БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Экономика и управление инновациями » НАУКОЕМКИЕ ОТРАСЛИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ РАЗВИТИЯ

НАУКОЕМКИЕ ОТРАСЛИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ РАЗВИТИЯ

Автор: Maxvel 7-06-2013, 14:25

НАУКОЕМКИЕ ОТРАСЛИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ РАЗВИТИЯ

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Наукоемкие отрасли: понятие, особенности. Эффективность наукоемких отраслей
Наука - реальный национальный ресурс, который может обеспечить быстрый рост экономики, суверенитет страны и национальную безопасность при наличии адекватного государственного воздействия и поддержки. В условиях рыночной экономики предприятия сферы материального производства в конечном счете заинтересованы в научно-технических достижениях, но соответствующие научные исследования, обеспечивающие революционные изменения техники и технологий, требуют крупных затрат, которые не могут быть сегодня выполнены с помощью государства и индивидуальных инициатив.
Научно-технические изменения и динамика их освоения в материальном производстве должны рассматриваться в единстве с социально-экономическими и экономико-экологическими условиями производства. Использование изобретений и открытий на практике связано с реорганизацией производственных отношений, поскольку изменения в области техники предполагают два условия: наличие научно-технических открытий и изобретений и наличие хозяйственных возможностей для применения этих открытий и изобретений на практике, причем направление и интенсивность научно-технических открытий и изобретений являются функцией запросов практической действительности и предшествующего развития науки и техники.
В условиях недостатка средств для инвестиций в производство, усугубленного монополизмом производителей и дефицитом, когда для предпринимателей характерна стратегия минимизации риска и потерь, альтернативных вариантов осуществления инновационного процесса практически не существует.
Исходя из изложенного, можно сформулировать основные направления государственной научно-технической политики:
1.Поддержка фундаментальных исследований, направленных на получение результатов, революционизирующих науку и технику.
2.Финансирование ориентированных (поисковых) и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для создания новых техники и технологий с опережающими техническими решениями для последующей передачи результатов в сферу материального производства.
3. Создание законодательной и информационной базы, обеспечивающей экономическую заинтересованность производителей в осуществлении инноваций, т. е. в освоении новых техники и технологий, и на этой основе радикального изменения технического уровня производства, природосбережение и гуманизация экономики в целом.
Задачей научно-технической политики является создание устойчивого и саморазвивающегося механизма, обеспечивающего развитие и эффективность научно-технической деятельности, рассматриваемой как производство интеллектуальной продукции и ее использования в сфере материального и нематериального производства и социально-экономического развития. Соответственно управление НШ должно обеспечивать достижение экономико-экологических и социальных целей.
Кризисное состояние, в котором находится наука, резко контрастирует с развитием и возрастанием значения этой отрасли практически во всех странах с устойчиво развивающейся экономикой. Мировой опыт свидетельствует, что в последние десятилетия основным фактором экономического роста стали технологические изменения в производстве, основанные на использовании новейших знаний. Изменения в технологиях являются конечной стадией инновационного процесса, в начале которого находится наука. Величина затрат и многочисленные задачи, на которые направлены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, показывают их решающую роль в промышленной конкурентоспособности, здравоохранении, состоянии окружающей среды, образовании, социальном благополучии. Стратегическое значение расходов на НИОКР для достижения технологического превосходства и роста знаний не вызывает сомнений.
Достижения науки, воплощенные в технологии, очень быстро распространяются и обеспечивают высокий коммерческий результат. Сама же наука непосредственно в прибылях производственной сферы почти не участвует. Финансовые ресурсы она получает либо от государства, либо из производственной сферы в той мере, в какой последняя заинтересована и имеет возможность осуществлять долгосрочные рисковые вложения капитала в науку и тем самым в прогнозируемый экономический результат. По мнению американских исследователей, затраты на НИОКР неадекватны их вкладу в прогресс экономики, что, в частности, является обоснованием их постоянного увеличения.
Можно с большой уверенностью прогнозировать, что в 21веке лидерство будет принадлежать тем нациям, которые смогут заработать больший капитал на технологических изменениях. Способностью нации к решению этих проблем будет предопределяться уровень социально-экономического и интеллектуального развития общества. В стратегическом плане наука 21веке должна осуществлять научно-техническое сопровождение 5 и 6 технологических укладов. Для этого прежде всего необходимо повысить социальный престиж труда ученых, исследователей и разработчиков новой техники и технологии путем значительного увеличения размера оплаты их труда, более гибкой системы пенсионного обеспечения и других социальных гарантий.
Республика Беларусь стоит перед альтернативой выбора между усилением собственного стратегического ресурса социально-экономического роста, каким является наука, и заимствованием зарубежных технологий. Последнее может привести не только к технологической, но и к политической зависимости. Поэтому стратегическим направлением научно-технической политики Республики Беларусь должны быть инновационный путь развития, структурная и технологическая перестройка производственной сферы на базе главным образом собственного научно-технологического и образовательного потенциала.
Стержнем научно-технической стратегии Республики Беларусь должно стать органичное встраивание инновационных процессов в социально-экономический и экономико-экологический организм. Движению к этой цели должна способствовать вся система финансово-кредитной, амортизационной и налоговой политики государства.
Научно-техническая политика как принятие решений об объемах и направлениях использования средств на исследования и разработки перерастает на государственном уровне в инновационную политику, задачей которой является обеспечение условий для ускорения создания и трансфера технологий. На первый план выдвигаются проблемы глобальной конкурентоспособности национальных экономик. Поэтому все сильнее стала ощущаться потребность в более глубоком понимании сущности, закономерностей и специфики эволюции инновационных систем.
Государственная инновационная политика - составная часть социально-экономической политики государства, включающей в себя основные цели, принципы, функции и направления различных видов научно-технической и инновационной деятельности, в которой государство и рынок выступают как совокупности институтов.
В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. системная модель национальной экономики рыночного типа в качестве одной из своих доминант предусматривает переход (в силу объективных причин) на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства с интенсивным внедрением новых и высоких технологий информационного общества.
Главная цель государственной инновационной политики - создание экономико-правовых, финансовых, организационных и других условий, обеспечивающих ускоренную разработку и освоение новой конкурентоспособной продукции и современных экологически чистых, безопасных, ресурсосберегаюгцих технологий и на их основе - структурную перестройку и развитие экономики Республики Беларусь.
Можно сформулировать основные принципы и направления государственной инновационной политики:
а) признание модели инновационного развития в качестве приоритетной;
б) максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности и предпринимательства;
в) ориентация инновационной деятельности на социально-экономические и научно-технические приоритеты с целью насыщения внутреннего рынка, импортозамещения и выхода на новые ниши в мировом рынке;
г) поощрение отечественных и зарубежных инвестиций в инновационные проекты, обеспечивающие расширение производства конкурентоспособной продукции, проведение гибкой таможенной политики;
д) активная роль государства в создании экономико-правовых условий и рыночных механизмов, обеспечивающих превращение инноваций в главный фактор социально-экономического развития общества.
Выделяются три группы условий, способные облегчить процесс наращивания технологического потенциала.
Первая касается создания обстановки, непосредственно обеспечивающей проведение инновационной политики, благотворной для всей макроэкономической среды. На данном этапе позитивными макроэкономическими факторами в республике выступают политическая стабильность, преодоление экономического спада и высокий уровень занятости.
Вторая группа условий связана с наличием институтов и инфраструктур, содействующих наращиванию технологического потенциала. Наличие в республике национального органа управления, созданного непосредственно для выработки технологической политики и руководства национальными усилиями в области НТП, значительной инфраструктуры для реализации научной и инновационной деятельности выступают условием обеспечения устойчивого развития этой сферы (4 технопарка, 9 инкубаторов малого бизнеса, 57 центров поддержки предпринимательства, более 20 центров трансфера технологий и около 300 малых предприятий).
Третья группа условий, содействующих процессу наращивания технологического потенциала, включает наличие инструментов, которые могут использоваться для стимулирования этого процесса. В республике уже введены порядок лицензирования импорта, система распределения иностранной валюты, инвестиционные субсидии или дотации, преференциальный налоговый режим, протекционистские меры в области тарифов и/или квот, а также освобождение от налогов импортируемых средств производства и полуфабрикатов. Вместе с тем действующие ныне нормативно-правовые акты поддержки научно-технической и инновационной деятельности требуют значительного совершенствования.
В связи с растущей глобализацией и вхождением Беларуси в мировое пространство главной стратегической целью инновационного развития должно стать достижение высокой конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Выделены валообразующие отрасли и отрасли социальной сферы:
• промышленность ( автотракторостроение, лазерно-оптические технологии),
• инновационные технологии сельхозпроизводства,
• фармация,
• строительство,
• нефтехимический комплекс,
• пищевая промышленность,
• здравоохранение,
• энергетика,
• образование,
• транспорт,
• экология.
Функции координатора Государственной программы инновационного развития (ГПИР) возлагаются на Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь.
Наукоемкие отрасли - отрасли экономики, выпускающие продукцию, выполняющие работы и услуги с использованием последних, передовых достижений науки и техники. Деятельность таких отраслей включает проведение обеспечивающих ее научных исследований и разработок, что приводит к дополнительным затратам средств и к необходимости привлечения к работам научного персонала.
В Республике Беларусь проблемы создания высоких технологий и использования накопленного научно-технического, производственного, интеллектуального и кадрового потенциала длительное время решались не самым эффективным образом, результатом чего стало технологическое отставание по ряду определяющих направлений развития науки и техники (электроника, биотехнологии и др.). Таким образом, эти проблемы, будучи актуальными всегда, приобрели особую значимость в настоящее время, когда РБ стоит перед историческим выбором стратегии своего развития на многие десятилетия вперед [1, c. 6].
Практически эта стратегия должна обеспечивать перевод экономики на траекторию устойчивого роста, а для ее реализации необходимо выработать эффективную научно-промышленную политику - основу единой государственной концепции долгосрочного социально-экономического развития.
Ядром новой научно-промышленной политики должна стать система мер, обеспечивающих прогрессивные структурно-технологические сдвиги в продвижении самого передового (по современной хронологии - пятого) технологического уклада. Вытеснение старых укладов, новым укладом стимулирует экономический рост, а их сохранение неизбежно приводит к замедлению технологических сдвигов и темпов роста экономики, снижению конкурентоспособности товаров на внутреннем и мировом рынках.
В настоящее же время экономические проблемы наукоемких производств решаются по мере их обострения, без сколько-нибудь серьезных попыток прогнозирования и принятия опережающих мер, учитывающих последствия проводимого в стране экономического курса, а также динамику общеэкономических процессов.
Принадлежность отраслей экономики к разряду наукоемких характеризуется показателем наукоемкости производства, определяемого соотношением объема расходов на НИОКР (Vниокр) к объему валовой продукции этой отрасли (Vвп):
(Vниокр/Vвп) = Ч*100% (1)
Считается, что для наукоемких отраслей этот показатель должен в 1,2-1,5 и более раз превышать средний по обрабатывающей промышленности.
Главными специфическими особенностями в организации, управлении, условиях хозяйствования наукоемких производств являются следующие [1, c. 7]:
1) их комплексный характер, позволяющий решать все проблемы создания техники от научных исследований и опытно-конструкторских работ до серийного производства и эксплуатации;
2) сочетание целевой направленности исследований, разработок и производства на конкретный результат с перспективными направлениями работ общесистемного, фундаментального назначения;
3) высокий научно-технический уровень продукции, не имеющей зарубежных аналогов или не уступающей им;
4) большой объем НИОКР, выполняемых НИИ, КБ и заводами, в результате чего у последних значительные производственные мощности загружаются выполнением экспериментальных образцов продукции, их доводкой в течение всего времени производства из-за конструктивных изменений и модификаций. Такой характер производства требует установления прочных связей между участниками создания техники, органического соединения их в единый научно-производственный комплекс;
5) доминирование процесса изменения технологии над стационарным производством и связанная с этим необходимость регулярного обновления основных производственных фондов, развития опытно-экспериментальной базы;
6) значительная продолжительность полного жизненного цикла техники, достигающая для некоторых ее видов 20 и более лет, что усложняет управление производством из-за запаздывания во времени эффекта управляющих воздействий и повышает ответственность за выбор стратегии развития;
7) политемность исследований и разработок, диверсифицированность и многономенклатурность производства;
8) высокая динамичность развития производства, проявляющаяся в постоянном обновлении ее элементов (объектов исследований, разработок и производства, технологий, схемных и конструктивных решений, информационных потоков и т.д.), изменении количественных и качественных показателей, совершенствовании научно-производственной структуры и управления. Динамичность выпуска продукции во времени усложняет задачу равномерной загрузки и использования потенциала производства;
9) разветвленная внутри- и межотраслевая кооперация, вызванная сложностью наукоемкой продукции и специализацией предприятий и организаций;
10) высокая степень неопределенности (энтропии) в управлении самыми современными разработками, по которым при принятии решений используются прогнозные оценки технологий будущего. Создание качественно новой продукции, как правило, осуществляется параллельно с разработкой основных компонентов (схемных и конструкторских решений, физических принципов, технологий и т.п.). Достижение заданных технических и экономических параметров этой продукции характеризуется в общем случае высокой степенью научно-технического риска. Риск в создании новых компонентов системы диктует стратегию, основанную на поисковых исследованиях в фундаментальных и прикладных областях науки и техники, на разработках альтернативных вариантов компонентов. Однако эта стратегия может привести к значительному увеличению затрат ресурсов, целесообразность которых не всегда оправдана;
11) интенсивный инвестиционный процесс - важнейший фактор достижения целей исследований и разработок высокого научно-технического уровня, сопровождающий реализацию крупных проектов;
12) наличие уникальных коллективов с большой долей ученых, высококвалифицированных инженерно-технических работников и производственно-промышленного персонала в общей численности занятых в разработках и производстве.
По мнению специалистов, пропуск одной только информационной революции в любой стране в состоянии обеспечить многократное отставание по уровню жизни от развитых стран.
Республика Беларусь имеет в информационной сфере серьезный потенциал: 12% ученых мира и накопленная интеллектуальная собственность, которую оценивают примерно в 400 млрд. долл. Однако научно-технологический менеджмент является нашим слабым звеном. Поэтому инвестиционная (и инновационная) активность в реальном секторе не может быть реализована в должной мере по причине слишком малого количества специалистов, способных оценить коммерческий потенциал производственно-технологических проектов, грамотно управлять ими.
Затраты на информационные технологии в РБ на душу населения в 70 раз меньше, чем в США, и почти в 35 раз меньше, чем в странах Западной Европы. Если же взять за показатель долю аналогичных расходов от общего ВНП, то в РБ она составляет 0,5%, в то время как в Западной Европе - 2%.
В РБ подготовлена концепция промышленной политики, которая основана на представлении экономики как комплекса трех групп отраслей [1, c. 8].
К первой из них относятся отрасли топливно-сырьевого сектора, нефтегазовая, лесная, электроэнергетика и часть металлургии. Если удастся обеспечить этим отраслям нормальные макроэкономические и налоговые условия, то можно рассчитывать на их самостоятельное развитие, в том числе технологическое, на базе самофинансирования с использованием иностранных инвестиций и выходом на внешние рынки.
Вторая группа состоит из отраслей обрабатывающей промышленности, обладающих большим научно-техническим потенциалом, способных производить конкурентоспособную продукцию, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Такими отраслями являются аэрокосмическая, атомная, оборонная промышленность, отчасти энергетическое и тяжелое машиностроение, лазерные и биотехнологии и др. В отношении этих отраслей важно обеспечить возможность получения инвестиционных кредитов и государственных гарантий частными инвесторами, применять систему приоритетного размещения госзаказов, осуществлять политическую и экономическую поддержку продвижения их продукции на внешние рынки.
В третью группу входят отрасли, которые в ближайшее время, по-видимому, не смогут рассчитывать на выход на внешние рынки, но могут обеспечить значительную часть покрытия внутреннего спроса. Сюда относятся: автомобильная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленности. Для развития этих отраслей необходимо использовать все меры поощрения внутреннего спроса: развитие лизинга, кредитование населения для покупки товаров длительного пользования, расширение сбытовой сети; а также активно применять защитные импортные тарифы и другие меры, предусмотренные правилами и нормами Всемирной торговой организации.
Главная задача правительственных органов - это создание благоприятных условий для работы предприятиям всех форм собственности. Здесь речь идет, прежде всего, о макроэкономических условиях, таких как низкая и предсказуемая инфляция, надежный и устойчивый рубль, доступный процент за кредит и т.п.
Общая концепция развития научно-промышленной базы РБ, сохранения и укрепления ее потенциала как движущей силы научно-технического прогресса и передовой технологической базы экономического роста должна, в соответствии с принципом системности, предусматривать принятие всеобъемлющего комплекса мер государственной поддержки по следующим направлениям [1, c. 9].
1. Необходимо определить приоритеты научно-промышленной политики. У наукоемкой промышленности накопились сложные проблемы: рынка, конкуренции, инвестиций, экономической эффективности, распространения новшеств, структурных преобразований, диверсификации, коммерциализации и многие другие. Эти проблемы не будут иметь эффективного решения, пока не решена главная - государство обязано выделить приоритеты, то есть те сферы деятельности, которые станут базой развития - роста ВВП на душу населения за счет несырьевых источников.
2. Системное и оперативное развитие законодательной базы. Приоритетные направления необходимо законодательно поддержать комплексными экономическими мерами: четко сказать о селективных и адресных преференциях - налоговых, кредитных, инвестиционных, таможенных, тарифных, страховых и других - для предприятий, обладающих критическими технологиями и продвигающих их на рынке.
В частности, налоговое законодательство должно быть гибким, дифференцированным.
3. Четкое и последовательное осуществление структурных преобразований. В результате резкого сокращения возможностей госбюджетного финансирования научно-экспериментальная база и производственные мощности наукоемких отраслей в настоящее время, как правило, избыточны, их загрузка не превышает 20-30%. Необходимо осуществить неординарные структурные преобразования наукоемких отраслей с целью создание высокотехнологичного и высокоорганизованного ядра экономики на базе крупных межотраслевых корпораций. При этом просматриваются два возможных подхода к структурной реформации.
Первый заключается в обособлении специализированных предприятий, максимальной концентрации здесь производства профильной техники и отсечении “лишних” производств. В результате продолжат существование специализированные предприятия, которые, хотя и будут едиными технологическими комплексами, но утратят обширную кооперацию (всех включить в новообразования невозможно). Они окажутся тяжелой нагрузкой на государственный бюджет при малейшем колебании госзаказа и конъюнктуры рынка.
В условиях действия некоторых экзогенных факторов (таких, например, как частые внутриполитические коллизии и связанные с ними колебания в государственных потребностях), от воздействия которых промышленность не застрахована, будет ослабляться экономическая устойчивость таких предприятий, скажется и их повышенная чувствительность к изменениям в структуре и объемах госзаказа и в конъюнктуре рынка. Во всем мире такой путь давно отвергнут как неперспективный.
Второй подход предполагает активную структурную перестройку на основе создания и объединения высокотехнологичных сфер деятельности, исходя из требования диверсификации разработок и производства и, следовательно, их устойчивости при резких изменениях структурной политики или конъюнктуры рынка. Тем самым разрывается порочный круг инерции использования отживающих технологий. Именно по этому пути пошли крупнейшие корпорации во всем мире.
Особого внимания требует реформирование отраслевой науки, ее технологического и фундаментального секторов, оказавшихся в сложнейшем положении даже на фоне всеобщего спада промышленности. В условиях острейшего кризиса производства, сокращения финансирования научные исследования в этих направлениях пострадали больше всего. Выход подсказывает мировой опыт: создание государственных научных центров; поддержка или создание крупных проблемных лабораторий в сильных естественнонаучных, технических и технологических университетах страны.
РБ осталась единственной в мире промышленно развитой державой, где межотраслевая кооперация не превратилась в основу для расширенного воспроизводства. Государственное управление, как и прежде, душит управление корпоративное. В этом главное объяснение стремительного отрыва от нас западных государств в научно-техническом прогрессе.
4. Оптимальная диверсификация разработок и производства. Учитывая избыточность производственных мощностей, наличие хорошей опытно-экспериментальной базы и сильных научных и конструкторских коллективов, необходимо создать экономические предпосылки для энергичной диверсификации предприятий, доведя долю профильной продукции в общем объеме производства до 25-35%, как на большинстве аналогичных американских фирм. У нас она больше, что стало одной из основных причин слабой устойчивости белорусской индустрии.
Отсекая производство продукции массового спроса от наукоемких технологий, тенденция к чему прослеживается, мы обрекаем эту продукцию на неконкурентоспособность и лишаем товаропроизводителей мощного источника собственных финансовых ресурсов.
5. Всемерная коммерциализация научно-производственной деятельности. В создавшемся финансовом положении наукоемкая промышленность должна вести активный поиск и во все более возрастающей мере использовать дополнительные источники своего развития, альтернативные государственным. Некоторые результаты в этой области уже достигнуты. Например, за годы преобразований ракетно-космическая промышленность третью часть объема своих работ выполняет по коммерческим проектам, в основном с привлечением иностранных инвесторов. Прогнозируется дальнейшая положительная динамика этой тенденции.
6. Международное сотрудничество. Значительные возможности для расширения сферы новейших технологий предоставляет международное сотрудничество, привлечение иностранных инвестиций. Создание многих наукоемких производств неподъемно для экономик даже крупных государств. Поэтому идет естественный процесс интеграции ресурсов, в первую очередь финансовых, а также сбытовых сетей, поскольку интеграция способствует проникновению на внутренние рынки.
7. Создание эффективного государственного механизма распространения и внедрения инноваций (в рыночной экономике именно сильное государство первым берет на себя эту функцию) и механизма охраны и защиты прав интеллектуальной собственности на научно-технические достижения.
Наукоемкие производства становятся наиболее важной характеристикой великой державы. Сегодня они служат показателем стратегического уровня экономической мощи страны, ее национального статуса. Адаптация науки и промышленности к условиям экономической реформы требует целенаправленной государственной поддержки. От этого зависит, будет ли РБ в будущем сырьевым придатком современных экономик или сама станет обладать таковой.
На сегодняшний день в Беларуси регулирование научно-технологического развития осуществляется в двух направлениях [1, c. 11]:
первое - совершенствование традиционных методов регулирования: формирование научно-технической политики, разработка и реализация научно-технических программ, повышение мотивации научно-технической деятельности и т.п.;
второе - использование новых подходов и методов регулирования научно-технологического развития, включающих таргетирование наукоемких отраслей, создание условий для трансферта высоких технологии и коммерциализации научно-технических разработок, формирование инновационной инфраструктуры, которая обеспечивает эффективную связь науки с производством, результат - выпуск инновационной продукции.
Не менее половины ВВП Беларуси в 2015 году должно формироваться за счет высокотехнологичной и наукоемкой продукции, об этом заявил Премьер-министр Беларуси 4 марта 2011 года на сессии общего собрания Национальной академии наук Беларуси.
Инновационная система в Беларуси, к сожалению, пока не обеспечивает свое саморазвитие, и ее четыре блока - законодательство, кадровая политика, эффективное финансирование и развитая инфраструктура - еще недостаточно работают.
Более активному внедрению инноваций на практике будет способствовать Директива Президента № 4. Она создает соответствующее правовое поле для дебюрократизации, излишней бумажной волокиты.
Расходы на науку в Беларуси в 2011 году вырасли на 60% к 2010 году.
Наукоемкость ВВП в Беларуси остается невысокой, поставлена задача выйти по этому показателю на уровень 3% к ВВП к 2015 году.
Особое внимание будет уделяться проектам в биомедицине. Перспективными в данной области могут быть проекты, связанные со стволовыми клетками.

2. Условия развития венчурной деятельности
Венчурные (рисковые) средства, как правило, используются для финансирования деятельности небольших исследовательских и внедренческих фирм, научно-технических разработок, доводки и внедрения открытий, изобретений, инжиниринговых решений, любых новаций, имеющих рисковый и перспективный характер. Венчурные компании предоставляют свои денежные ресурсы на беспроцентной основе без гарантий их возврата. Поэтому риск их велик, но в случае удачи риск компенсируется сверхприбылью, превышающей затраты в 30-200 раз. По опубликованным данным, в 15 % случаев венчурный капитал полностью теряется, в 25 % случаев возникают убытки в течение большего срока окупаемости, чем планировалось, в 30 % случаев венчурные компании получают умеренную прибыль и лишь в 20-30 % случаев получают сверхприбыль. Избежать больших потерь при венчурном финансировании можно при тщательном отборе инновационных проектов, за счет одновременного вложения средств в несколько инновационных проектов с разными сроками реализации, т. е. имеющих определенный технологический разрыв.
В некоторых случаях собственники венчурного капитала финансируют инновационные проекты только на стадии выпуска акций. Они, играя на котировке акций, могут получать значительно большую стоимость, чем объем вложенного венчурного капитала.
Венчурный механизм финансирования инновационных проектов (рисунок 6.1), в отличие от традиционных способов предоставления кредитов различным субъектам хозяйствования, имеет ряд отличительных особенностей.

 

Рисунок 6.1 - Венчурный механизм рискового финансирования инновационных проектов.

Остановимся более подробно на особенностях венчурного механизма финансирования нововведений.
Первая особенность венчурного механизма финансирования инновационного проекта в основном связана с условиями кредитования мелких фирм, которые специализируются на внедрении новшеств.
Каждая стадия цикла «наука - техника - производство» требует значительных инвестиций. Такая потребность в кредите в большинстве случаев возникает у мелких предпринимателей, ученых, изобретателей, конструкторов и инженеров, когда они самостоятельно пытаются внедрить свои новшества. Компенсацией инвесторам за выделенный кредит может быть предоставление им прав (пакета акций) на получение прибыли в период выпуска нового изделия, пользующегося спросом.
Вторая особенность венчурного механизма финансирования инновационного проекта заключается в том, что происходит инвестирование самых передовых направлений НТП. Инвесторы рискового капитала постоянно следят за тенденциями развития науки, техники, производства, реагируют на малейшие изменения в экономической политике и конъюнктуре рынка. Указанные тенденции развития стадий цикла «наука - техника - производство» оказывают серьезное влияние на перераспределение венчурного капитала между различными отраслями экономики. Например, в США доля рискового финансирования в вычислительную технику за пять лет (1980-1984) увеличилась с 26 до 43 %. В то же время доля рисковых инвестиций в развитие энергетики сократилась с 20 до 2 %. Причины изменения обусловлены снижением мировых цен на энергоносители в этот период времени.
Третья особенность рисковых капиталовложений состоит в том, что инвесторы не ограничиваются только предоставлением финансового кредита. Они непосредственно или через своих представителей активно участвуют в управлении новой фирмой на всех стадиях цикла «наука-техника-производство».
В развитых странах венчурная деятельность позволяет активизировать развитие инновационного предпринимательства. Механизм венчурной деятельности снижает высокий риск инвестирования в разработку и создание продукции на базе высоких технологий за счет использования специальных принципов, технологий и методов управления инвестициями и риском. Актуальность развития венчурной деятельности в Беларуси очевидна, так как создает недостающее звено, связывающее науку с другими сегментами национальной экономики. Достоинства венчурного инвестирования как источника финансирования в сфере малого и среднего инновационного бизнеса очевидны: динамично развивающееся предприятие может получить венчурные инвестиции тогда, когда иные финансовые источники воздерживаются от рисковых вложений.
Основу экономики 21 века будут составлять высокотехнологичные компании. Необходимо выявить, а иногда и сформировать новые потребности в товарах и услугах, предложить новые подходы к решению проблем обеспечения высокого качества выпускаемой продукции, обеспечения сервисного обслуживания. Поэтому венчурный бизнес играет роль катализатора процесса становления «новой экономики». Для развития венчурной деятельности важное значение имеет состояние ее институциональной среды. В Республике Беларусь существует ряд проблем, препятствующих развитию венчурной деятельности:
• низкая ликвидность венчурных инвестиций, т.к. недостаточно развит фондовый рынок;
• неразвитость инфраструктуры;
• недостаточное развитие малых инновационных фирм;
• отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора;
• недостаточная информационная поддержка венчурной индустрии;
• не всегда высокий уровень квалификации управляющих венчурными фондами.
• Для решения этих проблем существуют следующие пути:
• развитие в научно-технологической сфере сегмента инновационной инфраструктуры;
• повышение престижа предпринимательской деятельности в области малого и среднего технологического бизнеса;
• обеспечение ликвидности венчурных инвестиций;
• развитие институциональной среды.
Указом Президента Республики Беларусь № 1 от 03 января 2007 года было утверждено Положение о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, в котором впервые в белорусском законодательстве появилось понятие венчурной организации. Кроме того, Указом № 136 от 26 марта 2007 года утверждена Государственная программа инновационного развития на 2007-2010 годы. В соответствии с ней к концу 2010 года будут созданы три венчурных фонда при участии государственных инвестиций и ресурсов банков. Изменения во внешней среде функционирования предприятий, связанные с ускорением научно-технологического развития, неустойчивой ценовой ситуацией на мировых рынках сырья и топлива, предопределили развитие новой формы организации НИОКР и инновационной деятельности – предпринимательских сетей «высоких технологий». Они объединяют крупную производственную компанию, фирмы венчурного капитала и малые инновационные предприятия, занимающиеся разработкой и использованием новых технологий в области микроэлектроники, биоэнергетики, информатики и других направлениях. Формирование сетей «высоких технологий» может происходить за счет создания в крупных производственных предприятиях матричных организационных структур в виде проектных и научно-исследовательских групп. Их целью является укрепление позиций основного производства, поддержание его эффективности, а также коррекция концепций его развития.

3. Управление наукоемкими отраслями и производствами
Основой осуществления инновационной политики является финансирование НИОКР. Хорошо обоснованная и отлаженная система финансирования инновационной деятельности создает все условия для накопления финансовых средств, возможности их концентрации на ключевых направлениях инновационных процессов.
Финансовые ресурсы субъектов инновационной сферы могут быть использованы для создания нематериальных активов, доведения новшеств до производственной стадии, на закупку сырья, материалов, комплектующих изделий и т.п. Они предназначены для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, страховыми, венчурными, лизинговыми и другими компаниями.
Источниками формирования финансовых ресурсов являются собственные средства научного учреждения и привлеченные им из различных источников, бюджетные и внебюджетные поступления. Кроме того, в состав финансовых ресурсов научного учреждения включается прибыль, образующаяся за счет основной его деятельности, осуществления
финансовых операций. Значительные финансовые ресурсы могут быть мобилизованы путем продажи акций первичной и вторичной эмиссии, облигаций и других видов ценных бумаг, а также посредством кредитных инвестиций. Также финансирование НИОКР может осуществляться за счет внутреннего перераспределения имеющихся денежных ресурсов.
В условиях рыночной экономики финансовые ресурсы выполняют три важнейшие функции: распределительную, контрольную и санирующую.
Распределительная функция обеспечивает перемещение финансов из одной отрасли науки в другую, их перераспределение между субъектами хозяйственной деятельности. В качестве субъектов финансирования могут выступать самостоятельные инновационные предприятия, финансово-промышленные структуры, территориальные и государственные органы управления, частные лица и др. Все они в той или иной мере являются участниками воспроизводственного процесса и оказывают влияние на формирование рынка товаров и услуг. Рынок поощряет эффективную работу и наказывает за плохую. Он оказывает влияние на отбор наиболее значимых новшеств, которые в перспективе, как разработчику, так и инвестору, принесут выгоду. Процесс распределения финансов осуществляется в соответствии с их экономическим назначением и существующим законодательством.
Контрольная функция финансов позволяет получать информацию о путях и пропорциях распределения денежных средств. Она базируется на финансовых показателях, которые отражаются в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности инновационного предприятия. К ним молено отнести: валовой доход, издержки, прибыль, платежи в бюджет и др. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы инновационного предприятия и оценить результаты его хозяйственной деятельности.
Финансовый контроль при осуществлении стадий цикла «наука-техника-производство» может проводиться на различных уровнях: службами инновационного предприятия, третьими лицами (независимыми аудиторами), специалистами государственной налоговой инспекции.
Санирующая функция финансов связана с оказанием финансовой поддержки научному учреждению-должнику с целью восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредитора в установленные сроки.
Таким образом, по экономической сущности финансы инновационных предприятий представляют собой денежные отношения по формированию и использованию его денежных доходов и расходов, фондов. Поэтому своевременное установление адресности финансовых ресурсов будет способствовать повышению конкурентоспособности инновационных товаров, снижению издержек производства, оказывать влияние на эффективность предпринимательства в инновационной сфере.
Процесс финансирования деятельности венчуров складывается из нескольких стадий в соответствии с этапами реализации научно-технологического проекта и фазами жизненного цикла предприятий. Преобладающее значение имеет не столько механизм инвестирования в проекты и разработки, сколько обеспечение квалифицированного исследования перспектив новой продукции, технологий или стратегий управления. Движущим мотивом образования предпринимательских сетей «высоких технологий» служит не только потребность в финансовых средствах, но и необходимость распределения риска деятельности.
Неразвитость венчурной деятельности в стране является недостающим элементом инновационной инфраструктуры экономики Беларуси, без которого сдерживается процесс коммерциализации научных разработок. В нашей стране развитие венчурной деятельности невозможно без участия и поддержки государства.

4. Высокотехнологичные проекты и их инвестирование
Исходными принципами, на основе которых должна строиться система финансирования НИОКР, являются:
1. целевая ориентация финансов и увязка ее с задачами внедрения и освоения новшеств в производстве;
2. обоснованность и юридическая защищенность источников финансирования;
3. разнообразие привлекаемых финансовых источников;
4. широта и комплексность финансирования. Применение на практике этого положения позволяет финансировать различные виды тем НИОКР, а сооветственно и разрабатываемые новшества;
5. приспособляемость (адаптивность) и гибкость системы финансирования к динамическим изменениям конъюнктуры рынка.
Рациональная система финансирования НИОКР призвана обеспечить решение основных задач:
• создание условий для быстрого и эффективного внедрения инноваций во всех звеньях народного хозяйства;
• сохранение и развитие инновационной инфраструктуры;
• создание необходимых условий для сохранения кадрового потенциала науки и предотвращение его утечки из инновационной сферы;
• обеспечение платежеспособности инновационного предприятия и приумножение его капитала.
Перечисленные и другие задачи могут быть реализованы при эффективном планировании, учете, анализе, стимулировании объемов продаж, получении прибыли и повышении рентабельности инновационных проектов.
Обобщающим показателем использования финансовых ресурсов, направленных на разработку, внедрение, производство и сбыт инноваций, является прирост чистого денежного потока. По его величине можно судить об эффективности финансирования НИОКР, о правомерности постановки целей и оптимальных путях ее решения.
В странах с развитой рыночной экономикой механизм финансирования НИОКР более или менее отлажен. Государство, как правило, финансирует не только фундаментальные исследования, но и те НИОКР, результаты которых по различным причинам не могут найти в ближайшее время широкого применения в коммерческом секторе. Рассмотрим механизм финансирования НИОКР из госбюджета (рисунок 6.3).
Рисунок 6.3 - Схема государственного финансирования фундаментальных исследований.

Механизм финансирования фундаментальных НИР строится на основе отбора проектов с учетом заключения наиболее авторитетных специалистов; на предоставлении контрактов в соответствии с ранее полученными результатами исследований; на основании мнения широких слоев научной общественности.
Предполагается, что на стадии фундаментальных исследований основным источником финансирования будет государственный бюджет или долевое финансирование. Можно использовать два канала распределения выделенных на эти цели средств: осуществлять целевое или конкурсное финансирование НИР при обеспечении равных возможностей получения грантов любым субъектам инновационной сферы, если результаты исследований будут направлены на благо всего общества. Прежде всего, финансирование фундаментальных НИР осуществляется в таких областях, как национальная оборона, транспорт и энергетика, а также для гражданских целей. При этом результаты исследований, в которых больше всего заинтересовано государство, могут применяться как в частном, так и общественном секторах экономики.
Необходимость такого финансирования с позиций неоклассической экономической теории обоснована очень высокой степенью неопределенности и риска. В более широком плане необходимость государственного финансирования обоснована так называемой линейной моделью осуществления инновационного процесса, согласно которой наука является источником прогресса новой техники и технологий, и экономики. Например, сумма расходов США на фундаментальные НИР в 1996 году достигла 196 млрд. долл., и большая доля этих средств пошла на оборону. Частная промышленность оплатила 63 % этой суммы, т. е. 124 млрд. долл., а федеральное правительство 32 %.
Финансирование прикладных исследований в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, осуществляется частным сектором. Исключения составляют прикладные НИР, выполняемые по госзаказу для военных целей, некоторые медицинские исследования и приоритетные направления НТП. Участие государства в исследованиях прикладного характера связано с тем, что полученная научная информация все же носит слишком общий характер.
Гораздо сложнее обстоит дело с финансированием прикладных НИР в странах с переходной экономикой. Например, в Республике Беларусь значительная доля затрат на проведение прикладных исследований и разработок осуществляется за счет государственного бюджета. Так в 2009 году из бюджета страны на научную, научно-техническую и инновационную деятельность выделено 540трл.рублей (Постановление СМ РБ 20.01.2009 № 112). Такой подход к финансированию прикладных НИР сегодня не отвечает экономическим требованиям, т. к. результаты прикладных НИР, полученные за счет бюджетных ассигнований, могут использовать субъекты различных форм собственности. Учитывая то обстоятельство, что результаты исследований и разработок представляют собой основу повышения конкурентоспособности товаров и услуг, поэтому наряду с государством, промышленные предприятия различных форм собственности должны принимать участие в инвестировании НИР прикладного характера.
Механизм финансирования прикладных НИР аналогичен механизму инвестирования фундаментальных исследований (рисунок 6.4). Он может осуществляться на основе госзаказа или долевого участия. Оно может быть целевым и конкурсным или осуществляться специализированными фондами. Последние свою деятельность осуществляют под контролем государства, которое может выделять до 50 % финансовых средств. Участниками данного вида финансирования могут быть различные субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, заинтересованные в осуществлении запланированных исследований, которые готовы для этих целей выделить необходимые финансовые средства, а при необходимости и предоставить материально-технические ресурсы.
Финансирование разработок, также может быть государственным, долевым и за счет субъектов различных форм собственности (рисунок 6.4).
Рисунок 6.4 - Схема финансирования разработок

Государственный заказ может быть реализован на основе заключения целевого контракта или предоставления кредита, в т.ч. и льготного, и по конкурсу. Причем целевое финансирование должно быть увязано с возможностью решения государственных специфических задач, например, созданием опытных образцов для осуществления экологического контроля окружающей среды. Льготное кредитование предполагает использование косвенных мер воздействия для осуществления государственной политики научно-технического и социально-экономического развития.
Использование долевого и льготного кредитования и финансирования НИР, ОКР и ОТР позволяет уменьшить расходную часть бюджета страны и направить высвободившиеся финансовые средства на проведение фундаментальных исследований, результаты которых в будущем могут стать базой экономического роста национальной экономики.
При финансировании НИОКР обычно используют внешние и внутренние (собственные) денежные средства.
Внешние денежные средства состоят из государственных бюджетных ассигнований, кредитов банковско-финансовых учреждений, заемных средств организаций и отдельных групп граждан.
Одним из важнейших внешних финансовых источников являются бюджетные ассигнования. Они обеспечивают решения крупномасштабных научно-технических проблем. В условиях рыночной экономики заниматься такого рода исследованиями (ФИ) отраслевая и заводская наука не могут себе позволить. Подобные исследования могут финансироваться из средств государственных бюджетов различных уровней и специализированных фондов. Например, в Республике Беларусь денежные средства на финансирование НИОКР могут поступать из госбюджета, бюджетов местных исполнительных комитетов, фонда фундаментальных исследований, министерств и других организаций. Эти средства обычно направляются на финансирование государственных целевых инновационных программ, инновационных проектов на конкурсной основе и др.
Как правило, средства государственного бюджета выделяются, в первую очередь, на разработку и выпуск импортозамещающей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг, на производство продукции, которая пользуется повышенным спросом, на освоение новых товаров более высокого качества и класса.
К числу важнейших форм финансирования НИОКР можно отнести банковский кредит. Банковский кредит - это средства, предоставляемые банком на установленный срок, под определенную банковскую ставку, для использования на определенные цели. Размер банковского процента зависит от срока займа, величины риска по инновационному проекту, характеристик заемщика и др.
Банковское кредитование обычно ориентировано на минимальный кредитный риск, поэтому доступ инновационных предприятий к кредитам всегда ограничен. Коммерческий банк, как правило, кредитует только те инновации, которые имеют реальные сроки окупаемости, а предприятие должно иметь источники возврата кредита в более короткие сроки, чем отрасль.
В целях обеспечения НИОКР финансовыми средствами в настоящее время допускается создание внебюджетных фондов. Такие фонды могут создаваться в министерствах, регионах, крупных городах, на предприятиях, страховыми, венчурными (рисковыми) и лизинговыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами, ломбардами и т.д., т.е. они являются небанковскими кредитно-финансовыми организациями. Хотя они выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками.
Важнейшими источниками внебюджетного (негосударственного) финансирования инновационных проектов могут быть:
• собственные средства предприятий и организаций, осуществляющих инновационную деятельность. Например, фонд развития производства и фонд амортизационных отчислений;
• специализированные и благотворительные фонды;
• отечественные и зарубежные инвестиции;
• средства, полученные инновационным предприятием за счет проведения вторичной эмиссии акций (ценных бумаг);
• финансовый лизинг и венчурные (рисковые) средства;
• иные внебюджетные источники, не запрещенные законом.
Одной из форм финансирования НИОКР может выступать финансовый лизинг. Лизинг - это предоставление права на пользование движимым или недвижимым имуществом путем передачи его во владение на определенный срок или неопределенное время за периодически выплачиваемую компенсацию. Он, как правило, представляет собой трехсторонний комплекс отношений, в которых лизинговая компания (получатель) по просьбе и указанию пользователя приобретает у изготовителя оборудование, которое затем сдает во временное пользование (аренду). В состав комплекса входят два договора:
1. договор купли-продажи между лизинговой компанией (получателем) и изготовителем (продавцом) оборудования;
2. договор лизинга между лизинговой компанией и пользователем оборудования.
Финансовый лизинг напоминает покупку товара в рассрочку. Пользователь (арендатор) обязуется производить периодически платежи кредитному банку или лизинговой компании. В некоторых случаях пользователь по окончании срока договора может приобрести оборудование в собственность, однако, в разных странах этот вопрос регулируется неодинаково. В одних - условие о возможной покупке пользователем оборудования является обязательным условием договора-лизинга (например, Франция, Бельгия), в других - отдано на усмотрение сторон (например, США), а в третьих странах включение такого условия в договор запрещено (например, Великобритания). Арендное оборудование может быть оценено по существующей в данный момент рыночной цене.
Таким образом, арендатор (пользователь) в течение срока договора оплачивает путем периодических выплат всю стоимость полученных активов и становится их владельцем. Эти платежи выполняют роль платы за кредит (проценты).
Финансовый лизинг часто называют чистым лизингом с полной выплатой. Это связано с тем, что в идеальном варианте получатель (арендодатель) должен получить в течение базового срока всю сумму средств, вложенных в приобретенную собственность, а также издержки, связанные с финансированием. Следовательно, выручка получателя (арендодателя) составляет арендные платежи + оценочную стоимость налоговых льгот + остаточную стоимость активов или остаточную стоимость активов, гарантированную пользователем (арендатором). Размеры выплат в течение основного срока договора должны покрыть расходы лизинговой компании по приобретению и упаковке оборудования, а также обеспечить проценты на вложенный капитал и прибыль.
Главное преимущество лизинга состоит в том, что при наличии рентабельного инновационного проекта научно-исследовательское учреждение имеет возможность получить оборудование и начать осуществлять инновационный процесс без единовременных затрат.
Внутренние денежные средства включают:
• доходы инновационного предприятия: часть прибыли от реализации товарной продукции, выполненных НИР, строительно-монтажных работ, финансовых операций и др.;
• поступления: амортизационные отчисления; выручка от реализации выбывшего имущества; пассивы, в т. ч. собственный капитал, долгосрочные и краткосрочные обязательства;
• финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке: продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг; финансовый лизинг и кредитные инвестиции, и другие виды мобилизуемых ресурсов;
• финансовые ресурсы поступившие в порядке перераспределения: страховое возмещение по наступившим рискам; финансовые ресурсы, поступившие от концернов, ассоциаций, отраслевых и региональных структур; финансовые ресурсы, образованные на долевых началах;
• дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные ассигнования и другие виды ресурсов.
Источники прямого финансирования инновационных проектов:
1. Банковский кредит. Перед тем как обратится в банк фирма, выходящая на рынок с новым товаром или услугой, обычно сама оценивает свои инвестиционные проекты и выбирает из них самые эффективные. Банк смотрит расчеты, подготовленные специалистами фирмы и делает выводы на основе построения собственных моделей. В случае принятия решения о кредитовании банк заключает с фирмой кредитный договор, где фиксируются суммы выдаваемых ссуд, сроки и порядок их использования и погашения, процентные ставки и другие выплаты за кредит, формы обеспечения обязательств и т.д.
Условно, все проекты по видам финансирования делятся на инвестиционное кредитование (кредитная линия по нецелевому кредиту) и проектное финансирование (кредитная линия по целевому кредиту). При инвестиционном кредитовании источником возврата средств является вся хозяйственная деятельность заемщика, включая доход, который приносит проект. При проектном финансировании источником погашения средств кредита является сам проект. Проектное финансирование более рискованно по сравнению с обычным инвестиционным кредитованием. Предпочтения отдаются так называемым концевым проектам, когда основной объем инвестиций уже осуществлен за счет собственных средств, и требуется кредит на завершение производства и выпуска продукта или услуги на рынок.
Считается, что фирме рационально брать кредит по частям и заключать с кредитором соглашение о выделении "кредитной линии" (иными словами, лимита суммы кредитов, кредитного "потолка"), поскольку это уменьшает стоимость и облегчает обслуживание кредита и попросту делает более реальным получение кредита. Тем не менее, данный метод является рискованным и практически недоступным малым инновационным фирмам, поскольку для них единственной формой обеспечения обязательств является их собственность (недвижимость, товары, оборудование), т.е. в случае неудачи они могут разориться.
2. Инновационный кредит. На выдаче инновационных кредитов специализируются инновационные банки и инновационные фонды. Инновационные банки заинтересованы во внедрении высоко-прибыльных изобретений и перспективных новшеств. Доступность инновационного кредита для небольшой фирмы предоставляется большей, чем возможность получения коммерческого кредита, что обусловлено специализированной направленностью инновационных банков. Инновационные банки могут приобретать исследования и разработки для организации производства новых товаров и услуг или оказывать посреднические услуги в сфере маркетинга инноваций.
В свою очередь, инновационные фонды могут оказывать финансовую поддержку, консультационные, патентные и др. технические услуги инновационным фирмам, осуществлять финансирование венчурных, связанных с повышенным риском, проектов.
3. Эмиссия ценных бумаг. Привлечение инвестиционных ресурсов "под выпуск" ценных бумаг носит название эмиссионного финансирования и значительно способствует привлечению средств для осуществления крупных вложений инновационной фирмы. Эмиссия акций не только приносит учредительский доход основателям фирмы, но и позволяет ей получить необходимые средства для расширения деловых операций. Для привлечения дополнительных средств, инновационная фирма может размещать на рынке различные виды ценных бумаг. Эмиссия может осуществляться с помощью различных каналов: по прямым связям, на фондовой бирже, через инвестиционно-диллерские компании, банки и посреднические компании.
4. Привлечение средств под учреждение венчурного предприятия. Функциональной задачей венчурного финансирования является помощь росту конкретного бизнеса путем предоставления определенной суммы денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или некий пакет акций. Венчурный капиталист, стоящий во главе фонда или компании, не вкладывает собственные средства в компании, акции которых он приобретает. Венчурный капиталист - это посредник между синдицированными (коллективными) инвесторами и предпринимателями. В этом заключается одна из самых принципиальных особенностей этого типа инвестирования. С одной стороны, венчурный капиталист самостоятельно принимает решение о выборе того или иного объекта для внесения инвестиций, участвует в работе совета директоров и всячески способствует росту и расширению бизнеса этой компании. С другой стороны, окончательное решение о производстве инвестиций принимает инвестиционный комитет, представляющий интересы инвесторов. В конечном итоге, получаемая венчурным инвестором прибыль принадлежит только инвесторам, а не ему лично. Он имеет право рассчитывать только на часть этой прибыли. Венчурный капитал - это долгосрочный, рисковый капитал, инвестируемый в акции новых и быстрорастущих компании с целью получения высокой прибыли после регистрации акций этих компаний на фондовой бирже.
При венчурном финансировании прямые инвестиции одного из учредителей используются для коммерциализации технологических достижений другого.
Использование венчурного капитала для финансирования создания нововведений является выгодной формой для инновационных фирм, однако "техническая новизна и коммерческая перспективность изготовляемой продукции не всегда гарантируют большой успех малым инновационным фирмам, поддержанным рисковым капиталом. Лишь 20% таких фирм приносят прибыль рисковым капиталистам, 40% убыточны и еще столько же едва окупают вложенные в них средства". В данном случае, может также возникнуть проблема закрепления долей участия обоих сторон в проекте, поскольку вклады неравнозначны и, как следствие, проблема выражения задела, ноу-хау и патентных прав в денежном эквиваленте и акциях фирмы.
5. Самофинансирование. Может осуществляться двумя способами: из прибыли, распределенной на цели развития и теоретически - из амортизационного фонда. Прибыль - главная форма чистого дохода предприятия, которая выступает как часть денежной выручки, составляющей разницу между реализационной ценой продукции (работ, услуг) и ее полной себестоимостью. Прибыль является обобщающим показателем результатов коммерческой деятельности фирмы. После уплаты налогов и других платежей из прибыли в бюджет у предприятия остается чистая прибыль. Часть ее можно направлять на капитальные вложения различного характера, а также на инвестиции в составе фонда накопления или другого фонда аналогичного назначения. Если прибыль велика, то излишки ее можно направить на осуществление новых инновационных проектов и, даже если проект оказывается убыточным или не окупается, фирма рискует только своим капиталом, а не кредитными ресурсами. Для крупной инновационной фирмы, которая одновременно выполняет большое количество проектов, это не ощутимо, т.к. является ожидаемым венчурным риском, а для средней и малой инновационных фирм - это крупная неудача и может привести к банкротству.
Накопление стоимостного износа на предприятии происходит систематически (ежемесячно), в то время как основные производственные фонды не требуют возмещения в натуральной форме после каждого цикла воспроизводства. В результате формируются свободные денежные средства (путем включения амортизационных отчислений в издержки производства), которые могут быть направлены для расширения воспроизводства основного капитала предприятий. Кроме того, ежегодно вводятся в эксплуатацию новые объекты, на которые по установленным нормам (% от балансовой стоимости) начисляется амортизация. Однако такие объекты не требуют возмещения до истечения нормативного срока службы. Необходимость обновления основных фондов, вызванная конкуренцией товаропроизводителей, заставляет предприятия производить ускоренное списание оборудования с целью образования накопления для последующего вложения и использования. Ускоренная амортизация может осуществляться путем искусственного сокращения нормативных сроков службы основных фондов и соответственно увеличения норм амортизации (не более чем в 2 раза). Амортизационные отчисления, начисленные ускоренным методом, используются предприятиями самостоятельно для замены физически и морально устаревшей техники на новую, более производительную. За счет высоких амортизационных отчислений понижается база налогооблагаемой прибыли, а следовательно сумма налога.
6. Финансирование более долгосрочного инновационного проекта из доходов от параллельных этому проекту более краткосрочных проектов. Данный вид финансирования еще называют пакетированием долгосрочного инновационного проекта с краткосрочными коммерческими с целью поддержания более масштабного инновационного проекта прибылями от реализации точечных. Метод представляется достаточно реальным и оперативным при условии выбора все время наиболее прибыльных и менее затратных видов вспомогательной коммерческой деятельности. Одной из проблем, возникающих впоследствии, по мнению специалистов является постепенное замещение долгосрочных проектов с большим периодом окупаемости краткосрочными, дающими быструю отдачу.
7. Реализация излишних и сдача в аренду (или лизинг) временно высвобождаемых активов. Реализация излишних активов с вложением полученных средств в осуществление проекта увеличивает капитал фирмы и данный метод по мере своего осуществления трансформируется в самофинансирование. Часто это является вынужденным шагом, который характерен для малых инновационных фирм разных форм собственности, не способных мобилизовать заемные средства. Что же касается такой формы финансирования как лизинг (leasing), то сейчас это перспективный вид бизнеса. По своей сути лизинг близок аренде с единственным только различием, что в лизинговой сделке участвуют 3 участника (фирма-лизингодатель, фирма-лизингополучатель и банк). В отличие от арендатора лизингополучатель не только получает объект в длительное пользование. На него возлагаются традиционные обязанности покупателя, связанные с правом собственности: оплата имущества, возмещение потерь от случайной гибели имущества, его страхование и


Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии

  • GENAJag
    Написал(а): GENAJag
  • Jacog
    Написал(а): Jacog
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №27
  • cbetlana
    Написал(а): cbetlana
    В новости: Маршрут №27
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут № 30
  • Maxvel
    Написал(а): Maxvel
    В новости: Маршрут №15
  • RonnieUncen
    Написал(а): RonnieUncen
  • loram
    Написал(а): loram
  • Inna2200111
    Написал(а): Inna2200111
  • Shishkinrom
    Написал(а): Shishkinrom