобретение, новые предметы, новые действия, обычаи, новые методы.
Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением (инновацией) (англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство, «инвестицию в новацию», «введение новшества»).
Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Нововведение — это перманентная (то есть постоянная) движущая сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом.
Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа и т.п. Инновацию можно назвать также инновационным продуктом.
С понятием «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие».
Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.
Открытием же является процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.
Открытие отличается от инновации по следующим признакам:
1. Открытие, а также изобретение, делается на фундаментальном уровне, а инновация производится на уровне технологического (прикладного) порядка.
2. Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективами и воплощается в форме инновационного проекта.
3. Открытие не преследует целью получить выгоду. Инновация же всегда ставит своей целью получить какую-либо осязаемую выгоду за счет применения какого-то нововведения в технике и технологии.
4. Открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом поиска. Она требует определенной четкой цели и технико-экономического обоснования.
Термин и понятие «инновации», как новой экономической категории, ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J.A.Schumpeter, 1883–1950 гг.) в начале второго десятилетия ХX века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса. И.Шумпетер выделял пять изменений в развитии:
1) использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организации производства и в его материально-техническом обеспечении;
5) появление новых рынков сбыта.
Сам термин «инновация» И. Шумпетер стал использовать в 30-е годы XX века, подразумевая под ней изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Согласно И. Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «...прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «...без развития нет прибыли, без прибыли нет развития».
В Беларуси под инновацией понимается термин, используемый в Законе «Об основах государственной научно-технической политики в Республике Беларусь»: инновации – создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды новой продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции или услуг на рынок.
Инновационный процесс — непрерывный процесс развития предприятия, который обеспечивает его выживание в рыночных условиях.
Инновационный цикл — выполнение комплекса работ по одной инновации.
Инновационная деятельность — это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Инновации — это не только экономическая категория, но и инструмент воздействия на весь хозяйственный процесс. Поэтому инновациями можно управлять.
Управление инновациями — это целенаправленная система управления инновационной деятельностью и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций в организации, с целью достижения максимальной эффективности инноваций, как важнейшего фактора социально-экономического развития.
В научной литературе, учебном процессе и практической деятельности широко распространен термин «инновационный менеджмент», который можно считать синонимом «системы управления инновациями».
Цель управления инновациями — определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации в сферах разработки и внедрения новой продукции и технологий, модернизации и усовершенствовании выпускаемой продукции, дальнейшего развития производства и управления.
Оно ориентировано на внедрение инноваций и на управление организацией при помощи инноваций и основывается на следующих ключевых моментах:
1. Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом проведение комплекса работ по превращению идеи в предмет (новый продукт, материализованная форма операции), готовый для продвижения на рынке и для продажи.
2. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке — это целое искусство, требующее творческого подхода и активных действий продавцов.
Управление инновациями — это управление творческими процессами, творческое управление инновациями способно рассматривать проблему или кризис в целом.
Субъектами управления инновациями могут быть один или группа работников (специалистов по маркетингу, по финансам и т.п.), которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.
Объекты управления инновациями — инновации (новые продукты и операции), инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей).
Третьим элементом в управлении инновациями является информация, или информационный продукт.
Сложность проблемы привела к разработке различных концепций, в конечном счете, сформировавшихся, как теория инновационных процессов или инноватика.
Предмет инноватики — изучение теории и практики инноваций, закономерностей развития инновационных процессов и механизма управления инновациями.
Можно выделить два уровня инновационной деятельности (инноватики): операционный и стратегический.
Операционная инноватика обслуживает текущие краткосрочные цели организаций – получение текущих прибылей за счет стабильно действующего производства и снижения издержек в реальном режиме времени. В основном это проведение локальных инноваций – отдельных улучшений в продуктах, технологиях, услугах, изменения в рамках конструкторского и технологического сопровождения производства, в рамках его технической подготовки. Назначение ее – поддерживать, сохранять стабильные условия для производства и проведения локальных инноваций, нейтрализующих отдельные возмущения среды, а также способствовать снижению издержек.
Стратегическая инноватика призвана решать глобальные цели организаций по их выживанию в долгосрочной перспективе, способствовать достижению целей, направленных не на получение текущих прибылей, а на удовлетворение потребителей.
Здесь мы имеем дело уже не с функцией, а с проектом. Поскольку, стратегическая инноватика требует значительных ресурсов организации, исполнители проекта конкурируют в потреблении ресурсов с исполнителями текущих стабильных процессов.
Управление инновациями является составной частью любого процесса управления и в то же время самостоятельной дисциплиной, это одна из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства.
В то же время — это самостоятельная область управленческих и экономических наук и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения инновационных целей путем рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Как наука и искусство, управление инновациями базируется на теоретических положениях общего (системного) менеджмента.
Как вид деятельности, управление инновациям — совокупность процедур принятия управленческих решений, составляющих общую технологию управления инновациями в организации, предполагает распределение задач за их конкретными исполнителями.
Как аппарат управления — это система управления инновациями иерархической структуры и органов управления, специалисты по инновациям.

2. Место экономики инноваций в системе экономических наук
Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим следования и разработки перерастает на государственном уровне в инновационную политику, задачей которой является обеспечение условий для ускорения создания и трансфера технологий. Инновационная политика в развитых странах выступает составной частью государственной социально-экономической политики. Научно-техническая политика как принятие решений об объемах и направлениях использования средств национальных экономик. Поэтому все сильнее стала ощущаться потребность в более глубоком понимании сущности, закономерностей и специфики эволюции инновационных систем.
Государственная инновационная политика — составная часть социально-экономической политики государства, включающей в себя основные цели, принципы, функции и направления различных видов научно-технической и инновационной деятельности, в которой государство и рынок выступают как совокупности институтов.
В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. системная модель национальной экономики рыночного типа в качестве одной из своих доминант предусматривает переход (в силу объективных причин) на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства с интенсивным внедрением новых и высоких технологий информационного общества.
Главная цель государственной инновационной политики - создание экономико-правовых, финансовых, организационных и других условий, обеспечивающих ускоренную разработку и освоение новой конкурентоспособной продукции и современных экологически чистых, безопасных, ресурсосберегаюгцих технологий и на их основе - структурную перестройку и развитие экономики Республики Беларусь.
Можно сформулировать основные принципы и направления государственной инновационной политики:
а) признание модели инновационного развития в качестве приоритетной;
б) максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности и предпринимательства;
в) ориентация инновационной деятельности на социально-экономические и научно-технические приоритеты с целью насыщения внутреннего рынка, импортозамещения и выхода на новые ниши в мировом рынке;
г) поощрение отечественных и зарубежных инвестиций в инновационные проекты, обеспечивающие расширение производства конкурентоспособной продукции, проведение гибкой таможенной политики;
д) активная роль государства в создании экономико-правовых условий и рыночных механизмов, обеспечивающих превращение инноваций в главный фактор социально-экономического развития общества.
Выделяются три группы условий, способные облегчить процесс наращивания технологического потенциала.
Первая касается создания обстановки, непосредственно обеспечивающей проведение инновационной политики, благотворной для всей макроэкономической среды. На данном этапе позитивными макроэкономическими факторами в республике выступают политическая стабильность, преодоление экономического спада и высокий уровень занятости.
Вторая группа условий связана с наличием институтов и инфраструктур, содействующих наращиванию технологического потенциала. Наличие в республике национального органа управления, созданного непосредственно для выработки технологической политики и руководства национальными усилиями в области НТП, значительной инфраструктуры для реализации научной и инновационной деятельности выступают условием обеспечения устойчивого развития этой сферы.
Третья группа условий, содействующих процессу наращивания технологического потенциала, включает наличие инструментов, которые могут использоваться для стимулирования этого процесса. В республике уже введены порядок лицензирования импорта, система распределения иностранной валюты, инвестиционные субсидии или дотации, преференциальный налоговый режим, протекционистские меры в области тарифов и/или квот, а также освобождение от налогов импортируемых средств производства и полуфабрикатов. Вместе с тем действующие ныне нормативно-правовые акты поддержки научно-технической и инновационной деятельности требуют значительного совершенствования.
Создание цивилизованного рынка наукоемкой и инновационной продукции в Беларуси необходимо для сохранения и дальнейшего развития в республике научно-технического потенциала. Товаром на этом рынке будет научно-техническая продукция (научно-технические, технологические, опытно-конструкторские разработки) как результат интеллектуальной деятельности.
Мировая практика свидетельствует, что только после включения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в качестве активов, обеспеченных надежной правовой защитой, предприятие может устойчиво работать на рынке (так как конкуренты не вправе производить товары с использованием аналогичных интеллектуальных продуктов).
Однако, несмотря на большие перспективы для инновационного бизнеса в республике, темпы его развития сокращаются. За последние три года примерно на одну треть снизилось количество запатентованных изобретений и промышленных образцов. Серьезным препятствием на пути развития инновационного предпринимательства стало практически полное отсутствие рынка инновационных проектов в республике.
Для эффективного внедрения достижений научно-технического прогресса в производство необходимо обеспечить максимальную заинтересованность субъектов хозяйствования в такой деятельности. Практика показывает, что для этого целесообразно реформирование отношений собственности на основе проведения процессов акционирования, разгосударствления и приватизации.
Нецелесообразно формальное создание акционерных обществ на основе преобразования органов государственного управления среднего звена. Такое реформирование представляет собой приспособление к рыночной среде чисто формальными методами, не приводит к кардинальному преобразованию отношений собственности в первичных звеньях и обычно не обеспечивает привлечения капитала для технического обновления производства и выпуска высококачественной продукции.
Одна из причин недостаточной эффективности процессов акционирования кроется в распространенной практике их проведения в пользу трудовых коллективов, а не инвесторов.
При отсутствии крупных инвесторов, согласных вложить в техническое обновление производства значительные денежные средства, для повышения заинтересованности во внедрении достижений НТП и выпуске высококачественных товаров можно воспользоваться вариантом разгосударствления и приватизации относительно небольших предприятий.
Практика работы белорусских субъектов хозяйствования показала, что разгосударствленные и приватизированные предприятия в большей степени по сравнению с государственными ориентированы на обновление производства в соответствии со спросом потребителей. Обследование 119 белорусских предприятий различных форм собственности выявило, что с 1991 г. две трети предприятий коллективной и частной форм собственности освоили выпуск новых видов продукции, в то время как менее половины государственных предприятий обеспечили лишь расширение традиционного перечня наименований выпускаемой продукции. На каждом шестом обследованном государственном предприятии с 1991 г. вообще не было осуществлено никаких нововведений.
Одной из основных целей приватизации должно быть повышение эффективности хозяйствования на основе внедрения достижений НТП.
Приватизированные частные предприятия реально могут быть эффективными только в случае создания равных с государственными предприятиями условий хозяйствования.
Успешная реализация государственной инновационной политики возможна в том случае, если в центре внимания будут целевые продуктовые программы, связанные с развитием альтернативной энергетики, промышленно-продовольственных комплексов в сельской местности, изготовление новых материалов и др. В рамках таких программ будут определены участники, включая и университеты. Поэтому стратегической задачей является подготовка специалистов «новой волны», что возможно на основе междисциплинарного синтеза, с привлечением знаний множества наук, на основе теории инновационного проектирования (новой дисциплины).

3. Связь экономики инноваций с другими дисциплинами
Произошедшие за последние годы изменения в экономике страны требуют особого внимания в кадровом обеспечении инновационного процесса.
Это связано с тем, что сегодня основная масса руководителей всех уровней управления в государственных органах управления, субъектов хозяйствования совершенно не понимают сути терминов «инновация», «менеджмент», «стратегия», путая их зачастую с планами внутреннего развития организаций (например, заменой устаревшего парка оборудования и технологических процессов). Это означает, что они не достигли еще состояния т.н. «инновационной восприимчивости», т.е. понимания значения инноваций в жизни общества в целом и для субъектов хозяйствования в частности.
В условиях инновационной деятельности резко возрастает роль менеджера, а его личность, способности, квалификация и профессиональные умения фактически определяют судьбу организации.
Поэтому необходимо сформировать новый тип руководителя, специалиста – инновационный.
В связи с этим данная дисциплина тесно связана с рядом прикладных, специальных и профессиональных дисциплин.
Специалист по инновациям (далее инновационный менеджер) – это специалист, соответствующий следующим требованиям:
• он должен уметь выполнять не рутинные задачи, так как среда его деятельности не является традиционной, особенно в динамически растущих отраслях, он должен быть способным к изобретательству и к инициативе;
• он не начальник в традиционном смысле этого слова, а сотрудник, партнер: его деятельность направлена на передачу знаний, обучение подчиненных, реализацию управленческих решений, формирование механизмов стимулирования и т.д.;
• он должен выступать как бы катализатором совместной деятельности, быть способен формировать, развивать и направлять деятельность эффективных рабочих групп и самоуправляющихся команд;
• он должен вести к поиску новых целей, приводить в движение тех, кто отождествляет себя с этими целями;
• он достигает целей путем развития внутренних противоречий, преодоления сопротивления сотрудников и умения эффективного решения проблем организации;
• он должен быть готов к риску и оперативности в нахождении и принятии решений;
• его стратегия – в постепенном переходе к широкомасштабной кооперации, постановке высоких, честолюбивых целей, более быстрому социально–техническому развитию рыночной экономики, ориентации на рынок и потребности клиентов;
• его тактика – быстрая адаптация к изменяющимся условиям, смена находящихся на ключевых позициях кадров, опоре на успешно действующей системы, в отборе, накоплении даже незначительных выгод и преимуществ, после чего следует прорыв к новому состоянию организации;
• он должен уметь управлять собой: знать и применять способы и методы научной организации труда своего и подчиненных, поддержания собственного физического здоровья, управления конфликтами и стрессами, стремиться к личностному росу и развитию.
Различие между изобретателем и инновационным менеджером в том, что изобретатель – это не предприниматель, главное для него – изобретение. Инновационный менеджер–предприниматель, и организация для него – все.
При этом возрастает роль науки, образования и в первую очередь научной экономической мысли, социологии, политологии и права, которые будут применять схему общественного воспроизводства Д-Т-Д во взаимосвязи с макросистемами. Поэтому существует тесная взаимосвязь с такими дисциплинами как: экономика предприятия, управление риском, предпринимательство, бизнес-планирование, менеджмент, маркетинг и другие.

4. Концепция изложения дисциплины, структура, основные разделы
В настоящее время инновации являются основным движущим фактором экономического и социального прогресса. В индустриально развитых странах применение инноваций обеспечивает прирост ВВП более чем на 75 %. Успешное внедрение в производство, хозяйственную деятельность инноваций позволяют обновлять техническую и технологическую базы производства, повышать конкурентоспособность как отдельных фирм, так и регионов, национальных экономик, способствовать их стабилизации, постоянному экономическому росту, социальной стабильности и интеграции в международную экономику.
Для Беларуси инновационный путь развития наиболее перспективный. Имеются для этого необходимые составляющие: достаточно мощный научно-технический потенциал, значительные результаты в фундаментальных и прикладных исследованиях. В настоящее время исследования и разработки выполняются на 49 промышленных предприятиях. Научными исследованиями занимаются более 300 организаций, в которых работает свыше 18 тысяч человек.
Существенная часть внедренных объектов новой техники защищена отечественными и зарубежными патентами. В результате освоения выпуска новой продукции, созданной в рамках государственных научно-технических программ (ГНТП), израсходованные на НИОКР бюджетные средства возвращаются в бюджет за 1,5-2 года.
Из выше изложенного следует, что в современных условиях инновационный менеджмент должен базироваться на научно-теоретических подходах, для которых характерно эволюционное развитие. Ученые выделяют четыре самостоятельно существующих подхода изучения инновационного менеджмента как науки: факторный, системный, ситуационный и функциональный. Рассмотрим сущность каждого названного подхода, используемого при управлении инновационным процессом.
При факторном подходе стадии «наука» и «техника» рассматриваются как один из важнейших факторов развития экономического потенциала страны. Научные исследования и разработки (НИОКР) считаются постоянными и основополагающими факторами производственного потенциала предприятий (стадия «производство»). При этом обеспечивающими системами выступают кадры, научно-техническое оборудование, материально-техническая база, информационные фонды.
В управлении инновационными процессами преобладают статистические факторные модели, построенные на основе корреляционных и регрессивных зависимостей.
Факторный подход управления инновационным процессом предусматривает использование нормативных методов планирования, основанных на нормативах трудоемкости, материалоемкости, капиталоемкости НИР и ОКР, нормативах численности исполнителей и соотношении категорий различных работников и др.
Нормативная теория принятия решений, как следует из самого названия, указывает, что правила принятия решений нацелены на максимизацию прибыли или доходов. Принимаемое решение должно быть целенаправленным и рациональным. Рациональность принимаемого решения характеризует менеджера как личность, как организатора, способного идеям придать материальную субстанцию.
Практика показывает, что рациональность решения субъективна. Руководитель разного уровня из множества существующих управленческих решений выбирает то, которое, по его мнению, принесет наибольшую выгоду и будет существенно оказывать влияние на конечный результат осуществления стадий цикла «наука - техника - производство». Это связано с тем, что любой менеджер не до конца обладает необходимыми приемами и способами теории и практики управления.
Состояния объективной рациональности решения можно достигнуть лишь теоретически, которое рассматривается в экономической теории, но не администрированием, действующим в реальном мире.
При функциональном подходе инновационный менеджмент рассматривается как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений. Под функцией управления понимается относительно обособленное направление управленческой деятельности, позволяющее осуществлять воздействие на инновационный процесс. В рамках функционального подхода (концепции) наибольшее развитие получило экономико-математическое моделирование процессов для принятия решений по каждой функции управления. В практике управления используются оптимизационные модели формирования тематических планов предприятия, календарное планирование работ, модели оптимизации организационной структуры инновационного предприятия. Эти модели в основном не носят системного характера, они строятся для отдельных функций управления.
При системном подходе инновационный менеджмент рассматривается как сложная упорядоченная совокупность экономических элементов, ориентированных на решение конкретных задач инновационного предприятия. Принятие решений всегда рассматривается как логический процесс, ибо именно здесь менеджмент более всего приближается к науке.
Управленческое решение – это протекающие во времени мыслительные эмоциональные и правовые действия руководителя по выбору из множества альтернатив приемлемого управленческого решения. В этом случае величина одного результата (продукта) неизбежно теряется как плата за прирост другого.
Ситуационный подход базируется на синтезе достоинства каждой вышеперечисленной концепции для конкретных инновационных ситуаций.
Ситуация - это совокупность значений факторов, влияющих на функционирование инновационного предприятия, инновационного проекта, инновационного учреждения в конкретный период.
Вклад данной концепции в теорию инновационного менеджмента состоит в том, что она содержит рекомендации по применению конкретных подходов для принятия управленческих решений в конкретных ситуациях.
Этот подход означает, что хотя общий процесс управления инновациями одинаков, но специфические приемы управления различны. Ситуационный подход открывает значительные возможности для творческого использования разнообразного разработанного наукой и применяемого на практике инструментария. Он способствует повышению ответственности исполнителей за выбор правильных решений. Труд менеджера в сложившейся ситуации в инновационной сфере требует высокого профессионализма и изобретательности. Менеджер должен владеть инструментарием управления, быть творческой личностью.
Управление инновациями, или инновационный менеджмент – сравнительно новое понятие в научно-технической, производственно-технологической, финансово-экономической и административной сферах деятельности профессиональных управляющих (менеджеров). Объектами управления в государственных, акционерных и частных организациях (фирмах) являются направления инновационной деятельности, связанные с процессами создания, освоения производства и коммерциализации новых потребительских ценностей, их распространением и использованием в качестве готовых продуктов, прогрессивных технологий и услуг.
Основные цели учебной дисциплины: обосновать концепции развития высокотехнологичных производств на основе отечественных научно-технических исследований, которые могут обеспечить конкурентные преимущества продукции организаций промышленности и сферы услуг; обобщить имеющиеся знания о функциях и методах управления инновациями, в том числе о мотивации инновационной деятельности; ознакомить с основными направлениями государственной поддержки науки и развития технологий, обеспечивающих создание конкурентоспособной продукции, эффективное использование инновационного потенциала организаций промышленности
Поэтому в структуру дисциплины включены такие вопросы как: инновационная деятельность, рынок научно-технической продукции, наукоемкие отрасли, оценка эффективности инновационных объектов, инновационная инфраструктура и другие.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии