БарГУ.by » Понятие и особенности договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинг)

Понятие и особенности договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинг)

Понятие и особенности договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинг)

Франчайзинг представляет собой одну из новых форм предпринимательской деятельности, согласно которому крупная и известная фирма (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи), как правило, малому предприятию, развивающему свой бизнес, лицензионный комплекс и берет на себя обязательства по поставке оборудования, сырья, передаче новой технологии, оказанию услуг и т.д.
Договор комплексной предпринимательской лицензии (договор франчайзинга) – это соглашение, по которому правообладатель обязуется предоставить пользователю за вознаграждение комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания и т.п.).
В силу того, что правообладатель обязуется передать пользователю за вознаграждение комплекс исключительных прав, этот договор консенсуальный и возмездный.
Из определения договора вытекает его цель, заключающаяся в содействии продвижению на рынке определенных товаров, в частности, высокотехнологического оборудования, которое, как правило, является средством производства других товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Сторонами по договору комплексной предпринимательской лицензии являются правообладатель и пользователь. Ими могут быть коммерческие организации, граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей.
Правообладатель – это лицо, которому принадлежат те исключительные права, использование которых он разрешает пользователю за вознаграждение. Это означает, что он использует свои исключительные права в процессе коммерческой деятельности. Следовательно, это должно быть лицо, официально зарегистрированное как предприниматель.
В роли пользователя выступает лицо, получающее возможность использовать исключительные права. Поскольку исключительные права ему нужны для продвижения товаров на рынке, пользователь также должен быть предпринимателем в момент заключения договора франчайзинга.
Предмет договора – исключительные права, принадлежащие правообладателю. К ним относятся право на фирменное наименование, право на охраняемую коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и другие исключительные права.
Цена (вознаграждение) является существенным условием договора франчайзинга. Определяется она исходя из включения в договор тех исключительных прав, которые предоставляются. При этом платежи могут быть фиксированные, разовые и периодические, отчисления от выручки и др.
Форма договора франчайзинга письменная. Договор франчайзинга должен быть также зарегистрирован (ст. 910.1 ГК) [3]. Регистрация его производится в том же органе, где зарегистрирован владелец исключительных прав. В том случае, если правообладатель исключительных прав зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя за границей, то регистрация договора франчайзинга производится в Республике Беларусь в том органе, где зарегистрирован другой участник – пользователь. При передаче по указанному договору исключительных прав, охраняемых свидетельством или патентом, выданным патентным ведомством (товарных знаков, знаков обслуживания), то этот договор подлежит регистрации в этом ведомстве в соответствии с правилами о регистрации лицензионных договоров. Несоблюдение указанной формы влечет его недействительность.
Срок действия договора и условия его расторжения или продления оговариваются сторонами и должны быть отражены в договоре.
В договоре франчайзинга должно быть также указано, какие конкретно исключительные права будут использоваться.
Договором франчайзинга на основании ст. 910.2 ГК может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре франчайзинга (комплексная предпринимательская сублицензия).



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии