ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Инновационная инфраструктура: цель, задачи, функции
Исходя из мировой практики научно-технического развития, инновационная инфраструктура институционально должна выстраиваться следующим образом:
• субъекты инновационной деятельности, непосредственно участвующие в процессе создания научно-технической продукции, к которым помимо традиционных НИИ и КБ относятся малые научно-инновационные и венчурные предприятия;
• система инновационного сервиса, оказывающая широкий спектр услуг в области экспертизы, сертификации, консалтинга, инжиниринга, аудита, контроллинга и юриспруденции, а также содействие в области приобретения, обслуживание и ремонта наукоемкого оборудования;
• информационные сети и базы данных, позволяющие оценить рыночную перспективу научно-технической разработки; способствующие коммерциализации результатов научно-технической деятельности, поиску деловых партнеров; представляющие данные об авторах и их изобретениях, о научных и научно-технических коллективах, о наличии незагруженного оборудования, о тендерах на проекты в области исследований и разработок, о ведущихся исследованиях, о завершенных проектах, о рынке свободных капиталов, о потенциальных клиентах, о емкости товарных рынков, а также статистическую, законодательную, нормативно-правовую информацию, цены и тарифы на товары и услуги и др.;
• материально-техническая база (производственные площади, научные приборы и оборудование, испытательные стенды и полигоны), обеспечивающая осуществление инновационной деятельности по всем стадиям процесса;
• система финансово-кредитного обслуживания инновационной деятельности, опирающаяся на государственную поддержку (прямое участие, конкурсное финансирование) и традиционные учреждения банковской сферы (банки, фонды, страховые и перестраховочные компании), отдельных инвесторов, заинтересованных в разработке новых технологий, и специальные финансовые структуры, обеспечивающие поддержку перспективных проектов, страхование потерь и рисковых операций (венчурные, инвестиционные и инновационные банки и фонды, кредитные союзы, научно-технические партнерства и др.);
• система подготовки и переподготовки кадров для научно-технической сферы - обучение предпринимательству и менеджменту на специальных факультетах высших учебных заведений и в бизнес-школах. В зависимости от конкретных условий и обусловленной этим специфики выполнения поставленных задач составляющие элементы инновационной инфраструктуры принимают различные организационные формы, ориентированные как на однофункциональные, так и на многофункциональные (парки, полисы, инкубаторы, свободные экономические зоны) виды деятельности.
За последнее десятилетие организационная структура научно-технической сферы Республики Беларусь не претерпела существенных изменений. По-прежнему остро стоит проблема использования интеллектуального потенциала для развития экономики страны. Сохраняется обособленность основных секторов научно-технической сферы республики: академической науки, высшей школы, отраслевых научно-исследовательских и конструкторско-технологических организаций. Несмотря на предпринимаемые усилия, остается незаполненным разрыв между этими секторами и промышленным комплексом страны.
С либерализацией международных связей ситуация с использованием результатов научных исследований и разработок внутри страны еще более усугубилась. Низкий спрос на эти результаты со стороны реального сектора экономики республики и возросший спрос на научно-техническую продукцию со стороны зарубежных организаций стали причиной увеличения продажи технологий за пределы государства. Сам по себе экспорт технологий - явление положительное. Однако в условиях, когда не обеспечен должный уровень защиты объектов интеллектуальной собственности, что имеет место в большинстве государственных научных организаций, бесконтрольная продажа технологий за рубеж может нанести ущерб технологической безопасности государства. Участниками процесса международного трансфера (передачи) технологий наряду с научными организациями часто выступают организации инновационного типа, научные коллективы и отдельные ученые. Не обладая опытом таких сделок, не имея необходимой консультационной поддержки, они, как правило, продают свои разработки по заниженным ценам.
Активизация инновационного процесса, как свидетельствует зарубежный опыт, требует активного участия государства. Одна из важнейших форм государственного регулирования инновационной деятельности - участие государства в формировании инновационной инфраструктуры. Создание такой инфраструктуры необходимо осуществлять на основе имеющейся структуры научно-технической сферы республики, основывается на принципах преемственности. Реформирование научно-технического сектора экономики страны предполагает не ломку существующей системы управления этим сектором экономики, а дополнение ее новыми элементами, призванными заполнить образовавшийся вакуум между создателями и потребителями научно-технической продукции.
Наиболее приемлемым способом решения проблемы является создание в республике сети научно-технологических парков и инновационных центров. Этот путь апробирован во многих государствах и признан действенным средством активизации деловой активности в инновационной сфере. Сам принцип создания таких субъектов инновационной инфраструктуры, как научно-технологические парки, инновационные центры, центры трансфера технологий, удачно сочетает в себе элементы рыночного и государственного регулирования и позволяет создавать предпринимательские технологически ориентированные структуры рыночного типа под патронажем государства. Это, с одной стороны, даст возможность государству контролировать торговлю таким стратегически важным продуктом, как технологии, а, с другой - позволит инновационным организациям при активной поддержке государства в максимально сжатые сроки освоить новые технологические решения и наладить выпуск высокотехнологичной продукции.
Совершенствование всей инновационной системы республики тесно связано с развитием экономики в целом. Переход к инновационному развитию экономики предполагает превращение научно-технической политики из комплекса мер по управлению наукой и технологиями как отдельно взятым объектом в один из стержневых элементов всей системы государственного регулирования. По мере интенсификации инновационных процессов будет возрастать влияние выбранных ориентиров в научно-технической сфере на траекторию социально-экономического развития в целом. В связи с этим необходима взаимоувязка научно-технологической стратегии с другими составляющими государственного регулирования - промышленной, социальной, информационной, экологической политикой, оборонной доктриной и т. д. - по мере вхождения в рыночную систему организации и управления экономикой. Особое значение приобретает органичное встраивание научно-технологической стратегии в целенаправленную политику структурной перестройки экономики.
Как свидетельствует проведенный анализ, в результате преобразований в 1996-2001 гг. деятельность сферы науки и технологий республики была заметно переориентирована на решение задач развития национальной экономики и культуры. Несмотря на то, что сохранен авторитет Республики Беларусь как государства с высокоразвитой наукой, тем не менее, не созданы правовые и организационные предпосылки для работы научных организаций в новых экономических условиях.
Вместе с тем предпринятые меры и преобразования не привели к существенному повышению эффективности научно-технической деятельности в республике, так как не до конца решен ряд общих и специфических проблем, не устранены следующие недостатки:
• действующие до недавнего времени приоритеты научной и научно-технической деятельности имели недостаточную целевую ориентацию на решение важнейших государственных проблем;
• не доработана и не доведена до стадии реального практического применения нормативно-правовая база, обеспечивающая стимулирование научно-инновационной деятельности;
• сохраняется дисбаланс структуры производственной сферы республики и структуры ее научно-технологического обеспечения;
• система государственного финансирования научных исследований не имеет явно выраженного стимулирующего характера;
• слабая связь между звеньями инновационной цепи;
• неразвитость инновационной инфраструктуры, дефицит высококвалифицированных кадров, особенно в регионах республики, отсутствие специалистов и служб маркетинга в научных организациях;
• незавершенность части научных исследований с точки зрения применения конечного результата и обусловленный этим низкий уровень финансирования, получаемого на хоздоговорных началах;
• отсутствие достаточной материальной заинтересованности и обусловленный этим низкий уровень инициативы научных сотрудников в привлечении средств, получаемых из внебюджетных источников;
• недостаточная координация тематики диссертационных исследований;
• тематика научных организаций и государственных научно-технических программ недостаточно ориентирована на разработку товарной продукции, ее коммерциализации и получение соответствующего дохода;
• некомплексность ряда научных организаций республики (отсутствие подразделений, выполняющих определенную стадию технологической проработки изделия - НИР, конструирование, проектирование, опытное производство).
Преодоление недостатков развития научно-инновационной сферы позволит объединить усилия академической, вузовской и отраслевой науки в целях повышения конкурентоспособности отечественной продукции на основе интенсификации инновационной деятельности.
Инновационная политика Республики Беларусь должна исходить из того, что образование и научная подготовка специалистов во всех сферах экономики неразрывно связаны между собой.
ГНТП, за редким исключением, не содержит прогнозной оценки коммерциализации результатов. Система страхования рисков в инновационной деятельности в республике отсутствует.
Из изложенного следует, что инновационная политика государства требует существенной корректировки.
С учетом экономической ситуации в Республике Беларусь реализация инновационной стратегии не может опираться на «догоняющую» стратегию развития, в то время как модель опережающей модернизации способна обеспечить относительно быстрое достижение современного технологического уровня в приоритетных отраслях экономики. Вместе с тем совершенно очевидно, что развитие наукоемких отраслей потребует значительного увеличения затрат в научно-техническую и инновационную сферу.
Таким образом, стратегия социально-экономического и инновационного развития и государственного строительства Республики Беларусь непрерывно связана с дальнейшей либерализацией экономики, реструктуризацией реального сектора экономики, всемерным стимулированием инновационного инвестиций. Непосредственно к субъектам инновационной инфраструктуры, которые призваны координировать работу участников инновационной деятельности, согласно Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003-2007 годы относятся:
- научно-технические (технологические) парки,
- инновационные центры,
- центры трансфера технологий,
- бизнес-инкубаторы.
Инновационная инфраструктура предполагает, в первую очередь, наличие в ней специфических рыночно-ориентированных субъектов хозяйствования, таких как технопарки, технополисы, инновационно-технологические центры, а также малые инновационные и венчурные предприятия.
В зависимости от ориентации технопарки, технополисы, инновационные центры и т. п. являются институциональными субъектами, главное назначение которых состоит в реализации инновационной деятельности, коммерциализации результатов НИОКР и их ускоренном продвижении в сферу материального производства, а также в создании благоприятных условий для инновационного развития экономики страны.
Инновационную инфраструктуру можно разложить на 4 составляющие:
1. Правовая инфраструктура:
комплекс законов об охране объектов интеллектуальной деятельности и защите прав;
правовые акты, стимулирующие НИОКР в интересах промышленности и регулирующие процессы передачи результатов исследований в сферы их использования;
комплекс законодательных актов, определяющих условия создания и деятельности институтов поддержки предпринимательского бизнеса;
правовое обеспечение деятельности малого и среднего бизнеса.
2. Информационная инфраструктура: - справочная, патентная, конъюнктурная, аналитическая, техническая и рекламная информация.
Основные информационные потребности - при решение вопросов, связанных с патентованием новшеств и проведением маркетинговых исследований.
3. Специализированные инновационные центры: - бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные центры, центры поддержки предпринимательства и др.
4. Финансовые институты: - банки, инвестиционные институты, индивидуальные инвесторы, венчурные фонды, бюджет и др.
Рассмотрим подробнее элементы инновационной инфраструктуры.
Центры поддержки предпринимательства (ЦПП) в Республике Беларусь создаются как юридическое лицо на основе любых форм собственности в целях обеспечения экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства.
Нормативно-правовая база для деятельности ЦПП оговорены положением, утвержденным Советом Министров от 25.08.97. г. № 1111, разработанного на основе Закона Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республики Беларусь» от 16.10.96. г. № 685-XIII. К настоящему времени Министерством экономики при содействии Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов зарегистрировано 40 ЦПП, которые осуществляют сервисное обслуживание субъектов малого предпринимательства. Только в г. Минске работает 12 ЦПП.
Поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь обеспечивается принятием и реализацией ежегодной Программы государственной поддержки малого предпринимательства и функционированием развернутой по всей стране инфраструктуре поддержки малого предпринимательства.
В инфраструктуру входят областные и районные Центры поддержки предпринимательства, а также инкубаторы малого предпринимательства. Следует отметить, что с целью стимулирования деятельности для ЦПП помещения и офисное оборудование могут выделяться в безвозмездное пользование или на льготных условиях по арендной плате и коммунальным платежам, а также ЦПП пользуются правом первоочередного получения высвобождаемых производственных и иных площадей, земельных участков, льготных кредитов.
За поддержкой к ЦПП в год обращается в среднем 10-50 МП.
ЦПП в основном осуществляют информационные, консультационные, методические услуги, занимаются переподготовкой кадров, также проводят маркетинговые исследования.
Однако ЦПП практически не оказывают такие услуги, как обеспечение МП квалифицированными кадрами и оказание финансовой поддержки. Зачастую это происходит не потому, что центр плохо наладил свою деятельность, а вследствие влияния «внешних» факторов, которые не дают возможность функционировать организации в соответствии с ее целями и задачами. Негативное влияние на развитие инновационной инфраструктуры оказывают некоторые направления государственной политики. В первую очередь к таким направлениям экономической политики было отнесено налоговое, денежно-кредитное, таможенное и бюджетно-финансовое.
В настоящее время в республике принят ряд законодательных и нормативных актов, касающихся сферы малого инновационного предпринимательства. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 244 предусмотрено существенное снижение налогов на прибыль и добавленную стоимость, таможенных пошлин и др. в случае производств и предприятий, основанных на новых и высоких технологиях.

2. Научно-технологические парки и бизнес-инкубаторы
У крупных и мелких организаций разная инновационная активность, что соответствует их миссиям, целям и стратегиям. Поэтому корпорации зачастую создают вокруг себя сеть малых инновационных фирм, «выращивая» их руководителей в специальных «инкубаторных программах».
Такие организации имеют организационную форму «фирмы–инкубатора». Инновационная активность малых предприятий – это способ их существования, в то время как инновационная активность крупных предприятий есть всего лишь фаза развития, стадия их жизненного никла. Малое инновационное предпринимательство связано с процессами формирования новых фирм в рамках старых компаний, созданием и функционированием рисковых фирм, разработкой и реализацией «инкубаторных программ» «фирм–инкубаторов».
Новые фирмы в рамках старых компаний – прогрессивный элемент образования молодых компаний: корпорации сами субсидируют организацию новых фирм для того, чтобы предотвратить уход ведущих работников, сманиваемых ищущими таланты вкладчиками рискового капитала, или самим привлечь на работу в свою корпорацию специалистов из других фирм. Обычный способ организации молодых компаний таков: материнская компания берет на себя все финансовые вопросы и становится владельцем, по меньшей мере, 80% новой фирмы (остальное – в руках сотрудников-основателей). Некоторые фирмы, организовавшие внутри своей структуры новую компанию, делают ее своей 100%-ной собственностью, а сотрудники – основатели молодой фирмы, обычно, получают право приобретения в течение ряда лет акций по льготной цене. Инкубатором малого предпринимательства (далее - инкубатор) является организация, которая создается на основе любой формы собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой самостоятельности. Положение об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.1997г. N 640.
Исходя из зарубежного опыта, под «фирмой-инкубатором» понимают организацию, создаваемую местными органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых предприятий. Многие фирмы-инкубаторы существуют при финансовой поддержке местных и республиканских организаций. Они создаются для сдачи в аренду вновь организуемым компаниям (арендаторам) за невысокую плату служебных помещений и предоставления им на льготных условиях ряда услуг, включающих возможность получения консультаций у экспертов по управленческим, техническим, экономическим, коммерческим и юридическим вопросам. Существуют фирмы-инкубаторы трех типов.
Первый тип – бесприбыльные. Они самые многочисленные. Взимаемая ими арендная плата с фирм–арендаторов от 15 до 50% ниже среднего уровня. Бесприбыльные фирмы–инкубаторы субсидируются местными организациями, заинтересованными в создании рабочих мест и экономическом развитии региона. Арендаторами могут быть промышленные фирмы, исследовательские, конструкторские и сервисные организации.
Фирмы-инкубаторы второго типа – прибыльные. Это частные организации. В отличие от бесприбыльных, фирмы-инкубаторы второго типа не предоставляют сниженных тарифов на услуги, но они позволяют арендаторам, предоставляя им широкий спектр услуг, платить только за те услуги, которыми арендатор фактически воспользовался.
Инкубаторы третьего типа формируются как филиалы высших учебных заведений. Они оказывают наиболее эффективную помощь компаниям, собирающимся осуществлять разработку и выпуск технологически сложных изделий. Арендная плата может быть достаточно высокой, но она включает возможности пользоваться институтскими лабораториями, техническим обслуживанием, вычислительной техникой, библиотекой, иметь контакты с преподавателями.
Продолжительность пребывания в рамках фирмы–инкубатора ограничивается обычно тремя годами. Считается, что по истечении этого срока компания–арендатор должна достигнуть такой степени самостоятельности, которая позволит ей выйти из фирмы–инкубатора. Создание фирм–инкубаторов является нетрадиционным методом организации нововведенческого процесса.
Бизнес–инкубаторы в Беларуси. При их создании проводился анализ ситуации в регионах, распространялась информация о целях и задачах создания бизнес–инкубатора, организовывалось взаимодействие заинтересованных государственных, общественных и коммерческих структур, положено начало банку информации об организационных, технологических, кадровых и методологических ресурсах.
Как показывает мировой опыт, малый и средний научно-инновационный бизнес наиболее гибок и восприимчив к нововведениям (по некоторым данным в малых фирмах внедрение новаций более чем в 20 раз превышает показатель крупных фирм). Это неоспоримый факт.
Малые научно-инновационные предприятия, как правило, специализируются на разработке и выработке перспективной и конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках наукоемкой продукции, которая реализует результаты исследований, выполненных в учреждениях Национальной Академии Наук РБ.
В настоящее время инновационная предпринимательская деятельность в Республике Беларусь представлена в следующих формах:
В зависимости от характера сочетания науки и производства малые инновационные предприятия (МИП) бывают:
• МИП научно-технического назначения – разрабатывают новые технологии, продукты;
• МИП производственного назначения – осваивают производство новых изделий, применяют новые технологические процессы;
• МИП научно-производственного назначения – осуществляют весь инновационный цикл от разработки до сервисного обслуживания изделий (внедрений);
• специализированные МИП – ориентированные на выпуск узкого круга продукции или оказание ограниченного перечня услуг;
• многопрофильные МИП – работающие в нескольких направлениях одновременно.
В современных условиях одной из задач, решение которой способствовало бы активизации деятельности субъектов инновационного предпринимательства, является упрощение и прозрачность процедуры регистрации предприятий и лицензирования видов деятельности. В республике ведется работа по формированию инновационной инфраструктуры, что позволяет комплексно решать вопросы организации информационно-консультативных услуг и технической помощи инновационным предприятиям.
Эта инфраструктура многоступенчата, и значительное место в ней занимают центры поддержки предпринимательства, бизнес–инкубаторы и технопарки. Если о центрах поддержки предпринимательства можно сказать, что в республике создана сеть таких центров, то создание бизнес–инкубаторов и технопарков только начинается. В настоящее время в РБ насчитывается 6 инкубаторов малого предпринимательства: в Минске, Могилеве, Молодечно, Мозыре, Лиде и Гомеле.
Основной задачей бизнес–инкубатора является формирование благоприятной среды для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства посредством создания стимулирующих организационно-экономических условий, стимулирующих их деятельность. Инкубаторы создаются при содействии республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, центров поддержки предпринимателей.
Взаимоотношения инкубатора с субъектами малого предпринимательства во всех сферах своей деятельности осуществляются на договорной основе в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Инкубатор осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:
- предоставление в аренду специально оборудованных под офисы и производство помещений субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность;
- предоставление в аренду (долевое использование) офисного оборудования и иного движимого и недвижимого имущества;
- оказание на принципах долевого участия субъектам малого предпринимательства следующих услуг как общего, так и специализированного финансового и коммерческого характера: оценка и отбор предпринимательских проектов; поиск партнеров, инвесторов и кредиторов; информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства; проведение маркетинговых исследований; оказание консалтинговых и иных услуг; содействие внедрению современных технологий, укреплению связей научно-исследовательских и учебных учреждений с промышленностью; финансовая помощь субъектам малого предпринимательства в установленном законодательством порядке; подготовка и переподготовка кадров для субъектов малого предпринимательства; осуществление иной деятельности, не противоречащей задачам инкубатора и не запрещенной законодательством Республики Беларусь.
Статус инкубатора присваивается юридическому лицу любой формы собственности, выразившему готовность работать в качестве инкубатора и осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также с изложенными задачами и направлениями деятельности инкубаторов.
Присвоение и лишение статуса инкубатора осуществляется Министерством экономики на основании порядка отнесения юридических лиц к инкубаторам малого предпринимательства и подтверждается свидетельством установленного образца.
Среди прав инкубатора следует отметить возможность предоставлять за счет собственных средств гарантии по обязательствам субъектов малого предпринимательства перед кредиторами, а также принимать долевое участие в создании и деятельности юридических лиц - субъектов малого предпринимательства, обеспечивающих развитие инфраструктуры малого предпринимательства.
По поводу формирования имущества инкубатора следует отметить такие источники, как:
- имущество и денежные средства, переданные организациями и учреждениями, оказывающими содействие в создании инкубаторов;
- арендная плата, получаемая от субъектов малого предпринимательства за аренду помещений и иного движимого и недвижимого имущества;
- доходы, полученные от оказания услуг; отчисления от прибыли субъектов малого предпринимательства, полученные в результате их хозяйственной деятельности, если это предусмотрено договором.
Часть прибыли инкубатора, оставшейся после внесения обязательных платежей, направляется на поддержку и развитие субъектов малого предпринимательства, а ее размер определяется учредительными документами.
Порядок отнесения юридических лиц к инкубаторам малого предпринимательства утвержден Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь и Министерством предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь 3 сентября 1997 г.
Порядок определяет, что инкубатором может стать юридическое лицо не зависимо от формы собственности, имеющее в своем распоряжении специально оборудованные помещения под офисы и производственные площади, выразившее готовность работать в качестве инкубатора и осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также с изложенными в Положении об инкубаторах задачами и направлениями деятельности.
«Инновационный центр» – специализированный инкубатор, в котором субъектам малого предпринимательства дается возможность разрабатывать и использовать новые технологии и другие новшества научно-инновационного характера.
Инкубатор осуществляет свою деятельность по следующим направлениям. Бизнес–инкубаторы обычно размещаются в крупных промышленных центрах. Там имеется возможность использовать высокий кадровый потенциал и производственные мощности промышленных предприятий и научных учреждений.
Важным шагом на пути развития инкубаторов малого предпринимательства в республике стало создание в июне 2000 года Белорусского союза бизнес–инкубаторов, центров поддержки предпринимательства, инновационных центров и технопарков.
Значительную помощь в развитии инновационного предпринимательства в республике оказывает совместная программа ПРООН и Правительства Беларуси, направленная на совершенствование инновационных процессов в республике, развитие негосударственного сектора экономики, материальную поддержку, создание благоприятного инновационного климата и обучение наших специалистов.
Технопарки.
Положение о научно-технологическом парке утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.1997г. № 998 . Критерии и процедуры отнесения субъектов хозяйствования, действующих на территории Республики Беларусь, к технопаркам определяет «Порядок отнесения субъектов хозяйствования к научно-технологическим паркам», утвержден приказом ГКНТ от 27.11.97 г. № 95.
Под технопарком понимается «субъект инновационной инфраструктуры, способствующий развитию предпринимательства в научно-технической сфере путем создания благоприятных условий, включающих материально-техническую и информационную базу». Фирмы, входящие в технопарк, могут находиться на разных этапах инновационного процесса – проводить исследования и разработки, выпускать готовую продукцию, оказывать сервисные услуги, заниматься посреднической деятельностью. Технопарк объединяет как начинающие компании, так и фирмы с налаженным производством и стабильной рыночной «нишей». Функционирование технопарка основывается на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения нововведений в сферу материального производства.
Технопарк обеспечивает условия для осуществления инновационного процесса – от поиска (разработки) новшества до выпуска образца товарного продукта и его реализации (рисунок 8).
В Беларуси функции действующих технопарков, в основном, сведены к поддержке малых предприятий, уже наладивших выпуск своей продукции. В этом их отличие от зарубежных аналогов. В итоге развитие деятельности отечественных технопарков значительно скромнее, чем можно было бы ожидать от такого рода структур.
Основными задачами и направлениями деятельности технопарка являются:
• участие в формировании системы поддержки малых инновационных предприятий;
• участие в разработке и реализации государственных, отраслевых, региональных и международных научно-технических программ и проектов, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выпуск наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
• создание банка научно-инновационных предложений и системы передачи инновационных проектов для их промышленного использования;
• активизация научно-технического потенциала региона путем привлечения к этому процессу ученых, научно-технических работников, научных организаций, банков, промышленных предприятий и организация сотрудничества с центральными и местными органами управления;
• организация предпринимательской деятельности в научно-технической сфере с участием профессорско-преподавательского состава, отдельных ученых и специалистов, студентов высших учебных заведений;
• содействие заключению международных контрактов, способствующих выходу наукоемкой продукции на внешний рынок;
• подбор зарубежных партнеров, выбор оптимальных вариантов сотрудничества, создание предприятий с иностранными инвестициями;
• участие в международных программах и выставках, выполнение посреднических и представительских услуг;
• содействие привлечению иностранных инвестиций и технологий;
• обучение инновационному менеджменту, маркетингу наукоемкой продукции, организации ее производства;
• создание дополнительных рабочих мест, в том числе для высококвалифицированных специалистов, научных работников, студентов, аспирантов;
• создание информационной базы, необходимой для проведения научных разработок и проектов;
• содействие в создании малых инновационных предприятий, оказание им научно-технических (консалтинговых, инжиниринговых, лизинговых) и других услуг, юридической помощи и содействие в сертификации их продукции;
• предоставление на договорной основе малым инновационным предприятиям, входящим в состав технопарка, лабораторных и экспериментально-производственных площадей, оборудования для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, офисных, демонстрационных и конференц-помещений;
• анализ, отбор инновационных проектов, оценка коммерческого риска инновационных предложений, маркетинг соответствующих продуктов, поиск партнеров и источников финансирования, содействие в страховании проектов.
Технопарки могут создаваться в любой не запрещенной законодательством организационно-правовой форме, на коммерческой или некоммерческой основе.
Структура технопарка определяется исходя из основных направлений и специфики его деятельности и может включать подразделения и службы, обеспечивающие выполнение главных задач технопарка, в том числе юридические, информационные, патентно-лицензионные, инжиниринговые, маркетинговые, рекламно-издательские и другие. Источниками финансирования деятельности технопарка являются все источники, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь. Отнесение субъекта хозяйствования к Технопаркам проводится Государственным комитетом по науке и технологиям (далее - ГКНТ) на основании ходатайств этих субъектов. Документом, подтверждающим отнесение субъекта хозяйствования к Технопарку, является свидетельство ГКНТ, выдаваемое сроком на три года.

 

Национальный инфопарк 
Ассоциация является добровольным объединением предприятий – разработчиков информационных технологий. Ее деятельность направлена на поддержку текущей деятельности своих членов и содействие их стратегическому развитию, которое предполагает формирование и становление конкурентоспособной национальной системы разработки информационных технологий.
Направления деятельности ассоциации.
1. В тесном взаимодействии с национальной системой образования и Национальной Академией наук обеспечение членов ассоциации профессионалами посредством увеличения количества профессионалов, их оптимальной внутренней и внешней миграции.
2. Содействие экономическому развитию членов ассоциации, особенно путем создания необходимых экономических, правовых и организационных условий.
3. Содействие членам ассоциации в повышении до мирового уровня содержания и качества их услуг, в том числе посредством увеличения инновационной составляющей в их деятельности.
4. Развитие необходимой технологической инфраструктуры и технологических услуг, включая создание специализированных научно-технологических парков и развитие компьютерной телекоммуникационной инфраструктуры.
5. Взаимодействие с государственными органами, общественными организациями и объединениями юридических лиц по всем вопросам реализации национального экспортного потенциала в сфере разработки информационных технологий и, в первую очередь, для формирования и реализации отраслевой государственной политики.
6. Привлечение потенциальных зарубежных заказчиков и содействие действующим, за исключением непосредственного коммерческого посредничества.
7. Организация международного сотрудничества, в том числе с родственными ассоциациями. На сегодняшний день партнерами ассоциации являются ассоциация «Infobalt» (Литва), ассоциация «Руссофт» (Россия), LITTA (Латвия), Форт-Росс (Россия), АП КИТ (Россия).
8. Проведение отраслевых исследований, направленных на поиск и реализацию факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества как членов ассоциации, так и всей отрасли.
Цели ассоциации
1. Выражение и защита коллективных интересов членов Ассоциации в рамках их профессиональной деятельности связанной с разработкой программного обеспечения.
2. Влияние на выработку представительными и исполнительными органами власти правовой, экономической и социальной политики, отвечающей профессиональным интересам членов Ассоциации и содействие ее эффективной реализации.
3. Противодействие монополизму в деятельности по реализации и производству программных продуктов на территории Беларуси.
4. Защита интересов национальных предприятий, предоставляющих услуги в области оффшорного программирования.
5. Совместное решение общих вопросов и проблем для членов Ассоциации, компаний, работающих с иностранными заказчиками.
6. Организация процессов сертификации и лицензирования компаний, предоставляющих услуги в области оффшорного программирования.
7. Утверждение цивилизованных форм работы и принципов здоровой конкуренции.
8. Содействие созданию благоприятных финансово-экономических условий для членов Ассоциации.
9. Повышение квалификации сотрудников компаний, предоставляющих услуги в области оффшорного программирования;
10. Борьба с недобросовестными компаниями, подрывающими имидж индустрии оффшорного программирования в Беларуси и за рубежом.
11. Представление интересов всех членов Ассоциации в международных организациях.
12. Координация предпринимательской деятельности членов Ассоциации, представление и защита их общих имущественных интересов.
13. Объединение конструктивных усилий для прогресса индустрии оффшорного программирования в Беларуси.
Членство в Ассоциации
Членами ассоциации могут стать, независимо от формы собственности, любые юридические лица, включая иностранные, основным видом деятельности которых являются информационные технологии. Члены Ассоциации обязуются соблюдать Устав Ассоциации и уплачивать членские взносы.
Ассоциация предусматривает два вида членства: Действительные и Ассоциированные члены. Ассоциированные члены Ассоциации не имеют права голоса. Сегодня Ассоциация уже объединяет 31 компанию, занятых в сфере разработки информационных технологий.
Юридическое лицо, желающее вступить в Ассоциацию, подает письменное заявление на имя Председателя Совета Ассоциации с просьбой о приеме в члены Ассоциации, к которому прилагаются документы, подтверждающие, что основным предметом его деятельности является разработка информационных технологий.
Совет Ассоциации на ближайшем заседании рассматривает данное заявление и выносит решение о приеме в члены.
Юридическое лицо, принятое в члены Ассоциации, в течение одного месяца с момента приема его в члены Ассоциации, подписывает с Ассоциацией Договор о членстве. Указанный договор от имени Ассоциации подписывает Председатель Совета Ассоциации.
Для достижения своих целей Ассоциация привлекает вступительные и членские взносы.
Размеры и порядок их уплаты определяются Советом Ассоциации.
Преимущества членства в Ассоциации разработчиков информационных технологий
Предприятия, входящие в состав ассоциации, формируют представительное организующее звено всей отрасли информационно-коммуникационных технологий. От имени своих членов и с их помощью ассоциация ведет диалог с государственными структурами, образовательными учреждениями, общественными объединениями и международными организациями по развитию и продвижению потенциала белорусских разработчиков информационных технологий.
При вступлении в ассоциацию предприятия-разработчики информационных технологий получают доступ к материалам отраслевых исследований, проектов, семинаров, других мероприятий, проводимых под эгидой ассоциации.
Ассоциация организует для своих членов поездки на международные выставки, где участие компаний может быть организовано на едином стенде ассоциации, что снижает издержки участия каждой компании.
Ассоциация проводит мероприятия по поиску внешних заказов и привлекает членов ассоциации к их совместной реализации в соответствии со специализацией и компетенцией. Ассоциация накапливает сведения о белорусских предприятиях ИКТ отрасли.
Согласно Указу № 234 (УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 3 мая 2001 г. № 234 «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ РАЗРАБОТКИ И ЭКСПОРТА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ», члены ассоциации получают налоговые льготы, что повышает их конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках.
Парк высоких технологий
Деятельность Парка высоких технологий регулируется Положением о Парке высоких технологий (Декрет Президента Республики Беларусь 22.09.2005 № 12).
Направлениями деятельности Парка высоких технологий являются:
разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения в промышленных и иных организациях республики;
экспорт информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения;
другие направления по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
В качестве резидентов Парка высоких технологий могут быть зарегистрированы юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь, представившие в администрацию Парка соответствующие документы и осуществляющие или планирующие осуществлять один или несколько следующих видов деятельности: анализ, проектирование и программное обеспечение информационных систем;
деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения;
фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ, связанных с направлениями деятельности Парка высоких технологий) и реализация результатов таких исследований и разработок;
другие виды деятельности, определенные Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Между резидентом Парка высоких технологий и администрацией Парка заключается договор, в котором устанавливаются права и обязанности резидента Парка высоких технологий. Администрации Парка, определяются сроки и условия предоставления резиденту зданий, сооружений, помещений, иного имущества на территории этого Парка, порядок их использования, иные положения по согласованию сторон.
Резидент Парка высоких технологий обязан:
-осуществлять деятельность в соответствии с направлениями деятельности Парка высоких технологий;
-производить администрации Парка отчисления в размере одного процента от своей выручки;
-направлять по запросу администрации Парка копии статистической отчетности о своей деятельности, представляемой в органы государственной статистики;
-зачислять денежные средства, полученные от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности) на счета банков, созданных на территории Республики Беларусь;
-ежегодно проводить обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и представлять аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в администрацию Парка.
-резидент Парка высоких технологий не вправе осуществлять иные виды деятельности, чем указанные выше, и получать выручку от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности), предоставления в пользование имущества и объектов интеллектуальной собственности, не связанную с осуществлением таких видов деятельности.
Резиденты Парка высоких технологий освобождаются от:
-налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, установленных законом Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на соответствующий финансовый (бюджетный) год, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности);
-налога на прибыль;
-налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности).
Земельные участки в границах Парка высоких технологий на период строительства на них резидентами этого Парка, но не более чем на три года, зданий и сооружений, предназначенных для осуществления их деятельности, не облагаются земельным налогом.
Основные средства и объекты незавершенного строительства резидентов Парка высоких технологий, расположенные на территории Парка, не облагаются налогом на недвижимость.
Доходы физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученные в течение календарного года от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам, а также доходы резидентов Парка - индивидуальных предпринимателей облагаются подоходным налогом с физических лиц по ставке 9 процентов и в совокупный годовой доход не включаются.
Резиденты Парка высоких технологий освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь для осуществления указанных выше видов деятельности Перечень таких товаров утверждается Президентом Республики Беларусь.
Ставка для уплаты налога на доходы, получаемые иностранными юридическими лицами, не осуществляющими деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, по дивидендам, долговым обязательствам, роялти, лицензиям, если источником выплаты такого дохода является резидент Парка высоких технологий, составляет 5 процентов, если более льготный режим не установлен международными договорами Республики Беларусь.
Оффшорный сбор не взимается с резидентов Парка высоких технологий при выплате (передаче) дивидендов их учредителям (участникам).
При расчете ставки арендной платы, уплачиваемой резидентами Парка высоких технологий на территории Парка, к базовой ставке арендной платы, определенной в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495 "О совершенствовании порядка определения размеров арендной платы и передачи в безвозмездное пользование общественных, административных и переоборудованных производственных зданий, сооружений и помещений, находящихся в государственной собственности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 112, 1/4050), применяется понижающий коэффициент 0,5.
Не подлежит обязательной продаже иностранная валюта, полученная резидентами Парка высоких технологий от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Юридические лица, не являющиеся резидентами Парка высоких технологий, реализующие (планирующие реализовать) бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий, в том числе не связанные с перечисленными выше видами деятельности, зарегистрировавшие такие проекты, вправе использовать указанные выше льготы
Для регистрации бизнес-проектов в сфере новых и высоких технологий нерезиденты Парка высоких технологий представляют в администрацию Парка заявление по форме, утверждаемой Советом Министров Республики Беларусь с приложением (пакет документов, в том числе бизнес-проект, который предлагают реализовать (реализуют).
Организация УП "Технопарк БНТУ "Метолит" создана с целью:
- создания благоприятных условий (включая материально-техническую и информационную базу) для развития предпринимательства в научно-технической сфере;
- осуществления инновационного процесса: поиск новшества - выпуск инновационного продукта - реализация.
На сегодняшний день Технопарк решает следующие задачи:
- создание конкурентной, импортозамещающей продукции как научно-технического, так и производственного назначения;
- создание эффективной системы, способствующей развитию научно-технического потенциала, продвижению результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в реальный сектор экономики;
- создание и поддержка малых инновационных предприятий, а также привлечение их к процессу освоения и выпуска наукоемкой продукции;
- анализ рынка, маркетинговые исследования и поддержка информационно-маркетинговой сети ВУЗов Республики Беларусь;
- поддержка центров трансфера технологий при университетах Республики Беларусь; - продвижение научно-технических разработок путем организации и участия в выставках и кооперационных биржах;
- организация дополнительных рабочих мест, в том числе для высококвалифицированных специалистов, научных работников, студентов, аспирантов.
Технологический парк «Метолит» имеет разветвленную организационную структуру, одним из наиболее значимых элементов которой является Межвузовский центр маркетинга научно-исследовательских разработок (МЦМ НИР) - структурное подразделение Инновационного республиканского унитарного предприятия «Научно-технологический парк БНТУ «Метолит». Центр создан 27 июля 1998 года в соответствии с решением коллегии Министерства образования Республики Беларусь.
Целью деятельности МЦМ НИР является создание постоянно действующей системы сбора и обработки маркетинговой информации в области научно-исследовательских разработок для классификации и анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации, предназначенной для использования ее специалистами по маркетингу НИР в ВУЗах и Министерств образования при планировании действий на рынке научно-технической продукции.
ЗАО «Технологический парк Могилев» (ЗАО «ТПМ») в настоящее время выполняет ряд функций и одновременно является: инкубатором малого инновационного предпринимательства, бизнес инновационным центром, центром трансфера технологий, стимулируя различными способами продвижение в экономику региона отечественных и зарубежных идей, знаний, опыта, НИОКР, технологий, оборудования и инвестиций.
Основной механизм инкубирования в ЗАО «ТПМ» — существенное снижение ставок арендной платы для молодых инновационных предприятий в первые годы их деятельности.

3. Технополисы, наукограды
Следующий уровень развития инновационной инфраструктуры, точнее, инновационной среды – технополис. Он обычно возникает там, где переплетается деятельность близко расположенных технопарков. На территории Беларуси не так уж мало городов с достаточно высоким научно-инновационным потенциалом, где со временем могут образоваться технополисы: Минск, Гомель, Гродно, Могилев, Витебск, Брест, Новополоцк. Пока можно говорить не о технополисах, а о нормально работающем бизнес–инкубаторе или технопарке. Анализ деятельности научно-инновационных предприятий показал, что наиболее эффективным направлением на данном этапе является их создание при НИИ и ВУЗах, а также в структуре технологических парков.
Очевидно, что формирование ИС возможно только в рамках реализации проекта по созданию «Академтехнополиса». В оптимальном варианте с позиции формирования ИС основные этапы создания «Академтехнополиса» могут быть определены следующим образом.
Одним из типологических признаков технопарка является его территориальная целостность. Однако на начальном этапе будет трудновыполнимым размещение всех его институциональных субъектов на единой промышленной площадке, поэтому частичная виртуальность структуры «Академтехнополиса» должна рассматриваться как неизбежность. Но уже к 2004 г. разработана техническая документация и начато строительство здания (комплекса зданий) для размещения в зоне расположения основных объектов парка бизнес-инкубатора, рассчитанного на размещение в нем малых инновационных предприятий и предприятий инновационного сервиса. Подготовка к их размещению, включая рекламу и маркетинг, должна вестись уже на стадии проектирования. Такая концентрация амбициозного и агрессивного в хорошем смысле интеллектуального потенциала позволит сформировать особую творческую среду, энергетика которой будет способствовать повышению эффективности проводимых здесь исследований. Параллельно со строительством бизнес-инкубатора должно проводиться его оснащение современной научной аппаратурой, вычислительной и компьютерной техникой, для чего необходимо использовать международную и спонсорскую помощь, государственную поддержку.
В связи с тем, что в Минске остро ощущается недостаток выставочных площадей, для «Академтехнополиса» требуется подготовить собственный инвестиционный проект строительства на его территории крупного выставочного комплекса международного уровня, включая трехзвездочную гостиницу. В создании такого комплекса наравне с НАН Беларуси (которая реально может взять на себя только функции заказчика) должны участвовать республиканские и городские власти, причем последние - как соучредители технопарка, что расширит его возможности региональной ориентации. Реализация проекта создаст условия для проведения в Беларуси на постоянной основе выставочной деятельности в области научно-технического развития. Это будет способствовать коммерциализации научных разработок белорусских ученых, продвижению отечественной наукоемкой и высокотехнологичной продукции на внутренний и внешний рынки, станет реальной предпосылкой для широкого трансфера технологий, повысит международный рейтинг страны, привлечет иностранных инвесторов в ее научно-техническую сферу. По статусу этот выставочно-гостиничный комплекс может быть отнесен к республиканскому центру трансфера технологий.
В нем должен располагаться и информационно-маркетинговый центр, в функции которого должны входить создание базы данных широкого спектра в области рынка высоких технологий научной и наукоемкой продукции, а также формирование тематики выставок с учетом потребностей научно-технического развития страны.
Вплоть до ввода в эксплуатацию комплекса функции информационного центра может взять на себя БелИСА, способный в силу своей специализации получить и обобщить разрозненные информационные ресурсы, обеспечив с помощью сетей BASNET и НИКС необходимой аналитической информации все научные и коммерческие структурные подразделения «Академтехнополиса» и институты НАН Беларуси.
Ускоренное развитие сети малых инновационных предприятий (научных, сервисных и венчурных) потребует незамедлительного проведения превентивного комплекса мероприятий, направленных на создание необходимой нормативно-правовой базы и подготовку менеджмента. Должны быть подготовлены и приняты законы об инновационной и венчурной деятельности, с помощью которых могут быть сняты все преграды на пути научно-технического развития страны. Их основные положения должны включать в себя такие вопросы, как:
• финансовое обеспечение инновационной деятельности, увязывающее в производственной и денежно-кредитной сферах научно-технический прогресс со льготами по налогообложению;
• венчурная деятельность в научно-технической области и государственного участия в распределении связанных с ней рисков;
• роль государства в системе многоуровневого финансирования НИОКР и поддержке малого инновационного предпринимательства;
• придание национальным научно-инновационным центрам особого статуса, обеспечивающего им высокую экономическую эффективность и инвестиционную привлекательность за счет свободного движения капиталов, высокой прибыльности, защиты инвестиций, патронажа со стороны государства, включая гарантии инвесторам по защите их интересов, таможенные льготы, упрощенный визовый режим и др.
Необходимо функционирование системы подготовки кадров для организации инновационной деятельности. На начальном этапе это могут быть курсы переподготовки управленческого персонала промышленных предприятий и банковских учреждений на базе, например, Академии управления, а для малых предприятий - постоянно действующие семинары и специальные курсы в центрах поддержки предпринимательства.
Для реализации долгосрочной государственной политики в области научно-технического развития необходимо провести стажировку преподавателей профильных вузов за рубежом, чтобы организовать учебный процесс по подготовке специалистов инновационного менеджмента для работы в малых научно-инновационных, венчурных и сервисных предприятий, бизнес-инкубаторах, бизнес-школах и других структурах технопарков. Развитие ИС неразрывно связано с внедрением рыночных отношений в научно-инновационную деятельность. При этом рыночный подход будет выражаться не только в использовании альтернативных источников финансирования НИОКР, но и в придании научной продукции функции товара, в чем и состоит суть коммерциализации научных исследований.
Однако в настоящее время крайне ограничен оплаченный спрос на результаты научно-технической деятельности со стороны производственной и социальной сфер, что снижает возможности коммерциализации отечественных разработок. В связи с этим обостряется проблема приоритетов. Возникает необходимость оптимизации научно-технического потенциала с позиций взвешенного соотношения между его участием в технологическом совершенствовании действующих производств и опережающем развитии новых направлений, обеспечивающих национальную конкурентоспособность.
Сегодня государство в силу ограниченности его бюджетных возможностей не в состоянии финансировать все проводимые в республике научные исследования и в случае отхода от действующего равнораспределительного принципа будет вынуждено отказаться от тех из них, которые не соответствуют приоритетным направлениям развития экономики. В этой ситуации в качестве единственной альтернативы и будет востребован рынок научно-технической продукции.
Главным направлением должно стать формирование научного потенциала, отвечающего требованиям инновационного развития приоритетных отраслей и производств. Важнейшей задачей на этом пути является получение в итоге таких результатов научных исследований, которые были бы востребованы экономикой. Для этого необходимо:
• отказаться от практики утверждения перечня приоритетных направлений фундаментальных исследований, адекватно тематическому плану НАН Беларуси и жестко его детерминировать;
• перейти на государственное финансирование поисковых фундаментальных исследований, имеющих прямое отношение к приоритетным направлениям социально-экономического и научно-технического развития республики;
• вывести на рынок научно-технической продукции не финансируемый или частично финансируемый государством сектор науки, предоставив последнему возможность сформироваться в условиях мировой
конкуренции в отдельную высокодоходную отрасль экономики. Чтобы избежать при таком подходе возможной научной необеспеченности некоторых приоритетных направлений развития национальной экономики, следует максимально использовать возможности разделения труда в рамках СНГ, и в первую очередь формирующегося российско-белорусского союза.
Для достижения намеченной цели следует разработать пакет нормативно-правовых документов, обеспечивающих выбор и реализацию научных исследований в НАН Беларуси в соответствии с приоритетами социально-экономического и научно-технического развития республики.
В России сформировались более пятидесяти средних и малых городов, почти полностью связанных с проведением научных исследований и практическим освоением их результатов (Дубна, Жуковский, Зеленоград, Королев, Обнинск, Димитровград и др.). Основная часть их населения – научные работники и их семьи. Привязка к научной деятельности и решению конкретных практических задач предопределила отсутствие в них ориентированных на конечный потребительский спрос предприятий.
Таким городам присвоили термин «наукоград» – это муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом, состоящим из организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники. Его инфраструктура – совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность его населения.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии