БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Финансовое право » Сбалансированность бюджетов

Сбалансированность бюджетов

Автор: Maxvel 7-07-2013, 10:45

Сбалансированность бюджетов

1. Понятие сбалансированности бюджета.
2. Источники финансирования дефицита республиканского бюджета и местных бюджетов.
3. Временный кассовый разрыв,
4. Правовой режим межбюджетных трансфертов.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы. В общем виде сбалансированность бюджета предполагает равенство его доходной и расходной частей, что в условиях многообразия экономических процессов труднодостижимо, результатом чего является дефицит или профицит бюджета.
Превышение расходов бюджета над его доходами означает наличие дефицита бюджета (ст. 2 БК). Пределы дефицита бюджета устанавливаются при его ежегодном принятии, Утверждение бюджета с дефицитом допускается в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита бюджета.
В соответствии со ст. 1 закона «О республиканском бюджете на 2013 год» установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2013 год в сумме 0 (ноль) рублей.
В соответствии со ст. 48 БК предельный размер дефицита республиканского бюджета, а также предельные уровни дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска по отношению к доходам соответствующего консолидированного бюджета области или бюджета г, Минска устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. 
Предельные уровни дефицита бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения по отношению к их доходам определяются решениями вышестоящих местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год в пределах уровня дефицита, установленного для консолидированных бюджетов районов.
Как правило, предельный уровень дефицита бюджета закрепляется путем сопоставления конкретных совокупных величин доходов и расходов бюджета.
В случае принятия бюджета с дефицитом источники финансирования дефицита бюджета утверждаются:
1. по республиканскому бюджету — законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
2. по местным бюджетам — решениями соответствующих местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
Профицит бюджета — это превышение доходов над расходами. Профицит образуется или за счет увеличения доходов, или за счет сокращения расходов.

2. Ст. 50-51 БК определяют источники финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов. Источниками Финансирования дефицита республиканского бюджета являются:
- государственные займы;
-средства от операций с имуществом, находящимся в республиканской собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством;
-изменения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета;
- иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.
Источниками Финансирования дефицита местных бюджетов являются:
- бюджетные кредиты;
-займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;
- средства от операций с имуществом, находящимся в коммунальной собственности, кроме средств от Операций с имуществом, являющихся доходами и расходами местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством;
- изменения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего местного бюджета;
иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.
Ст. 49 БК особо акцентирует внимание на том, что кредиты Национального банка Республики Беларусь, а также средства от приобретения Национальным банком Республики Беларусь долговых обязательств Республики Беларусь при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением случаев, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и (или) Президентом Республики Беларусь.
Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, влекущие дефицит бюджета или его увеличение. должны определять источники финансирования дефицита бюджета и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.

3. В процессе исполнения бюджета возможен временный кассовый разрыв, под которым в соответствии со ст. 2 БК понимается несбалансированность доходов и расходов, временно образовавшаяся при исполнении бюджета. Временный кассовый разрыв означает прогнозируемую в определенный период текущего финансового года недостаточность бюджетных средств для финансирования определенных выплат из бюджета.
При образовании временного кассового разрыва государство может принять радикальную меру в виде блокирования. т.е. временной приостановке финансирования по отдельным статьям расходов бюджета (ст. 2 БК). 
Однако на практике, как правило, используется механизм определения оборотной кассовой наличности и предоставление бюджетного кредита.
В соответствии со ст. 2 БК оборотная кассовая наличность — сумма средств бюджета сверх предусмотренных расходов за счет остатков средств на начало планируемого финансового года и доходов бюджета текущего года, используемая в течение года на покрытие временных кассовых разрывов, восстанавливаемая к концу текущего года в размере, установленном при утверждении бюджета.
В соответствии с законом «О республиканском бюджете на 2013 год» оборотная кассовая наличности по республиканскому бюджету на 1 января 2014 года утверждена в сумме 450 000 000 тыс. рублей.
По формальным признакам бюджетный кредит представляет собой разновидность внутренних долговых активов Республики Беларусь. В то же время, в контексте принятия мер по достижению сбалансированности бюджета бюджетный кредит может рассматриваться и в качестве дополнительной формы финансовой помощи, которой присущи отдельные признаки государственного кредитования. Ст. 2 БК под бюджетным кредитом понимает бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.

4. Одним из определяющих элементов бюджетной политики в рамках достижения сбалансированности бюджетов различных уровней являются межбюджетные отношения, под которыми в соответствии со ст. 71 БК являются отношения между республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления при осуществлении бюджетного процесса,
Регулирование межбюджетных отношений осуществляется в целях обеспечения соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий.
В Республике Беларусь межбюджетные отношения основываются на следующих принципах (ст. 72 БК)
- разграничения и закрепления доходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь;
- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Республики Беларусь 
- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь.
Как правило. использование собственных и регулирующих доходов не позволяет в полной мере решить проблему сбалансированности нижестоящих бюджетов в русле покрытия затрат соответствующих публичных образований. В связи с этим к межбюджетным отношениям относят оказание финансовой помощи, именуемой на легально-бюджетном уровнем (ст. 2 БК) межбюджетными трансфертами, под которыми понимаются бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе.
В соответствии со ст. 75 БК межбюджетные трансферты предоставляются в формах дотаций, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в соответствии с бюджетным законодательством.
Ст. 2 БК дает определение дотации., субвенции и субсидий,
Дотация — межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в случае. если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета,
Субвенция — межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов,
Дотация из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет может быть предоставлена только после учета в полном объеме собственных доходов бюджета и регулирующих доходов.
Межбюджетный трансферт из нижестоящего бюджета в вышестоящий бюджет передается в случае превышения прогнозируемого объема доходов нижестоящего бюджета над прогнозным объемом его расходов либо в иных случаях, установленных законодательными актами и (или) решениями местных Советов депутатов.
Объем межбюджетных трансфертов в форме дотаций на планируемый период определяется на основе разницы между прогнозным объемом доходов и прогнозным объемом расходов соответствующего местного бюджета.
Дотация, субвенция или иной межбюджетный трансферт могут также предоставляться из соответствующего вышестоящего бюджета в соответствии с пунктом 7 статьи 101 БК в случае принятия акта законодательства, вызывающего уменьшение доходов или увеличение расходов нижестоящего бюджета.
Неиспользованные в течение счетного финансового года межбюджетные трансферты имевшие целевой характер использования, подлежат возврату в бюджет, из которого они предоставлены, в течение первых 10 календарных дней текущего финансового года для завершения операций отчетного финансового года.
Размер и цели субвенций бюджетам областей и Бюджету г. Минска определяются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год,
Размер и цели субвенций из областных бюджетов бюджетам районов и бюджетам городов областного подчинения, из районных бюджетов бюджетам сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения определяются решениями вышестоящих Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии