БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Административное право » Сущность и виды контроля в госуправлении

Сущность и виды контроля в госуправлении

Сущность и виды контроля в госуправлении

1. понятие, значение и виды контроля за субъектами административного права
2. госконтроль за субъектами административного права
3. контроль, осуществляемый президентом
4. контроль, осуществляемый КГК
5. контроль, осуществляемый органами представительной (законодательной) власти
6. контроль органов исполнительной власти

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1. Контроль в широком смысле – это система наблюдений и проверки процессуальных функций объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. Система социального управления, контроль – важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дела, о выполнении принятых решений. В госуправлении контроль используется для повышения исполнительской дисциплины, организации эффективного механизма по предотвращению нежелательных последствий.
Содержание контроля состоит из:
1) наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения объективной информации о выполнении подконтрольными правил и поручений. Наблюдение осуществляется путем изучения данных учета, проверки документов на месте, проведение ревизии и т.д.
2) анализ собранной информации, выявление тенденций, причиненных разработкой прогнозов
3) принятие мер по предотвращению нарушения законности и дисциплины
4) пресечение противоправной деятельности
5) выявление виновных, привлечение их к ответственности

Основные принципы контроля:
1) законность
2) объективность
3) независимость
4) гласность
5) сохранение государственной, коммерческой и других, охраняемых законом тайн.

По отношению (связи) субъектов контроля с государством, контроль подразделяется на:
1) государственный – осуществляется госорганами и их должностными лицами (президент, парламент и т.д.)
2) общественный – осуществляется организациями, объединениями (профсоюзы, политические партии)

2.Госконтроль – это деятельность специально уполномоченных госорганов, должностных лиц и иных уполномоченных субъектов о наблюдении за процессуальным функционированием объекта с целью устранения выявленных нарушений.
Отличительные черты госконтроля:
1) важнейшее средство предупреждения, выявления и пресечения нарушений законности и государственной дисциплины
2) наиболее эффективный способ обеспечения законности и дисциплины
3) проводится всеми госорганами повседневно и повсеместно
4) осуществляется от имени государства и с использованием соответствующих юридически-властных полномочий

Виды классификации:
1) по объему
• общие – исследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных субъектов
• специальные – проверка подконтрольного объекта по четко определенному кругу вопросов
2) по стадиям проведенного контроля
• предварительный – основная цель профилактика правонарушений
• текущий – непосредственно в ходе контроля
• последующий – проверка устранения ранее выявленных недостатков
3) в зависимости от субъектов
• президентский
• контроль органа представительной власти
• исполнительной власти
• судебный
• КГК

 

3.Президент согласно законодательству наделен широкими полномочиями в сфере контрольно-надзорной деятельности. Основными направлениями контрольной деятельности президента являются:
1) контроль в процессе формирования ОГУ
2) контроль за содержанием деятельности ОГУ
3) контроль за соблюдением законности. Так, например, президент имеет право отменять постановления правительства, приостанавливать решения местных исполкомов.
4) И др.

Президентский контроль осуществляется в 2–х основных формах:
1) непосредственно президентом
2) с помощью специально уполномоченных органов:
• администрации президента
• КГК
• Совет безопасности

4.Согласно законодательству КГК осуществляет контроль за:
1) исполнением республиканского бюджета
2) использованием госсобственности 
3) исполнением актов президента, парламента, правительства, регулирующих отношения госсобственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Структура КГК:
1) руководство
• председатель
• заместители 
• коллегии
2) департамент финансовых расследований (фискальная милиция)
3) подразделение центрального аппарата КГК
4) территориальные органы КГК
• областные управления и г.Минска
• районные и межрайонные отделы

Основные правомочия КГК:
1) имеет право проводить проверки предприятий и учреждений
2) имеет право затребовать (специальные) необходимые сведения, документы
3) имеет право приостановить деятельность предприятий торговли
4) имеет право проводить контрольные закупки 
5) правомочен составлять протоколы об административных правонарушениях

5.Контроль представительной власти осуществляет национальное собрание РБ, местные советы депутатов всех уровней.
Наибольшим объемом контрольных полномочий наделен парламент РБ:
1) имеет право (совет республики) отменять решения местных советов депутатов, не соответствующие действующему законодательству
2) принимает решения (совет республики)о роспуске местных советов (областных, районных) в случае систематического и грубого нарушения ими требований законодательства
3) имеет право контролировать деятельность правительства (заслушивает на заседаниях палат отчеты премьер-министра, членов правительства
4) имеет право высказать недоверие правительству РБ, что может повлечь отставку Совмина
5) контролирует процесс назначения на государственные должности высших должностных лиц (палата представителей дает согласие на назначение президентом премьер-министра)

Определенными контрольными полномочиями персонально наделены депутаты палаты представителей и члены совета республики, они могут (обязаны) осуществлять прием граждан-избирателей, на которых принимают от них жалобы и заявления на действия ОГУ. По указанным жалобам они правомочны направлять депутатские запросы и контролировать процесс устранения выявленных недостатков.
Определенными полномочиями по контролю над деятельностью ОГУ обладают местные советы депутатов (областные, районные и др.), они осуществляют контрольные функции через специально создаваемые комиссии (пример: комиссия при районных советах депутатов по соблюдению законности). Контрольная деятельность местных советов охватывает обширную область: хозяйственную, социально-культурную, административно-политическую сферы жизнедеятельности местных органов управления.

Главные направления контрольной деятельности местных советов депутатов:
1) контроль за процессом формирования местных органов управления 
2) контроль за содержанием деятельности местного аппарата управления 
3) контроль за местным бюджетом
4) контроль за методами и стилем работы местного аппарата управления
5) контроль за исполнением закона

6.Все виды органов исполнительной власти в той или иной мере наделены контролирующими полномочиями.
Объем контролирующих полномочий зависит от статуса ОГУ. Так, наибольшими контролирующими полномочиями наделен Совмин.
Контроль органов исполнительной власти призван обеспечивать деятельность и дисциплину в системе подведомственных органов.

Виды контроля органов исполнительной власти:
1) общие – его осуществляют органы исполнительной власти общей компетенции (Совмин, исполкомы)
2) внутриведомственные – осуществляются за подконтрольными субъектами в рамках конкретного учреждения, государственного комитета, ведомства. Он осуществляется руководителем или с помощью специального аппарата (например: контрольно-ревизионные службы)
3) надведомственный (межведомственный) – осуществляется органами межотраслевой компетенции:
• министерство финансов
• министерство труда и социальной защиты
• министерство статистики и анализа 
• др.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии