БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Финансовое право » Финансовое право как отрасль права.

Финансовое право как отрасль права.

Финансовое право как отрасль права.

1. Понятие и предмет финансового права.
2. Метод финансового права и его специфика.
3. Сравнительный анализ финансового права с другими отраслями права РБ.
4. Принципы финансового права.
5. Система финансового права.
6. Источники финансового права.
7. Понятие и особенности финансово-правовых норм.
8. Структура финансово-правовых норм.
9. Классификация финансово-правовых норм.
10. Понятие и особенности финансовых правоотношений.
11. Классификация финансовых правоотношений.
12. Основания возникновения, изменение и прекращения финансовых правоотношений.
13. Понятия субъектов финансового права и их классификация.

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Финансовое право – отрасль права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства. 
Финансовое право – совокупность норм, регулирующих отношения в сфере аккумуляции, образования, использования, распределения государственных денежных фондов.
Финансовое право – совокупность норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и МОСУ, необходимых для реализации их задач. 
Предметом финансового права является:
1)отношения между РБ и ее АТЕ в лице органов власти
2)отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками
3)отношения между финансовыми органами и юр.л и физ.л. в связи с выполнением бюджетных обязательств
4)отношения между финансово-кредитными органами и физ. и юр.л. в связи с образованием, распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов

2.Метод финансового права – совокупность приемов и способов юридического воздействия на поведение участников финансовых правоотношений, а также на характер взаимоотношений между ними. 
Метод властных предписаний (императивный) заключается в том, что государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность принимают решение, которые являются обязательными для второй стороны правоотношений. Данный метод характеризуется неравным положением сторон и отсутствием договора между сторонами. 
Данный императивный метод способствует своевременному и полному поступлению средств в распоряжение государства, их целевому использованию в соответствии с республиканскими программами и планами. 

3.Сравнительная характеристика финн права с конституционным. Конституционные право содержит в себе основные начала для всех отраслей права. Раздел 7 Конституции закрепляет финансово-кредитные основы РБ. Нормы Конституции определяют основы общественного строя, правовое положение граждан, устанавливают компетенцию правительства, Национального Собрания, органов финансового контроля в области бюджета и бюджетного процесса, а также налоговой валютной политики. 
Сравнительная характеристика финн права и административного. Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления. Финансовая деятельность – деятельность органов государственного управления в области организации финансовой системы и финансовых правоотношений. Одинаковый метод правового регулирования. Отличия между ними проводится по предмету регулирования. Административное право регулирует отношения во всех областях государственного управления, а финансовое право – только отношения, связанные с финансовой деятельностью государства.
Сравнительная характеристика финансового права и гражданского. Гражданское право наряду с имущественными отношениями регулирует также и денежные отношения. Для отношений регулируемых гражданским правом характерно равенство сторон. Многие отношения, возникающие в области расчета, сберегательного дела, страхования, государственного кредитования регулируются нормами гражданского права. Разграничения проводятся по методу правового регулирования.

4.Принципы – объективно существующие и закрепленные в его нормах основные начала, идеи, выражающие сущность содержания финансового права и особенности его воздействия на регулируемые общественные отношения.
Принципы:
1)законности
2)неотвратимости ответственности за финансовые правонарушения и преступления
3)плановости
4)целевого распределения и использования денежных средств
5)обеспечения финансовой самостоятельности физ. и юр.л.
6)реализации финансовых прав и обязанностей под контролем государственных финансово-кредитных органов
7)строгого и неукоснительного соблюдения финансовой дисциплины

5.Система финансового права состоит из множества финансово-правовых норм, которые группируются в отдельные финансово-правовые институты, регулирующие однородные отношения и тесно взаимосвязанные между собой. 
Системам финансового права РБ – обусловленное теорией и практикой внутреннее построение финансово-правовых норм, их расположение в определенный последовательности и взаимосвязь между отдельными финансово-правовыми институтами. 
Система подразделяется на общую и особенную части.
Общая часть изучает принципы, источники, перечень и полномочия государственных органов, определения финансовой нормы, правоотношений. 
Все эти положения конкретизируются в особенной части: бюджетное право и процесс, правовое регулирование государственных доходов, налоговое право, государственный кредит, банковское кредитование, страхование, валютное регулирование и валютные операции. 

6.Источники финансового права:
1)Конституция РБ (13, 56, 84, 97, 107, 121, гл.8, Р.7)
2)Законы РБ (закон о местном управлении и самоуправлении, закон об аудиторской деятельности, закон о бюджете на очередной финансовый год)
3)Кодексы (банковский кодекс, налоговый кодекс, бюджетный кодекс)
4)Подзаконные акты (декреты и указы президента – указ президента о некоторых мерах по упорядочению расчетов в РБ; постановления и распоряжения правительства РБ; нормативные акты министерств и иных республиканских органов государственного управления в форме постановлений и приказов; постановления Национального Банка РБ; инструкции, положения, уставы, правила министерств и иных РОГУ)
5)Акты местных органов управления и самоуправления (решения местных советов депутатов, решения местных исполкомов)
6)Международные акты (конвенции, международные договоры, ратифицированные РБ)

7.Особенности норм финансового права:
1)регулируют отношения, касающиеся образования, распределения и использования государственных денежных фондов
2)носят императивный повелительных характер
3)финансово-правовые нормы, устанавливающие права и обязанности государственных органов как участников финансовых правоотношений как правило не разделимы и выражаются через термин полномочия
Нормы финансового права – установленные и охраняемые государством правила поведения участников финансовых правоотношений, выраженные в их правах и обяз-стях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных денежных фондов. 

8.Структура как и в других нормах трехзвенная. 
Гипотеза – обстоятельства, при которых могут возникать финансовые правоотношения. Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовых норм. 
Диспозиция – содержание самого правила поведения, т.е. предписывает совершить определенные действия по образованию, распределению и использованию государственных финансовых ресурсов. Также содержит права и обязанности сторон.
Санкция – указывает на меры финансового воздействия за нарушения предписаний государства (штраф, пеня, применение кредитных санкций банка, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание не внесенных платежей).

9.Классификация финансово-правовых норм:
1)в зависимости от содержания:
А)материальные – закрепляют содержание прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, т.е. закрепляют виды и объем денежных обязательств физ.л. и юр.л. перед государством, закрепляют источники образования кредитных ресурсов банка, определяют виды расходов, включенных в бюджетные и внебюджетные фонды
Б)процессуальные – определяют порядок действия субъектов финансовых правоотношений
2)в зависимости от характера воздействия на субъектов правоотношения:
А)обязывающие нормы (императивные)
Б)запрещающие – содержат запреты на совершения определенных действий
В)управомачивающие (дозволяющие) 

10.Финансовые правоотношения – отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства в области мобилизации, распределения и использования денежных ресурсов государства, которые урегулированы финансово-правовыми нормами. 
Особенности финансовых правоотношений:
1)возникают в процессе финансовой деятельности государства, а также местных органов власти и управления 
2)является разновидностью имущ-ых правоотношений
3)субъективные права и юридические обязанности устанавливаются государством в н.п.а. 
4)одним из участников всегда является государство в лице его уполномоченных органов по поводу денег

11.Классификация финансовых правоотношений:
1)в зависимости от структуры системы финансового права:
А)бюджетные
Б)налоговые
В)кредитные
Г)валютные
Д)правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов и в том числе при сметно-бюджетном финансировании
Е)банковские
Ж)отношения, возникающие в сфере денежного обращения и расчетов
2)в зависимости от объекта правового регулирования:
А)материальные правоотношения – с помощью данных правоотношений реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных материальных ресурсов
Б)процессуальные правоотношения – через них выражается юридическая форма, в которой происходим получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование
3)в зависимости от сроков и времени действия:
А)постоянные (налоги)
Б)срочные (кредиты)
4)по субъектному составу:
А)между РБ и физ.л. и юр.л.
Б)между РБ и ее АТЕ
В)между финансово-кредитными и налоговыми органами с одной стороны и физ. и юр.л с другой
Г)между организациями и их вышестоящими органами государственного управления по поводу распределения и использования в соответствующих отраслях народного хоз-ва бюджетных или кредитных ресурсов
Д)между финансово-кредитными организациями и организациями по поводу образовании и распределения кредитных ресурсов

12.Основаниями возникновения, изменение и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты.
Юридические факты – предусмотренные нормами финансового права действия или события, которые вызывают образование, изменение или прекращение у физ. или юр.л. прав и обязанностей.
Действия – утверждение финансово-правовых актов, в которых выражены права и обязанности финансовых правоотношений.

13.Субъекты:
1)РБ
2)административно-территориальные образования, имеют свою материальную базу в виде местных бюджетов и территориальных внебюджетных фондов
3)органы государственной власти и управления общей компетенции (президент, правительство, парламент) – осуществляют общее руководство процессом сбора, распределения и использования централизации и децентрализации государственных денежных фондов. Устанавливают правила поведения всех участников финансовых правоотношений.
4)специализированные органы управления финансовой системы государства – они проводят основную работу по обеспечению установленных представительной властью предписаний в области финансов, руководят и несут ответственность за деятельность органов финансовой системы (государственные комитеты)
5)финансовые юр.л., которые специализируются на выполнении определенных финансовых операций (финансово-кредитные органы)
6)юридические лица – бюджетные организации и налогоплательщики, как коммерческие, так и не коммерческие
7)физические лица

 

Полезно: Классификация юридических лиц.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии